Диагностический инструментарий

Система учёта индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного и воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории.

Когда использовать прием Инсерт?

  Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

  Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то приём Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

  Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Например, при изучении темы Древнейшие люди на стадии вызова ученикам на листах предлагается таблица (прием «Инсерт») и даётся задание: Записать, что они знают о первых людях в таблице. При работе с текстом использовать маркировочные значки:

 «V» - то, что знаю

«+» - новая информация

« - » - думал иначе

« ? » - есть вопросы

«V»- то, что знаю

«+» - новая информация

« - » - думал иначе

« ? » - есть вопросы

Появились в Африке

Произошли от обезьян

Похожи на животных

Нет одежды

Созданы богом

  Затем происходит чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

на стадии вызова можно использовать кластерыкорзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм.

На этапе осмысления учитель предлагает учащимся повторно прочитать текст.

  После прочтения предлагается скорректировать заполненную таблицу, дополнить фразы.

На этапе Размышления предлагается составить «Рассказ-активизация по ключевым словам» (используя таблицу) «Жизнь первобытных людей в Африке 2-3 миллиона лет назад», используя как можно больше эпитетов о первых людях.

 Или использовать иное задание «По опорным словам, которые появились у нас на доске, назовите как можно больше отличительных особенностей от современного человека. (Например: "напоминал обезьяну, грубое лицо, вытянутая челюсть, стоящий на полусогнутых ногах, длинные ниже колен руки»  и т.п.), или наоборот от животных.

  Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Тема урока была мною выбрана не случайно. При изучении первобытных людей важно уметь видеть общее и особенное первобытных людей и животных, первобытных людей и современного человека и делать выводы.

Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"

  • В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
  • Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
  • Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
  • В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
  • Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.

   На стадии вызова наиболее часто используются следующие приёмы: «Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ.

На карточках таблица « ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

ВОПРОС

ВЕРЮ

НЕ ВЕРЮ

Первый человек появился в Африке

Он ни чем не отличался от современного человека

Отличительная особенность первых людей – умение изготовлять орудия труда

Первобытный человек это животное.

Древние люди жили в одиночку

Главные занятия первых людей: земледелие и скотоводство

Древнейший человек сильно напоминал обезьяну

Люди ещё не умели разговаривать

Первые люди изготавливали орудия труда из металлов: железо и бронза

На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

  Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

   

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

 – не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

При изучении темы «Жизнь первобытных людей» на этапе обобщения стадия «Вызов» предлагаю детям составить кластер «Первобытные люди» 

•наши далёкие предки

•появились в Африке

•похожи на животных

•дикие

•мало похожи на людей

На этапе осмысления уместно прочитать словарную статью «Первобытный человек» и сделать пометы

«V»- то, что знаю

«+» - новая информация

« - » - думал иначе

« ? » - есть вопросы

Первобытный человек (словарь) –

1) предок современных людей

2) человек, находящийся на ступени первобытной культуры

3) переходная стадия от обезьяны к человеку

4) человек, не соблюдающий правила культуры

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим.

Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен.

В Восточной Африке археологи находят кости людей, живших более двух миллионов лет назад.

Целыми днями все они, от мала до велика, занимались собирательством: искали съедобные коренья, улиток, дикорастущие плоды и ягоды, яйца птиц. Ходили на охоту.

Современного человека, который не соблюдает правила культуры, часто сравнивают с первобытным человеком, подчёркивая таким образом невоспитанность и дикость.

На уроке закрепления понятий «Первобытный человек » обобщаем знания по данной теме и умение составить описание его жизни и внешнего вида.

Обществознание

Прием "Корзина понятий" (на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей) Давайте наполним нашу " Корзину понятий" тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме "Цена, количество, стоимость" и всем тем, что относится к понятию "Деньги".

Итак, начинаем !Корзина идей

•Цена - это стоимость одного предмета.•Деньги любят счёт.•Стоимость - это количество денег, которые заплатили за товар.•Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.•Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро•Количество - это множество товара.•В России две группы денег: монеты и купюры.•Деньги можно хранить в банке, копилке.•Деньги можно у кого - нибудь попросить в долг.•Дружба дружбой, а денежки врозь.•В магазине дают сдачу.•Деньги воровать нельзя.•Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.•Когда денег не было, люди обменивались товаром.•На деньги можно купить всё, кроме здоровья.•Деньги надо зарабатывать.

Групповая работа как прием развития критического мышления 

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Формирование групповой общности начинаю с разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Учащимся иногда предлагаю кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока?», «Что тебе уже известно по данной теме?». Хорошо помогают созданию нужной ауры выбор эпиграфа к уроку.

При проведении рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения:

Сегодня на уроке…

Работа в группе мне …

Хочется пожелать, чтобы… и др.

Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. Очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

При первичном закреплении, т.е. при отработке основных понятий, учебных умений и навыков, использую работу в парах. Характер такой деятельности – репродуктивный. Использую пары постоянного и переменного состава, динамические и статистические.

На этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель», использую карточки. Каждый в паре играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока. В это время я осуществляю включённый контроль, т.е. слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, развивают коммуникативные навыки, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.



Предварительный просмотр:

Сохранность РУВ по годам обучения

предмет

класс

2018-19 уч. год

класс

2019-20 уч. год

класс

2020-21 уч. год

класс

2021-22 уч. год

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

ист.

общ.

8

9

15

14

3

3

8

8

12

13

5

4

8

9

13

13

4

4

ист.

общ.

3

4

14

13

6

6

4

4

14

15

5

4

ист.

общ.

2

3

14

13

8

8

2

3

8

6

12

13

ист.

общ.

7

7

14

15

4

3

7

8

14

13

3

3

ист.

общ.

2

-

19

-

4

-

ист.

общ.

5

-

18

-

4

-

ист.

общ.

5

-

19

-

5

-

ист.

общ.

1

-

19

-

8

-

ист.

общ.

4

-

16

-

6

-

Диагностика обученности  учащихся по группам РУВ  

Фамилия, имя ученика

Итоговые оценки

Общие признаки реальных учебных возможностей

Уровень РУВ

(итог)

Работоспособность школьника

Умение выделять существенное в изучаемом

Самостоятельность мышления

Умение работать в должном темпе

Самоконтроль при  изучении учебного материала

Сознательность учебной дисциплины

Уровень предшествующей  образовательной подготовленности

Обучаемость

1

Инструкция по заполнению диагностики обученности  учащихся по группам РУВ.

1 этап. Заполнение диагностики обученности  учащихся по группам РУВ.

  1. Диагностическая таблица заполняется на каждый класс в отдельности 1 раз за весь период обучения.
  2. Диагностика обученности учащихся по группам РУВ заполняется по таблице «Определение группы РУВ» (Приложение №1).
  3. Уровни РУВ  (итог) могут быть следующими:

 - высокий

 - средний

 - низкий

           - высокий – средний

           - средний - низкий

 

2 этап. Отслеживание динамики уровня РУВ по результатам контрольных (диагностических) контрольных работ по предмету.

  1. Определение динамики уровня  РУВ осуществляется на основании отметок, полученных учащимися на уроках контроля знаний (контрольные работы, диктанты, практические работы и др.).  Уроки контроля знаний определяются педагогами самостоятельно в соответствии с рабочей программой по предмету.
  2. Таблица динамики  уровня  РУВ  может быть составлена двумя способами:
  • вручную;
  • при помощи электронного журнала.

3. При заполнении таблицы динамики уровня РУВ учитель вручную переносит отметки из электронного (классного) журнала в таблицу 2.

      4. При составлении отчета при помощи электронного журнала нужно следовать следующей схеме:

  • Уроки контроля знаний  в электронном журнале на страничке класса выделяются одним цветом  (Например: контрольная работа)

13.01

20.01

27.01

03.02

10.02

17.02

24.02

03.03

II полугодие

 

5

 

5

4

5

5

 

(4.80)

 

2

4

3

2

4

3

 

(3.00)

 

2

 

2

2

 

Н

 

(2.00)

 

5

 

2

4

 

5

 

(4.00)

 

2

 

4

5

 

4

 

(3.75)

 

5

5

5

5

 

5

 

(5.00)

  • Далее открывается окно «Отчеты»,

              Журнал

             Тематические планы   Посещаемость    Отчеты  

  • В разделе "Отчеты" выбирается позиция  "Отчет по типам уроков"
  • После открытия окна "Отчет по типам уроков" выбирается класс, предмет, тип урока и нажимается окно «Сформировать».
  • Отчет сформируется в папке «Загрузки». Открываем отчет с помощью команды «Открыть с помощью «Excel».
  • Распечатать отчет, проанализировать сохранность групп РУВ по итогам года в виде стрелки.

5. Динамика уровня РУВ анализируется 1 раз в учебном году, но отслеживается ежегодно в течение всего периода обучения.

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                            Приложение №1

Определение группы РУВ (педагогическая диагностика)

Высокий

Средний

Низкий

Работоспособность школьника

Сохраняет высокую работоспособность в течение всех уроков.

Сохраняет моральную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживается несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня.

Обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости или раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок в элементарных вычислениях, при переписывании текста.

Умение выделять существенное в изучаемом

Ученику легко и быстро удаётся  выделять существенное в изучаемом материале, дать название прочитанному отрывку текста, составить план его изложения, коротко рассказать о самом главном в тексте, сделать резюме, вывод.

В основном справляется с выделением существенного в изучаемом материале, допуская незначительные ошибки, которые не сказываются на усвоении сущности изучаемого в дальнейшем.

Обычно не справляется с выделением существенного в изучаемом материале, концентрирует внимание на деталях, второстепенных признаках, свойствах, фактах.

Самостоятельность мышления

Проявляет самостоятельность мышления, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в овладении знаниями  в проблемах рассуждениях Высказывает предположении, стремится дополнить ответы товарищей, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решения задач, проявляет оригинальность в выполнении упражнения, элементы рационализации, изобретательности и пр. может сам составить задачи.

Обнаруживает средний уровень развития самостоятельно выполнять  учебные задачи, выдвигаемые учителем, делает попытки решать задачу, несмотря на встречающиеся трудности, задачи составляет по аналогии.

Не обладает самостоятельностью мышления, стремится  заимствовать готовые решения, при первых же трудностях обращается за помощью, нуждается в постоянной помощи типа оценки.

Умение работать в должном темпе

Темп выполнения учебных навыков (чтение, письмо) выше, чем у большинства учащихся класса.

Темп выполнения основных учебных навыков (письмо, чтение), как у большинства учащихся.

Темп выполнения основных учебных навыков (чтение, письмо, простейшие вычисления, зарисовки, работа с книгой) существенно ниже, чем у большинства учащихся класса.

Самоконтроль при  изучении учебного материала

Самоконтроль стал привычкой в учебной работе ученика, он всегда проверяет степень усвоения изучаемого дома материала с помощью контрольных вопросов учебника, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильность вычислений, обратными действиями, правильность решения физических задач, действиями над наименованиями, оценивает жизненную реальность получаемых результатов.

В основном выполняет названные выше требования, допуская отступлении, не существенно сказывающихся на усвоении знаний, умений и навыков.

Практически не применяет приёмов самоконтроля в учебной деятельности.

Сознательность учебной дисциплины

Ученик, осознавая общественную и личную значимость учения. аккуратно выполняет учебно –воспитательные требования учителей и ученического коллектива, проявляя инициативу, активность, знания этих требований всеми учащимися.

Ученик, осознавая общественную и личностную значимость учения, в основном выполняет учебно – воспитательные требования учителей и ученического коллектива.

Ученик недостаточно осознает значимость учения, не выполняет требования учителей и ученического коллектива.

Уровень предшествующей  образовательной подготовленности

Практически не имеет пробелов в знаниях по ранее пройденному учебному материалу.

Практически не имеет существенных  пробелов  в ранее пройденном учебном материале, которые мешали бы последующей учёбе.

Имеет существенные пробелы в усвоении ранее пройденного материала в специальных умениях и навыках, которые отрицательно сказываются на усвоении новых знаний, умений и навыков.

Обучаемость

Характеризуется решением без помощи из вне любых познавательных задач, доступных ученикам, в том числе нетиповых. Ученик справляется сам с учебным матери алом.

Характеризуется быстрым и прочным усвоением изучаемого материала, решает без помощи типовые задачи, но затрудняется в новых нетиповых ситуациях.

Характеризуется беспомощностью в решении любых познавательных задач, в том числе и типовых, уже неоднократно решаемых в классе.



Предварительный просмотр:

Информация о  динамике развития ребенка-инвалида

Образовательная организация: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский"

ФИО ребенка  Группа/класс (с указанием направленности): 7Г.

Возраст ребенка: 12 лет. Статус:ребёнок-инвалид, МСЭ-2014 №0243694 до 16.04.2027г.

Образовательная программа, сроки реализации: ООП ООО.

Форма получения образования: на дому (Приказ №160 от 06.09.18г).

Специальные условия: соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование учебных и дидактических материалов в соответствии с образовательной программой.

 Ф.И.О. специалистов, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы (программы отдельных учебных предметов, образовательных областей)

Особенности развития ребенка, проблемы в развитии.

Содержание коррекционно – развивающей  работы

Результат

Выводы*

Учитель – предметник, учебный предмет: Чайников А.Ю., история

Познавательный интерес сохраняется, хорошо развита произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу).

Наблюдается снижение мотивации к обучению, не всегда в полном объеме выполняет домашние задания. Есть сложности в технике чтении материала, в восприятии прочитанного.

Быстро устает, теряет интерес.

Формирование навыка работы с источником на поставленную учителем задачу.

Совершенствование навыков чтения (вслух и про себя) и пересказа изученного по плану.

Использовать творческие задания по материалу изученного (составлять кроссворда, рассказ по рисунку, отвечать на вопросы к документу, счет лет в истории и т.д.)

Использование различных форм и методов работы.

Самостоятельно готовит ответ на поставленный вопрос, задачу, рассказ по рисунку.

 Владеет навыками работы с текстом, сравнение географических и политических особенностей регионов и государств. Сохраняется позитивный настрой на хороший результат.

Урок лучше строить по смешанному и комбинированному типу.

Необходима частая смена видов деятельности в течение урока.

Продолжить работу над чтением (вслух и про себя), задания давать порционно, закрепляя изученное проблемным заданием.

Продолжить стимулирование интереса к предмету, посредством посильно-развивающих заданий.



Предварительный просмотр:

Карта наблюдений за деятельностью ребенка-инвалида.

Ф.И.О. обучающегося:

Класс:

Предмет: история

Ф.И.О. учителя: Чайников Александр Юрьевич

п/п

Дата

Тема, вид работы

Содержание наблюдений

Основные направлениякоррекционной работы по формированию учебных навыков

Коррекция проблем в эмоциональной сфере, регуляции поведения

Учебная деятельность

(проявляет активность и самостоятельность; содержит в порядке учеб.принадлежности; испытывает затруднения в усвоении учеб.материала; аккуратен в работе и др.)

Эмоционально-волевая сфера

(напряженность, усталость; тревожность; апатия; агрессия; повышенная возбудимость; взрывная реакция со вспышками гнева, плача, крика; адекватное восприятие критики; отсутствие развитой самооценки и др.)

1

11.11

Нидерландская революция (окончание)

Успешно отвечает на отдельные вопросы домашнего задания, активен  в изучении нового материала..

Адекватное восприятие замечаний учителя на посадку.

Формирование навыка работы с источником на поставленную учителем задачу.

Эмоциональная сфера в норме.

2

13.11

Революция в Англии.

Испытывает затруднения в ответе на проблемные вопросы, в связи с большим объёмом изучаемого.

Восприятие учебного материала в соответствии с нормой.

Развитие навыков чтения и пересказа изученного.

Эмоциональная сфера в норме.

3

18.11

Путь к парламентской монархии.

Читает быстро. При изучении небольшого текста быстро находит ответ на поставленный вопрос, задачу.

Восприятие учебного материала в соответствии с нормой, реакция на замечания спокойная.

Работа над планированием своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Смена сфер деятельности.

4

20.11

Международные отношения в XVI—XVIII вв.

Успешно отвечает на отдельные вопросы домашнего задания, активен  в изучении нового материала..

Адекватное восприятие замечаний учителя на посадку.

Развитие навыка  описывать  расположение объектов на исторической и географической картах, выделять главную и избыточную информацию в тексте.

Смена сфер деятельности.

5

25.11

Международные отношения в XVI—XVIII вв.

Испытывает затруднения в выборе способа решения задачи.

Испытывает усталость и апатию при изучении нового материала.

Работа над умением выбирать наиболее эффективные способы решения задачиз предложенных.

Коррекция задания для более спешного выполнения.

6

27.11

Европа в начале Нового времени. Повторительно-обобщающий урок.

Активен в течение всего занятия, домашнее задание выполнил полностью, сделал хорошее сообщение.

Восприятие учебного материала в соответствии с нормой.

Развитие навыка  описывать  расположение объектов на исторической и географической картах.

Эмоциональная сфера в норме.

7

02.12

Блистательная Порта.

Активен в течение всего занятия, домашнее задание выполнил не полностью (не справился)

Восприятие учебного материала не соответствует норме (отвлекается, демонстрирует скуку)

Формирование навыка работы с источником с опорой на текст параграфа и прошлые знания.

Создание ситуации успеха

8

04.12

Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего нового времени

Домашнее задание выполнил, учебные принадлежности в беспорядке.

Уверен в себе, общителен, много рассказывает о том, что сделал своими руками.

Работа над умением формулировать собственное мнение, самостоятельно выделять познавательную цель.

Эмоциональная сфера в норме.

9

09.12

Индия, Китай и Япония: в период европейской колонизации.

Домашнее задание выполнил не полностью (не смог), работает с трудом.

Неудачная работа вызывает пассивность и нежелание.

Отработка домашнего задания (понимание содержания задания), сопоставление с текстом параграфа.

Создание ситуации успеха

10

11.12

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени. Начало европейской колонизации

Активен в течение всего занятия, домашнее задание выполнил полностью.

Восприятие учебного материала в соответствии с нормой.

Развитие навыка  описывать  расположение объектов на исторической и географической картах.

Эмоциональная сфера в норме.

11

16.12

Обобщающий урок "От Средневековья к Новому времени"

Вещи в беспрядке (многие забыл в другой комнате), к уроку по домашнему заданию готов.

Восприятие учебного материала в соответствии с нормой.

Формирование навыка работы с аналитической таблицей по материалам параграфа.

Эмоциональная сфера в норме.

12

18.12

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

Активен в течение всего занятия, домашнее задание выполнил полностью, заполнил таблицу.

Адекватноевоприятие материала, активная работа.

Работа над умением выбирать наиболее  эффективные способы решения задач из предложенных.

Создание ситуации успеха

13

23.12

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Испытывает затруднение в усвоении нового материала.

Испытывает усталость.

Развитие навыка  описывать  расположение объектов на исторической и географической картах.

Смена сфер деятельности.

14

25.12

Формирование единых государств в Европе и России

Вещи в беспрядке (многие забыл в другой комнате), к уроку по домашнему заданию готов.

Восприятие учебного материала в соответствии с нормой.

Работа над умением формулировать собственное мнение, самостоятельно выделять познавательную цель.

Эмоциональная сфера в норме.

15

30.12

Российское государство в первой трети XVI в.

К уроку готов.

Испытывает усталость и апатию при изучении нового материала.

Повторение пройденного материала.

Эмоциональная сфера в норме.



Предварительный просмотр:

5 БЛОК

ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Формы контроля и система оценивания образовательного уровня воспитанников.

                                                       

Мониторинг  образовательного  уровня  воспитанников

Подготовительный уровень

Начальный  уровень

Уровень освоения

Уровень совершенствования

0 балл

1-3 балла

4-8 балл

9-10 балл

  1. «Знания, умения, навыки»(тестирование)

Знакомство с образовательной областью

Владение основными знаниями

Овладение специальными ЗУН

Допрофессиональная подготовка

  1. «Мотивация к знаниям» (анкетирование)

Неосознанный интерес, навязанный из вне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный.

Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса.

Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущий мотив: добиться высоких результатов.

Четко выраженные потребности. Стремление изучить предмет глубоко как будущую профессию.

  1. «Творческая активность» (наблюдение)

Интереса к творчеству и инициативу не проявляет. Отказывается от поручений и заданий. Производит операции по данному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Социализация в коллективе. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решает, но при помощи педагога.

Есть положительных эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Вносить предложения по развитию деятельности детского объединения. Легко и быстро увлекается творческим делом. Оригинальное мышление, богатое воображение. Способен к рождению новых идей.

  1. «Достижения»( результативность работы)

Пассивное участие в делах творческого объединения

Участие в делах творческого объединения ( 1балл), учреждения ( 2балла), города (3 балла)

Участие на уровне области или округа(4балла), на уровне России(5 баллов), на международном уровне (6 баллов), значительные результаты на уровне учреждения или города (7 баллов)

Значительные результаты на уровне области, округа (8 баллов), России (9баллов), на международном уровне (10 баллов)

 

Диагностика образовательного уровня воспитанников

ФИ воспитанника

усвоение ЗУН согласно программе

(опросник) в баллах

мотивация к знаниям

 (анкетирование) в баллах

творческая активность

            ( наблюдение) в баллах

достижения

( анализ и учет участия воспитанников в конкурсах различного уровня) в баллах

итого

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г. – начало года.            С.г. – середина года.             К.г. – конец года.

                 

Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности у подростков

(правосознание, активность).

Авторы: Р.Салихова кандидат педнаук, Г.Ахметжанова аспирант гос. педагогического университета, 2003 год.

Компоненты гражданственности:

                                                                             Уровни и показатели гражданственности

Высокий уровень - 4 балла

 (черты ярко проявляются)

Средний уровень - 3 балла

 (черты проявляются)

Низкий уровень - 2 балла

(черты слабо проявляются)

Очень низкий уровень-1балл

(черты очень слабо проявляются)

                    Правосознание

1

Самосознание

Знает основные права и обязанности, нормы поведения, добросовестен в делах. Умеет регулировать свои потребности

Знает основные права, обязанности и нормы поведения. Однако не всегда может регулировать свои потребности.

Не всегда придерживается общепринятых норм поведения. Принимает участие в работе только под контролем.

  Недисциплинирован, пассивен.

2

   Долг

Осознанно выполняет общественные поручения и обязанности, проявляет чувство долга и ответ- ственности. Показывает пример бережного отношения к природе и

общенародному достоянию.

Выполняет общественные поручения и обязанности. Проявляет чувство долга и ответственности. В целом бережно относится к природе и общенародному достоянию

Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей. Иногда проявляет неуважение к взрослым.

Уклоняется от общественных поручений, безответственен, проявляет неуважение к родителям и товарищам.

3

Правовая

  культура

Осознает себя гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни.

Осознает себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет их реализовать в жизни.

Знает права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых.

Неуважителен к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требований общества.

               Активность

1

Достоинство

Развито чувство собственного достоинства. Проявляет требова- тельность к себе и другим. Считает важным для себя выполнение трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя и других.

Развито чувство собственного достоинства. Проявляет требовательность к себе и другим. Стремится выполнять трудные дела и поручения, не позволяет унижать себя.

Развито чувство собственного достоинства, но при выполне- нии трудных поручений не всегда достигает цели. С не- справедливость борется когда она коснулась его самого.

Требований к себе не предъявляет, нет силы воли.

2

Активность

Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, инициативен, умеет организовать ребят.

Принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое дело.

Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует. Требует контроля со стороны взрослых.

Уклоняется от участия в трудовых делах, трудится неохотно, недобросовестно.

3

Патриотизм и итернационализм

Интересуется историей и культурой Родины. Участвует в историко – патриотической работе. Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности.

Интересуется историей и культурой Родины. Участвует в историко – патриотической работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, культуры.

Мало интересуется историей Родины, историко – патриотическую работу выполняет под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности.

Пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны, проявляет неуважение к людям другой национальности.

Показатели сформированности правосознания подростков (в баллах)

 

Компоненты

гражданствен

ности

 

Ф.И.

ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 Самосознание

     

         Долг

Правовая

          культура

 Самосознание

Долг

Правовая

          культура.

 Самосознание

Долг

Правовая

          культура

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г. – начало года.  С.г. – середина года.  К.г. – конец года.

Примечание: см. Диагностическую программу изучения уровней сформированности гражданственности и патриотизма у подростков.

Показатели сформированности активности подростков (в баллах)

 

Компоненты

гражданствен

ности

 

Ф.И.

ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 Достоинство

     

  Активность

Патриотизм и

интернациона

лизм        

 Достоинство

  Активность

Патриотизм и

интернациона

лизм

 Достоинство

 Активность

Патриотизм и

интернациона-

лизм

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г. – начало года.  С.г. – середина года.  К.г. – конец года.

Примечание: см. Диагностическую программу изучения уровней сформированности гражданственности и патриотизма у подростков.