МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Доронина Елена Геннадьевна

Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет  игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_metodika_marii_mantessori_-_kopiya_2.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие   расстройства аутистического спектра» 

Подготовила: учитель-дефектолог Е. Г. Доронина

структурное подразделение «Детский сад №18 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

 Рузаевского муниципального района

Цель: Познакомить родителей с методикой Марии Монтессори и представить игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

План:

- Приветствие членов клуба «Содружество».

- Рассказать о методике Марии Монтессори

- Демонстрация набора   14 в 1 и рекомендации по применению

- Отработка вариантов  игровых упражнений

-  Заключение

Вступление. Теоретическая часть.

Развитие дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!». В своем мастер-классе я представлю игровой набор Монтессори 14 в 1 предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Немного из истории.

Изначально методика М. Монтессори была направлена на обучение детей с отклонениями в развитии. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание.

Педагогика Марии Монтессори основана на природном любопытстве детей. Давно известна потребность ребёнка в освоении окружающей действительности с помощью всех данных природой органов чувств. Поэтому согласно системе  Монтессори обучение и развитие детей происходит через собственные действия. Именно поэтому процесс самостоятельного выполнения вызывает у ребёнка чувство удовлетворения и интерес.

Главная идея методики Монтессори: Ребёнок учится легко, не замечая, что учится!

В основе методики Марии Монтессори лежит: развитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально разработанного и предложенного дидактического материала.

Каждый предложенный материал преследует 2 цели:

  1. Прямая цель- самостоятельная цель ребёнка.
  2.  Косвенная цель – усвоение необходимых способов для развития координации движений, концентрации внимания, развития речи.

Данная методика позволяет достичь более высокого развития всех психических процессов, расширить и организовать опыт ребёнка.

Практическая часть.

Игровой набор Монтессори 14 в 1:

-представляет широкое поле  «общение» ребёнка с деталями-манипуляторами под руководством педагога.

- предназначен    для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста.

- способствует обогащению  внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи.

- позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребёнком в соответствии с его возможностями и потребностями,

- даёт возможность организовать одновременную игру нескольких детей.

 

  1. Модуль №1 состоит из квадратной основы со штырьками и четырёх видов геометрических  фигур с прорезями.

С помощью этого модуля улучшается не только моторика, но и сенсорное восприятие. Движения станут точными, что поможет малышам в будущем справляться  с простыми бытовыми, практическими и интеллектуальными задачами.

  1. Модуль№2. Это квадратная дощечка с невысокими бортиками, пространство которой заполняется геометрическими фигурами. Головоломка с помощью которой  можно развивать   не только мелкую моторику пальцев рук, но и логическое мышление, сообразительность.
  2. Модуль №3. Разноцветные фигуры дают представление о форме, цвете. Ребёнок учится логически мыслить, подбирать одинаковые цвета и сочетать несколько цветов, создавая единое целое.
  3.  Модуль №4. Разные по размеру и цвету цилиндры. Учат  ребёнка выстраивать логические цепочки. Движения становятся точными, тренируется глазомер.
  4. Модуль №5. Разноцветные прямоугольники. Развивают образное мышление, это хороший тренажёр для мелкой моторики рук. Это модуль  формирует представление о понятиях «больше», «меньше», «ниже», «выше».
  5. Модуль №6. Пирамиды и цифры закладывают первые представления о счёте. Ребёнок учится выполнять действия по алгоритму, если перед ним  будет  стоять такая задача.

  1. Модуль №7.Разные по форме и объёму фигуры. Можно использовать для формирования  таких понятий как «форма», «размер», «цвет». Модуль формирует представление о цветопередаче.
  2. Модуль №8. Головоломка в которой  задействованы 4 куба. Формирует  логическое мышление, представление о цвете и форме. Отличный тренажёр для тренировки внимательности и усидчивости.
  3. Модуль №9. Дощечка со штырьками, на каждый из которых нанизываются колечки. С помощью модуля формируются и закрепляются навыки по работе с мелкими предметами. Улучшается мелкая моторика рук.
  4.  Модуль №10 Включает в себя основание с бортиками и параллелепипеды разной длины.  Простые счёты, с помощью которых формируются элементарные математические понятия и представления
  5.  Модуль №11 Разные по цвету и форме фигуры формируют логическое и образное мышление, развивают фантазию. Отличный тренажёр для формирования творческих задатков, умения логически мыслить.
  6.  Модуль №12 Цветные призмы, состоящие из нескольких частей, помогают развивать логическое и образное мышление. Отличный тренажёр на внимательность.
  7. Модуль №13 Головоломка из частей фигур, способствующая развитию исследовательских навыков, умению быстро находить решение в сложных ситуациях. С помощью таких фигур формируется понятие «целое», «часть».
  8.  Модуль №14. Набор объёмных треугольников. Головоломка способствует развитию познавательной деятельности.

Заключение

Благодаря продуманному подбору разнообразных элементов, игровой набор Монтессори 14 в 1 позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений

(зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических). Не случайно в игровом наборе особое место отведено материалу, направленному на обогащение анализаторных систем, так как на основе полученных образов в дальнейшем будут развиваться внимание, мышление, эмоции ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

Работа с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, в детском саду.

Данная статья содержит рекомендации, которые могут помочь педагогам организовать работу с ребенком с РАС в группах, не специализирующихся на работе с детьми с аутизмом....

Описание практики «Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра»

Описание практики будет изложено на примере цикла коррекционных  занятий  с ребенком с РАС. За основу взята методика АВА терапия, описание применения визуального плана и чек-листа....

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....