Консультации для родителей

Власова Наталия Анатольевна

В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Одной из форм работы, которая помогает реализовать индивидуальныйподход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй, является индивидуальное консультирование. Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Индивидуальные консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей.

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрытьсяРодители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.

Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка-это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.

 

Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей подготовительной группы «Наказания, поощрения или… диалог?»

Как эффективно управлять поведением ребенка? Как избежать конфликтов, возникающих на почве отсутствия взаимопонимания? На наш взгляд, основная причина в том, что родители не пытаются принять интересы и желания ребенка, понять его потребности и мотивы его поступков, не умеют правильно воздействовать на них. Интерес к психологии и педагогике детских желаний, к мотивации поведения детей, к детским побуждениям растет с каждым годом.

Объясняется это просто: понять поведение ребенка можно лишь раскрыв лежащие в его основе побуждения – реальные движущие силы. И разумеется. Воспитывать детей, изменять сколько-нибудь их поведение в желаемом направлении невозможно без перестройки побуждений. Богатый и разносторонний материал о закономерностях, возрастных и индивидуальных особенностях развития побуждений детей пока не получил достаточно полного и систематического освещения в популярной педагогической литературе, предназначенной для родителей.

Дефицит элементарных знаний в данной области зачастую сопровождается их недооценкой, неизбежно приводит к грубым педагогическим просчетам: потакание всем прихотям и капризам ребенка или, наоборот, постоянное ограничение любых детских желаний; предоставление полной свободы или, напротив, ограничение всякой самостоятельности; стремление добиться послушания благодаря наградам и поощрениям или, напротив, использование исключительно угроз и наказаний…

Такие ошибки родители совершают, рассуждая примерно так: «Дела, поступки характеризуют и формируют ребенка. Главное, чтобы он делал то, что от него требуется. И не все ли равно, что его побуждает, когда он выполняет требование взрослого?». Однако далеко не все равно, какими средствами воспитатель добился от ребенка требуемого поведения: используя его собственные, внутренние побуждения или искусственно созданные стимулы – поощрения и наказания. При использовании в воспитании лишь искусственных стимулов, оставленные без внимания внутренние побуждения детей развиваются стихийно, уже без ведома родителей, а подчас и вопреки их желаниям. Со временем родители неизбежно начинают жаловаться на отсутствие взаимопонимания, контакта с детьми. И такой исход вполне закономерен…

Что стоит за активностью ребенка – теми или иными его действиями, высказываниями, а иногда и капризами? Далеко не всегда нам, взрослым, удается увидеть за нежеланием ребенка подчиняться нашим указаниям проявление инициативы и самостоятельности. Так, в примере действия мальчика, который самостоятельно находит себе то одно, то другое занятие, воспринимаются родителями сначала как помеха, затем как капризы и, наконец, как баловство и прямой вызов их родительскому авторитету.

Первое, на что обращают внимание родители. – неподчинение их требованиям. При этом истинный источник такого поведения нередко ускользает из поля зрения взрослых: за поступками они не всегда видят лежащие в их основе побуждения. По-видимому, одна из основных причин непонимания – разнообразие мотивов, лежащих в основе внешне сходных поступков. Активность ребенка, с одной стороны. Часто оказывает неоценимую услугу взрослым – ребенок сам делает то, чего от него хотят. В этом случае он воспитывается и обучается «сам». Здесь деятельность ребенка внутренне мотивирована самим своим содержанием, и функции взрослого сводятся к тому. Чтобы регулировать и направлять активность ребенка, например, предоставлять ему соответствующий (игровой, учебный, художественный) материал. С другой стороны, гораздо чаще активность ребенка становится преградой на пути обучения и воспитания – содержание предлагаемой взрослым деятельности его не привлекает. И тогда встает задача направлять и стимулировать извне деятельность ребенка, используя тактику поощрений и наказаний. Следует отметить, что эти две противоположные по своему психологическому содержанию тактики имеют общий характер. Они типичны для всего спектра задач воспитания, для всех возрастных периодов. С ними взрослые сталкиваются и требуя от дошкольника, чтобы он убрал игрушки после игры, и пытаясь предотвратить внутренний отход от школы, начинающийся у некоторых школьников уже во втором-третьем классах, и стараясь повлиять на процесс профессионального самоопределения в юношеском возрасте… Примером деятельности, имеющей внутреннюю мотивацию, для ребенка может быть игра. Играя, он испытывает положительные эмоции от того, что является причиной определенных изменений в окружающей действительности. В игре главным действующим лицом является ребенок. Данное обстоятельство необходимо учитывать при организации игр: мало предоставить игровой материал и сообщить правила игры, необходимо также, чтобы они давали простор инициативе, воображению и созидательному творчеству. Недаром самые любимые игрушки детей обычно отличаются «послушностью» - принимают на себя любые роли, которые им назначил ребенок.

Представим, однако, парадоксальную ситуацию: игрушка вдруг «становится непослушной» и «отказывается подчиняться ребенку». Что произойдет в этом случае? Игра как внутренне мотивированная деятельность возможна, если за ребенком сохраняется реальное или хотя бы иллюзорное положение руководителя игры. Там, где этого нет, игра оказывается невозможной – разрушается и прекращается. За порогом психологической лаборатории, в реальной жизни,к таким отрицательным результатам приводит практика непоследовательных воспитательных воздействийпоощрений и наказаний. Эти воспитательные санкции являются результатом либо неустойчивости характера родителей, либо частых расхождений в оценке поступков ребенка, и неизбежно лишают ребенка уверенности в том, что его активность приведет к планируемым последствиям. А ее отсутствие лишает саму деятельность смысла, препятствует становлению внутренних мотивов. Каждый воспитатель хорошо знает, как важно установить и поддерживать взаимопонимание, психологический контакт с ребенком. В этом убеждает каждодневная практика воспитания, а не те представления о процессе воспитания, которых осознанно или неосознанно придерживаются родители. Дело в том, что сложившаяся практика семейного воспитания находится в плену двух давно устаревших концепций.

Вероятно, почти каждый читатель после непродолжительного размышления должен будет признать, что и он сам является сторонником одной из них. Сторонники первой концепции рассматривают развитие ребенка как автономный процесс, либо изначально определенный (биологической или социальной наследственностью, либо постоянно самоопределяющийся (психологическими или социальными условиями). «Ребенку надо предоставлять полную свободу, все воспитательные и образовательные воздействия пойдут во вред, если не будут соответствовать его врожденным данным». Ребенок здесь – автономно развивающееся существо, взрослый – создает условия, поставляет материал для этого развития. Сторонники второй концепции рассматривают развитие ребенка как всецело внешне обусловленный процесс. Они говорят: «Взрослые должны постоянно развивать ребенка, если они хотят, чтобы он стал нормальным человеком. Нет плохих детей, есть плохие воспитатели. Все в руках взрослых». Здесь ребенок – «чистая доска». Взрослый – автор, произвольно заполняющий ее необходимым, по его мнению, содержанием. Действительно, житейский здравый смысл подсказывает нам, что отказ от одного из обобщенных представлений о природе воспитательного процесса приводит к признанию другого. Иначе говоря, развитие ребенка – это либо его формирование «извне», либо его созревание. И хотя возможны компромиссы, все же они полностью исчерпываются этими двумя точками зрения.

Преодоление альтернативы «созревание – формирование» возможно лишь при диалогическом воспитательном процессе: организации деятельности, в которой ребенок не объект воспитательных воздействий, а такой же субъект, как и взрослый.

При этом процесс развития рассматривается как взаимодействие, диалог или взаимосвязь процессов развития ребенка и взрослого. Длительный перерыв в общении, ложные представления друг о друге, внутренний отход от общения, вызванный каким-то новым интересом или делом, - все эти обстоятельства разрывают диалог. Сужают сферу взаимодействия и взаимопонимания. Нарушение взаимопонимания между ребенком и взрослым не отменяет объективной необходимости их общения.

В условиях дефицита или отсутствия взаимопонимания взрослый добивается послушания, прибегая к компенсирующим воспитательным тактикам – поощрениям и наказаниям, систематическое использование которых является верным симптомом дефектов диалога.



Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ .

 Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их! 

Вы не должны говорить свысока с детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство только потому, что Они гораздо старше. Вы должны заработать их уважение. Просто прислушивайтесь к ним. Развивайте в себе выдержку и не пытайтесь воздействовать на них авторитарными методами. Дайте детям возможность говорить о своих желаниях. А затем объясните им, почему вы не можете удовлетворить тот или иной их запрос. Главное, что от вас требуется, - это слушать своих детей. Дети достаточно открыты и сами расскажут о себе.

Если вы не честны с детьми, они поведут себя так же по отношению к вам и уважать вас не будут. Это серьезная проблема в отношениях с детьми, ибо они непреклонны в своей целостности и отвечают вам ударом на удар до тех пор, пока вы либо не «проснетесь» и не осознаете проблему, либо не откажетесь от своих уловок, либо не сдадитесь. Самый худший из трех указанных вариантов — сдаться. Дети не уважают тех, кто не работает над собой, а сдаться - означает, что вы не выполняете свою работу.

Общение с ребенком - это одновременно тяжелый труд и привилегия. Даже не пытайтесь с ними лукавить - они заметят любую хитрость. Понаблюдайте за общением детей - у них многому можно поучиться!

 Всегда предоставляйте детям свободу выбора, чего бы это ни касалось!

 Давайте детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать своё мнение при принятии решений по разным вопросам и, более того, предоставляйте им несколько возможностей для выбора.

Но вначале вы должны «проигрывать» с ними ситуацию. Например: «Когда я был в таком возрасте, как ты сейчас, я сделал то-то, произошло то-то. А как ты собираешься действовать в таком случае?» И то, что они будут делать, приблизительно совпадает с тем, что предложили бы вы. Вы можете сесть рядом и сказать: «Знаешь, у меня сегодня был трудный день, и мне очень нужна твоя помощь, потому что я измотана до предела. Так что если ты толкнешь меня, я закричу. Ты ведь не любишь, когда я повышаю голос, да я и сама терпеть не могу кричать. Так вот предлагаю тебе: ты мне поможешь, а когда мы все закончим, пойдем и съедим по мороженому». Кстати, никогда не забывайте своих обещаний!

Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.

 Вместо запрета лучше скажите своему ребенку: «Объясни мне, почему ты хочешь это сделать. Как ты думаешь, что из этого получится? Давай проиграем ситуацию. Как ты полагаешь, что случится, если ты поступишь так?» Когда ребенок расскажет вам, что, по его мнению, произойдет, спросите: «Хорошо, что ты будешь делать в таком случае?» И он поведает вам о своих действиях.

Вы должны вести себя именно так, в противном случае он устранится от общения.

Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию. Давайте выход их чрезмерной физической энергии. Учитывайте эту необходимость в любой ситуации. Позвольте ребенку самому устанавливать границы действия, а не наоборот. Даже попросите ребенка об этом. Вы будете приятно удивлены, когда узнаете, на что способен ваш ребенок.

 Всегда объясняйте детям, почему вы даете им какие-то инструкции.

 

И при этом сами слушайте свои объяснения. Не звучат ли они глупо - вроде «потому, что я так сказал»? Если да, то вернитесь к своим инструкциям и измените их. Дети будут уважать вас за это. Но если вы приказываете в диктаторском, авторитарном духе без всяких оснований, то дети отстраняются от вас. Они не будут слушать и, более того, выдадут целый список причин, почему это не хорошо! Иногда ваши объяснения могут быть самыми простыми - вроде «потому, что этим ты окажешь мне помощь, а я сегодня очень устал». Сначала они подумают о том, что вы сказали, а затем начнут и выполнять.

Вам лучше сказать: «Я должен подумать об этом», чем ответить «нет» без промедления. Обычно у детей имеются достаточно веские причины желать чего-либо, и эти причины могут побудить вас пересмотреть свой ответ. Гораздо лучше послушать все их доводы и затем тщательно обдумать, прежде чем ответить. Если вы говорите «пет», а потом уступаете, дети очень быстро это усваивают и впредь будут докучать вам до тех пор, пока не добьются своего. Это не означает, что вы должны давать им абсолютно все, чего бы они ни захотели, но это значит четко определить для себя, что вы подразумеваете, когда говорите «да» или «нет» в ответ на их просьбу.

 Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании.

 Больше разговаривайте с детьми. Старайтесь принимать участие в событиях вместе с ними, не пытаясь отговориться: «Я занят».

 Если вы скажете: «Я занят и не приставай сейчас ко мне», - ребенок поймет, что вам просто нечего ему сказать. Если вы думаете о чем-то другом, то скажите: «Мне надо отключиться на некоторое время». Ребенок ответит вам: «Ладно, я поем мороженого, пока тебя не будет». Дети не беспокоятся о том, как долго их родители отсутствуют. Главное - честно предупредить об этом. И это все, что нужно. Большую часть времени дети открыты для сотрудничества с окружающими - правда до тех пор, пока вы не оттолкнете их, - тогда они уходят на «свою территорию», туда, где безопасно и мир полон понимания и любви. Себе они верят всегда.

Вы не сможете симулировать уважение в отношениях с ребенком. Это идет изнутри. Вы должны быть искрении и являться примером для детей. Дети заимствуют скорее модели поведения взрослых, чем их слова. Если дети почувствуют в своих родителях неискренность, они отвернутся.

Дарите им свое время, свое внимание, дарите им себя - это и есть любовь. Дети помнят важные моменты, когда вы были вместе, но они не запоминают, как часто они случались. Поэтому отдавайтесь им всецело всякий раз, когда сможете.

 Формируйте у детей чувство безопасности, поддерживая их начинания.

 Избегайте порицания и криков по отношению к детям. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания. Они станут более восприимчивы к вашим словам - и удивят вас. Не заставляйте их достигать чего-либо, но позвольте им действовать с воодушевлением.

Слова и поступки взрослых, обращенные к детям, должны быть ласковыми и основанными на чувстве любви. Взрослые нередко чувствуют, действуют и разговаривают с детьми так, как будто не рады им. В этом случае дети воспринимают подобные обращения буквально так: «Я плохой, и меня здесь не ждали». И наоборот, поток радостных, приветливых слов интерпретируется ребенком следующим образом: «Я хороший, вокруг меня прекрасный мир, наполненный любовью». Такой взгляд поддерживает в ребенке веру в себя, подстегивает интерес к учебе и стимулирует развитие творческих способностей.

Литература :

«Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет» Е.В.Шитова



Предварительный просмотр:

Беседы с родителями будущих первоклассников.

«Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии,

в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении,

чтобы хорошее стало много лучшим,

а плохое изменилось и стало хорошим».

Советы психолога родителям будущих первоклассников

Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание.

          Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Она определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку: ответственное отношение к учебе, степень произвольности управления своим поведением, способность выполнять умственную работу, обеспечивающую сознательное усвоение знаний, устанавливать со взрослыми и сверстниками контакты на основе совместной деятельности.

     Прежде всего следует обратить внимание на мотивационную, волевую, интеллектуальную, социальную готовность и уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей скажут, что их дети хотят пойти в школу и, следовательно, в этом плане они подготовлены. Однако это не совсем так: желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок стремится в школу, так как у него будет новый ранец, не надо будет спать днем, как в садике и т.п. В этом возрасте очень сильно привлекает детей все новое. А в школе для ребенка все будет впервые: и классы, и учительница, и занятия. Однако это еще не значит, что он осознает важность учебы и готов прилежно трудиться.

Развитие мотивационной готовности должно происходить следующим образом. Рассказывайте детям о том, что значит быть школьником, что им необходимо будет при этом делать. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьных правил. При этом, безусловно, следует исключить какое-либо давление на ребенка и ни в коем случае не использовать угрозы. Кроме того, родители непременно должны выражать уверенность в том, что учеба пойдет успешно и первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования. Интерес к процессу обучения является первым этапом развития мотивационной готовности. Как показывает практика, в течение 2-3 месяцев заинтересованность ребенка внешней стороной его нового положения постепенно сменяется интересом к содержанию занятий, получению новых знаний, то есть возникает познавательная мотивация.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно это является главной составляющей общей готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Однако это убеждение нередко является причиной ошибок родителей при подготовке ребенка к школе.

     На самом деле интеллектуальная готовность не представляет наличия каких-либо уже сформированных знаний и умений, хотя конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Главное – это уровень психологического развития, который обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, способность читать, считать, мысленно решать определенные задачи и умение планировать и контролировать свою деятельность.

     У будущих первоклассников должны быть сформированы элементарные математические навыки, они должны понимать, что означают понятия «прибавить», «отнять», «одинаковое количество», счет до 10 и обратно. Они должны уметь определять положение предметов в пространстве. Знать слова, обозначающие местоположение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед), и правильно понимать их значение. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больше, меньше, равно).

Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности. Сформировать необходимые представления в один прием невозможно, хотя времени для этого нужно немного.  Учите детей сравнивать предметы, выделять общий признак в словах, находить лишнее, развивайте умение обобщать; закрепляйте названия основных цветов, развивайте воображение у детей. Тренировку можно проводить на различном материале. Например, потренироваться в определении местоположения можно, расставляя на столе столовые приборы: тарелка в центре, вилка слева, нож справа, правильно называя и употребляя понятия. Или устроить с ребенком такую игру: попросить его достать до левого уха правой рукой, и т.п.

          Волевая готовность. Речь идет об умении не столько слушаться, сколько слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ребенку нужно научиться понимать и принимать задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Каким образом развивать такое умение у детей? Очень просто, давая им различные несложные задания. При этом обязательно просите повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что ребенок все услышал и правильно понял.

     Для тренировки волевой готовности часто используют рисование геометрических фигур в определенной последовательности под диктовку или по заданному образцу. Можно так же попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или фигуру в предложенном тексте. Такие упражнения развивают внимание, умение сосредотачиваться на задании. Если качество выполняемой ребенком работы стабильно, можно говорить о его волевой готовности.

     И самое главное - занимаясь с ребенком, старайтесь не критиковать его и обязательно хвалите за хорошо выполненную работу.

Социальная готовность. Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – это умение сотрудничать, считаться с интересами и мнениями других людей.

Рекомендации родителям: понаблюдайте за тем, как ваш ребенок общается со сверстниками, выясните, умеет ли он подчиняться требованиям старших, внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим. Обсуждайте с ребенком различные ситуации общения, научите его правильно оценивать свое поведение и поступки других людей.

Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе»?

Поставьте, пожалуйста, галочки в клетках против высказываний, с которыми Вы согласны.

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут ?
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?
Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10 Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?
11 Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?
12 Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
13 Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
14 Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15 Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?
16 Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?
17 Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т. д.?

Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.

  садике  и  т.п.  В  этом  возрасте  очень  сильно

привлекает  детей  все  новое.  А  в  школе  для  ребенка  все  будет  впервые:  и

классы, и учительница, и занятия. Однако это еще не значит, что он осознает

важность учебы и готов прилежно трудиться. 

Развитие  мотивационной  готовности  должно  происходить

следующим  образом.  Рассказывайте  детям  о  том,  что  значит  быть

школьником,  что  им  необходимо  будет  при  этом  делать.  На  доступных

примерах можно показать  важность  уроков, оценок, школьных правил. При

этом, безусловно, следует исключить какое-либо давление на ребенка и ни в

коем  случае  не  использовать  угрозы.  Кроме  того,  родители  непременно

должны  выражать  уверенность  в  том,  что  учеба  пойдет  успешно  и

первоклассник  будет  прилежно  и  самостоятельно  выполнять  все  школьные

требования. Интерес к процессу обучения является первым этапом развития

мотивационной готовности. Как показывает практика, в течение 2-3 месяцев

заинтересованность  ребенка  внешней  стороной  его  нового  положения

постепенно  сменяется  интересом  к  содержанию  занятий,  получению  новых

знаний, то есть возникает познавательная мотивация. 

 

мозаику и т. д.? 

Результаты  анкеты  позволят  Вам  определить,  что  следует  развивать у

ребенка при его подготовке к школе

        



Предварительный просмотр:

Знаете ли Вы  права и обязанности своих детей?

 «Права и обязанности» — это довольно распространенная тема для обсуждения в нынешнем обществе. Нам работникам образовательных учреждений, всё время приходит в голову один и тот же вопрос: «Почему нынешнее поколение, затронув тему прав и обязанностей, вспоминают только о своих правах?» Все очень активно отстаивают свои права, зная их «на зубок», но как только дело доходит до обязанностей, то все сразу умолкают, ни вспомнив о том, что если существуют права, то где-то рядом, непременно бродят и обязанности. Человек этого века, причём не один, а всё наше новое, сменяющее старое, некультурное общество, знает только одну фразу: «Ты обязан», «Вы обязаны»! А где же мы потеряли фразу, часть смысла нашей жизни: «Я обязан»!?!

Уважаемые родители, давайте рассмотрим эти обе части в отдельности. Начнём с прав человека. Самым важным и неотъемлемым правом для каждого человека является его право на жизнь. Разумеется, человек ни у кого не спрашивает разрешения, появляться ему на свет или нет. И никто не вправе запретить ему это сделать, как никто не может запретить женщине рожать детей.

Право человека — это возможность что-либо делать, поступать определённым образом, иметь что-то. Каждый ребёнок рождается, чтобы быть счастливым. С равными для всех правами на жизнь, развитие, любовь и заботу. Права — это не подарок за хорошее поведение и не привилегия, а такая же необходимость, как воздух и солнце.   Жизнь ребёнку дают родители, а право на жизнь гарантирует ему государство. Оно предоставляет и другие жизненно важные для ребенка права.

В Конвенции о правах ребёнка, принятой ООН в 1989 году, сказано, что каждый ребёнок имеет право знать своих родителей. Они несут ответственность за ребёнка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Но так часто это право нарушается взрослыми, родителями.

Помимо права на жизнь у каждого человека есть то, что называется личной жизнью. Это та сфера, в которую государство не имеет право вмешиваться и которая не подлежит контролю с его стороны, более того, эта сфера его деятельности охраняется законом. Человек может самостоятельно решать, с кем дружить, а с кем нет, как вести переписку.

Права и обязанности – взаимосвязанные понятия. Человек, имеющий только права и не имеющий обязанностей, в конечном итоге приходит к вседозволенности и обретает безусловную свободу. Другая крайность – только обязанности – является трагедией конкретного человека. Бесправный человек – не свободен и не реализован. Для достижения гармонии нужно избегать этих двух крайностей. Реализуя свои права и развиваясь как личность, двигаться к намеченной цели, не забывая при этом об ответственности и обязанностях, которые мы несем перед окружающими людьми и перед обществом в целом.

«Имею право и обязан» – это и есть гармония.

Права и обязанности ребенка дошкольного возраста.

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым.

У детей, как и взрослых, есть свои права и обязанности.

Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила.

Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка – это, к примеру, обязанность уважать и почитать взрослых.

Родившись, ребенок имеет право:

— На гражданство, с самого рождения он является гражданином государства, в котором живет;

—   На имя, отчество и фамилию;

— Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

— На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором, судом;

— На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

—  На охрану здоровья и медицинское обслуживание;

—  На образование, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

— Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

—  Иметь  право собственности на имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка).

С 6 лет ребенок вправе самостоятельно заключать:

— мелкие бытовые сделки;

— сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

— сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Обязанности.

Законом не урегулированы обязанности дошкольников, поэтому смело можно утверждать, что настоящие обязанности появляются у детей с момента начала обучения в школе, то есть, как правило, с 6-7 лет. Это, конечно, не означает, что у дошкольников нет никаких обязанностей, но эти обязанности устанавливают для них сами родители и тут все зависит от правил, сложившихся в конкретной семье. Из обязанностей дошкольников следует выделить наиболее часто встречающиеся:

♦   Слушаться родителей и лиц их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации;

♦ Уважать взрослых;

♦  В этом возрасте для ребенка могут быть установлены некоторые бытовые обязанности, полив комнатных цветов, помогать  родителям по хозяйству.

♦ Самообслуживание, такие как уборка в собственной комнате, убрать за собой игрушки, просмотренные книжки, помыть посуду или помочь вымыть посуду, убирать за собой вещи, держать идеальный порядок в своем шкафу.

♦  забота о людях, любовь к своей семье;

♦  посильная помощь взрослым;

♦  помощь младшим и забота о них;

♦ Так же соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях.

Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду.

Итак, уважаемые родители, какие обязанности имеет ребенок-дошкольник.

Мы все говорим о правах детей, пропуская тот момент, что обязанности у детей тоже должны быть.

А как же? Дети должны быть правой рукой родителей и обязанности детей должны в этом помогать. Но обязанности детей должны соответствовать их возрасту и возможностям.

Обязанности детей 3х лет:

*Собирать  и складывать свои игрушки на место самостоятельно

*Класть книжки и журналы на полку

* Класть салфетки на стол, относить туда же тарелки, посуду и другие столовые приборы.

*Убирать на столе после обеда. Приводить в порядок своё место за столом.

*Самостоятельно уметь раздеваться и при небольшой помощи родителей, одеваться.

*Следить за собой, соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно умываться, чистить зубы, причесываться…

*Убирать за собой, если вдруг произошла «детская неожиданность».

Обязанности детей 4-х лет.

*Самостоятельно накрывать стол даже к празднику, с некоторой помощью родителей, накладывать еду на тарелки во время семейных  обедов.

* Помогать маме с покупкой продуктов в супермаркете.

* Кормить вовремя домашних любимцев, убирать за ними.

*Помогать младшим застилать и расстилать кровать.

*Помогать маме мыть посуду, прибирать во дворе, готовить  бутерброды и заливать овсяные хлопья молоком.

*Вытирать мебель, развешивать бельё, помогать при складывании белья и полотенец.

* Ставить родителей в известность, если идет куда-то сам.

* Делиться игрушками с младшими и товарищами.

Обязанности детей 5 лет:

*Готовить себе  и младшим простые завтраки и бутерброды.

* Помогать маме с готовкой и покупкой пищи.

* Одеваться самому  и убирать  за собой одежду.

*Чистить зеркала, раковины, ванну.

*Самостоятельно сортировать бельё для стирки,  складывать его после стирки и убирать на место.

*Отвечать, если звонят по телефону.

* Помогать родителям прибирать двор, мыть машину, выносить мусор.

* Оказывать посильную помощь в уходе за младшими братьями и сестрами.

* Делать мелкие покупки самостоятельно.

Обязанности детей 6 лет.

*Одеваться самостоятельно, учитывая погоду и случай.

*Пылесосить коврики.

* Ухаживать за домашними растениями.

*Чистить картошку

*Помогать маме вешать бельё после стирки

*Самому класть или вешать одежду в шкаф

*Помогать отцу собирать дрова для костра

*Выгуливать собаку

*Самому завязывать шнурки.

*Выносить мусор и следить за чистотой мусорного ведра.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Путь в страну книг.

От слушателя - к читателю

     Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

     Условно в процессе становления читателя можно выделить следующие виды чтения: опосредованное (чтение ребенку вслух), самостоятельное (чтение ребенка без помощи взрослого) и чтение-творчество (чтение, построенное как процесс творческого освоения воспринимаемого произведения). Но не стоит рассматривать выделенные нами виды чтения как этапы становления читателя, они не следуют друг за другом в строгой временной последовательности, а постепенно возникая в жизни малыша, как бы дополняют друг друга, становятся страницами его читательской биографии.

Первое знакомство с книгой

              Первый вид чтения, с которым знакомится ребенок, – опосредованное чтение. Но этот вид чтения не теряет своего значения и тогда, когда ребенок начинает читать сам, и когда он уже научился достаточно бегло читать. Поэтому наши рекомендации о чтении вслух пригодятся и тем, кто только начинает читать книжки своему малышу, и тем, кто уже познакомил своего ребенка с азбукой, и тем, чей отпрыск уже налаживает собственные отношения с книгой. Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребенка в стихи о детях), делая его более доступным и понятным; читать ярко и выразительно; следить за реакцией ребенка. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого – упоительного путешествия в страну литературных образов, проходящим в тишине и спокойствии, требующем одиночества и полного погружения в мир фантазий. Малыш ни минуты не сидит на месте, он постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий. Такое чтение в первую очередь - это общение (причем напоминать об этом необходимо только взрослым: для детей это и так непреложная истина). Это ваш разговор с малышом, это диалог с автором произведения. И поэтому не стоит отказываться от совместного чтения вслух, когда ребенок научился читать самостоятельно: продолжайте ему читать сами, читайте по очереди, внимательно слушайте, как он читает, привлекайте к чтению вслух других членов семьи.          

      Чтение вслух – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого, но таковым оно становится только при выполнении ряда условий. Первое – необходимо не только воспроизводить текст, т.е. произносить его вслух, но и стараться его осмыслить, понять. Причем для взрослого эта задача раздваивается: он находит в прочитанном тексте что-то свое, интерпретирует его с высоты собственного жизненного опыта и в то же время старается создать ситуацию понимания или эмоционального отклика для слушающего его ребенка. Великий сказочник Г.-Х. Андерсен писал об этом феномене восприятия детской литературы взрослыми: «…я точно решил писать сказки! Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышлений!» Совместное восприятие произведения художественной литературы, его осмысление неизбежно должны вылиться в обсуждение прочитанного: чтение сказки наталкивает нас на рассуждения о добре и зле, знакомство со стихотворными произведениями заставляет задуматься о неограниченных возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций…



Предварительный просмотр:

Работа с родителямиКартинка 50 из 1357

Консультации для родителей

Консультация для родителей

на тему:
«Как

победить застенчивость»

Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости.

Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?

Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.

Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.

Раскрепощению эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.

Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

Литература: Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», М: ЧеРо, 2002г.



Предварительный просмотр:

Работа с родителямиhttp://www.progressiveart.com/borisoff/maternal_love.jpg

Консультации для родителей

Влияние родительских установок на развитие детей.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет легче…".

"Вот дурашка, всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

"Молодец, что делишься с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама)…".

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

"Как ты мне нравишься!".

"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты всё можешь сам!".

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

"Держи себя в руках, уважай людей!".

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

  • Я сейчас занят(а)…
  • Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправильно!
  • Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять!
  • Ты сведёшь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во всё лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами…!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться! 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Телевизор и компьютер: друзья или враги?»

Телевизор и компьютер могут показаться хорошим способом,  занять дошкольника. Некоторые родители считают, что это простая и доступная возможность расслабиться и спокойно отдохнуть.

Выходной, выспаться бы! Но ненаглядное чадо подходит к вам в 8 утра, и вы даёте «добро» на мультики. В течение дня телевизор или компьютер будет по-прежнему включен.

В наши дни телевизор и компьютер прочно вошли в жизнь детей. Во многих семьях, как только ребёнок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом.

Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка, но для его психического здоровья.

Главное право ребёнка  право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от утомительных занятий с ним, взрослые лишают его этого права и нарушают основные законы развития психики ребёнка. Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные приспособленные средства массовой информации не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.

Но чем дольше ребенок сидит перед «голубым экраном», тем меньше остаётся времени для активной и творческой игры.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.

Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят.

         Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными.

Дети, которые много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень  холестерина в крови.

Советы родителям:

  • Откажитесь от привычки спихивать  ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите  ему какое-нибудь дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
  • Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю  и отметьте те передачи или фильмы, которыми, на ваш взгляд, следовало бы ограничиться.
  • Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать  себе на этот день более  полезные занятия.
  • Не ставьте телевизор в детской, если только  не  хотите окончательно потерять  контроль над тем, какие передачи  и в какое время смотрит ребенок.
  • Не оставляйте телевизор включенным  для создания  шумового фона. Если ребенок хочет  услышать  что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.
  • Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
  • Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  • В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  • Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  • Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
  • Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  • В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
  • После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
  • Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.



Предварительный просмотр:

Профилактика компьютерной зависимости.

Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он знает, как найти нужную информацию, загрузить фотографии в социальные сети, отправить письмо по электронной почте. Но когда ребенок начинает часами играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу.

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

1. Отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру.

2. Дефицит общения в семье, т.е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.

3. Родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним.

4. Ребенку дома не комфортно, т.е. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином.

5. Низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.

6. Замкнутость ребенка, его непринятие сверстниками.

7. Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например: «Помоги, мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2-3-й степени.

В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к нему с развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости и необходимо предоставить ему квалифицированную помощь.
Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила.

1. Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для дошкольника – 20 минут в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, уговоры и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.

2. Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающий дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время, как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик. Относитесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение и так уже заложено программой.

3. Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваши освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.

4. Контролируйте занятость ребенка (кружки, широкие интересы). Приобщите к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Весенняя прогулка, чем занять ребенка.

       Зима позади. Позади суровые морозы и метели. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее и сильнее, на улицах становится светлее и гулять с малышами одно удовольствие.             Весна -  это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Именно весной солнце вырабатывает много ультрафиолета, что крайне необходимо для детского растущего организма. Прогулки на свежем воздухе - это всегда интересное и полезное занятие.

      Весенние прогулки чрезвычайно полезны с точки зрения раннего развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, какие существуют весенние цветы. Наблюдайте, как на деревьях вьют гнезда птицы. Можно даже попробовать соорудить скворечник и повесить его рядом с домом.    Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, учит  наблюдать и созерцать, развивает эстетическое начало.

      В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета, характер поверхности и многое другое. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения, звуки и различные характеристики. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, аналитические способности, умение сравнивать и делать выводы.

      Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой. На прогулке с малышом, расскажите ему о весне: почему тает снег, откуда берутся многочисленные ручьи, почему так ярко светит солнце и почему небо голубое, а не серое. Попробуйте вместе с ребенком услышать «весенние» звуки: звон капели, журчание ручьев, пение птиц.

      Расскажите малышу, какие запахи несёт в себе весна: талого снега, березовых почек, первых подснежников и другие. Расскажите ребенку, что происходит весной, после того, как растает снег, перелетные птицы возвращаются из южных стран, набухают почки на деревьях, из-под снега пробивается первая травка, распускаются подснежники.

       Покажите ребёнку вербу, дайте потрогать, расскажите, что верба – одна из первых распускается весной, на ее запах слетаются жучки, мушки, бабочки. Пусть малыш сорвет несколько веток и отнесет домой, предложите ему поставить букет в вазочку с водой и понаблюдать, как изменяются ветки, как появляются на них первые листочки.

     Поясняйте малышу, почему происходят все эти изменения, познакомьте его с понятием «время года». Рассуждайте о том, почему зимой необходимо было тепло одеваться, а весной можно прогуливаться в более легкой одежде. 

     Выберите для сравнения какой-нибудь объект  на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на полянке еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.

     При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

     А ещё, пешие прогулки – это полезное физическое упражнение, которое может выполнять каждый, независимо от  возраста. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, такие прогулки крайне важны для здоровья различных систем организма. И это еще не все преимущества таких упражнений на свежем воздухе.

   Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Обязательно привлекайте детей  к таким занятиям. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры, а также развлечения в парках отдыха, и вы удивитесь тому, как редко начнет болеть ваш ребенок.

    Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.

     Для начала следует просто принять как должное, что хотите вы или нет, но ребенок все равно залезет в самую глубокую лужу и найдет грязь пожирнее. Малыш хочет все познать, испытать на собственном опыте то, о чем предупреждает мама. Поэтому, запаситесь терпением и не ругайте кроху. Ведь это так интересно, как выглядит свое отражение в луже, как грязь прилипает к сапожкам. А как весело шлепать по воде руками и лепить куличи из мокрой земли.

     Если вы не хотите, чтобы ребенок во время весенней прогулки бесцельно плюхался в грязи, покажите ему, что делать это можно с пользой. Малыш хочет копать? Предложите ему делать это под деревьями, где земля хоть немного прикрыта листьями и травой. Если ребенка как магнитом тянет к воде, то позвольте ему пройтись по лужам, покажите, как интересно пускать кораблики или просто травинки, палочки или листья по ручьям. Можно взять с собой на прогулку игрушки на радиоуправлении. Весна — отличное время, чтобы запускать радиоуправляемые вертолеты или самолеты.

     Старайтесь не запрещать чаду экспериментировать, ведь это может привести к замкнутости и нерешительности ребенка в будущем. Позвольте крохе самому принять правильное решение, даже если в результате вы приведете домой чумазого ребенка. Пусть ваш ребенок растет здоровым, активным и счастливым!

 

Чем же занять ребенка на прогулке весной?

1. « Посчитай птиц».  Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться на свет, то птицы уже начали радоваться теплу и запахам, которыми богат весенний воздух. С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки. Закончить игру можно следующим образом: покормите птиц пшеном или специальным кормом .

2. « Шаги лилипута». В эту игру хорошо играть нескольким детям или всей семьёй.  Выберите цель и наметьте линию старта. Пусть играющие  посоревнуются: кто быстрее пройдет дистанцию лилипутскими шагами (это такие шаги, когда нога при шаге ставится впритык к другой ноге).

« Гигантские шаги». Смысл игры такой же. Однако теперь ребенок должен расставлять ноги так широко, как он только может (взрослые же, могут слегка поддаться…).

3. « Пускаем солнечных зайчиков». Если погода солнечная, не забудьте прихватить с собой зеркальце. Малыш будет рад сделать день еще более солнечным, пуская солнечные блики на дома и деревья. Выберите какую-нибудь отдаленную цель и потренируйтесь, кто сможет запустить зайчика так далеко.

4. «Пускаемся в плавание по луже». Смастерите дома или прямо на прогулке кораблики, а затем запускайте их в ближайшей луже.

 5. « Пускаем пузыри … в плавание!»  Пускать в плавание по лужам можно не только кораблики, но и мыльные пузыри. На воде они будут держаться дольше и переливаться всеми красками. Наблюдение за такими пловцами – сплошное удовольствие.  

6. « Ищем первые признаки весны».  Вооружитесь фотоаппаратом и отправляйтесь на поиски весны. Первые набухшие почки, оживленные пташки – все это первые знаки того, что весна уже близко.

 7. « Рисуем на асфальте».  Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и нарисовать приглашение весне: солнышко, цветы и травку. Возможно, это ускорит приход тепла!

8. « Охота за словами и буквами». Если ребенок знает буквы, можно поиграть в игру, где  ребенок и взрослый ищут вокруг предметы, которые начинаются на выбранную букву. Можно выбрать разные буквы. Например, Вы ищите слова на букву «а», а ребенок – на букву «м». Кто найдет больше предметов?

9. «Развиваем скорость и координацию». Эта игра очень известна. Правила просты: дети становятся между двумя ведущими, их цель – выбить игроков из центра с помощью мяча. Мяч лучше всего брать надувной, чтобы не повредить детей. Берите мяч побольше, тогда задача малышей существенно усложнится, а риск травм уменьшится.

10. «Развиваем координацию». Участники становятся напротив ведущего. Игра очень простая. Все дети, должны показать движения, обратные тем, что показывает ведущий. Например, если ведущий опускает руки, малыши должны их поднять, если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть и т.д. Если малыш ошибся три раза, он выбывает. Победителем становится тот, кто выдержит дольше всех.

11. «Развиваем равновесие». Для этого упражнения нужно поставить двух детей напротив друг друга на расстоянии 2-3 детских шагов. По сигналу, один стоя на одной ноге, вытянув ладони должен ударить по ладоням другого малыша. Суть игры – вывести из равновесия соперника. Тот, кто первый коснётся земли – проигрывает.

12. «Развиваем скорость движения». Для этой игры  Вам нужны мяч и мел. На асфальте нарисуйте круг диаметром примерно в 2 метра и обозначьте направления движения. Ребенок встает в центр и бьет мячом об землю, после он убегает по заданному направлению. Пока мячик делает 3 удара, малыш должен бежать. Выигрывает тот, кто дальше убежит. Это игра является групповой, но и может быть одиночной.

13. «Развиваем прыгучесть». Для этой игры нужно несколько игроков, следует поделить их на команды. На земле рисуется линия, с помощью которой будет измеряться длина прыжка. Место приземления нужно отмечать по пяткам. Нужно прыгнуть в противоположную сторону от отмеченного места, сделать это должен другой участник. Главная его задача – перепрыгнуть этот результат и прыгнуть дальше, тем самым зарабатывая балл своей команде. Выигрывает команда набравшая большее количество баллов

       Игры на свежем воздухе -  всегда весело и увлекательно! Играйте со своим ребенком — это  укрепляет взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений в семье. О том, что "солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья", мы помним с детства. Дело за малым - сделать так, чтобы и наши малыши росли в окружении этих верных "товарищей" с самых первых дней.



Предварительный просмотр:

Воспитание сказкой

Очень часто родители жалуются на плохое поведение своих малышей. И в детском садике на него жалуются и дома вредничает. Что же делать? Лишить любимых мультиков или сладостей или поговорить о том, как нужно себя вести?  А может просто почитать ребенку сказку.

С древних времен сказкой воспитывали подрастающее поколение. Через нее детям передавался опыт, традиции, моральные нормы. От героев сказок ребенок узнает, как нужно себя вести, как правильно поступить в той или иной ситуации и это более действенный метод, чем нравоучительные разговоры.

Для того чтобы сказка имела свой воспитательный эффект нужно правильно ее подобрать. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка. С раннего возраста начинается подготовительный этап. Малышам читают потешки, прибаутки, поют колыбельные. С 2-3 летнего возраста начинают знакомить с короткими сказками. Хорошо зарекомендовали себя классические русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Детям нравятся повторяющиеся действия в сказках, ребенок лучше ориентируется в повествовании. Малышам важно подбирать книги с красочными иллюстрациями. Зрительные образы также способствуют запоминанию. Можно разыграть сказку и при помощи кукол.

Чем меньше ребенок, тем больше ему нравятся сказки о животных. Он слушает их с удовольствием. Мир людей для него еще сложен для понимания. В нем много правил и запретов. С 3-х летнего возраста можно читать сказки, в которых повествуется о добре и справедливости, о взаимовыручке.

Дело в том, что в 3 года ребенок переживает кризис трехлетнего возраста. Он начинает осознавать себя как личность, в его лексиконе появляется слово «Я» Поэтому лучше подбирать сказки, где пол главного героя совпадает с полом ребенка и где он может себя соотносить с главным героем. Герой сказки должен быть примером для малыша. Сказки подбирать нужно такие, где четко видно хорошее и плохое, черное и белое. Ему еще трудно различать полутона.

А вот старшим дошкольникам можно предлагать сказки, где такие полутона присутствуют.

Сказка помогает ребенку осознать, что не бывает в полной мере хороших людей (и положительные герои ошибаются) и плохих (Баба Яга то же может помогать героям).

Но для того, что бы ребенок начал понимать такие тонкости, прежде все-таки он должен четко усвоить такие понятия, как, что такое хорошо и что такое плохо.

Ставя себя на место героя, ребенок лучше понимает духовные и нравственные ценности своей культуры.

Но очень важно, перед тем как читать ребенку сказку, что бы взрослый сам поразмышлял над ней, понял, в чем ее смысл, урок и правильно преподнес ее ребенку.

У русского народа множество сказок. Ведь они отражение нашей истории. А у русского народа издревле была мечта о «легком хлебе». Поэтому и сказки есть разные и о плутовстве и хитрости и обмане. Когда у ребенка только начинается формироваться нравственная культура, лучше избегать таких сказок.

Воспитание сказкой тогда принесет свои плоды, когда она будет правильно подобрана и правильно преподнесена. После прочтения сказки нужно немного обсудить ее с ребенком. Послушать, как ее понял ребенок, какие он сделает выводы.

Очень интересно придумывать сказку самим, вместе с ребенком, можно даже предложить, что главный герой этой сказки будет сам ребенок. Если ребенок очень переживает от грустной концовки, то можно предложить ему придумать счастливый конец сказки.

Читая сказки, взрослые и малыши становятся ближе друг к другу. Вместе сопереживают героям, вместе веселятся над шутками.. И прежде, чем читать ребенку очередную лекцию о хорошем поведении, лучше посадить ребенка на колени и  «Жил- был….