Эффективные практики работы учителя-дефектолога с детьми с овз
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дробина Наталия Александровна

Эффективные практики работы учителя-дефектолога с детьми с овз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gotovaya.docx493.74 КБ
Microsoft Office document icon kartoteka_kameshki_marbls.doc1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Наталия Александровна Дробина

Учитель-дефектолог

МДОАУ детский сад "Белочка" 

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления работы учителя-дефектолога в дошкольном образовательном учреждении с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предложены эффективные методы работы, учитывающие особенности развития  детей с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития, образовательная деятельность

УДК

В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья растет. По данным официальной статистики, в 2023 году в стране зарегистрировано более 1,5 миллионов детей с ОВЗ (9,3 % всей детской популяции).  Причины появления отклонений очень разнообразны и влияют на физическое, умственное, сенсорное развитие ребенка.  Специалистами определяются  нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, а так же  задержка психического развития, умственная отсталость, расстройства  аутистического спектра. Дети с данными отклонениями нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны родителей и педагогов, как в дошкольных, так и в общеобразовательных  учреждениях [5].  Согласно этическим нормам и правилам, каждый человек является частью современного общества и имеет полное право на образование. Законодательными документами, регламентирующими процесс инклюзивного образования, являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 года № 3266-1, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-Ф, Протокол №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенция ООН о правах ребенка [6].

На сегодняшний день инклюзивное образование является одним из современных вариантов организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная перспектива в отношении детей с ОВЗ существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения всех детей, так как инклюзивный образовательный процесс предполагает адекватную организацию образовательной деятельности, удовлетворяющей образовательные потребности каждого ребенка. Как утверждает Назарова Н.М.: «Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей» [9].

Отвечая современным требованиям, муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка» ​с приоритетным осуществлением деятельности по физическому ​развитию детей создает на своей базе условия, позволяющие предоставлять различные формы обучения детей с ОВЗ в соответствии с учетом их возрастных особенностей, состояния здоровья и индивидуальных возможностей. Одна из важных целей работы дошкольного учреждения -  подготовить воспитанников с нарушениями познавательной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, а так же оказание помощи родителям детей с ОВЗ в формировании полноценной жизненной компетенции. Реализация инклюзивного образования требует от педагогов максимального включения в коррекционно-образовательный процесс за счет применения специальных методических приемов и организации процесса обучения [4]. 

Согласно Приказу Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и Федеральной образовательной программе дошкольного образования нами разрабатываются образовательные программы для детей  с ограниченными  возможностями  здоровья.  Программа реализуется также в группах комбинированной  направленности. В программу входит организованная образовательная деятельность (игровая,  коммуникативная,  познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная и другие) с квалифицированной коррекцией отклонений в физическом и/или психическом развитии детей. Образовательная деятельность и коррекцией отклонений осуществляется в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ [8] .   

Задачами  деятельности нашего  детского сада «Белочка», реализующего программу дошкольного образования  по выполнению образовательной программы в группах комбинированной направленности являются:

 – развитие  физических,  интеллектуальных,  нравственных, эстетических и личностных качеств;

– формирование предпосылок учебной деятельности;

– сохранение и укрепление здоровья;

– коррекция отклонений в физическом и (или) психическом развитии детей;

– создание  современной  развивающей  предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;

– формирование у детей общей культуры.

При реализации коррекционно-развивающей деятельности нами в обязательном порядке учитываются особые образовательные потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Деятельность учителя-дефектолога  регламентируется нормативно-правовыми актами, действующими на 2023 год [11]. Основным направлением работы является обеспечение равных возможностей для развития каждого ребенка и поддержка их индивидуальных потребностей в образовательном процессе. В своей работе мы используем различные методики взаимодействия с детьми с ОВЗ, которые развивают в них самостоятельность, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и быть полноценными членами общества. На основе результатов диагностических тестов нами разрабатывается индивидуальная образовательная программа, учитывающая особые потребности ребенка. Занятия проводятся в индивидуальной или групповой форме. В процессе организованной образовательной деятельности с помощью игр, упражнений формируются недостающие навыки, развивается память, внимание, перцептивные системы, а так же социальная адаптация.

В рамках инклюзивного образования растет число детей с ОВЗ, посещающих детские дошкольные учреждения. Так, в 2023/2024 учебном году в МДОАУ детском саду "Белочка" 12 воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья, среди которых выявлена задержка психического развития. Многие авторы отмечают, что если 5-6-летних детей с ЗПР готовить к школе в  дошкольных учреждениях в условиях групп компенсирующей направленности, то больше половины из них смогут нормально обучаться в начальных классах общеобразовательной школы. У детей с ЗПР наблюдается отставание развития в психике, незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, самоконтроля, которые корректируются с помощью специализированного обучения и воспитания. Задержка психического развития является обратимым нарушением эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы, которые сопровождаются определенными трудностями в процессе воспитания и обучения [2]

Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, нами была разработана адаптированная образовательная программа. Так, на занятиях мы развиваем логическое и пространственное мышление, различные виды памяти (зрительная, слуховая, тактильная, моторная, эмоциональная), мелкую моторику, речевое дыхание. В связи с тем, что у детей дошкольного возраста ведущей формой деятельности является игровая, все занятие проводятся в форме игры.  На ООД мы используем традиционные и нетрадиционные методы работы. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР используется простая инструкция, а вопросы, задаваемые детям, хорошо продуманы, четко сформулированы и доступны для восприятия. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому объяснения заданий повторяются несколько раз эмоционально и выразительно. Словесные инструкции мы сочетаем с применением наглядных и практических приемов. Наглядные методы часто используются в коррекционной работе и задействуют все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус). Данный метод является очень эффективным методом коррекционной педагогики, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Иллюстрации, демонстрируемые детям, соответствуют изучаемой теме, они предельно четкие и доступные пониманию детей. При изучении темы «Овощи» мы наглядно показываем овощ, например морковь, предоставляя возможность его изучить   (потрогать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и рассказать о ней.  Как писал А.М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» [10]. 

В рамках адаптированной образовательной программы занятия с детьми в нашем детском саду проводятся в тематических кабинетах, среди которых кабинет галотерапии. Занятия в условиях соляной комнаты рекомендованы Министерством Просвещения Российской Федерации № ГД-65/03 от 25.03.2020 г. и оказывают профилактическое, иммуностимулирующее и восстановительное действие на организм ребенка. В солевой комнате нами реализуется комплекс мероприятий разносторонней направленности, включающий несколько блоков:

Блок 1 – дыхательные упражнения статического и динамического характера с произношением звуков на выдохе, позволяющие сбалансировать работу нервной системы, развить самоконтроль и произвольность движений.

«Ветер, ветер, ты могуч»

И.П. стоя.

Художественное слово:

«Ветер, ветер, ты могуч» – дети делают глубокий вдох, разводя руки в стороны;

«Ты гоняешь стаи туч» –  длинный выдох со звуком «Ффф», руки вниз.

Блок 2 – комплекс нейрогимнастических упражнений, направленный на развитие умственных способностей через движений пальцев кисти, стимулирующий речевые зоны головного мозга. Упражнения выполняются в контакте  с солью и без нее.

«Паучок»

Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.

Художественное слово:

Сидит на ветке паучок,

Расставил лапки – и молчок.

Блок 3 – импровизация, включающий разнообразные варианты работы с детьми в соляной комнате, такие как:

- игры со строительным материалом, в основе которых лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, трудового воспитания.

- «Дары Фрёбеля». При работе с модулями дети знакомятся с различными понятиями, осваивая, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности. Акцент в работе направлен на  активность самих детей, организацию их самостоятельной практической деятельности.

- игры с природным материалом.

«Башня»

Описание: построить высокую башню с помощью соли и кубиков.

Рисунок 1. Занятия в солевой комнате.

Использование необычного сочетания коррекционно-оздоровительной работы через взаимодействие с солью – доступный и увлекательный вид деятельности для воспитанника любого возраста. Все игры с солью дети осуществляют чистыми сухими руками, педагогом показывает упражнения и проговаривает инструкцию. Ребенок, играя с солью, называет ее характеристики (консистенцию, цвет, размеры кристаллов, запах). Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире [7].

Большое количество занятий с детьми мы проводим на улице, как в зимнее, так и в летнее время. Деятельность на прогулке в ДОУ удовлетворяет  потребность детей в активных играх, способствует укреплению здоровья, а так же реализуется требование ФГОС по развитию в дошкольниках мотивации к разным типам деятельности. Творческие задания и развивающие упражнения мы проводим с помощью карточек, игровых приспособлений выносного материала [3]. Изучение различных геометрических форм на свежем воздухе всегда проходит интересно. Сортировка фигур по форме и цвету увлекает детей. Ребята сначала знакомятся с фигурой и цветом куба, на котором фигура нарисована, а затем соотносят фигуру и цвет, заполняя форму. Увлекательные занятия, которые мы проводим малогрупповым способом, расширяют словарный запас, тренирую память и внимание.

Рисунок 2. Занятия на улице.

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития. В декабре 1948 года во Всеобщей декларации прав человека был освещен вопрос соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». И, на современном этапе развития общества, данное положение является актуальным, предоставляя каждому человеку право быть полноценным членом общества, независимо от имеющегося нарушения здоровья.

Список литературы

  1. Баранова Г.А. Использование учителем-дефектологом коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-uchitelem-defektologom-korrektsionno.html 
  2. Выгодский, Л.С. Основы дефектологии //Л.С. Выготский. -  Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983.
  3. Джин Айрис, Э. Ребенок и сенсорная интеграция / Э.Джин Айрес. – М. Теревинф, 2023.-254 с.
  4. Еретнова, Е.П. Инклюзивное образования в россии: понятие, задачи, особенности / Е.П., Еретнова // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/07/25997  (дата обращения: 21.04.2024).
  5. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы - http://www.dislife.ru/flow/theme/4696 
  6. Инклюзия в России  https://tass.ru/obschestvo/18898391 
  7. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования/авт.сост. М.М. Панасенкова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 46 с.
  8. Назарова, Н. М. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски развития: сб. научных статей IV международного теоретикометодолoгического семинара. - М.: Логомаг, 2012.
  9. Пенин, Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики  / Г. Н.  Пенин  // Инклюзивное образование. –  2010. – № 9. – С. 41-47.
  10. Ростомашвили, Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития : учебное пособие / Л. Н. Ростомашвили. — 2-е изд. — Москва : Издательство «Спорт», 2020. — 164 c.
  11. https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=32e737d4-c7b7-4698-8d22-a060c3b7e3ed

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми

В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха....

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...

Игровые технологии в практике работы учителя-дефектолога

Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушени...

Лэпбук как эффективная форма работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми,имеющими ограниченные возможности здоровья, является созданиеоптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков,которые н...

Методическая разработка по теме: " Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя-дефектолога

Современные мамы и папы должны выступать в качестве активных участников в образоввательном процессе в вопросах сохранения и укрепления  здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии должны охват...

Игровые технологии в практике работы учителя-дефектолога

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

Эффективность коррекционной работы учителя-дефектолога

Эффективность коррекционной работы учителя-дефектолога...