Программа саморазвития

Колесникова Ксения Вячеславовна

Программы профессионального саморазвития

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни»

Цель: «Повышение профессиональной компетентности в вопросах  охраны и укрепления здоровья детей и формирования привычки к здоровому образу жизни»

Задачи: 

  • изучить теоретические основы формирования ЗОЖ;
  •  направлять совместную работу всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  • творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, особенностей детей;
  • помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною  используются такие здоровьесберегающие технологии:

  1. Большакова С.Е.,  Бейлина А., Крупенчук О.И., Синицина Е., Савина Л. Пальчиковые гимнастики. – М.:  Сфера, 2004.
  2. .Базарный В.Ф  Гимнастика для глаз.- Сергиев Посад, 1995.
  3. Сметанкин А.А. Дыхательная гимнастика. -  С- П.:  «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2012.
  4. Колесникова Е. Артикуляционные гимнастики.  - М.: ГНОМ и Д, 2001.

Работа над темой осуществляется  по следующим направлениям:

 1.  Организация  образовательной деятельности с детьми

 2. Взаимодействие со специалистами

 3. Сотрудничество с родителями

 4. Взаимодействие с руководством МБДОУ

5. Выступление с применением ИКТ на педагогическим совете

Актуальность выбранной темы:

         Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России от 20.04.1993 n 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" от 14 сентября 1995 г. N 942, а так же Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

         Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

 "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.

 Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.

         Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

 Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

 Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Здоровье ребёнка зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической ситуации в стране.

         В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.) .

 Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

  • определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;
  • спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
  • разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей .

 Выделяется несколько компонентов здоровья:

  1.  Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
  2.  Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
  3.  Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
  4.  Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

 Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

 • Занятия физкультурой, прогулки

 • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

 • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

 • Бережное отношение к окружающей среде, к природе

 • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

 • Формирование понятия "не вреди себе сам"

 В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .

Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

 Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных я и выбрала тему «Формирование привычки к здоровому образу жизни».

Для организации ознакомления детей среднего возраста с основами здорового образа жизни в группе созданы условия:

  • Физкультурный уголок: В нём есть оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр; картотека подвижных игр, комплекса утренней гимнастики, бодрящей гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта.
  •  Уголок здоровья: Здесь имеется материал по основам здорового образа жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения.

Реализация задач по основам здорового образа жизни осуществляется через занятия; подвижные игры в соответствии с возрастом; сюжетно-ролевые игры; самостоятельную и индивидуальную деятельность.

 Использованы методические приемы:

  • рассказы и беседы воспитателя;
  • заучивание стихотворений;
  • моделирование различных ситуаций;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • игры-забавы;
  • подвижные игры;
  • пальчиковая и дыхательная гимнастика;
  • самомассаж;
  • физкультминутки.

 Формы работы:

  • утренняя гимнастика (ежедневно) ;
  • физкультурные занятия;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;
  • ходьба по массажным коврикам
  • беседы
  • консультации

Этапы изучения темы:

1. организационно - информационный – переработка теоретических материалов и подбор дидактического материала.

2. практический  – разработка методического комплекса по формированию у детей привычек к ЗОЖ; работа по созданию игровой предметно-пространственной среды группы

3. заключительный – обобщение данных, рефлексия

Ожидаемые результаты:

  •  изучены теоретические основы формирования ЗОЖ;
  •  осуществляется совместная работа всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  • полученные  знания  творчески применяются в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, особенностей детей;
  • у ребенка имеется необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

План мероприятий по реализации программы

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

месяц

Коррекция

2016-2017

1.Изучение информативно – правовой базы по вопросам внедрения современных образовательных технологий;

2. Изучение психолого-педагогической литературы:

  • Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М. : Медицина, 1982. – 335с.
  • Давиденко Д. Н. Основы здорового образа жизни. 1996., Выпуск 8.- с. 16-24

 

  •  Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке: Науч-поп. изд. для детей. - М. : ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 95 с.

3.«Витамины и здоровый организм»

4.«Зимние забавы – играем, гуляем, закаляемся»

5.«Правила здоровья»

 6.«Дружим со спортом»

Памятка  информативно – правовой базы

Подготовка наглядной информации (памятки) для родителей воспитанников.

Консультация «Вода это хорошо или плох»

«Кто охраняет наш глаз?» на сайте http://nsportal.ru 

Консультация для родителей «Покажи части тела?»

Консультация для педагогов

Консультация для родителей

Памятка для родителей

Спортивное развлечение

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь  

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.



Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни»

Цель: «Повышение профессиональной компетентности в вопросах  охраны и укрепления здоровья детей и формирования привычки к здоровому образу жизни»

Задачи: 

  • изучить теоретические основы формирования ЗОЖ;
  • подобрать и систематизировать материал по здоровому образу жизни в работе с детьми дошкольного возраста;
  •  направлять совместную работу всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  • помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
  • формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
  • усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов.

В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною  используются такие здоровьесберегающие технологии:

  1. Большакова С.Е.,  Бейлина А., Крупенчук О.И., Синицина Е., Савина Л. Пальчиковые гимнастики. – М.:  Сфера, 2004.
  2. Базарный В.Ф  Гимнастика для глаз.- Сергиев Посад, 1995.
  3. Сметанкин А.А. Дыхательная гимнастика. -  С- П.:  «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2012.
  4. Колесникова Е. Артикуляционные гимнастики.  - М.: ГНОМ и Д, 2001.

Работа над темой осуществляется  по следующим направлениям:

 1.  Организация  образовательной деятельности с детьми

 2. Взаимодействие со специалистами

 3. Сотрудничество с родителями

 4. Взаимодействие с руководством МБДОУ

5. Выступление с применением ИКТ на педагогическим совете

Актуальность выбранной темы:

         Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России от 20.04.1993 n 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" от 14 сентября 1995 г. N 942, а так же Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

         Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

 "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.

 Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.

         Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

 Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

 Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Здоровье ребёнка зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической ситуации в стране.

         В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.) .

 Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

  • определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;
  • спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
  • разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей .

 Выделяется несколько компонентов здоровья:

  1.  Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
  2.  Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
  3.  Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
  4.  Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

 Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

 • Занятия физкультурой, прогулки

 • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

 • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

 • Бережное отношение к окружающей среде, к природе

 • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

 • Формирование понятия "не вреди себе сам"

 В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .

Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

 Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных я и выбрала тему «Формирование привычки к здоровому образу жизни».

Для организации ознакомления детей среднего возраста с основами здорового образа жизни в группе созданы условия:

  • Физкультурный уголок: В нём есть оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр; картотека подвижных игр, комплекса утренней гимнастики, бодрящей гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта.
  •  Уголок здоровья: Здесь имеется материал по основам здорового образа жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения.

Реализация задач по основам здорового образа жизни осуществляется через занятия; подвижные игры в соответствии с возрастом; сюжетно-ролевые игры; самостоятельную и индивидуальную деятельность.

 Использованы методические приемы:

  • рассказы и беседы воспитателя;
  • заучивание стихотворений;
  • моделирование различных ситуаций;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • игры-забавы;
  • подвижные игры;
  • пальчиковая и дыхательная гимнастика;
  • самомассаж;
  • физкультминутки.

 Формы работы:

  • утренняя гимнастика (ежедневно) ;
  • физкультурные занятия;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;
  • ходьба по массажным коврикам
  • беседы
  • консультации

Этапы изучения темы:

1. организационно - информационный – переработка теоретических материалов и подбор дидактического материала.

2. практический  – разработка методического комплекса по формированию у детей привычек к ЗОЖ; работа по созданию игровой предметно-пространственной среды группы

3. заключительный – обобщение данных, рефлексия

Ожидаемые результаты:

  •  изучены теоретические основы формирования ЗОЖ;
  •  осуществляется совместная работа всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  • полученные  знания  творчески применяются в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, особенностей детей;
  • у ребенка имеется необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

План мероприятий по реализации программы

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

месяц

Коррекция

2017 - 2018

1.Изучение психолого-педагогической литературы:

  • Синяков А.Ф. Секреты бодрости и здоровья. М., ЭКСМО, 1999.
  • Соковня-Семенова И.И.Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.,1997.С.18-25.
  • Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;

2. «Спортивный огород»

(совместно с инструктором по физической культуре Панковой Л.М.)

3. «Питание и здоровье»

4. «Питание-дело серьезное»

5.«Чистота и здоровье»

6.«Здоровье и болезнь»

7. «Физкультура и здоровье»

8. «Здоровье и окружающий мир»

9. «Витамины - это таблетки, которые растут на ветке»

Краткая аннотация изученной литературы

Спортивное развлечение для детей и родителей

Анкетирование родителей

Беседа с родителями

Рекомендации для родителей

Консультация для родителей

Спортивное развлечение «Мы растём сильными и смелыми»

Консультация дл педагогов

Памятка для родителей

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год

На конец учебного года план выполнен в полном объёме. Все задачи данной программы были реализованы.

Наиболее интересным было спортивное развлечение «Мы растём сильными и смелыми», ребята смогли показать свои знании (о правильном питании, частях тела) и силу в выполнении различных заданий.

         Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал я преподношу с помощью наглядных и практических методов, для этого широко использую наблюдение, обследование, самообследование, эксперимент.

В педагогическом процессе  я использовала  дидактические игры типа «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук?); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху», «Чей нос?» и другие.

В результате,  дети  самостоятельно приходят к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно  необходимы человеку,  все они помогают больше узнать об окружающем.

В достижении положительной динамики мне помогает применение здоровьесберегающих технологий,  таких как гимнастика для разных частей тела, артикулярные гимнастики, психогимнастика, самомассаж, закаливающие процедуры.

Хочется отметить, что выполнение двигательной активности с использованием разных  форм её организации (физкультурно-оздоровительной, учебно-организационной, организационно-массовых мероприятиях, самостоятельной деятельности детей), применение нетрадиционного физкультурного оборудования (резиночка, скоростная лесенка) повышают интерес к физической культуре и развивают у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

Неоценимую помощь в моей работе оказывают родители воспитанников. А чтобы сделать родителей своими помощниками, я использую интерактивные формы: провожу практикумы, консультации, родительские собрания, раздаю памятки. На таких мероприятиях родители не только получают теоретический материал, но и приобретают практические навыки по проведению с детьми работы по здоровому образу жизни (например, гимнастика для глаз, разновидности закаливания, оздоравливающий массаж, правильное питание). Такой союз способствует преемственности детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников.

Можно сделать вывод, что:

  • ребята стали осознано относиться к своему здоровью;
  • дети усвоили правила питания и знания о пользе овощей и фруктов;
  • у детей сформированы знания по основам здорового образа жизни,   культурно-гигиенические навыки характеризуются автоматизмом и устойчивостью;
  • важным показателем считаю более низкий процент простудных и инфекционных заболеваний;
  • дети стали соблюдать режим дня;
  • также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях на данную возрастную группу.



Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: «Повышение профессиональной компетентности в вопросах  охраны и укрепления здоровья детей и формирования привычки к здоровому образу жизни»

Задачи: 

  • изучить теоретические основы формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
  • подобрать и систематизировать материал по формированию привычки к здоровому образу жизни в работе с детьми дошкольного возраста;
  •  направлять совместную работу всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка с помощью совместных мероприятий, консультаций;
  • изучить методики и технологи  позволяющие сформировать у детей целостное  представление о своём теле и организме;
  • разработать методические и дидактические материалы (проекты, серия конспектов, комплект электронных образовательных ресурсов) по теме, дидактические игры и пособия для детей;
  • внедрить в систему работы технологии по здоровьюсбережению детей 6 -7 лет указанные ниже.
  • пополнить развивающую предметно – пространственную среду группы.

В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною  используются такие здоровьесберегающие технологии:

  1. Большакова С.Е.,  Бейлина А., Крупенчук О.И., Синицина Е., Савина Л. Пальчиковые гимнастики. – М.:  Сфера, 2004.
  2. Базарный В.Ф  Гимнастика для глаз.- Сергиев Посад, 1995.
  3. Колесникова Е. Артикуляционные гимнастики.  - М.: ГНОМ и Д, 2001.

Работа над темой осуществляется  по следующим направлениям:

1. Организация  образовательной деятельности с детьми (разработка и  внедрение здоровьесберегающих технологий на всех учебных занятиях; дни здоровья; прогулки на свежем воздухе);

2. Взаимодействие со специалистами (спортивные турниры; спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям);

3. Сотрудничество с родителями (беседы и лекции; встречи с медработниками).

Для реализации поставленных задач существуют следующие условия: музыкальный, физкультурный залы, физкультурный уголок в группе, медицинский кабинет, спортивная площадка, наличие методического, игрового материала для освоения темы.

Актуальность выбранной темы:

         Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России от 20.04.1993 n 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" от 14 сентября 1995 г. N 942, а так же Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

         Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

 "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.

 Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.

         Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

         Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

 Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Здоровье ребёнка зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической ситуации в стране.

         В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.).

Оздоровление детей - это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная систематически спланированная работа всех участников образовательного процесса на длительный срок.

Лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей, предполагающую формирование у семей воспитанников ДОУ потребности в здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.

Приоритетным направлением в нашем дошкольном учреждении, всегда является повышение уровня здоровья детейформирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Для этого в ДУ проводятся различные мероприятия, как для детей, так и совместно с родителями, например: «Зарница», «Малышиада», «Походы», бассейн, катание на коньках и консультация для родителей.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

  • определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;
  • спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
  • разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо - просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

  1.  Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
  2.  Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма;
  3.  Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта;
  4.  Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

 Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

 • Занятия физкультурой, прогулки;

 • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;

 • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;

 • Бережное отношение к окружающей среде, к природе;

 • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;

 • Формирование понятия "не вреди себе сам".

 В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .

Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

 Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных я и выбрала тему «Формирование привычки к здоровому образу жизни».

Для организации ознакомления детей 6 – 7 лет с основами здорового образа жизни в группе созданы условия «Уголок здоровья и спорта»:

 В нём есть оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр; картотека подвижных игр, комплексы утренней гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта. Материал по основам здорового образа жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения, гимнастика для глаз, скоростная лесенка, скакалки, резинка.

Реализация задач по основам здорового образа жизни осуществляется через занятия; подвижные игры в соответствии с возрастом; сюжетно-ролевые игры; самостоятельную и индивидуальную деятельность.

 Использованы методические приемы:

  • рассказы и беседы воспитателя;
  • заучивание стихотворений;
  • моделирование различных ситуаций;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • игры-забавы;
  • подвижные игры;
  • пальчиковая и дыхательная гимнастика;
  • самомассаж;
  • физкультминутки.

 Формы работы:

  • утренняя гимнастика (ежедневно) ;
  • физкультурные занятия;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
  • зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях;
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • ходьба по массажным коврикам;
  • беседы;
  • консультации.

Этапы изучения темы:

1. организационно - информационный – переработка теоретических материалов и подбор дидактического материала;

2. практический  – разработка методического комплекса по формированию у детей привычек к ЗОЖ; работа по созданию игровой предметно-пространственной среды группы;

3. заключительный – обобщение данных, рефлексия.

Ожидаемые результаты:

  •  Изучены теоретические основы формирования ЗОЖ;
  • Подобран материал для работы с детьми по здоровому образу жизни;
  •  Осуществляется совместная работа всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  • Изучины методики и технологи  позволяющие сформировать у детей целостное  представление о своём теле и организме;
  • Разработаны методические и дидактические материалы по данной теме, которые применяются в работе с детьми;
  • Внедрены в систему работы  технологии по здоровью сбережению детей старшего дошкольного возраста:
  • Большакова С.Е.,  Бейлина А., Крупенчук О.И., Синицина Е., Савина Л. Пальчиковые гимнастики. – М.:  Сфера, 2004.
  • Базарный В.Ф  Гимнастика для глаз.- Сергиев Посад, 1995.
  • Колесникова Е. Артикуляционные гимнастики.  - М.: ГНОМ и Д, 2001.
  • Пополнена развивающая предметно – пространственная среда группы.

План мероприятий по реализации программы

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

месяц

Корректировка

2018 - 2019

1.Изучение психолого-педагогической литературы:

  • Программа социального развития дошкольников «Я - человек» под. ред. Козловой С.А.
  • Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;
  • Лазарев М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: - М: Мнемозина, 2007.- 279с.

2. Поход

(совместно с инструктором по физической культуре Панковой Л.М.)

3. «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

4. «Если хочешь быть здоровым – закаляйся»

5. «Чтоб здоровыми стать, нужно правила ЗОЖ соблюдать»

6. « Что делать если заболел ребёнок?»

7. «Я и мое тело»

8. «У зубного кабинета»

9. «Микробы и болезни грязных рук»

Краткая аннотация изученной литературы

Совместная деятельность детей и родителей

Консультация для педагогов 

Оформление наглядно – текстовой информации 

http://nsportal.ru

Консультация для родителей

Беседа с детьми

Памятка для родителей

Беседа с родителями и детьми

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.



Предварительный просмотр:

Тема: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»

Актуальность выбранной темы:

         Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

В Конституции РФ, в «Концепции модернизации российского образования», в законе РФ «об образовании в РФ» и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

Использование в формировании самостоятельных навыков у детей малых фольклорных форм песенок, потешек, приговорок, попевок помогает: устанавливать эмоциональный контакт воспитателя и малыша; погасить в малыше отрицательные эмоции; пробудить навыки самостоятельности в употреблении пищи, одеванию и раздеванию.

Как не важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые – пример во всем для ребёнка. Формирование культурно – гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – воспитателей, родителей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Цель: Всестороннее развитие детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

  • повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования самостоятельных  навыков детей раннего возраста средствами малых форм фольклора;
  • повышение уровня сотрудничества с семьей через внедрение  инновационных форм взаимодействия;
  • совершенствование развивающей предметно - пространственной среды: создание атрибутов к театрализованной деятельности, картотек стихов, потешек и т.д.

Ожидаемые результаты:

  1. Изучены методики и формы  позволяющие формировать у детей самостоятельные навыки средствами малых форм фольклора;
  2. Осуществляется сотрудничество с родителями в форме: почты доверия, консультаций, фотовыстовок,  сайта дошкольного учреждения;
  3. Пополнена развивающая предметно – пространственная среда группы атрибутами к театрализованной деятельности, картотек стихов и потешек.

        Этапы: 

I этап – организационно - информационный

  1. Подбор наглядно – дидактического материала
  2.  Выбор форм, методов и приемов  взаимодействия между участниками проекта
  3.  Мотивация родителей на совместную деятельность
  4.  Составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов.

II этап - практический

  1. Создание развивающей среды, внесение дидактических игр по теме
  2. Игровая деятельность
  3. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен
  4. Чтение художественной литературы
  5. Сюжетно-отобразительные игры
  6. Пальчиковые игры
  7. Театрализованные игры

III этап – заключительный

  1. Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
  2. реализация плана;
  3. создание картотеки малых фольклорных форм;
  4. Развитие детей раннего возраста средствами малых форм фольклора:
  • На играх-занятиях по всем видам деятельности.
  • На прогулках и при наблюдениях за живыми объектами.
  • Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание и др.
  • В процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.
  • На специально организованных занятиях по развитию речи.
  1. Итоговое мероприятие: совместный досуг родителей и детей.
  2. Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций и пр.

План мероприятий по реализации программы

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

Сроки

Корректировка

2019 – 2020 уч. год

 «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Постановка целей и задач по данной теме.

 «Роль фольклора в самостоятельных навыках детей»

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

«Использование фольклора в работе с детьми»

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»

 «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

 «Загадки, поговорки, пословицы»

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании детей»

Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему

Консультация

Применять потешки в режи мных моментах

Показ родителям  ролика «Потешки в жизни нашей группы»

Информация на сайт нс-портал 

Консультация для воспитателей

Консультация для родителей

Конкурс совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Литература:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
  2. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
  4. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд.«Просвещение», 1987г.
  6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор».- М.: Просвещение. 1987.

Отчет по самообразованию за 2019-2020 учебный год

В процессе работы над темой «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста», были достигнуты следующие результаты:

  • повышен уровень знаний в методической литературе;
  •  были выявлены и поставлены  цели и задачи в собственной педагогической деятельности;
  • выстроена структура обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей;
  • создана благоприятная среда и комфортный климат для каждого ребенка, а так же организованно взаимодействие со взрослыми.

В ходе самообразования была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме использования художественных произведений в процессе самостоятельных навыков детей.

Было практически апробировано использование художественных произведений, сказок, пословиц, поговорок, потешек и других форм фольклора для проявления самостоятельности у детей на занятиях и в повседневной жизни.

Анализируя полученные результаты следует сделать вывод о эффективности проделанной мною работы по самообразованию.

В положительных результатах, можно отметить, что  дети начали самостоятельно одеваться, соблюдать культурно – гигиенические навыки, их настроение радостное (что очень важно для малышей находящихся в детском саду). Предполагаю, что дальнейшая работа по использованию средств фольклора, даст еще больше положительных результатов.

 Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы, для родителей были проведены: консультации, практические занятия, памятки, конкурсы.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка.



Предварительный просмотр:

Тема: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы:

         Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

В «Конституции РФ» с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, в «Концепции модернизации российского образования», в законе РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. А так же Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

Использование в формировании самостоятельных навыков у детей малых фольклорных форм песенок, потешек, приговорок, попевок помогает: устанавливать эмоциональный контакт воспитателя и малыша; погасить в малыше отрицательные эмоции; пробудить навыки самостоятельности в употреблении пищи, одеванию и раздеванию.

Как не важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые – пример во всем для ребёнка. Формирование культурно – гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – воспитателей, родителей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

            Данное направление отражается в годовом плане дошкольного образовательного учреждения, а именно «Обогащение творческого потенциала детей дошкольного возраста через интеграцию музыкальной и изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ».

Цель: Повышение профессиональной компетентности в вопросах,  формирования навыков самостоятельности детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

  • подобрать и систематизировать материал по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста;
  • повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования самостоятельности детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора;
  • повышение уровня сотрудничества с семьей через внедрение  инновационных форм взаимодействия;
  • совершенствование развивающей предметно - пространственной среды: создание атрибутов к театрализованной деятельности, картотек стихов, потешек и т.д.

Ожидаемые результаты:

  1. Подобран материал для работы с детьми по формированию самостоятельных навыков у детей младшего дошкольного возраста;
  2. Изучены методики и формы  позволяющие формировать у детей самостоятельность средствами малых форм фольклора;
  3. Осуществляется сотрудничество с родителями в форме: почты доверия, консультаций, фотовыстовок,  сайта дошкольного учреждения;
  4. Пополнена развивающая предметно – пространственная среда группы атрибутами к театрализованной деятельности, картотек стихов и потешек.

Этапы: 

I этап – организационно - информационный

  1. Подбор методической литературы по заявленной теме; 
  2. Подбор наглядно – дидактического материала; 
  3.  Составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;
  4. Проведение мониторинга.

II этап – практический

  1. Мотивация родителей на совместную деятельность: родительские собрания, консультации, конкурсы и анкетирование;
  2. Подбор методических приёмов для работы по заявленной теме: прослушивание аудиозаписей русских народных песен, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, театрализованные игры.  

III этап – заключительный 

  1. Проведение итогового мониторинга;
  2. Определение задач  для дальнейшей работы;
  3. Итоговое мероприятие: совместный досуг родителей и детей;
  4. Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций и пр.

План мероприятий по реализации программы

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

Сроки

Корректировка

2020 – 2021 уч. год

Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС Д О).

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

«Малые фольклорные жанры как средство самостоятельной активности у детей  3-4 лет». 

 «Сделаем своими руками» (изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала).

«Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

«Читаете ли Вы дома ребенку и что?»

«Воспитываем любовь к книгам» 

«Использование фольклора в работе с детьми» 

«Почитай мне сказку, мама»

Самоанализ плана по самообразованию

Изучение  интернет- ресурсов.

Подготовка наглядной информации (памятки) для родителей воспитанников.

 

Консультация для педагогов

Семейный конкурс:

Привлечение родителей к организации РППС в группе и использованию  развивающих игр дома.  

Консультация для родителей на интернет ресурс нс-портал

Анкетирования родителей

Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок 

Консультация для педагогов

Консультация для родителей

Отчет

ДОУ

ДОУ

Дома

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

2021 – 2022 уч. год

«Роль фольклора в самостоятельных навыках детей»

«Использование фольклора в работе с детьми»

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Создание картотеки зимнего фольклора 

«Роль семьи в возраждении русских традиций»

«Фольклор в повседневной жизни ребёнка»

«Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»

 «Личная гигиена»

 «Советы Мойдадыра»

Консультация

Презентация

Консультация для воспитателей

картотека

Консультация для родителей на интернет ресурс нс-портал

Информация на сайте ДОУ для педагогов

Консультация для родителей на сайт ДОУ

Папка - передвижка

Оформление лэпбука

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Литература:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
  2. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
  4. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд.«Просвещение», 1987г.
  6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор».- М.: Просвещение. 1987.

Отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год

В процессе работы над темой «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», были достигнуты следующие результаты:

  • повышен уровень знаний в методической литературе;
  •  были выявлены и поставлены  цели и задачи в собственной педагогической деятельности;
  • выстроена структура обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей;
  • создана благоприятная среда и комфортный климат для каждого ребенка, а так же организованно взаимодействие со взрослыми.

В ходе самообразования была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме использования художественных произведений в процессе самостоятельных навыков детей.

Было практически апробировано использование художественных произведений, сказок, пословиц, поговорок, потешек и других форм фольклора для проявления самостоятельности у детей на занятиях, в повседневной жизни и культурно – гигиенических навыках.

Анализируя полученные результаты следует сделать вывод о, эффективности проделанной мною работы по самообразованию.

В положительных результатах, можно отметить, что  дети начали самостоятельно одеваться, соблюдать культурно – гигиенические навыки, их настроение радостное (что очень важно для малышей находящихся в детском саду). Предполагаю, что дальнейшая работа по использованию средств фольклора, даст еще больше положительных результатов.

 Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы, для родителей были проведены: консультации, практические занятия, памятки, конкурсы.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с детства. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка.