«Использование игровых технологий в совместной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста во 2 половине дня»
статья на тему

Федорова Елена Николаевна

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechat2018g.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Использование игровых технологий в совместной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста во 2 половине дня».

                                                      Воспитатель: Федорова Е.Н.

МКДОУ детский сад № 3, г.Дубовка

Волгоградской области

Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Виды педагогических технологий:

Здоровьесберегающая технология

Технология «ТРИЗ»

Технология «Проблемного обучения»

Технология «Марии Монтессори»

Игровая технология и др.

Структура образовательной технологии состоит из 3 частей:

Концептуальная часть – научная база технологии, психолого-педагогические идеи, которые заложены в фундамент;

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала;

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС),

- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и пр.)

 Ценность педагогической технологии в том, что она:

- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

В ФГОС ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Ведущей деятельностью детей дошкольников, тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику ДОУ современных игровых технологий.

В условиях внедрения ФГОС для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Это последовательная деятельность педагога:

По отбору, разработке, подготовке игр;

Включению детей в игровую деятельность;

Осуществлению самой игры;

Подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  6. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.

Руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

С введением ФГОС встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

- Необходимость объяснения родителям важности игры;

- Обеспечение безопасного пространства для игры;

- Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру.

Свободное время детей не должно быть жестко программируемым. Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искренним интересом.

Функции игры:

  1. Развлекательная (пробудить интерес у ребенка)
  2. Коммуникативная (освоение диалектики общения)
  3. Диагностическая (самопознание в процессе игре)
  4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
  5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм).

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

Фребель Ф. в основу своей классификации положил дифференцированного влияния игр

- на развитие ума (умственные игры)

- внешних органов чувств (сенсорные игры)

- движений (моторные игры).

Виды игр немецкого психолога К.Гросса:

1 группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю.

2 группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы:

  1. Творческие игры:

- режиссерские;

- сюжетно – ролевые;

- театрализованные;

- игры со строительным материалом.

2. Игры с правилами:

- Подвижные игры:

по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)

по преобладающим движениям (игры с прыжками, перебежками и др.)

по предметам (с мячом, лентами, обручами, кубиками и др.)

- Дидактические игры:

по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.)

по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

В последние годы проблема классификация детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, в основе которой лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

В своей практической игровой деятельности с воспитанниками применяем классификацию С.Л.Новоселовой.

Выделяют три класса игр:

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей – самостоятельные игры)

- игра – экспериментирование (с природными объектами, со специальными игрушками для исследования, с животными)

- самостоятельные сюжетные игры (сюжетно – ролевые, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого

- игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные)

- досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, театрально-постановочные, празднично-карнавальные)

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса

- традиционные или народные.

Рассмотрим поподробнее использование игровых технологий в соответствии с циклограммой совместной деятельности.

Ознакомление с художественной литературой осуществляем при помощи -  театрально – игровой деятельности.  У детей не только повышается речевая активность в игровой театральной деятельности, где они легко осваивают различные средства общения, в. т. ч. невербальные: жесты, мимику, движения, но и повседневная речь детей становится более эмоциональной, связной, обогащенной.

Для организации театрально-игровой деятельности в группе созданы необходимые условия: оборудована зона театрализованной деятельности, в которой находятся различные виды театра, ширмочки, реквизиты, шапочки и др. Все это доступно для детей и мобильно.

Очень любят ребята игры-драматизации. Здесь ребенок играет сам, используя при этом средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику. Увлекают дошкольников в театральный мир такие игры-драматизации, как пальчиковый театр, варежковый, кукольный театр, различные шапочки, маски.

Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов.

1. Прочитываем произведение, проводим по нему беседу, задаем вопросы.

2. Затем используем богатый наглядный материал.

3. Потом помогаем детям передать характер персонажей в движении.

С детьми младшей группы организовали игры-драматизации по сказкам: «Колобок», «Репка» и «Теремок».

Также в совместной деятельности с детьми использовали настольный театр Вохринцевой С. «Сказка за сказкой» для ознакомления с русскими народными сказками. А также метод «Живые картинки». Дети рассматривали картинку и рассказывали сказку.

Хотелось бы отметить, что знакомство детей с каждым новым видом театра и организация театрально-игровой деятельности, у нас проходит всегда необычно. Мы используем сюрпризные моменты, такие как, появление какого-либо предмета или нескольких предметов в театрализованном уголке – это может сказочный герой и предмет, указывающий на вид театра.

Театрализованные игры формируют мировоззрение детей, расширяют их кругозор, фантазию, память и мышление, создают ситуации для общения – все это развивает творческий потенциал ребенка, связную, диалогическую и монологическую речь.

Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравлственно - эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Руководство сюжетно – ролевой игрой.

Как известно, сюжетно-ролевая игра имеет очень важное значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.

В совместной деятельности с детьми нашей группы используем технологию Солнцевой О.В. обучения сюжетно-ролевой игре.

Этапы педагогической технологии:

I этап. Обогащение опыта сюжетно-ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции «соигрока» («партнера»).

II этап. Включение детей в проблемно-игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции «помощника».

III этап. Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно-ролевой игре («наблюдатель»).

Воспитатель принимает на себя дополнительные роли, подключаясь к уже начатой игре ребенка. Разыгрывает вместе с ребенком ситуацию. Затем предлагает новую сюжетную ситуацию, свою новую роль.

В сюжетно-ролевой игре «Семья» ребенок начинает понимать свое значение в семье. В игре он может выполнять роль мамы, которая варит суп и кормит своего ребенка. Для этого необходимо иметь модель плиты и кастрюльки, куда можно положить какую-либо игрушку и из неё варить суп. Затем он накрывает на стол, ставит тарелку с супом и ложку и начинает кормить куклу.

Ребенок в возрасте 3 – 4 лет посещал и больницу. Можно с ребенком поиграть и в эту сюжетно-ролевую игру. Действия ребенку уже знакомы: мама приводит ребенка в больницу, доктор осматривает горло, слушает фонендоскопом, спрашивает «Где болит? » выписывает лекарство. В роли пациентов могут выступать любимые куклы, мишки и зайчики.

Любимое место для малышей – это магазин. Все дети стремятся туда после дня, проведенного в детском саду. Наблюдая за детьми 3 – 4 лет, заметили, что именно сюжетно-ролевая игра «Магазин» вызывает большой интерес.

Также играли в игру «Парикмахерская».

В  возрасте 3-4 лет половая и гендерная принадлежность особенно интенсивно формируются в игровой деятельности.

Поэтому с мальчиками играли в такие сюжетно – ролевые игры, как:

«Автобус», «Автосервис».

 В играх воспитатель изначально берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.

Элементарное детское экспериментирование.

Игровая деятельность с элементами экспериментирования.

В нашей группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.  Он постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересам.

Наблюдая за детьми, определили объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, в соответствии с этим составили перечень игр по экспериментированию по следующим разделам:

- игры с песком и снегом

- игры с водой

- игры с бумагой

- игры с тенью.

С помощью игровых персонажей предлагали детям простейшие проблемные ситуации. Выступая как партнер, выясняли с детьми, утонет ли резиновый мяч? Почему нельзя есть снег?

Как спрятать пуговицу? - Дети познакомились со свойствами воды – прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

Осваивали действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.

Мы проводили с детьми следующие игры – экспериментирования:

«Лепим колобки» (дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить)

 «Разноцветные льдинки» (дети получают представления о том, что лед это замороженная вода)

«С кем подружится Капелька» (знакомить с тем, что вода бывает чистой и грязной)

«Волшебные тени» (знакомство с тем, что если светить на предмет, то появиться тень)

«Этот удивительный воздух»

И другие игры – экспериментирования в соответствии с программой «Детство».

Двигательная активность  детей – это естественная потребность детей

дошкольного возраста.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх. Внедрение в практику системы работы по использованию подвижных игр позволит эффективнее усваивать детям новый материал, повысит уровень физического и общего развития, выносливость детского организма, снизит утомляемость.

Во второй половине дня в совместной деятельности с детьми используем сюжетные и хороводные игры, которые проводятся как на участке во время прогулки, так и в помещении группы. При этом учитываем игры, предложенные Толстиковой О.В. в методическом пособии «подвижные игры народов Урала».

В своей деятельности в работе с детьми использовали следующие подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Лохматый пес».

Русские народные игры: «У медведя во бору», «Стадо».

Хороводные игры: «Раздувайся, пузырь», «Ровным кругом», «Зайка» и др.

Используя в педагогическом процессе подвижные игры, не только реализуем обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: приобщаем воспитанников к народной культуре (народные игры). Это  направление формируемой части образовательной программы детского сада.

Игры с правилами (обучающие).

Дидактические игры.

Игры, сделанные своими руками из бросового материала для детей младшего дошкольного возраста с целью познавательного развития, развития мелкой моторики рук и внимания (из спичечных коробков).

 «Животные, детёныши и их питание ».

Задачи: упражнять детей различать домашних и диких животных, соотносить взрослого животного и детёныша, закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании.

Помимо образовательной задачи происходит отличное развитие мелкой моторики рук.

Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного, называет его. Определяет, какое это животное: домашнее или дикое.

Затем ищет глазами детёныша, называет его, вставляет в коробок. Правильность ответа ребёнок может проверить сам. Таким же образом, ребёнок подбирает и корм для животного.

«Сюжетно – модульные страницы»

Представляет собой панно с пришитыми пуговицами, на которое пристегиваются мягкие модули.

Модули разделены по разделам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Времена года».

Цель: закрепление учебного материала,  развитие мелкой моторики, развитие речи, обогащение активного словаря.

Воспитатель просит каждого ребенка рассказать, какие картинки у него на странице. Ребенок называет и обобщает группу предметов одним словом, например, «это фрукты».

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов игр и заданий, с использованием сюжетно – модульных страниц.

Развитие речи.

Дидактическая игра: "Составь рассказ по картинке".

Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.

Ход игры: Детям предлагаем посмотреть внимательно на страницу, что на ней расположено и описать пейзаж (Времена года).

Игра «Продолжи предложение».

Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.

Ход игры: детям предлагается внимательно посмотреть на сюжетно-модульную страницу, воспитатель задает вопросы по картине, а дети отвечают.

Например:

-Что растет в огороде?

-Что растет на дереве?

-Какая погода?

Ознакомление с окружающим миром

Игра «Выбери овощи», «Выбери фрукты».

Цель: закрепить знания детей о фруктах и овощах, внимательность, развитие мелкой моторики.

Ход игры: детям предлагается повесить яблоки на яблоню, посадить огород.

Формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры:

-«Посчитай птичек»

-«Посчитай яблочки на дереве»,

-«Посчитай Листочки на дереве»,

-«Посчитай овощи на грядке»

Цель: закрепить счет в пределах 5, закрепить цвета, внимательность.

Ход игры: детям предлагается посчитать птичек, яблочки, листочки, овощи.

Логическое развитие

Игра «Что исчезло? »

Цель: учить детей фиксировать внимание на предметах; развивать

внимательность, наблюдательность.

Ход игры: показать детям страничку (они запоминают все детали, дети закрывают глаза, педагог убирает некоторые предметы и дети уже называют предметы, которые исчезли).

Одним из ведущих направлений развития ребенка дошкольного возраста на современном этапе является формирование элементарных математических представлений. Технологии поисково – исследовательской деятельности математического содержания, развивающих логико-математических игр на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. Другими словами, это современные проблемно – игровые технологии математического развития дошкольников.

Схематически проблемно – игровую технологию можно представить следующим образом:

- логико-математические, развивающие игры

- логико-математические сюжетные игры

- проблемные ситуации, вопросы

- математическое экспериментирование или исследовательская деятельность

- творческие математические, логические задачи, вопросы и ситуации.

Современные логические и математические, развивающие игры разнообразны.

Нами были использованы в совместной деятельности с детьми следующие игры:

Настольно – печатные: «Цвет и форма», «Геометрическое лото» и др.

Математические головоломки, игры – забавы (пазлы, мозаики)

Развивающие игры, т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении: блоки Дьенеша.

С помощью альбома с заданиями «Блоки Дьенеша для самых маленьких»  совместно с детьми накладывали цветные блоки на изображение.  Дети  испытывали  радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий ( ИКТ) и игровых технологий в совместной деятельности с детьми.

Использование информационно-коммуникативных технологий ( ИКТ)  и  игровых технологий в совместной деятельности с детьми.Драматизация сказки ”В тесноте, да не в обиде”( по мотивам украинской ...

Непосредственная образовательная деятельность «Снегири» Познавательно- продуктивная деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии в условиях введения ФГОС. (Средний дошкольный возраст)

Непосредственная образовательная деятельность «Снегири»Познавательно- продуктивная  деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии  в у...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Умелое использование ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогическ...

конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста "Волшебный сундучок"

цель: уточнить и закрепить знания детей по познавательному, художественно-эстетическому и речевому развитию....

Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...