Опыт применения программы песочной терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Кузичкина Наталья Алексеевна

Ключевые слова : РАС,программа песочной терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_natasha.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  областное бюджетное учреждение

    «Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

                               г. Боровичи Новгородской области

 Возможности использования метода песочной терапии

в работе педагога-психолога с детьми,

имеющими РАС

                           

Подготовила

                                                              Педагог-психолог Кузичкина Н.А.

Описан опыт применения программы песочной терапии

в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приводятся приемы работы с песочным столом с подсветкой, классической (юнгианской) песочницей и с песочницей с кинетическим песком.

Ключевые слова:

расстройства аутистического спектра, про-

грамма песочной терапии, индивидуальное психологическое сопро-

вождение.

Помимо классической триады признаков РАС (нарушения в ком-

муникации, нарушения в социальном взаимодействии, стереотипные

формы поведения) исследователи отмечают и нарушение у людей

с РАС работы сенсорных систем . В настоящее время остро стоит проблема поиска методов психологического сопровождения детей

с расстройствами аутистического спектра для отладки системы сенсорной интеграции. Преодолению барьеров сенсорной дезинтеграции

служит и песочная терапия, которая помогает ребенку научиться правильно распознавать стимулы всеми органами чувств и адекватно их

интерпретировать .

Программа индивидуального сопровождения ребенка с РАС с использованием методов песочной терапии

Работа с детьми проводилась в течение одного учебного года на базе ГКП

ГОБУ «Боровичский ЦППМС». В апробировании программы

принимали участие 4 детей с расстройствами аутистического спектра

в возрасте от 3 до 7 лет.

Нами была разработана программа индивидуального сопровождения с использованием методов песочной терапии при поддержке визуального расписания. Занятия проводились 2 раза в неделю по 20 минут,

индивидуально. Каждое занятие включало в себя 2 задания: первое

— усложненное, требующее включения и работы от ребенка, второе —

сенсорные игры, направленные на расслабление и улучшение эмоций.

Ход работы

В начале занятия ребенку предлагалось ознакомиться с планами и

самостоятельно выбрать из предложенных одно задание среди сенсорных игр, которыми бы он хотел сегодня позаниматься. Но чтобы по

лучить желаемую игру, необходимо сначала поработать с более сложным

заданием. Сенсорная игра в данном случае служит положительным подкреплением, поощрением, которое помогает ребенку справляться с

первым более сложным заданием.

В работе использовались: песочный стол с подсветкой; классическая

(юнгианская) песочница; песочница с кинетическим песком.

Все задания при работе с песочным столом можно классифициро-

вать следующим образом:

— знакомство со световым столом для песочной анимации, наблюдение за работой специалиста;

— «Отпечатки»;

— пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);

— рисование кисточкой/пальцем на песке;

— рисование без подсветки/с подсветкой;

— «Сделай так» (повторение действий за специалистом);

— добавление/смена музыкального сопровождения к рисованию на

песке;

— добавление/смена цветного песка;

— разные способы рисования;

— написание букв/цифр на песке;

— дорожки и линии» — рисование различных фигур, линий на песке;

— и другие.

Задания, применяемые при работе с использованием классиче-

ской (юнгианской) песочницы, можно классифицировать следующим

образом:

— использование сухого/мокрого песка;

— «Давай вместе» (повторение действий за специалистом);

— использование сенсорных игрушек в песке (игрушки-массажеры,

из различного материала, звуковые игрушки);

— игры с фигурками животных/людей;

— проигрывание диалогов;

— и другие.

Задания, применяемые при работе с использованием кинетического

песка, можно классифицировать так:

— знакомство с «живым» и кинетическим песком, наблюдение за

игрой специалиста;

— «Рассада» (использование овощей и фруктов, лопаты, граблей без

тактильного взаимодействия с песком);

— «Найди буквы (камушки, цифры, бусинки, животных и др.)»;

— «Пекарня» (использование формочек в соответствии с темой занятия; сравнение формочек в песочнице с «живым» и кинетическим песком);

— «Найденыши» (прячется различный по тактильным ощущениям

материал);

— «Железная дорога» (перемещение предмета/поезда по заданной

линии в песке);

— «Сделай так»;

— «Домик крота»;

— «Строим замок»;

— «Море» (добавление воды, морской соли, кораблей из пенопласта,

плавающего пластилина, ракушек и камней).

Результаты

По итогам контрольной диагностики было выявлено, что дети:

— стали более усидчивыми и контактными;

— быстро освоили программу действий на занятии;

— хорошо осваивали визуальное расписание, любимая сенсорная

игра всегда служила эффективным подкреплением;

— более глубоко включались в процесс работы, нежели при работе

за партой;

— обогатили собственный сенсорный опыт, преодолели сенсорные

барьеры, развили проприоцептивные ощущения.

Таким образом, в ходе проведения песочной терапии было выявлено, что песочная терапия

в различных формах действительно способствует работе с барьерам

и сенсорной дезинтеграции, помогает ребенку в распознавании стимулов,влияющих на органы чувств, и их интерпретации.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Коррекционно – педагогическая работа с детьми с расстройством аутистического спектра

2 слайдАутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.Детский...

Один из элементов коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра

Кто такой аутичного ребенок? С какими трудностями он сталкивается? На что нужно обращать внимание во время коррекции ? Игра, зачем необходимо учить детей с Рас игре? Все ответы в публикации....

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Организация психологической коррекции с детьми с РАС направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активности. Организуя совместную д...

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...

«Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

Цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления...