разработки уроков

Мандаева Наталья Леонидовна

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 5

Учебник: Н. Виленкин, В. Жохов и др. «Математика, 5»

Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»

Тип урока: урок открытия нового знания

Автор урока: Мандаева Наталья Леонидовна, учитель математики МБОУ «Купчегеньская средняя общеобразовательная школа».

                       Республика Алтай, Онгудайский район, с.Купчегень.

Основные цели:

Метапредметные:

1) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, умение адекватно оценивать свою деятельность;

2) сформировать мотивацию к учебной деятельности как одно из средств развития и социализации личности учащихся.

Предметные:

1) создать условия для открытия правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и тренировки умения применять правило

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал: 1) Слайды к уроку в программе Notebok; 2)  Черный ящик; 3) формулы; 4) высказывание;5) «мишень» для этапа оценивания; 6) правила работы на уроке.

Раздаточный материал: 1) доли круга, цветные шаблоны для этапа целеполагания; 2)практическое  задание для пар; 3) карточки для выполнения самостоятельной работы; 4) задания для этапа включения в систему знаний.

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность  учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствуют друг друга, учителя и гостей .

Прикасаются ладошками.

-Чувство уверенности,

-Силу,

-Добро и т.д.

Добрый день, ребята! Прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите друг другу чувство уверенности в том, что на уроке у нас все получится. Поддержите друг друга. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки. Что вы подарили соседу?

А теперь улыбнитесь, чтобы наш класс наполнился светом, наполнился счастьем    познания.

На уроке мы будем работать в парах, индивидуально. Значит соблюдая правила, прочитайте их.

У меня есть Ящик с сюрпризами для вас.  Что в нем может быть?

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

-дробные

- дробь это одна или несколько равных долей,

- знаменатель показывает на сколько долей разделили, числитель показывает, сколько долей взяли

Мы не можем решить примеры

А какие числа вы изучаете?

Что вы можете сообщить гостям о дробях?

Учитель достает из ящика с сюрпризами

  1. , а- числитель дроби,

b- знаменатель дроби.

  1. «Без знания дробей никто не может признаваться знающим арифметику»  

                                       Цицерон

  1. Иероглиф. А как он здесь оказался?
  2. А теперь выполните мое задание. Разбейте примеры на две группы.

         ,  ,  ,  ,  

А теперь выполните действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Мы не можем решить примеры, не изучали сложение и вычитание дробей.

Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания,  которого недостает

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: Личностные

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

в коммуникативной форме сформулировали конкретную
цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину
возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания
им нужно построить и чему научиться);

предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

выбрали способ построения нового знания (как?)

.

Хотите узнать?

А что для этого надо сделать?

У меня в ящике еще кое-что осталось! (учитель вывешивает тему урока)

Давайте определим, чем мы будем заниматься на уроке?

(общая цель урока)

Каждая пара берет с доски дольку круга.

А теперь определите , что вы будете делать в парах для достижения этой цели. Запишите на доле. Подумайте, как должен работать каждый для того чтобы у нас все получилось.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные :планирование учебной деятельности

5.Этап реализации построенного проекта.

на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

применить новый способ действий для решения задачи,вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Решают примеры у доски

Знания на уроке мы будем открывать самостоятельно. Для этого в парах выполним практическую работу.

Практическая работа №1. Приложение 1.

Практическая работа №2. Приложение 2.

Что у вас получилось?

В ящике еще кое-что осталось. (Учитель вывешивает правила, записанные в буквенном виде).

Запишите в тетрадь.

А теперь вы можете преодолеть затруднение?

Учитель показывает решение 1 примера.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Физминутка.

Повторяют действия за учителем

У меня в ящике еще кое-что осталось. (Достает число 4003205)

Сколько единиц в разряде сотен, столько раз поднимем руки.

Сколько миллионов, столько выполним наклонов.

И присядем столько раз, сколько тысяч единиц у нас.

На носочки встанем, солнышко достанем!

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали  вслух выполненные шаги и их обоснование -     определения, алгоритмы, свойства и т.д

Организовывает решение типовых заданий(фронтально, в группах, в парах)

Дети проговорите правила в парах.

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познават-е: Логические

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия

Выполнять самопроверку по эталону

Выявить причины ошибок и их исправление

организовывает самостоятельное выполнение учащимися
типовых
заданий на новый способ действия;

организовывает самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

Регулятивные контроль, оценка

 Познават-е:формулирование проблемы

8.Этап включения в систему знаний и повторения;

Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

Выбрать одно задание и решить его.

Задача.

1. Бочонок был заполнен медом на  . Винни-Пух съел за ужином  бочонка меда. Какая часть бочонка осталась заполнена медом?

Уравнения.

Выражения.

Заполните таблицу.

+

Как вы думаете, ребята, какие задачи можно решить применяя изученные правила?

У вас на столах задания. Выберите по желанию и решите.

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

9. Рефлексия учебной деятельности.

---------------------

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

А теперь вспомним, чем мы хотели заниматься на уроке.

Кто считает, что достиг поставленной цели возвращает дольку круга на место (на доске), комментирует свои действия.

На доске мишень.  Мишень-это ваша работа на уроке. Каждый отмечает на сколько точно он попал в мишень.

Я желаю, чтобы на каждом уроке вы попадали точно в «яблочко» и получали «5».

Поставьте оценку в свой дневник.

Домашнее задание я записала в буклете, который я вам приготовила. В нем вы найдете много интересного и домашнее задание на выбор.

А теперь прикоснитесь друг к другу ладошками, поблагодарите друг друга за работу. Спасибо за урок!.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.



Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Мандаева Н.Л.

Дата проведения: ___25.02.2015___________                                                                                                                        

Предмет: математика

Класс: ____5________

Тип урока: урок открытия нового знания

УМК: Н._Виленкин, В. Жохов и др.____

Технологическая карта

Тема

Умножение десятичной дроби на натуральное число.

Цель 

Деятельностная цель: формирование

 способности учащихся к новому способу

 действия.

Образовательная цель: расширение

 понятийной базы за счет включения в нее

 новых элементов.

 Создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний по теме

 «Умножение десятичной дроби на натуральное число»

Задачи

Формировать умение умножать десятичную дробь на натуральное число

Формируемые УУД          Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Формировать навыки межличностного общения,

Умение выделять и формулировать цели деятельности на уроке

Умение к постановке, формулированию проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать

Умение планировать учебное сотрудничество

Основные понятия

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник математики, 5 класс, презентация Power Point, карточки для работы в группе, для

самостоятельной работы

Интерактивная доска. проектор, компьютер

Организация пространства

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте ребята! Сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Наталья Леонидовна.

-Догадайтесь, о чем идет речь?

Зимой по улице бежит

А летом в комнате лежит

Но только осень наступает

Меня он за руку берет

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой …

- Я знаю, что сегодня вы с особым чувством собирали свой портфель. А где-же мой? Я же тоже собирала свой портфель к вам на урок. (Приносит портфель). А на уроке у нас будет портфель знаний. Что вы в него хотите положить?

-И хорошее настроение!

-Чтобы начать нашу работу обсудим правила работы на уроке. Они у вас на столе.

-Дети стоя приветствуют учителя.

-Ученик читает загадку

-О портфеле

Дети отвечают.

-Положим то, что нам поможет на уроке.

-Читают, обсуждают правила.

самоопределение (Л);

-смыслообразование(Л);

внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

планирование учебного сотрудничества (К)

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

2.Актуализация и пробное учебное действие.

-С чего начнем работу?

-Какие числа вы изучали на прошлых уроках?

-А что вы уже умеете?

-Разбейте примеры на три группы

4+0,5                      15,4 - 3

            0,3+0,4                               0,9 - 0,5

8,9∙6                   4,7-1,2

            3,75 ∙12                          0,075 ∙24

                             0,003+0,05

-Вычислите

- У кого готов ответ? Как вы можете доказать, что выполнили правильно?

-Кто не смог получить ответ? В чем ваше затруднение?

- Сформулируйте свое затруднение

-С повторения

1. 4+0,5=

 0,3+0,4=

0,003+0,05=

2. 15,4 – 3=

0,9 - 0,5=

4,7-1,2=

3. 0,075 ∙24=

    8,9∙6=

   3,75 ∙12=  

-Не смогли выполнить умножение.

-Не умеем умножать десятичную дробь на натуральное число

мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- эмпатия (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);

3.Выявление места и причины затруднения.

-Уточним. Какое задание вы должны были выполнить?

-Почему это задание вызвало у вас затруднение?

-Умножить десятичную дробь на натуральное число.

-Не знаем правила умножения десятичной дроби на натуральное число.

учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

- эмпатия (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

-  постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Чем будем заниматься на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

-Для выхода из затруднения выполним задания в группах.

-Научимся умножать десятичную дробь на натуральное число.

- Умножение десятичной дроби на натуральное число.

самоопределение (Л);

-  постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

5.Реализация построенного проекта.

1. Выполните сложение

     1,83+1,83+1,83=4,59

2. Выполните умножение не обращая      

    внимания на запятую

    1,83∙3=4,59

3. Сравните результаты.

-Каким способом удобнее решить?

-А как будем умножать?

-Сравните с правилом в учебнике, стр. 281

-Отличаются ли правила? Чем?

-А теперь вы можете решить примеры, которые вызвали у вас затруднение?

Дети в группах выполняют задание, представитель группы выходит к доске и сообщает свое решение.

Сравнивают результаты.

Вывод: отличаются только запятой

Формулируют правило умножения.

Правило:

Выполнить умножение не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

-Решают примеры в тетради.

-  осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

-  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

-  выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- познавательная инициатива (Р);

-  самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К);

- управление поведением партнера (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

Динамическая пауза

4003205

Сколько единиц в разряде сотен, столько раз поднимем руки.

Сколько миллионов, столько выполним наклонов.

И присядем столько раз, сколько тысяч единиц у нас.

На носочки встанем, солнышко достанем!

И тихонько сядем.

Дети повторяют движения за учителем.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа в парах.

-Проговорите правило в парах.

-Дети работают в парах.

контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

-  построение речевых высказываний (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-А теперь проверим, как вы усвоили правило умножения. Проведем самостоятельную работу с самопроверкой.

  1. 2,8∙12=
  2. 2,59 ∙5=

Дополнительное задание 25,8589=

-Поднимите руку кто допустил ошибку в первом задании,

-Поднимите руку кто допустил ошибку во втором задании

-как вы считаете, почему вы допустили ошибку?

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют свои  решения, ответы.

Дети поднимают руки

Высказываются о причинах допущенных ошибок

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

-  волевая саморегуляция (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

8.Включение в систему знаний и повторение

-В каких заданиях можно применять умножение десятичной дроби на натуральное число?

-Я предлагаю вам решить задачу

учебник, стр. 282

№ 1282

-Прочитать задачу вслух.

-Что известно по условию задачи?

-Что необходимо найти?

-Как будем решать?

-Дети высказывают свои предположения.

1 ученик демонстрирует свое решение у доски, остальные решают в тетрадях.

57,859=520, 65

Ответ.  Масса 9 электромоторов 520, 65 кг.

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- умение структурировать знания (П);

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);

-  выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- построение речевых высказываний (П);

-  формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

9. Рефлексия учебной деятельности.

Д/з

-Какую тему мы изучали?

-Какую цель поставили в начале урока?

-Что мы положили в портфель знаний?

-Выскажите свое мнение закончив предложение

  • сегодня я узнал(а)…
  • было интересно…
  • я выполнял(а) задания…
  • теперь я могу…
  • у меня получилось …
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

-А теперь оцените свою работу в листе самооценки.

-Сегодня каждый из вас поднялся на ступеньку лестницы успеха. Я желаю, чтобы портфель знаний помог вам достичь самой верхней ступени на лестнице успеха.

-Домашнее задание вы найдете в буклете. Решите на выбор. Запишите д\з в дневник.

Дети высказываются.

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);