Главные вкладки

    Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
    материал

    Ковалева Татьяна Владимировна

    Умелое использование ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, раскрывать перед ним истину, необходимо научить находить её самостоятельно.

    ТРИЗ недостаточно используется в развитии речи, поэтому предлагаю некоторые методы и приёмы ТРИЗ в работе с детьми с ОВЗ.

    Включение технологии ТРИЗ позволяет эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия наиболее интересными и необычными.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

    Умелое использование ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, раскрывать перед ним истину, необходимо научить находить её самостоятельно.

    ТРИЗ недостаточно используется в развитии речи, поэтому предлагаю некоторые методы и приёмы ТРИЗ в работе с детьми с ОВЗ.

    Включение технологии ТРИЗ позволяет эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия наиболее интересными и необычными.

    Игра «Хорошо – плохо»

    Задачи:

    - учить находить в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны;

    - обогащать и активизировать словарь.

    Педагог предлагает догадаться, что лежит в сундучке (в чёрном ящике, под

    платком). Дети фантазируют и называют различные варианты, пока кто-то из них не приблизится к отгадке.

    Затем педагог представляет игрушку, которая будет помогать вести занятие

    (желательно пустить её по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и

    познакомиться с ней). Игрушка мокрая. Педагог её вытирает.

    Логопед: Почему ты такая мокрая?

    Игрушка: А я очень люблю дождь.

    Логопед: Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

    Игрушка: Нет, дождь хороший!

    Логопед: Почему?

    Игрушка: Можно бегать по лужам, он цветочки поливает, всё растёт, воздух

    свежий после дождя.

    Логопед: Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.

    Игрушка: Солнышко плохое.

    Логопед: Почему?

    Игрушка: Когда жарко - голова болит и пить хочется, все цветы вянут.

    Логопед: Нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Расскажите почему.

    Дети: Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться, загорать, купаться.

    В зависимости от возраста дети могут частично сами давать ответы на вопрос

    «Почему?» К обсуждению данной темы следует вернуться во второй половине дня или на другой день.

    Игра «Кто что умеет делать?»

    Задачи:

    - развивать творческое воображение;

    - расширять словарный запас.

    Ведущий называет объект или загадывает о нём загадку. Дети должны сказать, что может делать объект или что делается с его помощью.

    Логопед: Что может делать телевизор?

    Дети: Может сломаться; показывать разные фильмы, мультфильмы; пылиться, включаться; выключаться.

    Логопед: Что может растение?

    Дети: Растение может расти, пить воду, расцветать, качаться от ветра, погибнуть, вкусно (или невкусно) пахнуть, колоться.

    Игра «На что похоже?»

    Задачи:

    - развивать ассоциативность мышления;

    - обучать сравнению разнообразных систем, актуализировать словарь.

    Ведущий обозначает объект, а дети называют объекты, похожие на него по

    самым разнообразным признакам: назначению, цвету, размеру, форме, материалу, запаху, звуку. На этапе ознакомления с игрой можно использовать предметные картинки как подсказку. В старшем дошкольном возрасте ведущий просит объяснить, почему названные объекты похожи.

    Логопед: На что похож абажур?

    Дети: на зонт, на Красную Шапочку; на колокол, потому что он большой; на

    цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

    Логопед: На что похожа иголка?

    Дети: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа (все металлические и

    острые предметы), на стержень от ручки, на колючки у ёжика и кактуса, на

    застёжку у серёжки (все они острые).

    Игра «Где живёт?»

    Задачи:

    - уточнять имеющиеся знания;

    - активизировать словарь;

    - развивать воображение.

    Ведущий обозначает предмет окружающего мира (живой, неживой или

    фантастический). Дети называют среду обитания живых объектов и место

    нахождения реальных и фантастических объектов.

    Логопед: Где живёт собака?

    Дети: в конуре, если она дом охраняет. В доме, в квартире. Бродячие собаки

    живут на улице.

    Логопед: Где живёт подорожник?

    Ребёнок: у дороги, в поле, в лесу. Подорожник есть в аптеке. Когда его я пил, он жил у меня в животике. Когда я его прикладывал к ране, он жил у меня на ноге.

    Игра «Да–Нет»

    — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:

    – Я загадала слово (кошка).

     – Это слово обозначает предмет?

     – Да.

     – Это растение?

     – Нет.

     – Это что-то неживое?

     – Нет.

     – Это животное?

     – Да.

     – Оно белого цвета?

     – Это несущественно.

     И т.д., пока слово не будет угадано.

    Игра «Что умеет делать?»

    Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

     Примерный ход:

     В: Телевизор.

     Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

     В: Что может мяч?

     Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

    В: Что может дождь?

     Д: Растворить лед.

     В: Когда и почему?

     Д: Когда ярко светит солнце, тепло.

     В: Что еще может лед?

     Д: Лед может расколоться, треснуть.

     В: А какие полезные функции у льда?

     Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

     В: Что можно делать со льдом?

     Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

    Игра «Мои друзья»

    Воспитатель предварительно раздаёт карточки

    В: Мои друзья - это то, что может говорить.

     К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…

    Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировке в помещении, при формировании понятия обобщения и др.:

     В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.

     К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"

    В последние годы проблема раннего вмешательства резко обос­трилась в связи с тем,  что с каждым годом все больше и больше де­тей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Це...

    Использование дидактической игры «Сенсорный куб» с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

    Цель:Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспитыв...

    «Использование игровых технологий в совместной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста во 2 половине дня»

    Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии....

    ДОКЛАД на тему «Использование малых форм в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» + презентация

    laquo;Использование малых форм в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»...

    Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

    Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...