Материал выступлений на МО, семинарах, научно-практических конференциях

Скиданова Ирина Петровна

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ СОВМЕСТНОЙ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ.

Скиданова И.П.

п. Талакан, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №4 «Лесовичок»

             Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад — это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс.  В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.  Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших и взрослых, в быту, в учебе и производственной деятельности строится на основе коммуникаций. Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства желания, планы, идеи. В психологии принято выделять два разных стиля отношений человека с другими людьми - авторитарный и демократический.  Первый связан с превосходством над другими, второй — с равенством, взаимным уважением. Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что  это  равноправный участник   деятельности и как таковой связан с другими взаимным уважением. Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения. Роль воспитателя в совместной деятельности с детьми заключается в том, чтобы: обеспечивать комфортное и конструктивно – деловое участие всех детей в общем деле, игре и т.д.; устанавливать и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога, монолога); демонстрировать свое собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его; стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов и способов действий; предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них; оказывать поддержку всем детям, в том числе имеющим особые образовательные потребности.

Позиции   воспитателя  в разные моменты совместной деятельности.

  • Давайте сегодня...
  • Кто хочет, устраивайтесь удобнее...  
  • Кто хочет — присоединяйтесь...

Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети  находят возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности воспитатель «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.).  Предлагает свою идею или свой результат для детской критики. Проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников, так же усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряя содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем. Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует концовка, где  каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет   работу. Необходима оценка взрослым действий детей, но она может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.

Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.

Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге. Необходимы подготовительные действия – подбор организующих вопросов, которые способствуют установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения. От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за одними столами, а взрослого – за своим столом. Такая совместная деятельность  взрослого с детьми вовсе не означают беспорядка ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия. Дети включаются   из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает или возникают временно. В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело. Продуктивная деятельность - это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом). Чтобы педагог действительно мог организовать продуктивную деятельность  в форме партнерской деятельности,  ему нужно уметь  подбирать подходящее содержание деятельности,   учитывая, с одной стороны, развивающие задачи, а с другой — интересы детей группы. При организации продуктивной деятельности взрослый обязан, прежде всего, удовлетворить потребность ребенка в созидании. Чтобы почувствовать себя созидателем, ему нужно видеть плоды своего труда в форме конкретной вещи (будь то рисунок, поделка, панно-аппликация и пр.), которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это вещь, которая продолжает свою жизнь в игре ребенка, в интерьере группового помещения или у него дома. Поэтому здесь не годится работа с тем раздаточным материалом, который  после занятия исчезает в шкафу воспитателя. Здесь нет жестких рамок, нет жестко закрепленной структуры. Взрослый основывает свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии. Взрослый предоставляет детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, ограничивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Задача взрослых не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор, спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. Для того чтобы дети освоили навыки планирования необходимо не только внимательно выслушивать ответы детей, чтобы проникнуться их идеями, их логикой, но и сознательно строить беседу с нерешительными детьми, молчунами так, чтобы разговор происходил по очереди; распознавать жесты и действия детей: «Правильно ли я поняла, ты хочешь…»; задавать наводящие вопросы; рассказывать о своих наблюдениях, комментировать действия детей; отмечать связь между намеченными планами и фактическими действиями. Ребенок в работе устанавливает последовательность действий, выступает инициатором, а не исполнителем указаний взрослого. Дети реализуют свои интересы в различных видах деятельности в основном самостоятельно, а взрослый не только обязан создать условия для стимулирования ребенка в различных видах деятельности, ему необходимо ориентироваться на интересы, потребности и способности детей. Взрослый  включается в деятельность наравне с детьми, не только присутствует при работе, но и стремится  получить конечный продукт, поддерживая у остальных участников это стремление. Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи. При выполнении совместных работ, все члены группы могут работать в общем смысловом поле, но каждый утверждает себя в собственном результате. Взрослый не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.

Совместная партнерская деятельность взрослого и детей в коммуникативной деятельности. (На примере составления рассказов по картинам на основе методов и приемов ТРИЗ). Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Взрослому необходимо поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем в этой работе могут стать картины. Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендовала использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Главным недостатком являлось то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходилось выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становился неинтересен. Закономерно возникают вопросы: действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы? Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине? Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов? Поэтому не помешает в своей работе применять технологию на основе приемов  ТРиЗ. Игры с «подзорной трубой». Цель. Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания  альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине. «Ожившие предметы». Цель. Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект – ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требовали нужного высказывания. Повторность игровых действий приводит к многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание. Совместные с взрослым игровые ситуации позволяют детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания: отбирать лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Они вызывают у детей большой интерес и переносятся ими в самостоятельные игры, сопровождаются высокой речевой активностью.

Таким образом, возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога,  который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются стиль поведения взрослого от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному; рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми; отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы. При организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни. Инициатива, выбор, самостоятельность всегда связаны с определенной долей риска – предложил не ту тему, которую ожидал взрослый, сделал не так и пр. Поэтому первым условием становления и развития ключевых компетентностей должна быть атмосфера взаимного доверия, принятия и уважения чужого мнения.

В результате партнерской деятельности происходит развитие у детей инициативности, произвольности, формирование интереса к учебной деятельности, расширение сферы интересов отдельных детей и группы в целом. Проявление инициативы, активность, самостоятельность, сотрудничество – основные факторы в овладении ключевыми компетенциями.

Литература.

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
  2. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.- 97с.
  3. Свирская Л.В.Утро радостных встреч : [метод. пособие]- М. : Издательство «Линка-Пресс» 2010. – 240с.
  4. Создание групп заботы и ответственности. Практика проведения утреннего сбора для детей дошкольного и школьного возраста / Под ред. Н.В. Мальцевой. – Самара. 2004. – 60с.

 

                                                             



Предварительный просмотр:


План РМО «Интеграция образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка», как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

  1. Просмотр НОД по интеграции образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка»

Родькина О.А., Халимова М.О., МДОБУ Талаканский  д/с №4

  1. Анализ просмотренного мероприятия.

Руководитель РМО Скиданова И.П.

  1. Экскурсия по детскому саду.

Дацюк Г.П., заведующий.

  1. Презентации из опыта работы (слайд-шоу)

Шапорева И.А., воспитатель МДОБУ Бурейский  д/с №1

Лычковская Т.В., воспитатель МДОБУ Новобурейский  д/с №5

Кузнецова Т.В., воспитатель МДОБУ Бурейский  д/с №50

Ситишкина О.Ю., заместитель заведующего Талаканский  д/с №3

Брух Т.В., воспитатель МДОБУ Талаканский  д/с №2

Колупаева Л.В., воспитатель МДОБУ Новобурейский  д/с №1

Дополнительные выступления из опыта работы.

АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Непосредственно образовательная деятельность «В мире животных»

(Интеграция образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка»)

Подготовила:

Скиданова И.П.

Воспитатель первой

квалификационной категории

П.Талакан

2013 год

Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.

В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. На примере непосредственно образовательной деятельности представленной вашему вниманию, можно отметить, что вся деятельность была ориентирована на обогащение детского эстетического опыта и становление у дошкольников позиции художника-творца, была простимулирована интеграция видов деятельности, творческие проявления.

Содержание непосредственно образовательной деятельности детей.

  1. Вводное слово педагога. (Вспомнить названия животных.)
  2. Беседа педагога с детьми. (Приглашение на прогулку в зоопарк)
  3. Постановка проблемы, поиск путей решения. (Грустные мартышки, чем можно им помочь?)
  4. Творческое задание (этюд «Пожалей меня»)
  5. Слушание музыкальных произведений и обсуждение музыкально- ритмических движений разного характера, сопровождающихся просмотром слайдов.
  6. Продуктивная деятельность.
  7. Анализ и подведение итогов.

Целесообразное использование следующих методов и приемов.

Рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка.

Разговор об искусстве, эстетических объектах, музыке.

Ситуации индивидуального творчества, способствующие развитию умения соотносить свои интересы с желаниями других детей, стремления договариваться друг с другом, радоваться общему результату.

Использование современных информационных технологий. Данный метод был направлен на детей, которые воспринимают информацию больше на зрительный образ.

Упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности, ситуации на развитие ассоциирования, эстетической синестезии.

Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности сравнение образов, создаваемых разными видами искусства — музыкой, изобразительным искусством.

Интеграция с другими областями.

  1. «Физическая культура» - гимнастика для глаз, динамические паузы (путешествие в зоопарк - шагающие движения, имитация движений лебедя).
  2. «Здоровье» - проветривание помещения, влажная уборка; проверка соблюдения правил рассаживания за столами.
  3. «Безопасность» - самоконтроль за правильностью подъема стула и переноса его на нужное место.
  4. «Социализация» - адекватное общение со сверстниками, любовь к животным.
  5. «Труд» - помощь в раздаче пособий для продуктивной деятельности; уборка рабочего места.
  6. «Познание»
  7. «Коммуникация» -  вступление в диалог со взрослым и друг другом, внимательно слушать собеседника, не перебивать товарища.
  8.  «Художественное творчество» - рисование лебедей.
  9. «Музыка» - прослушивание произведений  композитора Камиля Сенсанса «Лебедь», «Королевский марш львов».

Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в ней. В НОД педагогом использовались и методы стимулирования. Итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения и похвалы. Считаю, что занятие построено логично, все этапы взаимосвязаны, четко прослеживается линия тесного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя. Игровая мотивация вызвала интерес у детей. Активность детей была достаточно высокая. Однако, двое детей работали в своем темпе, и творческое задание чуть позднее, в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя, это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше, чем у других детей. Дети порадовали тем, что доброта и открытость детской души отразилась в их движениях, отношении друг к другу, они эмоционально, с интересом выполняли задания. Детям занятие (следует это слово рассматривать, как «занимательное дело»)  очень понравилось. Цели, поставленные педагогами были выполнены.

Протокол №1

выездного РМО для педагогов старших групп на базе Талаканского МДОБУ ЦРР- д/с  №4 «Лесовичок»

от 25.03.2012 г.

присутствовало 19 человек.

Повестка дня.

Тема: «Интеграция образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка», как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

  1.    Просмотр НОД по интеграции образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка»

Родькина О.А., Халимова М.О., МДОБУ Талаканский  д/с №4

  1. Анализ просмотренного мероприятия.

Руководитель РМО Скиданова И.П.

  1. Экскурсия по детскому саду.

Дацюк Г.П., заведующий.

  1. Презентации из опыта работы (слайд-шоу)

Шапорева И.А., воспитатель МДОБУ Бурейский  д/с №1

Лычковская Т.В., воспитатель МДОБУ Новобурейский  д/с №5

Кузнецова Т.В., воспитатель МДОБУ Бурейский  д/с №50

Ситишкина О.Ю., заместитель заведующего Талаканский  д/с №3

Брух Т.В., воспитатель МДОБУ Талаканский  д/с №2

Дополнительные выступления из опыта работы.

По первому вопросу воспитатель старшей группы Родькина О.А. и музыкальный руководитель Халимова М.О., МДОБУ ЦРР- Талаканский  д/с №4 «Лесовичок», показали интеграцию Образовательных областей: «Музыка» и  «Художественное творчество», для детей старшей группы:

«В мире животных».

Непосредственная образовательная деятельность прошла в непринужденной, творческой обстановке.

Ребята внимательно слушали музыку, эмоционально на нее откликались, высказывали свои мнения,  впечатления, передавали в движении плавность лебедя.

По второму вопросу Скиданова И.П. сделала анализ просмотренного мероприятия. Присутствующие педагоги отметили профессионализм и тесное сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя.

По третьему вопросу – была проведена экскурсия по дошкольному учреждению руководителем МДОБУ ЦРР Дацюк Г.П. Педагоги поделились своими впечатлениями, положительно отзывались об увиденном.

По четвертому вопросу выступили:

  1.  Скиданова Ирина Петровна:

««Художественное творчество» и «Музыка», на первый взгляд, не

Вызывает сложностей. Эти образовательные области являются одним из

Самых любимых и привлекательных для большинства детей дошкольного

Возраста и одновременно яркими выразительным. С другой стороны,

искусство – дело тонкое! Многолетний опыт показывает, что вопросы

художественного развития ребенка являются самыми сложными и требуют

особого подхода».

  1. Шапорева И.А., воспитатель МДОБУ Бурейский  д/с №1 пригласила всех на виртуальную прогулку по своему детскому саду:

«Гнездышко – наша большая семья.

Детям и взрослым здесь рады всегда!

Милой улыбкой, сиянием глаз

Встретят девчонок, мальчишек и вас!»

Познакомила со своим дошкольным учреждением:

«Наш детский сад – это

54 любящих беззаветно малыша от 3-х до 7 лет, которые смотрят на взрослых глазами, полными надежды.

Дом, где организованная среда создает наилучшие условия для здоровой физической и психической жизни ребенка.

Новые методики, внедрение которых позволяет добиться эффективного развития детей.

Родители, которые понимают, что воспитание личности – штучная работа.

Сотрудники, которых объединяет общее желание: понять ребенка, не навязывая ему своей воли, помочь быть самим собой, осознавая себя как личность.»

  1. Лычковская Т.А., воспитатель МДОБУ Новобурейский д/с №5:

«Целью интеграции образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка», являются

  • Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.
  • Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки»
  1. Кузнецова Н.В., воспитатель МДОБУ Бурейский детский сад №50:

«Основные направления работы по  художественно – эстетическому воспитанию дошкольников:

  • Слушание музыки, поэзии, художественной прозы;
  • Просмотр видеозаписей и диапозитивов;
  • Ознакомление с предметным миром , миром людей и природы через произведения изобразительного искусства, художественной литературы и музыки.
  • Вовлечение детей в различные виды художественно – творческой деятельности (художественно – речевая, изобразительная, музыкальная, театрализованная и др.).
  • Ознакомление с различными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература, изобразительное и театральное искусство).
  • Становление эстетической развивающей среды

Погружение детей в столь интересный для них музыкальный, литературный и визуальный материал и отражение его в их собственном творчестве вызывает у дошкольников яркий эмоциональный отклик. А ФГТ развитию эмоциональной сферы детей уделяется особое значение»

  1. Брух Т.В. ., воспитатель МДОБУ Талаканский  д/с №2 представила слайд – шоу «Работа с родителями»:

«Педагогам при взаимодействии с родителями необходимо стремиться к взаимопомощи, взаимному уважению и доверию»

  1. Карагодина С.П. и Воловик С.Н. воспитатель и музыкальный руководитель МДОБУ Новобурейский д/с №7:

«Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает  от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания,  а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным

Я теперь весь день рисую,
Я рисую что  хочу,
Вас, хотите нарисую?
Правда, правда, не шучу!»

  1. Колупаева Л.В., воспитатель МДОБУ Новобурейский д/с №1:

«Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни».

  1. Ситишкина О.Ю., заместитель заведующего МДОБУ Талаканский д/с

№ 2 показала мастер-класс «Ниткография или ниткопись» в исполнении воспитателя Зыряновой С.П. «Ниткопись способствует развитию у ребенка художественного вкуса, умению подбирать цвета, способствует умению сравнения, наблюдения, сопоставления, обсуждения готовых работ.

Ниткопись требует от ребенка  трудолюбия, большого упорства, мастерства».

  1. Ирина Петровна, подводя итог РМО, отметила,  в ФГТ как один из основополагающих направлений выдвигается принцип интеграции (взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса); самая главная педагогическая задача состоит в том, чтобы найти точный, интересный, «личный» путь каждого ребенка.
  2. Наталья Николаевна отметила, что для достижения этих задач необходим новый творческий подход и интеграция образовательных областей в соответствии с ФГТ. Важно  педагогам продолжать делиться своим опытом, широко освещать свою деятельность в СМИ, участвовать в различных конкурсах, самообразовываться.




Предварительный просмотр:

Протокол №2

Работы методического объединения воспитателей старших групп Бурейского района

От 20.02.2014 года.

Присутствовали:

  1. Копан Н.Н.
  2. Гырляну Е.А. МДОБУ д/с №1 «Гнездышко», п.Бурея
  3. Скиданова И.П. МДОБУ ЦРР д/с №4 «Лесовичок», п. Талакан
  4. Виноградова С.В. МДОБУ № 2 «Солнышко»
  5. Зырянова С.П.  МДОБУ № 3 «Радуга»
  6. Костюкова И.Г. МДОБУ № 5 «Солнышко»
  7. Иванова С.В. МДОБУд/с №7 «Искорка»
  8. Кузнецова Н.В. МДОБУ №50 п. Бурея
  9. Соболева В.В. МОКУ Райчихинская ООШ с.Безозерное

Повестка дня.

«Организация игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Общая методическая цель:

  1. Формирование у педагогов потребности профессионального роста как условие достижения эффективности и результативности образовательного процесса.
  2. Систематизация знаний о модернизации образовательного процесса и программного материала.

Наши задачи:

  1. Освоение новой оригинальной технологии, методики в образовании и воспитании детей дошкольного возраста.
  2. Гармонизация взаимоотношений с коллегами, повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирование позитивного отношения к работе.
  3. Формирование инновационного банка данных.

План проведения методического объединения:

  1. Просмотор НОД «Путешествие в волшебный лес» в старшей  группе. Иванова С. В. логопед  Новобурейский МДОБУ №7
  2. Самоанализ НОД Иванова С.В.
  3. Диалог – консультация «Игра – форма развития коммуникации, социализации и познания» Скиданова И.П. руководитель РМО
  4. Презентация из опыта работы «Играя, обучаюсь» Виноградова С.В. МДОБУ № 2 «Солнышко»
  5. «Игра средство познавательного развития дошкольников». Презентация из опыта работы Костюкова И.Г. МДОБУ № 5 «Солнышко»
  6.  «Детские игры – дело серьезное» выступление Зыряновой С.П. Талаканский МДОБУ №3
  7. Анкетирование педагогов Копан Н.Н.

По первому вопросу Иванова С.В. логопед детского сада №7 провела непосредственно образовательную деятельность ОО «Коммуникация» в старшей  группе «Путешествие в волшебный лес».

Непосредственно образовательная деятельность прошла в непринужденной обстановке, в игровой форме. Дети развивали мелкую моторику пальцев рук,  глубину вдоха и силу выдоха, артикуляционную мускулатуру, координацию движений, фантазию, воображение, внимание, память, мышление.

Для успешного усвоения материала педагогом были использованы такие интеграции:

- коммуникация;

- познание;

- художественная литература;

- художественное творчество.

В процессе проведения занятия использовала разнообразные приемы:

- игровой – для того, чтобы заинтересовать детей, настроить их;

- практический – проведение артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений (в изодеятельности);

- словесные – упражнения на автоматизацию звука, использование художественного слова, активизация словаря;

- наглядные – упражнения с зеркалами;

- моральная поддержка детей – похвала, поглаживание по голове.

- индивидуальная работа – уточнение выполнения задания детьми.

Для снятия статического напряжения детей – провела физминутку, содержание которой органично влилось в ход занятия.

Структура  - соответствовала правилам построения логопедической работы. Программный материал соответствовал возрасту, доступен детям. Дети были активны, заинтересованы, не отвлекались. Хорошо проговаривали звук Ж и правильно использовали его в речи. Творчески оценивали работы по кляксографии.

По второму вопросу Иванова С.В сделала анализ непосредственно образовательной деятельности.

Выступила Н.Н. Копан

«Просмотрев непосредственно образовательную область, мы наблюдали интеграцию различных видов деятельности: познавательную, коммуникативную, художественное творчество. Прослеживался принцип интегрированного подхода». Рассказала о том, что реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГОС дошкольного образования  пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Наталья Николаевна отметила, что самая главная педагогическая задача состоит в том, чтобы найти точный, интересный, «личный» путь каждого ребенка. Для достижения этих задач необходим новый творческий подход к игровой деятельности в соответствии с ФГОС.

По третьему вопросу Скиданова И.П., руководитель РМО провела диалог – консультацию «Игра  - форма развития коммуникации, социализации и познания дошкольников». Ирина Петровна предлагала проблемные ситуации, решение которых предлагали педагоги в процессе диалога. «Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли,  ребенок проникается их чувствами, сопереживает. А это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности. Дети учатся в игре взаимодействовать с другими людьми, осваивать правила и способы взаимодействия, обретают опыт взаимопонимания, учатся объяснять свои действия и намерения, согласовывают их с другими детьми.

В игре ребенок получает опыт произвольного поведения - учится управлять собой, соблюдая правила игры. Учится сдерживать свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля взрослых.

Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни. В первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснения учителя, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Психологические исследования доказывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учится и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, опыт совместной игры со сверстниками.»

Копан Н.Н. добавила, что педагогам необходимо саморазвиваться, участвовать в различных педагогических форумах, предоставила ссылки на интернетфорумы.

По четвертому вопросу Виноградова С.В.  воспитатель Талаканского МДОБУ №2 представила вниманию педагогов презентацию своей работы с детьми по организации сюжетно – ролевых игр «Играя - обучаюсь». Перед играми, Светлана Васильевна организовала экскурсии в супермаркет, где дети выбирали продукты и оплачивали самостоятельно покупки; в салон красоты и т.д. Дети, приобретая реальный опыт, легче и интереснее организуют свои игры.

По пятому вопросу Костюкова И.Г. педагог Новобурейского МДОБУ №5 представила свой опыт работы «Игра – средство познавательного развития дошкольников», рассказала о своей работе с детьми в кружке «Веселый балаганчик».

 По шестому вопросу Зырянова С.П. воспитатель Талаканского МДОБУ №3 представила консультацию для воспитателей «Детские игры – дело серьезное», в которой рассказала о том, что «С помощью игр ребенок не только учится познавать мир и взаимодействовать со сверстниками, но  может бороться со страхами, преодолевать тревожность и неуверенность», также Светлана Петровна затронула тему – «Причины агрессивных игр детей», «Опасные игры». Привела примеры игр на снятие тревожности у детей.

По седьмому вопросу  Копан Н.Н. провела анкетирование педагогов, задачей которого выяснить мотивацию педагогов к инновационной деятельности; выяснить в какой помощи нуждаются педагоги при переходе на новый уровень работы (ФГОС и ФГТ)

«Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования».

Опрос участников РМО показал, что педагоги хотели бы посмотреть практическую образовательную деятельность на базе детских садов; получить рекомендации по планированию, организации и координации работы воспитателя.

  Решение.

  1. Реализовать всесторонний целостный подход к развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Продолжать использовать новые методики, внедрение которых позволяет добиться эффективного развития детей.
  3. Вести активную работу с родителями по теме РМО.
  4. Распространять и обобщать опыт работы среди педагогов ДОУ.

Руководитель РМО                                               Скиданова И.П.



Предварительный просмотр:

Аннотация: В данном материале разработана деловая игра для педагогов в ДОУ. Материал будет полезен воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Задания разработаны с целью того, чтобы педагоги обменивались друг с другом педагогическим опытом, развивали творческие способности в условиях ФГОС.

Подготовила: Воспитатель первой категории (стаж работы 14 лет), МДОБУ ЦРР – д/с №4 «Лесовичок» п. Талакан Бурейского района Амурской области. Скиданова Ирина Петровна руководитель РМО Бурейского района  для воспитателей работающих на старших группах ДОУ.

Список использованной литературы:

  1. Как играть с ребенком/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., дораб. – М.: Обруч, 2012. – 176 с.
  2. http://festival.1september.ru/articles/537469/
  3. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/viktorina-po-russkim-narodnym-skazkam 

Деловая игра для педагогов ДОУ

Тема Игра – форма развития коммуникации, социализации и познания дошкольников.

Цель:

 Транслировать опыт воспитателей старших групп на РМО, используя активные методы работы с педагогами.

Участники игры: воспитатели.

Жеребьёвка:

Участники игры вытягивают жетоны голубого и зеленого цвета (2 команды)

Жюри:2 человека

Ход игры:

Уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре.

 «Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или  просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.

«Давай поиграем, ну давай!».  Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.

(Ответы  участников деловой игры)

 «Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы  часто своему ребёнку.

 «Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться? И дети идут и играют: одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте.

Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.

«Игра – форма развития коммуникации, социализации и познания дошкольников» - тема нашей встречи.

Уважаемые участники представляем вам наше добросовестное и  компетентное жюри

Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:

0 баллов – участники не справились с заданием

1 балл – участники дали не полный ответ

2 балла – можно дополнить ответ

3 балла – полный ответ

1 этап:  Название команды,  девиз, лозунг, выбор командиров (ЛИСТЫ, РУЧКИ, КАРАНДАШИ) время 5 минут

2 этап: работа в группах (ВАТМАНЫ) Презентация на темы

 «Продумать сюжет и развитие игры «Спасатели»

 «Продумать сюжет и развитие игры «Путешественники»

Принципы  формирования сюжетной игры (должны быть отображены в презентации)

1. На начальном этапе совместно с детьми играет воспитатель.

2. На каждом этапе «открывать» и усваивать новый способ ее построения.

3. Ориентироваться на осуществление игрового действия и пояснение смысла действия партнером по играм.

4. Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.

Работа 10 минут

Игра детей 5-6 лет часто представляет собой трафаретное повторение одних и тех же двух-трех последовательно разворачивающихся событий. Вроде бы ребенок перешел от ассоциативных сюжетов (с различными, но достаточно случайно связанными событиями) к сюжетам с логично связанными событиями, но они бедны и однообразны. Здесь необходима помощь взрослого. Чаще всего, взрослый становится как бы поставщиком интересных сюжетов, а ребенок скорее их потребителем, нежели создателем, но все же лучше, если ребенок сам научится строить  интересные и разнообразные  сюжеты игры. Для этого надо выделить для ребенка сам сюжет как последовательность событий, попробовать поставить его в такие ситуации, где он сознательно оперировал бы событиями и их последовательностями как самостоятельным материалом. В этом взрослому поможет игра в «придумку». После пяти лет появляется игра-фантазирование. Но не стоит забывать, что просто придумывание превращается в малосодержательное повествование, если нет опор, направляющих и структурирующих ее. Сюжетные картинки опорой быть не могут. А вот сказка может быть опорой для игры фантазирования, т.к. схема сказки задает последовательность из шести-семи блоков, а больше ребенку и не нужно.

Памятка для взрослого

Последовательность смысловых блоков сказки

  1. Фиксация первоначальной недостачи, неосуществленного желания (нехватка какого-то предмета; нарушение запрета, в результате которого  с персонажем что-то случилось); отсылка или самостоятельный уход героя за недостающим объектом.
  2. Встреча героя с дарителем волшебного средства; предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т.п.).
  3. Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с помощью него препятствий на пути к недостающему объекту.
  4. Встреча героя с противником - антогонистом (обладателем недостающего объекта); основное испытание героя (борьба с противником - антогонистом).
  5. Победа героя и получение им искомого объекта.
  6. Возвращение героя и получение им награды.

При этом важно отметить: 

  1. Нельзя заранее объяснять эту схему ребенку и требовать от него придумывания по схеме. В таком случае игра превратится в учебную задачу, потеряет характер свободной и не обязательной деятельности.
  2. Даже если взрослый заготовит заранее конкретный вариант трансформации какой-либо сказки, он не может и не должен быть реализован в совместной деятельности, так как в ходе придумывания ребенок будет вносить свои предложения, разворачивать сюжет по-своему. Придуманная вдвоем сказка отличается от замыслов каждого из партнеров. В придумки можно играть не больше четырех партнеров.

Схематический пример существующей сказки и возможного варианта ее трансформации

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Возможный вариант трансформации

 Царь хочет получить жар-птицу и отправляет Ивана Царевича за ней

Царь живет в жаркой стране, и никогда не видел новогодней елки (подойдет другая труднодостижимая диковина). Он отправляет за ней царевича (слугу Емелю, любого другого персонажа в восприятии ребенка положительно окрашенного)

Иван-царевич встречает Серого Волка, который оказывается волшебным помощником.

Царевич отправляется в дорогу, но не знает, где найти елку. Он встречает старичка-лесовичка (Бабу-ягу, фею, любого оказавшегося в беде зверька), помогает ему и получает волшебное средство (клубочек), ковер самолет, сапоги скороходы, годится и компас, если ребенок знает, что это такое).

Иван-царевич с помощью Серого Волка отыскивает жар – птицу.

Царевич с помощью волшебного средства попадает в страну, где растут елки.

Иван-царевич вступает в борьбу с врагами-антогонистами, для того чтобы забрать перо жар-птицы.

Царевич вступает в противоборство со злым волшебником, охраняющим самую красивую елку в лесу (не исключается, что желанный объект можно добыть только в несколько этапов, как и в сказке о Сером Волке).

Иван-царевич побеждает царей антогонистов и становится обладателем жар-птицы

Царевич одерживает победу над злым волшебником и забирает елку (а заодно и припасенные противником елочные украшения).

Иван – царевич возвращается домой с жар-птицей, преодолевая сопротивление злых братьев. Наградой ему служит попутно добытая невеста.

Царевич возвращается домой с елкой, успевая как раз к Новому году, и получает обещанную награду (все, что может привлечь ребенка,- сто пудов мороженного, ранец к школе, настоящий автомобиль и пр.). Не исключено, что царевич получит новую задачу (а сказка - продолжение).

   Возникнет вопрос- вы просто научили ребенка рассказывать сказки, а где же игра? Конечно не стоит обольщаться, в обычных условиях дошкольники не будут без взрослого играть в придумки. Но опыт, который дети приобрели в такой игре со взрослым, окажет существенное влияние на их индивидуальные самостоятельные занятия, на совместную игру со сверстниками.

3 этап:  

Играя сами, мы немного погружаемся в детство. По результатам интервьюирования родителей, их дети чаще всего дома играют сидя за компьютером, в куклы, машинки, кубики. Какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы воспитателей).

Но почему-то сейчас забываются так любимые нами в детстве народные игры. А мы все в детстве в них только и играли. Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры» и «Русские народные сказки».

Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.

Викторина:

- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)

- Главная роль в народной игре? (водящий)

- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

Ну конечно вспомним русские народные сказки

  1. Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
  2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
  3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
  4. Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.)
  5. Кто сломал теремок? (Медведь.)
  6. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
  7.  Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
  8. На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
  9. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
  10. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как
    лист перед травой».)
  11. Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
  12. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
  13. Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
  14. Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?(Можно стать козленочком.)

Время (7 минут) 

4 этап:  Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы (2 ситуации, вытягивают капитаны команд) Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность.

1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.

Время 5-7минут

5 этап:  упражнение  «Продолжи предложение»

Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой  вариант фраз:

 «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»

«Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»

«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»

«Я думаю, что игра полезна тем, что…»

« Моя самая любимая игра…., потому что…»

«Я считаю, что в игре дети учатся…»

«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»

«На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»

«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»

Уважаемые жюри,  предлагаем вам подвести итоги. Награждение

После оглашения результатов:

Ведущий (заключительные слова):

Уважаемые коллеги, нам необходимо убедиться самим и убедить родителей в том, что игра необходима ребенку, и показать, как можно помочь детям овладеть сложными формами игры, способствующими развитию. Игровые умения у детей формируются достаточно быстро. Для совместной игры с ребенком даже не нужно отрываться от домашних дел. Затрачивая не так уж много времени на формирование игры у ребенка, мы обеспечиваем его содержательную самостоятельную деятельность, продвижение в развитии и счастливое детство. Так что потраченные силы и время взрослых окупятся сторицей.  В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.

По окончанию игры воспитателям вручают памятки

Памятка для взрослых.

Принципы формирования сюжетной игры:

  1. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
  2. Не забывайте о своевременном оснащении ребенка более сложными способами игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
  3. Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками. Поэтому не стремитесь  все время «угадывать» направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.

Приложение Памятка для взрослого

Последовательность смысловых блоков сказки

  1. Фиксация первоначальной недостачи, неосуществленного желания (нехватка какого-то предмета; нарушение запрета, в результате которого  с персонажем что-то случилось); отсылка или самостоятельный уход героя за недостающим объектом.
  2. Встреча героя с дарителем волшебного средства; предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т.п.).
  3. Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с помощью него препятствий на пути к недостающему объекту.
  4. Встреча героя с противником - антогонистом (обладателем недостающего объекта); основное испытание героя (борьба с противником - антогонистом).
  5. Победа героя и получение им искомого объекта.
  6. Возвращение героя и получение им награды.

При этом важно отметить: 

  1. Нельзя заранее объяснять эту схему ребенку и требовать от него придумывания по схеме. В таком случае игра превратится в учебную задачу, потеряет характер свободной и не обязательной деятельности.
  2. Даже если взрослый заготовит заранее конкретный вариант трансформации какой-либо сказки, он не может и не должен быть реализован в совместной деятельности, так как в ходе придумывания ребенок будет вносить свои предложения, разворачивать сюжет по-своему. Придуманная вдвоем сказка отличается от замыслов каждого из партнеров. В придумки можно играть не больше четырех партнеров.