Программа саморазвития
Программы профессионального саморазвития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2016_-_17.doc | 413 КБ |
samoobrazovanie_2017_-_18_kolesnikova.doc | 422.5 КБ |
samoobrazovanie_2018_-_19_kolesnikova.doc | 413 КБ |
samoobrazovanie_19_-_20_kolesnikova.doc | 495 КБ |
samoobrazovanie_20_-_22.doc | 513.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни»
Цель: «Повышение профессиональной компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей и формирования привычки к здоровому образу жизни»
Задачи:
- изучить теоретические основы формирования ЗОЖ;
- направлять совместную работу всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, особенностей детей;
- помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною используются такие здоровьесберегающие технологии:
- Большакова С.Е., Бейлина А., Крупенчук О.И., Синицина Е., Савина Л. Пальчиковые гимнастики. – М.: Сфера, 2004.
- .Базарный В.Ф Гимнастика для глаз.- Сергиев Посад, 1995.
- Сметанкин А.А. Дыхательная гимнастика. - С- П.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2012.
- Колесникова Е. Артикуляционные гимнастики. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
Работа над темой осуществляется по следующим направлениям:
1. Организация образовательной деятельности с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Сотрудничество с родителями
4. Взаимодействие с руководством МБДОУ
5. Выступление с применением ИКТ на педагогическим совете
Актуальность выбранной темы:
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России от 20.04.1993 n 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" от 14 сентября 1995 г. N 942, а так же Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Здоровье ребёнка зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической ситуации в стране.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.) .
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:
- определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;
- спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей .
Выделяется несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
- Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
- Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• Формирование понятия "не вреди себе сам"
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .
Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных я и выбрала тему «Формирование привычки к здоровому образу жизни».
Для организации ознакомления детей среднего возраста с основами здорового образа жизни в группе созданы условия:
- Физкультурный уголок: В нём есть оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр; картотека подвижных игр, комплекса утренней гимнастики, бодрящей гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта.
- Уголок здоровья: Здесь имеется материал по основам здорового образа жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения.
Реализация задач по основам здорового образа жизни осуществляется через занятия; подвижные игры в соответствии с возрастом; сюжетно-ролевые игры; самостоятельную и индивидуальную деятельность.
Использованы методические приемы:
- рассказы и беседы воспитателя;
- заучивание стихотворений;
- моделирование различных ситуаций;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игры-забавы;
- подвижные игры;
- пальчиковая и дыхательная гимнастика;
- самомассаж;
- физкультминутки.
Формы работы:
- утренняя гимнастика (ежедневно) ;
- физкультурные занятия;
- прогулки с включением подвижных игр;
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
- зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;
- ходьба по массажным коврикам
- беседы
- консультации
Этапы изучения темы:
1. организационно - информационный – переработка теоретических материалов и подбор дидактического материала.
2. практический – разработка методического комплекса по формированию у детей привычек к ЗОЖ; работа по созданию игровой предметно-пространственной среды группы
3. заключительный – обобщение данных, рефлексия
Ожидаемые результаты:
- изучены теоретические основы формирования ЗОЖ;
- осуществляется совместная работа всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
- полученные знания творчески применяются в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, особенностей детей;
- у ребенка имеется необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
План мероприятий по реализации программы
Учебный год | Содержание работы | Форма отчёта | месяц | Коррекция |
2016-2017 | 1.Изучение информативно – правовой базы по вопросам внедрения современных образовательных технологий; 2. Изучение психолого-педагогической литературы:
3.«Витамины и здоровый организм» 4.«Зимние забавы – играем, гуляем, закаляемся» 5.«Правила здоровья» 6.«Дружим со спортом» | Памятка информативно – правовой базы Подготовка наглядной информации (памятки) для родителей воспитанников. Консультация «Вода это хорошо или плох» «Кто охраняет наш глаз?» на сайте http://nsportal.ru Консультация для родителей «Покажи части тела?» Консультация для педагогов Консультация для родителей Памятка для родителей Спортивное развлечение | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни»
Цель: «Повышение профессиональной компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей и формирования привычки к здоровому образу жизни»
Задачи:
- изучить теоретические основы формирования ЗОЖ;
- подобрать и систематизировать материал по здоровому образу жизни в работе с детьми дошкольного возраста;
- направлять совместную работу всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
- помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
- формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
- усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов.
В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною используются такие здоровьесберегающие технологии:
- Большакова С.Е., Бейлина А., Крупенчук О.И., Синицина Е., Савина Л. Пальчиковые гимнастики. – М.: Сфера, 2004.
- Базарный В.Ф Гимнастика для глаз.- Сергиев Посад, 1995.
- Сметанкин А.А. Дыхательная гимнастика. - С- П.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2012.
- Колесникова Е. Артикуляционные гимнастики. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
Работа над темой осуществляется по следующим направлениям:
1. Организация образовательной деятельности с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Сотрудничество с родителями
4. Взаимодействие с руководством МБДОУ
5. Выступление с применением ИКТ на педагогическим совете
Актуальность выбранной темы:
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России от 20.04.1993 n 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" от 14 сентября 1995 г. N 942, а так же Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Здоровье ребёнка зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической ситуации в стране.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.) .
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:
- определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;
- спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей .
Выделяется несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
- Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
- Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• Формирование понятия "не вреди себе сам"
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .
Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных я и выбрала тему «Формирование привычки к здоровому образу жизни».
Для организации ознакомления детей среднего возраста с основами здорового образа жизни в группе созданы условия:
- Физкультурный уголок: В нём есть оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр; картотека подвижных игр, комплекса утренней гимнастики, бодрящей гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта.
- Уголок здоровья: Здесь имеется материал по основам здорового образа жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения.
Реализация задач по основам здорового образа жизни осуществляется через занятия; подвижные игры в соответствии с возрастом; сюжетно-ролевые игры; самостоятельную и индивидуальную деятельность.
Использованы методические приемы:
- рассказы и беседы воспитателя;
- заучивание стихотворений;
- моделирование различных ситуаций;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игры-забавы;
- подвижные игры;
- пальчиковая и дыхательная гимнастика;
- самомассаж;
- физкультминутки.
Формы работы:
- утренняя гимнастика (ежедневно) ;
- физкультурные занятия;
- прогулки с включением подвижных игр;
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
- зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;
- ходьба по массажным коврикам
- беседы
- консультации
Этапы изучения темы:
1. организационно - информационный – переработка теоретических материалов и подбор дидактического материала.
2. практический – разработка методического комплекса по формированию у детей привычек к ЗОЖ; работа по созданию игровой предметно-пространственной среды группы
3. заключительный – обобщение данных, рефлексия
Ожидаемые результаты:
- изучены теоретические основы формирования ЗОЖ;
- осуществляется совместная работа всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
- полученные знания творчески применяются в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, особенностей детей;
- у ребенка имеется необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
План мероприятий по реализации программы
Учебный год | Содержание работы | Форма отчёта | месяц | Коррекция |
2017 - 2018 | 1.Изучение психолого-педагогической литературы:
2. «Спортивный огород» (совместно с инструктором по физической культуре Панковой Л.М.) 3. «Питание и здоровье» 4. «Питание-дело серьезное» 5.«Чистота и здоровье» 6.«Здоровье и болезнь» 7. «Физкультура и здоровье» 8. «Здоровье и окружающий мир» 9. «Витамины - это таблетки, которые растут на ветке» | Краткая аннотация изученной литературы Спортивное развлечение для детей и родителей Анкетирование родителей Беседа с родителями Рекомендации для родителей Консультация для родителей Спортивное развлечение «Мы растём сильными и смелыми» Консультация дл педагогов Памятка для родителей | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год
На конец учебного года план выполнен в полном объёме. Все задачи данной программы были реализованы.
Наиболее интересным было спортивное развлечение «Мы растём сильными и смелыми», ребята смогли показать свои знании (о правильном питании, частях тела) и силу в выполнении различных заданий.
Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал я преподношу с помощью наглядных и практических методов, для этого широко использую наблюдение, обследование, самообследование, эксперимент.
В педагогическом процессе я использовала дидактические игры типа «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук?); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху», «Чей нос?» и другие.
В результате, дети самостоятельно приходят к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно необходимы человеку, все они помогают больше узнать об окружающем.
В достижении положительной динамики мне помогает применение здоровьесберегающих технологий, таких как гимнастика для разных частей тела, артикулярные гимнастики, психогимнастика, самомассаж, закаливающие процедуры.
Хочется отметить, что выполнение двигательной активности с использованием разных форм её организации (физкультурно-оздоровительной, учебно-организационной, организационно-массовых мероприятиях, самостоятельной деятельности детей), применение нетрадиционного физкультурного оборудования (резиночка, скоростная лесенка) повышают интерес к физической культуре и развивают у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.
Неоценимую помощь в моей работе оказывают родители воспитанников. А чтобы сделать родителей своими помощниками, я использую интерактивные формы: провожу практикумы, консультации, родительские собрания, раздаю памятки. На таких мероприятиях родители не только получают теоретический материал, но и приобретают практические навыки по проведению с детьми работы по здоровому образу жизни (например, гимнастика для глаз, разновидности закаливания, оздоравливающий массаж, правильное питание). Такой союз способствует преемственности детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников.
Можно сделать вывод, что:
- ребята стали осознано относиться к своему здоровью;
- дети усвоили правила питания и знания о пользе овощей и фруктов;
- у детей сформированы знания по основам здорового образа жизни, культурно-гигиенические навыки характеризуются автоматизмом и устойчивостью;
- важным показателем считаю более низкий процент простудных и инфекционных заболеваний;
- дети стали соблюдать режим дня;
- также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях на данную возрастную группу.
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: «Повышение профессиональной компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей и формирования привычки к здоровому образу жизни»
Задачи:
- изучить теоретические основы формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
- подобрать и систематизировать материал по формированию привычки к здоровому образу жизни в работе с детьми дошкольного возраста;
- направлять совместную работу всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка с помощью совместных мероприятий, консультаций;
- изучить методики и технологи позволяющие сформировать у детей целостное представление о своём теле и организме;
- разработать методические и дидактические материалы (проекты, серия конспектов, комплект электронных образовательных ресурсов) по теме, дидактические игры и пособия для детей;
- внедрить в систему работы технологии по здоровьюсбережению детей 6 -7 лет указанные ниже.
- пополнить развивающую предметно – пространственную среду группы.
В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною используются такие здоровьесберегающие технологии:
- Большакова С.Е., Бейлина А., Крупенчук О.И., Синицина Е., Савина Л. Пальчиковые гимнастики. – М.: Сфера, 2004.
- Базарный В.Ф Гимнастика для глаз.- Сергиев Посад, 1995.
- Колесникова Е. Артикуляционные гимнастики. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
Работа над темой осуществляется по следующим направлениям:
1. Организация образовательной деятельности с детьми (разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий на всех учебных занятиях; дни здоровья; прогулки на свежем воздухе);
2. Взаимодействие со специалистами (спортивные турниры; спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям);
3. Сотрудничество с родителями (беседы и лекции; встречи с медработниками).
Для реализации поставленных задач существуют следующие условия: музыкальный, физкультурный залы, физкультурный уголок в группе, медицинский кабинет, спортивная площадка, наличие методического, игрового материала для освоения темы.
Актуальность выбранной темы:
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России от 20.04.1993 n 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" от 14 сентября 1995 г. N 942, а так же Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Здоровье ребёнка зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической ситуации в стране.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.).
Оздоровление детей - это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная систематически спланированная работа всех участников образовательного процесса на длительный срок.
Лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей, предполагающую формирование у семей воспитанников ДОУ потребности в здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
Приоритетным направлением в нашем дошкольном учреждении, всегда является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Для этого в ДУ проводятся различные мероприятия, как для детей, так и совместно с родителями, например: «Зарница», «Малышиада», «Походы», бассейн, катание на коньках и консультация для родителей.
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:
- определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;
- спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо - просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
- Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма;
- Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта;
- Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки;
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
• Формирование понятия "не вреди себе сам".
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .
Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных я и выбрала тему «Формирование привычки к здоровому образу жизни».
Для организации ознакомления детей 6 – 7 лет с основами здорового образа жизни в группе созданы условия «Уголок здоровья и спорта»:
В нём есть оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр; картотека подвижных игр, комплексы утренней гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта. Материал по основам здорового образа жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения, гимнастика для глаз, скоростная лесенка, скакалки, резинка.
Реализация задач по основам здорового образа жизни осуществляется через занятия; подвижные игры в соответствии с возрастом; сюжетно-ролевые игры; самостоятельную и индивидуальную деятельность.
Использованы методические приемы:
- рассказы и беседы воспитателя;
- заучивание стихотворений;
- моделирование различных ситуаций;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игры-забавы;
- подвижные игры;
- пальчиковая и дыхательная гимнастика;
- самомассаж;
- физкультминутки.
Формы работы:
- утренняя гимнастика (ежедневно) ;
- физкультурные занятия;
- прогулки с включением подвижных игр;
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
- зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях;
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- ходьба по массажным коврикам;
- беседы;
- консультации.
Этапы изучения темы:
1. организационно - информационный – переработка теоретических материалов и подбор дидактического материала;
2. практический – разработка методического комплекса по формированию у детей привычек к ЗОЖ; работа по созданию игровой предметно-пространственной среды группы;
3. заключительный – обобщение данных, рефлексия.
Ожидаемые результаты:
- Изучены теоретические основы формирования ЗОЖ;
- Подобран материал для работы с детьми по здоровому образу жизни;
- Осуществляется совместная работа всего педагогического коллектива группы и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
- Изучины методики и технологи позволяющие сформировать у детей целостное представление о своём теле и организме;
- Разработаны методические и дидактические материалы по данной теме, которые применяются в работе с детьми;
- Внедрены в систему работы технологии по здоровью сбережению детей старшего дошкольного возраста:
- Большакова С.Е., Бейлина А., Крупенчук О.И., Синицина Е., Савина Л. Пальчиковые гимнастики. – М.: Сфера, 2004.
- Базарный В.Ф Гимнастика для глаз.- Сергиев Посад, 1995.
- Колесникова Е. Артикуляционные гимнастики. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Пополнена развивающая предметно – пространственная среда группы.
План мероприятий по реализации программы
Учебный год | Содержание работы | Форма отчёта | месяц | Корректировка |
2018 - 2019 | 1.Изучение психолого-педагогической литературы:
2. Поход (совместно с инструктором по физической культуре Панковой Л.М.) 3. «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи» 4. «Если хочешь быть здоровым – закаляйся» 5. «Чтоб здоровыми стать, нужно правила ЗОЖ соблюдать» 6. « Что делать если заболел ребёнок?» 7. «Я и мое тело» 8. «У зубного кабинета» 9. «Микробы и болезни грязных рук» | Краткая аннотация изученной литературы Совместная деятельность детей и родителей Консультация для педагогов Оформление наглядно – текстовой информации Консультация для родителей Беседа с детьми Памятка для родителей Беседа с родителями и детьми | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»
Актуальность выбранной темы:
Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
В Конституции РФ, в «Концепции модернизации российского образования», в законе РФ «об образовании в РФ» и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Использование в формировании самостоятельных навыков у детей малых фольклорных форм песенок, потешек, приговорок, попевок помогает: устанавливать эмоциональный контакт воспитателя и малыша; погасить в малыше отрицательные эмоции; пробудить навыки самостоятельности в употреблении пищи, одеванию и раздеванию.
Как не важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые – пример во всем для ребёнка. Формирование культурно – гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – воспитателей, родителей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Цель: Всестороннее развитие детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи:
- повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования самостоятельных навыков детей раннего возраста средствами малых форм фольклора;
- повышение уровня сотрудничества с семьей через внедрение инновационных форм взаимодействия;
- совершенствование развивающей предметно - пространственной среды: создание атрибутов к театрализованной деятельности, картотек стихов, потешек и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Изучены методики и формы позволяющие формировать у детей самостоятельные навыки средствами малых форм фольклора;
- Осуществляется сотрудничество с родителями в форме: почты доверия, консультаций, фотовыстовок, сайта дошкольного учреждения;
- Пополнена развивающая предметно – пространственная среда группы атрибутами к театрализованной деятельности, картотек стихов и потешек.
Этапы:
I этап – организационно - информационный
- Подбор наглядно – дидактического материала
- Выбор форм, методов и приемов взаимодействия между участниками проекта
- Мотивация родителей на совместную деятельность
- Составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов.
II этап - практический
- Создание развивающей среды, внесение дидактических игр по теме
- Игровая деятельность
- Прослушивание аудиозаписей русских народных песен
- Чтение художественной литературы
- Сюжетно-отобразительные игры
- Пальчиковые игры
- Театрализованные игры
III этап – заключительный
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
- реализация плана;
- создание картотеки малых фольклорных форм;
- Развитие детей раннего возраста средствами малых форм фольклора:
- На играх-занятиях по всем видам деятельности.
- На прогулках и при наблюдениях за живыми объектами.
- Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание и др.
- В процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.
- На специально организованных занятиях по развитию речи.
- Итоговое мероприятие: совместный досуг родителей и детей.
- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций и пр.
План мероприятий по реализации программы
Учебный год | Содержание работы | Форма отчёта | Уровень | Сроки | Корректировка |
2019 – 2020 уч. год | «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Постановка целей и задач по данной теме. «Роль фольклора в самостоятельных навыках детей» Создание картотеки потешек для работы с детьми. «Использование фольклора в работе с детьми» « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка» «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» «Загадки, поговорки, пословицы» «Театрализованные игры как средство развития речи детей» Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей» | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему Консультация Применять потешки в режи мных моментах Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы» Информация на сайт нс-портал Консультация для воспитателей Консультация для родителей Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
Литература:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
- «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
- Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд.«Просвещение», 1987г.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор».- М.: Просвещение. 1987.
Отчет по самообразованию за 2019-2020 учебный год
В процессе работы над темой «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста», были достигнуты следующие результаты:
- повышен уровень знаний в методической литературе;
- были выявлены и поставлены цели и задачи в собственной педагогической деятельности;
- выстроена структура обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей;
- создана благоприятная среда и комфортный климат для каждого ребенка, а так же организованно взаимодействие со взрослыми.
В ходе самообразования была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме использования художественных произведений в процессе самостоятельных навыков детей.
Было практически апробировано использование художественных произведений, сказок, пословиц, поговорок, потешек и других форм фольклора для проявления самостоятельности у детей на занятиях и в повседневной жизни.
Анализируя полученные результаты следует сделать вывод о эффективности проделанной мною работы по самообразованию.
В положительных результатах, можно отметить, что дети начали самостоятельно одеваться, соблюдать культурно – гигиенические навыки, их настроение радостное (что очень важно для малышей находящихся в детском саду). Предполагаю, что дальнейшая работа по использованию средств фольклора, даст еще больше положительных результатов.
Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы, для родителей были проведены: консультации, практические занятия, памятки, конкурсы.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка.
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность выбранной темы:
Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
В «Конституции РФ» с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, в «Концепции модернизации российского образования», в законе РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. А так же Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Использование в формировании самостоятельных навыков у детей малых фольклорных форм песенок, потешек, приговорок, попевок помогает: устанавливать эмоциональный контакт воспитателя и малыша; погасить в малыше отрицательные эмоции; пробудить навыки самостоятельности в употреблении пищи, одеванию и раздеванию.
Как не важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые – пример во всем для ребёнка. Формирование культурно – гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – воспитателей, родителей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Данное направление отражается в годовом плане дошкольного образовательного учреждения, а именно «Обогащение творческого потенциала детей дошкольного возраста через интеграцию музыкальной и изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ».
Цель: Повышение профессиональной компетентности в вопросах, формирования навыков самостоятельности детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи:
- подобрать и систематизировать материал по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста;
- повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования самостоятельности детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора;
- повышение уровня сотрудничества с семьей через внедрение инновационных форм взаимодействия;
- совершенствование развивающей предметно - пространственной среды: создание атрибутов к театрализованной деятельности, картотек стихов, потешек и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Подобран материал для работы с детьми по формированию самостоятельных навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- Изучены методики и формы позволяющие формировать у детей самостоятельность средствами малых форм фольклора;
- Осуществляется сотрудничество с родителями в форме: почты доверия, консультаций, фотовыстовок, сайта дошкольного учреждения;
- Пополнена развивающая предметно – пространственная среда группы атрибутами к театрализованной деятельности, картотек стихов и потешек.
Этапы:
I этап – организационно - информационный
- Подбор методической литературы по заявленной теме;
- Подбор наглядно – дидактического материала;
- Составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;
- Проведение мониторинга.
II этап – практический
- Мотивация родителей на совместную деятельность: родительские собрания, консультации, конкурсы и анкетирование;
- Подбор методических приёмов для работы по заявленной теме: прослушивание аудиозаписей русских народных песен, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, театрализованные игры.
III этап – заключительный
- Проведение итогового мониторинга;
- Определение задач для дальнейшей работы;
- Итоговое мероприятие: совместный досуг родителей и детей;
- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций и пр.
План мероприятий по реализации программы
Учебный год | Содержание работы | Форма отчёта | Уровень | Сроки | Корректировка |
2020 – 2021 уч. год | Изучение литературы по теме: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС Д О). 2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. «Малые фольклорные жанры как средство самостоятельной активности у детей 3-4 лет». «Сделаем своими руками» (изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала). «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» «Читаете ли Вы дома ребенку и что?» «Воспитываем любовь к книгам» «Использование фольклора в работе с детьми» «Почитай мне сказку, мама» Самоанализ плана по самообразованию | Изучение интернет- ресурсов. Подготовка наглядной информации (памятки) для родителей воспитанников.
Консультация для педагогов Семейный конкурс: Привлечение родителей к организации РППС в группе и использованию развивающих игр дома. Консультация для родителей на интернет ресурс нс-портал Анкетирования родителей Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок Консультация для педагогов Консультация для родителей Отчет | ДОУ ДОУ Дома ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | |
2021 – 2022 уч. год | «Роль фольклора в самостоятельных навыках детей» «Использование фольклора в работе с детьми» «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Создание картотеки зимнего фольклора «Роль семьи в возраждении русских традиций» «Фольклор в повседневной жизни ребёнка» «Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников» «Личная гигиена» «Советы Мойдадыра» | Консультация Презентация Консультация для воспитателей картотека Консультация для родителей на интернет ресурс нс-портал Информация на сайте ДОУ для педагогов Консультация для родителей на сайт ДОУ Папка - передвижка Оформление лэпбука | ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ ДОУ | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
Литература:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
- «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
- Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд.«Просвещение», 1987г.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор».- М.: Просвещение. 1987.
Отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год
В процессе работы над темой «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», были достигнуты следующие результаты:
- повышен уровень знаний в методической литературе;
- были выявлены и поставлены цели и задачи в собственной педагогической деятельности;
- выстроена структура обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей;
- создана благоприятная среда и комфортный климат для каждого ребенка, а так же организованно взаимодействие со взрослыми.
В ходе самообразования была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме использования художественных произведений в процессе самостоятельных навыков детей.
Было практически апробировано использование художественных произведений, сказок, пословиц, поговорок, потешек и других форм фольклора для проявления самостоятельности у детей на занятиях, в повседневной жизни и культурно – гигиенических навыках.
Анализируя полученные результаты следует сделать вывод о, эффективности проделанной мною работы по самообразованию.
В положительных результатах, можно отметить, что дети начали самостоятельно одеваться, соблюдать культурно – гигиенические навыки, их настроение радостное (что очень важно для малышей находящихся в детском саду). Предполагаю, что дальнейшая работа по использованию средств фольклора, даст еще больше положительных результатов.
Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы, для родителей были проведены: консультации, практические занятия, памятки, конкурсы.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с детства. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка.