Проектная деятельность. Проект "Мы - актеры!"

Шибанова Наталья Владимировна

Стратегический план проекта "Мы актёры!"

Анкетирование родителей

Консультации для родителей

ООД с детьми

Фотоматериал

Итоговое мероприятие. Проект "Мы актёры!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                     «Детский сад №5 «Золотая рыбка»

Проект

«Мы - актёры!»

Автор-разработчик: Шибанова Наталья Владимировна,                                             воспитатель  МБДОУ «Детский сад №5 «Золотая рыбка»

г. Богородск, 2016 г.

Технологическая карта проекта

Название проекта: «Мы - актёры!».

Тип проекта: творческий, групповой.

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Руководитель:  воспитатель Шибанова Н.В.

Участники: дети старшей группы «Пчёлка», родители,                                  логопед Маркова И.Р.,  музыкальный руководитель Гаврилина Н.В.

Продолжительность: 2 года.

Раздел программы: «Речевое развитие», вид деятельности «Приобщение к художественной литературе».

Образовательные области: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».

Проблема: В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Актуальность:

 Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств.

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

• совершенствует артикуляционный аппарат.

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий.

• дети получают эмоциональный подъём.

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса.

• позволяет формировать опыт социального поведения.

• стимулирует активную речь.

Поэтому возникла идея  создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Цель проекта:

Развитие  речи детей через творческую активность  в театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

1. Совершенствование грамматического строя речи ребёнка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

2. Развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актёра в каждом ребенке.

 3.  Формирование потребности ознакомления с миром театра (с различными видами театров).

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актёрского тренинга.

5. Воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

6.Приобщение родителей к процессу развития речи ребенка через творческую активность в театрализованной деятельности, используя различные методы и приемы.

7. Создание предметно-пространственной среды центра театрализованной деятельности.

Конечный результат:

Готовый проект с его практическим приложением:

- Организация выставки рисунков «Я рисую сказку».

- Организация фотовыставки: «Впечатления ребёнка от посещения театра"».

- Создание видеофильма "Я маленький актёр".

- Презентация семейных мини-проектов.

- Выступление детей с драматизацией и кукольным театром                                     по сказке «Гуси-лебеди» перед воспитанниками детского сада.



Предварительный просмотр:

Стратегический план.

1. Создание условий.

Стратегия реализации проекта

Содержание совместной деятельности детей, родителей и педагогов

Ответственные

  1. Вводный этап.

Условия для познавательного развития детей

1.Определение темы проекта, цели и задач.

2. Постановка проблемы, доказательство актуальности.

3. Подбор литературы.

4.Изготовление, приобретение атрибутов к сказкам, кукольных театров, сценических костюмов по технологии реализации проекта.

Воспитатель

Воспитатель, логопед, родители

  1. Основной этап.
  1. Мониторинг.
  2. Изучение с детьми художественной литературы.
  3. ООД, беседы, КВН.
  4. Составление альбомов из рисунков и фотографий.
  5. Конкурсы, инсценировки, пародии.
  6. Обновление театрального уголка: изготовление театров, костюмов, атрибутов, настольных игр.
  7. Поэтический вечер "Праздник стихов о лете".
  8. Съёмка детских видеороликов "Я - маленький актёр".
  9. Литературная викторина "Путешествие в сказку".
  10. Викторина по сказкам К.И.Чуковского.

Воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, родители

  1. Итоговый этап
  1. Изготовление паспорта проекта.
  2. Презентация семейных мини-проектов: "Знакомство с театром", "Волшебный мир театра", "Мой любимый сказочный герой", "Домашний театр", "Я - маленький актёр".
  3. Организация выставки рисунков: «Я рисую сказку».
  4. Оформление фотоальбома: «Впечатления ребёнка от посещения театра».
  5. Драматизация детьми сказки «Гуси-лебеди».
  6. Создание видеофильма "Я - маленький актёр".

Воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, родители

2. Работа с детьми.

 

Сроки проведения

Образовательная деятельность

Ответственные

Октябрь  2016г.

Поэтический вечер "Праздник стихов о лете".

Цель: совершенствовать умение выразительно и эмоционально читать стихотворения.

Воспитатель, логопед, родители, дети

 

Ноябрь  2016 г.

Конкурс рисунков «Я рисую сказку».

Цель: развивать творческое воображение, умение отображать эмоциональное отношение к прочитанному в рисунке.

Способы деятельности: совместная деятельность с родителями.

Средства: листы А4, цветные карандаши, восковые мелки, баночки с водой, кисточки, салфетки.

Родители, дети

Декабрь 2016г.- февраль 2017г.

ООД, беседы:

а) «Давайте будем вежливы».

Цель: Воспитывать вежливость, коммуникативные качества; привлекать детей к активному участию в играх-инсценировках; развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность; совершенствовать навыки управления театрализованными куклами различных систем в спектакле А. Барто «Медвежонок невежа»; обогащать и активизировать словарь детей, закреплять правильное произношение звуков, совершенствовать интонационную выразительность речи; побуждать к участию в танцевальной, песенной импровизации; к передаче  эмоционального состояния литературного персонажа с помощью различных средств выразительности.

Средства: театральные шапки - маски.

б) «Путешествие в волшебный мир театра».

Цель: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа. Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Средства: Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы на гапите, королева-зеркальце, куклы «с живой рукой», маски-шапочки, домик-теремок, крот-рукавичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

в) «Женственные девочки и мужественные мальчики».

            Цель: Формировать у детей интерес к сравнению черт своих и своих знакомых. Побудить придумывать совершенно новые приемы выражения своих эмоций и суждений;
Формировать ретроспективный взгляд на предметы,  навыки запоминания, желание высказать свое мнение при обсуждении.
Развивать память, мышление, творческое воображение, интерес к познанию себя, соотнесение себя со своим полом; навыки творческой, исследовательской работы. Использовать элементы театрализованной игры для раскрепощения детей.
Воспитывать 
умение работать в парах; желание соответствовать своему полу.

            Средства:   портреты; зеркала; заключительная часть концерта Вивальди «Времена года» - «Весна»;  бумага, фломастеры, цветные карандаши.

г) «Отрицательные герои сказок»

Цель: учить различать плохие поступки, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Январь 2017г.

                       

              1.Литературная викторина  "Путешествие в сказку".

              Цель:  Расширить представления детей о сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок); воспитывать к ним интерес.

              2.   Выставка поделок "Мой любимый герой из сказки Чуковского".

              Цель: воспитывать интерес к сказкам, побуждать к созданию образа любимого сказочного героя.

              3. Литературная викторина по сказкам К.И.Чуковского.

              4. Конкурс чтецов по сказкам К.И.Чуковского.

               Цель: воспитывать интерес и любовь к сказкам Чуковского, уважительное отношение к писателю.

Воспитатель, логопед,  родители, дети

 Февраль 2017г.

Выставка фотографий «Впечатления ребёнка от посещения театра».

 Цель: расширить знания о театре, о профессии актёра, воспитывать уважение к его труду.

Воспитатель, родители, дети

Апрель 2017г.

Драматизация детьми сказки «Гуси-лебеди».

Цель: вызвать желание детей участвовать в драматизации сказки и доставить удовольствие от просмотра у родителей.

Воспитатель, логопед, родители, дети, музыкальный руководитель

Сентябрь - декабрь 2017г.

Исследовательская работа по реализации мини-проектов: "Знакомство с театром", "Волшебный мир театра", "Мой любимый сказочный герой", "Домашний театр", "Я - маленький актёр".

            Цель: приобщать родителей к исследовательской деятельности.                                Воспитывать удовлетворение от совместной проведенной работы.

Воспитатель, родители, дети

Сентябрь 2017г.

Создание видеофильма "Я - маленький актёр".    

Цель: побуждать к участию в поэтической, танцевальной, песенной импровизации; к передаче  эмоционального состояния литературного персонажа с помощью различных средств выразительности.

Родители, дети

Январь 2018г.

Презентация семейных мини-проектов.

            Цель: воспитывать желание участвовать в совместной деятельности с  родителями.

Воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, родители, дети

3. Работа с родителями.

Направления работы

Содержание

Ответственный

Информационно – рекламная деятельность.

Оформление рекламных стендов по проблеме. Памятка для родителей "Организация театрализованной деятельности в семье".

Выставки продуктов детской деятельности и фотовыставка.

Воспитатель

Родители

Консультации

Индивидуальные консультации по проблеме.

Коллективные консультации для родителей: «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников», «Воспитание ребёнка посредством театрализованной деятельности», "Педагогическое руководство театрализованной игрой дошкольников", "Театрализованная деятельность в детском саду".

Воспитатель

Совместная деятельность

Анкетирование родителей: «Любите ли вы театр?».

Привлечение родителей к организации и проведению конкурса чтецов, фотовыставки «Впечатления ребёнка от посещения театра», выставки рисунков «Я рисую сказку» и поделок "Мой любимый сказочный герой", к созданию видеофильма "Я - маленький актёр".

Организация литературной викторины "Путешествие в сказку".

Участие в работе мини-проектов (семейных).

Совместная защита мини-проектов вместе с ребёнком. Обновление театрального уголка костюмами, театрами, атрибутами, настольными играми.

Воспитатель                                                   Родители

Логопед



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Мы очень заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для развития  речи и его творческих способностей в детском саду и в семье.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты или подчеркнуть один из предложенных вариантов ответов.

1.Сколько лет вашему ребенку? _________

2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение? ________

3.В каких формах у ребенка проявляется творчество? ____________________

__________________________________________________________________

4. Делится ли Ваш ребенок своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях в кружке, праздниках, проводимых в детском саду? (Да; нет)

2. Устраиваете ли Вы дома театрализованные игры и представления?

 (Да, нет)

3. Посещаете ли Вы со своим ребенком театры? (Да, нет)

4. Вызывают ли у Вашего ребенка эмоциональный отклик кукольные спектакли? (Да, нет)

5. Слушаете ли Вы с ребенком аудиозаписи сказок? (Да, нет)

6. Знаете ли Вы, как организовать театрализованную деятельность в семье? (Да, нет, затрудняюсь ответить)

7. Хотите ли Вы приобрести знания о том, как организовать театрализованную деятельность с детьми в домашних условиях? (Да, нет)

8.Ваши пожелания и предложения по театрализованной деятельности  в детском саду ______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Большое спасибо за участие!

Памятка для родителей

по организации театрализованной деятельности в семье

Мамы и папы! Бабушки и дедушки!

 Если  Вы хотите развивать творческие способности своего ребенка и желаете, чтобы Ваш ребёнок был успешен в жизни, чаще предлагайте ему поучаствовать вместе с вами в театрализованной деятельности!

Благодаря этой деятельности у ребёнка будут развиваться:

- психофизические способности (мимика и пантомимика) ;

- психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память);

- речь (монологическая и диалогическая);

- творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Он глубже познает окружающий мир; освоит новые способы общения.

Для этого Вы можете вместе с ребёнком:

-разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям с использованием различных видов театров: игрушек, картинок или использовать предметы- заместители (кубики, камешки и другие подручные материалы). Особое внимание уделяйте интонационной выразительности речи, выразительности жестов, движений.

-во время досуга организовывать речевые игры и упражнения, занятия ритмопластикой, сочинять стихи и сказки;

-учиться владеть куклами би-ба-бо и тростевыми куклами, другими доступными видами театров;

-изготавливать и подбирать атрибуты к сказкам, элементы костюмов, оформлять декорации к представлениям;

-на семейных праздниках чаще организовывайте театрализованные представления с использованием различных видов театров (плоскостным, пальчиковым и др.) или организуйте игры- драматизации по мотивам сказок.

Желаем Вам всем творческих успехов!

Помните: чтобы развивать творческие способности ребёнка, ему необходимо предлагать особую деятельность, в которой он сможет активно проявить свою индивидуальность и самостоятельность.



Предварительный просмотр:

«Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности»


«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». 
К.С.Станиславский

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16682_3943b14c5760b2f12725a68e134f5556.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16682_88d8ae7e0aa240eafe406a11380e94ce.jpg.jpg


«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». 
К.С.Станиславский

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. 
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное наслаждение.
Во время занятий театрализованной деятельностью развивается любознательность, стремление к познанию нового и интересного, усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность.
Взрослым не следует навязывать своё видение, свои вкусы ребёнку, нужно предоставить возможность самому выбрать, к какому виду театральной деятельности появился устойчивый интерес в силу его склонностей и способностей. Театр бывает кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и просто театр, где ребёнок может попробовать свои силы.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16682_e6f9916f06705c04fa21e18333b84f90.jpg.jpg


Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16682_522772426ce2946868ac42532d5a5260.jpg.jpg


Плюсы театральной деятельности.
- Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
- Снимают напряжение с отдельных групп мышц.
- Запоминают заданные позы.
- Знают 5 – 8 артикуляционных упражнений.
- Умеют произносить скороговорки и чистоговорки в разных темпах, шёпотом
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.
- Умеют составлять предложения с заданными словами.
- Умеют сочинять этюды по сказкам.
- Умеют строить простейший диалог.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16682_f61ac28f31d6e356ea0c325db206074f.jpg.jpg

Театр кукол
У нас сегодня с мамой
Культурная программа.
Давай мне, мама, руку,
Пойдем в театр кукол!
Что я большой - я знаю,
Но кукол обожаю
Смотрю и не могу понять,
Как куклой можно управлять?
Взял рукавичку и надел
 
И вот уж Петушок запел,
А поменял ты рукавичку
 
И превратился он в Лисичку!
Но знаю я наверняка -
Актера трудится рука,
И кукла оживает,
Поет, переживает
Волшебно это превращенье!
И мама смотрит с восхищеньем.
А мы в театр еще пойдем,
И папу мы с собой возьмем!



Предварительный просмотр:

"Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребенка"

 

            Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры- драматизации;

- игры- представления ( спектакли );

- плоскостные и теневые театры.

            Театрализованная деятельность способствует развитию речи ( монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

            В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

            Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

           Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

            Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

               Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная ( вербально образный компонент речи) и коммуникативная ( способность к общению, пониманию, диалогу. Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

              Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

              Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

              Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

              Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

              В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини- центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного и теневого театров.

              Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.



Предварительный просмотр:

«Педагогическое руководство театрализованной игрой дошкольников»

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной – имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5–6 лет, а театрализованная – у детей 6–7 лет. Обеим играм сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером. Индивидуальная режиссерская игра находит свое отражение и в сюжетно-ролевой игре с ее героико-бытовыми сюжетами, и в театрализованной игре.
   Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализованной игр на основе общности их структурных компонентов (наличие воображаемой ситуации, воображаемого действия, сюжета, роли, содержания и др.). В сюжетно-ролевой игре, как и в театрализованной, прослеживаются элементы драматизации. Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной – полученные из готового источника (литературно-художественного). В сюжетно-ролевой игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной игре – на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной, не имеет своего продукта в полном смысле этого слова и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителям: детям, родителям.
   В старшей группе театрализованная деятельность начинает интенсивно развиваться. Именно в возрасте 5–7 лет, считают исследователи, у детей появляется способность показать образ в развитии, передать различные состояния персонажа и его поведение в требуемых игрой обстоятельствах. Это не означает, что нужно приобщать к театрализованной игре лишь старших дошкольников. Дети младших групп также с интересом относятся к играм, так или иначе связанным с воплощением в роли (показ взрослыми или старшими детьми спектаклей кукольного и драматического театров, вовлечение в игры-забавы с игрушками-персонажами, обыгрывание простейших сюжетов самими детьми и др.).
   В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация». Одни ученые полностью отождествляют театрализованную игру и игру-драматизацию, другие считают, что игра-драматизация является разновидностью театрализованных игр. По мнению Л. С. Выготского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности. При соответствующем оформлении игра-драматизация может стать спектаклем как для самого ребенка, так и для зрителей, тогда ее мотив сдвигается с самого процесса игры на результат, и она становится театрализованным действом.
   Л. С. Фурмина считает, что театрализованные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. По мнению исследователя, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к которым относятся игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, на ширме), а непредметные – второй тип игр, к которым относятся драматизации.

 Исследователи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Д. В. Менджерицкая, Л. С. Фурмина и др.) считают театрализованную игру (игру-драматизацию) предэстетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества, а возраст 5–7 лет – наиболее благоприятным (сензитивным) для детского творчества. Д. В. Менджерицкая, в частности, видит переход игры-драматизации к искусству в том, что у детей 6–7 лет она часто становится спектаклем. Л. С. Фурмина считает, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трех аспектах: в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля. Таким образом, в театрализованной игре (в разыгрывании сюжета с куклой и в игре-драматизации) деятельность детей предстает как творческая художественно-эстетическая деятельность (то есть деятельность в области искусства, живущая по законам красоты), носящая игровой (импровизационный) характер.
   Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества.
   Мы выявили этапы формирования творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности: накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.
   Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.).
   Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.
   • Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра – коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах детского сада. В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.
   Чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с неорганизованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходится ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством театра. Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства. Таким образом, налицо неподготовленность большинства педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей. Кроме того, сегодня оказываются почти невозможными организованные поездки детей в театр. Педагогический театр взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.
   • Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).
   • Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).
   В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
   Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
   • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
   • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
   • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
   Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
   Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т. д.).
   Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ

МИР ТЕАТРА»

Цель: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

СРЕДСТВА:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы на гапите, королева-зеркальце, куклы «с живой рукой», маски-шапочки, домик-теремок, крот-рукавичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог приводит детей в музыкально-театральный зал.

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: – ТЕАТР!

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?                 (Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети: – Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три — повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника.

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

Дети рассказывают сначала о маске радости.

 – Когда у нас бывает радостное настроение?

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

Затем дети рассказывают о маске печали, грусти.

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно? (Ответы детей).

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки.

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а педагог садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я– забавный старичок

А зовут меня — Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки? (Да). А как надо говорить скороговорки? (Быстро, чтобы было понятно).

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

  • Что же дед хранит в шкатулочке?
  • Театральные ложки.
  • А сможете вы их оживить?
  • Вспомните потешку. «У медведя во бору».

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

  • Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу? (Ширма).

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы. Как они называются? (Куклы на гапите).

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети: – Надо научить ее говорить.

Дети берут куклу девочку и котика и показывают потешку «Киса».

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

– А чему еще мы учим кукол?

Дети: – Учим двигаться.

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

Дети показывают этюд с куклами девочка и бабушка.

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

Подошли к зеркалам.

  • Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.
  • Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

Чтобы дальше нам идти.

Зеркальце (голос) – Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

    Вам задания я дам

    Выполнить спешите.

  • Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

  • И нахмурьтесь, как дитё.
  • Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

Дети прощаются с королевой зеркал.

  • Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?
  • (Дети: Куклы с «живой рукой»)
  • А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет рук. Их подвязывают к шее, а на руки одевают резиночки (педагог объясняя, одевает куклу на ребенка). А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку. Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

  • Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие. (Стоит домик).
  • Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут ! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

Молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

Кот приглашает мышку (звучит музыка «Найди пару»)

Кот: – Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка: – Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре — это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души! (звучит песня «Кукляндия»)

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА:« ДАВАЙТЕ БУДЕМ ВЕЖЛИВЫ »

Цель: Воспитывать вежливость , коммуникативные качества; привлекать детей к активному участию в играх-инсценировках;

Развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность;

Совершенствовать навыки управления театрализованными куклами различных систем в спектакле А. Барто «Медвежонок невежа»;

Обогащать и активизировать словарь детей, закреплять правильное произношение звуков, совершенствовать интонационную выразительность речи;

Побуждать к участию в танцевальной, песенной импровизации; к передаче  эмоционального состояния литературного персонажа с помощью различных средств выразительности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети вместе с воспитателем входят в зал

– Ребята, мы с вами пришли в театральную студию нашего сада. Здесь оживают на сцене сказки. А в сказках участвуют разные герои. А кто исполняет роли этих героев?         (Артисты)

– Вот мы сегодня с вами тоже будем артистами и исполним разные роли.                         (На столе лежат шапки-маски)

– Что вы видите на столе? (Театральные шапки-маски). Можно их оживить? Наденьте эти маски и давайте покажем сценку, которая называется «Вежливые слова» (Э. Машковская).

(Дети надевают маски: ежа, овечки, утки, оленя, медведя, петуха, зайца, лисы, волка и др. Кассир занимает место за кассой, дети выстраиваются в очередь в кассу, ведущая встает рядом.)

ВЕДУЩИЙ:         Театр открывается, к началу все готово.

Билеты предлагаются за вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Собралась народу масса.

Даже ежик пожилой

Притащился чуть живой.

КАССИР:         Проходите, милый ежик, вам билет в каком ряду?

ЁЖ:         Мне поближе, плохо вижу, вот... СПАСИБО! Ну, пойду!

ВЕДУЩИЙ:         Говорит овечка.

ОВЕЧКА:  Мне одно местечко! Вот мое... БЛАГОДАРЮ – доброе словечко.

ВЕДУЩИЙ:    А вот и утка.

УТКА:  Кряк! Целый ряд для меня и для утят!

ВЕДУЩИЙ: И прокрякала утка ДОБРОЕ УТРО! Прискакал олень.

ОЛЕНЬ:   ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень,

Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места. Вот мое ПОЖАЛУЙСТА!

ВЕДУЩИЙ: И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков, ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы, стукнул зайца пожилого...

МЕДВЕДЬ:  Касса, выдай мне билет!

КАССИР:   Ваше вежливое слово?

МЕДВЕДЬ:  У меня такого нет!

КАССИР:  Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

МЕДВЕДЬ:    МНЕ БИЛЕТ!

КАССИР:      Нет! Нет! Не стучите — мой ответ! Не рычите — мой совет! Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ! 

ВЕДУЩИЙ:  Кассир медведю билет не дал. Косолапый зарыдал.

– Ребята, почему медведю не дали билет? (Он грубый, не вежливый)

– А можно ли это исправить? (Надо научить его добрым, вежливым словам.

Дети еще раз называют вежливые слова. Медведь повторяет, кассир даем ему билет.

– Ребята, молодцы, вы хорошо исполнили свои роли, оживили маски, а сейчас снимите их. (Дети снимают маски).

– А сейчас я предлагаю вам посмотреть сказку про другого медвежонка, он тоже был невежливым, непослушным. А помогут нам показать эту сказку наши артисты. (Дети уходят на сцену, переодеваются в куклу с «живой рукой» – медвежонок, «кукла-люди» (напольная) – медведь, медведица).

Сцена открывается, звучит музыка, ребенок-медвежонок скачет по сцене, озорует.

ВЕДУЩАЯ 1                Был сынок у маменьки -медвежонок маленький.

В маму был фигурою -в медведицу бурую.

ВЕДУЩАЯ 2                 Уляжется медведица

Под деревом в тени,

Сын рядом присоседится,

И так лежат они.

Он упадет...

МЕДВЕДИЦА          Ах, бедненький

ВЕДУЩАЯ 2                 Его жалеет мать.

МЕДВЕДИЦА         Умнее в заповеднике ребенка не сыскать!

ВЕДУЩАЯ 1                 Сыночек дисциплины

Совсем не признает!

Нашел он мед пчелиный -

И грязной лапой в мед!

Мать твердит...

МЕДВЕДИЦА         Имей в виду - так нельзя хватать еду!

ВЕДУЩАЯ 2                 А он как начал чавкать,

Измазался в меду.

Мать за ним ухаживай,

Мучайся с сынком:

Мой его, приглаживай

Шерстку языком.

К медведице подходит медведь.

ВЕДУЩАЯ 1                Родители беседуют - мешает он беседе.

МЕДВЕДЬ         Перебивать не следует взрослого медведя!

Медведь отстраняет медвежонка, тот убегает.

МЕДВЕДЬ         Вчера пропал куда-то,

Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный, лохматый,

Пришел домой сынок

И заявляет маме…

МЕДВЕЖОНОК  А я валялся в яме!

МЕДВЕДЬ        Ужасно он воспитан, всю ночь ревет, не спит он!

И мать изводит просто тут разве хватит сил? (поет)

Песня колыбельная

ВЕДУЩАЯ 2         Медведица бурая

Три дня ходила хмурая,

Три дня горевала...

МЕДВЕДИЦА          Ах, какая дура я

Сынка избаловала!

ВЕДУЩАЯ 1                Советоваться к мужу медведица пошла.

МЕДВЕДИЦА         Сынок-то наш все хуже,

Не ладятся дела!

Не знает он приличий -

Он дом разрушил птичий,

Дерется он в кустах,

В общественных местах.

ВЕДУЩАЯ 1         Заревел в ответ медведь...

МЕДВЕДЬ         Я при чем тут, женка?

Это мать должна уметь

Влиять на медвежонка!

Сынок - забота ваша,

На то вы и мамаша.

ВЕДУЩАЯ 2                Но вот дошло и до того,

Что на медведя самого,

На родного папу,

Мишка поднял лапу.

ВЕДУЩАЯ 1                Отец, сердито воя, отшлепал сорванца.

(Задело за живое, Как видно, и отца.)

ВЕДУЩАЯ 2                А медведица скулит,

Сына трогать не велит.

МЕДВЕДИЦА         Бить детей недопустимо!

У меня душа болит...

ВЕДУЩАЯ 1                Нелады в семье медвежьей...

ВЕДУЩАЯ 2                А сынок растет невежей!

МЕДВЕДЬ         Я знаю понаслышке, и люди говорят

Что такие мишки есть среди ребят

– Ребята вам понравилась сказка про медвежонка-невежу? А есть ли среди вас такие вот медвежата? Я надеюсь, что все вы правильно воспитаны, вежливы и не избалованы. И пожалуйста, всегда оставайтесь такими добрыми и послушными. Вы мне обещаете? (ответы детей).

Сегодня вы все были активными и очень хорошо исполняли свои роли и я хочу вам подарить небольшие сувениры-подарки.





Предварительный просмотр:

Конспект ООД  для старшего возраста

Тема: «Женственные девочки и мужественные мальчики».

Задачи:
Образовательная: 
Формировать у детей интерес к сравнению черт своих и своих знакомых.
Предложить найти что-то общее и различия в лицах своих и знакомых.
Побудить придумывать совершенно новые приемы выражения своих эмоций и суждений;
Формировать ретроспективный взгляд на предметы, формировать навыки запоминания.
Формировать желание высказать свое мнение при обсуждении.
Развивающая: 
Развивать память, мышление, творческое воображение, интерес к познанию себя, соотнесение себя со своим полом;
Развивать навыки творческой, исследование работы.
Использовать элементы театрализованной игры для раскрепощения детей.
Воспитывающая: 
Умение работать в парах;
Желание соответствовать своему полу.

Способы деятельности: 
Словесные (беседа, описательный рассказ);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, наблюдение);
Практические (игры-экспериментирования);
Система обследовательских действий (попробовать пластические движения, стиль поведения);
Игровые.
Предварительная работа: Рассмотреть портреты мужчин и женщин разных эпох; Беседа с детьми на тему: «Кто такой богатырь русский»; Беседа с детьми на тему; «Кто она русская красавица». Чтение потешек, русских народных сказок с описанием поведения мужчин и женщин.

Средства: 
• Портреты;
• Зеркала;
• Заключительная часть концерта Вивальди «Времена года» - «Весна»;
• Бумага, фломастеры, цветные карандаши.

Логика построения НОД:

1. Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте. Я очень рада вас видеть! Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: “Доброе утро!”
Цель: создание чувство единства детей и взрослого.
2. Основная часть. 
Дети проходят по группе и рассматривают выставку мужских и женских портретов разных эпох.
Беседа «Разные портреты»
а/ В вашей душе что-то произошло? Хочется ли вам выразить свои чувства? 
б/ Что в лицах людей вам нравится больше всего?
в/ Чей взгляд вам больше всего нравится? Почему?
г/ Как вы думаете, что является украшением этих людей человека? (Кожа, волосы, глаза…)
д/ Какая дети бывает улыбка? Какая вам по душе? Почему?
Дети. (Ответы и рассуждения).
Дидактическая игра: «Угадай выражение лица» 
Цель: Закрепить знания детей о мимических особенностях лица. Сформировать умение различать разные выражения лиц. 
Воспитатель:

Обратите внимание, как отражается солнце, особенно на женских портретах. Обратите внимание на осанку, она грациозна. Грация особое свойство движений человека. Их характеризуют легкость, изящество, пластичность. Существуют специальные упражнения, для отработки этих движений.
Пластическое упражнение «Журавль»
Цель: Отработать пластические и грациозные движения журавля. Применить театральные движения для раскрепощения детей. 
Физминутка:
- Руки вперед, пальцы растопырены, каждый пальчик поздоровался с большим пальцем;
- Руки вперед, ладошки вместе, плавно поворачиваем их в разные стороны – «хвостик рыбки»;
- Руки вверх, левая рука в сторону – посмотрели на нее, правая рука в сторону – посмотрели на нее.
Беседа «Чем женские лица отличаются от мужских»
а/ Скажите, что, значит, быть красивым человеком? 
б/ Еще раз посмотрите на женские и мужские лица на портретах. Что вы можете о них сказать? 
в/ Что отличает женские лица?
г/ Что характеризует мужское лицо?
Пластическое движение «Танец разных цветов»
Цель: Раскрепостить детей; развить воображение и умение выразить характерные особенности цветка в танце.
Воспитатель: А теперь посмотрите еще раз на себя и друг на друга. А теперь закройте глаза и представьте, что вы в прекрасном саду (звучит музыка дети сидят на стульчиках), в нем много разных чудесных цветов. А теперь откройте глаза и посмотрите друг на друга, и подумайте кто на какой цветок похож.
Беседа «Почему мы танцуем по-разному»
а/ А теперь скажите движения девочек и мальчиков были одинаковы?
б/ Как вы думаете почему?
в/ Плавные и грациозные в танце это чьи цветы?
г/ Быстрые и стремительные чьи цветы?
д/ Как назывались ваши цветы?
«Художественное творчество»: рисование «Рисуем свой цветок»
Цель: Завершить превращение отобразив свою фантазию в рисунке; продолжать закреплять умение рисовать красками, карандашами, мелками, фломастерами; формировать навык доводить работу до конца.
(звучит музыка и дети рисуют)
3. Заключительная часть.
Зажечь свечу, сесть вокруг нее, посмотреть на огонек. Попытаться описать, что понравилось на занятии? Чему научились? Затем делается выставка работ детей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Звучит музыка

1.Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающий его мир.

2.Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.

 3.Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.

 4.Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.

5. Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет, ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!

6."Театр - искусство прекрасное. Оно воспитывает человека, делает его лучше. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас доброты, мудрости, любви".    

7."Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". 

Вед.:  на протяжении двух лет наша группа работала над реализацией творческого проекта "Мы актёры!". Цель проекта: Развитие  речи детей через творческую активность  в театрализованной деятельности. Почему возникла идея  создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность?

Во-первых, в последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Во-вторых, театрализованная  деятельность:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств.

• вызывает интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

• совершенствует артикуляционный аппарат.

• формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь.

• улучшает усвоение содержания произведения, логику и последовательность событий.

• дети получают эмоциональный подъём.

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса.

• позволяет формировать опыт социального поведения, раскрепощенность.

• стимулирует активную речь.

Вед.: вся деятельность строилась по трем направлениям: работа с детьми, с родителями, организация предметно-развивающей среды. Вот что у нас получилось.

Презентация проекта на экране

Вед.: Пантомимические этюды и упражнения: покажите с помощью жестов и мимики, как:

-дети лепят снежки

-вратарь ловит мяч

- ребенок катается на лыжах, на коньках

-ребенок плачет, ест лимон

-дирижер руководит оркестром

Изобразите с помощью мимики лица:  удивление, страх, радость, злость.

Вед.: активными участниками проектной деятельности стали  и вы, родители. Некоторые семьи разработали свои проекты. Мы предоставляем им слово.

Защита проектов (семьи Зюзиных, Кирилловых, Ким и  Ярочкиных,  Игра "Снеговик".  Семьи Титовых, Тихоновых)  

Вед.: Игра "Вопросы из театральной шляпы":

-Как называются места в театре, где сидят зрители? зрительный зал

-Где артисты исполняют свои роли с помощью танца? балет

-Как называются шторы. которые закрывают сцену? занавес

-Как называется место, где выступают актеры? сцена

-Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? опера

-Как называется объявление о спектакле? театральная афиша

-Человек, исполняющий роль на сцене? артист, актер

-Перерыв между действиями спектакля? антракт

-Рукоплескания артистам? аплодисменты

-Что напишет сценарист, то покажет нам ...... артист

-Есть в оркестре дирижер, а в театре... режиссер

-Был человек, а стал актер, его преобразил... гример

-У костюмов есть размер, это знает... костюмер

-Тонкой палочкой взмахнет - хор на сцене  запоет. Не волшебник. не жонглер. Кто же это? дирижер

-В буфете театральном вкусная еда, всегда стараются для нас конечно... повара

Вед.: ребят, а вы знаете правила поведения в театре? Давайте вспомним.

Презентация "Правила поведения в театре"

-В театр следует приходить за 15 минут до начала представления, чтобы              (не торопясь привести себя в порядок)

- Номерок, полученный в гардеробе, нужно (убрать в карман или в сумочку)

- На пути к своему месту в зрительном зале проходить вдоль ряда положено (лицом к сидящим)

- Когда мимо твоего места по проходу идут другие зрители, нужно (встать и дать пройти)

- Во время представления следует (смотреть на сцену и внимательно слушать)

- Во время прослушивания музыкального произведения следует (внимательно слушать)

- Во время антракта нужно разговаривать так, чтобы (тебя слышал только твой собеседник)

- Когда представление закончилось, нужно (подождать, пока опустится занавес)

Вед.: а сейчас сюрприз -  предлагаем вашему вниманию фильм про ваших детей - настоящих маленьких актеров.

Видеофильм "Я - маленький актер!"

Вед.: сейчас подарок для вас, ребята. Кукольный спектакль от родителей.     Кукольный спектакль

Вед.: ребята, мы с вами много узнали о театрах,  театральных профессиях, правилах поведения в театре.

Звучит музыка.

Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно - жесты, маски, костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки и с ними светлый мир добра.

Посещение выставки семейного творчества