Разработки Открытых уроков
Транслирование опыта работы по темам самообразования
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Разработка открытого урока
ТЕМА:
«Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в произведениях
с аккордовой фактурой изложения тем»
Выполнила преподаватель
высшей квалификационной категории
Киселёва Вера Анатольевна
Пыть-Ях
14.04.2021
Ф.И.О. преподавателя | Киселёва Вера Анатольевна | |
Ф.И.О. учащегося | Новиков Данила, Хоновец Владимир | |
Класс | 7, седьмой год обучения | |
Дата | 14.04.2021 | |
Образовательная программа | Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» | |
Специализация | «Аккордеон» | |
Предмет | «Специальность» | |
Тема урока | «Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в произведениях с аккордовой фактурой изложения тем» | |
Тип урока | комбинированный | |
Форма урока | индивидуальная |
- Главная цель урока: применение штриховых навыков в работе над разделами произведений с аккордовым изложением тем в старших классах по специализации «Аккордеон».
- Цели урока:
- Содержательные: освоение программного учебного материала.
- Предметные: формирование и совершенствование исполнительских навыков и умений учащегося.
- Воспитательные: воспитание художественного воображения, проявление музыкальной инициативы.
- Задачи:
- Образовательные задачи:
- освоение и накопление познавательных, общих учебных умений и навыков.
- Развивающие задачи:
- создать собственный творческий образ в произведениях с аккордовой фактурой и довести до воплощения через основные средства выразительности;
- развитие навыка выбора штриха в соответствии с художественной задачей в разделах произведений с аккордовой фактурой;
- развитие исполнительских навыков необходимых для создания художественного образа, акцентировка внимания на штрихи;
- развитие интонационной выразительности через штриховое разнообразие;
- навыки взаимодействия пальцевого туше с меховым туше;
- овладение разделением штрихового функционала в правой руке при ведении мелодии на legato на фоне аккомпанирующих аккордов на staccato.
- Воспитательные задачи:
- умение заниматься самостоятельно;
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание работоспособности;
- воспитание интереса к изучаемым произведениям.
- Планируемые результаты:
- овладение учащимся штрихами, необходимыми для интанационно-осмысленного эмоционального исполнения тем с аккордовой фактурой;
- овладение исполнительскими навыками, необходимыми для взаимодействия всех средств выразительности при создании художественного образа.
- Личностные: учащийся ориентирован на конечный результат, возможность концертных выступлений и участие в конкурсах.
- Метапредметные: освоение дискуссии; умение учащегося включаться в диалог; слушать собеседника; выражать свое отношение к музыке. Умение работать с нотным текстом.
- Используемые методы:
- словесный;
- объяснительно-иллюстративный;
- наглядно-слуховой;
- репродуктивный;
- практический, показа;
- анализа, обобщения;
- эмоционально-познавательный;
- здоровьесберегающие: соблюдение правильной посадки, постановки рук, контроль за свободой исполнительского аппарата.
- Используемые ресурсы
- Учебно-методическая литература
- Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства: Сб. тр. Вып. 178 / сост. Ф.Р.Липс, М.И.Имханицкий – М.: РАМ им. Гнесиных, 2010
- Жмаев, А.Б. Методика обучения игре на баяне, аккордеоне: учебно-методической пособие / А.Б.Жмаев – Сургут, 2013
- Имханицкий, М.И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании / М.И.имханицкий – Москва, 2014
- Кара, А.Ф. Секреты виртуозной игры. Баян, аккордеон, гармонь. Учеб. Пособие / А.Ф. Кара – СПб.: Композитор, 2012
- Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства / Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции 25-26.10.2019 – Сургут, 2019
- Материально-техническое оснащение
- Учебно-практическое оборудование:
- музыкальный инструмент (аккордеон с готовой левой клавиатурой: 4/4 (полный) – 2 шт.);
- стулья;
- подставки для нот;
- компьютер (ноутбук).
- Учебно-методические пособия для учащегося:
- учебно-методические сборники:
- Брызгалин В.С. Из фольклорного источника в.6 / редактор-составитель В.С.Брызгалин – Мир нот – Курган, 2002
- Аккордеон. 3 – 5 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни: учебное пособие / сост. В. Н. Мотов, Г. И. Шахов. – М.: Кифара, 2003
- Аккордеон. 5 – 7 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни: учебное пособие / сост. В. Н. Мотов, Г. И. Шахов. – М.: Кифара, 2005
- Бажилин Р.Н., Школа игры на аккордеоне / Бажилин Р.Н – Москва, 2004
- учебно-наглядные пособия:
- таблицы: признаки характера звучания; средства музыкальной выразительности; основные штрихи.
- схемы: наиболее употребительные музыкальные термины.
- Вид используемых на уроке средств ИКТ:
Видеоролики участников различных конкурсов – детей
- Воробьёва Анастасия, Город Челябинск А.Прибылов «Когда б имел златые горы»
- Мугтазирова Алина. Пыть-Ях Г.Кетчер Прелюдия и фугетта C-dur
- Морозов Денис Р.н.п. «Стоит орешина кудрявая» обработка В. Мотова
Структура урока:
I. Организационный момент (5 мин)
- вступительное слово (сообщение цели и хода работы на уроке)
- подготовка игрового аппарата: игра гаммы (А-dur разными штрихами, арпеджио, аккордов)
II. Основная часть урока: (30 мин)
- Работа над гаммой А-dur
- Новиков Данила:
- Прелюдия C-dur Г.Кетчера (1 раздел)
- обработка р.н.п. «Когда б имел златые горы» А.Прибылова (раздел, завершающий быструю часть),
- В.Мотов обработка р.н.п. «Стоит орешина кудрявая» (кода),
- Хоновец Владимир: Аз.Иванов обработка украинской народной песни «Садом, садом кумасенька» (1 вариация)
- Закрепление изученного материала:
- проверка усвоения теоретических знаний;
- проверка усвоения практических навыков.
III. Заключение: 5 мин
- Подведение итогов, домашнее задание.
- Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент (5 мин) (слайд 1)
- Объявить тему урока (слайд 2), цель (3), задачи(4,5,6), тип и форму урока, планируемые результаты (7. 8).
- Представить учащихся
Хоновец Владимир – обучается по дополнительной общеразвивающей программе (выпускник).
Новиков Данила – обучается по дополнительной предпрофессиональной программе, лауреат конкурсов различного уровня, 7 класс.
- Подготовка исполнительского аппарата к работе. Разыгрывание на гамме A-dur. Исполняет 3 штриха, арпеджио, аккорды.
Преподаватель зачитывает слова великих музыкантов о занятиях музыкой: (слайд 9)
«Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот» Р.Шуман.
«Аппликатура – запоминающее устройство. Заучивай аппликатуру как таблицу умножения» Н.Перельман.
II. Основная часть урока: (30 мин)
- Работа над гаммой А-dur: ‒ 3 мин
Вопрос: назови способы работы со штрихами в аккордах, какими ты пользуешься при разыгрывании?
Ответ: первый способ ‒ staccato и non legato, второй способ – по 2, 3, 4 аккорда на долю.
Преподаватель предлагает исполнить аккорды гаммы А-dur этими способами.
- Работа над произведениями: ‒ 20 мин
Вопрос: в каких произведениях у вас встречается аккордовое изложение тем или аккордовая фактура?
Новиков Данила: обработка р.н.п. «Стоит орешина кудрявая» - кода, обработка р.н.п. «Когда б имел златые горы» А.Прибылова – есть аккорды во вступлении и раздел, завершающий быструю часть, так же Прелюдия C-dur Г.Кетчера полностью построена на аккордовой фактуре.
Хоновец Владимир: встречаются разделы в вариациях обработки на украинскую народную песню «Садом, садом кумасенька»
Начинаем работу с Новиковым Данилой над разделами произведений. Выясняем, с какой целью выбран тот или иной штрих.
(слайд 10)
Используем в работе таблицу штрихов из Методики обучения игре на баяне, аккордеоне: учебно-методического пособия А.Б.Жмаева.
1. Прелюдия C-dur Г.Кетчера (слайд 11) ‒ характер нежный, мягкий, темп оживленный, общее настроение прозрачности, легкости, утонченности образа. Темы нет, смена гармонии в аккордах создает настроение. Мажор – светло, темп – легкое волнение, динамика от тихого начала развертывается к центральной части прелюдии на forte.
Выбор штриха: (слайд 12)
Название | Характеристика звука | Туше |
Tenuto | Выдержанно Выразительно Расширяя | Нажим-толчок, мягко-твердо, ощущение дна, вес предплечья. |
2. Обработка р.н.п. «Когда б имел златые горы» А.Прибылова – характер напевный, выбор штриха для аккордовых разделов: (слайд 13-14)
Название | Характеристика звука | Туше |
Tenuto | Выдержанно Выразительно Расширяя | Нажим-толчок, мягко-твердо, ощущение дна, вес предплечья. |
3. р.н.п. «Стоит орешина кудрявая» (слайд 15-16) - кода – характер раздела – апофеозный, элементы маршеообразности, утверждения темы. Тема звучит в аккордовой фактуре в расширении, т.е. более крупными длительностями, в сравнении с предыдущими вариациями (вместо восьмых – четвертными).
Название | Характеристика звука | Туше |
Detache | Выдержанно Выразительно | Толчок, твердая атака, дно клавиатуры, вес предплечья. |
Staccato | Коротко Игриво Легко | Удар-отскок, остро-мягко, ощущение пружины, вес пальцев (кисти). |
4. Продолжаем работу с Хоновец Владимиром.
Укр. н. п. «Садом, садом кумасенька»:
(слайд 17-18)
II тема – характер – напевно в чередовании с игривыми и танцевальными элементами. Сложность – легато в верхнем голосе в сочетании с аккордами аккомпанемента в партии правой руки. Выбор штриха для аккордов:
Название | Характеристика звука | Туше |
Staccato | Коротко Игриво Легко | Удар-отскок, остро-мягко, ощущение пружины, вес пальцев (кисти). |
III тема – характер – (слайд 19)
а) 2 такта – напевно в плотной аккордовой фактуре, легато в теме левой руки,
б) 2 такта – игриво, танцевально, изящно (тема в верхнем голосе).
Выбор штрихов:
а)
Название | Характеристика звука | Туше |
Tenuto | Выдержанно Выразительно Расширяя | Нажим-толчок, мягко-твердо, ощущение дна, вес предплечья. |
б)
Название | Характеристика звука | Туше |
Staccato | Коротко Игриво Легко | Удар-отскок, остро-мягко, ощущение пружины, вес пальцев (кисти). |
5. Преподаватель зачитывает слова великих музыкантов о занятиях музыкой: 2 мин
(слайд 20)
«Ты музыкален… когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце» Р.Шуман.
«Учите, пока не влюбитесь в сочинение, влюбившись…продолжайте учить» Н.Перельман.
«Шесть дней трудись, седьмой играй, играй, играй!» Н.Перельман.
- Закрепление изученного материала: 5 мин
- проверка усвоения теоретических знаний и практических навыков:
- Вопросы учащимся (слайд 21-):
- Какое средство выразительности необходимо исполнителю-аккордеонисту, чтобы через аккордовую фактуру передать художественный замысел композитора?
Штрихи.
- Какие наиболее употребительные штрихи ты знаешь? Назови итальянский термин и перевод.
Legato – связно,
non legato – не связно,
staccato – коротко, отрывисто.
- Как называется использование различной степени нажима на клавиши?
Туше.
III. Заключение: 5 мин
- Подведение итогов, домашнее задание. 2 мин
Подведение итогов: поставленные цели и задачи достигнуты. В ходе урока учащиеся закрепили усвоение стилистических особенностей произведений с аккордовой фактурой через выразительность штрихов, познакомились с профессиональными исполнительскими навыками и приемами исполнения разнообразной штриховой палитры (способами туше), необходимыми для художественного воплощения музыкальных образов в произведениях с аккордовой фактурой, умеют применять их на практике.
- Рефлексия учебной деятельности. 3 мин
Преподаватель: Как вы считаете, пригодятся ли навыки, о которых сегодня мы так подробно говорили?
Ответ: Да, пригодятся. Сегодня на уроке я углубил свои знания и научился владеть некоторыми приемами и навыками исполнения разных штрихов в аккордах при сочетании с мелодией. Буду совершенствоваться. От выбора штриха зависит художественный образ произведения.
Оценивание: Преподаватель хвалит учащихся, акцентирует внимание на ошибки, ставит оценку.
Домашнее задание – проработать аккордовые части произведений с выбранными на уроке штрихами.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ |
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЫТЬ-ЯХ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» |
Разработка открытого урока
ТЕМА:
«Работа над штрихами и артикуляцией аккордеониста в старших классах»
Выполнила преподаватель
высшей квалификационной категории
Киселёва Вера Анатольевна
Пыть-Ях
25.02.2023
Ф.И.О. преподавателя | Киселёва Вера Анатольевна | |
Ф.И.О. учащегося | Гацук Сергей | |
Класс | 6 класс | |
Дата | 25.02.2023 | |
Образовательная программа | Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» | |
Специализация | «Аккордеон» | |
Предмет | «Специальность» | |
Тема урока | «Работа над штрихами и артикуляцией аккордеониста в старших классах» | |
Тип урока | комбинированный | |
Форма урока | индивидуальная |
- Главная цель урока: применение штрихов и артикуляции в работе над произведениями в старших классах по специализации «Аккордеон».
- Цели урока:
- Содержательные: освоение программного учебного материала.
- Предметные: формирование и совершенствование исполнительских навыков и умений учащегося.
- Воспитательные: воспитание художественного воображения, проявление музыкальной инициативы.
- Задачи:
- Образовательные задачи:
- освоение и накопление познавательных, общих учебных умений и навыков.
- Развивающие задачи:
- создать собственный творческий образ в произведениях различного характера и довести до воплощения через основные средства выразительности;
- развитие навыка выбора штриха в соответствии с художественной задачей в разделах произведений различного характера;
- развитие исполнительских навыков необходимых для создания художественного образа, акцентировка внимания на штрихи;
- развитие интонационной выразительности через штрихи и артикуляцию;
- навыки взаимодействия пальцевого туше с меховым туше;
- овладение разделением штрихового функционала рук.
- Воспитательные задачи:
- умение заниматься самостоятельно;
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание работоспособности;
- воспитание интереса к изучаемым произведениям.
- Планируемые результаты:
- овладение учащимся штрихами, необходимыми для интонационно-осмысленного эмоционального исполнения произведений различного характера;
- овладение исполнительскими навыками, необходимыми для взаимодействия всех средств выразительности при создании художественного образа.
- Личностные: учащийся ориентирован на конечный результат, возможность концертных выступлений.
- Метапредметные: освоение дискуссии; умение учащегося включаться в диалог; слушать собеседника; выражать свое отношение к музыке. Умение работать с нотным текстом.
- Используемые методы:
- словесный;
- объяснительно-иллюстративный;
- наглядно-слуховой;
- репродуктивный;
- практический, показа;
- анализа, обобщения;
- эмоционально-познавательный;
- здоровьесберегающие: соблюдение правильной посадки, постановки рук, контроль за свободой исполнительского аппарата.
- Используемые ресурсы
- Учебно-методическая литература
- Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства: Сб. тр. Вып. 178 / сост. Ф.Р.Липс, М.И.Имханицкий – М.: РАМ им. Гнесиных, 2010
- Жмаев, А.Б. Методика обучения игре на баяне, аккордеоне: учебно-методической пособие / А.Б.Жмаев – Сургут, 2013
- Имханицкий, М.И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании / М.И.имханицкий – Москва, 2014
- Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства / Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции 25-26.10.2019 – Сургут, 2019
- Материально-техническое оснащение
- Учебно-практическое оборудование:
- музыкальный инструмент (аккордеоны с готовой левой клавиатурой: 4/4 (полный) – 2 шт.);
- стулья;
- подставки для нот;
- компьютер (ноутбук).
- Учебно-методические пособия для учащегося:
- учебно-методические сборники:
- Бойцова, Г. Юный аккордеонист III ч / Г.Бойцова – М.: Музыка, 2012, 256 стр. (стр. 108-110)
- Малыгин, Н. Концертные пьесы на темы песен о Великой Отечественной войне: для баяна и аккордеона / Челяб.гос. ин-т культуры;м Н.малыгин. – г.Челябинск: ЧГИК, 2016. – 48с. (стр.30-34)
- Брызгалин, В Эстрадные пьесы для баяна и аккордеона. Вып.5 / В.Брызгалин – Курган: Мир нот, 2003. 20 стр. (стр.2-5)
- учебно-наглядные пособия:
- таблицы: признаки характера звучания; средства музыкальной выразительности; основные штрихи.
- схемы: наиболее употребительные музыкальные термины.
- Вид используемых на уроке средств ИКТ:
Видеоролики участников различных конкурсов – детей
- Мугтазирова Алина. Пыть-Ях Г.Кетчер Прелюдия и фугетта C-dur
Структура урока:
I. Организационный момент (5 мин)
- вступительное слово (сообщение цели и хода работы на уроке)
- подготовка игрового аппарата: игра гаммы (g-moll 2 вида разными штрихами, арпеджио, аккордов)
II. Основная часть урока: (30 мин)
- Работа над гаммой g-moll.
- Работа над произведениями:
- П.Фроссини «Пузырьки»;
- Н.Малыгин «Алеша» импровизация на тему одноименной песни Э.Колмановского.
- А.Диабелли Сонатина G-dur (экспозиция)
- Закрепление изученного материала:
- проверка усвоения теоретических знаний;
- проверка усвоения практических навыков.
III. Заключение: 5 мин
- Подведение итогов, домашнее задание.
- Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент (5 мин) (слайд 1)
- Объявить тему урока (слайд 2), цель (3), задачи(4,5,6), тип и форму урока, планируемые результаты (7. 8).
- Представить учащегося
Гацук Сергей – обучается по дополнительной предпрофессиональной программе, лауреат конкурсов различного уровня, 6 класс.
- Подготовка исполнительского аппарата к работе. Разыгрывание на гамме g-moll. Исполняет 3 штриха, арпеджио, аккорды.
Преподаватель зачитывает слова великих музыкантов о занятиях музыкой: (слайд 9)
«Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот» Р.Шуман.
«Штрих (нем. Das Strich «черта») – это характерные формы звуков, возникающие в результате определённой артикуляции в зависимости от интонационно-смыслового содержания произведения», − Ф.Липс
Поэтому, выбирая штрих, для исполнения произведения, его части, фразы или того или иного мотива, мы должны разобраться, что задумал композитор, какой характер заложен в музыкальном фрагменте. Выбрав штрих, аккордеонист подчиняет действия пальцев данному штриху, то есть пользуется определенным видом туше и артикуляции.
II. Основная часть урока: (30 мин)
- Работа над гаммой g-moll: ‒ 3 мин
Вопрос: что получилось, что не получилось?
Работа над ошибками.
Вопрос: назови способы работы со штрихами в гаммах, арпеджио и аккордах, какими ты пользуешься при разыгрывании?
Ответ:
- в гамме – первый способ ‒ игра одинаковым штрихом, второй способ ‒ игра гаммы с чередованием штрихов (две ноты legato – две ноты staccato и наоборот);
- в арпеджио – длинное – игра staccato, короткие – игра legato;
- в аккордах первый способ ‒ staccato и non legato, второй способ – по 2, 3, 4 аккорда на долю.
Преподаватель предлагает исполнить гамму g-moll гармонический вид вторым способом. Работа над туше – сильные доли активное, слабые доли – легкое.
- Работа над произведениями: ‒ 20 мин
Начинаем работу с Гацук Сергеем над разделами произведений. Выясняем, с какой целью выбран тот или иной штрих.
(слайд 10)
Используем в работе таблицу штрихов из Методики обучения игре на баяне, аккордеоне: учебно-методического пособия А.Б.Жмаева.
1. П.Фроссини «Пузырьки» (слайд 11) ‒ характер веселый, праздничный, темп оживленный, общее настроение прозрачности, легкости, утонченности образа.
Вступление композитор пишет legato. Но так как оно исполняется в пассаже виртуозного плана, то применяем штрих legato-leggiero
Выбор штриха и работа над пассажем: (слайд 12)
Название | Характеристика звука | Туше |
legato-leggiero | Связно Легко Полетно | Удар-отскок, острая атака, ощущение пружины, вес пальцев. |
Далее I часть продолжается в характере вступления. Штрих сохраняется, legato прерывается снятиями. Короткие двузвучные мотивы в пунктирном ритме соединяются на legato по 2 звука, начиная с шестнадцатой ноты: используем пальцевой бросок с весом на эту длительность с переносом веса на следующую восьмую с точкой.
Левая рука исполняет свою партию каким штрихом? Почему?
2. Н.Малыгин «Алеша» импровизация на тему одноименной песни Э.Колмановского – характер напевный, выбор штриха для вступления и темы в одноголосии и проработка: (слайд 13-14)
Название | Характеристика звука | Туше |
Legato | Связно Певуче Выразительно | Нажим, мягкая атака, вес предплечья (кисти), ощущение пружины. |
характер напевный, выбор штриха для аккордовых разделов и проработка: (слайд 13-14)
Название | Характеристика звука | Туше |
Portato | Связно Утверждающе Подчеркнуто | Толчок, твердая атака, вес кисти, ощущение дна клавиатуры. |
5. Преподаватель зачитывает слова великих музыкантов о занятиях музыкой: 2 мин
(слайд 20)
«Ты музыкален… когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце» Р.Шуман.
«Учите, пока не влюбитесь в сочинение, влюбившись…продолжайте учить» Н.Перельман.
«Шесть дней трудись, седьмой играй, играй, играй!» Н.Перельман.
- Закрепление изученного материала: 5 мин
- проверка усвоения теоретических знаний и практических навыков:
- Вопросы учащимся (слайд 21-):
- Какое средство выразительности необходимо исполнителю-аккордеонисту, чтобы в разных фактурах передать художественный замысел композитора?
Штрихи.
- Какие наиболее употребительные штрихи ты знаешь? Назови итальянский термин и перевод.
Legato – связно,
non legato – не связно,
staccato – коротко, отрывисто.
- Как называется использование различной степени нажима на клавиши?
Туше.
III. Заключение: 5 мин
- Подведение итогов, домашнее задание. 2 мин
Подведение итогов: поставленные цели и задачи достигнуты. В ходе урока учащийся познакомился с профессиональными исполнительскими навыками и приемами исполнения разнообразной штриховой палитры (способами туше) и закрепил исполнительские навыки использования штрихов для выразительной подачи художественного материала и воплощения музыкальных образов, умеет применять их на практике. Данный урок ‒ это один из этапов решения развивающих задач (см. выше). Будем продолжать работу над освоением штриховой палитры.
- Рефлексия учебной деятельности. 3 мин
Преподаватель: Как ты считаешь, пригодятся ли навыки, о которых сегодня мы так подробно говорили?
Ответ: Да, пригодятся. Сегодня на уроке я углубил свои знания и научился владеть некоторыми приемами и навыками исполнения разных штрихов в с мелодиях разных по жанру, характеру. Буду совершенствоваться. От выбора штриха зависит художественный образ произведения.
Оценивание: Преподаватель хвалит учащегося, акцентирует внимание на ошибки, ставит оценку.
Домашнее задание – проработать пройденные части произведений с выбранными на уроке штрихами.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ |
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЫТЬ-ЯХ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» |
Разработка открытого урока
ТЕМА:
«Работа над меховедением в младших классах аккордеона»
Выполнила преподаватель
высшей квалификационной категории
Киселёва Вера Анатольевна
Пыть-Ях
12.02.2025
Ф.И.О. преподавателя | Киселёва Вера Анатольевна | |
Ф.И.О. учащегося | Мартынов Валерий | |
Класс | 2 класс | |
Дата | 12.02.2025 | |
Образовательная программа | Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» | |
Специализация | «Аккордеон» | |
Предмет | «Специальность» | |
Тема урока | «Работа над меховедением в младших классах аккордеона» | |
Тип урока | комбинированный | |
Форма урока | индивидуальная |
- Главная цель урока: развитие навыков контроля за меховедением в младших классах по специализации «Аккордеон».
- Цели урока:
- Содержательные: освоение программного учебного материала.
- Предметные: формирование и совершенствование исполнительских навыков и умений учащегося.
- Воспитательные: воспитание художественного воображения, проявление музыкальной инициативы.
- Задачи:
- Образовательные задачи:
- освоение и накопление общих учебных исполнительских умений и навыков.
- Развивающие задачи:
- развитие навыка слухового контроля за качеством звука в зависимости от ведения меха;
- развитие исполнительских навыков необходимых для создания художественного образа, акцентировка внимания на меховедении;
- развитие навыка контроля за сменой меха;
- навыки взаимодействия пальцевого туше с меховым туше;
- развитие навыка тремоло мехом.
- Воспитательные задачи:
- умение заниматься самостоятельно;
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание работоспособности;
- воспитание интереса к изучаемым пьесам.
- Планируемые результаты:
- предметные:
- овладение исполнительскими навыками контроля за ведением меха;
- личностные: учащийся ориентирован на конечный результат.
- метапредметные:
- освоение дискуссии;
- умение учащегося включаться в диалог и слушать собеседника;
- выражать свое отношение к музыке;
- умение работать с нотным текстом.
- Используемые методы:
- словесный;
- объяснительно-иллюстративный;
- наглядно-слуховой;
- репродуктивный;
- практический, показа;
- анализа, обобщения;
- эмоционально-познавательный;
- здоровьесберегающие: соблюдение правильной посадки, постановки рук, контроль за свободой исполнительского аппарата.
- Используемые ресурсы
- Учебно-методическая литература
- Бойцова, Г. Юный аккордеонист, ч.3 / Бойцова Г. – М., 2012
- Жмаев, А.Б. Методика обучения игре на баяне, аккордеоне: учебно-методической пособие / А.Б.Жмаев – Сургут, 2013
- Мицкевич, Н. А. М70 Методика обучения игре на народных музыкальных инструментах. Общий курс: учеб. пособие. – изд. 2-е. / Н.А.Мицкевич – Кемерово: КемГУКИ, 2007. – 104 с.
- Шмельков, С. В. Ш72 Формирование юного баяниста-аккордеониста (в помощь преподавателям ДМШ, ССУЗов) : Учебно-методическое пособие / С.В. Шмельков. – М. : Пробел-2000, 2020. – 60 с. : ил.
- Материально-техническое оснащение
- Учебно-практическое оборудование:
- музыкальный инструмент (аккордеоны с готовой левой клавиатурой: 2/4 (маленький) – 1 шт., 4/4 (полный) – 1 шт.);
- стулья;
- подставки для нот;
- компьютер (ноутбук).
- Учебно-методические пособия для учащегося:
- учебно-методический сборник: Бойцова, Г. Юный аккордеонист, ч.2 / Бойцова Г. – М., 1994
- учебно-методический сборник: Бойцова, Г. Юный аккордеонист, ч.3 / Бойцова Г. – М., 2012
- Гардейчик, С.Л. Этюды для баяна (аккордеона) Пед.репертуар 1-2 класс ДШИ и ДМШ / С.Л.Гардейчик – Электронный сборник 2017
- Зуева, Л. Я учусь играть по нотам (учебное пособие) / Л.Зуева – г.Новосибирск - 2009
- учебно-наглядные пособия:
- таблица гамм, арпеджио;
- таблица основных штрихов и туше;
- схема анализа нотного текста для 2 класса.
- схемы: правой и левой клавиатуры.
- Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа -презентация.
Структура урока:
I. Организационный момент (3 мин)
- вступительное слово (сообщение цели и хода работы на уроке)
II. Основная часть урока: (35 мин)
- Ученик берет инструмент, садится – работа над правильной установкой инструмента, положением рук, ног корпуса.
- Работа над меховедением:
- Гамма C-dur, арпеджио, аккорды;
- Гамма a-moll – гармонический вид правой рукой.
- работа над Этюдом №1 С-dur С.Гардейчик
Отдых: физкультминутка и просмотр видео.
- новый материал – работа над мехом на начальном этапе разучивания произведения А.Доренского «Регтайм»
- закрепление работы над мехом в обр.Г.Бойцовой р.н.п. «Пойду ль я»
- самостоятельное распределение смены меха при чтении с листа простейших мелодий (п.6.2.2. (в) стр.12 №17, 18, стр.13 №20-23).
- Закрепление изученного материала:
- проверка усвоения теоретических знаний;
- проверка усвоения практических навыков.
III. Заключение: 2 мин
- Подведение итогов, домашнее задание.
- Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент (3 мин) (слайд 1)
- Объявить тему урока (слайд 2), цели (слайд 3,4), задачи(слайд 5,6), планируемые результаты (слайд 7), используемые методы (слайд 8), тип и форму урока (слайд 9).
- Представить учащегося (слайд 10):
Мартынов Валерий – обучается во 2 классе по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» ‒ специализация «Аккордеон». Ответственный, работоспособный ученик. С подготовительного класса уже освоил основные приемы и способы игры на инструменте.
II. Основная часть урока: (30 мин)
Учебный материал | Учебные задачи | время (минут) | |
Гамма C-dur слайд 11 | ровное ведение меха без толчков, контроль за сменой меха по тетрахордам | 3 | |
арпеджио C-dur – правой рукой слайд 11 | ровное ведение меха без толчков | 3 | |
аккорды C-dur - правой рукой слайд 11 | рывок меха с одновременным нажатием клавиш и туше без зажима запястья, ощущение дна клавиш | 2 | |
Гамма a-moll – гармонический вид правой рукой – новый материал слайд 12 | игра вверх на crescendo – постепенное усиление давления на мех через запястье, удержание позиции корпуса, чувство натяжения ремней игра вниз на diminuendo – постепенное ослабление натяжения меха. | 2 | |
работа над Этюдом №1 С-dur С.Гардейчик слайды 12-13 | ученик исполняет выученный наизусть текст; показываем этапы работы над тремоло мехом в средней части – точные рывки в сторону. Тремоло мехом достигается активными упругими (но без напряжения!) движениями левой руки при быстром и ритмически ровном разжиме и сжиме меха. Лучше всего тремолировать почти на полном сжиме с небольшим запасом меха и с движениями левой руки по диагонали: влево – вниз (на разжим), и вправо - вверх (на сжим). Тремоло меха требует физического напряжения, поэтому для устойчивости инструмента плечевые ремни и ремень для предплечья левой руки следует подогнать точно по фигуре ученика. Усилия при игре мехом тремоло могут вызывать у ученика усталость и зажатость рук. Для избегания этого, следует проработать тремоло в медленном темпе, освобождая руки и расслабляя мышцы после каждого разжима и сжима. Когда появится умение затрачивать минимальные усилия при игре тремоло, темп можно увеличить | 5 | |
физкультминутка и просмотр видео слайд 14 | отдых, освобождение мышечного аппарата от зажимов | 2 | |
обр.Г.Бойцовой р.н.п. «Пойду ль я» слайды 15-16 | Показ взаимосвязи смены меха и динамики – рывки мехом и плавное ведение, сочетание со штрихами и туше. 1 часть – плавное меховедение (штрих легато) 2 часть – рывок меха на первый акцентированный аккорд, крещендо к сильной доле и еще один рывок непосредственно на неё. 3 ч – рывок мехом на первую ноту фразы и плавное доведение до конца при сочетании со штрихами стаккато и нон легато. | 10 | |
чтение с листа простейших мелодий (п.6.2.2. (в) стр.12 №17, 18, стр.13 №20-23) слайды 17-18 | развитие навыка самостоятельного распределения смены меха по фразам на примере простейших мелодий. | 5 |
слайд 19
III. Заключение: 3 мин
- Подведение итогов, домашнее задание.
Подведение итогов: поставленные цели и задачи достигнуты. В ходе урока ученик закрепил навыки меховедения, прием игры тремоло мехом, контроль за сменой меха.
- Рефлексия учебной деятельности.
Преподаватель: Как ты считаешь, пригодятся ли навыки, о которых сегодня мы так подробно говорили? Что больше всего понравилось на уроке?
Ответ: Да, пригодятся. (Говорит, что понравилось).
Оценивание: Преподаватель хвалит учащихся, акцентирует внимание на ошибки, ставит оценку.
Домашнее задание – Работать над сменой меха, приемами меховедения в гаммах и пьесах.
слайд 20
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Тема самообразования 2018-2023:
«Штриховая палитра аккордеониста: современные методы работы с
учащимися при освоении музыкальных произведений»
Доклад
Тема «Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в произведениях кантиленного характера»
Подготовила:
Преподаватель
Киселёва В.А.
Пыть-Ях
2022
Школа инструментального исполнительства на клавишно-духовых инструментах в последние десятилетия обогатилась научно-методическими разработками ведущих преподавателей в данной области, которые раскрывают разные аспекты развития исполнительской техники, начиная с юного возраста. Становление исполнителя-аккордеониста невозможно представить без работы над звукоизвлечением, начиная с изучения простых попевок и заканчивая масштабными произведениями.
В предыдущих работах мною изучена и отображена специфика работы аккордеонистов над штриховой палитрой при изучении полифонических, виртуозных произведений и произведения с аккордовой фактурой изложения тем.
Данная разработка посвящена методике работы с учащимися над штрихами в произведениях кантиленного характера.
«Кантилена (лат. Cantilena – распевное пение) – широко развитая распевная мелодия». [2]
«Кантилена – певучая распевная мелодия широкого дыхания. Под кантиленой понимают также мелодичность, певучесть исполнения». [1]
«Кантилена (итал, лат. Cantilena – пение) – 1) напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии». [5]
Как научить ученика, чтобы аккордеон в его руках пел? Какова специфика исполнения кантилены на нашем инструменте?
Нельзя недооценивать взаимодействие штриха, артикуляции и туше при исполнении лирических произведений. Как правило, они исполняются в медленном либо очень умеренном темпе. Наполненные эмоциональностью, они тесным образом связаны с психологическим состоянием исполнителя, его внутренним восприятием исполняемой мелодии.
Композитор в кантилене, как правило, во многом рассчитывает на интуицию исполнителя. Как известно, пульс у каждого человека сугубо свой. Но он не только индивидуален. Его биение неизбежно ускоряется и замедляется в зависимости от эмоционального состояния человека в каждый конкретный момент жизни. Тогда каким же индивидуальным, а, следовательно, и разнообразным будет проявление любого чувства в музыкальной интерпретации.
Детские чувства и чувства взрослого человека, ученика и педагога, конечно, отличаются, шкала эмоционального накала у каждого своя. Передать настроение мелодии, ее чувственное состояние педагог может через предварительную беседу с учеником, зная его темперамент, реакцию на те или иные события. Он может помочь ученику представить какое-то жизненное событие, явление, если произведение не программное, либо, исходя из названия произведения, вместе с учеником подумать над художественным замыслом композитора.
Например, рассуждая о выборе художественных средств исполнения украинской народной песни «Ой, литае соколонько» [см. Приложение 1], мы с учеником приходим к выводу, что мелодия первой части напоминает колыбельную.
Я, выслушав мнение ученика, им нарисованный образ, описываю свои слуховые ощущения через свою программную концепцию. В первой части произведения мать, укачивая маленького сынишку, представляет, как вырастет ее сокол и выпорхнет из родительского дома, поэтому музыкальное движение размеренное, спокойное. Вторая часть исполняется более взволнованно, с движением, ведь в ней мать представляет себе то, какие испытания ждут в жизни ее сына, с какими трудностями ему придется столкнуться. В окончании произведения предлагаю детям резко остановить набранный темп на громкой динамике и после большого дыхания (фермата на люфт-паузе) исполнить последние 2 такта медленно, задумчиво, серьезно, дать растаять последнему звуку, как бы раствориться. Достигается такой эффект постепенной остановкой меха на открытых клавишах до полного исчезновения звука во всех голосах одновременно.
Дети, вдохновившись рассказом, уже готовы к поиску двигательных ощущений для передачи характера, для раскрытия образа произведения. Берем нашу любимую таблицу штрихов, разработанную С.Б.Жмаевым [3, .стр.41]. Выбираем категорию штриха – «связно (песня)». Определяемся со спецификой звука и способу туше по таблице – «связно, певуче, выразительно», туше ‒ «нажим, мягкая атака, вес предплечья (кисти), ощущение пружины».
Далее, выбор туше применяем в зависимости от значимости голосов, так как фактура в этой кантилене – имитационная полифония.
Выбор штриха и туше в произведениях кантиленного характера напрямую связан с артикуляционными особенностями жанра. Важнейшими исполнительскими задачами здесь выступают округленность образования тонов, объединение их в группу, пластичность мелодического движения, тонкость зарождения звука, как и всей фразы, выявление дыхания. От того, насколько округленно туше, плавность соединения звуков, будет зависеть весь процесс артикулирования. Чем лиричнее выражаемое чувство, тем мягче формирование звуков – тонкость их «взятия».
В таблице А.Б.Жмаева мы видим разную степень слитности и способы звукоизвлечения на аккордеоне-баяне (туше). В зависимости от художественного образа кантилены мы выбираем по таблице с учащимися необходимые для исполнения штриха legato приемы.
«Высшая степень кантилены в инструментальном исполнительстве достигается тогда, когда звуки не просто соединяются друг с другом и исполнитель слышит интонационные тяготения между звуками, прежде всего динамическое и агогическое» [4, стр.119]. Так для исполнения на аккордеоне мелких длительностей в произведениях кантиленного характера необходимо выбирать более глубокое туше, чуть расширить ритмичное движение, чтобы добиться эффекта напевности, приближенности к голосовому исполнительству.
Например, в романсе М.Глинка «Жаворонок» две шестнадцатые длительности, повторяющиеся в каждой фразе, требуют выбора более глубокого туше. Хотя рефлекторно у начинающих исполнителей выбор штриха при исполнении мелких длительностей выпадает на поверхностное туше. Это связанно со стремлением исполнить четко и ритмично. Но в кантилене очень важное правило – нельзя спешить, а особенно при исполнении ритмических групп, состоящих из мелких длительностей.
Повторяющийся звук в произведениях кантиленного характера исполняется штрихом tenuto – выдержанно, выразительно, расширяя, туше – нажим-толчок, мягко-твердо, ощущение дна, вес предплечья. Например в р.н.п. «Ходила младешенька по борочку» четыре повторяющихся звука в начале фразы для сохранения напевности исполняем таким штрихом.
При выборе штриха legatissimo в произведенях канителнного характера возникает вопрос – какова допустимая степень слитности между звуками? М.И.Имханицкий в своей книге «Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании» говорит, что «на ряде клавишных инструментов с возможностью длительного звуковедения ‒… орган, аккордеон, баян …. – подлинно связное артикулирование, занчительно способствующее достижению экспрессии кантиленного пения, нередко возникает при особых условиях. Каждый последующий тон не образует заметного «зазора» с предыдущим. Здесь целесообразно исполнительское ощущение небольших мелодических наслоений в консонирующих интервалах».
Именно в таких случаях взаимосвязь мелодии и гармонии обуславливает зависимость слитности игры. Артикуляционные наслоения даже при их целесообразности в консонансах, не должны бать слишком большими, чрезмерно вязкими. Лишь слуховые ощущения и собственный исполнительский вкус смогут подсказать музыканту такую меру соединения интервалов, при которой артикулирование остается явлением горизонтали, а не вертикали. Ведь музыкальная вертикаль – это интервалы и аккорды в гармоническом, а не мелодическом изложении. Поэтому с каждым учеником преподаватель работает на результат, чтобы связность, «наплыв» звуков лишь создавал иллюзию некоего обертонового резонанса, а не отчетливо слышимые гармонические сочетания, таким образом, прививая юным исполнителям художественный вкус при выборе штриховой палитры.
Например, как при исполнении р.н.п. «Тонкая рябина»
Исполнение кантилены на инструменте неразрывно связано с дыхательным процессом, так как оно имеет вокальную основу. И здесь снова на первый план выходит индивидуальность исполнителя, его музыкальный опыт, художественный образ, который он воплощает в музыке. Например, волнение обусловливает дыхание прерывистое, в состоянии покоя оно значительно равномернее и намного глубже.
Работая с начинающим аккордеонистом над кантиленой, мы оформляем фразировку артикуляционно во взаимосвязи с движением меха. Начало фразы на подготовленном натянутом мехе, степень напряжения в левой руке зависит от динамики, необходимой в данный момент. Как правило это piano или mezzo piano. Мягкое постепенное погружение в клавишу описываю своему ученику на примере слов Г.Нейгауза: «что звук должен покоиться в тишине, как бриллиант в бархатной шкатулке» ‒ а это значит, что начиная извлекать звук, мы ищем ощущение мягкости шкатулки, представление тоненького луча-отблеска от бриллианта при ее открытии – таким должно быть начало фраз в начале кантилене.
Далее мы с учениками выбираем наиболее значимые звуки внутри фраз, здесь внимание их обращаю на артикуляцию, на глубокое погружение, веса предплечья и степень слитности между звуками.
Снятие лиги в кантилене мягкое, это момент дыхания, «дышащая рука» ‒ это снятие звука для взятия нового. Очень важно в такие моменты обращать внимание ученика на плавность движений рук, на «дослушивание» окончаний и готовность к началу новой фразы, ее «предслышание» и начало без атаки.
Сама мягкость артикулирования – надежная основа для художественно убедительной передачи кантиленного начала у вокалиста и инструменталиста. Проявляющаяся в нежности взятия звука, порой она доводится до максимальной степени.
Таким образом, поскольку кантилена исходит из широты человеческого дыхания, здесь необходимо объединение отдельных звуков во фразу. В свою очередь, это подразумевает уменьшение энергии их атаки: внутри фраз артикуляционная энергия распределяется на всю группу, а не на каждый звук сам по себе. Отсюда появляется мягкость образования тонов. Усилению теплоты и нежности чувства исполнителя в лирическом высказывании способствует пластичность взятия им звука, соответственно возрастает и гибкость игровых движений.
«Выразительная игра значительно облегчает выполнение приемов, поскольку происходит переключение внимания от однообразных движений к решению конкретных художественных задач, а это в конечном итоге – главное» ‒ В. Романько [3, стр.95]
Так под воздействием впечатлений через индивидуальные внутренние ощущения мы с каждым учеником подбираем необходимые движения пальцев, кисти, запястья, в целом игрового аппарата, движение меха. Часто ребята копируют своих учителей, и по манере исполнения ученика читается его учитель. От этого не уйти, особенно в условиях детской исполнительской школы, но именно в детстве закладывается умение мыслить, рассуждать, фантазировать и подчинять движения исполнительского аппарата художественному замыслу, преломленному в сознании исполнителя.
Многие мэтры баяно-аккордеонного искусства, да и других специализаций в разные годы одно и то же произведение исполняют по разному, даже в разных залах, в разное время суток и года оно будет звучать по другому.
«В сочинениях кантиленных исполнительский тонус интонирования в огромной степени обусловлен особым психологическим состоянием» ‒ говорит в своей работе М.И.Имханицкий [4, стр.110]
Используемая литература:
- Булучевский, Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю.С.Булучевский, В.С.Фомин – Москва: Музыка – 1989г., стр 122
- Ермакова, О.К. Краткий музыкальный словарь / О.К.Ермакова – Ростов н/Д: Феникс, 2016, стр.46
- Жмаев А.Б. Методика обучения игре на баяне, аккордеоне: учебно-методическое пособие – Сургут, 2013
- Имханиций М.И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании. – М.: РАМ им.Гнесиных, 2014. 232 с.
- Келдыш, Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь – Г.В.Келдыш – Москва: Советская энциклопедия, 1991 г., стр. 234
Приложение 1
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в виртуозных произведениях»
Ф.И.О. преподавателя: Киселёва Вера Анатольевна
Школа: МБОУ ДО «Детская школа искусств» г.Пыть-Ях
Ф.И.О. учащегося: Гацук Сергей
Класс/год обучения: 3 / третий год обучения
Образовательная программа :
Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (8 лет)
Специализация: «Аккордеон»
Предмет: «Специальность»
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная
Дата проведения: 03.02.2020
- Цели урока:
- Содержательные: освоение программного учебного материала.
- Предметные: формирование и совершенствование исполнительских навыков и умений учащегося.
- Воспитательные: воспитание художественного воображения, проявление музыкальной инициативы.
- Задачи:
- Образовательные задачи:
- освоение и накопление познавательных, общих учебных умений и навыков.
- Развивающие задачи:
- создать собственный творческий образ в произведениях и довести до воплощения;
- развитие исполнительских навыков необходимых для создания художественного образа, акцентировка внимания на штрихи;
- развитие интонационной выразительности через штриховое разнообразие;
- навыки взаимодействия пальцевого туше с меховым туше;
- овладение разделением штрихового функционала в правой руке при ведении мелодии на legato на фоне аккомпанирующих аккордов на staccato.
- Воспитательные задачи:
- умение заниматься самостоятельно;
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание работоспособности;
- воспитание интереса к изучаемым произведениям.
- Планируемые результаты:
- Предметные: овладение учащимся штрихами, необходимыми для интанационно-осмысленного эмоционального исполнения, овладение исполнительскими навыками, необходимыми для взаимодействия всех средств выразительности при создании художественного образа.
- Личностные: учащийся ориентирован на конечный результат, возможность концертных выступлений и участие в конкурсах.
- Метапредметные: освоение дискуссии; умение учащегося включаться в диалог; слушать собеседника; выражать свое отношение к музыке. Умение работать с нотным текстом.
- Используемые методы:
- словесный;
- объяснительно-иллюстративный;
- наглядно-слуховой;
- репродуктивный;
- практический, показа;
- анализа, обобщения;
- эмоционально-познавательный;
- здоровьесберегающие: соблюдение правильной посадки, постановки рук, контроль за свободой исполнительского аппарата.
- Используемые ресурсы
- Учебно-методическая литература
- Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства: Сб. тр. Вып. 178 / сост. Ф.Р.Липс, М.И.Имханицкий – М.: РАМ им. Гнесиных, 2010
- Жмаев, А.Б. Методика обучения игре на баяне, аккордеоне: учебно-методической пособие / А.Б.Жмаев – Сургут, 2013
- Имханицкий, М.И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании / М.И.имханицкий – Москва, 2014
- Кара, А.Ф. Секреты виртуозной игры. Баян, аккордеон, гармонь. Учеб. Пособие / А.Ф. Кара – СПб.: Композитор, 2012
- Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства / Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции 25-26.10.2019 – Сургут, 2019
- Материально-техническое оснащение
- Учебно-практическое оборудование:
- музыкальный инструмент (аккордеон с готовой левой клавиатурой: 3/4 (средний) – 2 шт.);
- стулья;
- подставки для нот;
- компьютер (ноутбук).
- Учебно-методические пособия для учащегося:
- учебно-методические сборники:
- Аккордеон. 3 – 5 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни: учебное пособие / сост. В. Н. Мотов, Г. И. Шахов. – М.: Кифара, 2003
- учебно-наглядные пособия:
- таблицы: признаки характера звучания; средства музыкальной выразительности; штрихи;
- схемы: наиболее употребительные музыкальные термины;
- слайдовая презентация по теме данного урока.
- Вид используемых на уроке средств ИКТ:
- https://www.youtube.com/watch?v=usAbFJlqn2k - Пирогов Матвей (баян) Пермс.край р.н.п. «Во саду ли, в огороде» обр.Марьина
- https://www.youtube.com/watch?v=JVCc1OCtmsg
Структура урока:
I. Организационный момент (5 мин)
- вступительное слово (сообщение цели и хода работы на уроке);
- подготовка игрового аппарата: игра гаммы (F-dur разными штрихами, арпеджио, аккордов)
II. Основная часть урока: (30 мин)
- Работа над гаммой F-dur
- К. Черни Этюд G-dur
- Упражнение «Чуткие пальчики»
- р.н.п. «Во саду ли» обр. А.Марьина
(работа над темой и вариациями с выбором и применением штрихов в соответствии с характером музыки, техническими задачами)
- Физкультпауза.
- Закрепление изученного материала:
- проверка усвоения теоретических знаний;
- проверка усвоения практических навыков.
III. Заключение: 5 мин
- Подведение итогов, домашнее задание.
- Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент (слайд 1) 5 мин
«Если мы будем учить сегодня так, как делали это вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи (1859-1952)
- Объявить тему урока (слайд 2), цель (3), задачи(4,5,6), тип и форму урока, планируемые результаты (7. 8).
- Представить учащегося (слайд 9).
- Подготовка исполнительского аппарата к работе. Разыгрывание на гамме F-dur. Исполняет 3 штриха, арпеджио, аккорды.
Преподаватель зачитывает слова великих музыкантов о занятиях музыкой: (слайд 10)
«Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот» Р.Шуман.
«Аппликатура – запоминающее устройство. Заучивай аппликатуру как таблицу умножения» Н.Перельман.
II. Основная часть урока: (30 мин)
- Работа над гаммой F-dur: 3 мин
Вопрос: назови способы работы со штрихами над мелкой техникой, какими ты пользуешься при разучивании гаммаобразных пассажей?
Ответ: первый способ ‒ это non legato с опорами на сильную долю или первую ноту из группы, второй способ – это две ноты из группы legato - две staccato. Опора на залигованную первую ноту в группе.
Преподаватель предлагает исполнить гамму F-dur этими способами, сначала отдельно каждой рукой, затем двумя.
- К. Черни Этюд G-dur (слайд 11) 5 мин
Учащийся исполняет Этюд.
Вопрос: какой штрих более всего подходит для тренировки мелкой техники и наиболее четкого звучания Этюда?
Преподаватель показывает 3 варианта исполнения Этюда разными штрихами (legato, non legato, staccato). Обсуждают с учащимся, вместе находят правильный ответ по таблице А.Б.Жмаева [5.1.2]
(слайд 12)
Правильный ответ: более всего подходит штрих legato-leggiero, так как в быстром темпе при исполнении данным штрихом мелкие длительности звучат слитно, но, тем не менее, каждая нота прослушивается. Способ туше: удар-отскок, острая атака, ощущение пружины, вес пальцев, характеристика звука – связно, легко, полётно. [5.1.2]
- Упражнение «Чуткие пальчики» [5.1.5, стр.103] 2 мин
(слайд 13)
Проводим игру для обострения ощущения звука на кончиках пальцев по методике Сафаровой И.Э. и Жмаева А.Б.
(слайд 14)
Преподаватель зачитывает слова великих музыкантов о занятиях музыкой:
«Ты музыкален… когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце» Р.Шуман.
«Учите, пока не влюбитесь в сочинение, влюбившись…продолжайте учить» Н.Перельман.
«Шесть дней трудись, седьмой играй, играй, играй!» Н.Перельман.
- р.н.п. «Во саду ли» обр. А.Марьина. 13 мин
(слайд 15, 16)
Работа над темой и вариациями с выбором и применением штрихов в соответствии с характером музыки, техническими задачами, применение в работе и обсуждении таблицы А.Б.Жмаева [5.1.2].
По итогу работы слушаем исполнение Пирогова Матвея (баян) Пермс.край р.н.п. «Во саду ли, в огороде» в обр.Марьина.
- Физкультпауза. (слайд 17) 2 мин
Учащийся под музыку выполняет упражнения для расслабления мышц, спины, шеи, плеч, локтей, кистей.
- Закрепление изученного материала: 5 мин
- проверка усвоения теоретических знаний и практических навыков:
- Вопросы учащемуся (слайд 18-):
- Какие средства выразительности необходимы исполнителю-аккордеонисту, чтобы развить виртуозное исполнение? (Штрихи)
- Какие наиболее употребительные штрихи ты знаешь? Назови итальянский термин и перевод.
(Legato – связно, non legato – не связно, staccato – коротко, отрывисто)
- Какой штрих более всего подходит для тренировки мелкой техники? (legato-leggiero – легато-леджьерро – легкое легато)
- Какие способы штриховой работы над шестнадцатыми нотами применяются для проучивания отдельных пассажей или частей виртуозных произведений?
(non legato с выделением сильных долей; 2 ноты legato – 2 ноты staccato; non legato в сочетании с пунктирным ритмом)
- Как называется использование различной степени нажима на клавиши? (Туше)
III. Заключение: 5 мин
- Подведение итогов, домашнее задание. 2 мин
Подведение итогов: поставленные цели и задачи достигнуты. В ходе урока учащийся закрепил стилистические особенности своих произведений через выразительность штрихов, познакомился с профессиональными исполнительскими навыками и приемами исполнения разнообразной штриховой палитры (способами туше), необходимыми для художественного воплощения музыкальных образов, умеет применять их на практике.
- Рефлексия учебной деятельности. 3 мин
Преподаватель: Как ты считаешь, пригодятся ли здесь тебе навыки, о которых сегодня мы так подробно говорили?
Ответ: Да, пригодятся. Сегодня на уроке я углубил свои знания и научился владеть некоторыми приемами и навыками исполнения разных штрихов. Буду совершенствоваться. От выбора штриха зависит художественный образ произведения.
Оценивание: Преподаватель хвалит учащегося, акцентирует внимание на ошибки, ставит оценку.
Домашнее задание – игра гаммы F-dur разными штрихами, работа над Этюдом, выучить точную аппликатуру, проработать со штрихами. «Во саду ли» обр. А.Марьина – в каждой части проучить точный текст, отрабатывать необходимыми штрихами.
И помни:
«Талант ‒ это конечно хорошо, но у музыканта должен быть железный зад» С.Рихтер.
«Ученью нет конца!» Р.Шуман.
Приложение 1
к Открытому уроку Киселёвой В.А.
- Технологическая карта учебного занятия
Основные этапы урока, продолжительность | Задачи | Планируемый результат | Деятельность педагога | Деятельность учащегося | Музыкальный материал | Оборудование |
Организационный момент 5 мин | Создание условий для включения учащегося в активную познавательную деятельность | Готовность учащегося к занятию | Проверяет настрой учащегося к занятию, посадку за инструментом. Знакомит уч-ся с темой урока, целями и задачами. | Приветствие, Правильная посадка за инструментом. Подготовка исполнительского аппарата к работе. | Гамма F-dur | Аккордеоны, стул. Нотная и методическая литература. Ноутбук, слайдовая презентация. |
Проверка домашнего задания, Технический тренинг 3 мин |
| 1.Учащийся закрепил навыки исполнения гамм и Этюда. 2.Добросовестное знание текста, осознание логики построения музыкальных фраз в обработке. | Проверка качества выполнения домашнего задания. Анализ. Исправление текстовых ошибок. Проработка техники, подготовка игрового аппарата к работе. | 1. Учащийся играет гаммы (legato, non legato, staccato, выполняет cresc., dim. Арпеджио, аккорды 2.Игра Этюда: показывает работу над замахом и пальцевым броском на опорные звуки. Активная работа пальцев, контроль за самостоятельностью их работы. 3. «Во саду ли» - исполняет целиком, старается фразировать – динамика, штрихи, четкие переходы между вариациями. | 1. Гамма F-dur 2.К. Черни Этюд G-dur 3.р.н.п. «Во саду ли» обр. А.Марьина | Аккордеоны, стул. Нотная и методическая литература. |
Творчески-познавательный этап Сообщение нового материала 10 мин | 1.Применение штрихов при работе над развитием виртуозной техники – мелкой моторики пальцев, арпеджио, аккордов. 2. Применение штрихового разнообразия в сочетании с туше при раскрытии характера виртуозного произведения. 3. Знакомство со штриховой палитрой аккордеониста на примере таблицы штрихов из учебно-методического пособия Жмаева А.Б. Методика обучения игре на баяне, аккордеоне ‒ Сургут, 2013 | Учащийся - узнает о разнообразии штриховой палитры по таблице; - узнает способы применения штрихов в исполнительской практике; - умеет применять знания на практике; - овладевает способами исполнения штрихов в сочетании с туше в исполняемых произведениях. | 1. Проводит игру «Чуткие пальчики» - знакомство с туше и штрихами. 2. При работе над техническими навыками, над характером произведений выбирают совместно с учащимся необходимые штрихи и туше. 3. Показывает методы и приемы работы для достижения цели урока. | 1. Активное участие в проблемно-поисковой работе. 2. Исполнение музыкального материала урока с применением художественных и технических задач. 3. Выработка навыков звукоизвлечения. 4. Анализ собственного исполнения произведений. | Педагогический показ на уроке. 1. Гамма F-dur 2.К. Черни Этюд G-dur 3.р.н.п. «Во саду ли» обр. А.Марьина | Ноутбук, слайдовая презентация. Карточки для игры «Чуткие пальчики». Таблица штрихов. Нотная и методическая литература. |
Актуализация субъектного опыта учащегося Открытие новых знаний. 5 мин | Актуализация субъектного опыта учащегося. Педагогический показ произведений. Дать общие понятия о штриховой палитре, побуждать творческое воображение и фантазию ребенка. Научить осмысленному исполнению выразительных функций штрихов, уметь применять штрихи для развития мелкой моторики через упражнения. | Учащийся знает: жанровые особенности своих произведений, имеет профессиональные исполнительские навыки и умеет применять их на практике. | Педагог включает учащегося в определение цели и задачи урока, объясняет основные принципы исполнения необходимых штрихов. Задает вопросы на понимания теоретического материала. Организует творческую работу учащегося. | Учащийся проводит сравнительный анализ исполнения произведений. Слушает музыку с YouTube. Анализирует свою игру. | Просмотр видео. Штриховые и ритмические упражнения для овладения мелкой моторикой пальцев. Различные приемы и методы освоения штрихов в сочетании с туше. Приемы исполнения различных штрихов в зависимости от художественной задачи произведения или отдельной части. | Ноутбук, слайдовая презентация. Карточки для игры «Чуткие пальчики». Таблица штрихов. Нотная и методическая литература. |
Физкультпауза 2 мин | Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения. | Эмоционально-физическая разрядка. | Педагог предлагает выполнить физические упражнения под музыку. | Ребенок активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, локтей, кисти). | Фонограмма песни «Страна знаний» | Ноутбук, слайдовая презентация. |
Заключительный этап работы над произведениями 10 мин | Отработать приобретенные на уроке навыки. Обеспечить закрепление учащемуся знаний и способов действий, которые ему необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимся изученного материала, глубины его усвоения; создать условие для выявления индивидуальных способов закрепления учебного материала. | Учащийся имеет представление о разнообразии штриховой палитры. Умеет применять ее в работе над виртуозными произведениями и в работе над развитием виртуозной техники. Умеет исполнять произведения частями с использованием полученных во время урока новых навыков. | Педагог предлагает просмотреть видеозаписи и кратко проанализировать выступление, побуждает к высказыванию своего мнения, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащегося на уроке, стимулирует его на достижение положительного результата, создает ситуацию успеха. | Учащийся смотрит видео с исполнением своих произведений разными исполнителями. Высказывает свое мнение об игре. Сам играет произведения и оценивает свою игру. Участвует в беседе о разнообразии штрихов и их выразительной роли в создании музыкального образа. | Просмотр видео. 1. Гамма F-dur 2.К. Черни Этюд G-dur 3.р.н.п. «Во саду ли» обр. А.Марьина | |
Рефлексия 2 мин | Самооценка, осознание учащимся значимости учебной деятельности, ситуация успеха. | Создать условия для оценки собственной познавательной деятельности. Обеспечить усвоение учащемуся принципов саморегуляции и самоконтроля. | Преподаватель проводит беседу с учащимся: - Чему мы научились? -Что больше всего понравилось делать? -Легко ли было? - Доволен ли ты собой? | Учащийся отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на уроке. Осуществляет самооценку, самопроверку, предварительную оценку. | ||
Подведение итогов Домашнее задание 3 мин | Качественная оценка работы учащегося. Домашнее задание: мотивация деятельности учащегося по выполнению домашнего задания, инструктаж. Проверка понимания и способов выполнения д/з. | Преподаватель организует беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной работы. | Выставление оценки, поощрение, похвала. Намечает план самостоятельной домашней работы учащегося. | Учащийся слушает, дополняет преподавателя, демонстрирует понимание целей и задач домашней работы. |
На уроке этапы работы могут повторяться, варьироваться от произведения к произведению.









