Игровые технологии в практике работы учителя-дефектолога
статья по коррекционной педагогике

Шурухина Лариса Геннадьевна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в практике работы учителя-дефектолога

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

Усложнение научно – технического прогресса

            Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Усложнение дефектов речи

            Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во – первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:

1.  Дефицит внимания;

2.  Низкий уровень развития самоконтроля.

3.  Низкий уровень познавательной активности.

4.  Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5.  Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6.  Низкий уровень мотивации к обучению.

             Вот поэтому самым эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи были и являются игровые технологии.  Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды». Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, так как она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Дефектологи например, могут  использоваться игру для коррекции состояния и поведения ребенка. Но главная функция игры – развивающая. Игра повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Применение в коррекционной работе наглядно-игровых средств создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста.   

   Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Применение игровых технологий в работе дефектолога позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Речь ребенка формируется постепенно.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к постановке звука он приступает тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух. К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук.

Игра - очень эффективное средство в коррекционной работе. При организации педагогических игр мы должны руководствоваться определёнными требованиями:

1.     Игры не должны быть длительными по времени (10-15 мин.)

2.     Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку

3.     Игра должна быть живой, заманчивой, интересной. В ней обязательны красочное оформление, элементы соревнования, награды.

4.     Игра может быть частью логопедического занятия.

5.     В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей.

6.     В игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.

7.     В игре логопед принимает непосредственное участие, по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей.

Подбирая игры для корреционной работы, мы должны помнить не только о требованиях к их проведению, но и строго соблюдать принцип отбора:

  • от простого к сложному (сначала в игре развиваем слуховое внимание и лишь после этого переходим к развитию фонематического слуха);
  • принцип последовательности;
  • принцип систематизации.

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчётливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, громкость, речевой слух.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит нам сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

Используемые  игры и игровые пособия применяются на коррекционных занятиях по разным направлениям работы (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучение грамоте).

Предлагаю несколько игр со звуками.

Игра для развития фонематического слуха: « Красный - синий».

Цель. Нахождение гласных, согласных звуков в звуковых рядах, воспринятых на слух. Оборудование: по 2 кружка каждому учащемуся.

Описание игры. Определить гласный (красный кружок), согласный звуки (синий кружок). Дети соответственно поднимают кружки: - Много звуков есть на свете... Шелест листьев, шум дождя. Отгадайте же вы, дети, Какой звук скажу вам я? -[ А], [О ], [ У], [П ], [Б ] , [Р ] , [ Ю] и т.д.

«Кто лучше слушает?»

Педагог вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу и дает задание: «Я буду называть слова, а Саша будет поднимать правую руку лишь только тогда, когда услышит слова со звуком Ш. какой звук? А, Катя будет поднимать левую руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук Ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда и какую руку должен поднимать. Дети подсчитывают количество правильных ответов.

Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук. Данные игры положительно сказываются на развитии речи детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, в середине занятий, такая гимнастика является и физкультминуткой и служит сразу двум важным целям.

Предлагаю несколько игр на развитие мелкой моторики:

·         Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

·         Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: «у сосны, у пихты, елки очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник».

·         Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря

«В зоопарке мы бродили,

к каждой клетке подходили

и смотрели всех подряд:

медвежат, волчат, бобрят».

Игра «Разрезные картинки»

Цель: развитие мелкой моторики, пространственных представлений, автоматизация поставленных звуков на материале слов и предложений.

Ход игры. Ребенку предлагается собрать несколько картинок (детали для каждой картинки могут предлагаться поочередно или перемешиваться, в зависимости от подготовки ребенка). После того как картинки собраны, ребенок должен правильно назвать их и составить по одному предложению с каждой из них. Картинки подбираются так, чтобы в их названии содержался звук, требующий автоматизации.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, в том числе и мозга. Физическая нагрузка увеличивает поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, что помогает ему гармонично развиваться.

В логопедии широко применяется прием заучивания и повторения стихов и чистоговорок, насыщенных закрепляемым звуком, но у детей не возникает потребности повторять стихотворение большое количество раз.  Эта проблема решается, если стихотворение или считалка используется в подвижной игре.

Приведу примеры подвижных игр, которые могут быть использованы на коррекционных и занятиях.

Игра "Последний выбывает"

Цель: формирование быстроты, ловкости.

Ход игры: Несколько игроков (6-8) бежит по кругу мимо положенных на землю предметов (в названии которых есть заданный звук). Предметов должно быть меньше на один, чем игроков. По сигналу каждый старается схватить находящийся ближе к нему предмет. Кто не успел этого сделать – выполняет задание, чтобы вернуться в игру (называет слово с заданным звуком или произносит чистоговорку). Дети называют, какие предметы взяли. Игра продолжается.

Игра " Цепочка слов"

Цель: закрепить умение придумывать слова на заданный звук, выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры: Дети встают в круг, выбирают водящего.  Водящий (или логопед) называет звук, с которым нужно придумать слово. Дети называют слово с заданным звуком и перекидывают мяч любому участнику игры. Поймавший мяч, называет свое слово. Участник, не назвавший слово, выходит из игры.

Вариант 1: Можно называть слова, в которых звук стоит в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

Вариант 2: Водящий называет любое слово. Поймавший мяч участник игры называет слово, на последний звук услышанного слова и кидает мяч следующему участнику, следующие участники также вспоминают слова на последний звук услышанного слова.

Подвижные игры с речевым содержанием могут быть использованы на любом этапе коррекционного занятия, в то же время необходимо учитывать ряд особенностей их проведения:

·         в начале занятия не рекомендуется использовать игры высокой подвижности, так как они очень эмоциональны, дети с трудом могут переключиться на другой вид деятельности; лучше использовать игры малой и средней подвижности, направленные на концентрацию внимания;

·         в конце занятия концентрация внимания детей ослабевает, поэтому не подходят игры с выполнением точных движений;

·         игра не должна быть длительной по времени;

·         игра проводится в таком темпе, чтобы дети имели возможность контролировать звукопроизношение, исправлять ошибки; следует развивать у детей навыки контроля чужой и своей собственной речи;

·         нужно добиваться активного речевого участия всех детей;

·         во время объяснения хода и правил игры нужно обратить внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, четко определить речевую задачу;

·         по ходу игры необходимо вносить коррективы и исправлять ошибки детей, в заключение обязательно поощрить всех детей;

·         педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре;

·         удобно использовать подвижную игру в качестве физкультминутки;

·         в условиях логопедической группы и кабинета лучше использовать игры средней и малой подвижности, при которых характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов). Игры большой подвижности лучше проводить во время прогулки или в физкультурном зале.

·         во время проведения игр удобно использовать спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли. Для различения игроков и команд применяются цветные жилетки, повязки.

Игровая организация деятельности дошкольника сокращает сроки коррекции отдельных дефектов у детей. Ведь, не зря говорят, что когда учиться легко, учиться хочется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии «Бусоград» в работе учителя-дефектолога

Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами специальных дошкольных и школьных   образовательных     учреждений,        является...

Использование элементов технологии SANDPLAY в работе учителя – дефектолога

Использованиеэлементов  технологииSANDPLAY в работе учителя – дефектолога ...

Использование элементов технологии SANDPLAY в работе учителя – дефектолога

Использованиеэлементов  технологииSANDPLAY в работе учителя – дефектолога ...

Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности (из опыта работы учителя-дефектолога)

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уро...

Игровые технологии в практике работы учителя-дефектолога

Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушени...

Методическая разработка по теме: " Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя-дефектолога

Современные мамы и папы должны выступать в качестве активных участников в образоввательном процессе в вопросах сохранения и укрепления  здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии должны охват...