Волонтерское движение "Я - волонтер"

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volonterskogo_dvizheniya.docx52.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол

Долинского района Сахалинской области

Программа волонтерского движения

                                                             Дата создания: 20 сентября 2014 года

                                                             Территория деятельности: МБОУ СОШ с.Сокол

                                                             ФИО педагога-куратора: Филонова Е.А.

                                                             

2014 год

Пояснительная записка

           Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

           Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

           Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

           Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

           Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни.        Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

           Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

           Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.

           Важнейшей задачей является формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

        Первым волонтерам отряда необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение.             Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

        Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.

Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).

Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, организация выставок, выпуск методических пособий, диспуты, праздники, встречи, соревнования).

Нормативно-правовое обеспечение:

1.Всеобщая декларация прав человека.

2.Декларация прав ребенка.

3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.

4. Закон РФ «Об образовании».

5.Конституция Российской Федерации

При  реализации программы будут применяться следующие принципы организации и содержания деятельности.

1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.

2. Принцип свободы и творчества  предполагает право выбора.

3.Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность  при проведении разноплановых  просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.  

4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.

Структура волонтерского отряда.

Руководитель волонтерского формирования − педагог, психолог, или социальный работник.  Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает  ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров.

Стать волонтером может любой подросток от 13-15 лет.

Функции волонтеров в профилактической работе:

- проведение профилактических занятий или тренингов;

- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

-распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).

Волонтерское движение ориентировано на приобщение к добровольческой деятельности учащихся.Формирование позитивного влияния на подростков при выборе ими жизненных ценностей, повышение активной жизненной позиции школьников. Деятельность осуществляется формированием сплоченного деятельного коллектива волонтеров, разработкой плана и определение деятельности волонтеров. Формируется лидерская компетентность. А также привлекается общественное внимание к социально значимым проблемам.

Направления деятельности волонтеров:

-духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

-патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство поселка;

-здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

-формирование толерантности – организация досуга молодежи;

-профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;

-профессиональное становление – организация досуга детей в поселке, цикл классных часов для учащихся школы.

Общественные связи службы:

  1. Заместители директоров школы по ВР и УВР.
  2. Социальный педагог.
  3. Школьный психолог.
  4. Классные руководители.
  5. Педагоги дополнительного образования.
  6. Школьный библиотекарь.

Сроки реализации:

С сентября  2014 по  май  2017 гг.

Структура волонтерского движения:

Цель волонтерского движения школы состоит в развитии и социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности. Формирование нравственных и коммуникативных качествличности, черезорганизацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

Цели:

  • Развитие волонтерского движения в школе (в особенности привлечение детей из асоциальных семей) формирование у них морально нравственных ориентиров, ощущения счастья.
  • Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
  • Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Задачи волонтерского движения:

-популяризация идей добровольчества в школьной среде;

-создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения и активизации участия школьников в социально-значимых акциях, проектах;

-вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

-участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий;

-реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;

-привлечение учащихся к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе школы, а также социальных учреждений и служб города для совместной социально-значимой деятельности;

-воспитание у школьников  активной гражданской позиции, формирование нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

-поддержка и реализация социальных инициатив школьников;

-подготовка и поддержка молодежных лидеров;

- координация деятельности волонтеров школы.

Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:

· индивидуальная;

· групповая;

· работа по подгруппам.

Формы организации занятий: акции, аукционы, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, проекты, размышления, рейды, семинары, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эксперименты, эстафеты, ярмарки и т.д.

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки:

В результате реализации программы дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» подростки должны овладеть следующими навыками:

· позитивного общения;

· принятия решения;

· решения проблем;

· критического мышления;

· межличностных контактов;

· умения постоять за себя и договориться с другими;

· сопротивления негативному групповому давлению сверстников;

· совладения с эмоциями;

· управления стрессом и состоянием тревоги;

· выхода из конфликтной ситуации;

· формирование позитивного «Образа Я».

В ходе реализации программы ожидается:

·формирование у молодёжи высоких нравственных, морально — психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;

·формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;

·формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;

·развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;

·увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;

·получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

·обеспечение взаимодействия с городскими, районными волонтёрскими организациями с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;

· владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;

·формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;

· участие в акциях;

·организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;

·включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде;

·привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;

·привлечение большого количества детей для участия в профилактических мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции;

·создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;

·формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

Данные цели и задачи реализуются в рамках модулей  (подпрограмм): «Здоровье», «Безопасность», «Право».

Подпрограмма «Здоровье»

Цель:

Формирование у школьников установок на здоровый образ жизни.

Задачи:

-Популяризация имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.

-Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся.

Подпрограмма «Безопасность»

Цель:

- Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

- Ознакомление младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия и др.).

      - Развитие навыков безопасного поведения.

      - Организация условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.

Подпрограмма «Право»

Задачи:

- Организация условий, способствующих развитию интереса учащихся к правовым основам.

- Формировать умения учеников действовать в соответствии с нормами правовой культуры граждан.

- Профилактика проявлений экстремизма.

Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков, в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.

Одним из основных условий результативности деятельности волонтерского движения является, конечно же, взаимодействие специалистов различных областей в методической и организационной работе, при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

План реализации программы:

Содержание

Сроки

Ответственный

Раздел 1

Организационный

1.

Беседа «Кто такие волонтеры?»

Сентябрь, октябрь

Педагог-психолог

2.

Беседа «Значение волонтерского движения»

Октябрь

3.

Ознакомление с Программой

В течение года

4.

Создание группы специалистов по работе с волонтерами

Октябрь

Раздел 2

Информационный

1.

Оформление стенда «Школьное волонтерское движение»

Октябрь

Педагог-психолог

2.

Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтеру новичку»

Октябрь-ноябрь

Раздел 3
Обучающий

1.

Обучающие занятия с волонтерами:

- мини - тренинги;

- интерактивные игры;

- встречи с волонтерами

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

2.

Анкетирование

ноябрь

Раздел 4

Продуктивный

1.

Участие в акциях:

«Каждой малышке- по книжке»

- «Игрушка»

- «Ребята нашего двора»

- «Георгиевская лента»

- «Наш уютный двор»

- «Забота»

- «Письмо солдату»

- «Ветеран рядом»

- «Хорошее настроение»

- «Брось сигарету»

- «Тропа здоровья»

- «Час в музее»

-«Вода-забота общая»

Декабрь-май

Педагог-психолог

2.

Разработка и реализация социальных проектов

В течение года

Педагог-психолог

3.

Акция «Мы за ЗОЖ»

В течение года

4.

День волонтера

Декабрь

5.

Организация игр и конкурсов для детей

В течение года

6.

Участие в экологических мероприятиях

Апрель-май

7.

Подготовка и проведение бесед по ЗОЖ

В течение года

Раздел 5

Аналитический

1.

Подведение итогов деятельности волонтеров

1 раз в семестр

Педагог-психолог

Ожидаемые результаты:

Формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности.

Создание  Модели школьного волонтерского движения.

Формирование позитивных установок обучающихся на волонтерскую деятельность.

Используемые источники

  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы -http://www.isovet.ru/
  2. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200
  3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
  4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
  5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич.  Минск, 2004.
  6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
  7. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  8. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.
  9. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2005. - № 1. - С. 15-26. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  10. Лыгина, М. А. Волонтерское движение - новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 15-18. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  11. Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. - № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя).
  12. Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2007. - № 1. - С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  13. Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. - 2008. - № 4. - С. 56-60. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  14. Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 42-43. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  15. Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. - 2010. - № 3. - С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  16.  Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 67-71. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  17. Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 4. - С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  18. Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 4. - С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  19. Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. - С. 291-294. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  20. Парпина, Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России [Электронный ресурс] / >/ D/ Парпина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 106-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).