Обмен опытом.Выступления и доклады.

Балеева Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации городского округа Жуковский Московской области

Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический центр городского округа Жуковский»

(МУ ДПО УМЦ)

____________________________________________________________________________

Адрес: 140180, Московская область, г. Жуковский, ул. Молодёжная д.25

тел. (48)2-55-17, umts-zhuk@yandex.ru.

ОКПО 45748434; ОГРН 1035002604537; ИНН/КПП 5013032866/501301001

 

XVII городские Рождественские образовательные чтения «Великая Победа: наследие и наследники»

доклад

«Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания»

Выполнила:

Балеева Татьяна Викторовна,

методист МУ ДПО УМЦ г.о Жуковский

2019 г

В христианской культуре особая роль семьи - «домашней Церкви» - заключается в исполнении ее исконной функции — духовно-нравственном воспитании детей. Дети — не случайное приобретение, а дар Божий, который родители призваны беречь, содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. С давних пор известно, что формирование моральных качеств личности происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с враждебным миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди.

Духовно- нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержень духовно- нравственного воспитания - перевод нравственных принципов во внутренние установки человека, которые в дальнейшем служат верным компасом в его каждодневной жизни. Поэтому нет более важной и сложной темы, чем духовность и нравственность.

Конец прошлого и начало нового тысячелетия ознаменован большим количеством катастроф, влекущих за собой не только нарушение экологического равновесия, но и физического и нравственного здоровья людей. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания.

В частности, утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми. Современные родители, не имея навыков совместного проживания с детьми событий семейной жизни, стремятся «откупиться » от личного общения с детьми дорогими подарками, компьютерами или различными современными электронными забавами.

Совершенно ясно, что прервалась преемственность педагогической традиции в семье. Родители подчас проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства и не имеют представления о закономерностях становления духовно- нравственного мира ребенка.

Большую тревогу вызывает то, что родители утратили традиционные нравственные ориентиры, а это приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей от порока, и, наоборот, часто провоцируют на негативное поведение.

К сожалению, представители старшего поколения семьи также часто не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства. Среди них надо отметить отклонения от нормы в состоянии здоровья, в поведении, эмоционально-волевом развитии, нарушение детско-родительских отношений. Кроме этого для маленьких детей нет системы нравственных эталонов, школьники не могут согласовывать свое поведение с системой нравственных правил и ориентиров, молодежь приветствует культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей.

Духовно — нравственная неразвитость толкает на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала.

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и пагубно. Поэтому необходимо искать выход из сложившейся кризисной ситуации в содействии укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, брака, престижа материнства и отцовства, в возрождении отечественной культурно-исторической и религиозной традиций, творческом воссоздании в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи, в формировании в государстве системы социально - педагогической поддержки семейного воспитания.

Итак, в условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании не помогут разовые меры, необходим комплексный подход, государственная и общественная поддержка. Какова же роль школы в решении этой проблемы?

В научно - педагогической литературе по проблемам объединения усилий школы и семьи в вопросах воспитания используется много наименований данного процесса. Мне кажется, наиболее полно процесс взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга отражает категория «взаимодействие» и «педагогическое сопровождение».

В основу этого процесса должна быть поставлена информационно - просветительская деятельность. Нужно показать родителям, что именно в семье ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. В общении с близкими взрослыми у детей формируются собственно человеческие формы поведения, навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина. Священник Александр Ельчанинов писал: «Для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

Одно из определений понятия «семья» - основанная на браке или кровном родстве группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

За счет чего традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их? Это семейный уклад.

Что же включает в себя традиционный семейный уклад?

Обычаи (установления, привычные формы поведения; традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи); отношения (сердечные чувствования и настроения);правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй и благочестивой жизни);распорядок (установленный порядок в течении дел дня, недели, года).

Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвратить семью к решению задач духовно- нравственного воспитания.

Необходимо довести до родителей и средства воспитания духовности и нравственности: природа во всей ее красоте, величии и целесообразности; истинное искусство, дающее возможность испытать чувство радости; неподдельное сочувствие страдающим; действенная любовь к ближним; мужество национального героя;творческая жизнь.

Формы работы с родителями: родительский лекторий о традициях воспитания; подготовка печатных материалов для родителей; выпуск Листков для домашнего чтения; проведение «семейных гостиных» ;клубы родительского опыта; организация совместной деятельности семей: оздоровительной, творческой; стенды о достижениях родителей; родительские собрания отцов;

создание библиотеки социальных видеопроектов о здоровом образе жизни; семейных ценностях.

Вторая составляющая педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания духовности и нравственности — работа с обучающимися.

Ее девизом могут стать такие слова «Без корней даже полынь не растет».

Организовывая различные коллективные дела и индивидуальные мероприятия, мы должны помнить: наша цель - убедить детей в том, что маленькие семейные праздники и традиции гораздо эмоциональнее и глубже сближают членов семьи, чем те, которые непонятны и далеки. Изучая историю

своих предков, мы черпаем энергию семейного наследия. Задача каждого поколения семьи — хранить, оберегать и передавать семейные традиции.

Решать поставленные задачи педагогам помогут разговор о семье, семейных взаимоотношениях, традициях. Хороший воспитательный эффект дают сочинения о семейных праздниках, люби мых блюдах членов семьи, об интересном проведении свободного времени всей семьей, о том, чем гордятся в семье, о семейных династиях. С большим удовольствием ребята выполняют проекты «Моя родословная», «Карта семейных странствий». При подготовке различных мероприятий можно говорить о фотографиях, семейных реликвиях, поделках, которые хранят в семье. Небывалый интерес у школьников вызывает разговор о том, в честь кого их назвали, презентации «Профессии моих родителей».

Такое взаимодействие семьи и школы можно рассматривать как социально- педагогическую технологию нравственного оздоровления семьи и общества в целом, применение которой предполагает в качестве планируемых результатов следующее: формирование отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

Содержание духовно - нравственного воспитания детей и родителей в процессе педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания необходимо сориентировать в сферу православной культуры.

Многовековые традиции православного воспитания позволят вернуть в семью любовь, взаимопонимание, духовность.

Необходимо инициирование процессов духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Надо помнить и о личной профессиональной ответственности. Ответственность эту мы можем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и духовно- нравственного воспитания при условии собственного духовного укоренения в церковной традиции и непрекращающегося труда над своей душой.

Литература

1.Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину : Комментарии к Социальной Концепции Русской православной Церкви.-М:2001.-96с

2.Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике.- М.:1989.-420с

3.Михайлов Ю.П. Психология мужества: Нравственная подготовка юноши. -СПб:1993.-63с

4.Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.:Импэто,1997.-96с

5.Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей – М.: «Планета 2000»,2002



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   

Городской округ Жуковский Московской области

Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический центр городского округа Жуковский»

(МУ ДПО УМЦ)

____________________________________________________________________________

Адрес: 140180, Московская область, г. Жуковский, ул. Молодёжная д.25

тел. (48)2-55-17, umts-zhuk@yandex.ru.

ОКПО 45748434; ОГРН 1035002604537; ИНН/КПП 5013032866/501301001

ПОНЯТИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНСТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Доклад  

на городском круглом столе

«Информационно-коммуникативные технологии – неотъемлемая часть образовательного процесса»

Подготовил:

методист МУ ДПО УМЦ

Балеева Т.В.

Г.о Жуковский, 2020

Сегодня использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Новые стандарты образования все больше требований предъявляют к информационно-коммуникационной компетенции учителя.

ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие.

Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.

Выделяют три основных аспекта ИКТ-компетентности:

  • наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
  • эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
  • понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования.

ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию

  • новых целей образования;
  • новых форм организации образовательного процесса;
  • нового содержания образовательной деятельности.

В 2011 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала модель ИКТ-компетентности современного учителя. Рекомендации затрагивают все стороны работы учителей и построены с учетом трех подходов информатизации школы: применение ИКТ, освоение знаний, производство знаний.

ИКТ-компетентность учителя-предметника по новым стандартам включает в себя:

  • проведение уроков с использованием ИКТ;
  • объяснение нового материала на уроке;
  • подборка ПО для учебных целей;
  • поурочное планирование;
  • мониторинг развития учащихся;
  • поиск учебных материалов в интернет;
  • взаимодействие с родителями и коллегами.

Модель ИКТ-компетентности имеет двухуровневую структуру.

Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной  ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.

  1. Знаниевый уровень (подготовленность к деятельности):     

Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ. 

  • Подуровень общей компьютерной грамотности
  • Подуровень специфической, предметной компьютерной грамотности
  1. Деятельностный уровень (состоявшаяся деятельность):

На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.

  • Подуровень организационных инноваций
  • Подуровень содержательных инноваций

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя, это:

  • знания и умения по нахождению, оцениванию, отбору информации из ЦОР;
  • умение выбирать и использовать ПО, устанавливать используемые программы на компьютер, пользоваться проекционной техникой;
  • владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;
  • эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося;
  • уметь применять НИТИ-методики;
  • уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (электронная почта, социальная сеть, сайт, блог и др.)
  • организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов, дистанционно поддерживать учебный процесс;
  •  уметь сформировать цифровое портфолио и др.

     Модель ИКТ-компетентности учителя построенная на основе сайтов «Школа успешного учителя» и «Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании».

Применение ИКТ

Освоение знаний

Производство знаний

Понимание роли ИКТ в образовании

Знакомство с образовательной политикой

Понимание образовательной политики

Инициация инноваций

Учебная программа и оценивание

Базовые знания

Применение знаний

Умения жителя общества знаний

Педагогические практики

Использование ИКТ

Решение комплексных задач

Способность к самообразованию

Технические и программные средства ИКТ

Базовые инструменты

Сложные инструменты

Распространяющиеся технологии

Организация и управление образовательным процессом

Традиционные формы учебной работы

Группы сотрудничества

Обучающаяся организация

Профессиональное развитие

Компьютерная грамотность

Помощь и наставничество

Учитель как мастер учения

ИКТ-технологии в на занятиях

Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, интернет, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.

     По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4  часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.

 Основные цели использования ИКТ в процессе обучения – это:

  1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
  2. Формирование эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
  3. Развитие материально-технической базы процесса обучения.

Работа по использованию ИКТ-технологий в преподавании изобразительного искусства в нашей школе строится по нескольким направлениям.

 Первое направление - использования функций компьютера на уроках изобразительного искусства и занятиях дополнительного образования.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

Компьютерная поддержка может осуществляться практически на всех этапах учебного занятия (проверка домашнего задания, актуализация субъективного опыта учащихся, изучение новых знаний и способов деятельности, проверка, закрепление и применение изученного, обобщение и систематизация, контроль и самоконтроль, домашнее задание, подведение итогов учебного занятия, рефлексия).

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

  • Урок с мультимедийной поддержкой -  в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  и ученики для защиты проектов.
  • Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.
  • Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Второе направление – создание электронной базы данных и коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют более эффективно    построить образовательный процесс:

  • нормативно-правовые документы;
  • программно и учебно-методические материалы;
  • энциклопедии, учебники, учебные пособия;
  • иллюстрации, фото, аудио, видео материалы;
  • обучающие курсы, презентации, экскурсии;
  • коллекция проектов и творческих работ (учителя и учащихся);
  • портфолио (учителя и учащихся) и др.

Третье направление – взаимодействие с учениками, родителями, коллегами

 при помощи сети интернет (электронная почта, скайп, социальные сети, сайты и блоги и т.д.)

Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).

Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

  • общения, поддержки и развития социальных контактов;
  • совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными;
  • творческой деятельности сетевого характера;
  • выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.

Профессиональное  сетевое  сообщество  –  это  формальная  или  неформальная  группа профессионалов,  работающих  в  одной  предметной  или  проблемной  профессиональной деятельности в сети.  

Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;  
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;  
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;  
  • обмен опытом учения-обучения;  
  • распространение успешных педагогических практик;  
  • поддержка новых образовательных инициатив.  

Сетевые профессиональные сообщества учителей.

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности  в  сети.  Участие  в  профессиональных  сетевых  объединениях  позволяет  учителям, живущим  в  разных  уголках  одной  страны  и  за  рубежом  общаться  друг  с  другом,  решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

           Принцип публичной аттестации педагогических кадров профессиональным сообществом мотивирует учителя непрерывно повышать свою квалификацию, искать возможность выхода за пределы школьного пространства и доносить информацию о своих достижениях и результатах работы до неограниченного количества представителей общественности.

Очевидно, что использование персонального сайта  учителя - наиболее удобное и современное средство для реализации этих требований.

Что такое сайт?

Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

Персональный сайт учителя открывает дополнительные возможности для профессионального роста:

  • Сайт помогает создать учителю позитивную репутацию, способствует развитию его общественного признания как современного и неравнодушного к жизни человека.
  • Сайт с качественными материалами показывает профессионализм и уровень компетентности учителя.
  • Сайт помогает учителю находить заинтересованных коллег из других школ, осуществлять обмен конспектами, интересными методами и приемами преподавания, профессиональными мнениями.
  • Сайт предоставляет учителю возможность проводить консультации и давать профессиональные рекомендации родителям по вопросам  обучения их детей.
  • Сайт выступает средством организации дифференциации и индивидуализации обучения.
  • Сайт выступает одним из основных критериев при аттестации учителей.

Персональный сайт учителя оказывает огромную роль на развитие, самосовершенствование педагога как профессионала, и как личности.

 Понятие ИКТ-компетентности в современной педагогике

В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и учащихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности. Потенциал ИКТ в образовании огромен. Современная педагогика не смогла пройти мимо такого явления. Соответственно в науке возникли различные трактовки ИКТ.

На современном этапе развития для российского образования установлен приоритет в прогрессивном развитии общества как такового наряду с его информатизацией. Именно на этом фоне особую значимость обретает такое понятие, как ИКТ-компетентность педагога, а также учащихся. Поэтому вопросы использования ИК-технологий активно изучаются, внедряются в образовательной сфере. Понятие Жизнь человека любого возраста тесно переплетена с информационными технологиями. Они необходимы как учащимся, так и педагогам. В современном мире крайне сложно реализовать себя, не имея элементарных навыков владения компьютером, так как такая техника теперь активно применяется в любой сфере деятельности. Использование информационных технологий в образовательной сфере имеет большие перспективы.

Понятие, а также особенности развития ИКТ-компетентности описывали в своих работах многие специалисты. - эти технологии в своей профессиональной деятельности". Рассмотрев существующие трактовки термина ИКТ-компетентность можно выделить общую трактовку согласно которой: ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

. Основные аспекты ИКТ-компетенции ИКТ-компетентность включает в себя несколько компонентов, благодаря которым она может считаться независимой единицей педагогической компетенции по ФГОС нового поколения.

Базовая структура ИКТ-компетентности:

1 Определение умение точно интерпретировать вопрос; умение детализировать вопрос; нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде; идентификация терминов, понятий; обоснование сделанного запроса;

2 Доступ (поиск) выбор терминов поиска с учетом уровня детализации; соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки); формирование стратегии поиска; качество синтаксиса.

3 Управление создание схемы классификации для структурирования информации; использование предложенных схем классификации для; структурирования информации.

4 Интеграция умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников; умение исключать несоответствующую и несущественную информацию; умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.

5 Оценка выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью; выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям; умение остановить поиск.

6 Создание умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой; умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы; умение обосновать свои выводы; умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации; структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

7 Сообщение (передача) умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда); умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав); обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации; умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу; знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения ИКТ- компетентность педагога ИКТ-компетентность педагога является важным элементом уровня квалификации современного учителя. В условиях роста требований к уровню преподаванию предметов в школе, владение ИКТ позволяет индивидуализировать процесс обучения и внедрить новшества, которые позволят улучшить усвоение информации учащимися и повысить их заинтересованность в образовании.

Модель ИКТ-компетентности В ИКТ – компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. Оценка ИКТ-компетентности Существующие подходы к образованию требуют постоянного контроля и оценки уровня ИКТ-компетентности педагога. Главной целью оценки ИКТ-компетентности является диагностика динамики развития и своевременное выявление "застойных явлений" и пробелов. К числу ключевых подходов к оценке ИКТ-компетентности педагога относится мониторинг. Он направлен на изучение и выбор актуальных методов по устранению недостатков в ИКТ-компетентности. Современная концепция мониторинга ИКТ-компетентности учителя основана на трудах известного педагогога Л.В.Кочегаровой [5]. Мониторинг, как метод оценки ИКТ-компетентности выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов. К числу ключевых функций можно отнести следующее: информационная функция – позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях; контрольно-корректирующая фукция – обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ – компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых; мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки. Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога должен включать в себя систему умений и навыков, которые представлены на рисунке ниже. Рисунок 4. Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога

В настоящее время ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Рассматриваются технологические карты уроков отдельного педагога и производится сравнение зафиксированного в плане уровня использования ИКТ и реального. По итогам сравнения выставляется определенная оценка. Диагностическая карта сформированности ИКТ-компетентности учителя Представленная ниже диагностическая позволяет быстро оценить уровень ИКТ-компетентности педагога. Оценка производится при помощи расстановки балов в соответствии с уровнем того или иного умения указанного в диагностической карте:

3 балла – высокий уровень,

2 балла – средний уровень,

1 балл – низкий уровень,

0 – отсутствие показателя ИКТ-компетентность

Знания, умения, навыки.

1. Знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, назначения устройств компьютера

2. Знание назначения программных продуктов (Windows, MS Office), их функций и возможностей

3. Знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет)

4. Умение набрать текст в Word

5. Умение создать электронную таблицу в Excel

6. Умение создать диаграмму по электронной таблице в Excel

7. Умение создать простую презентацию к уроку

8. Умение создать презентацию к уроку с гиперссылками, звуком и пр.

9. Знание ППС по предмету

10. Умение устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой

11. Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР

12. Умение извлекать и отбирать информацию из Интернет по преподаваемой дисциплине

13. Умение выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса

14. Владение методиками создания собственного электронного дидактического материала.

15. Использование ИКТ для оформления тематического планирования

16. Использование ИКТ для мониторингов по своему предмету

17. Использование ИКТ для оформления различных отчетов по предмету

18. Использование ИКТ для анализа процесса обучения

19. Умение сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося

20. Применение инструментов организации учебной деятельности учащегося.

21. Дистанционно поддерживать учебный процесс, например, через Дневник.ру.

22. Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (Интернет-олимпиады, конкурсы, викторины…)

23. Создание банка КИМов, тестовых заданий

24. Стремление к самообразованию в рамках ИКТ

25. Взаимодействие и сотрудничество с родителями с помощью ИКТ (эл. почта, Дневник.ру)

26. Умение эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП с помощью ИКТ

Литература

  1. Бурмакина В.Ф., Фалина, И.Н. ИКТ-компетентность учащихся . – URL: http://www.sitos.mesi.ru/ Галанов А.Б. Модель формирования икт-компетенций у учителей // . – URL: http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2011_2/7.pdf 
  2. Горбунова Л.М., Семибратов, А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004 // . – URL: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html.
  3. Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада // Международная научнопрактическая конференция RELARN-2004.
  4. Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение в информационной среде как комплексное решение проблемы подготовки кадров // Сахалинское образование – XXI. 2008. № 1. С. 3-5
  5. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 95-100.
  6. Источник: Нестерова И.А. ИКТ-компетентность // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html


Предварительный просмотр: