Педагогическая копилка

Содержатся разработки уроков, материалы к урокам и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия.

Автор: Чайников А.Ю. – учитель истории и обществознания.

Дата проведения:

Предмет: История Древнего мира.

Класс: 5

Тема учебного занятия: Древняя Спарта

Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала

Цель учебного занятия: Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

  1. раскрыть причины спартанского образа жизни;
  2. выяснить последствия данного образа жизни.

Задачи:

  1. повторить особенности развития полиса Афины;
  2. побудить к самостоятельному поиску ответа на вопрос, используя текст параграфа;
  3. способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся;
  4. научить обобщать полученные материалы.

Средства обучения:

  1. Учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая Всеобщая история: История Древнего мира, М., Просвещение, 2019
  2. Г.И.Годер, Методическое пособие по истории Древнего мира, М., Просвещение, 2003
  3. Атлас: История Древнего мира 5 кл.
  4. Проектор, компьютер

Планируемые результаты:

- личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность;

- предметные:

знать: понятия: спартанцы, илоты, Совет старейшин, Народное собрание, Лаконичная речь; особенности спартанского образа жизни; причины спартанского образа жизни;

уметь: показывать области Лакония, Мессения, полис Спарта на карте; объяснять причины возникновения спартанского образа жизни; предполагать последствия такого образа жизни.

Метод обучения: проблемный.

Деятельность учителя

Виды познавательной деятельности школьников

Формируемые метапредметные универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

І. Организационный момент.

владение умениями работать с учебной информацией, различными логическими действиями (определение понятий, установление причинно - следственных связей); способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности (устные ответы);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её  с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты с учетом основе учётом интересов и позиции всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Проверяет готовность к учебному занятию.

ІІ. Проверка знаний материала прошлого урока.

Организует беседу по проверке пройденного материала § 29-30 с. 140-146.

Задание: Найдите ошибки в текстах (слайд):

1.        Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

2.        Солон распорядился отпустить на волю всех рабов до единого. Отныне рабов в Древних Афинах больше не стало.

3.        Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди. Как было на самом деле?

Взаимодействие с учителем во время опроса осуществляемого во фронтальном режиме.

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Мотивация: предлагает сравнить внешний вид Афин и Спарты в 5 в. до н. э.(слайд)

Афины, как  один из многих полисов, несмотря на обилие грязных и узких улиц, показались бы нам красивым городом. Они были укреплены стенами. Вершина холма в центре города (этот холм называли акрополем) и городские площади украшены храмами и колоннадами, повсюду много мраморных и бронзовых статуй, на склоне Акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На главной площади (она называлась Агорой) и на прилегающих улицах множество лавок с товарами.

Спарта сильно уступает по красоте Афинам. Она похожа на военный лагерь. Здесь нет ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянутся одноэтажные дома, похожие друг на друга. В Спарте отсутствует театр, почти нет каменных храмов и статуй. На улицах видны отряды марширующих спартанцев, слышны отрывистые слова команды и военная хоровая песня.

   2. Выводит исходное противоречие (слайд): Спартанский образ жизни существенно отличался от образа жизни других греков.

   3. Формулирует учебную задачу урока (слайд): Почему возник особый спартанский образ жизни?

   4. Побуждает к высказыванию своего мнения обучающихся (варианты мнений записываются на доске).

   5. Подводит обучающихся к:

- выводу о необходимости поиска ответа на вопрос, используя текст параграфа;

- необходимости составления плана поисковой работы;

- необходимости работы по группам (приемлемо иное решение).

   6. Организует поисковую работу обучающихся по теме: «Древняя Спарта».

 Задание первой группе:

1. Изучить материал пункта 2 «Спарта – военный лагерь» § 31.

2. Ответить на вопрос: «В чем заключались главные особенности спартанского образа жизни?»

 Задание второй группе:

1. Изучить вступительный материал и пункт 1 «Спартанцы и илоты» § 31.

2. Ответить на вопрос: «Кем по происхождению были спартиаты?»

Задание третьей группе:

1. Изучить материал пункта 3 «Спартанское воспитание» § 31.

2. Ответить на вопрос: «Почему спартиатскому меньшинству удалось сохранить власть в стране?»

Задание четвертой группе:

1. Изучить материал пункта 1 «Спартанцы и илоты» § 31.

2. Ответить на вопрос: «Почему спартанцы не ходили в дальние завоевательные походы?»

7. Организует выступления представителей групп и сравнивает с вариантами ответов на  учебную задачу.

Чтение и сравнительный анализ текстов.

Сравнивают, называя общее и различное

Выводят задачу урока

Высказывают свои предположения

Планируют свою деятельность

Самостоятельная работа с учебником в группах.

Озвучивание результатов работы групп.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

ІV. Закрепление материала.

Побуждает к высказыванию мнения группы, своего мнения на учебную задачу: Почему возник особый спартанский образ жизни?

Взаимодействие с учителем во время опроса.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

V. Подведение итогов урока.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на учебном занятии.

2. Совместно с обучающимися выставляет отметки за работу на уроке.

Взаимооценка работы в группе.

VI. Домашнее задание.

Даёт комментарии к домашнему заданию:

1. § 31 вопросы к параграфу, задание: «подумайте»

2. Задание – шутка: «Подумайте, где были выше и мощнее оборонительные крепостные стены – в Афинах или в Спарте?»  Мнение объясни

Возможные варианты ответов:

1.        Спартиатами были дорийцы, покорившие местное население.

2 . Спартиаты превратили местное население в рабов и неравноправных.

3. Ликург разработал простые, но суровые законы, скреплявшие общество.

4 . Спартиаты все свои усилия направляли на удержание власти при помощи силы.

5. Восстания местного населения жестоко подавлялись.

6. Спартиаты сохранили догосударственные порядки.

7. В Спарте были запрещены деньги.

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя:  Чайников Александр Юрьевич

Класс: 5А класс                

Предмет: история Древнего мира

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема

Поход Александра Македонского на Восток.

Цель:

Используя информационные источники (карта, исторический документ, учебник) характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные способы их решения; уметь осуществлять анализ исторических событий, анализировать исторический источник.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Предметные УУД:

характеризовать деятельность исторических личностей Древней Греции. Знать  и уметь устанавливать хронологическую последовательность событий прошлого. Выделять причинно-следственные связи. Уметь читать историческую карту с опорой на легенду.

Личностные УУД:

формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия.

Основные понятия, даты, исторические личности

Держава, Азия, Граник, Исс, Гавгамелы, Инд, македоняне, персы.

334 – 324 г. до н.э., 331 г. до н.э.

Александр Македонский, Дарий III

Межпредметные связи

География, литература

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

Учебник:  всеобщая история Древнего мира. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, М. «Просвещение», 5 кл.

Методическое пособие, раздаточный материал (документ), презентация.

I. Мотивационный этап

Цель

Содержание

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации

 

         

1. Приветствие.

2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

Документ (чтение учителем вслух)

. . . У него и его воинов не одинаковые стремления. Он лелеет в душе завоевание всего мира и теперь находится только у начала своего дела, воины же, утомленные трудностями похода, ожидают любых первых плодов и окончания опасностей.

            Но страсть преодолела разум: созвав воинов на сходку, он обратился к ним со следующими словами: «Я хорошо знаю, о воины, как много за последние дни жители Индии умышленно вам порассказали такого, что может вас устрашить... Точно так же представляли нам персы страхи об ущельях Киликии, о пространствах Месопотамии, о Тигре и Евфрате, из которых первый мы перешли в брод, а второй по мосту. Никогда молва не бывает до конца справедлива, все передаваемое ею бывает преувеличено. Также и наша слава, хотя возникла на солидном основании, все же молва о ней больше, чем подлинные дела. Кто недавно считал бы, что может вынести бой со зверями, по виду напоминающими стены, переход через Гидасп и все другое, более страшное на словах, чем на деле...

                                                              /Римский историк Квинт Курций Руф (I век новой эры)

                                                               «История Александра»/

- О чём говорится в документе7

Исходное противоречие (1 слайд)

Несмотря на различие целей полководца и воинов,    вынужденный    отказ Александра

Македонского от дальнейшего похода в Индию - ему удается создать величайшую державу (2 слайд).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Формулирование темы урока (3 слайд) 

Поход Александра Македонского на Восток.

II. Этап учебно – познавательной деятельности

Цель

Содержание

Постановка учебной задачи. планирование и получение новых знаний

  1. Обсуждение и выдвижение вариантов учебной задачи урока.

Учебная задача урока (записать на доске)

Почему Александру Македонскому удалось создать великую державу? 

      2. Работа в группах.

План организации учебной деятельности (4 слайд)

1. Почему греки принимали участие в походах Александра Македонского?

                                                & 41 п.2 с. 198-199

2. Заполните таблицу «Основные сражения похода Александра Македонского на Восток». Уметь показывать на карте.

                                                 & 42

3. В чём была слабость Персидской державы?

                                            & 42 п. 2 с. 201 – 202 или & 35 п.2 с. 166

4. Какими чертами характера, как полководца, обладал Александр Македонский?

                                             документ (приложение 1), сообщение (5 слайд)

III. Этап рефлексии

Цель

Содержание

Контроль, коррекция

      1. Оценка результатов деятельности в группах. Обобщение материала.(6 слайд)

1. Эллины надеялись обогатиться за счет завоевания и ограбления земель, входивших в состав Персидской державы.

2 . Многоплеменная и малодисциплинированная персидская армия намного уступала по своим боевым качествам армии Александра.

3. Некоторые народы Персидской державы приветствовали греко-македонян как освободителей от персидского гнета.

4. Победе способствовали личные качества полководца: целеустремлённость, храбрость, отвага, незаурядный талант.

4 . Держава Александра Македонского оказалась «великаном на глиняных ногах».

5. Распад державы начался сразу после смерти Александра Македонского.

  1. Письменнй ответ учащихся класса на учебную задачу.
  2. Домашнее задание: &42 в. 1-5 (все), индивидуальные задания «Опишите рисунок», «Подумайте» (7 слайд)

                                                                                                                                                     Приложение 1 

                                                                                                                                                                                                                                 Александр Македонский – сын царя Филиппа II и Олимпиады родился в 356 г. до Р. Х., умер в 323 году. Идеалом Александра Македонского был герой Троянской войны Ахилл. Полный энергии и стремления к действию, Александр часто при победах своего отца, жаловался, что тот не оставит для него никакого дела. В гимнастических и других состязаниях Александр не имел себе равного; ещё будучи мальчиком, он укротил дикого коня Букефала, впоследствии служившего ему боевой лошадью. Сражение при Херонее (338 г.) было выиграно, благодаря личной храбрости Александра.

Направившись затем на юг, чтобы занять побережья и отрезать персов от моря, Александр вступил в Финикию, где после 7-месячной осады взял приступом Тир (август 332 г.), в начале сентября отправился через Палестину, где Иерусалим открыл ему свои ворота, к Египту, где при взятии, после 2-месячной осады, пограничной крепости Газы Александр был ранен. Население, недовольное персидским владычеством, нигде не оказывало сопротивления, отчасти благодаря тому, что Александр Македонский в Египте всюду относился с уважением к религии народа и приносил жертвы местным божествам.

Непривычная для старых воинов Александра Македонского роскошь, которою он окружил себя здесь, и отсутствие каких бы то ни было преимуществ для македонян в сравнении с азиатскими подданными, вызвали неудовольствие в войске Александра. Осенью 330 г. был обнаружен заговор, после раскрытия которого Александр приказал убить старого полководца Филиппа – Пармениона, чей сын Филота был заподозрен в участии в заговоре. Несмотря на сильнейшие холода, Александр двинулся из Арахозии, где тоже основал Александрию, в Бактрию, совершив переход через покрытые снегом горные проходы Гиндукуша. В Александре все больше и больше обнаруживались черты восточного деспота. Ранее спасший ему жизнь Клит был убит Александром во время спора, а племянник и ученик Аристотеля Каллисфен и двое знатных юношей были казнены за отказ совершить обряд коленопреклонения перед Александром.

В Вавилоне он усердно покровительствовал торговле прокладкой дорог, устройством гаваней и городов. Особенно занимал его проект колонизовать восточное побережье Персидского залива и, обогнув Аравию, завязать непосредственные торговые сношения по морю между Египтом и областью Евфрата.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя:  Чайников Александр Юрьевич - учитель истории и обществознания

Класс: 10  класс               

Предмет: история России

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема

Двоевластие.

Цель:

Используя информационные источники характеризовать ситуацию в Петрограде, которая способствовала созданию двоевластия.

Задачи:

  1. определение проблемной ситуации, формулирование учебной задачи урока;
  2. побудить к планированию решения исходной проблемы;
  3. используя текст параграфа формировать навыки к самостоятельному поиску ответа на вопрос;
  4. способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся;

Основные понятия, даты, исторические личности

«двоевластие», РСДРП, большевики, меньшевики, эсеры, КДП, «октябристы», политический кризис, апрельские тезисы, корниловский мятеж;

В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, А.Ф.Керенский, П.Н.Милюков, Л.Г.Корнилов;

Апрель 1917 г., июль 1917 г., август 1917 г.. октябрь 1917 г.

Межпредметные связи

География, литература, обществознание.

Метод обучения:

проблемный

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

- технические

Учебник: М.М. Горинов, А.А.Данилов и др. под ред. А.В.Торкунова. История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 3 ч./  М., «Просвещение», 2020 г

Методическое пособие, раздаточный материал (документ), презентация, документальный фильм «Двоевластие» https://www.youtube.com/watch?v=puL8NFnIEeY&t=3s

Проектор, компьютер.

Деятельность учителя

Виды познавательной деятельности школьников

Формируемые метапредметные универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

І. Организационный этап

Проверяет готовность к учебному занятию.

Приветствие.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные способы их решения; уметь осуществлять анализ исторических событий, анализировать исторический источник.

Владение умениями работать с различными логическими действиями (определение понятий, установление причинно - следственных связей).

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером,

формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её  с партнёрами.

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

II. Мотивационный этап

  Мотивирует учащихся на освоение нового через создание проблемной ситуации.

  Просмотр документальный фильм «Двоевластие» https://www.youtube.com/watch?v=puL8NFnIEeY&t=3s

   Предлагает проанализировать таблицу «Численность партии большевиков в Петрограде» сделать выводы.

Месяц, год

Численность человек

Февраль 1917 г.

24 тыс. человек

Май 1917 г.

100 тыс. человек

Октябрь 1917 г.

350 тыс. человек

Помогает сформулировать исходное противоречие (слайд):  

За короткий исторический период большевикам удается превратить свою партию из самой малочисленной в самую популярную партию и захватить власть.  

Выводят и формулируют исходное противоречие.

III. Этап учебно – познавательной деятельности

   1. Помогает сформулировать учебную задачу урока (слайд):

Почему в период двоевластия выросло влияние большевиков?

   2. Побуждает к  выдвижению способов решения учебной задачи и формы организации поисковой работы.

   3. Организует поисковую работу обучающихся в группах.

 Задание первой группе:

   1. Заполните таблицу «кризисы Временного правительства».

Причины

Характер

Последствия

I

II

III

 Задание второй группе:

1. Чем сильны большевики?

    Подготовить краткие сообщения личностных характеристик В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого как политических лидеров большевиков.

 

Задание третьей группе:

1. Почему слабы противники (кадеты, эсеры, меньшевики)?

     Подготовить краткие сообщения личностных характеристик А.Ф.Керенского, П.Н.Милюкова, Л.Г.Корнилова, как политических лидеров Временного правительства, партий кадетов и октябристов.

 

Задание четвертой группе:

  1. Работая совместно с группами 1-3 сформулировать выводы:

 - Как повлияли известные события на рост влияния большевиков?

 - Определить роль политических лидеров в изучаемых событиях.

4. Организует выступления представителей групп в сравнении с учебной задачей.

формулируют учебную задачу урока

составляют план решения учебной задачи, определяют формы организации поисковой работы

Читают и проводят сравнительный анализ текстов, заполняют таблицу.  

Используя дополнительные источники, составляют краткую характеристику исторических личностей.

Используя дополнительные источники, составляют краткую характеристику исторических личностей.

Работают с группами, формулируют выводы.

Озвучивают результаты своей работы.

Слушают и анализируют выступлений своих товарищей, задают вопросы.

ІV. Этап рефлексии, коррекции.

Побуждает к высказыванию мнения группы, своего мнения на учебную задачу.

      Примерные варианты ответов:

1. Большевики давали простые ясные ответы.

2 .Ответы выражали интересы общества.

3.Чёткая организационная иерархия партии с жесткой дисциплиной.

4. Победе способствовали личные качества лидеров большевиков.

5. Большевикам помогали немецкие деньги

6. Люди, пришедшие к власти не готовы к решению основных вопросов революции.

7. Слабость меньшевиков и эсеров – их концепция социализма откладывалась на длительный период.

Дают ответ на учебную задачу.

Слушают и анализируют выступлений своих товарищей, задают вопросы.

Выявляют закономерности прихода большевиков в создавшихся условиях.

V. Подведение итогов урока.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на учебном занятии.

2. Объявляет, с кратким пояснением, отметки за работу на уроке.

Взаимооценка работы в группе.

VI. Домашнее задание.

Даёт комментарии к домашнему заданию:

1. § 4 вопросы к параграфу 1-3, задание 2,5, вопросы к документу.

2. Задание для сдающих историю и желающих: Существует мнение, что событие октября 1917 г. В Петрограде – величайшее событие в мировой истории. Приведите аргументы в поддержку и в опровержение данной точки зрения. Обоснуйте свою позицию.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя:  Чайников Александр Юрьевич - учитель истории и обществознания

Класс: 11  класс               

Предмет: Обществознание

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема

Фирма в экономике.

Цель:

Используя информационные источники формировать навыки системного подхода в изучения темы.

Задачи:

  1. определение актуальности изучаемой темы, формулирование учебных задач урока;
  2. используя текст параграфа формировать навыки самостоятельной работы с источником в соответствии с поставленными задачами;
  3. формирование навыков ведения конспектов в форме сложного плана;
  4. способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся;

Основные понятия:

Фирма, факторы производства, факторные доходы, капитал, издержки производства (экономические, бухгалтерские), постоянные и переменные издержки производства, амортизация, амортизационные отчисления, налоги.

Межпредметные связи

География, история, обществознание.

Метод обучения:

Самостоятельная работа

Формы и методы обучения

Формы: парная.

Методы: словесный, практический.

Ресурсы:

– основные

- технические

У  Учебник: Обществознание 11 кл. Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебникова и др. – М.: «Просвещение», 2020 г.

Проектор, компьютер.

Деятельность учителя

Виды познавательной деятельности школьников

Формируемые метапредметные универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

І. Организационный этап

Проверяет готовность к учебному занятию.

Приветствие.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Самостоятельно выделять и формулировать  тему, цель, урока.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с напарником.

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером,

формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её  с партнёрами.

принимать  и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с напарником.

II. Мотивационный этап (слайд 1,2)

  1. Помогает сформулировать тему урока: 

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

 (слайд 4).

  1. Товарищество; 2) Кооператив; 3) Фирма; 4) Артель; 5) Частное предприятие.

  2. Подводит обучающихся к цели урока:

   В условиях любой экономической системы главным источником экономических благ является производство. Основные вопросы экономики наиболее эффективно решает рыночная экономика и ее основной субъект – фирма.

   Изучить жизнедеятельность основной структурной единицы рыночной экономической системы – фирмы.

Решают задание, формулируют тему урока.

Выводят и формулируют

цель урока.

III. Этап учебно – познавательной деятельности (слайд 3)

   1. Определяет учебные задачи урока (слайд):

а) используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Фирма в экономике». (План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах);

б) каждому пункту плана дайте краткую характеристику;

в) используя обществоведческие знания, жизненный опыт, знания из смежных дисциплин приведите не менее трех примеров по изучаемой теме.

   2. Организует самостоятельную работу обучающихся в парах.

 Задание классу:

   1. Задание выполнить в форме таблицы «Фирма в экономике».

План

Характеристика

Пример

I

II

III

Слушают, читают, задают вопросы.

Читают и проводят анализ текста, заполняют таблицу.  

Работают в парах, обсуждают свои варианты решения задачи.

ІV. Этап рефлексии, коррекции (слайд 4,5)

1. Побуждает к высказыванию своего варианта выполненной работы в соответствии с учебной задачей.

      или

2. Предлагает ответить на вопросы:

1. Зачем предприниматель создаёт фирму?

2. Чем должен располагать будущий предприниматель, чтобы открытая им фирма не разорилась?

3.Как определить эффективность работы фирмы?

Возможные варианты ответов:

1. В ходе производственной деятельности он стремиться получить прибыль.

2. Он должен располагать факторами производства, направлять свои предпринимательские способности на организацию и управление, приносящие максималью прибыль (капитал, земля, труд, предпринимательские способности).

3. Эффективность можно определить сравнивая прибыль с издержками.

Примерный вывод по теме: Для создания успешного производства необходимо рационально соединять и привлекать все факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности).

Озвучивают свой вариант плана, дают характеристику, приводят пример.

Слушают и анализируют выступлений своих товарищей, задают вопросы.

Высказывают свой вариант вывода по теме.

V. Подведение итогов урока.

1. Объявляет, с кратким пояснением, отметки за работу на уроке.

Задают вопросы, высказывают мнение.

VI. Домашнее задание.

Даёт комментарии к домашнему заданию:

1. § 5 закончить работу, подготовиться к проведению проверочной работы по теме.

2. Индивидуальные задания для сдающих предмет обществознание и желающих: задание 3,5,6



Предварительный просмотр:

                                                                   Годовая контрольная работа                                                         5 кл.

I вариант.

1.  Когда появились первые люди?

а) 5 млн. лет назад;  б) 2,5 млн. лет назад;   в) 1 млн. лет назад.

2..Каким коллективом жили первобытные люди?

а)  Человеческое стадо;  б) Человеческая стая;  в) Человеческое общество.

3. Допиши предложения:

а) Материал, на котором писали египтяне, называется _____   б) Знаки, которыми писали египтяне, называются  ________.

4. Установи соответствие:

а) Сбор в пользу государства                                                           1) Фараон

б) Царь Египта                                                                                   2) Рабы

в) Самостоятельный город-государство в Древней Греции         3) Налоги

г) Наиболее знатные и богатые люди в Египте                              4) Полис

д) Бесправные, несвободные люди                                                  5) Вельможи.

5. В древности республиканская форма правления существовала в:

      а) Китае;  б) Риме;  в) Индии;  г) Вавилоне.

6. Кто это? Установи соответствие:

а) Тутмос III                                     1) Древнегреческий поэт.

б) Хаммурапи                                   2) Мудрец  в Китае.                      

в) Гомер                                            3) Фараон Древнего Египта.

г) Конфуций                                     4) Древнегреческий историк, «отец истории».

д) Геродот                                         5) Царь Вавилона.

7. Согласен ли ты с утверждением? (Напиши «да» или «нет».)

а) Италия была расположена на Апеннинском полуострове - _______ б) В Олимпийских играх могли принимать участие рабы  - ________________. в) Основателем города Рима считается Рем   - ________.

8. Найди ошибки в тексте.

  Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 миллионов лет назад… Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая.  «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не смогла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр…

  Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

  Каких 5 исторических ошибок содержит сон ученика? Ответ поясни.

9. Кошки почитались египтянами как священные животные. Если бы не они, то всему населению Египта угрожал бы голод. Подумайте почему.

10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени.

«Рабыня раньше, а теперь свободная!» — произносит афинянин со свитком папируса в руках. Как его имя? О какой «рабыне» идет речь? Почему одни люди сбрасывают в пропасть камни, а другие с хмурым видом стоят поодаль? Какое событие из истории Древних Афин изображено на рисунке?

11*. Древний римский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города», родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г. н.э. Сколько лет было Титу Ливию, когда он умер? (Для вычислений используй линию времени).

                                                                    Годовая контрольная работа                                                        5 кл.

II вариант.

1. Выбери первые занятия древнейшего человека:  

      а) Собирательство;  б) Птицеводство;  в) Охота;  г) Земледелие.

2. Какими коллективами жили «люди разумные»?

      а) Человеческое стадо;   б) Родовая община;  в) Человеческая община.

3. Допиши предложения: а)  Сооружение, построенное в 2600 г. до н.э. и возвеличивающее фараона, называлась __________. б) Вавилонский царь Хаммурапи прославился тем, что он первым написал _______.

4. Установи соответствие:

а) Форма правления, при которой власть выборная.                                               1) Религия.

б) Несвободные и бесправные люди.                                                                         2) Республика.

в) Форма правления, при которой власть передается по наследству                     3) Монархия

г) Власть народа.                                                                                                          4) Рабы.

д) Вера в сверхъестественные существа и поклонение им.                                     5) Демократия.

5. Учебные заведения – гимнасии впервые появились в:

а) древних Афинах;  б) древней Спарте;  в) древнем Риме;  г) древнем Вавилоне.

6. Кто это? Установи соответствие:

а) Марс                                   1) Реформатор Древней Греции, отменил долговое рабство в 594 г. до н.э.

б) Солон                                 2) Бог грома и молнии в Древней Греции.                    

в) Перикл                               3) Бог войны в Древнем Риме.                          

г) Зевс                                     4) Римский император.

д) Цезарь                                5) Стратег в Афинах, избиравшийся 15 лет подряд.      

7. Согласен ли ты с утверждением?  (Напиши «да» или «нет»).

а) Италия была расположена на Балканском полуострове -  ________   б) Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» посвящены событиям Троянской войны -   ____________   в) Афины и Спарта – главные полисы в Древнем Риме  - _______________.

8. Найди ошибки в тексте.

  Один ученик был большим выдумщиком. Он написал такое сочинение о первых земледельцах и скотоводах: «Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперед челюстями они напоминали обезьян. Три женщины устроили состязание, чей сноп будет большим. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

  - Нечестно! – заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой. – У тебя серп железный, а у них-то медные.

   Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было – в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного – они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной».

  В этом сочинении не менее 5 исторических ошибок. Найдите и опишите их.

9. Почему в древности Египет называли даром Нила? Была бы возможна в Египте жизнь, если бы Нил не разливался? Ответ объясните.

10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего

времени.

Перед вами Африка более двух миллио-

нов лет назад: стадо каких-то неведомых

существ. Одни разыскивают пищу, другие

тревожно вглядываются вдаль. Кто они?

Обезьяны — далекие предки человека?

Или древнейшие люди? В самом рисунке

содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот

ответ и объясните свою мысль.

11*. Знаменитое восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. Сосчитайте, сколько лет назад это было? (Для вычислений используй линию времени).



Предварительный просмотр:

                                                                         Проверочная работа                                                        5 кл.

«Древний Восток»

I вариант

1. Впишите недостающие слова:

В Двуречье протекают две реки: …………….. и ……………….. . Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется ………………. . Знаменитым вавилонским царём был …………………… .

2. На чем и какими обозначениями писали писцы Древнего Египта?

а) на глиняных табличках клинописью; б) на бамбуковых свитках иероглифами; в) на пергаменте буквами; г) папирусе иероглифами.

3. Установи соответствие.

а) Фараон;                                      1) Большое и сильное государство.

б) Вельможи;                                 2) Люди дававшие имущество «в рост».

в) Держава;                                    3) Особая плата в пользу государства.

г) Налоги;                                       4) Правитель Древнего Египта.

д) Ростовщики;                              5) Знатные люди Древнего Египта.

4. Что называют первым чудом света? С какой целью они возводились?

5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна Египет. 

                                                                       

 

                                                      Проверочная работа                                            5 кл.

«Древний Восток»

II вариант

1. Впишите недостающие слова:

Столицу Ассирии, город ……………………, называли «логовищем львов», «городом крови». Ассирийские воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла, его название ……………… . Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле ……………….. . для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли ……………… .

2. Какое занятие было главным у древних египтян? Почему?

3. Установите соответствие:

а) Писцы;                                 1) Высшая форма организации человеческого общества.

б) Государство;                       2) Каменные доски, где были записаны заповеди.

в) Заповеди;                            3) Сборщики налогов;

г) Скрижали;                           4) Сказания о богах и легендарных героях.

д) Миф;                                    5) Правила, по которым должны жить люди

4. Из какого материала строились пирамиды и почему?

а) из сырцового кирпича, чтобы быстрее построить; б) из дерева, чтобы легче было строить; в) из камня, чтобы сохранить мумию;

5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна Междуречье.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа  «Россия в годы ВОВ»         10 кл.

I вариант

1. Напишите пропущенное понятие (термин).

  Государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне, в том числе СССР, боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, называется ______.

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) начало Второй мировой войны

Б) Ялтинская конференция

В) операция «Цитадель»

Г) оборона Брестской крепости

 

                                          1) 1940 г.

                                          2) 1941 г.

                                          3) 1943 г.

                                          4) 1939 г.

                                          5) 1944 г.

                                          6) 1945 г.

3. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

      А) ______________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

Б) Первый таран в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик ____________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ________________.

 Пропущенные элементы: 1) Ялтинская (Крымская); 2) Н. Ф. Гастелло; 3) станция Прохоровка; 4) Тегеранская; 5) В. В. Талалихин; 6) разъезд Дубосеково

     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

4. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите битву о которой идет речь.

    «Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И. В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...

При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...

Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное — их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...

Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»

5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 Событие

Дата

Участник(-и)

Наступательная операция «Оверлорд»

_________ (А)

Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери

Сталинградская битва

_________ (Б)

___________ (В)

______________ (Г)

23 Августа 1939 г.

В.М.Молотов

Битва за Москву

__________ (Д)

____________ (Е)

 Пропущенные элементы: 1) М. А. Егоров, М. В. Кантария; 2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.; 3) Я. Ф. Павлов; 4) битва на Курской дуге; 5) Подписание Пакта о ненападении с СССР; 6) июнь–август 1944 г.; 7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.; 8) И. В. Панфилов; 9) май 1942 г.

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Проверочная работа  «Россия в годы ВОВ»         10 кл.

II вариант

1. Напишите пропущенное слово (словосочетание).

  «____________» — единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, которая связывала в 1941–1943 гг. блокадный Ленинград с остальной страной.

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 СОБЫТИЯ

 

            ГОДЫ

A) военный конфликт с Японией на оз. Хасан

Б) операция «Уран»

B) разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом и Новгородом

Г) контрнаступление советских войск под Москвой

 

     1) 1943 г.

     2) 1940 г.

     3) 1944 г.

     4) 1941 г.

     5) 1938 г.

     6) 1942 г.

3. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

     А) ____________ — первая женщина, Герой Советского Союза, партизанка, награжденная посмертно, замученная и казненная фашистами в ноябре 1941 г. в деревне Петрищево.

Б) Летом 1942 г. немецкая армия Паулюса нанесла удар по городу ____________.

В) Белорусская операция была проведена в ____________.

 Пропущенные элементы: 1) 1941 г.; 2) 1944 г.; 3) Вера Волошина; 4) Зоя Космодемьянская; 5) Киев; 6) Сталинград

   Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

4. Прочтите отрывок изречи государственного деятеля и укажите фамилию автора.

    «Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление.

Сегодня, 22 июня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий.

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством... Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.

Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне как Народному Комиссару Иностранных Дел заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.....Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.».

5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 Событие

Дата

Участник(-и)

Сталинградская битва

__________(А)

В. И. Чуйков

Тегеранская конференция

__________(Б)

__________(В)

__________(Г)

январь−февраль 1945 г.

Г. К. Жуков

Битва за Москву

__________ (Д)

____________ (Е)

 Пропущенные элементы:  1) ноябрь−декабрь 1943 г.; 2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.; 3) июль 1942 г.−2 февраля 1943 г.; 4) апрель−май 1945 г.; 5) И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль; 6) июнь−август 1944 г.; 7) 9 августа−2 сентября 1945 г.; 8) И. В. Панфилов; 9) Ясско-Кишинёвская операция

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 



Предварительный просмотр:

Проверочная работа № 3  «Экономическая жизнь общества»    11 кл.

I вариант

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ

Фискальная

Регулирование государственного бюджета

...

Контроль за денежной массой

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

 Техника, технология, орудия труда, средства производства, факторы производства.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют виды финансовых институтов.  1) инвестиционный фонд; 2) коммерческий банк; 3) артель; 4) страховая компания; 5) фондовая биржа; 6) некоммерческая организация

4. Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны.   1) увеличение расходов государства на социальные программы; 2) закрытие убыточных предприятий; 3) изъятие «лишних» денег центральным банком; 4) отказ от повышения зарплат и пенсий; 5) переход на натуральный обмен вместо денежного

5. Как известно, при подсчете ВВП по методу расходов учитываются расходы потребителей, расходы фирм (инвестиции) и расходы государства, а также чистый экспорт (разность между экспортом и импортом). Установите соответствие между видами расходов и приведенными ниже ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 СИТУАЦИЯ

 

ВИДЫ РАСХОДОВ

А) Семья получает пособие на рождение ребенка

Б) Жильцы платят коммунальные платежи

В) Муниципалитет строит новый стадион

Г) Семья покупает бытовую технику

Д) Завод покупает новые станки

 

1) расходы потребителей

2) инвестиции

3) расходы государства

6. Что из перечисленного относится к полномочиям Центрального банка РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.  1) разработка финансового законодательства; 2) определение размера минимальной потребительской корзины; 3) осуществление денежной эмиссии; 4) установление официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю; 5) предоставление потребительских кредитов; 6) лицензирование коммерческих банков

7. Прочитайте текст и выполните задания 1—4.

 Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие могут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

 Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами будут «непрерывный», т. е. рост цен, происходящий постоянно, и «общий», т. е. повышение цен охватывает все рынки. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.

 Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции...

 С точки зрения проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Вторая — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем за ценами и доходами...

 С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции:

— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;

— галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер;

— гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания.

В Д. Камаев

1. Укажите два определения инфляции, которые приводит автор?

2. Приведите два критерия, лежащие в основе выделения различных видов инфляции и перечислите виды инфляции им соответствующие. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите еще один любой критерий выделения типов инфляции и приведите два вида инфляции, выделяемых на основании данного критерия.

3. В тексте отмечается, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два фактора, которые могут привести к росту цен. Проиллюстрируйте один из них примером.

4. Автор подчеркивает, что в условиях гиперинфляции вести успешный бизнес невозможно. Используя знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в обоснование этого вывода.

Проверочная работа № 3 «Экономическая жизнь общества»      11 кл.

II вариант

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 Банковская система России

верхний уровень

... банк

нижний уровень

Коммерческие банки

Небанковские кредитные организации

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

 Экономическая деятельность, производство, обмен, потребление, распределение.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «центральный банк».

 1) эмиссия денег; 2) лицензирование финансовых организаций; 3) установление учётной ставки; 4) принятие законов; 5) открытие депозитов; 6) обеспечение расчётов правительства.

4. Найдите в приведённом ниже списке механизмы осуществления государством монетарной (денежной) политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.   1) поддержка и защита конкуренции; 2) изменение учётной ставки рефинансирования; 3) обеспечение защиты прав собственности; 4) регулирование доходов населения; 5) установление нормы банковского резерва; 6) операции на рынке ценных бумаг

5. Установите соответствие между мерами государственного регулирования экономики и его методами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 МЕРЫ

 

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А) государство оказывает влияние на экономику своей денежной политикой.

Б) государство помогает товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины

В) государство устанавливает правила экономического поведения для фирм-производителей

Г) государство способствует развитию производства, увеличивая или уменьшая размер налогов

Д) государство устанавливает условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации фирм

 

 

1) финансово-экономические методы

2) правовые методы

6. Учащиеся социально-экономического профиля проводят семинар «Акционерные общества в современной экономике». Одно из выступлений касается статуса обыкновенной акции. Что из перечисленного ниже должно быть отмечено в этом выступлении? Запишите цифры в порядке возрастания, под которыми указаны верные положения.  1) дает право на участие в управлении фирмой; 2) дает право на получение фиксированного дивиденда; 3) дает первоочередное право на получение имущества фирмы в случае ее банкротства; 4) дает право на безусловный возврат ее номинальной стоимости по истечении срока погашения; 5) дает право на получение нефиксированных дивидендов в случае соответствующих решений; 6) является долевой ценной бумагой

7. Прочитайте текст и выполните задания 1—4.

 Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.

 Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики — то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя — общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается.

 Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.

 Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки — не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной массы. <...>

Инфляция разрушает экономику страны. <...> Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство.                  

1. Почему, по мнению авторов, нестабильность денег вредна для экономики? Какая причина нестабильности денег названа в тексте?

2. Какие три функции денег отмечены авторами? Дайте характеристику данным функциям, для этого приведите соответствующие фрагменты текста. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «инфляция».

3. Авторы полагают, что инфляция разрушает экономику страны. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три пояснения этого тезиса.

4. В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство». Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.

Проверочная работа № 3 «Экономическая жизнь общества»      11 кл.

№ п/п

I вариант

балл

II вариант

1

монетарная

1

центральный

2

факторы производства

1

экономическая деятельность

3

36

1

45

4

34

2

256

5

31312

2

11212

6

346

2

156

7

1. Пояснение.

В ответе могут быть приведены следующие определения:

1) дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен;

2) непрерывный общий рост цен.

1. Пояснение.

1) ответ на первый вопрос, например:

— «для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени, будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег, обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается»;

 2) ответ на второй вопрос, например:

— причиной нестабильности денег является быстрый рост денежной массы.

2. Пояснение.

1) В ответе должны быть указаны следующие критерии и соответствующие им типы инфляции:

— темпы роста цен (умеренная, галопирующая, гиперинфляция);

— проявления инфляции (открытая и подавленная).

2) Указан еще один критерий, которого нет в тексте, и приведены типы инфляции, например:

— причины инфляции (инфляция спроса, инфляция предложения (издержек))

2. Пояснение.

1) Указаны три функции денег и приведены три фрагменты, дающие им характеристику:

— средство обмена — «Деньги, и это самое главное, являются средством обмена»;

— средство накопления — «Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления»;

— единица измерения — «Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек».

2) Дано объяснение понятию, например: инфляция — падение покупательной способности денег, выраженное в долговременном росте общего уровня цен на товары и услуги в отдельно взятой стране.

3. Пояснение. 1) названы два фактора, ведущие к росту цен, например:

— излишняя эмиссия денег ЦБ страны;

— Понижение учетной ставки ЦБ.

2) Приведен один конкретизирующий пример, допустим: ЦБ государства Х понизил учетную ставку, что привело к удешевлению кредитов и росту объема денежной массы в стране, это сказалось на увеличении нормы инфляции.

3. Пояснение.

1) высокий уровень инфляции приводит к остановке производства;

2) инфляция приводит к дезорганизации системы денежного обращения и её замене системой натуральных расчётов;

3) инфляция обесценивает трудовые услуги, существенно сокращает потребление. Могут быть приведены другие пояснения.

4. Пояснение.  пример:

1) обесценение денег в условиях гиперинфляции ведет к бартерному обмену и нарушению связей между предприятиями в рамках производственного цикла;

2) в силу неустойчивости и непредсказуемости экономических процессов при гиперинфляции становится невозможным планировать производство на длительный срок;

3) обесценивание денег ведет к резким диспропорциям между оплатой труда и ценами на произведенную продукцию.

Могут быть приведены другие аргументы.

4. Пояснение. 1) антиинфляционная политика всегда негативно отражается на уровне жизни и социальном самочувствии большинства населения, поэтому недоверие населения к правительству может помешать осуществлению необходимых для снижения инфляции и оживления производства мер;

2) значительную роль в развитии инфляции играют инфляционные ожидания участников рынка, поэтому недоверие к правительству может усилить эти ожидания и дополнительно стимулировать увеличение инфляции;

3) недоверие граждан к правительству в условиях кризиса может привести к акциям социального протеста. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы