ШМО гуманитарного цикла.

Гуманитарный цикл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_tezis.doc46 КБ
Microsoft Office document icon analaz_shmo_2013g.doc38 КБ
Microsoft Office document icon analiz_po_istorii.doc65.5 КБ
Microsoft Office document icon analiz_shmo.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Сергачская СОШ №1

Тема круглого стола:

«Методика подготовки школьников к участию в олимпиадах по обществознанию»

Евдокимова Светлана Викторовна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ№1 г.Сергач,

Нижегородская область.

svet.evdokimova2013@yandex.ru

г.Сергач-2015г.

Кто не знает, за что взяться, беритесь за ум.

 Юрий Рыбников

1)У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.

2)Можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первой уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.

3) В настоящее время олимпиадная подготовка является механизмом, позволяющим использовать новые эффективные методы работы с одаренными детьми, которые способствуют появлению и развитию у школьников навыков содержательного анализа обществоведческого материала и развитию проектного мышления.

4)Участие в олимпиадной подготовке позволяет учителю расширить свой методологический багаж, коммуникативные и образовательные навыки, что в свою очередь способствует росту квалификационного педагогического уровня.

В основном олимпиады целесообразно проводить как внеурочное мероприятие, чтобы не нарушать обучающий процесс.

5)  Участие в олимпиаде требует специальной подготовки учащихся. В настоящее время очень важно уметь ориентироваться в море информации, отличить верную версию от ложной, находить причины ошибок. Готовясь к олимпиаде по обществознанию, учащиеся должны не просто прочитать материал, а разобраться в сути , которые предложены источником.

6)Обществознание – предмет, содержащий немало дискуссионных вопросов, требующих детального осмысления и методологической проработки.  Обществознание в школе отличают:

- направленность на теоретическое обобщение учебного материала;

- особая в сравнении с многими школьными дисциплинами нацеленность на межпредметные связи;

- практико-ориентированный характер.

7) Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:

• стимулирование интереса детей к обществознанию;

• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;

• расширение информационного пространства в области обществознания.

1

8)Главное требование к ученикам всегда было и остается одним – они должны хотеть учиться, то есть иметь желание идти вперед.

9)Если говорить о качествах учеников, которых можно готовить к участию в олимпиадах, то желательно, чтобы они обладали навыками самостоятельной работы, умели читать научную книгу, учебник, сложные тексты, документы, обладали хорошей памятью, умели грамотно говорить и защищать свою позицию .

10)Сразу делаю установку ребятам, что либо мы глубоко, насколько это, возможно,  погружаемся в предмет, либо не принимаем никакого участия в олимпиадах. На занятиях работаем как деловые партнеры.

11)Слово, мысли ученика, так же как и учителя являются весомыми и значимыми. Домашняя подготовка учеников к занятиям обязательна и все они воспринимают ее как нечто должное.

12)При подготовке к олимпиаде важно использовать  дополнительную литературу, вот список литературы , который я использую при  подготовке к олимпиаде по обществознанию :учебники (от школьных 9-11 классы до Вузовских, причем разных авторов)словари, справочники, энциклопедии ,кодексы по всем отраслям права, олимпиадные задания всех уровней, начиная с 2009года и т.д.

14)Конечно, проработать всю необходимую литературу невозможно, не реально. Но ребята довольно легко ориентируются и быстро находят нужную им информацию.

15)При составлении тематического планирования занятий по подготовке учащихся к олимпиадам по обществознанию  учитываются следующие положения:

-отработка с учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиадах (используются материалы олимпиад прошлых лет);

-переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и творческим;

-развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных видов, т.е. практическая направленность проводимых занятий;

-индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащихся, их -познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии);

-деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе, анализе и -использовании информации, создании на занятиях условий, способствующих высказыванию своих взглядов, идей.

16)Для реализации этих задач наиболее эффективными формами организации учебной деятельности являются: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы.

17)Индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа показало, что ученики достаточно глубоко усвоили содержание основных обществоведческих и исторических понятий.

18)Больше проблем учащимся доставили тестовые задания закрытого типа с множественным выбором ответа.

19)Особое место в процессе подготовки к олимпиаде занимали практические занятия по решению юридических, экономических, исторических задач и выполнению проблемно-познавательных заданий.

20)При подведении итогов занятий анализировались альтернативы: различные решения юридических и экономических задач, варианты выполнения проблемно-познавательных заданий.

2

21)Следует отметить, что некоторые учащиеся с большим интересом работали над заданиями преобразующего уровня, где необходимо было сформулировать причинно-следственные связи, выделить общие черты и отличительные особенности того или иного явления, процесса.

22)Также со стороны родителей необходима поддержка, родители должны разделять интересы ребенка и понимать, какую большую работу проделывает ребенок.

23) Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и учителей и систематической работе с одарёнными детьми

24)Залог успеха при подготовке к олимпиадам и конкурсам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.

25) Думаю от педагогов во многом зависит как личная судьба одарённых школьников, так и, по большому счету, будущее страны.  

3

Литература

Методическое пособие по обществознанию Авторы-составители: М.Ю. Брандт, С.И. Козленко, А.В. Лукутин, В.В. Тороп, Т.И. Тюляева Под ред. С.И. Козленко Москва 2005г



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШМО МБОУ СОШ№1

учителей истории и обществознания

ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Участие в олимпиадах:

Уровень

Предмет

Результат

Район

Обществознание

3 место –

Юрова Екатерина

2.  Участие в районных олимпиадах по истории, обществознанию.

3. Участие в конкурсах:

  • Бычков Андрей -  районный этап областного Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ  в номинации  проект мое  «Отечество» по теме «Сталинградская битва»(1 место)
  • Чернеева Анастасия(9кл) - в номинации  проект мое «Отечество» по теме «Курская битва»(2 место)
  • участие в конкурсе «Братцы славим!» (Щербакова Арина- 8кл)
  • Хайдяров Руслан -14олимпиада по менеджменту и бизнесу районный тур среди уч-ся 10-11классов  (1 место)

Сахарова Дарья  и Слонова Ксенья  в номинации «За веру и Отечество»(грамоты за участие)

Гуськова Юлия , Древаль Полина, Весновский Арсений районный конкурс «Государственные  символы России»(грамоты за участие).

3. Школьная Неделя Истории

5 класс – Древний мир

6 класс – Мир Средневековья

7 класс – История открытий и путешествий Нового времени

8 класс – Великие личности 19 века.

9 класс – Великая Отечественная война.

10-11 классы – Интересные факты истории России.

Игра «Знатоки истории»

6-е классы

Интеллектуальный марафон

9-е классы

Турнир эрудитов

10 класс

Обществоведческий аукцион «Купи-продай»

10 класс

Игра «Путешествие в Древний мир»

5-е классы

Круглый стол «Белые пятна истории»

11 класс

Исторический КВН

8-е классы

  1. Участие в школьной научной конференции

- Савлинова Ксенья(8кл) «Загадки древних пирамид»

Захаревич Марина(8кл) « Учитель»

- Чернеева Анастасия(9кл)  по теме «Горьковчане в истории Сталинградской битвы»

Федорова Екатерина «Сергач топонимика названия»

  • предметы для экзаменов по выбору:

Предмет

9 кл.

11 кл.

история

-

6

обществознание

7

13

5)Участие в районной научной конференции «Шаг в науку».

- Савлинова Ксенья(8кл) «Загадки древних пирамид»(2 место)

- Чернеева Анастасия(9кл)  по теме «Горьковчане в истории Сталинградской битвы» (грамота за участие)

Федорова Екатерина «Сергач топонимика названия» (грамота за участие)

      6)  Результаты  государственной (итоговой) аттестации (качество знаний по обществознание «3»-1, «4»-1, «5»-5(9класс)

Результаты ЕГЭ в 11 классе обществознание -60,3% , по истории-63,8%(качество знаний)

7). Собрание МО – раз в два месяца



Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ    ЕГЭ    ПО    ИСТОРИИ    РОССИИ  XI  КЛАСС ЗА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД.

В 2009 г. ЕГЭ  по истории   сдавали 11 учеников.  Задания были направлены на проверку материала курса школьной программы.

      Часть 1 экзаменационной работы направлена на проверку знаний базового уровня (места, обстоятельств, участников событий) и знаний в изменённой ситуации ( понимание связей единичных фактов и общих исторических явлений), умение указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.  

      Низкие баллы  получены учащимися при выполнении следующих заданий: А-1(63,6%),А-3(45,4%),А-2(81,2%),А-10(36,3),А-13(54,5%).

      Высокие баллы: А-5(72,7%),А-9(63,6%).

   В целом, больше половины учеников с заданиями части  А справились.

 Минимальный балл не набрали : Иткина Наташа-23, Александрова Александра- 28 баллов.

           Часть2: ( часть В) предусматривает следующие виды деятельности: установление последовательности событий, соотнесение двух видов информации, умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.

         Низкие баллы  получены при выполнении следующих заданий:

 В-1(63,6%),В-2(63,6%),В-5(90,9%)

         Высокие баллы:  нет.

 К сожалению, большинство заданий части В вызвало у учащихся затруднения при  их выполнении.

            Часть 3  содержит задания с открытым развёрнутым ответом, они позволяют оценить высокий уровень подготовки учащихся. Лучше всего выпускники справились с заданиями С1-С3. Наивысший результат по заданию С-3(90,9%), в котором раскрывается позиция автора документа. В группе заданий С4-С7 выпускники хуже  всего справились с заданием, связанным с обобщённой характеристикой, систематизацией исторического материала-С5

Справился только один человек. Плохой  результат получен при выполнении задания С7-С8  Это говорит о том, что учащиеся плохо справились с анализом двух объектов, выделением общих и особенных черт и характеристик.

     Результаты выполнения выпускниками заданий типа С говорят о необходимости широкого использования типовых заданий не только при подготовке к экзамену, но и при изучении курса истории России в целом. Серьёзной проблемой является и отсутствие базового учебника по истории России.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ЕГЭ   ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ     XI  КЛАСС ЗА 2008-2009 учебный год.

В 2009 г. ЕГЭ по обществознанию   выполняли 22 учащихся.

   Первая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа, как базового уровня сложности, так и повышенного. Задания базового уровня проверяли достижения уровня общеобразовательной подготовки выпускников, а повышенного - умение применять освоенные знания и умения в изменённой ситуации.

Высокие  баллы: А-1(90,9%), А-2(50%), А-4(72,7), А-17(81,8%), А-18(68,86%).А-29(66,67%).

Низкие баллы: А30(32,72%), А5(50,79%).

    В учебном процессе следует обратить внимание на следующие содержательные элементы и типы заданий: вопросы о критериях общественного процесса, о революциях как форме социальных изменений; духовная жизнь общества (задания на анализ двух суждений). Истина, виды человеческих знаний, научное познание (задания на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений). Тем не менее большинство учащихся успешно справились с заданиями типа А.

        Часть 2 содержит 6 открытых заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. В целом большинство экзаменующихся успешно справились с заданиями типа В.

Высокие баллы: В2(77,2%), В5(86,3%), В4(72,7%).

Низкие баллы: В1(45,4%).

         В преподавании обществоведческого курса следует обратить внимание на задания В1, что подтверждает необходимость формирования у учащихся навыков и умений работать с текстом (задание В6).

        Восемь заданий типа С состоят из заданий повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности. В этих заданиях проверяется умение учащихся находить в оригинальном неадаптированном источнике информацию, данную в явном виде, дать интерпретацию информации с опорой на предложенный текст и применить знания о характерных чертах, признаках явлений.

Высокие баллы: С1(86,3%), С3(72,7%).

Низкие баллы: С 2(40,9%), С7(22,7%).

          Проведённый анализ свидетельствует о необходимости обратить внимание на задания С2, С7,  при подготовке выпускников к ЕГЭ по обществознанию. Лишь наиболее подготовленная часть экзаменуемых продемонстрировала умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки  зрения  общественных наук, применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия, формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам.

          К написанию эссе (задание С8) приступили и выполнили с положительным результатом 63,6%% экзаменуемых.

.

         Общие выводы и рекомендации: 

--     Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показал, что большинство выпускников достигло базового уровня обществоведческой подготовки, а более половины - повышенный и высокий уровень подготовки.

--     Знания и умения, проверяемые  КИМами, в целом усвоены учащимися по содержательным линиям. Вместе с тем, в преподавании курса обществознания следует обратить внимание на содержательные блоки, задания которых выполнены на среднем уровне(«Человек. Познание человеком», «Экономическая сфера») и значительно ниже среднего уровня («Политика»).

--      Направленность ЕГЭ по обществознанию на сформированность умений требует усиления прикладной (практической) составляющей подготовки выпускников школы.

--     В преподавании обществоведческого курса учащихся следует нацелить на осознанное освоение знаний, усилить проработку базовых обществоведческих категорий и понятий, привлекая внутрикурсовые  и  междисциплинарные связи.  

           

 

       

   

РЕЗУЛЬТАТЫ    ЕГЭ    ПО    ИСТОРИИ    РОССИИ  XI  КЛАСС ЗА 2009-2010УЧЕБНЫЙ ГОД.

В 2010 г. ЕГЭ  по истории   сдавали 3 учащихся.  Задания были направлены на проверку материала курса школьной программы.

В 2010 году в части А сокращение числа заданий базового уровня сложности до 27 заданий.

      Часть 1 экзаменационной работы направлена на проверку знаний базового уровня (места, обстоятельств, участников событий) и знаний в изменённой ситуации ( понимание связей единичных фактов и общих исторических явлений), умение указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.  

      Низкие баллы  получены учащимися при выполнении следующих заданий: А-1(63,6%),А-3(45,4%.)

      Высокие баллы: А-5(72,7%),А-9(63,6%).

   В целом, все учащиеся справились хорошо  с заданиями части  А.

           Часть2: ( часть В) предусматривает следующие виды деятельности: установление последовательности событий, соотнесение двух видов информации, умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.

         Низкие баллы  получены при выполнении следующих заданий:

 В7(50%).

         Высокие баллы:  В-1,В-2, В-3(90,9%).

 К сожалению, большинство заданий части В вызвало у учащихся затруднения при  их выполнении.

            Часть 3  содержит задания с открытым развёрнутым ответом, они позволяют оценить высокий уровень подготовки учащихся. Лучше всего выпускники справились с заданиями С1-С3. Наивысший результат по заданию С-3(90,9%), в котором раскрывается позиция автора документа. В группе заданий С4-С7 выпускники хуже  всего справились с заданием, связанным с обобщённой характеристикой, систематизацией исторического материала-С5

Справился только один человек. Плохой  результат получен при выполнении задания С6-С8  Это говорит о том, что учащиеся плохо справились с анализом двух объектов, выделением общих и особенных черт и характеристик.

     Результаты выполнения выпускниками заданий типа С говорят о необходимости широкого использования типовых заданий не только при подготовке к экзамену, но и при изучении курса истории России в целом. Серьёзной проблемой является и отсутствие базового учебника по истории России.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ЕГЭ   ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ     XI  КЛАСС ЗА 2009-2010 учебный год.

В 2010 г. ЕГЭ по обществознанию   выполняли 5 учащихся.

   Первая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа, как базового уровня сложности, так и повышенного. Задания базового уровня проверяли достижения уровня общеобразовательной подготовки выпускников, а повышенного - умение применять освоенные знания и умения в изменённой ситуации.

Высокие  баллы: А-1(90,9%), А-4(72,7), А-18(81,8%), А-23(68,86%).

Низкие баллы: А19(32,7%), А5(60%).

    В учебном процессе следует обратить внимание на следующие содержательные элементы и типы заданий: вопросы о критериях общественного процесса, о революциях как форме социальных изменений; духовная жизнь общества (задания на анализ двух суждений). Истина, виды человеческих знаний, научное познание (задания на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений). Тем не менее большинство учащихся успешно справились с заданиями типа А.

        Часть 2 содержит 6 открытых заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. В целом большинство экзаменующихся успешно справились с заданиями типа В.

Высокие баллы: В2(77,2%), В5(86,3%), В4(72,7%).

Низкие баллы: В6 оказалось слабым.

         В преподавании обществоведческого курса следует обратить внимание на задания В1, что подтверждает необходимость формирования у учащихся навыков и умений работать с текстом (задание В6).

        Восемь заданий типа С состоят из заданий повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности. В этих заданиях проверяется умение учащихся находить в оригинальном неадаптированном источнике информацию, данную в явном виде, дать интерпретацию информации с опорой на предложенный текст и применить знания о характерных чертах, признаках явлений.

Высокие баллы: С1(86,3%), С3(72,7%).

Низкие баллы: С7(60%).

          Проведённый анализ свидетельствует о необходимости обратить внимание на задания, С7,  при подготовке выпускников к ЕГЭ по обществознанию. Лишь наиболее подготовленная часть экзаменуемых продемонстрировала умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки  зрения  общественных наук, применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия, формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам.

          К написанию эссе (задание С8) приступили и выполнили с положительным результатом 73,7% экзаменуемых.

.

         Общие выводы и рекомендации: 

--     Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показал, что большинство выпускников достигло базового уровня обществоведческой подготовки, а более половины - повышенный и высокий уровень подготовки.

--     Знания и умения, проверяемые  КИМами, в целом усвоены учащимися по содержательным линиям. Вместе с тем, в преподавании курса обществознания следует обратить внимание на содержательные блоки, задания которых выполнены на среднем уровне («Общество», «Экономическая сфера») и значительно ниже среднего уровня («Право»).

--      Направленность ЕГЭ по обществознанию на сформированность умений требует усиления прикладной (практической) составляющей подготовки выпускников школы.

--     В преподавании обществоведческого курса учащихся следует нацелить на осознанное освоение знаний, усилить проработку базовых обществоведческих категорий и понятий, привлекая внутрикурсовые  и  междисциплинарные связи.  

           

 

       

   

РЕЗУЛЬТАТЫ    ЕГЭ    ПО    ИСТОРИИ    РОССИИ  XI  КЛАСС ЗА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД.

В 2010 г. ЕГЭ  по истории   сдавали 8 учеников.  Задания были направлены на проверку материала курса школьной программы.

      Часть 1 экзаменационной работы направлена на проверку знаний базового уровня (места, обстоятельств, участников событий) и знаний в изменённой ситуации ( понимание связей единичных фактов и общих исторических явлений), умение указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.

Самый высокий балл у Дмитриева Игоря 96 баллов.

Минимальный балл у Литвинчук Людмилы 30 баллов.  

      Низкие баллы  получены учащимися при выполнении следующих заданий: А-4(50%), А-2(50%)

      Высокие баллы: А-5(75%),А-6(75%), А-7(90,9%).

   В целом все учащиеся справились с частью А хорошо, это показывает , что по сравнению с 2009 годом ребята лучше справляются с заданиями части А.

           Часть2: ( часть В) предусматривает следующие виды деятельности: установление последовательности событий, соотнесение двух видов информации, умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.

         Низкие баллы  получены при выполнении следующих заданий:

 В-1(37,5%),В-2(27,25%).

         Высокие баллы: В-6(75%).

 К сожалению, большинство заданий части В вызвало у учащихся затруднения при  их выполнении.

            Часть 3  содержит задания с открытым развёрнутым ответом, они позволяют оценить высокий уровень подготовки учащихся. Лучше всего выпускники справились с заданиями С1-С3. Наивысший результат по заданию С-3(90,9%), в котором раскрывается позиция автора документа. В группе заданий С4(62,3%),  выпускники хуже  всего справились с заданием, связанным с обобщённой характеристикой, систематизацией исторического материала-С5.

С6(37,5%),  Плохой  результат получен при выполнении задания С7-С8  Это говорит о том, что учащиеся плохо справились с анализом двух объектов, выделением общих и особенных черт и характеристик.

     Результаты выполнения выпускниками заданий типа С говорят о необходимости широкого использования типовых заданий не только при подготовке к экзамену, но и при изучении курса истории России в целом. Серьёзной проблемой является и отсутствие базового учебника по истории России.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ЕГЭ   ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ     XI  КЛАСС ЗА 2010-2011учебный год.

В 2011 г. ЕГЭ по обществознанию   выполняли 20 учащихся.

   Первая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа, как базового уровня сложности, так и повышенного. Задания базового уровня проверяли достижения уровня общеобразовательной подготовки выпускников, а повышенного - умение применять освоенные знания и умения в изменённой ситуации

. Наиболее высокий бал набрали Киселев Андрей-83 балла, Дмитриев Игорь-72 балла. Самый низкий Мишина Надежда- 39 баллов.

Высокие  баллы: А-1(90%), А-2(60%), А-3(72%), А-4(72%), А-5(68,86%).А-2

Низкие баллы: А15(32,72%).

    В учебном процессе следует обратить внимание на следующие содержательные элементы и типы заданий: вопросы о критериях общественного процесса, о революциях как форме социальных изменений; духовная жизнь общества (задания на анализ двух суждений). Истина, виды человеческих знаний, научное познание (задания на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений). Тем не менее большинство учащихся успешно справились с заданиями типа А, по сравнению с 2009 годом.

        Часть 2 содержит 6 открытых заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. В целом большинство экзаменующихся успешно справились с заданиями типа В.

Высокие баллы:  В2(65%), В3(72,7%),В6(90%)

Низкие баллы: В1(55%).

         В преподавании обществоведческого курса следует обратить внимание на задания В1.

        Девять  заданий типа С состоят из заданий повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности. В этих заданиях проверяется умение учащихся находить в оригинальном неадаптированном источнике информацию, данную в явном виде, дать интерпретацию информации с опорой на предложенный текст и применить знания о характерных чертах, признаках явлений.

Высокие баллы: С2(60%), С5(72,7%).

Низкие баллы: С 1(50%), С3(25,7%), С-4(35%).

          Проведённый анализ свидетельствует о необходимости обратить внимание на задания С1, С3,  при подготовке выпускников к ЕГЭ по обществознанию, обычно ученики с заданиями С1-С4 справляются хорошо. Лишь наиболее подготовленная часть экзаменуемых продемонстрировала умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки  зрения  общественных наук, применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия, формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам.

          К написанию эссе (задание С9) приступили и выполнили с положительным результатом 55%экзаменуемых.

.

         Общие выводы и рекомендации: 

--     Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показал, что большинство выпускников достигло базового уровня обществоведческой подготовки, а более половины - повышенный и высокий уровень подготовки.

--     Знания и умения, проверяемые  КИМами, в целом усвоены учащимися по содержательным линиям. Вместе с тем, в преподавании курса обществознания следует обратить внимание на содержательные блоки, задания которых выполнены на среднем уровне («Общество. Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера») и значительно ниже среднего уровня («Политика»).

--      Направленность ЕГЭ по обществознанию на сформированность умений требует усиления прикладной (практической) составляющей подготовки выпускников школы.

--     В преподавании обществоведческого курса учащихся следует нацелить на осознанное освоение знаний, усилить проработку базовых обществоведческих категорий и понятий, привлекая внутрикурсовые  и  междисциплинарные связи.  

           

 

       

   



Предварительный просмотр:

Анализ работы ШМО учителей обществоведческого цикла

МБОУ за 2010-2011 учебный год

Руководитель: Евдокива Светлана Викторовна

Основываясь на результатах уровня обученности, требований и запросов родительской общественности и государства, в рамках реализации методической темы школы методическое объединение учителей обществоведческого  цикла  определили следующую тему работы: «Повышение качества образования средствами современных образовательных технологий». Данная тема требует от педагогов тщательного изучения и освоения.

При определении методической темы была поставлена следующая цель:

- совершенствование уровня профессионального мастерства учителей, их компетенции в области методики преподавания предмета, использование новых образовательных технологий с целью повышения качества образования школьников.

Задачи работы ШМО:

- изучение и осмысление теоретических основ новых образовательных технологий (проектная деятельность, модульное обучение,  ИКТ и т.д.) с целью реализации в педагогической практике учителей истории, обществознания.

- знакомство с опытом работы педагогов, применяющих в процессе педагогической деятельности новые образовательные технологии;

- освоение новых образовательных технологий в практике организации деятельности учащихся с учетом их возрастных особенностей;

- использование новых образовательных технологий при организации урочной и внеурочной деятельности учителя и ученика;

- систематизация и обобщение коллективного опыта учителей в предметной области «Обществознание»  по данному направлению (создание сборников, брошюр, сайта);

- обобщение опыта работы с одаренными детьми;

- выбор темы по самообразованию и организация собственной деятельности в соответствии с методической темой школы и темой методического объединения;

- овладение различными образовательными технологиями, формами учебных и внеучебных занятий, адекватными содержанию учебного материала и целям обществоведческого образования учащихся;

- разработка учебных и внеклассных занятий с использованием различных образовательных технологий с учетом возрастных особенностей учащихся;

- создание личной методической копилки;

- выявление и развитие творческого потенциала педагогов и условий самореализации личности учителя;

- обобщение положительного опыта коллег;

- методическая и техническая поддержка.

В рамках реализации целей и задач работы ШМО был определен ряд мероприятий.

Основные мероприятия:

- Консультирование по вопросам нормативного и учебно-методического обеспечения обществоведческого образования в 2010-2011 учебном году

- Составление и рецензирование тематического планирования в соответствии с требованиями РМО

- Работа педагогов по темам самообразования, изучение теоретических и практических основ новых образовательных технологий

- Организация участия школьников и педагогов в олимпиадах, конкурсах, проектах.

- Изучение уровня обученности учащихся (проведение входного, промежуточного и итогового контроля)

- Заседание ШМО «Использование новых информационных технологий с целью повышения качества образования школьников»

- Обзор журналов «Преподавание истории и обществознания», «Экономика в школе», обзор ресурсов сети Интернет, посвященных проблемам преподавания уроков обществоведческого цикла, применению образовательных технологий.

Практически все запланированные мероприятия были проведены в соответствующие сроки. В течение учебного года педагоги изучали теоретические материалы по использованию современных образовательных технологий в учебном процессе и их влияние на повышение уровня обученности школьников. Технологии выбирались в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся, спецификой класса. Ведется работа по разработке проектов уроков с использованием различных образовательных технологий на различных этапах урока. Все материалы впоследствии будут представлены в методическом сборнике школы и на сайте МО.

В течение 2010-2011 учебного года школьники приняли участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня:

1. Участие в  районном этапе  олимпиады по предмету.история:

Миронова Кристина( нет призового места.

2.Участие в районном конкурсе по обществознанию

Карпова Мария

Карлина Евгения(призовых мест), но ребята были отмечены за участие.

2. участие в областном конкурсе « Право со знанием»: Машкова Ирина стла призером этого конкурса, была тмечено грамотой, подарком.

3.- Чернева Настя  приняла участие в районном конкурсе  «Овеянные славою флаг и герб» и стала  победительницей  районного конкурса.

.

                             

3. Участие школьников в олимпиаде  по истории, обществознанпию (по школе)

 – 18 школьников приняли участие в олимпиадах по этим предметам

Так же был составлен план работы ШМО по подготовке ГИА в новой форме  и ЕГЭ в 9-11 классах, где проводились тренировочные тесты по обществознанию , истории, диагностические работы.

В этом году в 11 классе ЕГЭ в новой форме сдавали 20 человек и двух классов.

Самый высокий результат по Истории России у Дмитриева Игоря 96 баллов,по обществознанию так же у Дмитриева Игоря 70 баллов.

Задачи на следующий учебный год:

  1. Освоение, внедрение и представление опыта работы по изучению новых образовательных технологий.
  2. Создание системы работы с одаренными детьми в рамках реализации интеллектуального развития школьников.
  3. Планирование входного, промежуточного и итогового контроля школьников по выявлению эффективности использования новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
  4. Создание методического сборника по итогам работы педагогов.