Конкурс" Сердце отдаю детям"

Лобанова Элла Николаевна

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г.Сочи

Методическая разработка

«В заповеднике, друзья, разводить огонь нельзя»

Разработала: педагог дополнительного образования

Лобанова Элла Николаевна

Сочи – 2019

Пояснительная записка.

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду в последнее время привлекает к себе большое внимание. Экологическое воспитание - одно из важных направлений воспитательной деятельности . Целью экологического воспитания является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе.

Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста. 
Поэтому школа должна приготовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе.

Цель:  Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе

  • Задачи: пропаганда здорового образа жизни, выявить интерес учащихся к туризму, показать преимущества активного отдыха, привлечь к занятиям туризмом больше школьников.
  •  активизировать и дополнить представление учащихся о значении леса в природе и в жизни каждого человека; познакомиться с основными правилами поведения в лесу;
  • развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность, восприятие, наблюдательность;
  • воспитывать любознательность; чувство любви к окружающим лесным богатствам нашей Родины; чуткости, пониманию многообразных тайн, скрытых в лесах и бережному отношению к ним.

Возраст воспитанников: данная разработка рассчитана на младших школьников (1-4 классы)

Методы: при проведении данного мероприятия используются следующие методы воспитания: традиционные – упражнение, поощрение, принуждение, пример; инновационно деятельностные – творческая инвариантность; тренингово игровые – работа в команде в игре.

Большой акцент делается на здоровьесберегающих технологиях.

Условия для проведения мероприятия: данное мероприятие можно проводить в любом месте в мае месяце.

Оборудование: Костюмы туристов, Лешего, декорации или костюмы леса    Оформление: маркировочная лента, музыкальное оборудование (если есть), флаги, баннеры, стол – 1 шт., стулья – 2 шт.

Сценарий

«В заповеднике, друзья, разводить огонь нельзя»

1 ведущий: Вот и закончился учебный год, наступило долгожданное лето.

(Выходят 3 детей)

1 ребенок: Лето! Славная пора!

                     Любит лето детвора

                     Можно в море искупаться,

                    Можно в горы нам податься.

2 ребенок: Что мы решим?

3 ребенок: Пойдем в поход по заповеднику.

2 ведущий: В заповеднике, друзья,

                      Нам шуметь никак нельзя,

                      Можно птицу не приметить,

                      И лисенка не заметить

Дети: А если без шума не получается?

1 ведущий: Надо постараться, ведь вы в лесу не одни, за вами наблюдают и звери, и птицы

Дети: Хорошо, шуметь не будем,

           Лучше просто отдохнем,

           И костер в лесу зажжем.

(Выходит лес)

Лес: Шу, шу, шу, шу

Ой, что знаю, расскажу.

Мы туристов здесь видали,

Они мусор разбросали,

Водоем загадили,

 И костер оставили.

Дети: Это не мы, мы только пришли.

Лес: Помните, дети:

         Если спичку лишь зажжешь,

         И, к дровам ты поднесешь,

        Сразу вспыхнет вмиг трава,

        Запылает лес кругом.

        У животных и у птиц

        Выгорит мгновенно дом.

Дети: А как быть, если у нас поход, а костры разжигать нельзя.

2 ведущий:

Заповедник- это охраняемая территория. Здесь нельзя ничего рвать, ломать, разводить костры. Здесь заповедная природа. А готовить вы можете с помощью газовой горелки или примуса. Это такие приборы, с помощью которых готовят еду.

Дети: Спасибо за совет. А как нам помочь заповеднику?

(выходит Леший)

Леший: Здравствуйте, ребята! Расчищайте тропы. Не бросайте мусор сами и не позволяйте это делать другим. Подумайте сами…

Дети: Нельзя разводить костры, надо помогать убирать сено в заповеднике.

Приводить в порядок территорию. Пусть никогда не будет пожаров!

Леший: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

(Проводятся игры по усмотрению проводящих: переноска воды при помощи половника из одного ведра в другое. Рисуют предупреждающие знаки и т. д.)

Лес: Шу, шу, шу, шу

         Ой, что знаю, расскажу.

         Мы детей здесь увидали,

         Они знаки рисовали,

         И костер не разводили,

      И природу не губили!

1 ведущий: Молодцы ребята, спасибо тебе Леший за интересные игры, но нам уже пора домой.

  Чтоб был в источнике нарзан,

  С полянки- земляника,

  Будь осторожен, как Тарзан,

  Дружи с природой дикой.

  Костров в лесу не разводи,

  И в лес лишь с дружбой приходи.

 Пусть скажет птица, скажет лес:

 Ты-ЧЕЛОВЕК!  Ты часть чудес!



Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г.Сочи

Методическая  разработка 

«Компас. Определение азимута»

Разработала: педагог дополнительного образования

Лобанова Элла Николаевна

Сочи – 2019

                         

                                                           

                                         

Пояснительная записка

Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа.

Туристу приходится ориентироваться все время, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. У опытных путешественников вырабатывается даже особое чувство ориентирования в пространстве. Для начинающего же туриста основой основ является умение работать с компасом и картой, а также определять стороны горизонта различными способами.

Цель занятия:  - Ознакомление с компасом, его строением - как основном приборе, используемом туристами для ориентирования на местности.

-Формирование представлений об ориентировании, азимуте.

-Совершенствование умений воспитанников применять полученные знания для конкретных географических задач.

-Развитие мышления воспитанников через решение проблемных ситуаций.

Задачи:  - Формирование у воспитанников понятий: горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта, ориентирование, азимут.

- Ознакомление  детей с устройством  компаса;

 -Развитие умений  определения сторон горизонта, расстояния и направлений на плане местности.

- Определение  сторон горизонта, расстояния на плане, азимута по компасу,                         - Развитие навыков коллективной работы и совместного поиска решений;                               - Развитие логического мышления, памяти и  внимания воспитанников;

Тип урока:  Комбинированный.

Форма контроля: Текущий.

Методы: беседа, демонстрация наглядного материала, практическая работа воспитанников.

Оборудование: план местности, карта полушарий, компасы, раздаточный материал с топографическим планом

  1. Плакат (строение компаса).
  2. Карточки по теме «Компас».
  3. Спортивные компаса.
  4. Плакат с компасами.
  5. Карточки по теме «Условные знаки».
  6. Кроссворд
  7. Скотч, иголки, магнитики, указка.
  8. Мультимедийный проектор, доска, презентация

Литература:

         1. ВяткинЛ.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное   ориентирование» - М., 2001 г.

         2. Куликов В.М. ,Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в

туристском путешествии» - М., 2002 г.

3. Куликов В.М. , Ротштейн Л.М. «Школа туристских вожаков» - М. , 1997

4. Огородников Б.Н. «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО»

- М., ФиС, 1983 г.

5. Пронтишева Л.П. «Истоки мастерства», 1990 г.

          6.Справочно – информационный материал: «Ориентирование по местным признакам».

                             

                                                                                                                                               План занятия

  1. Вводная часть.  Проверка знаний по предшествующей теме.                

2.   Объяснение новой темы:  - изложение новой информации;

3.   Практическая работа с дидактическим материалом.                                                         4.   Закрепление изученного материала.                                    

            5.   Подведение итогов занятия.                                                  

                         

                                                           

                                                         

                                                           

ХОД   ЗАНЯТИЯ.

                                      Содержание  занятия

      Примечание

  1. Вводная часть:

Посмотрите-ка ребятки, все готовы? Все в порядке?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Возьмите листочек и на одной из сторон вверху напишите свое имя, а ниже зарисуйте свое настроение. В помощь вам на доске весит плакат с настроениями, зарисуйте у себя один, который вам сейчас подходит, и поставьте возле себя лицом ко мне. На это вам дается 2 минуты.

Хорошо, с этим заданием мы справились.

             Цель нашего занятия - дать  представление о компасе, его строении, приемах работы-  как  основного прибора, используемого туристами для ориентирования на местности.

Обратить внимание

на готовность к

занятию

Рисуют своё настроение на начало занятия.

2 мин.

2. Проверка знаний по предшествующей теме:

    Прежде, чем мы с вами начнем изучать новый материал, мы должны вспомнить, какую тему мы проходили на прошлом занятии.

               Ответ: Условные знаки.

     Для проверки знаний, я предлагаю вам ответить на ряд моих вопросов. 

1. Задания на знание понятий:

- Что называется масштабом?

- Какие виды масштабов вы знаете?

- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?

       2. Что такое условные знаки?

              Ответ: Это символы, с помощью которых действительная

                              местность изображается на карте.

       3. На сколько групп разделены УЗ спортивных карт?

            Ответ: шесть групп

                          * Рельеф;

                          * Скалы и камни;

                          * Гидрография и болота;

                          * Растительность;

                          * Искусственные сооружения;

                          * Знаки обозначения дистанций.

      4. Каким цветом и что, отображают на цветных картах?

            Ответ: * Синий – гидрография (болото, реки);

                           * Зеленый – растительность;

                           * Чёрный – искусственные объекты;

                           * Коричневый – рельеф;

                           * Желтый – открытые пространства;

                             * Красный – судейский цвет (старт, финиш);

         Всё правильно.

 Для того чтобы проверить, как вы усвоили топографические условные знаки, предлагаю провести маленький топографический диктант.

        Давайте разделимся на две команды. Из каждой команды выходят по два человека, им выдается конвертик, в котором лежат топографические знаки. Я буду зачитывать стихотворение, где упоминаются некоторые топографические знаки. Ваша задача слушать внимательно и из своего набора выбирать правильный знак и вывесить его на доску (вертикально).  Маленькая подсказка – в конвертиках знаков больше чем в стихотворении.  Начнем.  

2 мин.

Обратить внимание на правильность ответов.

           1 мин.

           1 мин.

1 мин.

4 занимающихся

работают у доски, остальные в тетрадях.

                       

                   Стихотворение А.С.Пушкина «Деревня»:

                    « Я твой: люблю сей темный сад

                     с его прохладой и цветами,  

                    Сей луг, уставленный душистыми скирдами

                    Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

                    Везде передо мной подвижные картины:

                    Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,

                    Где парус рыбаря белеет иногда,

                    За ними ряд холмов и нивы полосаты,

                     Вдали рассыпанные хаты,

                     На влажных берегах бродящие стада,

                    Овины дымные и мельницы крылаты…»   

Проверяем правильность выполнения задания у доски. Подводим итоги проверки.     

3. Объяснение новой темы:

           Изложение новой информации.

         А теперь мы с вами переходим к новой теме.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

                                 «Под стеклом сижу,

                                  На север и юг гляжу,

                                  Со мной пойдешь –

                                 Дорогу найдешь»

Правильно, компас. Сегодняшняя  наша тема занятия так и называется:

                      «Компас. Определение азимута».

Компас – один из древних приборов на земле. Но, прежде чем мы начнём, я вам расскажу немного любопытных сведений из истории компаса.

             Считается, что компасы были созданы на дальнем Востоке в эпоху династии Хань примерно в первые годы нашей эры.

             В старинных книгах первый компас именуется «синан», что означает « указывающий на юг». Он имел вид ковшика, сделанного из магнитной руды, с гладкой нижней частью. Ковшик устанавливали на тщательно отполированную медную или деревянную плоскость таким образом, чтобы короткая ручка могла свободно поворачиваться. Направления частей света обозначали на плоскости знаками зодиака, а деления соответствовали градусам современного компаса. Форма «синана» повторяла расположение звёзд Большой Медведицы. При толчке ковшик начинал вращаться, а, успокоившись, указывал на юг.

             Также известно, что в Центральной Америке индийские племена Ольмеков нередко строили города так, что их улицы и здания были ориентированы относительно сторон света. Особенно часто это делалось при сооружении храмов, вокруг которых и возникали города.

             К 11 веку было открыто, что потёртое о магнетит железо приобретает свойство притягивать. Это позволило усовершенствовать компас: появилась стрелка из искусственного магнетита. Её делали в виде рыбки, плавающей   в сосуде с водой. Голова «рыбки» указывала на юг. Другой вариант стрелки – игла, которую с помощью воска крепили посередине висящей шелковой нити.

             В начале 14 века итальянец Флавио Джойя усовершенствовал компас: к стрелке, надетой на вертикальную шпильку, прикрепил легкий бумажный круг, где были нанесены четыре направления света.

            В России компасное дело стремительно развивалось при Петре 1. Появился даже «устав компасных дел мастер», был издан указ: «… впредь на кораблях заменять железа около компаса медью и не ставить оного ближе 14 футов от компаса».

              В улучшении отечественных моделей компаса большую роль сыграли работы Михайло Васильевича Ломоносова, других учёных. Лейтенант флота И.П.Белавенец первым начал научно разрабатывать проблемы судового магнетизма, за что был   награждён золотым компасом с 32 бриллиантами – по одному на каждом румбе. С тех пор прибор в основе своей остался без изменений.

      Ну, а всё-таки, что такое компас?

    Компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге, не на карте, а в пространстве).

       Компас – является одним из наиболее часто используемых в походах приборов и главный элемент снаряжения спортсмена ориентировщика (спортивный компас).

      Существует много различных модификаций компасов. В нашей стране наиболее распространен компас системы, Андрианова. Во время Великой Отечественной войны этот компас являлся секретным прибором и выдавался только командному составу. Раньше эти компаса целиком изготовлялись из металла (латуни), а теперь делаются из пластмассы.

           Компас Андрианова состоит из 5 частей:

  • корпус компаса;
  • визирное кольцо;
  • магнитная стрелка;
  • лимб (циферблат);
  • зажим;

            Последнее время почти все туристы используют спортивный жидкостной компас, с которым работать на много легче и удобно. Основным отличием спортивного компаса от обычного (Андрианова) является, то, что стрелка такого компаса помещается в капсуле, наполненной специальной жидкостью, позволяющей стрелке устанавливаться в направлении на север в течение нескольких секунд. Лимб спортивного компаса имеет более точную цену деления, чем у компаса Андрианова – 2 градуса. Капсула расположена на плате компаса, которая имеет измерительную линейку. На капсуле и на плате компаса нанесены параллельные линии, которые облегчают работу с картой.

      А теперь, мы с вами рассмотрим из чего - же состоит спортивный компас?

                  1. Скошенная плоскость для наклейки

                шагомерных таблиц.

                  2. Сдвоенная светящаяся метка для обозначения  

                 направлений на основной плате.

    3.  Лупа с увеличением в   3,5 раза.

  1. Линейка для масштаба 1: 15000.
  2. Линейка миллиметровая.
  3. Линии для ориентирования компаса.
  4. Отверстие для нанесения КП на карту.
  5. Сдвоенная светящая метка для отметки направления на север на дне корпуса.
  6. Стрелка.
  7.  Круговая шкала 360 градусов (цена деления 2 – градуса).
  8. Направляющие линии на дне колбы компаса.
  9. Корпус (колба) с амортизирующей жидкостью.
  10. Плата.
  11. Резиновые шайбы.
  12. Шнурок.

             Для чего же нам, нужен компас? Вопрос кажется неожиданным и даже смешным. Но на самом деле в нём стоит разобраться детально – не такой уж он простой. Оказывается, есть четыре действия с компасом, и их должен знать каждый.

  1. найти стороны горизонта;
  2. ориентирование карты по компасу;
  3. прямые засечки (нахождение ориентиров по заданному азимуту);
  4. обратные засечки (определение азимута данного ориентира);

Сегодня мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем еще несколько способов нахождения сторон горизонта.

 Итак, какие стороны горизонта вы знаете?

- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.

А теперь проверим, как вы уже можете определить на местности стороны горизонта.

 Работа проводится в группах. Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:

а) по муравейнику;

б) по ветвям одиноко стоящего дерева;

в) по годичным кольцам пней;

г) по таянию снега на крышах, склонах холмов;

д) по Полярной звезде и т.д.

Задача.

Старые дубы в лесу под напором ветра склонили свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул на- лево и продолжал свой и путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компас он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90, так как решил, что западное направление именно это.

- Правильно ли направление пути туриста? (ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра - на восток, потом повернул на лево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.)

- Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске.

                                       

- Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток).

 - Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север.

                                               

 – но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? Что такое азимут? (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.)

- Покажите на схеме, где азимут.

                                           

- Определите значение азимута с помощью транспортира.

- Выполните задание на определение азимута                                  На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса.

Обратить внимание на правильное выполнение   у доски.

3 мин.

1 мин.

(Компас)

Занимающиеся записывают себе в тетрадь новую тему. Тему записать на доске.

1 мин.

Презентация

2 мин.

Определение записать на доске.

Занимающиеся записывают в т

тетрадь.  

2 мин.

Записывают в тетрадь.  

1 мин.

  Записать в тетрадь.

2 мин.

Зарисовать и записать в тетрадях.                      

Обратить внимание

на  правильное исполнение.

        3 мин.

Занимающиеся

  записывают

4 действия.

3 мин.

Работа в группах

3 мин.

7 мин.

    Практическая работа с дидактическим материалом.

           А теперь, давайте поиграем, и тем самым повторим и закрепим то, что мы узнали нового. Для этого нам необходимо разделиться на 2 или 3 команды.

        1. Каждая команда получает  листок  и  конверт, в котором лежат части от компаса. С помощью иголок команда собирает компас на  листке и дописывает определение.  

        2. Раздать кроссворд. Компас и топографическая карта – основные элементы в спортивной и туристской топографии. В кружочки нарисованного компаса нужно вписать названия 6 топографических знаков.

Раздать командам раздаточный материал.

5 мин.

Если не успели сделать, задание на дом.

     4. Закрепление изученного материала.

   Для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили

сегодняшний материал, каждая команда должна придумать по 2-3 вопроса и задать их противоположной команде.

  1. Какую тему мы сегодня проходили на занятии?

Ответ:  Компас. Работа с компасом.

  1. Что такое компас?

       Ответ:  Компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности.

  1. Какой компас был широко распространен в нашей стране.

 Ответ: Андрианова.

     4. Перечислите, из чего состоит компас?

        Ответ: Плата, колба (корпус) с жидкостью, стрелка, лупа, масштабная линейка, миллиметровая линейка, шкала с градусами, шнурок и т. д.  

     5. Какие названия компасов вы запомнили?

        Ответ: Андрианова, «Спорт – 2», «Спорт – 3», Аист, Сокол, Азимут, Московский компас.

     6. Из скольких частей состоит компас Андрианова?

         Ответ:  Из 5 частей. Корпус, визирное кольцо, магнитная стрелка, лимб (циферблат), зажим.

7. - Определите азимут на предметы по рисунку.

                       

- Чему равен азимут?

 Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? Что бы вы посчитали необходимым сделать в этом случае?                    (Стрелка компаса всегда себя ведет себя беспокойно в районах магнитных аномалий. Причины аномалий могут быть обусловлены наличием запасов железных руд. Надо отметить этот район на карте и по возвращении домой сообщить об этом в ближайшее геологическое управление. Возвращаться домой придется по местным признакам: звездам, солнцу и т.д.)

Собрать раздаточный материал.

3 мин.

 Обратить внимание на правильные ответы.

Обратить внимание на правильные ответы.

  1. Подведение итогов занятия.

     Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, проводит диагностику настроения, даёт установку на следующее занятие.

А теперь проверим ваше настроение на конец нашего занятия. Возьмите, пожалуйста, свои карточки и на другой стороне зарисуйте свое настроение. Очень хорошо. На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.

2 мин.

Оценить работу каждого занимающегося.

Зарисовать настроение на конец занятия.