«Все свои игрушки сам я расставлю по местам»
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_svoi_igrushki_sam_ya_rasstavlyu_po_mestam.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все свои игрушки сам я расставлю по местам»
Часто родители спрашивают о том, как можно ребенка приучить к аккуратности. Вообще-то приучать ребенка к аккуратности нужно с самого раннего возраста. Причем не стандартным набором нравоучений типа “я же тебе говорила, ешь аккуратно”, “складывай игрушки в ящик”, ‘‘не разбрасывай свои вещи”, а собственным примером. Если ребенок видит, что мама всегда свои вещи убирает в шкаф, не раскладывает по всей квартире вязание или шитье, то он уже автоматически, на подсознательном уровне, копирует ее поведение. Но если мама ходит по дому непричесанная, небрежно одетая, моет посуду только в том случае, если уже нет ни одной чистой чашки, то требовать от ребенка соблюдения порядка просто бессмысленно. Поэтому начинайте с себя.
Уже с самого раннего возраста приучайте ребенка к аккуратности в одежде. Если он пролил на себя сок, измазался в каше, порвал брюки на прогулке - обязательно переоденьте его. Стирки вы себе, конечно, прибавите, но результат стоит того. Четко разделите детские вещи: эти домашние - в них мы ходим дома, эти “гуля- тельные” - практичная, “ стирабельная” одежда, в которой удобно играть в песочнице, кататься с горок, ездить на велосипеде, и парадно-выходные вещи. Ребенок должен понять, что в парадном платье не следует возиться в грязи. Поэтому и мама должна одевать ребенка соответственно обстоятельствам. А то зачастую можно наблюдать такую ситуацию: нарядив девочку в светлое платье или комбинезон, мама, боясь, что вещь испортится, заставляет ребенка чинно ходить по дорожкам. Но ведь это же ребенок - ему и побегать, и поиграть хочется.
Постарайтесь приучить малыша к ношению фартука. Причем в одном фартучке нужно кушать, в другом - рисовать красками и лепить из пластилина. Кстати, на этом же этапе выделите ребенку салфетку, на которую ставится его тарелка (это избавит вас от необходимости каждый раз стирать скатерть), а прежде чем рисовать или лепить, подстелите специальную клееночку. Очень важно, чтобы это были именно специальные детские вещи, а не первое попавшееся под руку полотенце. Вот увидите, очень быстро малыш привыкнет и будет сам напоминать вам об этих атрибутах.
Как можно чаще подчеркивайте, что красивым может быть только аккуратный ребенок. Лохматая девочка никогда не будет выглядеть, как принцесса, у настоящего мужчины ботинки всегда начищены. Расскажите ребенку сказку про Фею вежливости и аккуратности, которая всегда приходит на помощь аккуратным детям.
С самого раннего детства воспитывайте у детей чувство вкуса. Если вы будете в 3 года одевать девочку в синюю юбку, желтую кофту и красные колготки, то нечего удивляться, что в 13 лет она будет ходить в совершенно нелепой одежде с душераздирающим макияжем.
Еще один важный момент. Дети должны видеть, что вещи не сами собой становятся чистыми и красивыми. Поэтому полезно дать им попробовать выстирать свои колготки, а после улицы протереть тряпочкой испачканную обувь. Выделите ребенку специальную вешалку, где будут висеть его куртки. Причем крепить ее нужно на такой высоте, чтобы малыш мог сам до нее дотянуться. Около кроватки поставьте стул, на котором, отправляясь спать, ребенок будет развешивать свою одежду.
Таким образом, приученный с детства выглядеть опрятно, он и в дальнейшем будет следить за своим видом.
Второй момент, на который нужно обратить внимание в воспитании ребенка, - это аккуратность в быту. Опять же, здесь все зависит от родителей. Поэтому в первую очередь ликвидируйте бардак в доме. Невзирая на размеры квартиры, обязательно выделите ребенку его персональное пространство. В идеале это, конечно, отдельная комната. Если таковой нет, отведите ему хотя бы какой-нибудь угол, где может стоять коробка с игрушками, письменный стол, секретер. Уже лет с 3-4 следует приучать ребенка самому (естественно, с вашей помощью) поддерживать порядок - складывать игрушки в ящик, а карандаши и фломастеры в коробку. Важен не столько результат уборки, а то, что он сам изо дня в день этим занимается. Тогда с раннего возраста этот процесс станет для него вполне естественным.
Правда, занятие будет более интересным, если ящик, где “живут” игрушки, будет оформлен в виде какого-нибудь домика или теремка (выполняются они без особых хлопот из большой картонной коробки от телевизора или стиральной машины), сказочного существа (к бокам можно приделать лапы и хвост, а на крышке - подобие морды). К тому же все детские ящики и коробки должны быть расположены так, чтобы ребенок без проблем мог до них дотянуться. Бессмысленно требовать, чтобы он убирал на место книжки, если они стоят на верхней полке шкафа. Ребенок, может, и рад бы их убрать, но даже встав на стул, с трудом может дотянуться.
Вообще же гораздо эффективнее предложить ребенку игру, в процессе которой будет проводиться уборка, чем по двадцать раз напоминать, что нужно собрать кубики. Девочек обычно привлекают игры в Золушку, в дочки - матери. Только вот не забудьте по окончании уборки устроить бал. Конструктор гораздо интереснее складывать, если выбрать строго определенную схему укладывания элементов в коробку. Причем одну неделю укладывайте по одной схеме, на следующей - придумайте что-то новенькое.
Кстати, многие дети с удовольствием вытирают пыль, пытаются мыть полы. А уж если после того, как вместе пропылесосили мебель, вы начнете пылесосить детские уши (вспомните Карлсона), уборка превратится в очень веселую игру. Замечательно, если бы вам удалось найти такое дело, например поливать цветы, вытирать пыль, которое будет выполнять исключительно ребенок. Это приучит его к определенной ответственности. И естественно, если он что-то просыпал, пролил или испачкал, постарайтесь, чтобы он принял посильное участие в ликвидации непорядка.
Старайтесь как можно чаще хвалить малыша, подчеркивать, как для вас важна его помощь. Можно даже придумать забавные поощрительные медали и дипломы, “Мамин помощник", “За лучшую уборку”.
Третий момент - это научить ребенка аккуратности в учебе. И начинать нужно еще в дошкольном возрасте. Все карандаши, альбомы, раскраски должны лежать в определенных местах. Если ребенок привыкнет к этому, то тетрадки и учебники всегда будут аккуратно сложены. Учите его раскрашивать картинки, не залезая за края. Покажите, как правильно работать кисточкой, чтобы получались рисунки, а не акварельная мазня. Выполняйте как можно больше различных упражнений на развитие мелкой моторики пальцев (сейчас существует масса различных методик). Это очень пригодится при освоении навыков письма. Обязательно приучайте ребенка все доделывать до конца: если уж собирать пазлы, то лучше помочь ему сложить всю картинку, чем бросить на “полдороге”. Можно попробовать начать учить ребенка основам систематизирования материала: например разложить в одну стопку сказки, в другую - книги про животных и так далее.
Иногда родители почему-то уделяют внимание только одному из этих направлений. И в результате ребенок, имеющий отличные успехи в школе, не в состоянии поддерживать порядок в своей комнате, не говоря уже о том, чтобы помогать взрослым, или просто искренне не понимает, почему его ругают за торчащие вихры и мятые брюки.