Толерантность

Степанова Дарья Николаевна

Моя тема по самообразованию: "Формирование толерантного отношения среди дошкольников в полиэтническом образовательном пространстве"

image

Эта тема мной была выбрана неспроста. Мою группу посещают дети пяти национальностей.  Я считаю, что в современном мире нужно большое внимание уделять формированию толерантного отношения среди детей. Моя задача научить детей общаться, дружить и не обращать внимание на внешние различия.

 

 

 

 

 

           image

16 ноября - День толерантности

 

image

image

image                                        image

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_po_teme_samoobrazovaniya.doc63 КБ
Microsoft Office document icon aktualnost.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Перспективный план по теме самообразования:

"Формирование толерантного отношения среди дошкольников в полиэтническом образовательном пространстве"

2015-2016г

Месяц

Окружающий мир

Развитие речи

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

Наш край Родной

сентябрь

«Байкал жемчужина Сибири»

Чтение «Экологически чистые сказки с берега Байкала»

 С. Бунтовская

«Байкал осенью»

«Нерпа на камне», в технике тестопластика

«Загон для лошадей» из конструктора

октябрь

«Быт и традиции коренного народа Сибири – бурят»

Состав описательного рассказа по картинкам «Омулевая бочка»

Создания альбома

«Байкальские марки», использование различных техник (штриховка, рисование свечой и красками, рисование «по мокрому», рисование цветным песком)

«Медведь»

«Бурятская юрта» конструирование, украшение юрты тесьмой, бумагой создавая бурятский орнамент

«Бурятская юрта» конструирование из конуса

Макет «Байкал» в технике папье-маше

Выставка «Байкальский сувенир» в ДОУ

Русский народ

ноябрь

«Народные промыслы»

«Пословица недаром молвится»

«Хохлома» ковш

«Филимоновская игрушка» всадник на лошади

«Дымка» доска

«Лесовичок» из природного материала

Выставка «Народные промыслы» в группе

Развлечение «Ярмарка народные промыслы»

декабрь

«Традиции встречи Нового года»

«Я – Дед Мороз» составление рассказа фантазии

«Иллюстрации к сказке Снегурочка», составление книжки

«Терем Деда Мороза» пластилинография из жгутиков

«Ажурный платок» техника «вытыкание»

«Елочная игрушка»

из картона, фетра и бросового материала

январь

«Зимние забавы»

Разучивание колядок

«Дети на катке»

Рисование «по мокрому»

«Дети играют в снежки» коллективная работа

«Укрась варежку» использование бисера и бусин

«Снежинка» из коктейльных трубочек

февраль

«Защитники земли Русской»

«Моя малая Родина» составление рассказа

«Мой любимый поселок» рисование в технике «печать»

«Танковый бой» –

макет танкового сражение для использования в игре

Макет «Поселок моей мечты» из конструктора и бросового материала

Совместное занятие с краеведческим музеем

р.п. Маркова «Мы гордимся нашими земляками»

март

Праздник «Масленица», «Пасха»

Заучивание «Закличек»

«Писанки» роспись по дереву

«Цветы для мамы» в технике папье-маше

апрель

«Русское гостеприимство» знакомство с русской кухней

«Заходите, гости дорогие!»

«Скатерть самобранка» –  рисование с натуры

«Не красна изба углами, а красна пирогами» в технике тестопластика

«Укрась платье»

«Погреб» из бросового материала

май

«День Победы»

 Пересказ «Поход» Аркадий Гайдар

Коллективная работа – Газета «Благодарим за победу», развешивание газет на рекламных стендах поселка

«Салют» в технике пластилинография

«Цветы в вазе»

«Обелиск» из крупных модулей

2016-2017г

месяц

Окружающий мир

Развитие речи

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

Знакомство с Украинским народом

сентябрь

Знакомство с традициями и бытом украинского народа

Чтение Украинской сказки

«Колосок»

пересказ

Дорисуй Украинский орнамент

«Подсолнухи» пластилина графия

«Корзина с цветами» в технике бумага плетение

«Корзина» в технике плетение из газетных трубочек

октябрь

Знакомство с народным костюмом

«Петриковская роспись» Знакомство с Украинскими народными промыслами

«Лапти» из пластилиновых жгутиков

Натюрморт из сухих трав и цветов

Изготовления народного музыкального инструмента из втулок от фольги

Ноябрь

Сходство культуры и языка русских  и украинских народов

Рассказ фантазия «Если бы я жил в Украине»

«Хата» с использованием широкой сухой кистью для создания объемной фактуры

«Плетень» из пластилиновых жгутиков для дальнейшего изготовления макета «Скотный двор»

Макет «Скотный двор» бросовый материал

Совместное занятие с родителем Лещенко Е.С. «Мы украинцы»

Знакомство с Армянским народом

декабрь

Знакомство с традициями армянского народа

Пересказ Армянской народной сказки «Вишап, сын царя Чинмачина»

«Укрась армянский костюм»

«Дудук» музыкальный народный инструмент

«Ветка лазы»

Бумага пластика

январь

Природа Армении

Составление описательного рассказа «Природа Армении»

        «Виноградник»

Рисование соленым тестом

«Веселый хоровод» бумага

февраль

Животный мир Армении

Рассказ фантазия «Я пастух»

«Пастух пасет баранов»

«Баран» тестопластика

        «Ваза» в технике пейт- арт (продолжение конструирования)

«Ваза» из бросового материала

Совместное занятие с родителями Акапян Д. А. «Представление Армянского народа»

Знакомство с Таджикским народом

Март

Знакомство с традициями и бытом Таджикского народа

Знакомство с Таджикским языком

Чтения сказок

«Мой сад» в технике кляксография

«Украшение» в технике тестопластика

Продолжение конструирования «Укрась тюбетейку»

«Изготовление тюбетейки» картон

Апрель

Растительный мир Таджикистана

Составь рассказ по картине Таджикского художника Бахтиёра Нрмадовича Курбанова

«Диалог»

Продолжение конструирования роспись «Тарелки» знакомство с народным орнаментом

«Ароматный арбуз и дыня»

Пластелинаграфия

«Флаг Таджикистана»

«Тарелка» в технике папье-маше

Май

Совместное занятие с Бабаевой К.А. «Мы гордимся своим народом»



Предварительный просмотр:

 "Формирование толерантного отношения среди дошкольников в полиэтническом образовательном пространстве"

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является человеческая личность.

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений и продолжается на протяжении всей жизни. Современный культурный человек – это не только образованный человек, это человек обладающий чувством самоуважения и уважающий окружающих. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности, группы. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе я стремлюсь сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности.

Так что же такое толерантность? Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

На испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

На французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;

На английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

На китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

На арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

На русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность - это милосердие;

Толерантность - это сострадание;

Толерантность - это уважение;

Толерантность - это доброта души;

Толерантность - это дружба.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, поведению и ценностям, традициями, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Есть два пути развития личности:

  1. Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
  2. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Правила толерантного общения:

1. Уважай собеседника

2. Старайся понять то, о чем говорят другие

3. Отстаивай свое мнение тактично

4. Ищи лучшие аргументы

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого

6. Стремись учитывать интересы других

Начиная работу по воспитанию толерантности, у старших дошкольников, я ставила перед собой следующую цель и задачи:

Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

Задачи:

1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.

3. Организация системной работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.

4. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и воспитание активной жизненной позиции на основе:

  • осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их не в ущерб другим;
  • осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
  • осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;
  • осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
  • развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других;   
  • мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
  • углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека;
  • формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;
  • определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции», «уважение»).

5. Формирование мотивационной, теоретической готовности родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.

6. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса и социальными партнерами.

         Чтобы добиться этой цели, нужен: сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами, нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому, что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и так далее, но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие мы есть, то есть быть толерантными.

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и других народов;

2) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов;

3) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

4) русские, украинские, бурятские, армянские, таджикские народные подвижные игры.

5) проведение народных праздников, например, Сагалган, Масленица и т.д.

6) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

7) знакомство детей с традициями народов;

8)  создание лэпбуков с играми: «Русские», «Украинцы», «Буряты», «Армяне», «Таджики».

9) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

10) сочинение сказок и историй самими детьми;

11) встречи с родителями, на которых родители вместе со своими детьми рассказывают о традициях, обычаях своей национальности;

12) создание выставок "Народные промыслы", «Народные обереги», «Байкальский сувенир».

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями проводится следующая работа:

  • создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям (организация поздравления с праздниками, днем матери, день семьи и др.);
  • организация совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных дел, праздников, походов в лес, подготовка к проектам);
  • выполнение творческих семейных заданий (докладов, рассказов о семье, о доме, о профессиях родителей, о своей национальности);

Наиболее эффективными формами работы с семьей являются индивидуальные беседы, консультирование, проведение круглых столов по общению и родительские собрания.

Я считаю, что работа по воспитанию у дошкольников межнациональной толерантности очень важна.

Верю, что мои дети, пойдя в школу, будут готовы к встрече с различными народностями. И, услышав на перемене, как другие дети общаются на армянском, таджикском или каком-то другом языке, они не будут их высмеивать и обижать. Они просто будут знать, что это дети другой национальности, но они такие же, как и мы.