Мониторинг

Кузнецова  Ольга  Анатольевна

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам психолого-педагогической диагностики в МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек»

за 2018 - 2021 учебные годы.

Провели диагностику: тьютор Кузнецова Ольга Анатольевна и

педагог – психолог Каракотова Елена Викторовна, педагоги групп

В период с 01.09.2018 г. по 30.05.2021 г, с целью индивидуализации образования, оценки эффективности и оптимизации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, в группах была проведен мониторинг коммуникативного развития воспитанников.

Цель: проанализировать процесс формирования коммуникативных навыков и компетенций у детей на основе динамики сенсомоторных интегративных качеств воспитанников в ходе коррекционной  работы.

Задачи:

- изучение сформированности коммуникативных навыков воспитанников групп;

- оценка эффективности проведённой коррекционной работы с включением системы сенсомоторных игр и упражнений;

- проектирование коррекционной работы на основе результатов мониторинга.

Предполагаемый результат мониторинга: повышение эффективности коррекционно-педагогической процесса.

Объект мониторинга: сенсомоторные интегративные и коммуникативно-личностные качества детей.

Предмет исследования: навыки и компетенции детей.

Мониторинг проводился два раза в год: сентябрь - октябрь и май учебного года.

Методы мониторинга: наблюдение за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности, наблюдения и анкетирование родителей по заданию педагогов, анализ продуктов детской деятельности, диагностические игровые задания, беседы, ситуации, статистическая обработка данных.

Коррекционная работа с детьми велась на основе Рабочей программы тьютора, педагога-психолога, АООП. Вводная и итоговая диагностики проводились на основе диагностических таблиц. В работе с детьми использовались следующие технологии:

- здоровьесберегающие;

- проектной деятельности;

- поисковой, исследовательской деятельности;

- ИКТ;

- личностно-ориентированные;

- игровые.

Характеристика детей за анализируемый период:

2018/2019 уч. год

 (средняя группа)

2019/2020 уч. год

(старшая группа)

2020/2021 уч. год

 (подготовительная группа)

Дети групп

 комбинированной направленности -

7 детей со статусом  ОВЗ

возраст 4-5 лет

Дети групп комбинированной направленности -

8 детей со статусом  ОВЗ

возраст 5-6 лет

Дети групп

комбинированной  направленности -

 10 детей со

статусом   ОВЗ

возраст 6-7 лет

В ходе мониторинга оценивался базовый уровень развития пяти интегративных качеств дошкольника:

- моторное развитие;

- сформированность мотивационно-потребностного компонента коммуникации (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость);

- владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способность управлять своим поведением и планировать действия;

- способность решать сенсорные исследовательские задачи и давать адаптивный ответ (обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения).

Использовались общепринятые критерии развития поведения, деятельности и отклика ребёнка на данном возрастном этапе, относящиеся к каждому интегративному качеству по 4 уровням сформированности (развития): низший (отсутствие), низкий, средний и высокий.

Моторная сфера: низший уровень (0) – движения не выполняет; низкий уровень (1) – выполняет неточно, нескоординировано, испытывает трудности при переключении, длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения, синкинезии, гиперкинезы; средний уровень (2) – выполняет в замедленном темпе, небольшие трудности при переключении; высокий уровень (3) – все движения доступны, объём близок к норме, тонус, темп и переключаемость практически без нарушений.

Сформированность мотивационно-потребностного компонента коммуникации: низший уровень (0) – в контакт не вступает, пассивный, вялый, инертный или агрессивный; низкий уровень (1) – контакт формальный, вступает с трудом, эмоциональная возбудимость, раздражительность, лабильность; средний уровень (2) – контакт избирательный, но стабильный; высокий уровень (3) – устанавливает контакт, активный, бодрый, эмоционально стабилен.

Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: низший уровень (0) – общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком, практически не использует жесты и мимику; низкий уровень (1) – общение посредством движений тела, головы, улыбки, дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда, показывает объекты на расстоянии, показывает жестом или прикосновением желаемое; средний уровень (2) – общение посредством аморфных слов-корней, использование мимики и жестов; высокий уровень (3) – вербальные средства общения, использование сложной мимики и жестов.

Способность управлять своим поведением и планировать действия: низший уровень (0) – плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание, стабильные некорригируемые трудности поведения, безразличен к результатам коррекции; низкий уровень (1) – внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, несколько многократно возникающих ситуаций поведения, которые ребёнок может исправить, после указания на них; средний уровень (2) – внимание достаточно устойчивое, выявленный единичный поведенческий симптом носит устойчивый, самостоятельно не исправляемый характер или симптомы слабо выражены и поддаются самостоятельной коррекции, старается исправить допущенные ошибки после указания на них; высокий уровень (3) – длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту, полностью контролирует своё поведение в ситуации обследования и вне её, проявляет отчётливую заинтересованность в оценках взрослого, адекватно относиться к ошибкам, старается исправить самостоятельно.

Способность решать сенсорные исследовательские задачи и давать адаптивный ответ: низший уровень (0) – некорригируемые ошибки узнавания и восприятия, ошибки более чем в половине проб, ответ не сформирован; низкий уровень (1) – симптомы фрагментарности восприятия, псевдоагнозии, множественные ошибки даже при стимуляции внимания, многочисленные пере- и недооценки с частичной коррекцией, быстрое забывание образца. Низкое внимание к речевым стимулам. Адаптивный ответ носит нестабильный характер; средний уровень (2) – правильное узнавание при стимуляции внимания, импульсивные ошибки, возможно только после множественных подсказок, низкое тактильное и акустическое внимание, ответ сформирован, нуждается в закреплении; высокий уровень (3) – безошибочное определение и подбор, единичные ошибки ориентации исправляются самостоятельно. Адаптивный ответ полностью сформирован.

Входной мониторинг (средний возраст)

Уровни

Интегративные качества

Моторная сфера

Мотивационно-потребностный компонент

Владение средствами общения и способами взаимодействия

Управление поведением и планирование действий

Решение сенсорных задач, адаптивный ответ

Высокий

-

5

3

-

-

Средний

3

10

6

-

-

Низкий

16

11

12

18

17

Низший

11

4

9

12

13

Мониторинг 1-го года обучения 2018/2019 (средний возраст)

Уровни

Интегративные качества

Моторная сфера

Мотивационно-потребностный компонент

Владение средствами общения и способами взаимодействия

Управление поведением и планирование действий

Решение сенсорных задач, адаптивный ответ

Высокий

-

11

6

-

-

Средний

11

16

15

6

8

Низкий

19

3

9

15

13

Низший

-

-

-

9

9

Мониторинг 2-го года обучения 2019/2020 (старший возраст)

Уровни

Интегративные качества

Моторная сфера

Мотивационно-потребностный компонент

Владение средствами общения и способами взаимодействия

Управление поведением и планирование действий

Решение сенсорных задач, адаптивный ответ

Высокий

8

24

29

8

9

Средний

17

6

1

15

15

Низкий

3

-

-

7

6

Низший

-

-

-

-

-

Мониторинг 3-го года обучения 2020/2021 (подготовительный возраст)

Уровни

Интегративные качества

Моторная сфера

Мотивационно-потребностный компонент

Владение средствами общения и способами взаимодействия

Управление поведением и планирование действий

Решение сенсорных задач, адаптивный ответ

Высокий

15

27

29

25

27

Средний

15

3

1

5

3

Низкий

-

-

-

-

-

Низший

-

-

-

-

-

Сравнительный анализ мониторинга показал, что воспитанники демонстрируют положительную динамику по всем интегративным качествам.

В плане моторного развития: если на момент набора высокого уровня сформированности не было вообще. То за три года обучения половина детей имеют высокий уровень и вторая половина средний уровень развития. Что очень хорошо для детей с различными нарушениями

Любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость детей носила непостоянный характер. В среднем дети не стремились к взаимодействию, занятиям и совместным играм. Часть детей со значительной задержкой достаточно негативно относилась к различным попыткам эмоционального контакта. К концу обучения все дети нашли для себя что-то привлекательное, некий мотиватор для занятий. Не все могут и хотят работать вместе и в одном темпе, но любимое занятие появилось у каждого. Как и возможность выразить себя.

 

Владение средствами общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками приобрели вербальный характер (97%). Конечно, речь детей нуждается в дальнейшей работе. И дети с нарушениями интеллекта, алалией и аутистичным спектром будут обучаться по адаптированным программам. Но все могут выразить свои мысли и потребности пусть простой фразой. В данной группе не оказалось детей, которым необходимо применение средств альтернативной коммуникации.

 

Управление собственным поведением и функция планирования являются «вершиной айсберга» в нарушении сенсорной интеграции. Разбалансированный ребёнок не может простроить план, понять последствия своих поступков. Он долгое время нуждается во внешнем контроле. Тем ни менее коррекционная работа показала, что даже детей с системными нарушениями можно научить планировать и приучить к соблюдению элементарных социальных норм.

 

Способность решать сенсорные исследовательские задачи и давать адаптивный ответ основная линия развития коммуникативных компетенций. Так как именно в ходе опытов, игр и исследований, основанных на базовых функциях организма, формируется адаптивный ответ головного мозга, центральной нервной системы. Увеличение количества нейронных связей, проводимость импульсов способствует расширению возможностей ребёнка и следовательно его успешной социализации и адаптации в мире. Решив задачи более низкого уровня (уровни движения А, В, С), мы переходим к возможностям общения, адекватного общения в рамках ситуации.

Сравнительный анализ динамики

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

низший уровень

Причины положительной динамики:

- система психомоторных и кинезиологических упражнений позволила отработать через движение дисфункции мозга, ритмизировать в целом организм детей, научить планировать как физические, так и умственные действия (в соответствии с доступным уровнем развития);

- игры, опыты и задачи на сенсорные эталоны позволили отработать дефицит информации органов чувств и активизировать соответствующие участки коры головного мозга и их интеграцию, выработать адаптивный ответ, сформировать новые нейронные связи;

- в процессе социально-коммуникативного развития большое внимание было уделено мотивации и потребностям детей с ОВЗ идти на контакт, коммуникации, эмпатии и сотрудничеству. Формированию вербальных средств общения и позитивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

- большое значение в эффективности коррекционной работы сыграла организованная сенсорная среда в группах при участии, как педагогов, так и родителей воспитанников. Процесс вовлечения продолжался и в домашних условиях.

Вывод: Таким образом, сравнительный анализ показал стабильные положительные результаты и положительную динамику в формировании и развитии коммуникативных навыков и в целом социального взаимодействия. Добиться данных результатов удалось благодаря совмещению в работе индивидуальных потребностей ребёнка и социализации его в группе, созданию развивающей предметной среды, применения деятельностного подхода, использования современных технологий и методов развивающего обучения.



Предварительный просмотр:

Анализ деятельности

в рамках тьюторского сопровождения

(2021-2022 учебный год)

Тьютор Кузнецова Ольга Анатольевна

1. Информация о воспитанниках:

Численный состав  3 человека

Гордей – 6 лет (группа «Любознайка»)

Семен – 7 лет (группа «Любознайка»)

Алексей – 3 года (группа «Непоседы»)

  1. Анализ эффективности целеполагания

 и планирования тьюторского сопровождения  за учебный год.

Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение воспитанников ДОУ с ОВЗ в образовательном процессе, успешное включение детей с ОВЗ в среду образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Создание комфортных условий для нахождения в ДОУ:

 -   конкретная помощь и организация доступа в ДОУ, в групповые комнаты;

 - организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;

- особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

     2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

     3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении и воспитании. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

     4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

     5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

  • Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
  • Оказание родителям эмоциональной поддержки;
  • Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.

   6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

Решены ли они в течение года, в каком объеме?

Все поставленные задачи решены в следующем объеме:

1. – 100%

2. – 80%

3. – 75%

4. – 100%

5. – а) 70%           б) 80%        в) 90%

6. – 100%

Методическое сопровождение образовательное процесса

п/п

Название  издания

Автор

1

Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты // Директор школы, 2007-№7

Беспалова Г.М.

2

Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Брюс Л. Бейкер, А. Дж. Брайтман

3

Воспитание и обучение детей и подростков с ТМНР

Под ред. проф. И.М. Бгажноковой

4

Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. М., 2016

Жигорева М.В., Левченко И.Ю.

5

Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью.

Довбня С., Морозова Т. и др.

6

Развитие основных навыков у детей с аутизмом

Делани Тара

7

Развивающий уход за детьми с ТМНР. Информационно-методический сборник. М., 2017

Под ред. А.Л. Битовой и др.

8

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Методические рекомендации. М., 2019

Танцюра С.Ю., Кононова С.И.

9

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. М., 2004

Гуманитарный центр «Монолит»

10

Сопровождение тьютором семьи, воспитывающей слепого ребенка // Вестник ЧГПУ. 2017 - №8

Осипова Л.Б., Дружинина Л.А.

11

Развитие компенсаторных процессов у слепых детей. М., 1980

Солнцева Л.И.

12

Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов. М., 1991

Семенов Л.А.

13

Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб, 2005

Феоктистова В.А.

14

Модель комплексного сопровождения детей с ТМНР, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Екатеринбург, 2017

Филатова И.А., Каракулова Е.В.

15

Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников. М., 1987

Кузмина Е.С.

16

Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. СПб, 2004

Шипицина Л.М.

17

Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Волгоград, 2012

Цветкова Г.В.

18

Современные родительские собрания в специальном образовательном учреждении. Волгоград, 2012

Матвеева Е.М.

II. Работа по сохранению и укреплению здоровья, сохранению психологического комфорта обучающихся.

  1. Рефлексивные тьюториалы, игры, мероприятия с обучающимися

№ п/п

Название

Периодичность

Под чьим руководством

1

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Тьютор,

воспитатель

2

Визуальное расписание

Ежедневно

Тьютор, воспитатель, специалисты

3

Развитие памяти и внимания (дидактические игры, интерактивные игры и пособия)

3 р. в неделю

Тьютор

4

Развитие коммуникативных навыков (дидактические игры, интерактивные игры и пособия)

3 р. в неделю

Тьютор

5

Развитие мелкой моторики рук (игры с пуговицами, шариками, камнями марблс, цветными стеклами и т.д.)

3 р. в неделю

Тьютор

6

Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции (игры, беседы)

Ежедневно

Тьютор

7

Развитие графомоторных навыков (прописи, раскраски, штриховки и т.д.)

Ежедневно

Тьютор

8

Взаимодействие со специалистами (психолог, учитель-логопед,  учитель-дефектолог)

Ежедневно

Тьютор

  1. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

№ п/п

Название

Периодичность

Под чьим руководством

1

Физкультура

3 р. в неделю

Инструктор по физической культуре, воспитатель, тьютор

2

Прогулки на свежем воздухе

Ежедневно

Тьютор, воспитатель

3

Дыхательная гимнастика

2-3 р. в неделю

Тьютор, воспитатель

4

Зрительная гимнастика

Ежедневно

Тьютор, воспитатель

5

Динамические паузы

Ежедневно

Тьютор, воспитатель

6

Пальчиковые игры

Ежедневно

Тьютор, воспитатель

7

Игры с мячиком «су-джок»

2-3 р. в неделю

Тьютор, воспитатель

8

Развитие общей ручной моторики

2-3 р. в неделю

Тьютор, воспитатель

  1. Результаты образовательной деятельности

  1. Изменения, происходящие в ходе образовательной деятельности

(в сравнении с начальными характеристиками, I и II полугодие)

№ п/п

Имя

Социально-коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1

Гордей

н

н

н

н

н

2

Семен

н

с

н

н

н

н

н

н

н

с

3

Алексей

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

Низкий – н, Средний – с, Высокий - в

Обучающиеся, достигшие наилучших результатов

Обучающиеся,

испытывающие

наибольшие трудности

Причины

Гордей

Несформированность речи, полевое поведение в группе, отсутствие понимания словесных инструкций, психо-физиологические особенности, неконтактность

Семен

Несформированность речи, полевое поведение в группе, психо-физиологические особенности, неконтактность

Алексей

Несформированность речи, полевое поведение в группе, отсутствие понимания словесных инструкций, психо-физиологические особенности, неконтактность

  1. Индивидуальные достижения детей в  конкурсах, проектах, смотрах, выставках,  фестивалях, соревнованиях и пр.

№ п\п

ФИО

Мероприятие

Дата

(месяц)

Результат

Руководитель

1

Всероссийский уровень

2

Пуриков Семен

Всероссийский конкурс «Папин день»

26.10.2021

1 место

Кузнецова О.А.

3

Региональный уровень

4

Кульчукова Сафия

«Зимняя чудо снежинка»

24.11.2021

1 емсто

Кузнецова О.А.

5

Никонова Ксения

«Лучшая открытка для мамы»

24.11.2021

1 емсто

Кузнецова О.А.

Наименование мероприятия

Ф.И.О. воспитанника

Результат

Ф.И.О.

 педагога

Международный уровень

Международный конкурс «Декоративно-прикладное творчество»

Работа:  «Зимняя сказка»

20.01.2022

Пуриков  Семен

Победитель (2место)

Кузнецова О. А.

Всероссийский уровень

Всероссийский конкурс «Карнавал», работа «Новогодний костюм»

11.01.2022

Никонова Ксения

Победитель (1 место)

Кузнецова О. А.

Всероссийский творческий конкурс «Новогодние каникулы»,

Номинация  «Свободное творчество,

Работа «В лесу родилась елочка»

15.01.2022

Никонова Ксения

Победитель (3 место)

Кузнецова О. А.

Всероссийский конкурс «Рисунок»

Работа «Мой папа»

20.02.2022

Балдин Алексей

Победитель (2 место)

Кузнецова О. А.

Региональный уровень

Региональный конкурс «Моя Югра»

Номинация «Самый лучший папа»

Название работы «Мой папа»

22.03.2022

Никонова Ксения

Победитель (1 место)

Кузнецова О. А.

Дистанционные мероприятия «Изумрудный город»

Региональный конкурс «Изумрудный город»

Номинация: Первоцветы – вестники весны

Название работы: «Подснежники»

28.03.2022

Никонова Ксения

Победитель (1 место)

Кузнецова О. А.

Муниципальный уровень

Городской конкурс рисунков «Как прекрасен это мир»

04.02.2022

Инютин Гордей

Участник

04.02.2022

Кузнецова О. А.

МДОАУ црр д\с «Аленький цветочек»,

Конкурс рисунков «мой папа» для детей с ОВЗ

Февраль 2022

Балдин Алексей

1 место

Кузнецова О. А.

МДОАУ црр д\с «Аленький цветочек»,

Конкурс рисунков «мой папа» для детей с ОВЗ

Февраль 2022

Никонова Ксения

1 место

Кузнецова О. А.

МДОАУ црр д\с «Аленький цветочек»,

Конкурс рисунков «мой папа» для детей с ОВЗ

Февраль 2022

Гусейнов Гусейн

1 место

Кузнецова О. А.

МДОАУ црр д\с «Аленький цветочек»,

Конкурс рисунков «мой папа» для детей с ОВЗ

Февраль 2022

Гажим Валерия

1 место

Кузнецова О. А.

МДОАУ црр д\с «Аленький цветочек»,

Конкурс рисунков «мой папа» для детей с ОВЗ

Февраль 2022

Батыршин Назир

1 место

Кузнецова О. А.

  1. Участие детей в социально значимых и воспитательных мероприятиях

№ п/п

Название

Дата

Под чьим руководством

1

Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад»

Сентябрь, 2021

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

2

Выставка осенних поделок «Осень золотая в гости к нам пришла»

Октябрь, 2021

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

3

Выставка поделок «Новогоднее чудо»

Декабрь, 2021

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

4

Участие в Новогоднем утреннике «Новогодний маскарад»

Декабрь, 2021

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

5

Выставка рисунков «Мой папа»

Февраль, 2022

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

6

Развлечение «К нам пришла весна!»

Март, 2022

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

7

Участие в выставке «Космические дали»

Апрель, 2022

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

8

Участие в неделе здоровья

Май, 2022

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

  1. Взаимодействие с семьями обучающихся

 

№ п/п

Тема /проблема

Форма работы

Дата проведения

Охват родителей

кол-во

%

1

Индивидуальный план обучения каждого ребенка и индивидуальная программа

Индивидуальная консультация

Сентябрь, 2021

3

100

2

Основные принципы организации жизни ребенка в семье (режим, отдых, здоровье)

Индивидуальная консультация

Октябрь, 2021

3

100

3

Игры и упражнения для «особых»  детей.

Играем, развиваем, обучаем

Индивидуальная консультация

Декабрь, 2021 – январь 2022

3

100

4

Правила продуктивного взаимодействия со своим ребенком.

Учим самостоятельности

Индивидуальная консультация

Февраль – март, 2022

3

100

V. Перспективы организации тьюторской  деятельности на

2022-2023 уч. год

  1. Планы по обновлению развивающего пространства группы

Самостоятельно

При поддержке администрации ДОУ

  1. Обновление книжного уголка в группе (приобретение, обновление) с целью приобщения обучающихся к ритмичности и плавности звучащего слова, обогащения словарного запаса и развития речи.

Помощь в приобретение планшета для индивидуальной работы с обучающимися по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром на основе интерактивных игр и пособий.

  1. Оформление «зеленого» уголка в группе с целью приобщения обучающихся к посильному труду, развития навыков практической деятельности, воспитания ответственности и трудолюбия.

  1. Оформление в групповой комнате стенда по патриотическому воспитанию, включая региональный компонент.

      2.Основные задачи (проблемы), поставленные Вами на будущий учебный  год:

  • Продолжить индивидуальное сопровождение воспитанников.
  • Продолжить взаимодействие со специалистами с целью создания ситуации успеха для каждого воспитанника.
  • Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.
  • Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
  • Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
  • Создать условия для успешной социализации воспитанников.
  • Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки педагогов по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ.

Гордей (осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП):

  • Продолжить формировать навыки самостоятельного приема пищи и питья;
  • Продолжить формировать социально-бытовые навыки (ориентировка в пространстве группы, детского сада; навыки ухода за собой: мыть руки, расчесываться);
  • Развивать двигательную активность;
  • Развивать речь, пространственные представления и представления о социальном окружении;
  • Формировать коммуникативные навыки (учить обозначать свои действия вербальными жестами: я сделала, я закончила, я хочу и т.д.);
  • Развивать речевые навыки;
  • Формировать умение просить о помощи, обозначать свои желания и эмоции словом, жестом);
  • Развивать двигательную активность, общую моторику.

2. Алексей (осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП):

  • Продолжить формировать навыки самостоятельного приема пищи и питья;
  • Продолжить формировать социально-бытовые навыки (ориентировка в пространстве группы, детского сада; навыки ухода за собой: мыть руки, расчесываться);
  • Развивать двигательную активность;
  • Развивать речь, пространственные представления и представления о социальном окружении;
  • Формировать коммуникативные навыки (учить обозначать свои действия вербальными жестами: я сделала, я закончила, я хочу и т.д.);
  • Развивать речевые навыки;
  • Формировать умение просить о помощи, обозначать свои желания и эмоции словом, жестом);
  • Развивать двигательную активность, общую моторику.

Дата__________________

Тьютор  _____________ Ольга Анатольевна Кузнецова



Предварительный просмотр:

Анализ деятельности

в рамках тьюторского сопровождения

(2022-2023 учебный год)

Тьютор Кузнецова Ольга Анатольевна

1. Информация о воспитанниках:

Численный состав  3 человека

Дарья – 4 года (группа «Непоседы»)

Марьям – 4 года (группа «Непоседы»)

Алексей – 4 года (группа «Непоседы»)

  1. Анализ эффективности целеполагания

 и планирования тьюторского сопровождения  за учебный год.

Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение воспитанников ДОУ с ОВЗ в образовательном процессе, успешное включение детей с ОВЗ в среду образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Создание комфортных условий для нахождения в ДОУ:

 -   конкретная помощь и организация доступа в ДОУ, в групповые комнаты;

 - организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;

- особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

     2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

     3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении и воспитании. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

     4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

     5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

  • Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
  • Оказание родителям эмоциональной поддержки;
  • Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.

   

Методическое сопровождение образовательное процесса

п/п

Название  издания

Автор

1

Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты // Директор школы, 2007-№7

Беспалова Г.М.

2

Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

Брюс Л. Бейкер, А. Дж. Брайтман

3

Воспитание и обучение детей и подростков с ТМНР

Под ред. проф. И.М. Бгажноковой

4

Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. М., 2016

Жигорева М.В., Левченко И.Ю.

5

Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью.

Довбня С., Морозова Т. и др.

6

Развитие основных навыков у детей с аутизмом

Делани Тара

7

Развивающий уход за детьми с ТМНР. Информационно-методический сборник. М., 2017

Под ред. А.Л. Битовой и др.

8

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Методические рекомендации. М., 2019

Танцюра С.Ю., Кононова С.И.

9

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. М., 2004

Гуманитарный центр «Монолит»

10

Сопровождение тьютором семьи, воспитывающей слепого ребенка // Вестник ЧГПУ. 2017 - №8

Осипова Л.Б., Дружинина Л.А.

11

Развитие компенсаторных процессов у слепых детей. М., 1980

Солнцева Л.И.

12

Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов. М., 1991

Семенов Л.А.

13

Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб, 2005

Феоктистова В.А.

14

Модель комплексного сопровождения детей с ТМНР, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Екатеринбург, 2017

Филатова И.А., Каракулова Е.В.

15

Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников. М., 1987

Кузмина Е.С.

16

Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. СПб, 2004

Шипицина Л.М.

17

Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Волгоград, 2012

Цветкова Г.В.

18

Современные родительские собрания в специальном образовательном учреждении. Волгоград, 2012

Матвеева Е.М.

II. Работа по сохранению и укреплению здоровья, сохранению психологического комфорта обучающихся.

  1. Рефлексивные тьюториалы, игры, мероприятия с обучающимися

№ п/п

Название

Периодичность

Под чьим руководством

1

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Тьютор,

воспитатель

2

Визуальное расписание

Ежедневно

Тьютор, воспитатель, специалисты

3

Развитие памяти и внимания (дидактические игры, интерактивные игры и пособия)

3 р. в неделю

Тьютор

4

Развитие коммуникативных навыков (дидактические игры, интерактивные игры и пособия)

3 р. в неделю

Тьютор

5

Развитие мелкой моторики рук (игры с пуговицами, шариками, камнями марблс, цветными стеклами и т.д.)

3 р. в неделю

Тьютор

6

Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции (игры, беседы)

Ежедневно

Тьютор

7

Развитие графомоторных навыков (прописи, раскраски, штриховки и т.д.)

Ежедневно

Тьютор

8

Взаимодействие со специалистами (психолог, учитель-логопед,  учитель-дефектолог)

Ежедневно

Тьютор

  1. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

№ п/п

Название

Периодичность

Под чьим руководством

1

Физкультура

3 р. в неделю

Инструктор по физической культуре, воспитатель, тьютор

2

Прогулки на свежем воздухе

Ежедневно

Тьютор, воспитатель

3

Дыхательная гимнастика

2-3 р. в неделю

Тьютор, воспитатель

4

Зрительная гимнастика

Ежедневно

Тьютор, воспитатель

5

Динамические паузы

Ежедневно

Тьютор, воспитатель

6

Пальчиковые игры

Ежедневно

Тьютор, воспитатель

7

Игры с мячиком «су-джок»

2-3 р. в неделю

Тьютор, воспитатель

8

Развитие общей ручной моторики

2-3 р. в неделю

Тьютор, воспитатель

  1. Результаты образовательной деятельности

  1. Изменения, происходящие в ходе образовательной деятельности

(в сравнении с начальными характеристиками, I и II полугодие)

№ п/п

Имя

Социально-коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1

Дарья

н

н

н

н

н

н

н

н

н

с

2

Марьям

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

3

Алексей

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

Низкий – н, Средний – с, Высокий - в

Обучающиеся, достигшие наилучших результатов

Обучающиеся,

испытывающие

наибольшие трудности

Причины

Дарья

Несформированность речи, полевое поведение в группе, частичное отсутствие понимания словесных инструкций, психо-физиологические особенности, неконтактность

Марьям

Несформированность речи, полевое поведение в группе, отсутствие понимания словесных инструкций, психо-физиологические особенности, неконтактность

Алексей

Несформированность речи, полевое поведение в группе, отсутствие понимания словесных инструкций, психо-физиологические особенности, неконтактность

  1. Индивидуальные достижения детей в  конкурсах, проектах, смотрах, выставках,  фестивалях, соревнованиях и пр.

№ п/п

ФИО

Мероприятие

Дата

(месяц)

Результат

Руководитель

Всероссийский уровень

Идрисова Марьям

Всероссийский  творческий конкурс рисунков карандашами

Название работы: Единственной маме нга свете

16.03.2023

1 место

Кузнецова О.А.

Лазорив Дарья

Всероссийский детский конкурс декоротивно-прикладного творчества «Волшебный бисер»

Название работы: Бусы

23.03.2023

1 место

Кузнецова О.А.

Лазорив Дарья

Всероссийский детский творческий конкурс «Цветочная фантазия»

Название работы: «Женское счастье»

20.04.2023

1 место

Кузнецова О.А.

Региональный уровень

Группа «Непоседы»

Региональный конкурс «Северное сияние»

Номинация: Супер-огород-2023»

Название работы: Огород на окошке

20.03.2023

1 место

Кузнецова О.А.

Городской уровень

2.

Пантелеев Алексей

Конкурс чтецов, посвященный памяти А.С. Пушкина «Я Пушкина читаю строки…»

12.02.2023

Участник

Кузнецова О.А.

3.

Пантелеев Алексей

Конкурс стихов, посвященный Всемирному дню поэзии «Поэзия – мелодия души»

19.03.2023

Участник

Кузнецова О.А.

5.

Пантелеев Алексей

Городской литературный конкурс чтецов «Дружат дети всей Земли» среди детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

14.04.2023

Участник

Кузнецова О.А.

Муниципальный уровень

1.

Пантелеев Алексей

Конкурс чтецов «Родная Земля» среди детей 5 – 6 лет.

Март 2023

Участник

Кузнецова О.А.

  1. Участие детей в социально значимых и воспитательных мероприятиях

№ п/п

Название

Дата

Под чьим руководством

1

Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад»

Сентябрь, 2022

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

2

Выставка осенних поделок «Осень золотая в гости к нам пришла»

Октябрь, 2022

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

3

Выставка поделок «Новогоднее чудо»

Декабрь, 2022

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

4

Участие в Новогоднем утреннике «Новогодний маскарад»

Декабрь, 2022

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

5

Выставка рисунков «Мой папа»

Февраль, 2023

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

6

Развлечение «К нам пришла весна!»

Март, 2023

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

7

Участие в выставке «Космические дали»

Апрель, 2023

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

8

Участие в неделе здоровья

Май, 2023

Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

  1. Взаимодействие с семьями обучающихся

 

№ п/п

Тема /проблема

Форма работы

Дата проведения

Охват родителей

кол-во

%

1

Индивидуальный план обучения каждого ребенка и индивидуальная программа

Индивидуальная консультация

Сентябрь, 2022

3

100

2

Основные принципы организации жизни ребенка в семье (режим, отдых, здоровье)

Индивидуальная консультация

Октябрь, 2022

3

100

3

Игры и упражнения для «особых»  детей.

Играем, развиваем, обучаем

Индивидуальная консультация

Декабрь, 2022 – январь 2023

3

100

4

Правила продуктивного взаимодействия со своим ребенком.

Учим самостоятельности

Индивидуальная консультация

Февраль – март, 2023

3

100

V. Перспективы организации тьюторской  деятельности на

2023-2024 уч. год

  1. Планы по обновлению развивающего пространства группы

Самостоятельно

При поддержке администрации ДОУ

  1. Обновление книжного уголка в группе (приобретение, обновление) с целью приобщения обучающихся к ритмичности и плавности звучащего слова, обогащения словарного запаса и развития речи.

Помощь в приобретение планшета для индивидуальной работы с обучающимися по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром на основе интерактивных игр и пособий.

  1. Оформление «зеленого» уголка в группе с целью приобщения обучающихся к посильному труду, развития навыков практической деятельности, воспитания ответственности и трудолюбия.

  1. Оформление в групповой комнате стенда по патриотическому воспитанию, включая региональный компонент.

      2.Основные задачи (проблемы), поставленные на будущий учебный  год:

  • Продолжить индивидуальное сопровождение воспитанников.
  • Продолжить взаимодействие со специалистами с целью создания ситуации успеха для каждого воспитанника.
  • Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.
  • Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
  • Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
  • Создать условия для успешной социализации воспитанников.
  • Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки педагогов по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ.

(осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП):

  • Продолжить формировать навыки самостоятельного приема пищи и питья;
  • Продолжить формировать социально-бытовые навыки (ориентировка в пространстве группы, детского сада; навыки ухода за собой: мыть руки, расчесываться);
  • Развивать двигательную активность;
  • Развивать речь, пространственные представления и представления о социальном окружении;
  • Формировать коммуникативные навыки (учить обозначать свои действия вербальными жестами: я сделала, я закончила, я хочу и т.д.);
  • Развивать речевые навыки;
  • Формировать умение просить о помощи, обозначать свои желания и эмоции словом, жестом);
  • Развивать двигательную активность, общую моторику.

Дата__________________

Тьютор  _____________ Ольга Анатольевна Кузнецова