Методическое объединение МИФ

Алтунина Нина Сергеевна

Я работаю в МБОУ «СОШ №14» г. Череповца.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» с 2007 по 2014 учебный год является учебно-методической площадкой АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» по теме: «Уровневый подход при дифференциации обучения и воспитания школьников в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение». В этом статусе площадка использует различные формы работы: консультация, круглый стол, практикум, семинар, стажировка. Все эти мероприятия проводятся для учителей математики и физики не только города и района, но и области.

-       семинар «Опыт использования УМК А.Г.Мордковича в 9 классе в условиях стратовой дифференциации». Проведены открытые уроки по теме «Многоугольники» в стратах разного уровня обучения (2008 год)

-       семинар «Уровневый подход при дифференциации обучения». Проведены открытые уроки «Обобщение по теме «Четырехугольники» - 8 класс, «Действия с обыкновенными дробями» - 6 класс (2008 год)

-       семинар «Использование ИКТ на уроках математики» (2009 год) Проведены открытые уроки в стратах разного уровня обучения по темам «Правильные многоугольники»-9 класс, «Формулы сокращенного умножения» - 7 класс. (Приложение 8)

-       семинар «Школьная профориентация – основа экономики региона» (для заместителей директоров по воспитательной работе). Проведены урок обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрия» -10 класс, урок в 9 классе по теме «Решение уравнений» (2010 год)

-       семинар «Профориентационная работа – основной этап перехода на профильное образование». Проведены открытые уроки в 10 классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» (базовый уровень) и обобщающий урок по теме «Тригонометрические уравнения» (информационно-технологический профиль), 2010 год

-       семинар «Профориентационная направленность урока математики». Проведены открытые уроки в 8 классе «Квадратичная функция» в стратах разного уровня обучения (2011 год)

-       семинар «Подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации в условиях профильного обучения». Слушатели семинара познакомились с организацией профильного обучения в школе, подготовкой обучающихся к государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном и профильном классах. Были даны открытые уроки в 11 классе (информационно – технологического профиля) по теме «Производная в заданиях ЕГЭ», в 8 классе «Преобразование алгебраических выражений» (2011 год)

-       семинар «Прикладная и практическая направленность преподавания стохастического материала в курсе математики основной и старшей школы». Проведены  мастер- класс по решению статистических задач; открытый урок в 9 классе по теме «Решение вероятностных задач»; открытое занятие факультатива в 7 классе «Нахождение статистических характеристик» (2013 год)

-       семинар «Профориентационная и практическая направленность урока математики». Проведены открытые уроки «Применение подобия. Измерительные работы на местности» - 8 класс, «Решение квадратных уравнений» - 8 класс, «Решение геометрических задач типа С2» - 11 класс; занятие факультатива «Нахождение статистических характеристик» - 7 класс (2014 год)

Методические материалы и презентации учителей математики МБОУ "СОШ №14" смотрите в разделе «Мои материалы».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ №14» Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС Учитель математики: Алтунина Н.С. г.Череповец

Слайд 2

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. Андрей Николаевич Колмогоров

Слайд 3

Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является применение исследовательской технологии и ее элементов в обучении. Она предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.

Слайд 4

Что же такое исследовательская деятельность? Это такая деятельность учащегося под руководством научного руководителя, которая связана с решением творческой, исследовательской задачи по выбранной теме с заранее неизвестным для ученика решением . Цель исследовательской деятельности в рамках ФГОС 2 поколения: Формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской деятельности учащихся.

Слайд 5

Задачи: Формирование личностных УУД: формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; воспитание целеустремлённости и настойчивости. Формирование коммуникативных УУД: умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Слайд 6

Задачи: Формирование регулятивных УУД: умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени Формирование познавательных УУД: сбор, систематизация, хранение, использование информации

Слайд 7

Основы исследовательского обучен ия Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя. Учитель должен создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах. Знакомство с научными фактами должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.

Слайд 8

Условия формирования исследовательских умений Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования. Творческая атмосфера . Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки. Учет возрастных особенностей школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Слайд 9

Задача учителя заключается в том, чтобы научить ученика: видеть проблему; уметь выдвигать гипотезу; уметь наблюдать; уметь проводить эксперимент уметь объяснять увиденное, делать выводы.

Слайд 10

Формы исследовательской деятельности Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. Некоторые нетрадиционные формы занятий: урок – исследование, урок – лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок - рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей и др.

Слайд 11

Формы исследовательской деятельности 2. Домашнее задание исследовательского характера: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов к дискуссии, анкеты, творческие работы и др. 3. Специальные учебные предметы в сетке базисного компонента учебного плана. 4. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательской работы.

Слайд 12

Формы исследовательской деятельности 5. Программы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы. 6. Осуществление деятельности тематических клубов и молодежных объединений (например, научные общества учащихся по различным предметным секциям). 7. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ. 8. Реализация общешкольных проектов на основе исследовательской деятельности.

Слайд 13

Формы исследовательской деятельности 9. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований. Образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями (активная образовательная деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера). 10. Проведение научно-практических конференций и конкурсов – форм презентации исследовательской деятельности. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах и др. (выполнение учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий).

Слайд 14

Формы исследовательской деятельности 11. Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся. 12. Кружковая деятельность («Юный исследователь», «Мы исследователи», «Я - исследователь» и др.

Слайд 15

Этапы учебно-исследовательской деятельности Этапы Ведущие умения учащихся 1 . Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему. Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций. Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

Слайд 16

Этапы учебно-исследовательской деятельности 2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации. 3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария Выделение материала , который будет использован в исследовании. Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные). Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

Слайд 17

4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают: Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать. 5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности. Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Слайд 18

Вопросы, требующие ответа! Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется исследование. Как выбрать проекты и исследования, соответствующие особенностям класса, задачам учебно-воспитательного процесса. Как выстроить серию исследований и проектов одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков исследовательской работы. Как подготовить учащихся к работе над учебным исследованием. Как разработать и осуществить исследование.

Слайд 19

Виды научно-исследовательской деятельности : Проблемно-реферативный : аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирование вариантов её решения. Аналитическо-систематизирующий : наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений. Диагностическо-прогностический : изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных или количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов.

Слайд 20

Виды научно-исследовательской деятельности : Изобретательско-рационализаторский : проверка предположения о подтверждении или опровержении результата Проектно-поисковый : поиск, разработка и защита проекта – особая норма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний

Слайд 21

Алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – технологическая цепочка, которая включает четыре этапа: Диагностический этап. Теоретический этап (этапы планирования). Практический этап (этап выполнения). Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ).

Слайд 22

КАК НАПИСАТЬ РАБОТУ ДЛЯ УЧАСТИЯ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ???

Слайд 23

ЭТАПЫ Деятельность учителя Деятельность ученика 1. Мотивация Предоставление обязательных и дополнительных заданий. 1. Выбирает уровни заданий согласно своим способностям и интересам. 2. Выбирает тему исследовательской работы. 2.Корректировка и конкретизация темы исследова- тельской работы Помогает конкретизировать тему, совместно с учеником определяет объект и предмет исследования, цели и задачи. Формулирует тему работы. Знакомится с принципами научного исследования.

Слайд 24

ЭТАПЫ Деятельность учителя Деятельность ученика 3. Определение круга изучаемых источников 1. Знакомит с методами исследования. 2.Помогает определить круг изучаемых источников. 1. Знакомится с методами исследования. 2.Совместно с учителем определяет круг изучаемых источников. 4. Сбор материала по теме исследования и его систематизация. Совместно с учеником систематизирует материал для исследовательской работы. 1. Учится работать с ресурсами Интернета, каталогами, фондами библиотек. 2. Учится правильно конспектировать, составлять тезисы …

Слайд 25

ЭТАПЫ Деятельность учителя Деятельность ученика 5. Оформление исследователь ской работы. 1.Знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы. 2. Корректирует написанный текст работы. Знакомится с требованиями оформления исследовательской работы, формулировка собственной позиции и суждений). 6 . Публичное выступление на конференции, защита . Совместно с учеником систематизирует материал для исследовательской работы. Учится работать с ресурсами Интернета, каталогами, фондами библиотек. Учится правильно конспектировать, составлять тезисы …

Слайд 26

ЭТАПЫ Деятельность учителя Деятельность ученика 7. Анализ научно-исследовательской деятельности учащихся и планирование работы. 1. Совместно с учеником проводит анализ его научно-исследовательской деятельности. 2. Совместно с учеником составляет план дальнейших исследований. 1. Совместно с учителем проводит анализ своей научно-исследовательской деятельности. 2. Совместно с учителем составляет план дальнейших исследований.

Слайд 27

Правила оформления! XVII городская конференция обучающихся «Виват, молодая наука!» Секция:Математика Треугольник: простота и глубина Выполнил: Ученик7 «А» класса МБОУ «СОШ №14» Алпатов Павел Станиславович Руководитель: Учитель математики МБОУ «СОШ №14» Алтунина Нина Сергеевна Череповец 2010

Слайд 28

Правила оформления! Оглавление Введение …………………………………………………………………………3 Элементы треугольников ………………….….…………………..…………7 Отрезки……………………………………………………………………………7 Окружности и точки…...……………………………………………………….12 Классификация треугольников …………………………………………..17 Классификация по сторонам…………………………………………………..17 Виды по углам……………………………………………………………………19 Свойства треугольника, признаки равенства и подобия ……………21 Свойства треугольника…………………………….…………………………...21 Признаки равенства треугольников……………….…………………………..21 Признаки подобия………...………………………………………………………23 Мои исследования ……………………………………………………..…….....24 Практическая часть …………….…………………………………….…………24 Приложение ……………………………………………...………………………..33 Выводы ……………………………………………………………………………37 Список литературы …………………………………..………………………… 38

Слайд 29

Правила оформления! Актуальность моей темы в том….. Цель моей работы: Задачи исследования: Объект исследования Геометрическая фигура – треугольник. Предмет исследования Элементы, свойства и признаки треугольников. Метод исследования: Гипотеза: «Если человек знает свойства, признаки равенства и подобия треугольников, возникнет ли необходимость их применять в жизни?» Практическая значимость:

Слайд 30

По каким адресам можно выйти в Интернет для того, чтобы написать работу? Интернет- ресурсы: http://portfolio.1september.ru/

Слайд 31

Темы по физике: · Анализ функциональных зависимостей физических величин · Андронный коллайдер: миф о происхождении Вселенной · Анизотропия кристаллов · Анизотропия физических свойств монокристаллов · Антология обыкновенной физики необычных явлений · Апокалипсис: вчера, сегодня, завтра · Арктика - мой дом родной · Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер · Архимедова сила · Архимедова сила и человек на воде · Архитектура малых форм. Монументально-декоративное искусство · Асинхронный двигатель (трёхфазный) переменного тока · Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека · Астероидная опасность · Атмосфера · Атомная физика · Атомная энергетика

Слайд 32

Темы по биологии: Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы · Автономная нервная система · Агротехника выращивания рассады томатов в закрытом грунте в условиях Крайнего Севера · Агрохимия для восьмиклассников · Адаптация дикорастущих деревьев и кустарников при озеленении г. Удачный · Адаптация растений к высоким температурам · Адаптивные возможности старших школьников к физическим нагрузкам в условиях Крайнего Севера · Адаптивные особенности живых организмов на примере позвоночных животных · "Азбука правильного питания" - социально-значимая проектная деятельность · Азбука ухода за морскими свинками · Азот как биогенный элемент · Аквариум - замкнутая экосистема

Слайд 33

Трудности и недостатки в проведении исследовательской работы научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования; большая затрата сил и времени участников исследования; работа должна быть и самостоятельной, и научной; интерес к написанию исследования.

Слайд 34

Интернет ресурсы: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0 http://www.zankov.ru/exp/article=2836-3593 http://www.nguo.ru/index.php/2013-01-21-10-38-21/fgos-12/209-aktualnaya-informatsiya/1374-organizatsiya-proektnoj-i-issledovatelskoj-deyatelnosti-shkolnikov-v-ramkakh-realizatsii-fgos

Слайд 35

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аттестационная работа 1 Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС » Алтунина Нина Сергеевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14», г. Череповец Образовательная программа внеурочной деятельности «Решение олимпиадных задач по математике»

Слайд 2

Пояснительная записка Программа « Решение олимпиадных задач по математике » предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное , общекультурное и социальное. Актуальность программы определена тем, что шестиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные способности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. в рамках ФГОС . 2

Слайд 3

3 Данная программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения ООО. Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 35 часов в год . Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные задачи, а также задачи олимпиадного уровня или принять участие в проекте или исследовании. Требование – «Проект адаптируется к любому УМК по математике» - выполнено. Общая характеристика курса

Слайд 4

4 Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы, мини-конференции, защита проектов . Основные методы : объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры. Основные виды деятельности учащихся: - решение олимпиадных задач; - выступления; - участие в математической олимпиаде; - знакомство с научно-популярной литературой и интернет- сайтами, связанными с математикой; - проектная деятельность; - самостоятельная работа; - работа в парах, в группах; - творческие работы. Общая характеристика курса

Слайд 5

Цель курса: развитие устойчивого интереса учащихся к математике, развитие творческого и логического мышления, подготовка к олимпиадам и конкурсам различного уровня. Задачи: создать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности; •развивать математический кругозор, мышление, научно-исследовательские умения учащихся; формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры; воспитывать высокую культуру математического мышления, чувства коллективизма, трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы. Формы контроля: 1.Проектная и исследовательская работа 2.Текущий зачёт по задачам. 3.Итоговый зачёт. Презентация. 4. Результаты участия в конкурсах. 5

Слайд 6

6 Личностные метапредметные и предметные результаты освоения Метапредметными результатами изучения факультативного курса «Задачи для подготовки к олимпиадам по математике» является формирование универсальных учебных действий ( УУД ). Регулятивные УУД : – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Познавательные УУД : – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; – осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Коммуникативные УУД : – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Слайд 7

7 Содержание курса Арифметика(4 часа). Секреты быстрого счета. Задачи на нахождение НОД и НОК. . Решение сюжетных, текстовых задач методом “с конца”. Круги Эйлера. Решение задач с использованием кругов Эйлера 2. Математические игры (4 часа). Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением. Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин. Выигрышные стратегии. 3. Логика. (10 часов). Взвешивание. Переливание. Перестановки. Замещения. Раскраски . Разрезания. Перекраивания . Инварианты. Четность и раскраски. Задачи, на переливания и взвешивания. Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Комбинаторные задачи, решаемые перебором. Основная цель – развивать логическое мышление, формировать умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач. .

Слайд 8

8 Содержание курса Содержание курса Арифметика(4 часа). Секреты быстрого счета. Задачи на нахождение НОД и НОК. . Решение сюжетных, текстовых задач методом “с конца”. Круги Эйлера. Решение задач с использованием кругов Эйлера 2. Математические игры (4 часа). Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением. Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин. Выигрышные стратегии. 3. Логика. (10 часов). Взвешивание. Переливание. Перестановки. Замещения. Раскраски . Разрезания. Перекраивания . Инварианты. Четность и раскраски. Задачи, на переливания и взвешивания. Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Комбинаторные задачи, решаемые перебором. Основная цель – развивать логическое мышление, формировать умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач. .

Слайд 9

9 Содержание курса 4. Олимпиадные задачи (9 часа). Принцип Дирихле. Принцип крайнего. Решение задач математического конкурса “Кенгуру”. Подготовка к школьному туру всероссийской олимпиады по математике. Решение конкурсных задач олимпиад и математических конкурсов прошлых лет. Основная цель – подготовить учащихся к участию в олимпиадах и математических конкурсах, конкурсе “Кенгуру” . 5. Графы (5 часов). Понятие графа. Простейшие задачи на графы. Задача Эйлера о мостах. Обход лабиринтов. 6. Защита проектов (2 ч). Защита проектов по выбранной теме. Основная цель: формирование установки на творческий подход, умения обоснованно строить высказывания. 7. Заключительное занятие (1 ч) Основная цель: подведение итогов. .

Слайд 10

10 Тема Содержание Кол-во часов 6 класс Арифметика. Секреты быстрого счета 1 Задачина нахождение НОД и НОК 1 Решение сюжетных текстовых задач методом «с конца». 1 Круги Эйлера. Решение задач с помощью кругов Эйлера. Признаки делимости 1 Математические игры. Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур 1 Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением 1 Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин. Выигрышные стратегии. 2

Слайд 11

11 3. Логика Логические таблицы 1 Переливания 1 Взвешивания 1 Инварианты 2 Принцип Дирихле. 2 Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. 2 Четность и раскраски. 2 4. Олимпиадные задачи Принцип Дирихле. Принцип крайнего. 2 Решение задач математического конкурса “Кенгуру”. 3 Подготовка к школьному туру всероссийской олимпиады по математике. 4 5. Графы Понятие графа. Простейшие задачи на графы. 2 Задача Эйлера о мостах. 1 Обход лабиринтов. 2 6. Защита проектов. Защита проектов по выбранной теме. 2 7. Заключительное занятие 1

Слайд 12

12 Требования к уровню подготовки учащихся ( Результаты освоения курса) В результате изучения занятий «Задачи для подготовки к олимпиадам по математике»у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой. Личностным результатом изучения курса является • формирование независимости и критичности мышления; • приобретение опыта публичного выступления по проблемным вопросам; • приобретение опыта организации совместной деятельности. Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий ( УУД ). Регулятивные УУД : • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УУД ; • выдвигать версии решения проблемы; • составлять план решения проблемы проекта.

Слайд 13

13 Требования к уровню подготовки учащихся Познавательные УУД : • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; • давать определения понятиям. Коммуникативные УУД : • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; • учиться критично относиться к своему мнению.

Слайд 14

14 Литература для учащихся: Математические олимпиады в школе, 5-11кл., Фарков А.В., М.: Айрис- пресс,2012г. Задачи на резанье, Евдокимов М.А., М., МЦНМО,2008. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. Перельман Я.И., М., 2004. Задачи на смекалку, Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В., Учебное пособие для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. 8-е изд. М., Просвещение, 2009

Слайд 15

15 Литература для учителя: 1. 700 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике. 5-6 классы, Балаян Эдуард Николаевич ,учебное пособие для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. 5-е изд. М., Феникс, 2016. 2. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся ,Н.В. Заболотнева , Волгоград, Учитель, 2006. 3. Математические кружки в школе.5-8 классы, А.В. Фарков ., М.,Айрис - пресс, 2007.

Слайд 16

16 Интернет-ресурсы: http://foxford.ru/olymp_full_rules Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников http://school.msu.ru 3. Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/collection/matematika/ 4.Московский центр непрерывного математического образования ( МЦНМО ) http://www.mccme.ru 5. Образовательный математический сайт Ехроnenta.ги http://www.exponenta.ru 6. Общероссийский математический портал Math-Net.Ru http://www.mathnet.ru 7. Портал Allmath.ги - вся математика в одном месте http://www.allmath.ru 8. Виртуальная школа юного математика http://math.ournet.md



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Семинар педлектория

Создание проблемных ситуаций на уроке ФГОС

Занятие №2

Подготовила:

Алтунина Нина Сергеевна

г. Череповец

2018г.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\j0134549.gif

Тема: «Создание проблемных ситуаций на уроке ФГОС»

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы. 
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация 

Цель:

  • оказание помощи педагогам в изучении технологии проблемного обучения и ее использовании при создание проблемных ситуаций на уроке ФГОС.

Задачи:

  • раскрыть сущность понятий проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос;
  • представить имеющиеся классификации проблемных ситуаций, приемы и способы их создания;
  • повышение мотивации педагогов на применение современных технологий  в учебном процессе;
  • создать условия для активного взаимодействия всех участников семинара.

Учёный – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы.

Клод Леви – Стросс, фр. антрополог

Ход семинара:

  1. Орг. момент.  Участникам  семинара предлагается выбрать  фигуру по цвету (желтый, розовый, голубой и зеленый). Предлагаем занять свои места по цвету выбранной фигуры. На каждом столе карточка по цвету (желтый, розовый, голубой и зеленый) с проблемной ситуацией на один из  приемов.
  2. Создание ситуации успеха:

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеемся, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Пожалуйста, посмотрите видео и ответьте на вопросы:

  • тема нашего семинара
  • задачи семинара

Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»

  1.  Приемы и способы создания проблемных ситуаций.
  • Проблемная ситуация — (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение) 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; …   Большая психологическая энциклопедия
  • Проблемная ситуация — (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение)    1. содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность личности или группы. … …   Педагогический терминологический словарь
  • Проблемная ситуация — особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
  • Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи …   Словарь-справочник по педагогической психологии/
  • Проблемная ситуациясодержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы …  Словарь по профориентации и психологической поддержке

Проблемной можно назвать ту ситуацию, когда обучающийся не может объяснить для себя объективно возникающее противоречие, не может дать ответов на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащаяся в проблемной ситуации информация не содержат на них ответов и не содержат методов их нахождения.

Для учителя проблемная ситуация является средством управления поз-навательной деятельностью обучающегося, формирования его мыслительных способностей.

В деятельности обучающегося такая ситуация служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения – способом превращения знаний в убеждения.

Приемы и способы создания проблемных ситуаций

Учитывая, что противоречие составляет основное звено проблемной ситуации, можно рассматривать некоторые общие пути и способы создания проблемных ситуаций, получившие наибольшее распространение в практике обучения, как способы заострения противоречий в сознании обучающихся.

Джон Дьюи, предлагал только 5 способов создания проблемных ситуаций:

– подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение;

– столкновение противоречия практической деятельности;

– изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

– предложение рассмотреть явление с различных позиций;

– побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.

В современной теории проблемного обучения выделяется десять дидактических способов создания проблемных ситуаций:

  1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
  2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
  3. Поиск новых путей практического применения обучающимися того или иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
  4. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
  5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  6. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
  7. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
  8. Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
  9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
  10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Для достижения максимальной эффективности учебного процесса постановка проблемных задач должна осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил.

Во-первых, проблемные ситуации обязательно

должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации обучающихся.

Во-вторых, хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность – для развития творческих способностей обучающихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков. С одной стороны, это служит непосредственно образовательным целям, а с другой стороны и благоприятствует мотивации обучающихся, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.

И в-третьих, проблемная ситуация должна вызывать интерес обучающихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности проблемной ситуации.

Всегда ли обучающийся сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

– Учитель сам ставит и решет проблему;

– Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

– Обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;

– Обучающиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

Итак, основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления обучающихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта.

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип

проблемной ситуации

Тип

противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
  2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

  1. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся  вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

  1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
  2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
  3. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Теперь, разберемся с колонками таблицы.

Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почёсывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два типа: «с удивлением» и «с затруднением» Об этом как раз первая колонка.

Эмоциональное переживание возникает у школьников не абы когда, а в определенный момент урока – при столкновении с противоречием. Причем, не с каким угодно, а вполне конкретным. Во второй колонке дается списочек противоречий и показывается, какие противоречия вызывают чувство удивления, а какие – затруднение учеников.

Соль таблицы в третьей колонке. Здесь подробно расписаны приемы создания проблемной ситуации – те самые действия, которыми учитель может намеренно вживить противоречие в ткань урока. Сориентировавшись в общем устройстве таблицы, перейдем к комментированию деталей.

Итак, проблемные ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается приемами 1 и 2.

  1. Практическая часть (фронтальная работа):

Из опыта работы. Определите тип проблемной ситуации (с удивлением). Алтунина Н.С.: 

  1. Этап.

Телецентр «Школа №14». В соседней студии объявлен конкурс на замещение вакантных мест – ведущих основных телепередач «Смак».

  • «Модный приговор».
  • «Доброе утро».

Пожалуйста, карточки для ведущих телепередач. На основе решений составляют слова: «простые и составные».

      2 Этап.

  1. А как вы понимаете слово "классификация"? (Распределение, деление на группы …)
  2. Для чего нужна классификация? (Для "наведения порядка".)

– Приведите примеры классификаций множеств знакомые вам. (Классификация растений и животных по их видам; книг в библиотеке по алфавиту, по темам; натуральных чисел по количеству цифр, по четности и т.д.)

– Можно ли разбить множество всех книг на части: учебники и детективы? (Нет, есть еще романы, сборники стихов и т.д.). Слайды: цветы, животные, обувь.

       3  Этап.

  1.  Мы нашли делители всех чисел.  
  • По какому признаку можно классифицировать (разбить на части) это множество? (Четные и нечетные, круглые и некруглые, кратные 5 и не кратные 5 и т.д.) Рассматриваются все предложенные варианты.
  1. Можем ли мы с вами определить какие натуральные числа являются простыми,

какие составными???

Нет, мы с вами не знаем по какому признаку нужно их классифицировать.

  1. Какова же проблема нашей конференции???

Как классифицировать натуральные числа?

(Мы должны-------найти признак классификации для натуральных чисел).  

Основной прием: Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

Из опыта работы. Определите тип проблемной ситуации (с затруднением). Практическая работа в группах. Прочитайте текст и определите:

  • Тип проблемной ситуации.
  • Тип противоречия.
  • Приемы создания проблемной ситуации.

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Именно этот прием использовал учитель в уроке про скобки. Сделав на доске запись примеров 2+5х3=17 и 2+5х3=21, он столкнул в восприятии детей два факта: левые части одинаковые, а правые отличаются. Реакция удивления школьников и означала возникновение проблемной ситуации.

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Грибы».

По заданию учителя школьники зачитывают текст, в котором герои учебника ведут такой диалог:

Маша: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

Миша:  Грибы не зеленые, значит, они животные.

- Что вас удивило в диалоге наших героев?

-Миша и Маша по-разному говорят про грибы (осознание противоречия)

- Значит, какой вопрос у нас возникает? (побуждение к формулированию проблемы)

- Кто прав? Что такое грибы: растения или животные?

- Итак, тема урока….?

- Грибы.

Прием 2. Он чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления.

 Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».

Учитель

Ученики

- В словах на доске выделите корень (практическое задание)

- Вы согласны?

Ученица у доски в последнем слове «мухоловка» выделяет один корень.

- Нет. В слове «мухоловка» корень -лов-

- Я считаю, что в слове «мухоловка» два корня: -мух- и –лов-.

Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).

- Сколько мнений в классе? (побуждение к осознанию противоречия)

- Два разных мнения (осознание противоречия)

- Какой же вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)

- Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»? (учебная проблема как вопрос)

Прием 3. В сравнение с предыдущим он самый сложный, так как выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2)сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий»

Учитель

Ученики

- На доске два столбика слов:

Редкий         редко

Мягкий        мягко

Легкий         легко

- Что можете сказать о них?

- Разберите по составу слова каждого столбика (практическое задание на ошибку)

- Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречия?

- Но тогда чего не может быть у наречий?

- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.

Ученица у доски выделяет в наречиях окончание – о (ошибка, обнажающая житейское представление о том, что гласная на конце слова всегда является окончанием)

- Неизменяемая часть речи.

- Окончания!

Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации)

- Итак, что вы сначала думали по поводу «о»?

- Сначала мы думали, что «о» - это окончание.

- А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия)

- «о» не является окончанием (осознание противоречия)

- Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)

- Что же такое «о» в наречиях? (учебная проблема как вопрос)

Прием 4. Самый простой: учитель дает задание, не выполнимое вообще, а в принципе. Оно не выходит, хоть тресни, вызывая у школьников явное затруднение.

Урок русского языка в 6 классе по теме «Переходные и непереходные глаголы».

Учитель

Ученики

- Составьте словосочетания с глаголом «сотрясать» и существительным в винительном падеже.

- Проделайте то же самое с глаголом «сотрясаться» (практическое задание не выполнимое вообще)

- Сотрясать воздух

- Сотрясать землю

Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации)

- Выполнили задание?

- Нет.

- Почему? В чем затруднение? (побуждение к осознанию противоречия)

- Не можем придумать словосочетание с глаголом «сотрясаться» (осознание противоречия)

- Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

- Почему не все глаголы имеют дополнение в винительном падеже? (учебная проблема как вопрос)

Урок математики по теме «Сравнение углов».

Учитель

Ученики

- Сравните углы (на доске изображение прямого, острого и тупого углов)

- А каким способом вы сравнивали?

- Теперь сравните такие углы (на доске изображены два примерно равных угла)

(практическое задание, сходное с предыдущим)

- Каким способом сравнивали?

- А это точный способ?

- Тогда можете ли вы утверждать, что эти углы равны? (доказывает, что задание не выполнено)

Легко выполняют задания

- Мы сравнивали углы на глаз.

- На глаз.

- Нет, не точный.

- Нет, не можем (осознают, что задание не выполнено, реакция затруднения, возникает проблемная ситуация)

- Вы что хотели сделать во втором задании?     Сравнить углы.

- А какой способ применили?    Мы сравнивали на глаз.

- Удалось вам это сделать? (побуждение к осознанию противоречия)

- Нет (осознание неприменимости старого способа)

- Значит, над какой проблемой будем сейчас работать? (побуждение к формулированию проблемы)

- Будем искать более точный способ сравнения углов! (учебная проблема как среднее между вопросом и темой)

- Сформулируйте тему покороче (побуждение к переформулированию)

- Сравнение углов (учебная проблема как тема)

Вы заметили, что прием 6 весьма похож на прием 3? В каждом по два шага, причем первый фактически заставляет ученика ошибаться, а второй эту оплошность разоблачает. Но в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в 6 – из-за применения уже имеющихся знаний не в той ситуации.

Таблица закончилась. По приведенным примерам прослеживается некая взаимосвязь учебного предмета и приемов создания проблемной ситуации.

Для русского языка наиболее характерны 2,3,6, содержащие практическое задание «на ошибку», а приемы 1,4 идут вход несколько реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. В литературе и истории сам Бог велел сталкивать полярные позиции ученых (или критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2. В естествознании чаще других предметов используется прием 3, ибо по поводу окружающего мира у ребенка много житейских представлений. Впрочем, приемы 1, 2, и 4 здесь тоже весьма популярны.

Хотя, если хорошенько напрячься, то по каждому предмету можно придумать проблемные ситуации всеми шестью приемами.

И в конце, хочу спросить: что нужно для осознанного освоения технологии проблемного обучения? «Конечно же, прочные знания» - ответите вы и будете безусловно правы. Без профессиональных знаний нынче никуда. Однако, самых прочных знаний не достаточно для освоения проблемной технологии. Необходимо еще одно условие… какое? Минуточку терпения. Позвольте спросить: кто знает, что утром надо делать зарядку, а перед сном хорошо бы гулять на воздухе?  Что курить, пить, переедать – вредно? Это знают все! А кто из вас реально ведет здоровый образ жизни? Увы, единицы.

Оказывается, человеку мало знать, что и как надо делать. Требуется еще и желание так поступать! Поэтому необходимо, чтобы учитель захотел пользоваться технологией проблемного обучения. Итак, всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять. А те, кто освоил технологию проблемного обучения, могут сказать: «Не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми».

Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Всё активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и даёт основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьёз и надолго. Проблемное обучение нужно всем образовательным звеньям.

Использованная литература.

  1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012. – 168 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации по выполнению обучающимися 9, 10, 11-х классов индивидуального проекта в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Слайд 2

Индивидуальный проект Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность . Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, оценка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле, в 11 классе_ аттестате.

Слайд 3

Индивидуальный проект – форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) (п. 11 ФГОС СОО ) Выполняется проект обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов , курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного плана , и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Слайд 4

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет, модель, иное конструкторское изделие; отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Слайд 5

Защита индивидуального проекта Защита индивидуальных проектов обучающихся 10-х и 11-х классов проходит как образовательное событие, для участия в защите приглашаются все участники образовательных отношений (педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители)), а также представители общественных организаций и бизнес-сообщества). Защита индивидуального проекта проходит в форме демонстрации продукта проектной деятельности и развернутого отчета обучающегося-автора проекта о проделанной работе, отзыва руководителя проекта (тьютора) о проектной деятельности обучающегося. Пакет материалов, который готовит автор проекта к защите, должен быть расширен по сравнению с уровнем среднего общего образования за счет отражения вклада проектной деятельности в профессиональное самоопределение обучающегося. Регламент проведения защиты проекта, критерии и показатели оценки проекта, сроки проведения защиты утверждаются на уровне общеобразовательной организации.



Предварительный просмотр:

Учитель: Н.С. Алтунина

План подготовки к проведению итоговой аттестации

( 11А и11В классы)

в 2018-2019 учебном году.

СЕНТЯБРЬ        

  1. Работа с учащимися: ознакомление с результатами итоговой аттестации в 2018/2019 году, типичными ошибками.
  2. Ознакомление с основными направлениями работы по подготовке к экзаменам:

      - планирование и деление учебного материала;

      - работа с демонстрационными версиями ЕГЭ;

- официальные сайты ГИА;

- изучение структуры КИМов ЕГЭ по математике.

3. Планирование работы по подготовке учащихся к ГИА на уроках.        

ОКТЯБРЬ

  1. Организационно-методическая работа:                

- «Разработка плана работы по подготовке учащихся к ЕГЭ»

-  Изучение нормативных документов.        

  1. Работа с учащимися:        

Работа по тренировке заполнения бланков ГИА, изучение и решение заданий из КИМов 1-12

  1. Работа с родителями: индивидуальное консультирование и информирование по вопросам экзаменов.

НОЯБРЬ

  1. Оформление классного информационного стенда «Готовимся к ЕГЭ».
  2.         Работа с учащимися:        

- работа с заданиями КИМов различной сложности 1 части.

- «работа с бланками: типичные ошибки при заполнении бланков»

- работа с образцами бланков по ГИа.

3. Проведение пробных экзаменов.

- Организация и технология проведения ГИА.

- Обзор текущей информации по ГИА.

Работа с родителями: Индивидуальное консультирование и информирование по вопросам экзаменов.

ДЕКАБРЬ

  1.  Изучение нормативных документов.
  2. Подготовка материалов для проведения пробного внутришкольного ЕГЭ (бланки, тесты).
  3. Работа с учащимися        

- Работа с образцами бланков ответов по ЕГЗ.        

- Работа с демонстрационными версиями ГИА, кодификаторами и спецификацией.

- Пробные экзамены в 11классах. Изучение и решение заданий из Климов -  II часть.

  1. Работа с родителями:        Информирование о ходе подготовки учащихся к ЕГЭ.

ЯНВАРЬ

  1. Работа с учащимися:        
  • Изучение нормативных документов по ЕГЭ   в 2018-2019 учебном году.
  • Инструкция по проведению репетиционного ГИА в рамках школы.
  • Подготовка к проведению репетиционных экзаменов с учащимися 9, 11 классов в рамках школы.
  • Организация повторения в 11-х классах.        

3. Работа с родителями: Ознакомление с результатами пробных ГИА в рамках школы        

         

ФЕВРАЛЬ

  1. Работа с учащимися        

- Работа с демонстрационными версиями ЕГЭ, кодификаторами и спецификацией.

- Пробные экзамены.

- Индивидуальные консультации учителей-предметников по подготовке к ГИА.

  1. Работа с родителями:информирование о ходе подготовки учащихся к ГИА.

МАРТ

  1. Работа с учащимися        

- Работа с демонстрационными версиями ЕГЭ, кодификаторами и спецификацией.

- Работа с родителями: Информирование о ходе подготовки учащихся к ЕГЭ.        

АПРЕЛЬ

  1. Работа с учащимися:

- «Права и обязанности участников ЕГЭ».

- «Порядок использования результатов ЕГЭ при поступлении в вузы, ссузы».

- Индивидуальные рекомендации учащимся по подготовке к ЕГЭ.

-  Тестовые контрольные работы по предметам

  1. Работа с родителями:        Индивидуальные и групповые консультации по оказанию помощи и контролю при подготовке к ЕГЭ.        

АПРЕЛЬ

  1.  «Индивидуальные консультации для учащихся и их родителей по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ».        
  2. Работа с учащимися:        

- Уточнение прав и обязанностей участников ЕГЭ.

- «Повторное изучение Положения о проведении ЕГЭ в 2018-2019 учебном году.»

- Работа с демонстрационными версиями ЕГЭ.

  1. Работа с родителями: Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ.        

МАЙ

  1. Организационно-методическая работа:        

- Подготовка графика проведения консультаций для учащихся.

  1. Работа с учащимися:

- Психологическая подготовка к ЕГЭ. Индивидуальное консультирование учащихся.

- Работа с заданиями различной сложности.        

- Проведение промежуточной аттестации.

ИЮНЬ

  1. Подготовка справки о качестве проведения и результатах итоговой аттестации.
  2. Формирование отчётов по результатам ГИА  в 11 классах.        
  3. Планирование работы на следующий год.        



Предварительный просмотр:

План работы методического объединения

 учителей математики, физики и информатики по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам

на ____________ учебный год.

Месяц

Содержания  деятельности

Ответственный

Август

1. Изучение федеральной, областной и муниципальной нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми.

учителя-предметники

Сентябрь

Сентябрь – апрель

В течение учебного года

1. Разработка программ, спецкурсов, элективных курсов.

2. Организация работы предметных кружков, внеурочных занятий и факультативов:

3. Составление плана мероприятий с одаренными детьми:  
- разработка программ и планов индивидуальной работы с обучающимися для подготовки к олимпиадам;
- планов проведения индивидуальных занятий, разработка системы индивидуальных заданий.

4. Участие в школьном интеллектуальном марафоне.

5. Участие в конкурсе «Ученик года».

6. Организация исследовательской творческой деятельности одаренных учащихся. Участие в работе школьного НОУ. Участие в научно- исследовательских конференциях муниципального, Всероссийского и международного уровня.

7. Участие во всероссийских дистанционных олимпиадах.

8. Выполнение индивидуальных заданий повышенного уровня сложности.

учителя-предметники

Октябрь

Подготовка к проведению школьного тура всероссийских олимпиад по предметам. (Разработка индивидуальных заданий  и решение заданий для подготовки к олимпиадам).

учителя-предметники

Ноябрь

  1. Проведении школьного тура олимпиад по предметам.
  2. Подготовка и участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. Выполнение индивидуальных заданий повышенного уровня сложности.

 учителя-предметники

Декабрь

1.Муниципальный этап всероссийской олимпиады.

2. Участие в фестивале детского творчества «Грани таланта».

3. Подготовка и участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру-выпускникам». (Разработка индивидуальных заданий и решение заданий для подготовки к олимпиадам).

 учителя-предметники

 

 

Январь

  1. Участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру-выпускникам».
  2. Организация и проведение школьной предметной недели: «Ассамблея знаний».

учителя-предметники

Февраль

Выполнение индивидуальных заданий повышенного уровня сложности.

учителя-предметники

Март

Участие в Международном математическом конкурсе

«Кенгуру». (Разработка индивидуальных заданий  и решение заданий для подготовки к олимпиадам).

учителя-предметники

Апрель

Выполнение индивидуальных заданий повышенного уровня сложности.

учителя-предметники

Май

  1. Составление плана мероприятий с одаренными детьми на 2017/2018год:  
    - разработка программ и планов индивидуальной работы с обучающимися для подготовки к олимпиадам;
    - планов проведения индивидуальных занятий, разработка системы индивидуальных заданий.
  2. Расширение сети курсов по выбору, элективных курсов  с учетом  способности и запросов учащихся.

учителя-предметники