Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи.
статья по логопедии на тему

Сусликова Лариса Станиславовна

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Это, как правило, сопровождается общей физической слабостью воспитанников (подверженность частым простудным заболеваниям, снижение иммунитета, наличие сопутствующих заболеваний), двигательной недостаточностью (недоразвитие двигательных функций речевой, общей и мелкой моторики).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии для  детей дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Это, как правило, сопровождается общей физической слабостью воспитанников (подверженность частым простудным заболеваниям, снижение иммунитета, наличие сопутствующих заболеваний), двигательной недостаточностью (недоразвитие двигательных функций речевой, общей и мелкой моторики).

Одной из основных задач дошкольного учреждения является укрепление и охрана психического и физического здоровья детей. На решение этой задачи и направлены здоровьесберегающие технологии, активно внедряемые  в последние годы в дошкольных образовательных учреждениях. Эти технологии позволяют решать приоритетные задачи современного коррекционного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех субъектов педагогического процесса дошкольного учреждения: детей, педагогов и родителей.

Целью  технологий, сберегающих здоровье воспитанников логопедической группы, являются:

-     обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника;

- воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;

-     воспитание здоровьесберегающей компетентности.

 Использование здоровьесберегающих технологий помогает сформировать у дошкольника умения и навыки в решении задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задач, связанных с оказанием элементарной медицинской помощи себе и окружающим.

Целью  технологий, сберегающих здоровье взрослых, является:

  • содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей дошкольного образовательного учреждения;
  • содействие становлению культуры валеологического просвещения родителей.

Учитывая доминирование целей и решаемых задач, ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении,  А.В. Деркунская выделяет следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном образовании:

  1. медико-профилактические;
  2. физкультурно-оздоровительные;
  3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  4. технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  5. технологии валеологического просвещения родителей.

Целью медико-профилактических технологий в дошкольном образовании, является обеспечение  сохранения и приумножения здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием таких медицинских средств, как:

  • организация мониторинга здоровья детей дошкольников;
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
  • организация и контроль физического развития дошкольников;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Целью физкультурно-оздоровительных технологий в дошкольном и особенно в коррекционном образовании,  является укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие:

  • развитие физических качеств,
  • развитие двигательной активности;
  • становление физической культуры дошкольников;
  •  закаливание;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж и самомассаж;
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах;
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Эти технологии используются специалистами по физическому воспитанию и воспитателями логопедических групп в условиях специально организованных форм оздоровительной работы, при контроле медицинским персоналом (врачом и старшей медсестры). Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих формированию валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников, является:

  • становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;
  • накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
  • обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской помощи себе и окружающим;

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих формированию личностно-ориентированного воспитания и обучения. Ведущим принципом таких технологий является учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучию и здоровью, обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий заключается в обеспечении эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч, игровых тренингов с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий при коррекции речи обеспечивает:

- грамотный подбор средств медицинского воздействия (рациональное использование массажа, физиотерапии, мероприятий, повышающих иммунитет и укрепляющих здоровье воспитанников);

- комплексный подход и интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедических групп;

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий с детьми дошкольного возраста, имеющих речевую патологию, даёт более высокие и стойкие результаты коррекционной работы и снижение рецидивов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"

В последние годы проблема раннего вмешательства резко обос­трилась в связи с тем,  что с каждым годом все больше и больше де­тей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Це...

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.Особенности физического развития:-нарушение дыхания и голосообразов...

Рабочая программа логопеда в группе детей старше-подготовительного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи

Авторская разработка рабочей программы, реализующейся в рамках логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи...

Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми старшего и дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи»

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушен...

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...

Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи «Помощники Федоры»

Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: “железный, фарфоровый, металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный”; согласование существительных с прила...