Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятельности. Закрепление полученных навыков усвоенных на занятиях с дефектологом происходит в группе на индивидуальных занятиях с воспитателями и дома с родителями. На консультациях с дефектологом педагоги и родители приобретают опыт коррекционно-развивающей работы с детьми, знают, какие виды заданий дети умеют выполнять, как объяснить ребенку выполнение тех или иных упражнений, как дать инструкцию при освоении детьми тех или иных действий и т.д.

Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога построена на основе методик:  Мамайчук Ирины Ивановны доктора психологических наук, профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии «Помощь психолога детям с аутизмом»; и зарубежных авторов: Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К., Кимберли А. Хенри «Как мне учить этого малыша?». А так же на основе видеоматериалов, представленных дефектологами, логопедами и психологами в различных профессиональных интернет сообществах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ

учитель-дефектолог М.В. Дорогова

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятельности. Закрепление полученных навыков усвоенных на занятиях с дефектологом происходит в группе на индивидуальных занятиях с воспитателями и дома с родителями. На консультациях с дефектологом педагоги и родители приобретают опыт коррекционно-развивающей работы с детьми, знают, какие виды заданий дети умеют выполнять, как объяснить ребенку выполнение тех или иных упражнений, как дать инструкцию при освоении детьми тех или иных действий и т.д.

Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога построена на основе методик:  Мамайчук Ирины Ивановны доктора психологических наук, профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии «Помощь психолога детям с аутизмом»; и зарубежных авторов: Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К., Кимберли А. Хенри «Как мне учить этого малыша?». А так же на основе видеоматериалов, представленных дефектологами, логопедами и психологами в различных профессиональных интернет сообществах.

Занятия с детьми проводятся индивидуально с каждым ребенком, до четырех раз в неделю (по возможности), продолжительность в среднем 20 минут.

Для ребенка необходимо организовать рабочее место. Стол расположен таким образом, чтобы ребенок не мог покинуть его без разрешения. В зоне досягаемости воспитанника только те материалы, которые будут использованы во время организованной деятельности, чтобы не отвлекать его внимание. При организации рабочего места материалы упражнений, которые необходимо выполнить, размещаются слева на стеллаже, каждое в отдельном прозрачном боксе с крышкой. 

На боковой поверхности бокса закреплена карточка с изображением упражнения, такая же карточка и на лицевой странице альбома, выполняющего роль плана упражнений на определенное коррекционное занятие. Ребенок самостоятельно определяет, в какой последовательности будет выполнять упражнения, выбирает карточку, берет со стеллажа соответствующий бокс с заданием, ставит его перед собой на стол, карточка помещается ребенком самостоятельно внутрь альбома. Выполнив задание, материалы возвращаются снова в бокс, который убирается в корзину.

Упражнения подбираются индивидуально для каждого ребенка. Предусмотрена возможность их усложнения, например, сортировка по двум цветам, далее по трем и т.д. Упражнения имеют различную направленность: сортировка, установление соответствия, соотнесение, зрительно-моторная координация, развитие моторики, звукоподражания и другие.

Дети с расстройством аутистического спектра показывают хорошие результаты при многократном повторении одних и тех же упражнений, им необходима последовательность в действиях и наличие четких ожиданий. Для закрепления успеха используется стимул-поощрение, который подбирается индивидуально. Это может быть как любимое лакомство, так и любимое занятие, игрушка и т.д. Отмечая успех ребенка, необходим зрительный контакт, что способствует развитию коммуникативных способностей.

 Задача боксов обеспечить  визуальные подсказки, которые позволяют по определенному плану получить задание, выполнить его, получить ожидаемое поощрение.

Поэтому очень важно соблюдать систематичность занятий в течение длительного времени.

Начиная деятельность с ребенком, используются прямые указания, для формирования навыка действий: как открыть бокс, как выполнять упражнение, куда положить использованные материалы и карточку с изображением  выполненного упражнения, как получить стимул-поощрение и т.д. Соблюдение последовательности в требованиях, позволяет избежать нежелательных реакций со стороны ребёнка во время занятий.  Если всё же, во время выполнения упражнения  ребенок демонстрирует  неприемлемое поведение,  немедленное вмешательство помогает направить его на продолжение целенаправленной деятельности.

Разработана форма для отслеживания динамики в выполнении упражнений, где отмечается, выполнил ребенок задание самостоятельно или ему потребовался определенный вид помощи. Это может быть прямая помощь, то есть, выполнение упражнения руками ребенка; может быть направляющая – только при затруднении; в виде показа образца действия и другие виды помощи.

Отслеживание результатов помогает корректировать подбор и усложнение упражнений в дальнейшем. А так же предоставляет возможность педагогам и родителям видеть результаты освоения тех или иных упражнений детьми, заметить динамику  их развития. На консультациях и при посещении коррекционных занятий педагоги и родители получают практические навыки взаимодействия с ребенком.

Психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в дошкольном образовательном учреждении – это создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Список используемой литературы:

  1. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь. 2007. – 288с.
  2. Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К. http://pedlib-com.1gb.ru/Books /5/0298/5 _0298-125.shtml
  3. Кимберли А. Хенри «Как мне учить этого малыша?». http://www.fl-life.com.ua/wordpress/archives/7388

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

«Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

Цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления...

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....

Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

Организация среды в ДОУПри создании среды для организации образовательного процесса с детьми, имеющими РАС, большое значение имеют:•организация пространства;•организация времени;•органи...