Программа реализации краткосрочного индивидуального наставничества учебно-практической деятельности подростка в трудной жизненной ситуации"

       По данным Росстата, число молодежи в России в возрасте от 14 до 30 лет составляет 31,5 млн.чел. (2017г.). Исследования показывают, что охват по каждому отдельному показателю неблагополучия (состояние здоровья, поведенческие и средовые риски и др.) может доходить до 20-40% от общего числа обследованных. Надо констатировать факт, что в трудной жизненной ситуации находятся миллионы подростков и молодых людей. Эффективным инструментом преодоления рисков социальной неуспешности таких лиц являются технологии наставничества, которые выходят за рамки взаимодействия внутри системы социальной поддержки и образования, вовлекают бизнес-структуры. Такие программы позволяют расширять репертуар социальных ролей подростков и молодежи в трудной жизненной ситуации, служат развитию личности и знакомству с современной профессиональной культурой, создают условия для последующего успешного трудоустройства.

       В нашей учительской  судьбе, порой, случаются незабываемые встречи, когда всего лишь на полгода встречаются учитель и ученик для того, чтобы потом остаться в памяти  друг друга на всю жизнь. Вот и с нами произошел такой случай, уникальный по своему содержанию, когда  в начале  учебного года в дверях кабинета вдруг появляется подросток-девятиклассник, воспитанник  Волжского детского дома, оставшийся без попечения родителей. Ребенок, который, что называется «прошел огонь, воду и медные трубы», который каким-то невообразимым образом смог сохранить человеческий облик, не сломаться, не отвернуться от мира за покалеченную судьбу. И уберегло его от этого, скорее всего  увлечение всей его жизни – непопулярное увлечение для  подростков нынешнего времени – иностранный язык. Мальчик-самородок, сделавший себя сам, «self-told», владеющий английския языком практически в совершенстве.   Удивительно, что ни  разу не возникло ни единой возможности попробовать реализовать знания, почувствовать этот сладкий миг, когда  все получается: ни в одной из олимпиад, конкурсов или фестивалей. Почувствовать свою собственную минуту славы. Вот тут-то нам и пришла в голову негласный девиз российского движения наставничества  «помочь найти свое место в жизни тем,  кто в этом нуждается…»

     Таким образом, цель нашей программы  - помочь воспитаннику Волжского Детского дома построить свой индивидуальный образовательный маршрут и начать строить свое будущее.

Задачами явились:

- выстроить доверительные отношения с подростком;

- раскрыть сильные стороны, выявить и укрепить положительные личностные качества подростка;

- помочь построить образовательную траекторию с учетом склонностей и предпочтений;

- познакомить подростка с особенностями построения профессиональной траектории;         

    Мы разделили свою работу на несколько этапов

      Этап 1. От мечты  к прогнозированию  индивидуальной учебно-практической траектории (что, по-сути, является синонимом выражения «моделирование судьбы»):  образ будущего  и способы его моделирования. Мы выяснили без чего жизнь невозможна – иностранные языки и профессия  военного переводчика. Для начала мы прошли бесплатное  тестирование в Кембриджском языковом центе в Волгограде на определение предполагаемого уровня владения английским языком. Это помогло нам создать образ будущего и смоделировать ситуацию. Мы увидели предполагаемый результат нашего сотрудничества – бессрочный  международный сертификат на уровень владения английским языком в одном их Кембриджских языковых центров г. Волгограда, который позволит открыть многие двери высших учебных заведений и не только. В процессе подготовки поучаствовать  в максимальном количестве  всевозможных языковых мероприятий.

     Этап 2. Определение цикла значимых мероприятий или как руководить отношениями. Сюда вошли следующие  мероприятия: городская олимпиада  под эгидой Волжского гуманитарного института, V Областной фонетический конкурс на английском языке, сдача ОГЭ по английскому языку, работа в Региональном волонтерском центре, а именно в Call-центре  при проведении футбольных матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года, сдача экзамена на  определение уровня владения английским языком в Филиале Международного Кембриджского языкового центра Language Link в Волгограде, с целью раскрытия потенциала личности.

      Этап 3. Диалог: навык общения и  личностное развитие.

- ведение переговоров о  разрешении самостоятельно  передвигаться без сопровождения за пределами Детского дома;

- ведение переговоров о размещении информации на сайтах  организаций, с которыми предстояло сотрудничать;

- организации места для проведения учебных занятий  посредством программы Skype с носителем языка для подготовки в  необходимом формате;

- подключение к одной из ключевых благотворительных комплексных программ  РусГидро «Чистая энергия», которую реализует  Волжская ГЭС на территории Волгоградской области, которая в свою очередь  направлена на поддержку детей из социально незащищенных семей;

- налаживание контактов с Региональным  волонтерским центром и агентством развития  туризма и социокультурных проектов для участия  в работе Call-центра  при проведении футбольных  матчей Чемпионата мира по футболу.

      Этап 4. Ошибки и неудачи: как с ними поступать Естественно, что при любой работе случаются ошибки и как с этим работать не всегда понятно. Нашей оплошностью было непопадание на муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады. Мы нашли выход в альтернативных проектах, поучаствовав в ряде региональных олимпиад, в частности под эгидой Волжского гуманитарного института

      Этап 5. Самоорганизация: планирование концепции и ее реализация

Смоделировав концепцию, мы приступили к ее реализации:

- олимпиада  под эгидой Волжского гуманитарного института – 1 место;

- V Областной фонетический конкурс на английском языке – 2 место;

- сдача ОГЭ по английскому языку – ребенок сдал его на  «отлично»;

- работа в Региональном волонтерском центре, а именно в Call-центре  на  Чемпионата мира, где одним из проектов было привлечение  школьников  для принятия участия в организации  и информационном обслуживании футбольных матчей  Чемпионата мира, и  где учащийся смог  реализовать свой языковой потенциал, что называется «на других посмотрел, себя показал»;

- и главное достижение – сдача экзамена на  уровень владения языком в Кембриджском языковом центре –  и получил бессрочный сертификат уровня В2), который открывает многие двери его будущей профессиональной деятельности.

      Этап 6. Актуальный тренд: Образование через всю жизнь 

     В процессе наставничества наступает момент, когда учащийся начинает осознавать свои достижения и стремиться к новым вершинам уже самостоятельно. Результаты нашего социального проекта таковы: 1) наличие бессрочного сертификата уровня B2; 2) учащийся уже сейчас является студентом  Волгоградского филиала Московского государственного гуманитарного-экономического университета, факультет  права и социального обеспечения и 3) занимается оформлением документов на обучение по обмену в одном из университетов  Соединенных штатов Америки.

     Выводы: Спустя год за плечами учащегося сложилась база устойчивых взглядов на мир и понимание того, чему можно посвятить свою жизнь.  При реализация программы определенно формируется жизненная позиция, определяющую направление личностного роста. Опыт наставничества показывает, что занятие любимым делом – это гарантия счастливой и успешной карьеры, а значит, и уверенности в своем будущем. 

«Будет цель, будет и дорога».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon avtorskaya_programma_-_dlya_prosmotra_dlya_sayta.pdf2.85 МБ

Предварительный просмотр: