Участие в Отрытой научно-практической конференции г. Ханты-Мансийск
Участие в Отрытой научно-практической конференции «Феномен одаренности в теории и практике: опыт работы, современные подходы и перспективные направления» г. Ханты-Мансийск
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 623.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Киселёва В.А.
преподаватель МБОУ ДО «Детская школа искусств»
Россия г.Пыть-Ях
АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ШТРИХОВОЙ ПАЛИТРЫ АККОРДЕОНИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КАНТИЛЕННОГО ХАРАКТЕРА
Школа инструментального исполнительства на клавишно-духовых инструментах в последние десятилетия обогатилась научно-методическими разработками ведущих преподавателей в данной области, которые раскрывают разные аспекты развития исполнительской техники, начиная с юного возраста. Становление исполнителя-аккордеониста невозможно представить без работы над звукоизвлечением, начиная с изучения простых попевок и заканчивая масштабными произведениями.
В классе аккордеона всегда остается актуальным вопрос работы над произведениями кантиленного характера. Это связано со специфическими особенностями звуковоспроизведения на нашем инструменте и программными требованиями, неразрывно связанными с применением репертуара в будничной жизни обучающихся для творческого самовыражения и самореализации, каким и является песня.
«Кантилена (лат. Cantilena – распевное пение) – широко развитая распевная мелодия». [2]
«Кантилена – певучая распевная мелодия широкого дыхания. Под кантиленой понимают также мелодичность, певучесть исполнения». [1]
«Кантилена (итал, лат. Cantilena – пение) – 1) напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии». [5]
Как научить ученика, чтобы аккордеон в его руках пел? Какова специфика исполнения кантилены на нашем инструменте?
Нельзя недооценивать взаимодействие штриха, артикуляции и туше при исполнении лирических произведений. Как правило, они исполняются в медленном либо очень умеренном темпе. Наполненные эмоциональностью, они тесным образом связаны с психологическим состоянием исполнителя, его внутренним восприятием исполняемой мелодии.
Композитор в кантилене, как правило, во многом рассчитывает на интуицию исполнителя. Насколько различны исполнительские школы, личное мировосприятие, эмоциональный настрой во время исполнения, настолько будут отличаться музыкальные образы и художественное воплощение композиторского замысла, а, следовательно, и разнообразным будет проявление любого чувства в музыкальной интерпретации.
Детские чувства и чувства взрослого человека, ученика и педагога, конечно, отличаются, шкала эмоционального накала у каждого своя. Передать настроение мелодии, ее чувственное состояние преподаватель может через предварительную беседу с учеником, зная его темперамент, реакцию на те или иные события. Он может помочь ученику представить какое-то жизненное событие, явление, если произведение не программное, либо, исходя из названия произведения, вместе с учеником подумать над художественным замыслом композитора.
Например, рассуждая о выборе художественных средств исполнения украинской народной песни «Ой, литае соколонько», мы с учеником приходим к выводу, что мелодия первой части напоминает колыбельную.
Рис.1 укр.н.п. «Ой, литае соколонько»
Я, выслушав мнение ученика, им нарисованный образ, описываю свои слуховые ощущения через свою программную концепцию: «В первой части произведения мать, укачивая маленького сынишку, представляет, как вырастет ее сокол и выпорхнет из родительского дома, поэтому музыкальное движение размеренное, спокойное. Вторая часть исполняется более взволнованно, с движением, ведь в ней мать представляет себе то, какие испытания ждут в жизни ее сына, с какими трудностями ему придется столкнуться». В окончании произведения предлагаю детям резко остановить набранный темп на громкой динамике и после большого дыхания (фермата на люфт-паузе) исполнить последние 2 такта медленно, задумчиво, серьезно, дать растаять последнему звуку, как бы раствориться. Достигается такой эффект постепенной остановкой меха на открытых клавишах до полного исчезновения звука во всех голосах одновременно.
Дети, вдохновившись рассказом, уже готовы к поиску двигательных ощущений для передачи характера, для раскрытия образа произведения. Обращаемся в работе к таблице штрихов, разработанной С.Б.Жмаевым [3, .стр.41]. Выбираем категорию штриха – «связно (песня)». Обучающийся определяется со спецификой звука и способом туше по таблице – «связно, певуче, выразительно», туше ‒ «нажим, мягкая атака, вес предплечья (кисти), ощущение пружины».
Далее, выбор туше применяем в зависимости от значимости голосов, так как фактура в этой кантилене – имитационная полифония.
Выбор штриха и туше в произведениях кантиленного характера напрямую связан с артикуляционными особенностями жанра. Важнейшими исполнительскими задачами здесь выступают округленность образования тонов, объединение их в группу, пластичность мелодического движения, тонкость зарождения звука, как и всей фразы, выявление дыхания. От того, насколько округленно туше, плавность соединения звуков, будет зависеть весь процесс артикулирования. Чем лиричнее выражаемое чувство, тем мягче формирование звуков – тонкость их «взятия».
В таблице А.Б.Жмаева мы видим разную степень слитности и способы звукоизвлечения на аккордеоне-баяне (туше). В зависимости от художественного образа кантилены мы выбираем по таблице с учащимися необходимые для исполнения штриха legato приемы.
«Высшая степень кантилены в инструментальном исполнительстве достигается тогда, когда звуки не просто соединяются друг с другом и исполнитель слышит интонационные тяготения между звуками, прежде всего динамическое и агогическое» [4, стр.119]. Так для исполнения на аккордеоне мелких длительностей в произведениях кантиленного характера необходимо выбирать более глубокое туше, чуть расширить ритмическое движение, чтобы добиться эффекта напевности, приближенности к голосовому исполнительству.
Например, в романсе М.Глинка «Жаворонок» две шестнадцатые длительности, повторяющиеся в каждой фразе, требуют выбора более глубокого туше. Хотя рефлекторно у начинающих исполнителей выбор штриха при исполнении мелких длительностей выпадает на поверхностное туше. Это связанно со стремлением исполнить четко и ритмично. Но в кантилене очень важное правило – нельзя спешить, а особенно при исполнении ритмических групп, состоящих из мелких длительностей.
Рис.2 М.Глинка «Жаворонок»
Повторяющийся звук в произведениях кантиленного характера исполняется штрихом tenuto – выдержанно, выразительно, расширяя, туше – нажим-толчок, мягко-твердо, ощущение дна, вес предплечья. Например, в р.н.п. «Ходила младешенька по борочку» четыре повторяющихся звука в начале фразы для сохранения напевности исполняем таким штрихом.
Рис.3 в р.н.п. «Ходила младешенька по борочку»
При выборе штриха legatissimo в произведениях кантиленного характера возникает вопрос – какова допустимая степень слитности между звуками? М.И.Имханицкий в своей книге «Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании» говорит, что «на ряде клавишных инструментов с возможностью длительного звуковедения ‒… орган, аккордеон, баян …. – подлинно связное артикулирование, значительно способствующее достижению экспрессии кантиленного пения, нередко возникает при особых условиях. Каждый последующий тон не образует заметного «зазора» с предыдущим. Здесь целесообразно исполнительское ощущение небольших мелодических наслоений в консонирующих интервалах».
Именно в таких случаях взаимосвязь мелодии и гармонии обуславливает зависимость слитности игры. Артикуляционные наслоения даже при их целесообразности в консонансах, не должны бать слишком большими, чрезмерно вязкими. Лишь слуховые ощущения и собственный исполнительский вкус смогут подсказать музыканту такую меру соединения интервалов, при которой артикулирование остается явлением горизонтали, а не вертикали. Ведь музыкальная вертикаль – это интервалы и аккорды в гармоническом, а не мелодическом изложении. Поэтому с каждым учеником преподаватель работает на результат, чтобы связность, «наплыв» звуков лишь создавал иллюзию некоего обертонового резонанса, а не отчетливо слышимые гармонические сочетания, таким образом, прививая юным исполнителям художественный вкус при выборе штриховой палитры.
Например, как при исполнении р.н.п. «Тонкая рябина»
Рис.4 р.н.п. «Тонкая рябина»
Исполнение кантилены на аккордеоне неразрывно связано с дыхательным процессом, так как оно имеет вокальную основу. И здесь снова на первый план выходит индивидуальность исполнителя, его музыкальный опыт, художественный образ, который он воплощает в музыке. Например, волнение обусловливает дыхание прерывистое, в состоянии покоя оно значительно равномернее и намного глубже.
Работая с начинающим аккордеонистом над кантиленой, мы оформляем фразировку артикуляционно во взаимосвязи с движением меха. Начало фразы на подготовленном натянутом мехе, степень напряжения в левой руке зависит от динамики, необходимой в данный момент. Как правило, это piano или mezzo piano. Мягкое постепенное погружение в клавишу описываю своему ученику на примере слов Г.Нейгауза: «звук должен покоиться в тишине, как бриллиант в бархатной шкатулке». А это значит, что начиная извлекать звук, мы ищем ощущение мягкости шкатулки, представление тоненького луча-отблеска от бриллианта при ее открытии – таким должно быть начало фраз в начале кантилены.
Далее мы с учениками выбираем наиболее значимые мотивы, звуки внутри фраз, здесь внимание их обращаю на артикуляцию, на глубокое погружение, веса предплечья и степень слитности между звуками.
Снятие лиги в кантилене мягкое, это момент дыхания, «дышащая рука» ‒ это снятие звука для взятия нового. Очень важно в такие моменты обращать внимание ученика на плавность движений рук, на «дослушивание» окончаний и готовность к началу новой фразы, ее «предслышание» и начало без атаки.
Сама мягкость артикулирования – надежная основа для художественно убедительной передачи кантиленного начала у аккордеониста. Проявляющаяся в нежности взятия звука, порой она доводится до максимальной степени.
Таким образом, поскольку кантилена исходит из широты человеческого дыхания, здесь необходимо объединение отдельных звуков во фразу. В свою очередь, это подразумевает уменьшение энергии их атаки: внутри фраз артикуляционная энергия распределяется на всю группу, а не на каждый звук сам по себе. Отсюда появляется мягкость образования тонов. Усилению теплоты и нежности чувства исполнителя в лирическом высказывании способствует пластичность взятия им звука, соответственно возрастает и гибкость игровых движений.
«Выразительная игра значительно облегчает выполнение приемов, поскольку происходит переключение внимания от однообразных движений к решению конкретных художественных задач, а это в конечном итоге – главное» ‒ В. Романько [3, стр.95]
Так под воздействием впечатлений через индивидуальные внутренние ощущения мы с каждым учеником подбираем необходимые движения пальцев, кисти, запястья, в целом игрового аппарата, движение меха. Часто ребята копируют своих учителей, и по манере исполнения ученика читается его учитель. От этого не уйти, особенно в условиях детской исполнительской школы, но именно в детстве закладывается умение мыслить, рассуждать, фантазировать и подчинять движения исполнительского аппарата художественному замыслу, преломленному в сознании исполнителя.
«В сочинениях кантиленных исполнительский тонус интонирования в огромной степени обусловлен особым психологическим состоянием» ‒ говорит в своей работе М.И.Имханицкий [4, стр.110]
Используемая литература:
- Булучевский, Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю.С.Булучевский, В.С.Фомин – Москва: Музыка – 1989, 344 стр.
- Ермакова, О.К. Краткий музыкальный словарь / О.К.Ермакова – Ростов н/Д: Феникс, 2016, 224 стр.
- Жмаев, А.Б. Методика обучения игре на баяне, аккордеоне: учебно-методическое пособие/ А.Б.Жмаев – Сургут: ООО «Винчера», 2013, 123 стр.
- Имханицкий, М.И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании/ М.И.Имханицкий – Москва: РАМ им.Гнесиных, 2014, 232 стр.
- Келдыш, Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь / Г.В.Келдыш – Москва: Советская энциклопедия – 1990, 674 стр.






