ДОКЛАД на тему «Использование малых форм в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» + презентация
презентация к уроку (младшая группа)

Воднева Наталья Васильевна

 «Использование малых форм в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_dokladu.ppt232 КБ
Microsoft Office document icon doklad.doc68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Воспитатель Воднева Наталья Васильевна

Слайд 2

Малые фольклорные формы Пестушки Потешки Заклички Считалки Скороговорки и чистоговорки Пословицы и поговорки Дразнилки Докучные сказки Загадки Прибаутки, шутки, перевертыши Колыбельные песни

Слайд 3

Использование малых форм фольклора я применяла в разных видах деятельности : в режимных моментах в игре в инсценировках в играх на развитие мелкой моторики в наблюдениях в беседах в непосредственно-образовательной деятельности

Слайд 4

Использование малых фольклорных форм в адаптационном периоде: * * * Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка - пригожий Наша деточка в дому Что оладышек в меду Красно яблочко в саду . * * * Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка Принесет орешки, Для Машиной потешки.

Слайд 5

Использование фольклора в режимных моментах : - при укладывании спать * * * Люли, люли, люли, Прилетели гули, Сели гули ворковать, Тихо Машу усыплять Спи, малютка почивай. Глаз своих не открывай. Вот и люди спят Вот и звери спят Птицы спят на веточках, Лисы на горочках Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке. Детки все по люлечкам. Спят - поспят, всему миру спать велят.

Слайд 6

- при пробуждении * * * На кисоньку потягушечки На деточку порастушечки.

Слайд 7

-при формировании навыков самообслуживания и гигиены (одевание, умывание, кормление) * * * Будут пальчики вставать Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики - ура! Одеваться нам пора. * * * От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы веселей цветы и птицы! Катя умывается, солнцу улыбается! * * * Водичка, водичка, Умой мое личико … Чистая водичка, Умоет Саше личико Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Деткам улыбаемся.

Слайд 8

* * * Умница Сашенька, Ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. * * * Травка - муравка, со сна поднялась Птица - синица за зерно взялась, Зайка за капустку , мышка за корку, Детки - за молоко! * * * Утка утенка, кошка котенка, Мышка мышонка зовет на обед. Утки поели, кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко!

Слайд 9

* * * Маша варежку надела: -Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал. Маша варежку сняла: -Поглядите, я нашла! Ищешь, ищешь - и найдешь. Здравствуй, пальчик! – Как живешь? * * * Вот они сапожки, Этот - с правой ножки, Этот- с левой ножки. Настенька маленька На ней шубка аленька, Опушка бобровая Настя чернобровая .

Слайд 10

Использование малых фольклорных форм в играх с детьми: * * * Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая, роса гладкая, Гони стадо в поле, Погулять на воле! * * * Я рыжая лисица Я бегать мастерица, Я по лесу бежала, Я зайку догоняла. И в ямку - бух! -

Слайд 11

Использование малых фольклорных форм в наблюдении и беседе: * * * А ты радуга-дуга, Ты высока и туга! Не давай дождя. Давай нам солнышка - колоколнышка! * * * Сосна, сосна Отчего ты красна? Оттого я красна, Что под солнышком росла!

Слайд 12

Использование малых фольклорных форм в непосредственной образовательной деятельности: * * * Зимой солнце светит, да не греет Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Береги нос в большой мороз. * * * Сто одежек и все без застежек. (капуста) Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)

Слайд 13

Заключение Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают навыки самообслуживания и гигиены.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 8 «Салют» города Смоленска

ДОКЛАД

на тему:

«Использование малых форм в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

Воспитатель

 Воднева Наталья Васильевна

г. Смоленск

       

           Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы было и остаётся устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

           Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

            Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

            Что же относится к малым фольклорным формам?

- Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

- Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

- Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

- Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

- Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

- Пословицы и поговорки –краткое изречение, обучающее чему-либо

- Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

- Докучные сказки у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

- Загадки-  - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

- Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

       Прибаутки, потешки,  пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.

        Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.

- Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.

      Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес.

      В своей работе с детьми младшего и среднего возраста я большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам,  пестушкам, закличкам,  приговоркам, колыбельным-песенкам, загадкам, пословицам.

    Малые формы фольклора применяю в разных видах деятельности:

  • в режимных моментах
  • в игре
  • в инсценировках
  • в играх на развитие мелкой моторики
  • в наблюдениях
  • в беседах
  • в непосредственно образовательной деятельности

       Знакомить детей моей группы с малыми фольклорными формами я начала со 2-й младшей группы, так как они  особую значимость приобретают в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

        Предметную среду в группе создавала так, чтобы в ней были игрушки, картинки, которые можно использовать как персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней я замечала, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую  наиболее понравившуюся. Потешки помогали наладить эмоциональный контакт с детьми.

     Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Маминой потешки.

  Незаменимо  использование фольклора в режимных моментах.

 Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

     Укладывая  спать детям в тихий час, стараюсь создать  ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Если кто-то из малышей беспокоится, присяду рядом, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят, всему миру спать велят.

     Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

    Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.  

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

     

     Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них.

      Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку.

Будут пальчики вставать

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Встали пальчики - ура!

Одеваться нам пора.

     Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такими  потешками как:

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы Веселей цветы и птицы!

Катя умывается, Солнцу улыбается!

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся По-сме-лей -

Катя умывайся веселей!

Водичка, водичка,

Умой мое личико …

Чистая водичка,

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

     Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры умывания, и текст веселой потешки.

     Удачно подобранная  потешка помогает и во время приема пищи. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь  потешку,  начинают есть с удовольствием.

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Травка - муравка, со сна поднялась

Птица - синица за зерно взялась,

Зайка за капустку , мышка за корку,

Детки - за молоко!

Утка утенка, Кошка котенка,

Мышка мышонка зовет на обед.

Утки поели, Кошки поели, Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

       С потешками так же веселей и легче собираться на прогулку

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

-Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь - и найдешь.

Здравствуй, пальчик! - Как живешь?

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Настенька маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Настя чернобровая.

      Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.

      Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

     Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем разнообразные движения:

- Шевеление пальчиков.

- Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

- Разведение пальцев и их сведение.

- Хлопки.

- Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

- Помахивание кистями - сверху вниз.

- Помахивание кистями к себе и от себя.

- Вращение кистей - «фонарики».

- Вместе с движениями произносятся слова потешки.

      Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

     Материал фольклора через игровое обыгрывание разнообразных выразительных движений. помогает развивать мелкую и крупную моторику руки.

     Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух! –

дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

       Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги.

       Родовые корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Они рождены языческой верой во всемогущие силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу. И каждая из природных стихий, каждое из природных явлений запечатлелось в них как чудесная сила, к которой обращались с просьбами об урожае, хорошей погоде, о дожде, который шел бы «не там где жнут, а там где ждут!».

     Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу,  дождю и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Давай нам солнышка - колоколнышка!

    Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.

     Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:

Сосна, сосна

Отчего ты красна?

Оттого я красна,

Что под солнышком росла!

    Очень часто в организованной образовательной деятельности использую пословицы и поговорки.

Зимой солнце светит, да не греет

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Береги нос в большой мороз.

     Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

     На занятии так же использовую загадки. В любой загадке предмет не называется, нужно самому догадаться, о чем идет речь.

     Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

     В свободное время большое внимание уделяю русским народным сказкам. Дети с удовольствием слушают сказки. Повторение песенок героев сказок, их имен закрепляет образы героев в сознании детей. И дети начинают использовать их  в своих играх, учатся рассказывать сказки, а затем и инсценировать.

      Итак,    детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

   Таким образом, мой опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим  удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

      Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, Т.е. всесторонне развивает ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"

В последние годы проблема раннего вмешательства резко обос­трилась в связи с тем,  что с каждым годом все больше и больше де­тей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Це...

Консультация для воспитателей "Палочки Кюизенера в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста"

   Палочки Кюизенера - многофункциональный дидактический материал, который известен всему миру. Он преназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе ...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Умелое использование ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогическ...

Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...

Консультация для родителей на тему "Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста"

laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».В. А. Сухомлинcкий«Представление, что при любом двигательном тренинге.упражняется не рука, а мозг, вначале казалосьпарадокса...

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

В настоящее время наблюдается высокий рост числа детей, которые имеют нарушения мелкой моторики и речевого развития....