Педагогическая диагностика

Дробина Наталия Александровна

Педагогическая диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_diagnostika.docx53.91 КБ
Файл pedagogicheskaya_diagnostika.docx56.42 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика по изодеятельности

 

Педагогическая  диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

-оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Педагогическая диагностика по изодеятельности

 за 2012-2013 учебный год

Педагогическая диагностика по изодеятельности

 за 2013-2014 учебный год

Педагогическая диагностика по изодеятельности

 за 2014-2015 учебный год

Очевиден положительный результат проделанной работы, анализ проведенной диагностики на начало, и конец учебного года показал достаточно хорошие результаты: к концу года низкий уровень усвоения программы детьми сведен к минимуму, знания детей прочные они способны применять эти знания в повседневной деятельности.



Предварительный просмотр:

Диагностика

УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Результаты наблюдения за художественно-творческим развитием детей и анализ их рисунков и работ в соответствии с качественной и количественной характеристикой показателей (см. табл. 1) отражается в диагностическом листе (табл. 2) балловой оценкой. На основе среднего балла по трем критериям определяется уровень художественно-эстетического развития ребенка в соответствии с количественными границами.

Таблица №1

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

(2 балла)

(1 балл)

(0 баллов)

Критерий 1. Владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками

1.1 Технические навыки и

Умеет правильно держать кисть,

Не всегда правильно держит

Не умеет держать правильно

умения, владения раз-

карандаш, пользоваться акварель-

карандаш и кисть, не совсем

карандаш и кисть, пользоваться

личными изобра-

ными красками и гуашью. Созна-

правильно пользуется красками.

красками. Не владеет

зительными материалами

тельно применяет выразительные

Слабо владеет графичностью

графичностью карандашного

средства в карандашном рисунке

карандашного рисунка (тонировка,

рисунка (графические приемы

(тонировка, штрих, напряженность

штрих, напряженность и характер

использует несознательно)

и характер линий)

линий)

Регулирует нажим и направление

Не всегда может регулировать

Использует карандаш без

1.1.1. Умение пользоваться

штриховки в целях более точной

нажим и направление штриховки

регулирования нажима и

карандашом

передачи изображения, получения

при использовании карандаша

направления штриховки

интенсивного цвета и оттенков

1.1.2. Умение пользоваться

Регулирует силу нажима и на-

Умеет использовать кисть при

Владеет элементарными навыками

кисточкойи красками

правления движения кисти при

передаче изображения. Пра-

использования кисти. Не владеет

передаче изображения. Владеет

вильная техника работы

техникой работы предлагаемыми

техникой работы с художествен-

предлагаемыми художественными

художественными материалами

ными материалами. Умеет накла-

материалами для получения

для получения оттенков цвета

дывать краски в одном направле-

оттенков цвета применяется не

нии, закрашивать без просветов,

всегда. Закрашивает изображения

заполняя последовательно всю

с просветами, недостаточно

поверхность; умеет размывать и

аккуратно

смешивать краски для получения

других цветов и оттенков цвета,

добавлять белила

По собственной инициативе в

соответствии с замыслом исполь-

НТР использует фрагментарно,

НТР использует только под

1.1.3. Владение

зует нетрадиционные техники

чаще всего после подсказок

руководством педагога. Не умеет и

нетрадиционными

рисования (НТР). Эксперименти-

педагога. Экспериментирует с

не желает экспериментировать с

техниками рисования

рует с изобразительными и нетра-

материалами в основном по

изоматериалами для создания

диционными материалами для

предложению педагога

художественного образа

создания художественного образа

Умеет проводить горизонтальные,

Не всегда верно рисует гори-

Закрашивает беспорядочными ли-

вертикальные линии, рисовать

зонтальные, вертикальные линии,

ниями (мазками), не

1.2. Владение

круг, овал, многоугольники. Регу-

круг. Закрашивает крупными,

умещающимися в пределах

лирует силу нажима, размах руки,

размашистыми движениями,

контура. Не регулирует силу

формообразующими

закрашивает в пределах контура.

иногда выходит за пределы

нажима. Линии грубые, жесткие.

движениями

Линии легкие. Использует мелкие

контура. Линия дрожащая, слабая,

Не умеет проводить прямые

штрихи, различные сочетания

прерывистая. Часто обращается за

линии, замыкать их, приближая их

линий

помощью взрослого

к кругу или прямоугольнику

1.3. Владение

выразительными

средствами перевода

реального объекта в

графический образ

1.3.1. Умение передавать

Форма сложная, передана точно

Форма простая, есть незначи-

Форма не удалась, искажения зна-

форму предмета

тельные искажения. Ребенок

чительные. Объект неузнаваемый

делает объект узнаваемым и

вычленяет отдельные детали

Умеет выделять смысловой центр

Использует цвет как графический

Цвет предмета передан неверно,

материал для передачи контура

преобладание одного-двух цветов.

посредством контрастности цвета

предмета. Соотнесение цвета с

Краски смешивает до грязного

по отношению к второстепенным

общим содержанием сюжета

пятна. Отсутствие соотнесения

1.3.2. Умение передавать

элементам рисунка. Соответствие

изображения и его элементов без

цвета с содержанием изображения

цвет предмета

цветового решения поставленной

передачи оттенков —

— использование «любимых»

изобразительной задаче. Исполь-

контрастность цветов с четким

карандашей и красок

зование в рисунках различных

разделением границ

безотносительно к тому, что

оттенков цвета.

закрашиваемых областей.

закрашивается.

Передача цветовых соотношений

Цвет предметный, связан только с

как близких к реальным, так и

Цветовые соотношения, близкие к

конкретным предметом (иногда

наличие элементов фантазии в

реальному, но бывают

шаблонным). Соответствие

цветовых соотношениях. В

отступления. Наличие элементов

цветового решения поставленной

декоративном рисовании —

творчества в передаче цветовых

изобразительной задаче

наличие гармоничного соотноше-

соотношений проявляется в

достигается не всегда. Количество

ния цветового решения узора с

редких случаях

используемых цветов небольшое

фоном

Пропорции предмета соблюдают-

Есть искажения пропорцио-

Пропорции предмета переданы

1.3.3. Умение правильно

ся. Правильно определяет величи-

нальности предмета. Не всегда

неверно. Не учитывает размер лис-

ну изображения в зависимости от

верно определяет величину

та при определении величины

передавать пропорции

размера листа. Соблюдает про-

изображения в зависимости от

предмета. При сюжетном единстве

предмета

порции между элементами сю-

размера листа и пропорции между

изображения пропорции не соблю-

жетных изображений

элементами сюжетных рисунков

даются

Части предмета расположены

Части предмета расположены не-

1.3.4. Умение правильно

верно. Правильно передает в ри-

верно. Отсутствие ориентировки

сунке пространство (близкие

Расположение частей предмета

изображения как в отношении к

передавать пространствен-

предметы — ниже на бумаге,

немного искажено. Есть ошибки в

пространственной ориентации

ное положение предмета и

дальние — выше, передние —

изображении пространства

листа, так и в расположении

его частей

крупнее равных по размерам, но

изображаемых предметов по

удаленных)

отношению друг к другу

1.3.5. Умение правильно

Композиция интересная (много-

Нет композиционной целостности,

Присутствует изображение не-

строить композицию

уровневая), предметы расположе-

изображение фризовое (на полосе

скольких моментов на одном

предметов на листе

ны по всему листу. Присутствует

листа). Нарушено композиционное

листе, композиция «скученная».

композиционное равновесие дета-

равновесие. Отсутствует

Нет композиционного равновесия

лей рисунка на площади листа.

перспектива. Возможно деление

Ориентировка изображения с уче-

изображения на верх, где

том пространства листа с соблю-

изображается то, что далеко и

дением основных пропорций ме-

высоко, и низ, где на одной линии

жду элементами сюжета

представлены элементы сюжета

Яркая эмоциональная выразитель-

ность, где проявилось отношение

1.3.6. Эмоциональность

автора к содержанию рисунка

Имеют место отдельные элементы

Изображение лишено эмоциональ-

созданного образа,

(эмоциональные жесты, мимика

эмоциональной выразительности

ной выразительности

предмета или явления

персонажей, состояние природы).

Искренность, правдивость,

непосредственность переживаний

Стремление к наиболее полному

раскрытию замысла. Содержание

базируется на наблюдениях и впе-

чатлениях автора. У ребенка есть

Ребенок детализирует художе-

Изображение не детализировано.

1.3.7. Разработанность

потребность самостоятельно

ственное изображение лишь по

Отсутствует стремление к более

содержания изображения

дополнить изображение

просьбе взрослого

полному раскрытию замысла

подходящими по смыслу

предметами, деталями (создать

новую комбинацию из усвоенных

ранее элементов)

Динамические состояния персо-

нажей или объектов изображения

переданы достаточно четко и оп-

Передан начальный момент

1.3.8. Динамичность

ределенно. Умеет изображать

движения (движение какой-либо

Статическое изображение

художественного образа

движение посредством

части предмета)

ассиметричного построения

композиции с использованием

характерной пластики

Самостоятельно составляет узор

Допускает незначительные

Допускает значительные ошибки

из геометрических и растительных

ошибки при украшении фигур

при украшении фигур раститель-

элементов, используя ритм и

1.4. Умение рисовать

растительным и геометрическим

ным и геометрическим орнамен-

симметрию при выстраивании

декоративный орнамент из

орнаментом. В основном владеет

том. Навыки кистевой росписи

композиции. Владеет навыками

растительных и

навыками кистевой росписи, но

слабые. Испытывает затруднения

кистевой росписи, без труда

геометрических элементов

некоторые декоративные

при выполнении декоративных

выполняет декоративные

в различных геометри-

элементы трудны для изображения

элементов (прямая и волнистая

элементы (кружки, волнистые

ческих фигурах

(тонкие линии, капельки, листики,

линии, точки, кружки, капельки,

линии, капельки, листики, завитки

завитки). Для украшения

листики). При украшении совсем

и т.д.). Для украшения использует

использует печатку-тычок

не использует печатку-тычок

печатку-тычок

Критерий 2. Развитие способности художественно-образного восприятия окружающего мира и произведений искусства

Понимает произведения искусства,

Может самостоятельно и целе-

высказывает простейшие суж-

направленно рассматривать

дения о предметах декоративно-

2.1. Художественно-

произведения искусства. Имеет

Познает действительность в про-

прикладного искусства. Эмоцио-

образное восприятиепро-

место художественная оценка

цессе восприятия произведений

нально реагирует на произведения

изведений искусства

действительности в процессе

искусства

изобразительного искусства.

восприятия произведений изо-

Имеют место художественно-

бразительного искусства

эстетические раздумья

2.2. Умение рассказать о

Умеет рассказать о расположении

элементов сюжета на листе и объ-

Умеет подробно рассказать о

Называет сюжет изображения без

сюжете того или иного

яснить, почему выбрано именно

сюжете и его элементах

перечисления его элементов

изображения

такое

Видит и понимает разнообразные

проявления в окружающем мире, а

Положительное, но необосно-

2.3. Эмоционально

также в художественных образах.

ванное отношение к художест-

За внешним выражением пе-

венному образу. Редко проявляет

Не дает оценки. Отношение без-

чувственное отношение к

реживаний видит внутреннее со-

эмоциональную отзывчивость при

различное

художественному образу

стояние, настроение персонажей,

встрече с новым, ранее

сопереживает им. Проявляет ярко

незнакомым предметом

выраженное положительное,

обоснованное отношение

Проявляет постоянный, устойчи-

вый интерес к прекрасному в бы-

ту. Ощущается потребность об-

щаться с прекрасным в окружаю-

Желание обменяться впечатле-

2.4. Эмоционально-

щей действительности. Испыты-

ниями об увиденном и услы-

Неустойчивый интерес и желание

эстетическое отношениек

вает удовлетворение, радость от

шанном со сверстниками или

общаться спрекрасным. Не испы-

окружающей

встречи с ним (всплеск эмоций,

взрослыми самостоятельно не

тывает желания украшать

действительности

желание поделиться впечатления-

возникает. Желание украсить

интерьер

ми об увиденном и услышанном

интерьер возникает эпизодически

со сверстниками и взрослыми).

Желание украсить быт в ДОУ и

семье

Различает виды и жанры изобрази-

тельного искусства, видит их осо-

бенности, рассказывает о

Имеет нечеткое представление о

профессиях художника,

видах изобразительного искусства.

Не знает виды изобразительного

скульптора, графика, декоратора,

Выделяет средства

искусства. С трудом выделяет

архитектора, об особенностях их

выразительности (цвет, форму,

2.5. Способность усвоить

средства выразительности, не уме-

творческого труда. Помнит

колорит, композицию). Имеет

элементарные искусст-

ет последовательно рассматривать

некоторые имена, их конкретные

представление о творческом труде

воведческие знания

произведения искусства. Знания

произведения. Может соотносить

художников, скульпторов,

разрозненные, отрывочные, по-

образы изобразительного

графиков, видит особенности

верхностные

искусства с образами из литерату-

творческой манеры некоторых из

ры, музыки, балета, сопоставлять

них

их и находить внутреннее

созвучие

2.6. Знание характерных

Знает названия и характерные

Ребенок проявляет незначитель-

Ребенок проявляет слабый интерес

особенности различных народных

ный интерес к предметам народ-

к предметам народного декоратив-

особенностей некоторых

промыслов. При восприятии об-

ного декоративно-прикладного

но-прикладного искусства, не-

видов декоративно-

разцов декоративно-прикладного

искусства, но с удовольствием

охотно вступает в игру. Путает

прикладного искусства и

искусства может дать им эстети-

вступает в игру. Иногда путает

названия народных промыслов, с

народных промыслов

ческую оценку

названия народных промыслов, не

трудом выделяет их характерные

всегда правильно выделяет их

особенности. Затрудняется аргу-

характерные особенности, аргу-

ментировать свой выбор изделий.

ментирует свой выбор изделий.

При восприятии образцов народ-

При восприятии образцов народ-

ного декоративно-прикладного

ного декоративно-прикладного

искусства затрудняется дать им

искусства может дать им эстети-

эстетическую оценку

ческую оценку

Критерий 3. Художественно-творческая активность ребенка в изодеятельности

3.1. Мотивационно-

Эмоционально относится и к про-

Проявляет слабый интерес к за-

цессу рисования, и к готовому

данию, не увлекается процессом

Внешне совсем не проявляет инте-

ценностное отношение к

продукту своей творческой дея-

рисования и не заинтересован в

реса к рисованию

изодеятельности

тельности. Работает увлеченно

результате своего творчества

Эмоционально реагирует на

3.2. Отношение ребенка к

Адекватно реагирует на замечания

оценку (при похвале — радуется,

Безразличен к оценке взрослого

оценке своей работы

взрослого, стремится исправить

темп работы ускоряет, при

(активность не меняется) /

взрослым

ошибки, неточности

замечании — сникает, теряет

интерес к рисунку)

3.3 Оценка ребенком

Неадекватная самооценка (за-

созданного им

Адекватная самооценка

Самооценка отсутствует

вышенная, заниженная)

изображения

Проявляет самостоятельность в

Замысел стереотипный. Ребенок

выборе замысла. Содержание

изображает отдельные, не

работ разнообразно. Изображает

Замысел основан на наблюдениях,

связанные между собой предметы

человека и все, что его окружает.

но не отличается оригинальностью

(предметный мир). Выполняет

Замысел оригинальный,

и самостоятельностью, в процессе

работу так, как указывает

3.4. Самостоятельность и

основанный на наблюдениях,

рисования может меняться.

взрослый, не проявляет

содержащий художественные

Ребенок по просьбе педагога

самостоятельности и инициативы.

оригинальность замысла

обобщения, возникает до начала

дополняет рисунок деталями.

С вопросами к педагогу не

рисования, в процессе работы

Обращается к педагогу за

обращается, нуждается в

почти не меняется. Задания вы-

помощью в решении

поддержке и стимуляции

полняет самостоятельно, без помо-

изобразительных задач

деятельности со стороны

щи взрослого, в случае необходи-

взрослого. Рисование носит репро-

мости обращается с вопросами

дуктивный характер. В работе

руководствуется образцом

Может рассказать о том, что он

Недостаточно подробно рас-

Называет сюжет своего будущего

3.5. Умение рассказать о

задумал нарисовать и о том, как

сказывает о задуманном сюжете и

изображения без перечисления его

сюжете изображаемого

собирается расположить элементы

его элементах

элементов

сюжета на листе

Имеет место работа над художест-

3.6. Умение отразить в

венной выразительностью

Не полное соответствие изо-

Существенные расхождения изо-

рисунке сюжет в соответ-

элементов изображения. Сюжет

бражения предварительному

бражения с предварительным рас-

ствии с планом

соответствует предварительному

рассказу о нем

сказом о нем

рассказу о нем

Предложенные бумажные силуэты

При составлении узора иногда

При составлении узора постоянно

обращается за помощью к педа-

3.7. Умение лепить и

соотносит с реальными пред-

обращается за помощью к педаго-

гогу. Предложенные бумажные

украшать (расписывать)

метами и украшает (без помощи

гу. Бумажные силуэты ребенок не

силуэты соотносит с реальными

бумажный силуэт по

взрослого) в соответствии с моти-

всегда соотносит с реальными

предметами и украшает в соот-

собственному замыслу, но

вами данного народного промыс-

предметами и украшает по своему

ветствии с мотивами данного

в соответствии с осо-

ла. Самостоятельно подбирает

усмотрению, без учета характер-

народного промысла, изредка

бенностями народного

цветовую гамму и, если необхо-

ных особенностей той или иной

обращаясь к помощи взрослого. В

промысла

димо создать нужный цвет, поль-

росписи. Затрудняется в самостоя-

отдельных случаях затрудняется в

зуется палитрой

тельном подборе цветовой гаммы

подборе цветовой гаммы

Устойчивый интерес и потреб-

Присутствует интерес к познанию

ность в новых знаниях, относя-

сути вещей и явлений, умение с

щихся к рисованию, настойчивое

помощью взрослого устанавливать

Интерес к рисованию поддержива-

стремление использовать про-

3.8. Познавательная

и обосновывать причинно-

ется и направляется педагогом,

шлый опыт и трансформировать

активность

следственные связи и способы

который стимулирует воспроизво-

его в ходе выполнения новых за-

действия на основе

дящую активность ребенка

даний. Проявляет готовность к

информационно-поискового

поиску новых рациональных спо-

сотрудничества со взрослым

собов в работе над рисунком

Способен экспериментировать со

Частичное экспериментирование

Рисунки типичные: одна и та же

3.9. Уровень развития

штрихами и пятнами, видеть в них

со штрихами и пятнами. Видит в

фигура, предложенная для рисова-

воображения

образ и дорисовывать штрихи до

штрихах и пятнах образ, но

ния, превращается в один и тот же

художественного образа. На

дорисовывает только до

элемент изображения (круг — «ко-

основе заданных стимулов создает

схематического образа. Имеет

лесо» машины, велосипеда и т.д.).

неповторяющиеся изображения.

место детализация как внутри

Дорисованному изображению

Характерно возникновение вокруг

основного контура, так и за его

свойственны чрезвычайная схема-

основного изображения «поля

пределами

тичность и отсутствие деталей

вещей»

Диагностический лист результатов изучения уровня художественно-творческого развития детей в изодеятельности

Критерии

Показатели

Фамилия, имя ребенка

1.1. Технические

1. Владение Специальными

навыки и умения

художественно-

владения

изобразительными знаниями,

различными изо-

умениями, навыками

бразительными

материалами

1.1.1. Умение пользоваться ка-

рандашом

1.1.2. Умение пользоваться кис-

точкой и красками

1.1.3. Владение нетрадицион-

ными техниками рисования

1.2. Владение формообразую-

щими движениями

1.3. Владение выразительными

средствами перевода реального

объекта в графический образ

1.3.1. Умение правильно пере-

давать форму предметов

1.3.2. Умение правильно пере-

давать цвет предметов

1.3.3. Умение правильно пере-

давать пропорции предметов

1.3.4. Умение правильно пере-

давать пространственное поло-

жение предметов и их частей

1.3.5. Умение правильно

строить композицию предметов

на листе

1.3.6. Эмоциональность создан-

ного образа предмета или

явления

1.3.7. Разработанность содер-

жания изображения

1.3.8. Динамичность

художественного образа

Средний балл по первому

критерию

2.1.

2. Развитие способности худо-

Художественно-

жественно-образного

образное

восприятия окружающего мира

восприятие

и произведений искусства

произведений

искусства

2.2. Умение рассказать о

сюжете предъявляемого

изображения

2.3. Развитие эмоционально-

чувственного отношения к ху-

дожественному образу

2.4. Эмоционально-

эстетическое отношение к

окружающей действительности

2.5. Освоение детьми элемен-

тарных искусствоведческих

знаний

Средний балл по второму

критерию

Художественно- творческая

3.1. Мотивационно-

ценностное

активность ребенка в изобрази-

отношение детей к

тельной деятельности

изодеятельности

3.2.

Отношение ребенка к

оценке своей работы взрослым

3.3.

Оценка ребенком

созданного им изображения

3.4.

Самостоятельность и

оригинальность замысла

3.5.

Умение рассказать о своем

сюжете изображаемого,

перечислить его элементы

3.6.Умение отразить в рисунке

сюжет и его элементы в

соответствии с планом

3.7.

Умение лепить и украшать

(расписывать) бумажный

силуэт по собственному

замыслу, но в соответствии с

особенностями народного

промысла

3.8.

Познавательная активность

3.9.

Уровень развития

воображения

Средний балл по третьему

критерию

Уровень художественно –

эстетического развития

От 40 до 58 баллов – высокий уровень, от 20 до 40 баллов – средний уровень, менее 20 баллов - низкий