Методическая страница

          Проблема безопасности жизнедеятельности является одной из глобальных проблем человечества в XXI веке. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет перекрестные связи практически со всеми предметами и может дать учащимся системное представление о новой ситуации в мире. Специфика обучения ОБЖ заключается в развитии психологических навыков стрессоустойчивости, умений действовать индивидуально и в группе в ситуациях, имитирующих чрезвычайные, взаимодействовать со структурами безопасности образовательного учреждения, структурами ГО и ЧС, передавать и точно воспринимать информацию, требования ответственных за безопасность, в случае необходимости принимать на себя организационные функции.

          Для формирования у учащихся основ культуры безопасности как части общей культуры, основывающейся на психологических установках предвидения опасных ситуаций и выхода из них с наименьшими потерями, воспитания личности, не наносящей вреда себе, обществу, природе, способной к саморазвитию, самосохранению, самосовершенствованию в духовном и физическом плане в своей педагогической практике использую методы мысле- и системнодеятельностных технологий. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

          Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

          Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.

          Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

• Постановка учебной задачи. В список задач, актуализирующих знания детей, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

• «Открытие» нового знания. Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового знания или способа. В результате обсуждения он подводит итог.

• Первичное закрепление. Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух полученных алгоритмов действия.

• Обучающая самостоятельная работа. Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, способов, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

• Выполнение заданий на повторение и рефлексия. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.

           Одновременно используемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов.

          Данные технологии позволяют строить занятия таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике. Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот технологическая основа деятельностного подхода.

          Мною разработана серия уроков ОБЖ с использованием деятельностных технологий: 7-9 классы - «Пожары», «Землетрясения», «Вулканы», «Цунами», «Ситуации криминогенного характера», 10-11 классы - «Служба по призыву», «Военная присяга – клятва воина на верность Отечеству», «Альтернативная гражданская служба», «Проблемы соблюдения норм международного гуманитарного права», «Гражданский брак: за и против».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зеленоградское окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №718

Урок Мужества,

посвященный разгрому немецко-фашистских войск под Москвой

«И НЕ БЫЛО Б ВЕСНЫ У 45-ГО БЕЗ ТЕХ, ИЗ 41-ГО, СОЛДАТ…»

Автор:

Третьякова Ирина Васильевна,

преподаватель-организатор ОБЖ

Зеленоград

2013

Пояснительная записка

У времени есть своя память – это история. И потому мы никогда не забудем о трагедии, потрясшей нашу страну, о Великой Отечественной войне. Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Великая Отечественная война одно из таких событий нашего народа. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

 Область применения: Методическая разработка может использоваться для проведения классных часов, «Уроков мужества», экскурсий в школьном музее в отделе «Боевой славы».

  Возраст воспитанников: 13-17 лет

  Формы и методы реализации: устный журнал.

Цели:

  • Знакомство с героическими  страницами истории нашей страны,
  • Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны,
  • Повышение информационной культуры учащихся,
  • Воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма. Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям. Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению,
  • Развитие личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее, а также формированию ответственного отношения к своим гражданским обязанностям: сохранение, уход за памятниками, могилами солдат, героически павших во время Великой Отечественной Войны.

Задачи:

  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  • воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны,
  • развивать творческие способности детей.

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор,
  • Фрагмент документального фильма «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»,
  • Фрагмент документального фильма «Пост№1. Неизвестный солдат»,
  • Фрагмент документального фильма «Парад на Красной площади, ноябрь 2009 года»,
  • Речь Сталина на параде на Красной площади 7 ноября 1941года,
  • Фрагмент речи К.К.Рокоссовского, декабрь 1941 года,
  • Презентация «Память» на песню «Память», музыка М. Таривердиева, слова Д.Самойлова,
  • Запись песни «Марш защитников Москвы», музыка Б. Мокроусова, слова А.Суркова,
  • Запись песни «У деревни Крюково», музыка М.Фрадкина, слова Сергея Острового,
  • Репродукция картины К. Ф. Юона, «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»,
  • Репродукция картины А.А.Дейнеки « Окраина Москвы. 1941 год»,
  • Фотография «Защитникам Москвы»,
  • Фотография «Могила неизвестного солдата».

Урок Мужества,

посвященный разгрому немецко-фашистских войск под Москвой

«И НЕ БЫЛО Б ВЕСНЫ У 45-ГО БЕЗ ТЕХ, ИЗ 41-ГО, СОЛДАТ…»

Звучит фрагмент песни «Марш защитников Москвы»,  музыка: Б. Мокроусова, слова: А.Суркова (Приложение №1)

Учитель. В эти дни москвичи и жители Подмосковья отмечают 70-летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.

Сегодня наш урок пройдет в форме устного журнала.

Ребята, как вы думаете, почему наш урок имеет такое название «И не было б весны у 45-го, без тех, из 41-го, солдат …»?

Ученики.  Потому что  победа под Москвой положила начало перелому в ходе Великой Отечественной войны.

Учитель. Да, действительно. Для столицы это было спасение не только от вражеской оккупации, но и от реализации гитлеровских планов разрушения города и физического уничтожения его населения.

Поражение Германии на подступах к Москве, крупнейшее с момента начала  Второй мировой войны, означало крушение мифа о непобедимости вермахта, провал плана «Барбаросса». Молниеносной войны не получилось. Советский Союз устоял под мощным натиском агрессора, и нацистская Германия была вынуждена начать затяжную войну.

В этой гигантской битве с обеих сторон участвовало свыше 3 миллионов человек, до 22 тысяч орудий и минометов, около 3 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов. По времени битва продолжалась около семи месяцев (203 дня и ночи).

Битва под Москвой включает два периода. В первом из них (30 сентября – 5 декабря 1941 г.) Красная Армия провела Московскую стратегическую оборонительную операцию и во втором – две стратегические наступательные операции: Московскую (5 декабря 1941 г. – 7 января 1942 г.) и Ржевско-Вяземскую (8 января – 20 апреля 1942 г.).

Ученик. Страница 1-ая. Оборона Москвы.

К осени 1941 года врагу удалось блокировать Ленинград с суши, полностью оккупировать Украину, прорваться к Ростову-на-Дону и выйти на подступы к Москве. Над столицей Советского государства нависла угроза захвата войсками гитлеровских захватчиков.

30 сентября немецкие войска начали наступление по плану "Тайфун" на брянском и вяземском направлении. Несмотря на ожесточенное сопротивление советских войск, противник прорвал их оборону.

И именно в эти дни, когда Москва находилась под угрозой, когда линия фронта проходила всего в нескольких десятках километров от города, было принято решение о проведении 7 ноября 1941 года парада на Красной площади.

На экране высвечивается картина К. Ф. Юона, Парад на Красной площади 7  ноября 1941 года. (Приложение №2)

Учитель. Почему Правительство страны приняло решение о проведении парада на Красной площади?

Ученики. Чтобы поднять моральный дух бойцов, показать фашистам, что народ не сломлен.

Ученик.

Вокруг гранита - траурные ели,

Серебряные, синие, в снегу.

И танки через площадь прогремели

И вдаль умчались, кутаясь в пургу.

Ноябрьской ночью не спала столица,

Пронзительно прекрасная Москва,

Чеканные, решительные лица.

Последние прощальные слова.

И вдаль, на запад, мимо Мавзолея,

Прошли бойцы в завьюженную тьму,

И каждый, окрыляясь и прямея,

В победе клялся - мысленно - ему.

И вдохновляла ленинская сила,

Не раз в бои водившая народ,

Которая нам жизнь определила

На многие столетия вперед.

И воины стремительно и гордо

Входили в бой, не пряча головы,

Отбрасывая танковые орды

От Ленина, от сердца, от Москвы.

Михаил Львов  1941

Ученик. Для всей страны парад стал неожиданным, потрясающе радостным событием.

Это был парад хотя и традиционный, но необыкновенный. Парад не только военный, но и политический, парад-вызов, парад презрения к врагу, парад-пощечина: вот вам! Вы кричите о взятии Москвы, а мы проводим свой обычный праздничный парад!

В ночь перед парадом, по личному указу Сталина были расчехлены и зажжены кремлёвские звёзды.

Ученик. С развернутыми знаменами, под боевые революционные марши, шли по главной площади страны артиллеристы и пехотинцы, зенитчики и моряки. Потом по Красной площади двинулись конница, знаменитые пулеметные тачанки, прошли танки Т-34 и КВ-1. Вопреки традиции проведения парада, речь произнёс не принимающий парад, а сам Сталин.

Звучит речь Сталина на параде 7 ноября 1941 года. (Приложение №3)

Многие военные подразделения после окончания парада отправились прямиком на фронт.

            Фрагмент фильма «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». (Приложение №4)

Учитель. В течение нескольких лет в Москве 7 ноября проходит парад на Красной площади. Почему?

   Ученики. Связь поколений, память, традиция, воинские ритуалы.

Фрагмент документального фильма «Парад на Красной площади, ноябрь 2009 года». (Приложение №5)

Ученик. В жестоких оборонительных боях в Подмосковье и под Тулой в октябре-ноябре 1941 года немецко-фашистские войска были обескровлены и утратили свой наступательный порыв. Битва под Москвой стала первым крупным поражением гитлеровских войск. Этот успех обеспечил паузу в ведении боевых действий, потерю немцами стратегической инициативы.

Ценой огромных потерь в конце ноября – начале декабря противнику удалось выйти к каналу Волга-Москва, форсировать реку Нара, подойти к городу Кашира с юга.

На экране высвечивается картина А.А.Дейнеки  Окраина Москвы. 1941 год. (Приложение №6)

Ученик. Грудью встали москвичи на защиту города. В июле было сформировано 12 дивизий народного ополчения, 56 истребительных батальонов, 25 рабочих и коммунистических батальонов. Сотни тысяч жителей столицы в осеннюю стужу и распутицу возводили оборонительные сооружения. В короткий срок были построены внешний оборонительный пояс и укрепления внутри города. Противотанковые рвы, лесные завалы, металлические ежи опоясали Москву с северо-запада, запада и юго-запада. На всех въездных путях стояли противотанковые орудия. Сотни огневых точек готовы были в любую минуту встретить противника. Героически отражая налеты вражеской авиации войска ПВО и многотысячный отряд МПВО. Тысячи рабочих, служащих, деятелей искусств добровольно шли в коммунистические батальоны и роты, из которых в ноябре были сформированы еще 3 дивизии; 4-я комплектовалась из призывников. Москве помогала вся страна.

Ученик.

Держась, как за личное счастье,

За каждую пядь земли,

Мы под Москвой встали насмерть,

В грунт промерзлый вросли!

Земля от взрывов дрожала,

Горела берестой броня.

Солнце – в дыму пожара –

Чадило, как головня…

Не только на этом взгорье,

Где наш окопался взвод,

На Балтике и в Черноморье

Москву защищал народ.

Но – лишь в подмосковной зоне –

Встряхнуть твое сердце мог,

Как часы на ладони,

Знакомый с детства гудок…

Когда с оружейным раскатом

Мы подымались в бой, -

Поэт становился солдатом,

Поэтом солдат любой.

Павел Железнов  1941

Ученик. Страница вторая. Контрнаступление. Бои на земле Зеленоградской. В ходе контрнаступления 5–6 декабря, советские войска освободили от захватчиков свыше 11 тысяч населенных пунктов и к началу января 1942 года отбросили противника на 100–250 км, нанесли тяжелое поражение 38 вражеским дивизиям. В результате контрнаступления и общего наступления враг был отброшен на запад на 150–400 км. Успешное продвижение советских войск заставило Гитлера 8 декабря отдать директиву о переходе к обороне по всей линии фронта. Стратегическая инициатива перешла к Красной Армии.

Звучит фрагмент речи К.К.Рокоссовского , 6  декабря 1941 года. (Приложение №7)

Ученик.

Вот бомбами разметанная гать,

Подбитых танков черная стена.

От этой гати покатилась вспять

Немецкая железная волна.

Здесь втоптаны в сугробы, в целину

Стальные каски, плоские штыки.

Отсюда, в первый раз за всю войну,

Вперед, на запад, хлынули полки.

Мы в песнях для потомства сбережем

Названья тех сгоревших деревень,

Где за последним горьким рубежом

Кончалась ночь и начинался день.

Алексей Сурков   1941

Звучит фрагмент песни или ученики поют песню «У деревни Крюково»,  музыка М.Фрадкина, слова Сергея Острового. (Приложение №8)

Ученик. На территории северо-западного Подмосковья располагались силы Западного фронта под командованием Г. К. Жукова. В состав этого фронта входили армии, в том числе 16-я под командованием К. К. Рокоссовского.

В районе деревни  Клушино  и современного поселка Менделеево, севернее деревни Большие Ржавки (по обеим сторонам Ленинградского шоссе, у въезда в Зеленоград), держала оборону 7-я гвардейская дивизия.

Соседом её от 40-го километра Ленинградского шоссе до «Красного Октября» (современные 11 и 12-й микрорайоны) была 354-я стрелковая дивизия.

Ученик. В районе Малина, Кутузова, Рузина, Брёхова оборонялись части: 2-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Л. М. Доватора, 20 и 44-й кавалерийских дивизий, а также 1-й гвардейской танковой бригады генерала М. Е. Катукова.

На месте современных 8, 9 и 10-го микрорайонов держала оборону 8-я гвардейская стрелковая дивизия им. И. В. Панфилова, бывшая 316-я стрелковая.

Ученик. 26 ноября 7-я гвардейская дивизия прибывает на ст. Химки и, разгрузившись, занимает оборону вдоль Ленинградского шоссе в районе Шелепаново – Овсянниково – Ложки – Гончары и здесь вступает в бой с наступающими вдоль Ленинградского шоссе немецкими войсками.

27 ноября гитлеровцам удалось прорвать фронт 16-й армии и захватить Льялово, Клушино, Владычино. Левее Ленинградского шоссе ослабленные части 8-й гвардейской стрелковой дивизии и 2-го гвардейского кавалерийского корпуса отходили назад и уже 28-29 ноября бои развернулись в районе Алабушево – Чашниково – Матушкино.

Ученик. Потеснённая противником 7-я гвардейская стрелковая дивизия продолжала вести непрерывные упорные бои с превосходящими силами противника вплоть до перехода войск 16-й армии в контрнаступление. К 1 декабря дивизия полностью выходит из окружения и сосредоточивается в районе: высота 216,7 – западная окраина деревень Большие Ржавки – Савёлки.

Воевать за Матушкино, проливать свою кровь пришлось воинам 354-й стрелковой дивизии.

Между тем положение на этом участке обороны Москвы ухудшалось. Ценой больших потерь противнику удалось потеснить части 7 и 8-й гвардейских стрелковых дивизий и занять сёла Клушино, Большие Ржавки у Ленинградского шоссе.

Уже в ночь на 1 декабря 354-я дивизия заняла боевые позиции. Потери дивизии за 1–6 декабря составили 1174 человека.

Ученик. Это было самое напряжённое время. Бои не затихали даже ночью. Окопавшись в снегу, солдаты видели, как немцы остервенело рвутся к Москве. Они уже захватили Крюково, Матушкино, Большие Ржавки, Савёлки, окружили Назарьево. Рвались к Чёрной Грязи, но были отбиты огнём «Катюш».

В битве за Москву наступал перелом. Теперь стало важным не дать противнику возможности закрепиться на достигнутых рубежах, а беспрестанно атаковать, от обороны переходить к наступлению.

2 декабря после пятиминутного артобстрела воины пошли в наступление. Наступление закончилось по приказу командира дивизии в 23 часа, подразделения закрепились на занятых рубежах. Дивизия хотя и не достигла поставленных целей, но нанесла противнику чувствительный удар, заставила его отступить.

Ученик. А полк и дивизия продолжали наступление. Противник подтягивал ещё резервы. Шёл жестокий и кровопролитный бой.

В течение 7, 8, 9 декабря части 354-й дивизии сломили вражескую оборону, отбивая сильные контратаки.

8 декабря 1201 и 1199-й полки вели упорные бои на перекрёстке Ленинградского шоссе с дорогой на Льялово (на месте монумента «Защитникам Москвы»). Разгромив здесь врага, начали наступление на Чашниково. 1203-й полк при поддержке артиллерии и танков в этот день атаковал врага в дер. Матушкино и Алабушево.

8 декабря наши войска освободили Матушкино. К утру 9 декабря были освобождены деревни Александровка, Алабушево, Чашниково.

     8 декабря к ночи Крюково и Каменка были полностью освобождены от фашистов.

Ученик. Битва за Москву имела большое значение в Великой Отечественной войне (1941 –1945). В результате московской операции была защищена святая столица нашей родины, окончательно сломлен враг и положено начало наступлению советских войск. Она дала стране множество героев, среди них и наши родственники, показала непокорность русского народа перед врагом.

Ученик. Героическая оборона Москвы позволила перегруппировать воинские части, подтянуть подкрепления из Сибири и под руководством генерала армии Г.К. Жукова 5-6 декабря начать контрнаступление войск Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов. Для измотанного в беспрерывных боях и использовавшего свои последние резервы противника удар оказался неожиданным. Враг не выдержал ряда сильных ударов и, бросая технику и вооружение, неся огромные потери, стал поспешно отходить.

Ученик. Битва за Москву является одной из самых масштабных битв за время войны по количеству участвовавших войск и по понесённым потерям.

В битве под Москвой немецкие войска потеряли около 500000 человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15000 автомашин и много другой техники. Чувствительным оказался и моральный урон, нанесенный врагу, – гитлеровские военные трибуналы осудили около 62000 солдат и офицеров за дезертирство, самовольное оставление позиций и неповиновение приказам старших офицеров. С занимаемых постов были сняты 35 высших чинов германской армии.

Ученик. В битве под Москвой потери с нашей стороны составили более 1 миллиона 800 тысяч человек,  из них более  900 тысяч  человек — убитыми и пленными, 4171 танков и САУ, 983 боевых самолёта, 24 478 орудий и миномётов.

Ученик. В период контрнаступления под Москвой и  зимнего наступления Красной Армии 36 тысяч бойцов и командиров были награждены за боевые подвиги орденами и медалями. 110 особо отличившихся в боях воинам было присвоено звание Героя Советского Союз. Медали «За оборону Москвы» удостоено более миллиона человек.

На экране высвечиваются фотографии памятника на 41 километре «Защитникам Москвы», Могилы неизвестного солдата. (Приложение №9, приложение №10)

    Учитель. Почему Зеленоград называют живым памятником Победы?

    Ученики. Здесь, на нашей Земле, в 1941 году шли ожесточенные бои.

    Учитель. В черте города и в его окрестностях расположено около 20 братских воинских захоронений, улицы города названы именами героев.

Назовите эти места, знаете ли вы, где они находятся?

Ученик. Страничка третья. Пост№1. Могила неизвестного солдата.

 3 декабря 1966 г. из братской могилы на 40-м км Ленинградского шоссе был взят прах одного из воинов и торжественно перезахоронен в Александровском саду.

8 мая 1967 г. состоялось торжественное открытие памятника «Могила Неизвестного солдата». На его могильной плите начертаны слова

Имя твое неизвестно,

Подвиг твой бессмертен.

Вечный огонь славы героям, павшим при защите столицы, никогда не угаснет.

Фрагмент из документального фильма «Пост №1. Неизвестный солдат». (Приложение №11)

Ученица.

Я много книг читала о войне,

Я знаю, что она бесчеловечна.

Нам нужен мир, надежный мир навечно.

Всем людям нужен мир, тебе и мне.

        Презентация  фотографий с праздника 9 мая и памятников воинам в Зеленограде под песню «Память»,  музыка М.Таривердиева, слова Д.Самойлова. (Приложение №12)

Учитель. Что такое подвиг?

Ученики. Бескорыстно пожертвовать всем, даже собственной жизнью, во имя родины, людей.

Учитель. Кого из героев, защищавших Москву в 1941 году, вы знаете?

Имена каких полководцев, принимавших участие в обороне Москвы, вам известны?

Какие подвиги героев Московской битвы вам запомнились из книг, кинофильмов?

В чем состоит наш долг перед ветеранами – победителями фашизма? В каких делах вы можете проявить себя?

Ученики приводят примеры.

Ученица.

Где в яростных наскоках смерть лютует,

Разрывами ровняя бугорок,

Я видел, видел, как солдат целует

Осколком смерти срезанный цветок!                

                                (Леонид Фогель, ветеран 12 м\района Зеленограда, 1941)


Источники:

  1. http://9may.ru
  2. http://pobeda.mosreg.ru
  3. http://ria.ru/
  4. http://www.partizzan1941.ucoz.ru
  5. http://www.sovmusic.ru
  6. http://www.zlngrd.ru


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: