Специальные педагогические технологии

Степанова Дарья Николаевна

Специальные  педагогические технологии

 

Сказкотерапия для дошкольников - современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. 

  1. Фосова Е. А. Сказкотерапия как метод коррекции аффективного поведения ребенка [Текст] / Фосова Е. А.// Логопед в детском саду. - 2010. - № 3. - С. 73-77.
  2. Основы сказкотерапии. Практика сказкотерапии – С. 9-190.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.
  4. Психология сказки и сказкотерапия [Текст] - 264 с. - (Журнал практического психолога: № 10-11).
  5.   Пономарева В. И. Там, на неведомых дорожках. Из практики сказкотерапии [Текст] / Пономарева В. И.; Професиональная      Психотерапевтическая Лига (ППЛ). - М.: Академический Проект, 2008 ; Альма Матер. - 244 с. - (Психотерапевтические технологии)
  6. Тренинг по сказкотерапии [Текст]: сборник программ / под ред.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: РЕЧЬ, 2004. - 254 с.: табл. - (Психологический тренинг).
  7. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Соколов Д. Ю. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Независ.фирма "Класс", 1997. - 146 с.: ил. - (Библиотека психологии и психотерапии).
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - СПб.: ООО "Речь", 2002. - 310 с.
  9. Перминова М. Как Кис и Тяф стали друзьями, или Простые правила коммуникации [сказкотерапия]  [Текст]/ Перминова М.// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2010. - № 5. - С. 22-25.
  10. Балабанова М. А. Сказкотерапия: суггестивное значение сказок и психическое здоровье ребенка [Текст]/ Балабанова М. А.// Современный детский сад . - 2009. - № 6. - С. 36-43.

 

Игротерапия - это метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. 

  1. Зеленцова-Пешкова Н.В. "Игротерапия для дошкольников" серия  школа развития   Ростов-на-Дону "Феникс" 2014г
  2. Богина Е. В. Теоретические представления об игре и игровой терапии [Текст]/ Богина Е. В.// Психолог в детском саду. - 2010. - № 1. - С. 7-34.
  3.  Богина Е. В. Составляющие процесса игротерапии /[Текст] Богина Е. В.// Психолог в детском саду. - 2010. - № 1. - С. 19-54.
  4. Аршатская О. С. Сочетание игровых занятий и холдинг-терапии в психологической помощи ребенку с выраженными проблемами детского аутизма[Текст] / Аршатская О. С.// Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 62-70.
  5. Петренко Н. В. Опыт внедрения недирективной игровой психотерапии в коррекционной работе психолога с детьми дошкольного возраста [Текст]/ Петренко Н. В.// Психолог в детском саду. - 2009. - № 2. - С. 83-88.
  6. Лысова М. С. Игровые формы работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии[Текст] / Лысова М. С.// Современный детский сад . - 2011. - № 3. - С. 62-67.
  7. Богина Е. В. Игротерапия с аутистами [Текст]/ Богина Е. В.// Психолог в детском саду. - 2010. - № 1. - С. 86-104.
  8. Стельмах О. Игровые занятия и их значение в развитии детей дошкольного возраста [Текст]/ Стельмах О.// Коррекционно-развивающее образование. - 2010. - № 3. - С. 41-45.

 

Зоотерапия - это влияние животных, окружающих человека, на его здоровье.

Анималотерапия, т. е. лечение с помощью животных, с успехом применяется при многих заболеваниях у детей.

Фелинотерапия – терапевтическое воздействие кошек. Кошки успокаивают, снимают стресс, головные и суставные боли, уменьшают воспаления.

Канистерапия – вид анималотерапии с использованием собак. Собаки незаменимы при работе с детьми, страдающими аутизмом, они оказывают огромное влияние на поведение таких детей.  Больному ребенку бывает легче наладить контакт с собакой – существом дружелюбным, привязчивым и благодарно воспринимающим человека таким, какой он есть.

Дельфинотерапия используется при ДЦП, синдроме Дауна, олигофрении, аутизме. Помогают дельфины и при расстройстве внимания, слуха, речи, гидро- и микроцефалии.

Иппотерапия включает общение с животными и верховую езду. Она помогает при заболеваниях ОЛА, полиомиелите, умственной отсталости. Хорошо подготовленная лошадь дает всаднику чувство стабильности, которое всегда было основой для снятия страхов, особенно у тех детей, чье восприятие картины мира нарушено.

   

  1. Морина Е. Ю.  Мини-лошадки помогают детям с особыми потребностями [Текст] / Морина Е. Ю., Котов А. С.// Современный детский сад . - 2009. - № 7. - С. 48-54.
  2.  Постнова С. Анималотерапия [Текст] : [психотерапия с детьми с помощью домашних животных] / С. Постнова  // Психолог в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 60-63.
  3.  Воскресенский Н. Л. Иппотерапия как средство реабилитации умственно отсталых детей  [Текст] / Н. Л. Воскресенский // Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 73-74.
  4.  Климова В. К. Влияние иппотерапии на состояние некоторых функций организма детей, имеющих проблемы в развитии [Текст] / В. К. Климова, Я. В. Тарабан, Н. А. Лукьянов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 70-72.
  5.  Чеснокова Л. С. Иппотерапия в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом [Текст] / Л. С. Чеснокова // Коррекционная педагогика. - 2007. - №1. - С. 16 - 24.
  6.  Коновалова Н. Г.Влияние иппотерапии на работу внутренних органов детей, страдающих детским церебральным параличом [Текст] / Н. Г. Коновалова и [др.] // Адаптивная физическая культура. - 2006. - №3(27). - С. 61 - 64.

 

Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

Игра с песком самое древнее занятие человека. Ведь даже для того, чтобы рисовать рисунки на скалах, нужны были подручные средства и навыки. А песок – он повсюду. Взял его в руки, и он уже струится, высыпается, создает фигурки. Свойства песка уводить в землю негативные эмоции и освобождать психику от внутренних конфликтов были замечены психотерапевтами.

  1. Белоусова, Е.Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Научно – практический рецензируемый журнал. – 2000. – № 3. – С. 39 – 42.
  2. Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Медпрактика-М., 2002. С. 38–39, 48–53.
  3. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с. 

 

 

Арт-терапия  для дошкольников – очень важное направление, которое позволяет помочь малышу адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, перестать стесняться. Поэтому если есть возможность ходить на хотя бы одно из вышеперечисленных занятий, делать это нужно незамедлительно!

В России арт-терапия появилась относительно недавно. И, несмотря на множество положительных отзывов о ней, применяется она не так широко, как за рубежом. Но при этом в больших городах уже открыты целые арт-терапевтические центры.

Особое внимание уделяется арт-терапии для дошкольников, так как на их психику, мировоззрение, мнение нужно воздействовать осторожно, потихоньку, чтобы ребенок сам понял, как ему нужно себя вести, чтобы он расслабился, и никто не оказывал на него психологического давления.

 
  1. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
  2. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
  3. "Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008.
  4. "Арт-терапия". ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001.
  5. Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002.
  6. Богданович В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.
  7. Будза А. "Арт-терапия: Йога внутреннего художника". Феникс, 2006.
  8. Будза А. "Эзотерическая фотография. Дзэн и фото-арт-терапия". Феникс, 2007.
  9. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
  10. Вальдес Одриосола М. - "Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005.
  11. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001.
  12. Ганим Барбара. "Исцеление через искусство". Минск, 2005.
  13. Дженингс С., Минде А. "Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии". М., 2003.
  14. "Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб., 2002.
  15. Дрешер Ю.Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие". Профессия, 2007.
  16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. "Практикум по креативной терапии". М.: ТЦ Сфера, 2003.
  17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
  18. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. "Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии". СПб.: Речь 2002.
  19. Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000.
  20. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
  21. Кожохина С.К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб.: Речь, 2006.
  22. Кокоренко В.Л. "Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий". СПб.: Речь, 2005.
  23. Колошина Т., Тимошенко Г. "Марионетки в психотерапии". М., 2001.
  24. Копытин А.И., Корт Б. "Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия". СПб.: Речь, 2007.
  25. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.
  26. Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб.: Речь, 2003.
  27. Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001.
  28. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт - терапия детей и подростков". М.: Когито - Центр, 2007.
  29. Королева З. "Говорящий рисунок" (100 графических тестов). 2006.
  30. Короп Илья. "Законы Радости. Исцеление словом и музыкой" (+ CD). Открытый Мир, 2008.
  31. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
  32. Красный Ю.Е. "Арт - всегда терапия". 2006.
  33. Кузьмина Е. Р. "Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей". М.: Когелет. 2001.
  34. Лановой В.Е. "Метод "Напишите рассказ". Диагностика, терапия и прогноз". СПб.: Речь, 2006.
  35. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
  36. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике" Педагогика, 2000.
  37. Малкиоди Кати "Палитра души. Преображающая сила искусства: путь к здоровью и благополучию". София, 2004.
  38. Мардер Л. "Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста". Генезис, 2007.
  39. Медведева Е.А. Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н. Добровольская Т.А. "Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании". М.: Академия, 2001.
  40. Мэй Р. "Мужество творить: Очерк психологии творчества". Инициатива 2001.
  41. Назарова Л. "Фольклорная арт-терапия". СПб.: Речь, 2002.
  42. Никитин В. "Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии". М., 2003.
  43. Норрис Стефании. "Секреты цветотерапии". АСТ, Астрель, 2004.
  44. Гиппиус С.В. "Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств". СПб., 2001.
  45. Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб., 2003.
  46. Погосова Н.М. "Погружение в сказку.Сказотерапевтические программы". СПб.: Речь, 2007.
  47. "Практикум по арт-терапии" Ред. А.И.Копытин. СПб., 2001.
  48. Пурнис Н.Е. "Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии". СПб.: Речь, 2008.
  49. Пурнис Н.Е. "Арт-терапия в развитии персонала". СПб.: Речь, 2008.
  50. Радина Н.К. "Истории и сказки в психологической практике". СПб.: Речь, 2006.
  51. Романова Е.С. "Графические методы в практической психологии". СПб., 2001.
  52. Рудестам К. "Групповая психотерапия". СПб., 2000.
  53. Рыбакова С.Г. "Арт-терапия для детей с задержкой психического развития". СПб.: Речь, 2007.
  54. Сельченок К.В. "Новейшая цветопсихология". Харвест, 2007г.
  55. Скурат Г. "Детский психологический театр. Развивающая работа с детьми и подростками". СПб.: Речь, 2007.
  56. Сусанина И. "Введение в арт-терапию". Когито, 2007.
  57. Сучкова Н.О. "Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей". Сфера, 2008.
  58. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. "Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям". СПб.: Речь, 2007г.
  59. Уильямс Х. "Говорящий" рисунок, или как познать свое глубинное "Я". АСТ, 2007.
  60. Хайкин Р. Б. "Художественное творчество глазами врача". М.: Наука, 1992.
  61. Хайкин Р. Б. "Арт-терапия". СПб: Наука, 1992.
  62. "Хрестоматия. Арт-терапия". под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.
  63. Черемнова Е.Ю. "Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики". Феникс, 2008.
  64. Шевченко М."Я рисую успех и здоровье!". Питер, 2007.
 
Изотерапия - это универсальная технология, которую можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны - это методпсихокорекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.

 

  1. Бреслав Г. Э. "Цветомедитация: механизмы и техники коррекции. Второе учебное пособие для специалистов и дилетантов". – СПб.: Речь, 2007.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.,Кудзилов Д. Б. "Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии". – СПб.: Речь, 2006. (+ цветные вклейки)
  3. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. "Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии". – СПб.: Речь, 2006.
  4. Никитин В.Н. "Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент". - М: Алетейя, 1998.
  5. Огненко Надежда. "Работа с образами животных: я, ты и тигр". – СПб.: Речь, 2006.
  6. Потёмкина О. Ф., Потёмкина Е. В. "Психологический анализ рисунка и текста". – СПб.: Речь, 2005.
  7. Элькин В. М. "Театр цвета и мелодии ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и ваши тайные способности". – СПб.: ИД «Петрополис», 2005 г.
  8. Эндрюс Тед. "Искусство лечения цветом". Пер. с англ. О. Матвеевой. – М.: ЦАИ, 1998.
  9. Яковлев В. Ф. "Виртуальные миры трансового рисунка, или «Я требую, чтобы меня пожалели»". – М.: «Класс», 2006.

Куклотерапия - общение взрослого с ребенком через куклу-посредника.  В игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор.  Куклатерапия эффективно развивает нужные навыки, природные способности.

 

 

  1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

  2. Баканова А.А.Славянские обряды в практике куклотерапии // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 27-28 ноября 2003 г. – Чебоксары, 2004.

  3. Большая энциклопедия поделок. - М.: ООО Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2002.

  4. Вачков И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.

  5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2. - М.: «Мир», 1992.

  6. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки/ Пер. с англ. А.С.Трошина. - М.: Просвещение, 1979.

  7. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981.

  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т.2: И – О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

  9. Два камня: Белорус. нар. сказки/ Пер. Г.Петникова; Худож. М.Анемпадистов - Мн.: АО «Валев», 1992.

  10. Дворецкая Г. Играйте в куклы - на здоровье// Мурманский вестник, 6.05.2006.

  11. Демина - Самарская Ю. По образу и подобию// Ручная работа. №4 (08), февраль 2006.

  12. Джинотт Х. Дж. Групповая терапия с детьми. Теория и практика игровой терапии/ Пер. с англ. И. Романовой. Науч. ред. Е. Рыбина. - 2-е изд. - М.: Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2005.

  13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - Спб.: ООО «Речь», 2000.

  14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Антистрессовый сеанс «Дар». - Спб., 2001

  15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2001.

  16. Ковычева Е. И. Эволюция ручных кукол русского народного театра//Вестник Удмуртского университета. №3, 1999.

  17. Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. - Спб.: Речь, 2006.

  18. Колошина Т. Ю., Тимошенко Г. В. Марионетки в психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

  19. Копытин А. И. Многообразие форм арт-терапевтической работы // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000.

  20. Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001.

  21. Кордуэлл М. Психология. А-Я: словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

  22. Королев М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. - Л.:, «Искусство», 1973.

  23. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - Спб.: «Паритет», 2003.

  24. Краплак К. Путеводитель по арт-терапии. - Arifis- электронный арт-журнал, Сайтhttp://arifis.ru/artic.php?action=view&id=6

  25. Краткий толковый словарь русского языка (для иностранцев). Под ред. В.В. Розановой. – М.: Издательство «Русский язык», 1979.

  26. Куклы мира/ Вед. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Евсеева. - М.: Аванта +, 2003.

  27. Лебедева Л. Д. Лечение с увлечением // Школьный психолог. 2000, № 4.

  28. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

  29. Левина М.С. 365 кукол со всего света. - М.: Рольф, 2000.

  30. Легенды и сказки Древней Японии/ Сост. Маркова В.Н. - Спб.: «Кристалл», 2000.

  31. Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка./ Перев. с англ. Л.Р. Мошинской. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.

  32. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. - Москва, «Семья и Школа», 1996.

  33. Миллер С. Психология игры. - Спб.: «Университетская книга», 1999.

  34. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка// Вопросы психологии, №2, 1988.

  35. Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия// Народное образование, №5, 1997

  36. Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева/ Вступ. статья и словарь малоупотреб. и обл. слов В.П. Аникина; Худож. Т. Маврина. - М.: Худож. лит., 1991.

  37. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений/ Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993.

  38. Пропп В. Я. Морфология сказки. - М.: Наука, 1969.

  39. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса. - Самара: Корпорация «Федоров»; Издательство «Учебная литература», 2006.

  40. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

  41. Психотерапевтическая энциклопедия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. - Спб.: Издательство «Питер», 2000.

  42. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй: Пер. с итал. / Предисл. А. Г. Алексина. - М.: Прогресс, 1990.

  43. Рубцова О. Мухоморчик. Кукла в технике «скульптурного текстиля»// «Кукольный мастер», №3 (5), лето 2004.

  44. Рыбакова С.Г. Программа «Всегда женщина»// АРТ-терапия: практика и исследования: Сб. статей/ НП «АРТ-терапевтический Балтийский Центр «Айдос»; Отв. ред. Н.Е. Пурнис. - Спб.: Соларт, 2003.

  45. Савченко Н. Научно-исследовательская работа по теме: «Кукла - народная игрушка». - Сайт http://www.fastcredit.ru/referat/31/8091.html

  46. Сайт http:// cat.tmn.fio.ru/works/57x/302/9/1.htm

  47. Сайт http://plamyasvargi.narod.ru/html/remeslo/kupavka.htm

  48. Силонова Н.Ю. Возможности куклотерапии в диагностике и коррекции детско-родительских отношений// Григорьев С.В., Фролов А.С. Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции. М.: МГДД(Ю)Т, 2003.

  49. Сказки народов Урала и Поволжья.

  50. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

  51. Тащева А.И., Гриднева С.В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей. - М.:, Генезис, 2002.

  52. ТрояноваК.Кукла из глубины веков. - Сайт http://club.osinka.ru/viewtopic.php?t=19576

  53. Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». - М.: УЦ «Перспектива», 1995.

  54. Франц М.-Л. фон Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб, «Б.С.К.», 1998.

  55. Хочу на сцену!/ Автор - сост. Л.Б. Белянская. - Д.: Сталкер, 1997.

  56. Чиварди Э., Кинг П. Праздничные украшения. - Спб.: «Норинт», 2000.

  57. Щенникова О.Г. Социализация детей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии.//Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2005/2006 учебный год. – М.: ООО Издательство «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2006.

  58. Энциклопедия для детей. Т.6, Ч.1 и 2. Религии мира. - М.: «Аванта +», 1996.

  59. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. - М.: «Аванта +», 2001.

  60. Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях / Пер. с англ. К.: «София», ИД «София», 2003.

  61. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. Под общ. ред. С.Н. Сиренко, М, «Серебряные нити», 1997.

  62. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки./ Автор-сост. Н.Г. Юрина. - М.: «АСТ», 1999.

Музыкотерапия -  это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом ее проявлении.  В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка.

  1. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972. – 381с.
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.- М.: Композитор, 1997.-162с.