Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"
статья (старшая группа) по теме

Банцер Марина Валерьевна

В последние годы проблема раннего вмешательства резко обос­трилась в связи с тем,  что с каждым годом все больше и больше де­тей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Цель этой небольшой методической разработки - помочь логопедам в решении этой проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bancer.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи

Содержание.

  1. Предисловие.
  2. Развитие понимания речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста (общее недоразвитие речи).
  3. Развитие психических процессов у детей ОНР:
  1. памяти;
  2. внимания;
  1. Общеречевые навыки:
  1. работа над речевым дыханием;
  2. работа над артикуляционной моторикой.
  1. Работа над мелкой моторикой.
  2. Активизация речевого подражания
  3. Работа по развитию речевой культуры речи.
  4. Работа над элементами системы коррекции речи:
  1. особенности формирования словаря у детей с ОНР;
  2. формирования грамматического строя речи;
  3. работа по развитию связной речи.

В последние годы проблема раннего вмешательства резко обострилась в связи с тем,  что с каждым годом все больше и больше детей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Появилось множество публикаций, таких авторов, как Л.В. Павловой "Перспективное комплексное планирование работы логопеда с детьми младшего дошкольного возраста" (общее недоразвитие речи), Л.С. Соломахи "Перспективное планирование работы логопеда в средней группе дошкольного образовательного учреждения" (общее недоразвитие речи), Н.В. Нищевой  "Перспективное планирование логопедической работы в средней группе детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)",  эти программы предложены в помощь логопедам, занимающимся проблемами раннего речевого развития с детьми младшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР.

Цель этой небольшой методической разработки - помочь логопедам в решении этой проблемы. Если логопеды будут лучше представлять систему коррекционной  работы по устранению общего недоразвития речи с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, то им будет легче помочь детям в устранении данного речевого нарушения. Система коррекционной работы включает в себя следующие разделы: развитие понимания речи, общеречевые навыки, работа над мелкой моторикой, активизация речевого подражания, работа по развитию звуковой культуры речи (ЗКР), особенности формирования словаря у детей с ОНР младшего и среднего возраста, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи. Эти разделы подробно рассмотрены ниже.    

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.

Уровни понимания речи могут быть различные,  от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементы просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов, например, различение форм единственного и множественного числа существительных. Но даже тогда, когда создается впечатление, что ребенок хорошо понимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительные обследования указывают на ограниченность ее понимания.

Из нашей  практики  известно, что только при достаточно хорошем  понимании речи ребенок может начать говорить. Поэтому в первую очередь мы начинаем работу активизацией понимания речи. С неговорящими детьми, плохо понимающими обращенную речь (при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте), логопедическая работа начинается с многократного проговаривания ситуации. Используя ситуативные моменты режимных процессов (прогулки, умывания,  кормления и т.д.),  логопед называет предметы,  которые берет ребенок,  называет действия,  которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом,  называет те ощущения,  которые испытывает ребенок. В своей работе мы используем проговаривания короткими предложениями (из 2-4 слов),  делая паузы,  одни и те же словосочетания повторяем по 2-3 раза,  одни и те же слова употребляем в разных грамматических формах,  отражающих различные взаимоотношения называемых предметов. Все слова проговариваются естественными интонациями,  без скандирования слов по слогам,  но с обязательным выявлением ударного гласного. Вся речь насыщена вопросами,  обращенными к детям. В результате у детей создается потребность общаться со взрослыми с помощью тех речевых средств,  которые накапливаются в их активном словаре.

После того как ребенок слышал много раз названия предметов, которые он брал,  ощупывал, и рассматривал, или слышал названия действий,  которые совершал сам (ел, пил, играл и т.д.), можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое - либо поручение,  связанное с этим предметом. Если ребенок не понимает то, о чем его просят, надо самому   взять этот предмет и еще раз его назвать,  а затем назвать совершающееся действие с этим предметом. В работе с неговорящими детьми (ОНР (1 ур)) мы не рекомендуем перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченными или обобщающими значениями.

Материалом для проведения занятий могут быть игрушки,  предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища т.д.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Для детей  с общим недоразвитие речи характерно недостаточное развитие таких высших психических процессов, как внимания и памяти.

Память создает, сохраняет и обогащает знания, умения,  навыки всех людей,  а детей в особенности,   без чего не мыслимы ни успешное обучение,  ни плодотворная деятельность. Ребенок запоминает наиболее прочно те факты,  события и явления,   которые имеют для него особенно важное  значение.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение ребенка к тому, что он должен запомнить. Все    то, что вызывает яркую эмоциональную реакцию,  откладывает глубокий след в сознании и запоминании надолго и прочно.

Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания  невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого. Ребенка в равной степени может заинтересовать  любой предмет,  его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. Поэтому при работе с такими детьми лучше всего использовать объемный наглядный материал, яркий, интересный (игрушки) и частую смену видов деятельности. Неорганизованность поведения детей с общим недоразвитием речи, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим поведением,  несовершенством внимания и памяти. Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Специальная работа логопеда по развитию памяти и внимания способствует своевременному психическому развитию детей с данной патологией. Проследим, как осуществляется эта, работа. Она заключается в следующем:

  1. работа по развитию слухового внимания и памяти;
  1. работа по развитию зрительного внимания и памяти;
  1. работа по сравнению и сортировке предметов по цвету,  форме, величине.

Работа по   развитию слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: гармоники,  колокольчика,  барабана,  бубна и т.д. Вначале ребенок должен определить,  какой инструмент звучал; затем указать направление звука звучащего инструмента, игрушки; воспроизвести ритм звучания. После того, как проведена эта объемная работа, можно переходить к следующему этапу по развитию зрительного внимания и памяти. Этому способствует специальные игры на запоминание (они должны соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей). Игры рекомендуется проводить с различными предметами или игрушками. Начинаем с 2 игрушек (предметов), постепенно увеличиваем их количество. Если дети хорошо справляются с этой работой,  то игрушки можно заменить предметными картинками.

По окончании этой работы мы переходим к следующему этапу –  работе по сопоставлению и сравнению предметов по цвету, форме, величине и назначению. Сравнивать и сопоставлять можно кубики, матрешек,  нарезанные из картона фигурки и другие игрушки,  или предметы домашнего обихода (пуговицы,  катушки, ложки,  горох и т.д.) Для проведения работы по сравнению признаков предмета необходимо соблюдать определенные условия. Надо учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет взять. Для этого неоднократно ребенку нужно напомнить: «Посмотри внимательно». Не следует сначала добиваться от детей запоминания названия цвета, формы, величины предмета,  а нужно сосредотачивать внимание на внешней одинаковости, схожести предметов при сличении. Например: "Посмотри, найди такой же, похожий". При этом ребенок должен сначала уловить сходство цвета,  затем формы,  потом величины. Нельзя торопиться вводить разнообразие цвета,  форм, величин. Количество сравниваемых предметов должно возрастать постепенно по мере усвоения материала и темпа его восприятия.

Выполняя все этапы работы при коррекции памяти и внимания, мы видим положительный результат. Внимание становится более устойчивым,  а память более продуктивной.

ОБЩЕРЕЧЕВЫЕ  НАВЫКИ.

Система коррекционной работы также предусматривает и работу над общеречевыми навыками: дыханием и артикуляционной гимнастикой.

Важнейшее условие правильной речи - это правильное речевое дыхание и плавный длительный выдох. Речевое дыхание значительно отличается от жизненного,  т.е. физиологического дыхания. Установлено, что наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание,  тогда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижности грудной клетки. При речи вдох делается носом и ртом. Контролировать правильное речевое дыхание помогает игрушка или собственная ладонь ребенка, положенная на живот. При выдохе мышцы живота и грудной клетки  сокращаются - игрушка (ладонь) опускаются. При вдохе - поднимаются.

Произношение большинства звуков требует направленной, плавной и достаточно сильной воздушной струи. Для сформирования такой воздушной струи используются разнообразные игры и упражнения (смотри приложение).

Артикуляционная гимнастика в младшей и средней группах необходима для того, чтобы наши дети познакомились со своими артикуляционными органами, заинтересовались ими и научились ими управлять. Все это в дальнейшем будет необходимо для исправления недостатков звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика в младшей и средней группах не имеет цели выработки точных артикуляционных укладов,  так как работа над постановкой звуков в этом возрасте не дает ожидаемых результатов.

Начинать работу необходимо со знакомства с зеркалом, для обучения зрительному  контролю своих действий, на доступном детям уровне объясняем,  для чего зеркала присутствуют на логопедических занятиях.

Далее переходим к знакомству с органами артикуляции. В   игровой форме мы объясняем детям, как называются те или иные артикуляторные органы и для чего они  служат. Следующий этап - это работа над подвижностью языка и губ. С помощью простейших артикуляционных упражнений, выполняемых перед зеркалом,  мы добиваемся точности, скоординированности, быстрого переключения от одного упражнения к другому, способности к удержанию артикуляционной позы.

Нельзя забывать, что эта работа должна проводиться без принуждения, на фоне хорошего настроения, в игровой  форме, при правильней речевом дыхании.

РАБОТА НАД МЕЛКОЙ МОТОРИКОЙ.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность,  а также отклонения в движении пальцев рук, так как подвижность пальцев тесно связана с речевой функцией. В связи с этим в системе обучению и воспитанию детей с ОHP мы предусматриваем воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Практика работы доказывает,  что если развитие мелкой моторики соответствует возрасту,  то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает,  то задерживается и речевое развитие,  хотя общая моторика при этом может быть нормой и даже выше нормы.

В младшем дошкольном возрасте мы рекомендуем следующие задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровки, обводки, штриховки, разукрашивание, работа с играми Монтессори и Воскобовича.

Очень хорошую тренировку пальцевых движений дают народные  игры-потешки (см. приложение). Для развития пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Логопед объясняет детям выполнение того или иного задания, моделируя его на себе (игра «Обезьянки»).

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ.

Важным элементом системы коррекционной работы является активизация речевого подражания. Речь ребенка развивается на основе подражания, поэтому большое значение имеет четкая, неторопливая, грамматически, фонетически и  артикуляционно-правильная речь взрослых.

Ответственным моментом является создание ситуаций потребности подражать речи взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому мы создаем условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. Это могут быть речевые и неречевые подражания. В этот период развития речи дети могут называть игрушки,  знакомые предметы, их действия,  а так же выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой формулировке.

Лепетные слова необходимо использовать в простых предложениях, содержащих обращение, повеление, указательные слова и существительные в именительном падеже, повеление и прямое дополнение. Вовлекая детей в речевое общение и приучая их к пользованию такой элементарной формой,  как краткий ответ на вопрос,  мы готовим их к овладению простым диалогом.

Когда ребенок пополнит свой   активный словарный запас, в том числе и словами, обозначающими действия, начинаем работу по приучению  его пользоваться своей речью. Производя любое действие, мы сопровождаем его речью  и постепенно начинаем требовать от ребенка того же. Сначала детям предлагаем предложение из 2-х. слов - существительного и глагола, потом вводим прилагательное и другие части речи. Так, постепенно, у ребенка увеличивается словарь, появляется связная речь.

Не следует требовать от ребенка называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно,  так как это может привести к отказу от речи. Нельзя перегружать ребенка речевым материалом – это  может привести к заиканию.

Всякое проявление речи у ребенка на данном этапе работы необходимо поощрять. Не надо принуждать ребенка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать таких слов,  как скажи, повтори, так как эти просьбы у наших детей может выработаться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами:  угадай,  отгадай или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отвечает (речевой образец).

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗКР.

Обучение правильному звукопроизношению  выделяется, как   ведущая линия развития речи детей 3-4 лет с ОНР. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь.  Дети начинают точнее употреблять нужные по смыслу слова.

Основная задача развития звуковой культуры речи на данном возрастном отрезке времени сводится к выработке у детей правильного произношения таких звуков, как а, о,  у, и, э, м – мь,  б-бь, п-пь, д-дь,  т-ть, г-гь, к-кь, в-вь, ф-фь, н-нь, х-хь,  т.к. они наиболее просты в произношении. При этом формируется не только навык правильного произношения этих звуков, но к связи слухового и артикуляционного  контроля, без которого  невозможно правильное произнесение звуков. На этом этапе обучения у детей развивается артикуляционный аппарат, формируется четкое произношение слов и фраз с этими звуками, вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и умение произносить их более четко, чем другие,  развивается слуховое восприятие.

Последовательная отработка этих звуков позволяет в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру  речи наших детей,  создает предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ч, щ и др.),  а также готовит детей к  развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения. Одновременно с этим мы решаем задачи совершенствования фонематического слуха,  дикции,  развиваем память.

Развитие звуковой культуры речи осуществляем в единстве с развитием различных сторон речевой и психической деятельности.  Речевой материал,  который предлагается в приложении,  способствует четкому и правильному произношению изучаемого звука в звукоподражании, в словах,  а затем и во фразовой речи (см. приложение).

При отработке гласных звуков детям предлагаем те слова, в которых изучаемые звук находится в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко,  длительно,  т.е. вырабатывается умение выделять звук  голосом.

Согласные,  с которыми знакомим детей, произносим громче и четче,  чем другие. В приложении предложены стихи для заучивания с опорой на   рисунок, они способствуют развитию  связной речи,  ее выразительности,  обогащают словарь детей образными словами и выражениями,  способствуют развитию ассоциативной памяти.

Через игры-загадки "Подскажи словечко",  мы приучаем детей внимательно слушать текст стихотворения,  подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Эти задания тоже способствуют развитию фонематического слуха. Загадки мы используем с младшего возраста, т.к. на наших занятиях  у детей активно начинает развиваться  внимание, память, мышление, формируется  воображение.    

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОНР МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

Различается активный и пассивный словарь,  который определяет возможности не только понимания,  но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов.

При формировании у детей словарного запаса используем разнообразные приемы,   направленные, прежде всего, на развитие    активного внимания,  умения вслушиваться в обращенную речь,  выделять в ней названия предметов,  действий, признаков. На первоначальных этапах подбираем задания,  выполнение   которых подкрепляется действием. Предметный словарь имеет выраженный конкретный характер (покажи, принеси, выбери и т.д.),  а действия легко поддаются демонстрации (подпрыгни,  согни руку, присядь и т.д.).

Для активизации словарного запаса детям предлагаем:

  1. самостоятельно назвать предмет,  действие, признак;
  2. закончить предложение,  вставив необходимые по смыслу слова (см. приложение);
  3. подобрать существительные,  глаголы, прилагательные к словам-раздражителям.

Во время словарной работы полезно использовать рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы ребенку необходимо задавать таким образом, чтобы помочь понять не только сюжетную линию, но и причинно - следственные отношения,  дать эмоциональную оценку увиденного.

Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Уточнение значений слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание значимых частей слова. Важно показать, как с изменением их звучания изменяется сам смысл слова (игры «Большой, маленький», «Один, много»). На первоначальных этапах образования уменьшительно-ласковых слов даем сопоставление двух предметов - большого и маленького, подчеркиваем,  как по-разному они называются. Интонационно выделяем суффикс (кот – котик).

Включая упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи, дети сначала повторяют вслух за логопедом предложенный образец, а затем самостоятельно составляют предложения.

Обучая детей употреблению существительных с уменьшительными значениями,  важно правильно подобрать наглядный материал. Сначала даем упражнения на образование существительных мужского рода с суффиксом "ик-ок" (хвостик, бантик, дубок), затем существительные женского рода с суффиксом "к" (куколка, шляпка). Обучение  и закрепление навыков словообразования проводим в виде различных игровых фрагментов, где действующими лицами являются сами дети или их любимые персонажи, игрушки. Широкое использование наглядности,  элементов музыки,  активизации речевой деятельности, различных форм поощрений помогают поддерживать эмоционально-положительный настрой детей, интерес к занятиям, обучению с увлечением.

Усвоение значений слова происходит в процессе предметной деятельности,  в широком речевом потоке, где каждое слово оказывается в различных лексических отношениях с другими словами.

При формировании словарного запаса детей целесообразно предусматривать тематический подход к отбору словаря с опорой на те предметы и явления,   которые постоянно окружают детей в повседневной жизни. Весь лексический материал обязательно используется в структуре связного высказывания, т.е. включается в повседневную речевую практику.

В нашей работе мы выделяем следующие направления:

  1. обогащение активного словаря;
  2. расширение и уточнение значения слова;
  3. формирование лексической системы;
  4. закрепление связи между словами в словосочетаниях и предложениях;
  5. актуализация слова (ребенок должен уметь по памяти воспроизвести необходимые слова, которые связаны с определенным словом). Например, яблоко - дерево,        есть,        огрызок,

               тереть,         катать,    падать,

               красное,      гладкое,  круглое,  кислое.    

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

        Работа логопеда с детьми, имеющими ОНР, требует внимание к формированию грамматического строя речи. Она тесно связана с работой над словом, т.к. в речи слово употребляется в той или иной  словоформе, сами же словоформы связываются по законам грамматики. В этой работе важно обратить внимание, как на связи слов, так и на участие в выражении этих связей служебных слов, в том числе и предлогов. Отрабатывая различные виды сочетаний слов, формирую у детей умение правильно строить предложно-падежные конструкции.

Работая над    словосочетанием, необходимо стремиться к тому, что бы каждое из отработанных словосочетаний включалось в предложение.  Целесообразна при этом работа по правильному построению и употреблению форм существительных, прилагаемых и глаголов.

Существительные появляются в предложении ребенка в числе первых слов и некоторое время употребляются в неизменном виде. Исходной первоначальной формой существительного, как правило, является именительный падеж, так как именно эту форму ребенок слышит от взрослого, называющего ему окружающие предметы. С момента восприятия языкового материала дети начинают дифференцировано  употреблять:

  1. единственное и множественное число существительных (мужской род с окончанием «а», «ы» - дом – дома, стол – столы; женский род с окончанием «и» - вилка - вилки).

Одушевленные предметы мужского и женского рода рассматриваются отдельно, неодушевленные – отдельно.

  1. уменьшительную форму на ряду с исходной:

                             мяч – мячик.

                           хвост – хвостик.

  1. родительный падеж со значением отсутствия:

У кого нет хвоста?

У кого нет мишки?

  1. Дательный падеж со значением орудийности:

Дает маме.

Дает собаке.

  1. Творительный падеж со значением орудийности:

Рисую (чем?) – карандашом.

Пишу (чем?) ручкой.

Копаю (чем?) лопаткой.

  1. Родительный падеж предложных конструкций (кто у кого?)

Теленок у коровы.

Щенок у собаки.

  1. Творительный падеж существительных (кто с кем пошли гулять?)

Мама с дочкой.

Коля с машиной.

  1. Предложный падеж со значением места нахождения:

На столе.

Об усвоении глагола известно, что название действий (кроме слова «Дай») появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. Мы можем выделить несколько этапов усвоения глагольных форм:

  1. неопределенная форма глагола (пить, есть);
  1. повелительное наклонение (иди, сиди);
  2. отработка изъявительного наклонения (сидит, идет);
  3. отработка прошедшего времени глагола производится после усвоения падежных форм существительных (был, пошел, сделал);
  4. глаголы будущего времени формируются к 4 годам (буду);
  5. приставочные глаголы формируются к 4 годам (прилетела, забежала).

Позднее, после существительных и глаголов, появляются прилагательные. Рекомендуется следующая работа по усвоению словоизменения прилагательных:

- признаки  предмета (цвет, размер, форма):

цвет: красный, синий, черный, желтый, белый;

размер:  маленький, большой, высокий, низкий, длинный, короткий, широкий, узкий;

форма: круглый, квадратный;

  1. свойства предметов:

холодных – горячий             твердый – мягкий            чистый – грязный

мокрый – сухой                      тяжелый – легкий

  1. вкус:

сладкий, кислый, горький;

  1. физическое состояние: здоровый – большой;  
  2. душевные качества: добрый – злой, веселый – грустный.

Первоначально, в  2,5 года дети начинают усваивать согласование прилагательного с существительным в именительном падеже, единственном числе, прилагательные женского рода и мужского рода. Примерно с 3 лет дети согласуют существительные с прилагательными в косвенных  падежах.

Наречия появляются в числе первых слов, и их количество быстро растет, они обозначают различные отношения:

вверху  - внизу          высоко – низко       далеко – близко

там, здесь,   туда, вот, куда, назад

  1. оценка действия: хорошо, плохо, громко, быстро, тихо, медленно.
  1. количества: много, мало, чуть- чуть, пополам.
  1. времени:  сейчас, скоро, сначала, тогда, теперь, вчера.
  1. модельности: надо, можно, нужно, нельзя.
  1. вкуса: вкусно, невкусно, горько.
  1. температура: горячо, тепло, холодно.

Об усвоении детьми местоимений известно, что  большинство местоименных форм употребляется правильно с самого начала их появления в речи детей, чему способствует их частое употребление. «Я» - появляется в 2 года, а к 3 года: «ТЫ», «ВЫ», «ОН», «ОНА», прилагательные местоимения: «МОЙ», «ТВОЙ», «НАШ», «ВАШ». Так как игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми,  в приложении предлагаются игры и практический материал для формирования грамматического строя речи, которые были практически апробированы  и дали положительные результаты.

        В приложении    приведены примеры игр, которые помогут детям:

  1. Познакомиться друг с другом, запомнить имена.
  2. Образовывать и употреблять в речи множественное число имен                существительных.
  3. Различать род имен существительных.
  4. Закрепить обобщающие понятия.
  5. Различать падежные конструкции.
  6. Слышать в речи логопеда слова, обозначающие действия, и выполнять определенные действия.
  7. Расширять пассивный и активный глагольный словарь, соотносить действия со словом.
  8. Правильно согласовывать прилагательные с существительным   в роде, числе и падеже.
  9. Закрепить понятия «цвет», «форма», «размер».    

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Учить ребенка рассказывать –  значит формировать его связную речь.

Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедической работе и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями наших детей. Учитывается сниженная речевая активность детей с ОНР, их быстрая утомляемость, недостаточная переключаемость. Поэтому целесообразно  особое внимание уделять подбору речевого материала.

        Первые небольшие рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Достаточно распространенным приемом развития связной речи является оречевление детьми выполняемой серии действий. Это помогает выработать умение наблюдать, запоминать и в словесной форме рассказывать об увиденном.

        Постепенно цепочка заданий увеличивается, появляются слова, расширяющие и уточняющие характер выполнения действий. Полезными являются  упражнения по обучению детей различным видам рассказов-описаний, но этому предшествует большая работа  по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Когда мы сравниваем предметы (картинки), они обязательно находятся перед глазами ребенка. Сначала определяются различия между предметами по их характерным признакам, т.к. для наших детей эта задача более легкая, а затем перейти к описанию сходных признаков.

        Обучение детей описанию предметов мы проводим при изучении каждой лексической темы. Первоначально детям предлагается отобрать предметы   определенного цвета, формы, размера и т.д. Навык описания предметов закрепляем в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (лепки, рисования, конструирования).

        Описанию животных и птиц должна предшествовать работа по рассматриванию игрушек или изображений на картинках. Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи.

        Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Составление рассказов по картинкам способствует уточнению знаний известных  ребенку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок  дети овладевают навыками диалогической речи. Для составления рассказов по серии картинок, сначала детям объясняем и показываем последовательность раскладывания картинок, на которых изображен ряд последовательных событий. Рассматривание их, ответы на вопросы  по содержанию предваряют самостоятельное составление рассказов. Серии картин, являясь своеобразным наглядным планом, помогают правильно воспроизвести последовательность в рассказе. Если у ребенка возникают трудности в составлении рассказа даже после такой предварительной работы, то даем свой образец рассказа, вместе с ребенком проговариваем его, а затем, спустя некоторое время, предлагаем другую серию картинок. Обучение  перерассказу можно проводить  с детьми 4 – летнего возраста, но у детей с ОНР наблюдаются большие трудности в перерассказе  текстов. Поэтому используем дополнительные приемы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказа. Сюда относится использование яркой наглядности. При обучении пересказу эффективно используем  в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.

        В приложении предлагаются варианты рассказов и иллюстрационный материал для рассказов.

Таким образом, как следует из вышеизложенного, коррекционная работа  с детьми ОНР (I-II ур.) требует тщательно отработанного систематического подхода. И мы в своей работе используем следующую систему: Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Палочки Кюизенера в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста"

   Палочки Кюизенера - многофункциональный дидактический материал, который известен всему миру. Он преназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе ...

Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Это, как...

ДОКЛАД на тему «Использование малых форм в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» + презентация

laquo;Использование малых форм в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Умелое использование ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогическ...

Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...

Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми старшего и дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи»

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушен...