Самообразование

Трефилова Марина Александровна

Участие в конкурсах, мастер классах, веббинарах. Работа с новинками педагогической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind.plan_razvitiya.docx25.16 КБ
Файл plan_raboty_po_teme_samoobrazovaniyu.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуального развития

профессиональной компетентности педагога

в условиях реализации ФГОС.

Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального потенциала. Я разработала индивидуальную программу развития своей профессиональной компетентности. При составлении программы опиралась на задачи педагогической деятельности учителя на этапе реализации ФГОС, профессиональный стандарт педагога, результаты самооценки своей деятельности, выявленные проблемы и затруднения, на педагогический мониторинг.


Из основных общих затруднений педагогов на этапе введения ФГОС я выделяю следующие:
• низкая информированность о содержании ФГОС;
• упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
• сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
• отсутствие готовности учителей к планированию и организации образовательного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС;
• принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
• отсутствие опыта участия в создании школьного учебного плана в его части, формируемой участниками образовательного процесса и участия в рабочей группе по разработке программы развития УУД (как раздела основной образовательной программы школы).


На основе же проведённых диагностик своей готовности к работе по новым ФГОС, я выявила некоторые свои педагогические трудности, такие как:


 недостаточность опыта экспериментальной деятельности и работы по формированию УУД;
 владение не в полной мере технологией накопительной оценки «Портфель достижений»;
 недостаточное знание и понимание концепции ФГОС и основных требований к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса;
 редкое транслирование собственного положительного опыта в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах);
 недостаточное знание психологии и психофизиологии познавательных процессов ребенка.

Цель данной программы: создать систему работы по повышению уровня профессиональной компетентности учителя в условиях реализации ФГОС.

Задачи программы:
• получение теоретических знаний в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ребенка;
• изучение документов и методической литературы по ФГОС;
• обновление знаний в области преподаваемого предмета, приобретение новых методов и приемов работы с целью ориентации в современных исследованиях по предмету и владения методиками преподавания предмета;
• приведение своей педагогической деятельности в соответствие с новыми образовательными стандартами;
• передача собственного положительного опыта в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах) и осуществление сотрудничества с коллегами;
• самореализация в профессиональной деятельности: результативность собственного труда: учитель - качество образования, данного обучающимся.

II. Основное содержание программы

Направление деятельности

Задачи  деятельности

Формы и методы работы по повышению профессиональной компетентности

Использование в своей педагогической  деятельности

IРазвитие способности к постоянному профессиональному совершенствованию

1. Формирование способности к постоянному профессиональному совершенствованию и развитие творческой инициативы.

2. Самостоятельное  управление своим профессиональным развитием.

3. Выбор необходимых направлений и форм деятельности для профессионального роста.

4. Оптимальное  вхождение учителя в систему ценностей современного образования.

 

1. Обучение на курсах повышения квалификации.

2. Прямое и дистанционное обучение, вебинары, консультационные, проблемные, аналитические, «пользовательские», разработческие и методические семинары.

4. Методические практикумы по модельно-прогностическим методикам, разработка сценариев устойчивого и безопасного развития, создание и разрешение критических ситуаций и др.

5. Посещение уроков коллег.

6. Изучение опыта лучших учителей своей школы, района, округа, как напрямую, так и через Интернет.

Приведение своей педагогической деятельности в соответствие с новыми образовательными стандартами.

II. Изучение новых стандартов, методической, психолого – педагогической литературы

1. Создание теоретической базы для организации процесса обучения в рамках системно-деятельностного подхода.

2. Получение теоретических знаний, обоснование собственных умозаключений и создание наилучших возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

 

1.Изучение и анализ литературы, составление рекомендаций.

2.Участие в работе педконсилиумов.

3.Проведение психолого-педагогической  диагностики.

Литература, планируемая для изучения:

1.ФГОС основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

2.ФГОС основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО).

3.ФГОС основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (ООП С(П)ОО).

4.Профессиональный стандарт педагога.

5.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.

6.Выготский Л.С. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода.

7.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. Проблема деятельности в советской психологии.

8.Занков Л.В. Развитие творческих способностей учащихся при системно-деятельностном подходе.

9.Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. Деятельностный подход в обучении.

Разработка программно-методического обеспечения; определение и совершенствование технологий, форм, методов и приемов работы с обучающимися.

III. Участие в методической работе (школы, района, края).

1. Участие в создании основной образовательной программы школы.

1. Способствование самореализации, решению личных профессиональных проблем.

2. Обеспечение профессионального саморазвития.

3. Достижение желаемого профессионального статуса и признания в коллективе.

1. Участие в профессиональных конкурсах, как дистанционных, так и очных.

3. Посещение уроков коллег.

4. Обобщение опыта.

3. Подготовка обучающихся к предметным олимпиадам и проведении научно-исследовательских работ с обучающимися.

4. Активизация обучающихся для участия в конкурсах разных уровней.

2. Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.

Планирование, организация, проведение и анализ собственного педагогического эксперимента по внедрению инноваций.

1. Изучение литературы о внедрении педагогических инноваций.

2. Анализ собственного педагогического опыта и организация своего педагогического эксперимента по внедрению инноваций.

3. Участие в творческих мастерских.

1. Проведение мониторинга результатов экспериментальной, инновационной деятельности.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

1. Повышение уровня своей профессиональной компетентности.

2. Самореализация в профессиональной деятельности: результативность собственного труда: учитель - качество образования, данного ученикам.

3. Развитие владения управленческими технологиями.

1. Изучение методической литературы (разработки уроков, методические журналы).

2. Анализ и корректировка результатов учебного процесса.

3. Педагогический анализ ресурсов.

4. Участие в профессиональных конкурсах.

5. Написание статей, докладов, конспектов уроков, рекомендаций.

2. Выбор форм, методов и приемов работы на уроках.

3. Составление календарно-тематического планирования.

4. Составление методических разработок.

5. Проведение мастер-классов, педагогических мастерских, открытых уроков.

6. Публикации, как в печатных изданиях, так и в сети Интернет.

IV. Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса и системы нормативно-методического сопровождения введения ФГОС.

1. Разработка нормативного сопровождения.

1. Изучение новой системы требований к структуре основной образовательной программы.

2. Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа (ТРИЗ, исследовательских, проектных и др.).

3. Выявление и отбор способов и средств формирования УУД обучающихся.

1. Участие в создании школьного учебного плана в его части, формируемой участниками образовательного процесса.

2. Участие в рабочей группе по разработке программы развития УУД (как раздела основной образовательной программы школы).

 

В содержании образовательной программы школы и своей рабочей программе.

2. Разработка инструментального сопровождения.

1. Формирование системы оценивания результатов  освоения образовательной программы учащимися

2. Изменение содержания и методов контроля планируемых результатов 3. Выбор критериев и показателей результата образования.

4. Разработка диагностического инструментария оценки результативности.

Изучение и отбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов.

 

1. Введение трех видов результатов: (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования).

2. Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки (портфолио учащихся).

3. Разработка (отбор) контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования.

4. Составление (выбор) комплексных проверочных работ.

5. Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.

3. Разработка технологического и информационно-методического сопровождения.

1. Создание наилучших возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

2. Обновление знаний, приобретение новых способов мышления, новых методов и приемов работы.

3. Обновление методов и содержания образования по английскому языку.

4. Освоение педагогических технологий  и выстраивание собственной методической системы.

5. Приведение своей педагогической деятельности в соответствие с новыми образовательными стандартами.

 

1. Изучение и анализ теоретической и методической литературы (научные статьи, разработки уроков, предметные журналы, опыт коллег).

2. Изучение педагогических технологий и  учебных модулей.

3. Анализ  УМК и ЦОР.

 

1. Составление рабочих программ по учебному предмету.

2. Разработка календарно-тематического планирования.

4. Составление технологических карт уроков.

5. Формирование учебного оборудования.

7. Использование персонального сайта и его ежемесячное пополнение.

9. Внедрение в образовательный процесс таких педагогических технологий как: проектная технология;

игровые технологии; информационно - коммуникативные технологии; групповые технологии; личностно-ориентированный подход;

дифференцированное, развивающее,  коммуникативное обучение.

 

III. Ожидаемый результат.


Результатом данной программы повышения квалификации является профессиональная готовность учителя к реализации ФГОС.
• обеспечение оптимального вхождения учителя в систему ценностей современного образования;
• принятие учителем идеологии ФГОС общего образования;
• освоение учителем новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;
• овладение учителем учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Работа по индивидуальному плану повышения профессионального уровня, составленного по результатам проведенной самооценки



Предварительный просмотр:

ТЕМА по самообразованию.

Актуальность.

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.     

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии. В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых  и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. По моему мнению, их в полной мере можно  решить, строя учебный процесс на основе развивающего обучения.  Его сущность раскрыта Л.С.Выготским “Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности”. А как обстоят дела у многих школьников сегодня? В традиционной школе ученик  очень быстро осознает, что его задача – внимательно слушать на уроке и четко выполнять указания учителя. Иначе отстанешь от товарищей или твои высказывания будут восприняты как незнания. Учитель и родители будут недовольны.

Как быть? В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Если проанализировать цели начального образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: “…Обеспечить начальный этап развития личности  ребенка; выявить и обеспечить развитие способностей; формировать умение и желание учиться; приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности…” В государственном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Главной задачей для себя, как учителя считаю: не “донести”, “преподнести”, “объяснить” и “показать” учащимся, а организовать совместный  поиск решения возникшей задачи. В учебном процессе должно возникать “учебное общение”, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями.  

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

самостоятельную деятельность ученика;

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими. 

Виды учебных исследований:

по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

по месту проведения: урочные, внеурочные;

по времени: кратковременные или долговременные;

по теме: предметные, свободные.  

По мнению многих психологов и педагогов (В.В.Давыдов, Г.М. Кучинский, А.М.Матюшкин, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно – ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем  общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого – педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно – познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится и к применению проектного метода в начальной школе.  Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности

Этап 1

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне “ученик – ученик”, “ученик – учитель” и т. д.;

– анализ полученных результатов;

– формирование коррекционных групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

– мониторинг.

Этап 2

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3

Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Этап 4

Оформление обучающимися  выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.

Этап 5

Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.

 В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско –взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями”.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Хочется добавить, что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения”.

Я придерживаюсь мнения, что каждый проект, исследовательская работа достойны  рассмотрения, уважения. На наших уроках представление работ скорее “рабочее”, нет помпезности, театральности, некоторые из них занимали по длительности на уроке 4-5 минут, а некоторые длились около  10 минут. Присутствие моментов  “необычности” (элементы одежды, музыка) в представлении работ обусловлено задачами проектов, исследований и они носили “чисто рабочий характер”. Во внеурочной деятельности мы использовали и выпуск газет, и проведение презентаций, и разыгрывали мини – сценки, на некоторые занятия приглашали родителей, так как позволяло время, выбирая ту форму работы, которая была необходима и интересна  ребятам. Также  считаю, что  любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу – значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники  могут высказывать  оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.

В результате правильно организованной исследовательской работы обучающиеся:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира

овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

получат возможность осознать своё место в мире;  

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения, готовить и проводить небольшие презентации.

Сегодня исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению. Многие педагоги называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка.