Статья: "Использование ИКТ для технологий для проектной работы на уроках английского языка"

Использование информационно-коммуникационных технологий

для проектной работы на уроках английского языка

 

Яцкова София Михайловна

учитель английского языка

МОУ СШ № 31

 г. Волжского,

Волгоградской области

       В концепции модернизации российского образования в последние десятилетия ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». И главным  здесь является создание для каждого ребенка благоприятных условий для всестороннего развития его способностей и таланта, целенаправленного проявления его индивидуальности, так как становятся важными не только знания, сколько  способы и процесс их получения. Главный и основополагающий принцип индивидуализации, ученик – субъект  деятельности. И здесь на помощь пришла проектная методика.  Проект «My English Bag» направлен на систематизацию и ликвидацию пробелов в знаниях английского алфавита и транскрипции. Одно из доминирующих  условий для успешного и эффективного  применения данной технологии, естественно, является систематические использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Задачами  явились:

1.     Обучение эффективному использованию ИКТ на уроках иностранного языка.

2.     создание  образовательной  среды и условий для развития не только языковой компетенции,  но и творческой составляющей деятельности учащихся

3.     популяризация иноязычных ресурсов, направленных на изучение английского языка и их адаптация под потребности учащихся и попутно – их родителей

4.     активизация взаимодействия «”ученик-родитель” + “учитель”»

5.    выявление динамики  индивидуального  прогресса в усвоении языкового материала;

Ни для кого не секрет что, когда второклассник начинает изучать иностранный язык, он сталкивается с определёнными трудностями:

1)    Необходимость усваивать одновременно и алфавит, и графическое изображение звуков (транскрипцию).

2)    Невозможность оказания помощи со стороны взрослых

       Нами был проведен опрос среди учащихся 5 классов, пришедших после начальной школы и имеющих определенный опыт в изучении иностранного языка. Результаты опроса показали, что 60% учащихся испытывают затруднения  во владении транскрипцией.

Мы стали искать возможности для решения поставленных задач и в поле нашего зрения попал англоязычный сайт   http://www.teachingenglish.org.uk

Этот сайт является англоязычным и вряд ли кто-то, не владея  языком, сможет эффективно  воспользоваться его ресурсами. Полученную информацию мы адаптировали в виде мультимедийного тренажёра «My English Bag». Он позволяет тренировать умения визуально и аудиально распознавать  транскрипционные   значки   и   сопоставлять их с буквенным графическим обозначением, а также   тренировать навыки реального графического транскрибирования.

  Данный тренажер имеет следующую  структуру. Меню: буквы – транскрипция – правила чтения

Каждая вкладка имеет выход на звуковую  табличку, где ребята могут  познакомиться со буквами, звуками или правилами чтения.

     - прослушать их;

- познакомиться с различными вариантами  произнесения тех или иных букв или буквосочетаний;

Тренажер  создан на базе известной интерактивной таблице «Phonemic Chart» с не менее известного сайта, пропагандирующего развитие английского языка по всему миру British Council. Тем самым, популяризируя данный интернет-ресурс.  

       Мы апробировали данный продукт на параллелях  4-5 классов. В процессе  исследования мы поняли, что данный  тренажер может быть ориентирован не только на потребности учащихся,  и но их родителей, что очень важно. Ведь не все родители в свое время изучали  английский язык, и большая часть из них сталкивается  трудностями, пытаясь помочь своим  детям  при выполнении домашних заданий  по языку.

Следующий вопрос, который  встал перед нами – как сделать тренажер доступным.  Копирование на флеш-носители показалось нам слишком простым решением,  и мы создали одноименный сайт, где и разместили  всю информацию. 

Данный проект обслуживается с помощью ставшей  очень популярной «облачной технологии» «Google Apps».

Здесь мы задействовали пока только пять вкладок: сама презентация, инструкция по произношению звуков,   практические упражнения, отзывы и контакты. Презентация доступна онлайн и абсолютно любой может  посетить наш сайт и  попробовать самостоятельно.  Упражнения  помогут  потренироваться новичкам и проверить знания уже владеющим.

Приложение “Google Form” позволило создать тесты и разного рода задания для самопроверки и самоконтроля, для тренировки и отработки навыков и умений. Приложение “Google Form” позволило создать тесты и разного рода задания для самопроверки и самоконтроля, для тренировки и отработки навыков и умений.

 Результаты выполнения упражнений проверяются по очень удобной схеме.

        В процессе выяснилось, не у всех есть компьютеры дома или нет  возможности  постоянного выхода в интернет. С этой целью мы запустили в систему небольших совместных развивающих проектов, а именно изготовление вместе с  родителями карточек – брелоков с транскрипционными значками, закладок.

Последний  этап - выявление динамики  индивидуального  прогресса в усвоении языкового материала и определение эффективности применения проекта.

В заключении можно отметить, что использование ИКТ во время урочной и внеурочной деятельности существенно повышает мотивацию к  предметному восприятию учащихся. Уверены, что именно информационные технологии делают процесс обучения весьма значимым, где раскрывается личность учащегося.