Конспект образовательной деятельности .Тема "Царство осени".

Шабалина Светлана Витальевна

В процессе образовательной деятельности дети закрепляют знания об осени; Рассказывают стихотворение и сказку по мнемотаблице; образовывают антонимы и существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; образовывают сложные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie._tsarstvo_oseni.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого занятия по развитию речи (подготовительная логопедическая группа)

 Тема: « Царство Осени».

Цели:1.Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.

2. Учить детей составлять сказку «Как овощи воевали», проявляя творческое воображение и фантазию.

3Расширять знания детей по теме «Овощи- Фрукты».

4.Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал к занятию :пиктограмма, Королева Осень, конверт.

План занятия: 1. Организационный момент.

- Сегодня в детский сад почтальон принёс письмо для вас, ребята. Давайте узнаем,что написано в письме.

Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Листики,листочки,

Падают на кочки.

А под кочкой спят ежи.

Листик,листик, не шурши.

- Скажите,о каком времени года говорится в стихотворении?(осень). Придумайте слова –действия к слову «осень». Осень что делает? (наступает,приходит,наводит грусть,радует,веселит, печалит, угощает).

Ой,вдруг подул осенний лёгкий  ветерок (дети произносят у-у-у-тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: у-у-у(громко).Осенние листочки на веточках висят, листочки с нами говорят: А-О-У-И (дети пропевают гласные звуки).

Дети скажите, что происходит с листочками, когда дует ветер?(листья падают-листопад)

- Если  листья падают,значит они какие?(падающие). Если листья засыхают, значит они какие?(засыхающие). Если листья  увядают- увядающие. Если листья осыпаются- значит они какие? (осыпающиеся). Если листья летят- летающие. Если листья шуршат- шуршащие. Если листья шелестят-шелестящие. Если листья вянут – вянущие. Если листья сохнут- сохнущие.

2. Мимические упражнения. – Дети,скажите: Какая бывает Осень? ( ранняя.золотая, поздняя). Изобразите  Раннюю осень. У ранней осени лёгкая поступь,весёлое,радостное лицо. Она какая? (радостная,щедрая, добрая, красивая,весёлая) Изобразите позднюю осень. Поздняя осень (какая? –грустная, печальная, унылая, скучная,тоскливая, хмурая).А ещё про неё говорят , что  она « зимой гонимая». Как  вы понимаете это выражение?  После поздней осени приходит зима. Изобразите плачущую осень. Как вы думаете ,почему она плачет?( Идут   дожди ,а иногда бывает и падает снег).

Сегодня на занятии мы совершим путешествие в Царство Осени. Королева Осень приготовила для нас осенние игры. Вы хотите в них поиграть?

3.Игра с мячом- сравним раннюю и позднюю осень и поиграем в игру:»Скажи наоборот» (дети стоят в круге). Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит: небо голубое- серое, время тёплое,жаркое- холодное, день весёлый- грустный,  облако белое- туча чёрная, Погода хорошая-плохая, солнечный день-  пасмурный , длинный день- короткий, сухой- мокрый, ранняя осень- поздняя осень.

-Щедра осень на урожай. Что же собирают осенью в поле?Урожай пшеницы, Что собирают в саду?Урожай фруктов. Что собирают в огороде? Урожай овощей. Продолжим наше путешествие в осенний огород. 4.  речедвигательный тренинг. Дети  водят хоровод-идут по кругу.

В  огород  пойдём, урожай соберём,

Мы морковки натаскаем( тянут ботву)

И картошки накопаем(копают)

Срежем мы кочан капусты(срезают)

Круглый,сочный,очень вкусный (руками сделать круг)

Всё мы это соберём

И в корзинке  унесём. (в центре лежат игрушечные овощи).

- Хорошо мы потрудились,много овощей собрали. Давайте отдохнём ,присядем на ковёр и поиграем с овощами. 5. Образование  существительных с уменьшительно- ласкательными и увеличительными суффиксами. Игра « Маленький -большой – большущий». Дети берут по одному овощу из корзинки и называют: морковочка- морковь –морковища (пиктограммы).

- Отдохнули. Готовы продолжить наше путешествие? Отправляемся в осенний сад.  На макете «дерево»(сделан из картона) висят картинки фруктов.Дети снимают картинки и называют :какие соки из них можно приготовить. 6. Образование сложных прилагательных. Игра :»назови сок».  Яблочный и грушевый- яблочногрушевый,яблочный и апельсиновый- яблочноапельсиновый, яблочный и вишнёвый- яблочновишнёвый.

7. –Продолжим наш путь.  Пойдём в осенний лес .  Какой урожай мы соберём в лесу? Урожай грибов и ягод. Посмотрите ,что растёт на нашей полянке? (в обруге лежат картинки грибов, на которых написаны буквы). Дети называют буквы и вспоминают названия грибов.

 Присядем на полянке и послушаем сказку. Дети рассказывают сказку: «Важный спор».

Овощи  и фрукты начали спорить, кто из них полезнее для  детей. Морковка сказала : « Я полезней всех, потому что  благодаря мне дети быстрее растут». А помидор говорит : «Я всех полезней, потому что, мы со свеклой готовим вкусный борщ, который так любят дети».

«А я не даю заболеть»- сказал Лук. « Нет, мы всех важней»- ответили  фрукты  овощам.  «Нас так любят дети,потому что мы вкуснее и полезнее». А лимон добавил : « А ещё я лечу детей от простуды». Тогда Морковка сказала : « Друзья не будем спорить,мы все одинаково вкусные и полезные.»

8. Поиграем с осенними листиками. Дети   сидят в кругу.  Листики в корзинку собирай и пословицу про осень прочитай.

9. Итог занятия.  Игра «За что мы любим осень? За солнечные дни, за яркие листья, за спелые яблоки, за вкусные ягоды и грибы,  за аппетитные овощи и т.д. На прощание с осенью скажите добрые слова Королеве Осени.. Какая она?(родная, любимая, богатая, щедрая, плодородная, добрая, прощальная, багряная, дивная, красивая, прекрасная, пышная, необыкновенная, неповторимая.