Художественно - эстетическое развитие у детей 3-4 лет посредством лепки из солёного теста в детском саду.

Бойченко Валентина Степановна

Творчество -  это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности.

Мы живём здесь,  в Мурманске на крайнем Севере и  погода часто не позволяет детям проводить время на прогулке,  поэтому у нас есть время для творчества, которое развивает детей и воодушевляет на новые успехи.

Чтобы выявить и развить у детей творческие способности и развлечь их, я решила использовать в работе с детьми лепку из солёного теста. Это разнообразит деятельность детей, привнесёт дополнительное творческое развитие и массу положительных эмоций.   Моё мнение, что творчество из такого материала даёт  развитие безграничной фантазии, воображению, раскрывает в ребёнке большой творческий потенциал.

В наши дни лепка из солёного теста стала  очень популярным занятием
- Поделки очень просты в исполнении и не требуют     специального оборудования и дорогостоящих материалов
 Солёное тесто  - экологически чистый материал, не  вызывает аллергических реакций, поэтому светлое  мягкое  тесто  можно смело доверить любому малышу.      Пластичность его и мягкость даёт ощущение чего-то живого, и лепка вызывает самые приятные чувства. А что ещё нужно ребёнку для радости, если не умение творить.  Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб и соль будут всегда на столе.  Приятно и то, что эти поделки можно сохранять на долгие годы. Как любопытно будет показать повзрослевшему ребёнку зайчика, которого он слепил в четыре года!

Моя программа направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих). В процессе работы ребёнок развивает мелкую моторику рук, учится активно показывать в своих первых детских работах своё отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всём многообразии красок и форм он познаёт окружающий мир.  Наконец, творческая работа отражает детское настроение, доставляет детям радость, создаёт положительный настрой. Творческие работы способствуют развитию воображения, памяти, мелкой моторики, внимания – всё это развивает личность. Этот возраст детей, когда им уже интересен сам результат. В возрасте 3 – 4 лет дети могут преднамеренно создавать образы предметов и явлений. Они лучше воспринимают объёмную форму в лепке. Для этого возраста характерна уже устойчивость замысла, проявление сосредоточенности и целенаправленности в работе.

Хочу поделиться своим опытом работы  с вами, так как работа с солёным     тестом привлекает не только взрослых, но и детей. Даже самые гиперактивные дети усаживаются за столы, что бы творить, а значит, они учатся ещё и усидчивости, вниманию.  

Я  внесла этот материал в отдельные темы занятий и вынесла эту работу в свободное     время,  т. е.  утром и вечером. В лепке принимает участие любой  ребёнок, по своему желанию.

 Прежде чем приступить к работе, собрала необходимую литературу, инструменты, поставила цели и задачи: формировать интерес к лепке из теста, закреплять представления о свойствах теста и способах его лепки; учить раскатывать комочки теста прямыми и круговыми движениями, соединять концы, сплющивать шар, сминая его ладонями, раскатывать тесто скалкой, вырезать из теста стеком простые фигуры; развивать творческое воображение, создавая образы и украшая поделки; учить многообразию способов изображения предметов.

 Тесто для работы в творчестве заготавливаю заранее, окрашиваю его в разные цвета при замесе, что позволяет детям развить свои фантазии в выборе цветов и оттенков.  В работе  с солёным тестом использую природный материал: сухие листья, трава, семечки, фасоль, горох, гвоздика. Например, при лепке яблока, груши  дети вкалывают в верхнюю часть фрукта палочку гвоздики,  и получается яблочная макушка. Затем палочку гвоздики ( тупой стороной) вкалывают в другую часть яблока  и получается хвостик плода. Для лепки подсолнуха или ёжика дети  используют семечки, что создаёт впечатление естественности и в то же время   дети обращают внимание на необычность творчества. Что бы лучше раскрыть способности каждого ребёнка я решила ознакомить детей с многообразием способов изображения предметов, с разнообразием вспомогательных инструментов.

Инструменты и материал можно использовать  в зависимости от поделки. Чтобы сделать пчёлку, необходим  кусочек тюля  или фольги и кусочек зубочистки (крепить крылышки). Для изготовления травы, веток дерева, бороды деда Мороза,  пушистой шубки  овечки и волос мамы - нужна  чеснокодавилка. Такой приём  изображения очень нравится детям это необычно и в то же самое  время реалистично. Изготовить чешую рыбки, панцирь черепахи  можно коктейльной палочкой. Чтобы сделать отверстие в поделке,  нужна палочка зубочистка или обратный кончик кисти - получится отверстие для нитки, дырочки в сыре, дырочки в носу на портрете, цветочек ландыша и др.

Обучение проходит по принципу -  от простого к сложному. Это простые формы: шар, столбик, лепёшка, расплющивание, скатывание.   Как правило,  это фрукты, овощи, могут быть цветы. Например,  чтобы сделать розу, необходимо скатать столбик и расплющить его. Затем скатать поперёк - и роза готова. Дополнить розу можно лепестком, предварительно нанеся на него прожилки стекой.  Что бы изготовить подарок «Валентинку» дети вырезали из теста разные формы: сердечко, ромб, круг.., украшали формы бусинками, горохом, пуговицами, протыкали отверстие в форме и протягивали нить – получался медальон. Так же бусинки и другие мелкие украшения можно использовать для украшения новогодней ёлочки. А саму ёлочку сделать пушистой благодаря такому инструменту как чеснокодавилка. К новогодним праздникам дети изготавливали игрушки – снежинки. Такая поделка не сложна в исполнении. Скатывается шар, расплющивается и в него  втыкаются по кругу палочки - зубочистки, серединка снежинки украшается  бусинками, блёстками, а палочки покрываются краской          (гуашь или акриловая краска) под цвет снежинки.

Даже,  казалось бы,  самые сложные поделки  ребёнок может сделать самостоятельно, используя уже знакомые навыки лепки: скатывание в шар, столбик, расплющивание. Например, черепашка, в работе над которой все приёмы знакомы, а  образ  так мил и заманчив не  оставит ребёнка равнодушным, а подтолкнёт его к творчеству, фантазии.

 Разнообразие тем  и способов лепки даёт  творческому воображению и желанию творить  дарить радость себе и близким. К любому празднику  можно подойти творчески – придумать и   изготовить  подарок.

Из солёного теста можно изготовить поделки, игрушки, которые могут служить образцом или наглядностью на занятиях. Такие предметы, образцы будут восприниматься детьми  более активно. Их можно рассмотреть со всех сторон, обсудить их строение, цвета,  что только усилит восприятие детей и желание  познавать окружающий  мир. Ребёнку всегда приятней потрогать объект, чем смотреть его на картинке.  Например, ёжик.  Его колючки не потрогаешь на картинке, а слепить  такого ёжика из теста колючим можно и в дальнейшем  использовать на занятии.

 Творчество из солёного теста  вдохновило  меня на идею украсить свою группу сюжетными  картинами  по мотивам  русских народных сказок  из солёного теста. Оказалось это очень интересно  и красиво.  Дети,  играя в группе,  всегда могут наблюдать за  отрывками из любимых сказок, созданные  из теста. Картины получаются объёмные, яркие - как живые.

После таких работ у детей повышается интерес к этому виду творчества, желание творить ещё и ещё.   Оценка детскому творчеству даётся высокая «Умница», «Молодцы», «Вы настоящие скульпторы». Все работы детей выставляются на  выставке детского сада. Радость и гордость за своё мастерство переполняет душу ребёнка. Важность и ценность такой работы в том, что ребёнок понимает,  за что его хвалят, стремится сделать ещё лучше. Повышается самооценка ребёнка «Я могу».  Но самая важная и ценная оценка звучит  из уст родителей своим малышам. Родители не раз выражали свою благодарность за такую работу в творчестве с солёным тестом. Многие просили совета, рекомендаций,  как  лепить, что можно ещё придумать в лепке, что бы развлечь ребёнка дома.  Мной давались советы и памятки с рецептами теста и литературой.

Творчество из солёного теста  вдохновило  меня на идею украсить свою группу сюжетными  картинами  по мотивам  русских народных сказок  из солёного теста. Оказалось это очень интересно  и красиво.  Дети,  играя в группе,  всегда могут наблюдать за  отрывками из любимых сказок, созданные  из теста. Картины получаются объёмные, яркие - как живые.

Советую всем, кто хочет попробовать себя в этом виде творчества не пугаться  нового, как говорят « Не боги горшки обжигают», а прочесть специальную литературу и верить в свои успехи.

 «Солёное тесто» Изольда Кискольт «АСТ – Пресс» Москва 2001г , « Солёное тесто для начинающих» «Дрофа – Плюс» Москва 2008г.

Искусство  есть,  такая потребность для человека как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Федор Михайлович Достоевский.

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. Виссарион Григорьевич Белинский. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_novoy_prezentatsii.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно - эстетическое развитие у детей

3-4лет посредством лепки из солёного теста в детском саду.

Творчество -  это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности.

Мы живём здесь,  в Мурманске на крайнем Севере и  погода часто не позволяет детям проводить время на прогулке,  поэтому у нас есть время для творчества, которое развивает детей и воодушевляет на новые успехи.

Чтобы выявить и развить у детей творческие способности и развлечь их, я решила использовать в работе с детьми лепку из солёного теста. Это разнообразит деятельность детей, привнесёт дополнительное творческое развитие и массу положительных эмоций.   Моё мнение, что творчество из такого материала даёт  развитие безграничной фантазии, воображению, раскрывает в ребёнке большой творческий потенциал.

В наши дни лепка из солёного теста стала  очень популярным занятием
- Поделки очень просты в исполнении и не требуют     специального оборудования и дорогостоящих материалов
Солёное тесто  - экологически чистый материал, не  вызывает аллергических реакций, поэтому светлое  мягкое  тесто  можно смело доверить любому малышу.      Пластичность его и мягкость даёт ощущение чего-то живого, и лепка вызывает самые приятные чувства. А что ещё нужно ребёнку для радости, если не умение творить.  Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб и соль будут всегда на столе.  Приятно и то, что эти поделки можно сохранять на долгие годы. Как любопытно будет показать повзрослевшему ребёнку зайчика, которого он слепил в четыре года!

Моя программа направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих). В процессе работы ребёнок развивает мелкую моторику рук, учится активно показывать в своих первых детских работах своё отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всём многообразии красок и форм он познаёт окружающий мир.  Наконец, творческая работа отражает детское настроение, доставляет детям радость, создаёт положительный настрой. Творческие работы способствуют развитию воображения, памяти, мелкой моторики, внимания – всё это развивает личность. Этот возраст детей, когда им уже интересен сам результат. В возрасте 3 – 4 лет дети могут преднамеренно создавать образы предметов и явлений. Они лучше воспринимают объёмную форму в лепке. Для этого возраста характерна уже устойчивость замысла, проявление сосредоточенности и целенаправленности в работе.

Хочу поделиться своим опытом работы  с вами, так как работа с солёным     тестом привлекает не только взрослых, но и детей. Даже самые гиперактивные дети усаживаются за столы, что бы творить, а значит, они учатся ещё и усидчивости, вниманию.  

Я  внесла этот материал в отдельные темы занятий и вынесла эту работу в свободное     время,  т. е.  утром и вечером. В лепке принимает участие любой  ребёнок, по своему желанию.

 Прежде чем приступить к работе, собрала необходимую литературу, инструменты, поставила цели и задачи: формировать интерес к лепке из теста, закреплять представления о свойствах теста и способах его лепки; учить раскатывать комочки теста прямыми и круговыми движениями, соединять концы, сплющивать шар, сминая его ладонями, раскатывать тесто скалкой, вырезать из теста стеком простые фигуры; развивать творческое воображение, создавая образы и украшая поделки; учить многообразию способов изображения предметов.

 Тесто для работы в творчестве заготавливаю заранее, окрашиваю его в разные цвета при замесе, что позволяет детям развить свои фантазии в выборе цветов и оттенков.  В работе  с солёным тестом использую природный материал: сухие листья, трава, семечки, фасоль, горох, гвоздика. Например, при лепке яблока, груши  дети вкалывают в верхнюю часть фрукта палочку гвоздики,  и получается яблочная макушка. Затем палочку гвоздики ( тупой стороной) вкалывают в другую часть яблока  и получается хвостик плода. Для лепки подсолнуха или ёжика дети  используют семечки, что создаёт впечатление естественности и в то же время   дети обращают внимание на необычность творчества. Что бы лучше раскрыть способности каждого ребёнка я решила ознакомить детей с многообразием способов изображения предметов, с разнообразием вспомогательных инструментов.

Инструменты и материал можно использовать  в зависимости от поделки. Чтобы сделать пчёлку, необходим  кусочек тюля  или фольги и кусочек зубочистки (крепить крылышки). Для изготовления травы, веток дерева, бороды деда Мороза,  пушистой шубки  овечки и волос мамы - нужна  чеснокодавилка. Такой приём  изображения очень нравится детям это необычно и в то же самое  время реалистично. Изготовить чешую рыбки, панцирь черепахи  можно коктейльной палочкой. Чтобы сделать отверстие в поделке,  нужна палочка зубочистка или обратный кончик кисти - получится отверстие для нитки, дырочки в сыре, дырочки в носу на портрете, цветочек ландыша и др.

Обучение проходит по принципу -  от простого к сложному. Это простые формы: шар, столбик, лепёшка, расплющивание, скатывание.   Как правило,  это фрукты, овощи, могут быть цветы. Например,  чтобы сделать розу, необходимо скатать столбик и расплющить его. Затем скатать поперёк - и роза готова. Дополнить розу можно лепестком, предварительно нанеся на него прожилки стекой.  Что бы изготовить подарок «Валентинку» дети вырезали из теста разные формы: сердечко, ромб, круг.., украшали формы бусинками, горохом, пуговицами, протыкали отверстие в форме и протягивали нить – получался медальон. Так же бусинки и другие мелкие украшения можно использовать для украшения новогодней ёлочки. А саму ёлочку сделать пушистой благодаря такому инструменту как чеснокодавилка. К новогодним праздникам дети изготавливали игрушки – снежинки. Такая поделка не сложна в исполнении. Скатывается шар, расплющивается и в него  втыкаются по кругу палочки - зубочистки, серединка снежинки украшается  бусинками, блёстками, а палочки покрываются краской          (гуашь или акриловая краска) под цвет снежинки.

Даже,  казалось бы,  самые сложные поделки  ребёнок может сделать самостоятельно, используя уже знакомые навыки лепки: скатывание в шар, столбик, расплющивание. Например, черепашка, в работе над которой все приёмы знакомы, а  образ  так мил и заманчив не  оставит ребёнка равнодушным, а подтолкнёт его к творчеству, фантазии.

 Разнообразие тем  и способов лепки даёт  творческому воображению и желанию творить  дарить радость себе и близким. К любому празднику  можно подойти творчески – придумать и   изготовить  подарок.

Из солёного теста можно изготовить поделки, игрушки, которые могут служить образцом или наглядностью на занятиях. Такие предметы, образцы будут восприниматься детьми  более активно. Их можно рассмотреть со всех сторон, обсудить их строение, цвета,  что только усилит восприятие детей и желание  познавать окружающий  мир. Ребёнку всегда приятней потрогать объект, чем смотреть его на картинке.  Например, ёжик.  Его колючки не потрогаешь на картинке, а слепить  такого ёжика из теста колючим можно и в дальнейшем  использовать на занятии.

 Творчество из солёного теста  вдохновило  меня на идею украсить свою группу сюжетными  картинами  по мотивам  русских народных сказок  из солёного теста. Оказалось это очень интересно  и красиво.  Дети,  играя в группе,  всегда могут наблюдать за  отрывками из любимых сказок, созданные  из теста. Картины получаются объёмные, яркие - как живые.

После таких работ у детей повышается интерес к этому виду творчества, желание творить ещё и ещё.   Оценка детскому творчеству даётся высокая «Умница», «Молодцы», «Вы настоящие скульпторы». Все работы детей выставляются на  выставке детского сада. Радость и гордость за своё мастерство переполняет душу ребёнка. Важность и ценность такой работы в том, что ребёнок понимает,  за что его хвалят, стремится сделать ещё лучше. Повышается самооценка ребёнка «Я могу».  Но самая важная и ценная оценка звучит  из уст родителей своим малышам. Родители не раз выражали свою благодарность за такую работу в творчестве с солёным тестом. Многие просили совета, рекомендаций,  как  лепить, что можно ещё придумать в лепке, что бы развлечь ребёнка дома.  Мной давались советы и памятки с рецептами теста и литературой.

Творчество из солёного теста  вдохновило  меня на идею украсить свою группу сюжетными  картинами  по мотивам  русских народных сказок  из солёного теста. Оказалось это очень интересно  и красиво.  Дети,  играя в группе,  всегда могут наблюдать за  отрывками из любимых сказок, созданные  из теста. Картины получаются объёмные, яркие - как живые.

Советую всем, кто хочет попробовать себя в этом виде творчества не пугаться  нового, как говорят « Не боги горшки обжигают», а прочесть специальную литературу и верить в свои успехи.

 «Солёное тесто» Изольда Кискольт «АСТ – Пресс» Москва 2001г , « Солёное тесто для начинающих» «Дрофа – Плюс» Москва 2008г.

Искусство  есть,  такая потребность для человека как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Федор Михайлович Достоевский.

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. Виссарион Григорьевич Белинский.