«Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»
консультация

Нардекова Светлана Анатольевна

Цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_ras.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

«В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны».                                                                            Дональд Сандер

В коррекционной работе с детьми, имещими РАС, часто применяется песочная терапия. Она представляет собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребенка. В процессе создания творческого продукта у ребенка в символической форме проявляются образы — рисунки, композиции из фигурок и различные построения на специальном песочном столе. Вариантом песочной терапии является песочная арттерапия, которая объединила в себе песочную терапию с рисованием: акцент делается на изобразительном творчестве с помощью песка, размещенного на специальном световом столе. Считается, что негативные эмоции, конфликты и страхи выражаются в песочных картинках в символическом виде. В процессе работы с песком негативные тенденции у ребенка ослабевают, «уходят в песок». В настоящее время песочная арттерапия как вполне доступная деятельность используется при коррекции поведения детей с РАС, для снятия напряжения, тревоги, раздражительности и приступов гнева.

По своим свойствам песок удивительный и загадочный материал, приятный на ощупь и очень податливый. Погружая руки в песок, мы испытываем удивительные ощущения. Песок позволяет нам создавать из него целые фрагменты мира. Песок обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим сквозь пальцы, влажным и липнуть к рукам, плотным или пластичным, на нем можно оставлять отпечатки.

Основная цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. Песочная терапия является как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом. Возможности песочной терапии очень обширны. Данный метод позволяет гармонизировать, упорядочить внутренний душевный дисбаланс.

Иногда ребенок не может выразить словами, что его беспокоит. И как нам, взрослым, понять, что происходит в душе ребенка? И тогда на помощь приходит песок, который может поведать нам о проблеме ребенка. Предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. К тому же создание песочных композиций, в отличие, например, от рисунка, лепки, не требует каких-либо особенных умений и навыков. Сеанс песочной терапии дает ребенку ощущение защищенности и полной свободы. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка с РАС. Каждая фигурка появляется в песочной композиции не случайно, она выражает наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Песочная игра – это самый простой и легкий способ для ребенка выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Песок ассоциируется с бессознательным и получается, что малыш на песке выстраивает собственный мир в миниатюре.

Игры с песком способствуют развитию моторики руки, кисти. А так как имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кисти рук: от них посылаются сигналы в мозг в те центры, которые управляют эмоциональным состоянием, то игра с песком способствует формированию эмоциональной сферы ребенка с РАС.

Кроме этого игры с песком способствуют развитию речи ребенка, формируют коммуникативные навыки (ребенок «втягивается» в общение при взаимодействии в игре). В процессе игры с песком формируется познавательная деятельность (внимание, память, восприятие, воображение). Формируются личностные качества (воля, целенаправленность действий). Работа с песком балансирует психические процессы (возбужденных успокаивает, вялых активизирует).

Ребенка с РАС необходимо учить играть с песком, соблюдая правила.

Первое правило– установите доверительные отношения с ребенком.

Вторе правило– включите себя в игру (проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т. д.).

Третье правило - не подавляйте инициативу ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Примерные игры с песком в работе с детьми с РАС:

Игра "Заборчики"

Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого, руками или с помощью палочки рисует заборчики. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

"Волшебные отпечатки на песке"

Педагог и ребенок оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

Игра "Выдуваем фигуры и рисунки"

Ребенок вместе со взрослым или самостоятельно при помощи различных трубочек выдувает различные фигуры или рисунки на песке.

Игра "Рисуем с помощью трафаретов"

Предлагаем ребенку нарисовать сказку при помощи трафарета.1 вариант: насыпаем песок на весь трафарет, а затем аккуратно разглаживаем песок и поднимаем трафарет.2 вариант: ребенок аккуратно насыпает песок в трафарет и убирает трафарет.

Игра «Дорожки из песка»

Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Уважаемые педагоги, организуя игру с песком, помните!

В ходе организации игры необходимо находить адекватные возможностям ребенка приемы игровой деятельности. Попытки сразу установить контакт или навязать определенные виды деятельности без учета доступного этому ребенку уровня коммуникации (общения, могут создать атмосферу непонимания. Поэтому поначалу не должно быть никаких речевых инструкций, ребенку предоставляется полная свобода. Далее происходит включение взрослого в деятельность, что дает ребенку понять преимущества совместной работы со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....

Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

Организация среды в ДОУПри создании среды для организации образовательного процесса с детьми, имеющими РАС, большое значение имеют:•организация пространства;•организация времени;•органи...