Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
консультация по коррекционной педагогике на тему

Дорош Наталья Николаевна

 

              В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дети остаются "за бортом" социального мира без понимания, без участия и без коррекционной поддержки. В силу особенностей своего развития дети-аутисты живут в хаотичном пугающем мире вне социально-нормативной окраски и осознания себя. Задача педагогов и родителей максимально аккуратно и результативно «включить» эту категорию детей в социум.

              Начальным этапом коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, можно считать «внедрение» в личное пространство с целью внесения изменений в поведение, а также  установление доверительного отношения и атмосферы безопасности.        Негативные впечатления могут вызвать устойчивый отказ продолжать взаимодействие, тогда как положительные эмоции способны пробудить у аутичного ребенка мотивацию к общению.

              Коррекционная работа дефектолога направлена на открытие новых возможностей для изменения мотивации детей-аутистов. Она может идти через развитие стереотипов, но важно, чтобы она шла по пути усложнения и воспитания веры в себя и свои возможности. Назовем это базовым моментом на пути формирования положительного опыта общения с миром.

              В этот период помощь родителей в коррекционной работе заключается в том, чтобы облегчить ребенку получение быстрого эмоционально-яркого эффекта. На начальном этапе важны даже  не точность движений и не речевое взаимодействие, а получение ребенком удовольствия от процесса занятий, чтобы в дальнейшем подготовить почву для усложнения заданий.

              Эмоциональная окраска происходящего вокруг, формирование активного отношения и заинтересованности ребенка необходимы для адекватного приспособления маленького аутиста к жизни семьи, преодоления его негативизма, обучения навыкам бытового поведения, самообслуживания, следования распорядку дня. Освоение таким ребенком необходимых бытовых навыков происходит при длительном взаимодействии с близкими и требует от них внимания и терпения.

              Смягчение тревоги аутичных детей, формирование эмоционально положительного отношения к окружающему, создание возможности взаимодействия со взрослыми, - все это позволяет обогатить знания ребенка об окружающем мире, учит активно ориентироваться в нем. Необходимо организовать совместное обследование привычных предметов обихода, любимых игрушек. При этом задачей является даже не обогащение сенсорного опыта, а большей частью соединение внутренних впечатлений с функциями реального предмета исследования, его значением в жизни ребенка, закрепление этих связей в речи.  Необходима постоянная работа, обеспечивающая развитие у ребенка навыка ориентировки в окружающем.

              И, конечно, на этом этапе очень важным фактором в любой процедуре, направленной на результативное получение желаемой реакции, является выбор мотивационного поощрения. Это может быть какая-то сладость, любимая игрушка, любимое игровое действие. Чем быстрее поощряется желаемое поведение, тем больше вероятность усиления этого поведения.

              Преодолевать аутистическую изоляцию и обогащать эмоциональный опыт уже на начальном этапе помогут постепенные приобщения ребенка-аутиста к детским праздникам, к совместным прогулкам, к походам в зоопарк, на просмотр мультфильма. Подобные мероприятия, подобранные индивидуально с учетом особенностей восприятия и возможной реакции, эмоционально тонизируют аутичного ребенка, формируют разнообразные связи и социальные интересы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – педагогическая работа с детьми с расстройством аутистического спектра

2 слайдАутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.Детский...

Один из элементов коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра

Кто такой аутичного ребенок? С какими трудностями он сталкивается? На что нужно обращать внимание во время коррекции ? Игра, зачем необходимо учить детей с Рас игре? Все ответы в публикации....

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...

«Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

Цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления...