Педагогический словарь

Степанова Дарья Николаевна

Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует свои­ми понятиями.  Для педагогики  областью изучения является воспитание. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние ме­ханизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними ус­ловиями ее существования. Поэтому самое основное поня­тие педагогики -воспитание, все остальные понятия конк­ретизируют и расширяют его. Тем не менее общепринятого определения понятия воспитание нет, оно многозначно.

Адаптация означает приспособление живого организма к условиям среды. С помощью понятия адаптации социализация рассматривает-ся как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Воспитание в социальном смысле понимается как соци­альное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это на­правлены усилия всего социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, сред­ства массовой информации, церковь и др. Подготовка ре­бенка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным ок­ружением, местожительством и др.). Воспитание в таком широком социальном смысле, по существу, отождествля­ется с социализацией.

Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий раз­витию личности.

Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной пе­дагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я.А.Коменский. В его книге «Материнская шко­ла» впервые была представлена система дошкольного вос­питания. Многие положения теории Коменского актуаль­ны и для современной педагогики.

Современная дошкольная педагогика изучает, во-пер­вых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, со­держание, формы организации, методы, приемы и сред­ства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошколь­ная педагогика несет на себе и прикладную функцию - за­нимается разработкой новых, более совершенных про­грамм и методов воспитания и обучения.

Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педаго­гической практики, ведется самостоятельное научное иссле­дование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педаго­гический консилиум, составление независимых характери­стик, изучение педагогической документации, детских ра­бот и т.д.

Качество образования – соответствие образования как системы, как процесса, как результатам, целям, потребностям, нормам и требованиям основных потребителей: личности, общества, государства.

Компетенция – способность мобилизовать знанияумения и ценности в          конкретных ситуациях для решения практических задач в различных сферах жизни и деятельности.

Компетентность – проявление компетенции в различных сферах деятельности. (Педагогическая компетентность).

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образо­вания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдо-педагогика, -вопросами обучения и воспитания слепых -тиф-лопедагогика, с речевыми нарушениями - логопедия, вопросами обучения и воспитания умственно отсталых - оли­гофренопедагогика.

Метод (от греческого – путь исследования, теория, учение) – способ достижения конкретной цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.  (Советский энциклопедический словарь).

Методика – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах. (Педагогический словарь В.А.Мижерикова).

Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность преподавателей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и улучшения конечных результатов работы учреждения образования.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. (Советский энциклопедический словарь).

Мониторинг качества образования – это механизм контроля и слежения за качеством образования, позволяющий выявить тенденции в развитии системы образования, а также последствия принятых в этой области решений.

Мониторинг педагогический – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая обеспечивает непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирует ее развитие.

Методы воспитания - специально организованное взаи­модействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых.

Методы обучения- система последовательных взаимо­связанных действий педагога и обучаемых, обеспечиваю­щих усвоение содержания образования.

Мониторинг качества образования – это механизм контроля и слежения за качеством образования, позволяющий выявить тенденции в развитии системы образования, а также последствия принятых в этой области решений.

Мониторинг педагогический – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая обеспечивает непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирует ее развитие.     

Обучение - это специально организованный процесс вза­имодействия педагога (взрослого, который выполняет фун­кции обучающего) и учащихся (учеников, студентов, воспи­танников детского сада и др.), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются так­же воспитание, формирование, развитие.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений.

Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей

Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей

ООП ДО – основная образовательная программа дошкольного образования

Педагогический процесс - это сознательно организован­ное, целенаправленное и планомерное взаимодействие пе­дагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. В ходе педагогического процесса происходят из­менения во всех его участниках.

Процесс перевоспитания  предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии школьников; определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения; активизацию позиции школьников в общественно ценной коллективной деятельности, в учебной работе, в сфере досуга; разработку системы требований и контроля, средств поощрения и стимулирования.

Педагогическая деятельность представляет собой общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объетивно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена обществ

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Педагогическая технология  это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведении образовательного процесса, обеспечения комфортных условий для обучающихся и педагога.

Развитие -это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития), личностном(возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности).

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Благод аря ему, человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегративность, т. е. слитность его с природой и обществом.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие .

Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Самообразование – специально организованная самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественных значимых целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом. (Психолого-педагогический словарь. В.А.Межерикова).

Социализация осуществляется в результате множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.

Технология «мастерство, искусство» и «закон, наука»- это наука о мастерстве. Это профессиональный инструмент педагога. Любая технология имеет: цель- средства- правила их использования- результат.

Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. В настоящее время педагогическая технология понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками. Цель обучения – изменение состояния учащегося: его знаний, мыслей, способностей, чувств, поведения. (Современный словарь по педагогике). При требованиях  современного образования  преподаватель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся, используя активные методы и приемы обучения

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Формирование - это изменения в развитии личности чело­века или отдельных его качеств, которые происходят под вли­янием совокупности факторов: внутренних и внешних, при­родных и социальных, объективных и субъективных. Форми­ровать — это организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество. Можно, например, формировать у детей приемы запоминания, культурно-гиги­енические навыки, понятия о друге и дружбе и т. п.