Мастер-класс для родителей «Игры и упражнения по методике М. Монтессори, применяемые в коррекционной работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»
план-конспект занятия (средняя группа)

Андрияс Валентина Андреевна

Обучение по системе Монтессори способствует не только развитию новых навыков и умений у ребенка, но и формированию у него самостоятельности и уверенности в себе. Эксперты утверждают, что этот метод пробуждает в детях естественную тягу к знаниям и интерес к получению информации в том объеме, который им интересен и доступен. Ребенок не обязан выполнять задачи, к которым он еще не готов, что помогает избежать перегрузок и сохранить мотивацию к учебе в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_roditeley.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Игры и упражнения по методике М. Монтессори, применяемые в коррекционной работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

 

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!». В своем мастер-классе я представлю игры и упражнения на развития речи по системе Монтессори в дошкольном периоде.

Немного из истории.

Изначально методика М.Монтессори была направлена на обучение детей с отклонениями в развитии. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание.

Педагогика Марии Монтессори основана на природном любопытстве детей. Давно известна потребность ребёнка в освоении окружающей действительности с помощью всех данных природой органов чувств. Поэтому согласно системе Монтессори обучение и развитие детей происходит через собственные действия. Именно поэтому процесс самостоятельного выполнения вызывает у ребёнка чувство удовлетворения и интерес.

Главная идея методики Монтессори: Ребёнок учится легко, не замечая, что учится!

В основе методики Марии Монтессори лежит: развитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально разработанного и предложенного дидактического материала.

Каждый предложенный материал преследует 2 цели:

1.        Прямая цель- самостоятельная цель ребёнка.

2.        Косвенная цель – усвоение необходимых способов для развития координации движений, концентрации внимания, развития речи.

Данная методика позволяет достичь более высокого развития всех психических процессов, расширить и организовать опыт ребёнка.

В своей работе по развитию и коррекции речи я использую следующие игры и упражнения по методике Монтессори

I.        Упражнения на развитие мелкой моторики.

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, концентрации внимания, речи.

Упражнение №1 «Разноцветные прищепки» (2-5 лет)

Материал: разноцветные прищепки, картон разделённый на цветные сектора.

Упражнение №2 «Разноцветные капли» (2-5 лет)

Материал: поднос с формой для заморозки воды (сверху отмечены три крестика: красного, синего, жёлтого цветов), пузырьки с разноцветной водой, пипетки для каждого пузырька, губка.

Описание: Педагог ставит поднос перед ребёнком. Ребёнок должен переносить воду из разных пузырьков в ячейки формы с помощью пипеток. Ячейки постепенно наполняются водой в соответствии с их цветом. Затем с помощью этих же пипеток вода вновь переносится в пузырьки.

Упражнение: №3 «Перекладывание бус пинцетом» (2-5 лет)

Материал: поднос с формой для бус (с ячейками), пинцет, чашка с бусинами. Описание: Ребёнок пинцетом захватывает бусину из чашки и переносит её в ячейку формы. Когда форма окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладываются обратно в чашку.

II.        Упражнения на расширение словарного запаса (введение новых слов, обобщение, классификация)

Материал: Три коробочки или корзинки; игрушки или муляжами фруктов, овощей, животных, вырезанные из картона фигурки животных, растений и т. д. или же предметные картинки по обобщающим понятиям.

Цель: Расширение словарного запаса, классификация, обобщение.

Упражнение №1 (2,5-4 лет) 

Описание: Предложите малышу выложить предметы или картинки из одной коробки и назвать те предметы, которые он уже знает. Отложите их в сторону. Незнакомые предметы назовите сами (не больше двух- трёх предметов за одну игру).

Например: корабль, паровоз, вертолёт. Поиграйте некоторое время с новыми предметами, повторяя их название: «Дай мне паровоз», «Возьми корабль», «Поставь вертолёт на окно» и т. д. В конце игры спросите у малыша, поочерёдно указывая на эти предметы: «Что это?». Когда ребёнок назовёт их, взрослый собирает все предметы вместе и даёт обобщающее понятие: «Это транспорт».

Игру можно проводить с муляжами, контурными изображениями, предметными картинками. В конце каждой игры давайте обобщающее понятие.

Упражнение №2 (3-5 лет)

Описание: Ребёнок беспорядочно выкладывает предметы из трёх коробок, называя уже знакомые ему предметы. Попросите его положить в одну коробку только то, чем пользуется человек, в другую то, что растёт, в третью – животных. Предложите ребёнку самостоятельно повторить это и проверьте выполненную работу.

Упражнение №3 «Семья» (2,5-4 лет)

Материал: Муляжи животных одной группы

Описание: Попросите ребёнка взять из коробки муляжи животных и назвать их. Взрослый повторяет за ребёнком или уточняет: папа-бык, мама- корова, детёныш- телёнок. Играем в игру, где взрослый, рассказывая историю, часто повторяет названия членов семьи. Например: Папа-бык пошёл к воде, а мама-корова кормит своего детёныша- телёнка и т.д. В конце игры спросите у ребёнка: «Как мы называем детёныша в этой семье?, маму?, папу?

Упражнение №4 «Серия карточек»

Материал: карточки

Описание: Разложите перед ребёнком серию карточек, например, представляющими развитие плода: зёрнышко, росток, молодое растение, цветущее, плодоносящее. Объясните ребёнку порядок появления плода, выкладывая карточки в правильный ряд. Потом перемешайте карточки и попросите ребёнка разложить карточки самостоятельно. В конце игры проверьте правильность выполненной работы.

III.        Упражнения на развитие фонематического восприятия

Материал: три коробки, предметные картинки.

Цель: Научить ребёнка слышать заданный звук в слове, определять место звука в слове.

Упражнение №1: «Общий звук»

Описание: Достаём из коробки предметы и просим ребёнка назвать их.

Например: слон, собака, сумка. Повторите эти названия несколько раз, выделяя звук «с» в начале слова. Помогите ребёнку понять, какой звук общий для этих слов и где он слышатся. Упражнение повторите с другой группой картинок, в которой общий звук слышатся в середине, в конце слова.

Упражнение №2 «Звуковой паровозик»

Материал: предметные картинки, паровоз.

Описание: Карточки, например, со звуком к в начале, середине, конце слова вынимаются из коробки и перемешиваются. Ребёнок должен разложить их по вагонам. В первый вагон – со звуком в начале слова, во второй – со звуком в середине, в третий – со звуком в конце.

Упражнение №3 «Цепочка слов»

Материал: коробка с отделениями, в каждом из которых лежат предметные картинки, начинающиеся на один звук.

Описание: Ребёнок выкладывает предметы в таком порядке, чтобы последующее слово начиналось со звука, на который заканчивается предыдущее. Например: дуб-бант- автобус-самолёт- танк и т. д.

Заключение.

В завершение стоит подчеркнуть следующее: обучение по системе Монтессори способствует не только развитию новых навыков и умений у ребенка, но и формированию у него самостоятельности и уверенности в себе. Эксперты утверждают, что этот метод пробуждает в детях естественную тягу к знаниям и интерес к получению информации в том объеме, который им интересен и доступен. Ребенок не обязан выполнять задачи, к которым он еще не готов, что помогает избежать перегрузок и сохранить мотивацию к учебе в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"

В последние годы проблема раннего вмешательства резко обос­трилась в связи с тем,  что с каждым годом все больше и больше де­тей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Це...

Консультация для воспитателей "Палочки Кюизенера в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста"

   Палочки Кюизенера - многофункциональный дидактический материал, который известен всему миру. Он преназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе ...

Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...

Консультация для родителей на тему "Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста"

laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».В. А. Сухомлинcкий«Представление, что при любом двигательном тренинге.упражняется не рука, а мозг, вначале казалосьпарадокса...

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

В настоящее время наблюдается высокий рост числа детей, которые имеют нарушения мелкой моторики и речевого развития....

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»

Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет  игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....