Конкурс "Учитель года 2021"

Артюшенко Надежда Александровна

Эссе "Я учитель"

Урок кубановедения. Фрагмент опроса домашнего задания по теме "История на карте"

https://cloud.mail.ru/home/%D0%90%D1%80%D1%82%D1%8...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_2021.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Выселковский район, станица Выселки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

 имени воина-интернационалиста Величко Александра Алексеевича

станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

        КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА КУБАНИ 2021»

НОМИНАЦИЯ: «УЧИТЕЛЬ КУБАНОВЕДЕНИЯ»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ «Я УЧИТЕЛЬ»

Я УЧИТЕЛЬ!

ПОДГОТОВИЛА:

Артюшенко Надежда Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№17 ст. Выселки

Станица Выселки – 2020 год

Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем,

чем он хочет сделать воспитанника; по крайней мере, должен искренне

желать быть таким и всеми силами к тому стремиться.

В.И. Даль

Я - учитель…

   Эта фраза наводит на размышление каждого человека. Учитель по необходимости, учитель по душе, учитель по диплому, учитель по жизни…

   В период вхождения в эту роль, я была учителем по необходимости. Все куда-то поступали учиться после школы и мне надо. Сказать, что я мечтала быть учителем не могу. Да, я любила работать с детьми, да, я могу организовать коллективно-творческие дела, да, найду общий язык почти с любым человеком. Но… Мечты та были другие. Пришлось жить реальностью.

   И вот я стала учиться в педагогическом университете. Я не представляла, что и как будет дальше. В голове были вопросы. Зачем поступила именно сюда? Может это не мое? Может настало время уйти?

   Началась учеба. И…

    Мне повезло, я повстречала преподавателей высокого уровня образованности и воспитанности. Математику и русский язык нам преподавали профессора и доктора педагогических наук. На их лекциях была идеальная тишина, все заслушивались и восхищались ораторским искусством, уровнем владения и подачи материала. На лекциях по педагогическому мастерству, этики и эстетки ловишь себя на мысли, что тебя это затягивает, что это твое. Вот именно тогда у меня возникла в голове мысль, что я пришла учиться именно туда. Это моё.   Меня это привлекало, интриговало и завораживало. Я стала на путь учителя по душе…

   Пришло время педагогической практики в интернатах и школах и защиты диплома. Начинается путь учителя по диплому. В этот период я утвердилась в своем выборе учительской профессии. Ведь ребенок — это как цветок, который может быть ярким и ароматным, невзрачным и привлекательным, приносить радость и огорчение. Мне нравилось наблюдать как из бутона формируется нечто чудесное, неповторимое и прекрасное. Учитель становится для ребенка другом и соратником, они общаются на одном языке и понимают друг друга с полуслова.

   И вот настал первый день моей профессиональной деятельности. Позади наставления моего куратора, советы наставников. Ты идешь и думаешь о том, чтобы найти общие точки соприкосновения  с учениками, чтобы ты смогла принести пользу в развитии, обучении и воспитании деток. Получилось…

День, второй, третий, затем год, пять, десять, двадцать…

   Уже стаж. Большой стаж с позиции времени, но для меня это мало. Каждый новый день дает новые встречи, новые темы, новые переживания и радости. Ты забываешь о количестве проработанных лет и живешь этим днем.

   Учитель по жизни! Ты без этой профессии не можешь жить. Наступает период, когда останавливаешься, оглядываешься и размышляешь о своем профессиональном пути. А так ли я все сделала? Может я кого-то обидела? Может я кого-то или что-то не услышала? Может надо было по-другому поступить? Начинаешь давать оценку своим поступкам, анализировать все педагогические ситуации. Вспоминаешь всех своих выпускников, узнаешь, как сложилась их жизнь. Понимаешь, что время идет вперед, а проблемы те же самые. Учитель должен научить, воспитать и дать путевку в жизнь своим ученикам.

   Вот уже седьмой год я работаю в классах казачьей направленности. Раньше я увлекалась изучением литературы о казачестве, их нравах и обычаях, а теперь должна сама донести казачатам то, что знаю. На мне двойная роль: учитель и казачка. Но меня это не пугает. Выросла я в казачьей многодетной семье. С детства знакомо с тем, что читаю о прошлой жизни казаков. Я должна быть примером во всем: в поступках, в речи, в одежде, в дисциплине и так далее. Учитель всегда на виду. Православный учитель в двойне. Ты образец для подражания на уроках, в храме, на службе, вне школы. Одно дело детям рассказывать, а другое – это демонстрировать. Личный пример это самый главный метод воспитания и образования. Нельзя, чтобы слово шло в разрез с делом.

   У нас требуют от учителя известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение.

   ««Долог путь наставлений», – говорил римский философ Сенека, – короток путь примера».

   Очень сложно порой объяснить ребенку значение слова «воспитанность». Он это лучше освоит на каждодневных примерах. Если учитель обращается ко всем с уважением и почтением, то и ребенок начнет делать так же. Его не надо об этом просить. Дети все понимают, замечают и принимают.

  Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. 

   Учителя, которые своим личным примером подтверждают собственные взгляды и убеждения, могут заслужить доверие своих учеников, стать для них авторитетом. Им будут верить, на них станут равняться, за ними охотно пойдут дети. И пора прекратить навязчиво твердить о здоровом образе жизни – достаточно (хотя и очень сложно) жить согласно этому убеждению. Бессмысленно вспоминать о ветеранах раз в году, накануне дня Победы – о них, как и о теряющих свою весомость страницах истории нашей страны, следует говорить, как можно чаще, выражая своё личное отношение в простых, понятных каждому словах и главное – поступках.

   С чего начать? Многочисленные опросы подростков показали, что больше всего негатива у них вызывает лицемерие взрослых по отношению к ним. Да, и другие отрицательные характеристики так же занимали высокие позиции в этом рейтинге, но первое место уверенно закрепилось именно за этим человеческим качеством. Кроме того, дети не только не принимают лицемерия, они никогда не прощают взрослым их ложь. Солгав однажды ребенку, мы рискуем навсегда потерять его доверие. Если мы говорим ребенку, что трудолюбие - это одно из важнейших качеств личности, а сами брезгуем взять в руки совок с веником – это мгновенно расценивается как лицемерие. Если на классном часе мы рассказываем о героях Великой Отечественной войны, а на общешкольной встрече с этими героями позволяем себе не слушать выступление ветерана – это тоже лицемерие. Если мы твердим, что не надо бояться совершить ошибку при поиске решения поставленной задачи, а сами избегаем признаваться перед классом в своих ошибках – и это тоже лицемерие.

   Как? И здесь начинаются реальные трудности. Мы настолько привыкли работать над формированием чужой личности, что совершенно забываем про себя самих. Возможно, на определённом этапе жизни мы опрометчиво решили, что уже достигли своих вершин, и дальнейший рост больше не является для нас жизненно важной необходимостью. Достаточно закрепиться на достигнутом и не сдавать позиций. Но это только лишь заблуждение, которым мы успокаиваем себя. Жизнь – это непрерывное движение. Или вверх и вперёд или вниз и назад. Когда мы думаем, что стоим на месте – на самом деле мы медленно деградируем. Изменить другого человека прямым воздействием на его волю – это задача не для педагога. Реально мы можем изменить только одного человека – самого себя. И стать примером для подражания.

Профессия учителя, как никакая другая, требует постоянного совершенствования. Учитель лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока он продолжает работать над собственным образованием.

   Процесс воспитания, на мой взгляд, обладает интересным свойством – мы воспитываем детей независимо от того хотим мы этого или нет, осознаём мы это или нет. Он непрерывен, происходит каждую секунду нашего общения с детьми. Вопрос только в том, контролируем ли мы его. Вот об этом и надо педагогу помнить всегда.

   Хочется привести в заключение несколько высказываний к вопросу о деятельности педагога:

«Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя»

А.Н. Островский

«Великий тот учитель, который выполнит сам то, чему учит»

Катон Старший

«Невозможно дать другому то, что не имеешь сам»

 А. Дистервег.