Волонтерское движение "Я - волонтер"
Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volonterskogo_dvizheniya.docx | 52.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол
Долинского района Сахалинской области
Программа волонтерского движения
Дата создания: 20 сентября 2014 года
Территория деятельности: МБОУ СОШ с.Сокол
ФИО педагога-куратора: Филонова Е.А.
2014 год
Пояснительная записка
Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.
Важнейшей задачей является формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Первым волонтерам отряда необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.
Условия для организации волонтерского движения
- Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
- Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, организация выставок, выпуск методических пособий, диспуты, праздники, встречи, соревнования).
Нормативно-правовое обеспечение:
1.Всеобщая декларация прав человека.
2.Декларация прав ребенка.
3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.
4. Закон РФ «Об образовании».
5.Конституция Российской Федерации
При реализации программы будут применяться следующие принципы организации и содержания деятельности.
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.
3.Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.
Структура волонтерского отряда.
Руководитель волонтерского формирования − педагог, психолог, или социальный работник. Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров.
Стать волонтером может любой подросток от 13-15 лет.
Функции волонтеров в профилактической работе:
- проведение профилактических занятий или тренингов;
- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
-распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
Волонтерское движение ориентировано на приобщение к добровольческой деятельности учащихся.Формирование позитивного влияния на подростков при выборе ими жизненных ценностей, повышение активной жизненной позиции школьников. Деятельность осуществляется формированием сплоченного деятельного коллектива волонтеров, разработкой плана и определение деятельности волонтеров. Формируется лидерская компетентность. А также привлекается общественное внимание к социально значимым проблемам.
Направления деятельности волонтеров:
-духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
-патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство поселка;
-здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
-формирование толерантности – организация досуга молодежи;
-профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;
-профессиональное становление – организация досуга детей в поселке, цикл классных часов для учащихся школы.
Общественные связи службы:
- Заместители директоров школы по ВР и УВР.
- Социальный педагог.
- Школьный психолог.
- Классные руководители.
- Педагоги дополнительного образования.
- Школьный библиотекарь.
Сроки реализации:
С сентября 2014 по май 2017 гг.
Структура волонтерского движения:
Цель волонтерского движения школы состоит в развитии и социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности. Формирование нравственных и коммуникативных качествличности, черезорганизацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
Цели:
- Развитие волонтерского движения в школе (в особенности привлечение детей из асоциальных семей) формирование у них морально нравственных ориентиров, ощущения счастья.
- Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
- Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Задачи волонтерского движения:
-популяризация идей добровольчества в школьной среде;
-создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения и активизации участия школьников в социально-значимых акциях, проектах;
-вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;
-участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий;
-реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;
-привлечение учащихся к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе школы, а также социальных учреждений и служб города для совместной социально-значимой деятельности;
-воспитание у школьников активной гражданской позиции, формирование нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;
-поддержка и реализация социальных инициатив школьников;
-подготовка и поддержка молодежных лидеров;
- координация деятельности волонтеров школы.
Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:
· индивидуальная;
· групповая;
· работа по подгруппам.
Формы организации занятий: акции, аукционы, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, проекты, размышления, рейды, семинары, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эксперименты, эстафеты, ярмарки и т.д.
Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки:
В результате реализации программы дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» подростки должны овладеть следующими навыками:
· позитивного общения;
· принятия решения;
· решения проблем;
· критического мышления;
· межличностных контактов;
· умения постоять за себя и договориться с другими;
· сопротивления негативному групповому давлению сверстников;
· совладения с эмоциями;
· управления стрессом и состоянием тревоги;
· выхода из конфликтной ситуации;
· формирование позитивного «Образа Я».
В ходе реализации программы ожидается:
·формирование у молодёжи высоких нравственных, морально — психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
·формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
·формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
·развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
·увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;
·получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
·обеспечение взаимодействия с городскими, районными волонтёрскими организациями с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;
· владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;
·формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
· участие в акциях;
·организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;
·включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде;
·привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
·привлечение большого количества детей для участия в профилактических мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции;
·создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;
·формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
Данные цели и задачи реализуются в рамках модулей (подпрограмм): «Здоровье», «Безопасность», «Право».
Подпрограмма «Здоровье»
Цель:
Формирование у школьников установок на здоровый образ жизни.
Задачи:
-Популяризация имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.
-Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся.
Подпрограмма «Безопасность»
Цель:
- Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- Ознакомление младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия и др.).
- Развитие навыков безопасного поведения.
- Организация условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.
Подпрограмма «Право»
Задачи:
- Организация условий, способствующих развитию интереса учащихся к правовым основам.
- Формировать умения учеников действовать в соответствии с нормами правовой культуры граждан.
- Профилактика проявлений экстремизма.
Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков, в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.
Одним из основных условий результативности деятельности волонтерского движения является, конечно же, взаимодействие специалистов различных областей в методической и организационной работе, при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
План реализации программы:
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
Раздел 1 Организационный | |||
1. | Беседа «Кто такие волонтеры?» | Сентябрь, октябрь | Педагог-психолог |
2. | Беседа «Значение волонтерского движения» | Октябрь | |
3. | Ознакомление с Программой | В течение года | |
4. | Создание группы специалистов по работе с волонтерами | Октябрь | |
Раздел 2 Информационный | |||
1. | Оформление стенда «Школьное волонтерское движение» | Октябрь | Педагог-психолог |
2. | Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтеру новичку» | Октябрь-ноябрь | |
Раздел 3 | |||
1. | Обучающие занятия с волонтерами: - мини - тренинги; - интерактивные игры; - встречи с волонтерами | Ноябрь-декабрь | Педагог-психолог |
2. | Анкетирование | ноябрь | |
Раздел 4 Продуктивный | |||
1. | Участие в акциях: «Каждой малышке- по книжке» - «Игрушка» - «Ребята нашего двора» - «Георгиевская лента» - «Наш уютный двор» - «Забота» - «Письмо солдату» - «Ветеран рядом» - «Хорошее настроение» - «Брось сигарету» - «Тропа здоровья» - «Час в музее» -«Вода-забота общая» | Декабрь-май | Педагог-психолог |
2. | Разработка и реализация социальных проектов | В течение года | Педагог-психолог |
3. | Акция «Мы за ЗОЖ» | В течение года | |
4. | День волонтера | Декабрь | |
5. | Организация игр и конкурсов для детей | В течение года | |
6. | Участие в экологических мероприятиях | Апрель-май | |
7. | Подготовка и проведение бесед по ЗОЖ | В течение года | |
Раздел 5 Аналитический | |||
1. | Подведение итогов деятельности волонтеров | 1 раз в семестр | Педагог-психолог |
Ожидаемые результаты:
Формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности.
Создание Модели школьного волонтерского движения.
Формирование позитивных установок обучающихся на волонтерскую деятельность.
Используемые источники
- Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы -http://www.isovet.ru/
- Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200
- Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
- Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
- Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
- Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.
- Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2005. - № 1. - С. 15-26. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
- Лыгина, М. А. Волонтерское движение - новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 15-18. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
- Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. - № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя).
- Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2007. - № 1. - С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
- Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. - 2008. - № 4. - С. 56-60. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
- Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 42-43. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
- Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. - 2010. - № 3. - С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
- Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 67-71. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
- Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 4. - С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
- Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 4. - С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
- Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. - С. 291-294. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
- Парпина, Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России [Электронный ресурс] / >/ D/ Парпина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 106-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).