«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИЯМ ЧУВАШСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Шошорина Нина Геннадьевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Пчелка» Козловского района муниципального округа Чувашской республики

 

 

 

 

 

 

 

«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИЯМ ЧУВАШСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель Шошорина Н.Г.

 

                                       Козловка, 2023г

 

 

 

 

 

Для современного общества характерен рост национального самосознания, стремление понять и познать историю, культуру своего народа, почувствовать свои «корни». В связи с этим поднимается вопрос научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания в контексте вечных общечеловеческих ценностей.

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека впервые годы его жизни. Именно этот период обусловливает становление основ характера и освоение норм поведения, которые в свою очередь, во многом зависят от социального окружения.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, в первую очередь, в интенсивном развитии мышления и других высших функций, значительной трансформации мотивационной сферы, усилении ориентации на социальные аспекты мира взрослых позволяют утверждать, что: период пяти-шести лет является оптимальным для нравственного воспитания средствами народных традиций.

В нашем детском саду сложилась стройная система ознакомления дошкольников с культурой чувашского народа, основу которой составляют игра, творческая деятельность, общение в повседневной жизни, а также использовании разнообразных культурных практик, способствующих освоению каждым ребенком знаний об особенностях национальной культуры чувашей. В воспитательно-образовательном процессе есть место как традиционным формам работы (организованная образовательная деятельность, беседы, народные подвижные игры, дидактические игры, экскурсии), так и современным (коллекционирование, мастерские, образовательные ситуации, детско-родительские проекты и т.п.).   

Педагоги ставят перед собой задачи, которые помогают вводить детей культуру родного края, формировать представления о богатстве и многообразии материальной и духовной культуры родного народа, приобщить воспитанников к эстетическим и нравственно-этическим ценностям.

Система работы строится по трем основным векторам:

Первый вектор, работа с воспитанниками - представлен следующими формами работы: работа с народным календарем, предпраздничные посиделки, праздники, познавательные беседы, организованная образовательная деятельность комплексного характера, чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества, игровую деятельность детей. Большое значение для обеспечения эффективности данной работы имеет оформление предметно-пространственной развивающей среды. В нашем учреждении такая среда состоит из центров народной культуры, которые оформлены в каждой группе, мини-музея чувашской культуры, локальных выставок и …

Центры  народной культуры групп объединяют в себе материалы, которые помогают дошколятам освоить представления о родном крае в объеме, определенном основной общеобразовательной программой дошкольного образования учреждения. Это Детская и справочная литература, тематические папки с иллюстрациями, фотографиями, альбомы, медиапрезентации, некоторые предметы национальной культуры чувашского и других народов, игрушки, дидактические игры и т.п. Работа в центре народной культуры включает такие современные формы, как коллекционирование (ребята вместе с родителями собирают магниты с видами города Чебоксары, других городов Поволжья, России, где они побывали), творческие мастерские, где дети осваивают секреты чувашской вышивки. В центрах выставляются творческие продукты, которые стали результатами совместных взросло-детских проектов, связанных с природой, культурой, традициями города Чебоксары и Чувашской Республики.

Функция мини-музея состоит в более глубоком погружении ребят в традиционную культуру чувашского народа. Поэтому в основу экспозиции положены реальные предметы быта, обихода чувашей. Эти предметы собирались на протяжении нескольких лет, каждый имеет свою историю, что позволяет пробудить в детях интерес, личностную заинтересованность в дальнейшем освоении истории и культуры родного края. Ребята проявляют интерес ко всему, что есть в музее, задают много вопросов. Планомерные посещения музея начинаются со средней группы. Они включают знакомство с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты можно используются для организованной образовательной деятельности, развлечений.

Традиционные праздники и развлечения составляют значительную часть содержания работы с детьми по приобщению к народной  культуре. Реалистичность действа для детей обеспечивается использованием костюмов. Для девочек и для мальчиков пошиты платья, рубашки, фартуки и пояса с элементами традиционной вышивки, головные уборы - хушпу. Все чувашские календарные праздники я проводятся в группе для того, чтобы приобщить подрастающее поколение к национальной культуре, чтобы на обычаях и традициях родного края, ребенок осознал, что такое уважение, прилежание.

Рабочая программа группы, как и ООП ДО учреждения, в содержание области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в части формируемой участниками образовательных отношений включает обучение чувашскому языку. Кроме того, предполагается знакомство детей с чувашской фольклорной и авторской литературой, использование краеведческого материала и произведений национальной культуры: картин, репродукций чувашских художников, песен, музыки, фольклора, слайдов и др.

Еще один существенный элемент работе с детьми по приобщению к истокам народной культуры – игра. Хорошим подспорьем в ознакомлении с народной игровой культурой является педагогическая технология «Игры Батыра» («Паттăр Вăййисем»). С ее помощью педагоги знакомят детей с историей возникновения игр, их назначением, ситуациями применения. По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например, игры «Стрельба из лука» (Ухăран пемелле»), «В лошадку («Лашалла»), «На пахоте» («Акара»), «В курицу» («Чăхăлла»), «Слепой баран» («Суккăр такалла»), «Резвые белки» («Çивĕч пакшасем»), «Рыбаки» («Пулăçсем»), «Защити флаг» («Ялава сыхла»), «Иголка с ниткой» («Йĕппипе çиппи»), «Штандар-стоп!» («Штантăрла») и многие другие. Считалки, скороговорки, жеребьевки, зачины к народным подвижным играм разучиваются с детьми на чувашском языке. Это делает игру еще более интересной и увлекательной. Игры сохранили свою художественную самобытность и составляют бесценный, неповторимый игровой фольклор. Мы включаем их в разные виды деятельности детей. Они оказывают значительное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

Второй вектор направлен на укрепление связей с родителями воспитанников. Совместное участие в творческих мероприятиях, организуемых в детском саду, помогает объединить семью общим эмоциональным опытом, наполнить ее досуг новым содержанием и повысить уровень грамотности всех членов семьи по данной теме.

Основные формы, применяемые в детском саду это совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии в музеи, походы к достопримечательностям района и города. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги помогают создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Сурхури» («Коляда»), «Ҫӑварни» («Масленица»), «Акатуй», «Спортивный праздник чувашских игр с родителями», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др. На этих мероприятиях родители выступают в роли непосредственных участников, а не гостей дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды. Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час» и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Родословное дерево», «Хорошая хозяйка чувашских блюд», направленные на закрепление представлений детей об элементах чувашской национальной культуры.

Не менее эффективной является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, направленной на формирование семейных традиций, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.

Третий вектор - взаимодействие с профессиональным педагогическим сообществом. Оно состоит в установлении продуктивных контактов между специалистами детского сада. Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования, учителя-логопеда обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Работа по каждому из названных векторов не обособлена. Только планомерное развертывание всех трех направлений может обеспечить эффективность процесса освоения детьми национальной культуры, становлении национальной идентичности, как основы личности ребенка.

Литература

  1. Махалова И.В., Николаева Е.И. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа»: Учебно—методическое пособие; Допущено Министерством образования Чувашской Республики. - Чебоксары. - 2003г.
  2. Махалова И.В., Николаева Е.И. «Солнышко сияет - играть нас приглашает!»: Учебно - методическое пособие; Допущено Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. - Чебоксары. - Новое время. - 2006 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Пчелка» Козловского района муниципального округа Чувашской республики

 

«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИЯМ ЧУВАШСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Выполнила: воспитатель Шошорина Н.Г.

                                       Козловка, 2023г

Для современного общества характерен рост национального самосознания, стремление понять и познать историю, культуру своего народа, почувствовать свои «корни». В связи с этим поднимается вопрос научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания в контексте вечных общечеловеческих ценностей.

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека впервые годы его жизни. Именно этот период обусловливает становление основ характера и освоение норм поведения, которые в свою очередь, во многом зависят от социального окружения.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, в первую очередь, в интенсивном развитии мышления и других высших функций, значительной трансформации мотивационной сферы, усилении ориентации на социальные аспекты мира взрослых позволяют утверждать, что: период пяти-шести лет является оптимальным для нравственного воспитания средствами народных традиций.

В нашем детском саду сложилась стройная система ознакомления дошкольников с культурой чувашского народа, основу которой составляют игра, творческая деятельность, общение в повседневной жизни, а также использовании разнообразных культурных практик, способствующих освоению каждым ребенком знаний об особенностях национальной культуры чувашей. В воспитательно-образовательном процессе есть место как традиционным формам работы (организованная образовательная деятельность, беседы, народные подвижные игры, дидактические игры, экскурсии), так и современным (коллекционирование, мастерские, образовательные ситуации, детско-родительские проекты и т.п.).    

Педагоги ставят перед собой задачи, которые помогают вводить детей культуру родного края, формировать представления о богатстве и многообразии материальной и духовной культуры родного народа, приобщить воспитанников к эстетическим и нравственно-этическим ценностям.

Система работы строится по трем основным векторам:

Первый вектор, работа с воспитанниками - представлен следующими формами работы: работа с народным календарем, предпраздничные посиделки, праздники, познавательные беседы, организованная образовательная деятельность комплексного характера, чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества, игровую деятельность детей. Большое значение для обеспечения эффективности данной работы имеет оформление предметно-пространственной развивающей среды. В нашем учреждении такая среда состоит из центров народной культуры, которые оформлены в каждой группе, мини-музея чувашской культуры, локальных выставок и …

Центры  народной культуры групп объединяют в себе материалы, которые помогают дошколятам освоить представления о родном крае в объеме, определенном основной общеобразовательной программой дошкольного образования учреждения. Это Детская и справочная литература, тематические папки с иллюстрациями, фотографиями, альбомы, медиапрезентации, некоторые предметы национальной культуры чувашского и других народов, игрушки, дидактические игры и т.п. Работа в центре народной культуры включает такие современные формы, как коллекционирование (ребята вместе с родителями собирают магниты с видами города Чебоксары, других городов Поволжья, России, где они побывали), творческие мастерские, где дети осваивают секреты чувашской вышивки. В центрах выставляются творческие продукты, которые стали результатами совместных взросло-детских проектов, связанных с природой, культурой, традициями города Чебоксары и Чувашской Республики.

Функция мини-музея состоит в более глубоком погружении ребят в традиционную культуру чувашского народа. Поэтому в основу экспозиции положены реальные предметы быта, обихода чувашей. Эти предметы собирались на протяжении нескольких лет, каждый имеет свою историю, что позволяет пробудить в детях интерес, личностную заинтересованность в дальнейшем освоении истории и культуры родного края. Ребята проявляют интерес ко всему, что есть в музее, задают много вопросов. Планомерные посещения музея начинаются со средней группы. Они включают знакомство с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты можно используются для организованной образовательной деятельности, развлечений.

Традиционные праздники и развлечения составляют значительную часть содержания работы с детьми по приобщению к народной  культуре. Реалистичность действа для детей обеспечивается использованием костюмов. Для девочек и для мальчиков пошиты платья, рубашки, фартуки и пояса с элементами традиционной вышивки, головные уборы - хушпу. Все чувашские календарные праздники я проводятся в группе для того, чтобы приобщить подрастающее поколение к национальной культуре, чтобы на обычаях и традициях родного края, ребенок осознал, что такое уважение, прилежание.

Рабочая программа группы, как и ООП ДО учреждения, в содержание области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в части формируемой участниками образовательных отношений включает обучение чувашскому языку. Кроме того, предполагается знакомство детей с чувашской фольклорной и авторской литературой, использование краеведческого материала и произведений национальной культуры: картин, репродукций чувашских художников, песен, музыки, фольклора, слайдов и др.

Еще один существенный элемент работе с детьми по приобщению к истокам народной культуры – игра. Хорошим подспорьем в ознакомлении с народной игровой культурой является педагогическая технология «Игры Батыра» («Паттăр Вăййисем»). С ее помощью педагоги знакомят детей с историей возникновения игр, их назначением, ситуациями применения. По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например, игры «Стрельба из лука» (Ухăран пемелле»), «В лошадку («Лашалла»), «На пахоте» («Акара»), «В курицу» («Чăхăлла»), «Слепой баран» («Суккăр такалла»), «Резвые белки» («Çивĕч пакшасем»), «Рыбаки» («Пулăçсем»), «Защити флаг» («Ялава сыхла»), «Иголка с ниткой» («Йĕппипе çиппи»), «Штандар-стоп!» («Штантăрла») и многие другие. Считалки, скороговорки, жеребьевки, зачины к народным подвижным играм разучиваются с детьми на чувашском языке. Это делает игру еще более интересной и увлекательной. Игры сохранили свою художественную самобытность и составляют бесценный, неповторимый игровой фольклор. Мы включаем их в разные виды деятельности детей. Они оказывают значительное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

Второй вектор направлен на укрепление связей с родителями воспитанников. Совместное участие в творческих мероприятиях, организуемых в детском саду, помогает объединить семью общим эмоциональным опытом, наполнить ее досуг новым содержанием и повысить уровень грамотности всех членов семьи по данной теме.

Основные формы, применяемые в детском саду это совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии в музеи, походы к достопримечательностям района и города. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги помогают создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Сурхури» («Коляда»), «Ҫӑварни» («Масленица»), «Акатуй», «Спортивный праздник чувашских игр с родителями», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др. На этих мероприятиях родители выступают в роли непосредственных участников, а не гостей дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды. Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час» и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Родословное дерево», «Хорошая хозяйка чувашских блюд», направленные на закрепление представлений детей об элементах чувашской национальной культуры.

Не менее эффективной является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, направленной на формирование семейных традиций, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.

Третий вектор - взаимодействие с профессиональным педагогическим сообществом. Оно состоит в установлении продуктивных контактов между специалистами детского сада. Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования, учителя-логопеда обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Работа по каждому из названных векторов не обособлена. Только планомерное развертывание всех трех направлений может обеспечить эффективность процесса освоения детьми национальной культуры, становлении национальной идентичности, как основы личности ребенка.

Литература

  1. Махалова И.В., Николаева Е.И. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа»: Учебно—методическое пособие; Допущено Министерством образования Чувашской Республики. - Чебоксары. - 2003г.
  2. Махалова И.В., Николаева Е.И. «Солнышко сияет - играть нас приглашает!»: Учебно - методическое пособие; Допущено Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. - Чебоксары. - Новое время. - 2006 г.