Профессиональное развитие

           Для меня главным фактором достижения профессионализма учителя является процесс самосовершенствования. Профессионализм не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию.

          Я считаю, что профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла Потребность в развитии профессионализма возникает у меня тогда, когда я ставлю перед собой новые цели, меняю характер деятельности, знакомлюсь с новыми достижениями и технологиями.

         Основное качество, определяющее педагогический профессионализм – это умение работать с разнообразием – в содержании образования, в индивидуальных характеристиках учащихся, в запросах родителей и т.д. Поэтому в своей работе приходится не просто формально выполнять кем-то другим сконструированные программы, составляя на их основе учебные планы; а самостоятельно ставить образовательные цели и реализовывать их, создавать условия для проявления личности каждого ребенка.

        Для этого необходимо овладевать системой дидактических и методических средств для программ разного типа, на основе которых я должна построить свою собственную авторскую учебную программу, определить какие культурные образцы должны быть взяты для освоения ребенком, чтобы обеспечить ему необходимый, востребованный и согласованный с родителями уровень развития способностей.

       Работа в многопозиционной команде предполагает, что учитель в своем профессиональном развитии выходит как за рамки одной освоенной дисциплины, так и за узкие рамки ведомственной организации. Первое означает, что профессионализм наращивается в ходе освоения содержания и технологий работы с метапредметами и – как проявление высшего мастерства – дорастает до способности педагога самостоятельно разрабатывать необходимый метапредмет в тесном взаимодействии с другими профессионалами. Второе – что он умеет выстроить практику применения получаемых вместе с учащимися знаний в различных областях человеческой деятельности (детско-взрослые проекты, исследования).

       В современных условиях, когда предлагаются самые разнообразные курсы повышения квалификации (очные, заочные, дистанционные), я, как педагог, могу выбирать и выстраивать для себя такую систему повышения квалификации, которая приобретает максимально деятельностную основу с упором на рефлексию, на предъявление и анализ образцов деятельности, групповое и индивидуальное сценирование учебных занятий, разработку с участием консультантов курсов под заказ школы, родителей, под собственный замысел.

       Режим он-лайн трансляций и полипрофессиональный разбор осуществленного процесса образовательной деятельности с позиций дидакта, антрополога развития, методиста, коллег с разных уровней и ступеней образования составляют необходимую среду для непрерывного развития моего педагогического профессионализма. Записи лучших и уникальных занятий, модулей и курсов являются общедоступными, и с ними организуется специальная работа.

      Участие в профессиональных конкурсах, педагогических конференциях, семинарах и подготовка к ним является одной из составных частей повышения педагогического профессионализма.