Новости

Мандаева Наталья Леонидовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Использование деятельностного метода, как одного из условий повышения качества педагогического процесса в условиях сельской школы»

Мандаева Наталья Леонидовна,

учитель математики

МБОУ «Купчегеньская средняя общеобразовательная школа»

Здравствуйте, коллеги. Я работаю учителем математики в небольшой сельской национальной школе. Наша школа расположена в живописном уголке Республики Алтай, с. Купчегень, на Чуйском тракте.

Слайд 1.

Сельская школа...Национальная школа… Разве она не должна гарантировать высокий уровень образования, создавать условия для максимального развития личности?

Слайд 2.

Особенностью национальной школы является то, что вариативная часть учебного плана обеспечивает национально-региональный компонент, почти не остается часов на проведение факультативных, групповых и индивидуальных занятий по предметам. Учащиеся национальных школ изначально оказываются в неравных условиях с теми, кто обучается в школах, где родной язык – русский. У нас другая среда, другой менталитет, меньше возможностей для реализации потребностей обучаемых. И эти проблемы остаются нерешенными на протяжении многих лет По- моему мнению нужна специальная программа развития национальной школы на федеральном уровне.

Слайд 3.

Я работаю в школе более 20 лет.  Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение качества образования. По моему мнению, особенно сложным оказалось преподавание математики, так как для нее характерны сильные внутри предметные связи: если ученик плохо усвоил предшествующий материал, то он еще хуже усвоит последующий. С другой стороны современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. 
          Чувство ответственности перед обществом, детьми и родителями за качество преподавания предмета и является основой мотивации моей педагогической деятельности.  

Передо мной постоянно встают вопросы: как сделать обучение более интересным, творческим, понятным каждому. Как можно учить всех детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске? Как воспитать активного, творческого человека? 

       

Слайд 4.  Как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни?

Сегодня учебный процесс доложен быть «деятельностным»: дети должны получать не готовое знание, а сами «добывать» его в процессе своей деятельности.

Дидактическая система, разработанная в центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» под руководством Л.Г. Петерсон дает ответ на вопрос о том, как обучать детей в деятельностной парадигме образования.

Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...», в основе которой лежат деятельностный метод обучения, воплощенный в соответствующих технологии и типологии уроков, и система новых дидактических принципов, позволяет создать условия для выполнения каждым учеником всего комплекса УУД в ходе уроков по разным учебным предметам, что, в свою очередь, приводит к реализации требования ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.

Слайд 5.        Дидактическая система деятельностного метода обучения включает в себя последовательность деятельностных шагов:

Подпись: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

На данном этапе я организовываю положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.

Данный этап длится 1-2 минуты и включает в себя следующие приемы:

в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);

предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; девиз, эпиграф (««Кто, если не я,  когда, если не сейчас»»);самопроверка домашнего задания по образцу.

В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения. 

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)

Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).

Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Организовываю коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

Способы: диалог, групповая или парная работа;

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

На данном этапе необходимо организовать: 
1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 
2) зафиксировать преодоление затруднения; 
3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включалось в систему знаний. При необходимости выполнялись задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

9. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Какие получили результаты?
  • Где можно применить новое знание?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?
  • Над чем еще надо поработать?

В дидактической системе деятельностного метода уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок обобщения и систематизации знаний направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Каждая группа уроков имеет определенную структуру и это мне очень нравится, т.к. можно составить технологические карты для каждого типа урока, обучающиеся знают последовательность этапов урока, самостоятельно определяют цель своей деятельности на этапах урока.

Я ищу и применяю новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии: цифровые образовательные ресурсы и презентации, Интернет, аудио-видео продукты – все это позволяет повысить эффективность освоения предмета и мотивацию обучения.

Любая педагогическая деятельность учителя – это результат его творческих поисков и опыта практической работы. 

                   В результате  применения деятельностного метода обучения учащиеся достигают следующих  результатов:

1. Повышается активность обучающихся, растет интерес к математике (По результатам мониторинга высокий уровень мотивации имеют – 38%, средний – 45%, низкий – 17%)

2. Формируется умение работать с источниками информации.

3. Становится больше увлеченных конкретным делом ребят.

4. Обучающиеся овладевают всеми видами УУД.

В школе создана творческая группа учителей естественно-математического цикла. В связи с переходом на ФГОС ООО необходимо менять методику преподавания предметов, ориентируясь на системно-деятельностный подход, как методологическую основу введения ФГОС. Внедрение деятельностного метода позволило коллективу школы по–новому взглянуть на наши уроки, изменить позицию учителя по отношению к ученику, т.к. предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся, а во-вторых, она переводит ученика в позицию субъекта учебной деятельности, в ходе которой на любом предметном содержании учебных дисциплин ученик получает возможность на каждом уроке выполнять весь спектр личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

             Смею надеяться, что те знания и умения, которые учащиеся приобретают на моих уроках, позволят им получить достойное образование и соответственно хорошую работу, позволят им свободно адаптироваться в сложном мире.