«Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра»
методическая разработка по коррекционной педагогике

описание практики работы с детьми с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_praktiki_s_detmi_ras.docx532.09 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №27»

662150, г. Ачинск, Красноярский край,  микрорайон 4, строение 27, тел. 7-76-59

Описание педагогической практики для участия в серии экспертных сессий «Современные образовательные практики в дошкольном образовании».

Название практики: «Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра»

представляет команда ДОО:

  • Барба Марина Федоровна – учитель-дефектолог;
  • Рыбаченко Алена Богдановна – педагог-психолог;
  • Ачкасова Юлия Валентиновна – старший воспитатель.

В настоящее время распространение процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях страны является не только требованием времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  В нашей дошкольной образовательной организации доля воспитанников с ограниченными возможностями здоровья за период с 2012 до 2017 года увеличилась с 7% до 23% от общего количества воспитанников, посещающих детский сад. Дети с различными нозологиями: тяжёлые нарушения речи, задержка психического развития, легкая умственная отсталость, расстройство аутистического спектра, нарушение опорно-двигательного аппарата.

Одним из приоритетных направлений работы нашей дошкольной образовательной организации является социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и познавательной деятельности детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет коррекционно-развивающая работа (использование методических пособий, дидактических материалов, проведение индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития), для которой необходимо оборудование для создания инновационной модели развивающей образовательной среды. Командой детского сада была адаптирована практика «Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра», которая  помогает  создать условия для социализации и полного социального и познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует не только комплексному развитию познавательной активности детей, но и направлена на социальную адаптацию ребенка с РАС.

Описание практики будет представлена на примере цикла коррекционных  занятий  учителя-дефектолога с ребенком с РАС. За основу взята методика АВА терапия, описание применения визуального плана и чек-листа.

 Большинству детей с аутизмом очень сложно воспринимать информацию на слух, а значит и трудно учиться по устным инструкциям. Кроме того, им практически невозможно планировать и выстраивать в цепочку слова и действия.

         Наша задача на основе тех задатков, которые дала ребенку природа, помочь приспособиться к жизни, научиться социально приемлемому поведению, овладеть навыками самостоятельности в силу своих возможностей. Для этого существует множество видов визуальной поддержки: письменные инструкции, изображения подсказки, расписание дня (картинки), различные пошаговые  инструкции.

          Сегодня мы остановимся подробнее на визуальном плане и чек-листе. Вот как выглядит визуальный план, который мы используем для коррекционных занятий с ребенком.

 Один из видов расписания, которое в своей работе (занятии) использует учитель-дефектолог, чек- лист, вот как он выглядит.

Что же  такое чек-лист? – это список, содержащий ряд необходимых действий (пунктов) для выполнения  работы, или предметов, которые необходимо взять с собой (в командировку, например). Смысл чек - листа – не допустить ошибку! Понятие чек-лист пришло к нам из авиации, использование умного инструмента предполагает исключить возможность пилота допустить ошибку. Этот инструмент используется не только в авиации, но в медицине, строительстве, в бизнесе.

        Оформлен, может быть в виде таблице, где есть список и обязательно отметка о выполнении.

        Что дает чек-лист в применении в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра:

  • осуществление визуальной поддержки ребенку (нет тревоги, больше вероятности отсутствия вспышек негативного поведения, а значит, коррекционная работа пройдет более эффективно;
  • отрабатываем навык  следовать инструкциям взрослого, работаем над коммуникацией;
  • отрабатываем навык действовать последовательно (эта аналитическая деятельность) необходимая для жизни в социуме.

Учитель дефектолог для коррекционного занятия с применением чек - листа,  согласно запланированных для отработки определенных навыков,  подбирает картинки с изображением средств для работы. Например, картинки: 

  • металлофон – развитие слухового и зрительного восприятия; отработка навыка соотносить заданные педагогом основные цвета;
  •   игрушка –лизун отработка навыка произвольного внимания,  развитие тактильного восприятия и мелкой моторики;
  •  гусеница – закрепление навыка соотносить цвет и размер предмета, развитие мелкой моторики;
  •  кубики, закрепление навык слухового восприятия, и действовать по словесной инструкции педагога:  «КАК-я»
  • прищепки) – отработка навыка контролировать свое поведение, выполнение установки педагога:  «ЖДИ»

 Принцип действия чек - листа на коррекционном занятии, организовать общение с ребёнком опосредовано, за счет визуального расписания.

Например: учитель дефектолог на начало занятия выкладывает перед ребёнком чек - лист с последовательным планом всего занятия.

C:\Users\Gold\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0713-05-06-17-10-33.jpg

          Приступаем к действию по средствам чек-листа:

Если в системе работать с ребёнком, то принцип работы ему знаком. Ребёнок переносит первую картинку на другую сторону поля чек-листа и  из общего количества подготовленных дидактических пособий выбирает игру  для выполнения первого задания. Тем самым оставляя отметку о выполнении.  

          Таким образом,  осуществляется последовательность выполнения всех запланированных задания. C:\Users\Gold\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0714-05-06-17-10-33.jpg

           Основой работы с ребёнком с РАС является применение элементов методики Ава-терапии, которая  позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка  с РАС  и изменить его, модифицировать.

        Суть методики заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, если ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если не нравится – не будет. Применение элементов методика Ава-терапии на коррекционных занятиях позволяет достичь следующих результатов  в работе с ребенком с РАС:

  • улучшаются навыки коммуникации;
  • нормализуется адаптационное поведение;
  • улучшается способность к обучению.

Для применения данной методики нами был изготовлен планшет «Сначала – потом», вот как он выглядит.

            Планшет «сначала – потом» позволяет ребенку следовать указаниям, и обучаем его новым навыкам, обучаем понимать инструкции.  Данный планшет – это визуальная последовательность двух действий  обозначенная  в картинках, которая облегчает коммуникацию ребёнка и педагога.C:\Users\Gold\Desktop\IMG_0715-05-06-17-10-33.JPG

 Данный планшет сообщает ребенку о приятном событии, которое произойдет после завершения не совсем приятной задачи. Как это работает?  Из наблюдений за ребенком можно увидеть  на что происходит  позитивная реакция. В нашей практике в основном мы используем пищевое поощрение (конфетка). Учитель дефектолог работает по принципу сначала занятие, потом конфетка.

После того как ребенок понял концепцию визуальной последовательности, благодаря планшету сначала – потом, можно переходить  к более сложному визуальному расписанию, для различных событий в течении дня. Это может быть: посещение туалета,  прием пищи, одевания.

А также для поощрения ребёнка, применяем, по методике Ава терапия, планшет для визуальной поддержки «Смайлики»,  с помощью смайлика, учитель дефектолог отмечает успешное выполнение задания ребёнком.

Так же на этом планшете размещены два визуальных указателя для ребёнка «ЖДИ» и «ИДИ», оформлены они в виде картинок, которые учитель дефектолог использует для регулировки поведенческих реакций ребёнка. В ходе коррекционного  занятия с ребёнком с РАС нередко возникают вспышки негативных реакций на действие или просьбу специалиста, тогда на помощь приходит планшет с табличкой «ЖДИ»,  что способствует устранению негативной реакции на занятии, выработки навыка контролировать свое поведение в целом. 

                                 C:\Users\Gold\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0717-05-06-17-10-33.jpg                          C:\Users\Gold\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0718-05-06-17-10-33.jpg

Для целостного восприятия практики по применению инновационных методов и приёмов в работе с дошкольниками имеющими РАС предлагаем посмотреть фрагмент видео занятия с ребёнком.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  2. Роберт Шрамм: Детский аутизм и АВА. ABA. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

Работа с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, в детском саду.

Данная статья содержит рекомендации, которые могут помочь педагогам организовать работу с ребенком с РАС в группах, не специализирующихся на работе с детьми с аутизмом....

Описание практики «Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра»

Описание практики будет изложено на примере цикла коррекционных  занятий  с ребенком с РАС. За основу взята методика АВА терапия, описание применения визуального плана и чек-листа....

«Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

Цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления...

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»

Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет  игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....