Мастер-класс для педагогов ДОУ "Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Анчугова Александра Валерьевна

Материал на основе которого была проведена стажерская площадка для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernovik.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

     1. Поиск путей и средств  формирования ключевых компетентностей у детей - актуальная    проблема    сегодняшнего дня   для   многих  педагогов.    Важной составляющей данного направления работы является выбор педагогической технологии, способствующей формированию ключевых компетентностей у дошкольников.

Одной из технологий, которые  могут быть использованы педагогами в ходе формирования  ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, является педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Технология ТРИЗ была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.  Первоначально технология была адресована инженерно-техническим работникам, а в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов-практиков.

Впервые в дошкольные учреждения ТРИЗ – технологии приходят в 1987 году.

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ и называют технологией. Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Целью опыта является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал Г. С. Альтшуллер и его последователи.

Теория решения изобретательских задач используется в дошкольной педагогике не так давно. Методика развивается, трансформируется в различные формы подачи материала. Отмечается достаточно устойчивый характер овладения такими основными понятиями, как формулировка и разрешение противоречий, нахождение и использование ресурсов, стремление к идеальному конечному результату и др.

К счастью, детям не свойственны стереотипы мышления взрослых. Решая тризовские задачи, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор, развивают свои познавательные способности, развивают речь.

ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

Таким образом,  Цель  Триз - обучение способам творческой деятельности

Задачи:

1. Научить детей классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям.

2. Способствовать освоению детьми приемами сужения поля поиска  какого-либо объекта по выясненным признакам.

3. Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования  для развития воображения и решения проблем.

4. Сформировать у детей понятие, что у любого объекта есть основное назначение и неиспользованные возможности (ресурсы), с помощью которых можно решать проблемы.

5. Сформировать у детей понятие, что у всех объектов материального мира есть имена признаков (они общие для всех) и у конкретных объектов есть конкретные значения этих имен признаков.

6. Сформировать у детей чувствительность к противоречиям, возникающим при предъявлении к объекту двух противоположных требований.

7. Научить детей решению творческих задач.

Используя в работе элементы ТРИЗ  по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:

1.Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

2.Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

3.Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

4.Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

5.Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

6. Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость  воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Существует около 70 различных методов и приемов ТРИЗ: например, метод противоречий, метод синектики, метод фокальных объектов. Как видите, у них очень серьёзные, взрослые названия. Однако на практике эти методы реализуются в очень простых, доступных играх и заданиях. Мы остановимся подробнее на некоторых из них.

Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ,  как и любая  технология имеет  свои этапы, для которых  конкретно  определена деятельность педагога и детей. От четкости  следования этапов и целенаправленности деятельности  детей и взрослых во многом зависит  результат применения данной технологии. Условно можно выделить  пять  этапов.

Алгоритм педагогической технологии, основанной на ТРИЗ

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Этап

ознакомления с методом

Мотивирует детей к деятельности. Показывает приемы и последовательность деятельности.

Осознание детьми мотива деятельности.

Включение детей в деятельность по освоению метода.

2. Этап

организации

системы игр и творческих заданий по освоению  

метода

Организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана.

Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.

Включение детей в игры и творческие задания.

Включение детей в обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической

точек зрения.

3. Этап

продуктивной деятельности

Организует продуктивную деятельность детей: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Записывает сюжет рассказа, стихотворения, загадки с помощью схем, слов и т. п.

Продуктивная деятельность детей.

4. Этап

рефлексии

Стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задает детям вопросы:

- Что мы сегодня делали?

- Как мы это делали?

- Зачем мы это делали?

Оценка детьми собственной деятельности.

Осознание детьми метода и возможности его использования.

5. Этап

оценки

уровня

творческих

работ

Оценивает  уровень оригинальности   работы по критериям:

- новизна,

- убедительность,

- гуманность,

- художественная ценность (на доступном для дошкольника уровне).

Предоставление и презентация собственной творческой работы.

2.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие». Утверждение и внедрение ФГОС ДО влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.

Ведя работу по речевому развитию дошкольников, мы уделяем особое внимание основным формам обучения и развития речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками и речевые занятия.

Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы. Исходя из выше сказанного, мы пришли к выводу, что необходимо использовать в традиционной технологии воспитания и обучения инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. Мы остановилась на применении технологии ТРИЗ, т. к. на наш взгляд, ее применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.

Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста - научить связно и выразительно говорить. Говорить - значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребёнок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.

У детей же раннего возраста нет опыта рассказывания текстов, недостаточно активный словарь. Дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа, поэтому важно, чтобы современный ребенок овладел не только объёмом знаний и умений, а мог бы активно мыслить (размышлять), делать выводы, доказывать, объяснять, обладая определенной речевой активностью.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности мы начали в 2015 году. Сначала пересмотрели, изучили материал по данной технологии. Затем был разработан, внедрен и продолжает реализовываться долгосрочный проект «Развитие речи дошкольников с помощью элементов технологии ТРИЗ».

Цель проекта: Активизировать творческое мышление и речевую активность детей, применяя методы и приемы технологии ТРИЗ.

Задачи проекта:

-Повышать уровень понимания речи, обогащать словарный запас;

-Формировать правильный лексико-грамматический строй речи;

- Развивать у детей умение нестандартно мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать.

Для реализации проекта была составлена картотека игр для младшего дошкольного возраста, дидактические пособия.

Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является НОД. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает, целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации занятий не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ технологий.

Нами был составлен календарный план для НОД Речевое развитие, с применением технологии ТРИЗ, на весь учебный год для второй младшей группы.  Один раз в неделю с детьми проводиться НОД с применением элементов данной технологии, на которых дети осваивают ТРИЗ-игры и  игровые упражнения.

В младших группах возможно использование в занятиях и свободной деятельности лишь отдельные, более простые и понятные для младшего дошкольного возраста методы и принципы данной технологии, после того как дети овладевают более простейшими умениями уже возможно использовать в обучении более сложные методы технологии ТРИЗ (от простого к сложному).

     Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам:

-Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

-Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.

-Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

-Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.) 

В процессе проектирования занятий с дошкольниками мы рекомендуем придерживаться следующей последовательности:

-выбор темы занятия в соответствии с комплексно – тематическим планом. При этом не имеет значения, какая программа лежит в основе деятельности педагога;

-определение вида занятия (выбор определённой методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;

-формулировка программного содержания;

-выбор разнообразных инструментов обучения;

-составление конспекта.

На занятиях мы используем следующие  методы активации творческого мышления с целью развития речи:

-С помощью метода противоречий  мы учимся с детьми видеть в любом объекте и положительные, и отрицательные моменты.

Например, в игру "Хорошо-плохо” можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни

На улице сегодня дождь. Дождь -это хорошо. Почему? Дождь – это плохо. Почему? Или например: объект конфета:

В: Съесть конфету — хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету — плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».

Девиз тризовцев: «можно говорить всё». Выслушивать нужно каждого, давая при этом только положительную оценку «интересно», «необычно», «хорошо», «молодец». Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные идеи. Все идеи разбираем их с детьми по оценке, что в них хорошо, а что не очень. Из всех решений выбираем оптимальное.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темы могут быть самые разные.

- Еще один метод - мозговой штурм. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.)

Хорошо освоили дети игру «Пинг-понг Наоборот».  Суть игры заключается в том, что дети подбирают противоположные по значению слова. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Игру лучше проводить с мячом.

Интересна Игра «По кругу».  Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая».  Картинка передвигается к по кругу, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает  по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Также на занятиях мы пользуемся «Волшебными кольцами Луллия» 

Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Цели ставятся разные, в зависимости от той индивидуальной работы, которую запланировал воспитатель.

Задачи:

Развивать творческое мышление дошкольника. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.

Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. Сами круги желательно изготовить из пластика (или толстого картона). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия (с помощью мастики или скотча, чтобы педагог и дети могли легко поменять их). Тренинги с кругами Луллия необходимо проводить и вне занятий в совместной деятельности.

 Регулярно используем  прием СО (Системный оператор), который формирует у ребенка навыки системного анализа, системное мышление (многоэкранное мышление.

В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста. Для детей младшего возраста мы используем «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка, пятиэкранка. В младших группах мы рассматриваем подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта, а потом уже определяем в какую надсистему она входит. А также формирования у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки. В младшем возрасте достаточно двух-трех вариантов. Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.

В результате НОД с применением элементов ТРИЗ, которые являются основой развивающего обучения, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

Ребенок способен ощущать, чувствовать, мыслить, вырабатывать свою точку зрения, выстраивать свою деятельность (игровую, продуктивную, учебную) самостоятельно. В связи с этим дошкольник принимает программу обучения в той мере, в которой она становится его собственной.

3. Организация образовательной деятельности может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.

 Занятия и игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы. Принцип проведения – от простого к сложному.

В режимных моментах, на прогулке, при умывании используем прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Например, спрашиваем детей: «Если Диана Ривьяновна накрыла на стол, что из этого следует?» (будем обедать), «Если будем обедать, что необходимо сделать?» (помыть руки) и т. д. Прием причинно-следственных связей помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т. д.  Больше всего все дети любят играть, поэтому мы используем игры ТРИЗ-технологии для развития всех сторон речи. Мы заметили, что игры ТРИЗ очень интересны малышам, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Играя в них, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие дети пытаются активно и с удовольствием отвечать на вопросы.

Очень любят дети игры-перевоплощения, в основе которых лежит прием личностной аналогии - эмпатии.

В ходе игры мы предлагаем ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления. Например, на прогулке: «Представь, что ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

Развитие детей не возможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды. Поэтому развивающая среда в нашей группе обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.

Речевой центр в нашей группе содержит материал, для развития речевой активности детей, такой как: мнемотаблицы, сюжетные картинки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика «Веселы ворота», картотека речевой гимнастики по темам недели, веселая зарядка для язычка.

Игровая среда в группе наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Для развития у детей жизненно необходимых сведений об окружающих их предметах и явлениях, в группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: "Больница", "Кухня", "Столовая", "Парикмахерская".В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме чтобы дошкольники овладели определенными навыками действий с этими предметами. В зоне дидактических игр вместе с настольно-печатными играми используется пособие «Кольца Луллия», с помощью которого у детей развивается творческое мышление, происходит постепенное расширение и углубление познавательных интересов, обогащение опыта ребенка, насыщение знаний о различных областях действительности. Тренинги  с данными кругами целесообразно проводить не только на занятиях, но и в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). Тренинг должен состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание - РЗ); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание - ФЗ).

4. После того как мы наблюдаем за детьми в процессе их естественного общения, на занятиях, в играх, планируется индивидуальная работа с детьми.

В каждом ребёнке есть что-то особенное, необходимо дать ребенку возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях, для этого проводится индивидуальная работа с теми детьми, кто нуждается в этом.

При проведении игр стараемся увлечь каждого ребенка, заинтересовать его, чтобы у малыша не угасал интерес к игре. Дети младшего возраста задают множество вопросов. Поэтому мы стараемся им подробно рассказать обо всем, что их интересует. При этом поощряем самостоятельные рассуждения ребенка, подталкиваем их к высказываниям.

5. Для достижения высоких результатов в речевом развитии у детей, необходимо также повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей, установить контакт с родителями согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка. Для начала было проведено анкетирование родителей нашей группы по проблеме «Выявление знаний и умений родителей развивать творчество детей». Отношение родителей к проявлению творческих способностей у детей», проанализировав результаты, мы выяснили, что для родителей необходимо провести консультацию ««Развитие речи детей через ТРИЗ – технологию», на которой мы познакомили родителей с технологией ТРИЗ и апробировали систему ТРИЗ – игр, направленных на развитие речи детей.

Были подобраны игры для родителей, в которые они бы могли играть вдвоем с ребенком, ведь ТРИЗ дает родителям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Совместная работа воспитателя и родителей с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

Благодаря планомерной работе с родителями  у них появилось желание помочь своему ребенку развивать воображение, мышление, и главное, связную речь, играя дома, в свободное время, в игры ТРИЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Проект рассчитан на 3 года и посвящён проблеме речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.Целью данного проекта является развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми....

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.      В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста (Презентация для педагогов)

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста...