Мои публикации
1. Публикация инновационного педагогического опыта "Инновационная система оценивания обучающихся на уроках технологии "Портфолио практического обучения" в условиях ФГОС" http://moodle.edu-nv.ru/mod/data/view.php?d=15&advanced=0&paging&page=3
2. Электронное портфолио педагога на https://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=2736
3 Публикация инновационного педагогического опыта "Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения" http://moodle.edu-nv.ru/mod/data/view.php?d=15&advanced=0&paging&page=1
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов"
Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения
Аюпова Сажида Аптулсакировна,
учитель технологии
г. Нижневартовск
2018 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
Часть 1. Технологии организации процесса обучения школьников в актированные дни ……………………………………………………………….. 4
- Технология смешанного обучения «Перевернутый класс» …….. 4
- Возможности применения облачных технологий и неспециализированных социальных сетей в образовательном процессе .. 6
Часть 2. Методические рекомендации разработки перевернутого класса
для использования в актированные дни ……………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….9
Список использованных источников ………………………………………… 10
Приложения ……………………………………………………………………. 11
Введение
Города Крайнего Севера, в то числе Нижневартовск ежегодно зимой сталкиваются с проблемой актированных дней, когда дети не посещают учебные занятия в школе из-за низкой температуры воздуха. В связи с этим появляется актуальная потребность в использовании современных телекоммуникационных технологий по организации учебных занятий дистанционно.
На помощь учителю в данной ситуации приходят современные телекоммуникационные технологии, такие как облачные технологии, неспециализированные социальные сети, используемые в обучении, а также инновационные образовательные технологии, например, смешанного обучения.
Смешанное обучение – это сочетание очной формы обучения и формы электронной, то есть это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.
Цель данной работы – показать организацию учебных занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной модели обучения – перевернутого класса.
Задачи:
- рассмотреть технологию смешанного обучения «Перевернутый класс»;
- рассмотреть современные телекоммуникационные технологии, применяемые для обучения школьников в контексте технологии смешанного обучения;
- представить материал из опыта работы на примере подготовки занятий с обучающимися в актированные дни.
Часть 1. Технологии организации процесса обучения школьников в актированные дни
Особенность актированных дней заключается в том, что дети находятся дома из-за низкой температуры воздуха и должны на основе выложенного в интернете домашнего задания заниматься самостоятельно дома. Выполнение традиционного домашнего задания складывается в основном из прочитанного материала учебника и списывание из Интернета готовых ответов.
Необходимо повысить уровень мотивации обучающихся, превратить их в активных участников учебного процесса.
Сегодня существует смешанная педагогическая технология"Перевернутый класс", которая применяется во всем мире и считается одной из самых перспективных новаций в области образования. Сетевое сообщество «перевернутых педагогов» насчитывает около 16 000 членов. В конце 2013 года эксперимент с проведением «перевернутых уроков» был проведен сразу в нескольких московских школах. «Этот эксперимент был признан крайне удачным, он показал, что так материал усваивается лучше, к тому же дает детям навыки самостоятельной работы, — рассказала директор лицея НИУ ВШЭ Наталья Любомирская. Ребенок может посмотреть запись два-три раза, если что-то недопонял, то легко может отправить вопросы учителю».[1]
- Технология смешанного обучения «Перевернутый класс»
Под смешанным обучением понимается образовательная технология, реализуемая в условиях сочетания очной формы обучения и электронного обучения. Это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.
Наибольшую популярность приобретает форма смешанного обучения – перевернутый класс. Перевернутым становится сам процесс обучения. Авторами технологии обучения "Перевернутый класс" считаются учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн. В 2008 году они стали записывать видеоролики из своих лекций, и превращать их в домашние задания для своих учеников.
«Перевернутый класс» - это модель обучения, когда теоретический материал изучается посредством информационных и коммуникационных технологий самостоятельно (видеолекции, аудиолекции, интерактивные материалы и т.п.), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество и взаимодействие с учениками.
Эта модель возлагает большую ответственность за обучение на плечи самих обучающихся.
Сравним между собой традиционный и перевернутый урок.
Отличия «перевернутого класса» от традиционного:
1. Вовлеченность ученика в процесс обучения.
Для осмысленного обучения необходима активная позиция обучаемого, что предполагает изменение роли ученика в учебном процессе. Перевернутая модель возлагает большую ответственность на самих обучающихся.В ходе свободной, творческой, самостоятельной, познавательной деятельности обучающиеся приобретают знания самостоятельно, не заучивая из учебника, а присваивая на основании собственного пережитого опыта.
2. Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли ученика, но и роли учителя. Задача учителя как организатора учебного процесса не в том, чтобы провести урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся.
3. Содержание урока. Благодаря современным технологиям лекции, тесты для проверки знаний доступны каждому в Интернете. Учителя перестали быть единственным источником знаний.
Перевернутый класс переворачивает традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок.
Как это выглядит в учебном процессе?
1. Учителя готовят несколько видеолекций в неделю, но это могут быть и готовые материалы из сети Интернет.
2. Учащиеся смотрят дома видео лекцию, подготовленную учителем. Особенности просмотра видео лекции:
- ученик осваивает материал в своем темпе;
- отсутствуют временные ограничения урока – возможность общаться со сверстниками и учителем, используя систему онлайновых дискуссий.
3. Урочное время используется для выполнения лабораторных работ или другой учебной деятельности.
Преимущества и недостатки перевернутого класса:
Обучающиеся | Учителя |
Преимущества | |
• качественный электронный образовательный ресурс, • повышение мотивации к обучению; • повышение увлеченности работы на уроке; • работают в своем темпе; • материалы урока доступны всем, в любое время; • понимание важности командной работы; • обучение вне аудитории в удобное время; • ответственности за свое обучение | • выступает в роли координатора; • индивидуальный подход в обучении; • по-другому организовывает учебную деятельность; • ученики активно работают над заданием; • легкий способ диагностики качества знаний; • возможность вовлечения родителей в учебный процесс. http://metodbank.cpi-kiz.ru/ • помогают друг другу в учебе; • критически оценивать источники информации |
Недостатки, риски | |
• больше времени проводят перед компьютером; • неравные возможности доступа в Интернет; • трудно привыкнуть к такому построению урока; • находить и критически оценивать источники информации; • домашнее задание - обязательная часть урока | • ложится большая первичная нагрузка; • нужно хорошо владеть ИКТ технологиями; • нужно владеть технологиями групповой работы; • иметь группу поддержки в своем ОУ; • объяснять родителям достоинства методики |
Советы по организации модели “Перевёрнутый класс”:
- Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.
- Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.
- Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
- Возможности применения облачных технологий и неспециализированных социальных сетей в образовательном процессе
Применение облачных технологий
Применение облачных сервисов является неотъемлемой составляющей современного дистанционного образования и способствует динамичному переходу к инновациям по внедрению виртуальных дистанционных образовательных технологий как новых форм сетевых образовательных сред.
Облачные технологии - это новая парадигма, предполагающая распределенную и удаленную обработку и хранение данных.
Удаленный доступ к данным в облаке — работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет.
Наиболее популярные облачные хранилища — это Яндекс. Диск и Диск Google.Облачный сервис от Google называется Диск Google (от Яндекс —
Яндекс. Диск), который включает в себя возможности создания документов (Документы Google/Яндекс) и облачного хранения данных.[2]
Применение функций Яндекс. Диска в образовательных целях
- Совместная работа с обучающимися – дает возможность просмотра, редактирования, переименования файлов любым человеком, у которого имеются на это соответствующие права. Они настраиваются владельцем папки на Яндекс дискеhttp://web-komfort.ru/sovmestnaya-rabota-na-yandeks-diske/.
- Компания «Яндекс» анонсировала редактор документов веб-версии облачного сервиса «Яндекс. Диск». Теперь пользователи могут создавать и редактировать текстовые файлы, таблицы и презентации. Редактор работает на основе офисного пакета Microsoft. Можно создавать и изменять документы, таблицы и презентации прямо на сайте «Диска», без установки дополнительных программ, можно это делать совместно в общей папке с настроенным доступом. Изменения сохраняются автоматически, что предотвращает потерю данныхhttps://lifehacker.ru.
Применение неспециализированных социальных сетей в образовательных целях
Неспециализированные социальные сети –«сети общего профиля» —это сообщества в интернете (Мой мир, ВКонтакте и др.).
Использование социальных сетей в образовательной деятельности поможет учителю найти взаимопониманиесо своими цифровыми учениками, оказываясь на их территории. Уроки начинают приобретать новую тональность – вместо конфликта (убрать телефоны), звучит (включить телефоны, настроить Интернет).
Был проведен опрос, о котором рассказал на Всероссийской конференции, посвящённой качеству образования, Сергей Степанченко, возглавляющий проект Национальных исследований качества образования. По данным опроса — только 2% опрошенных школьников сообщили о том, что они не используют мобильные телефоны и компьютеры, а еще не пользуются Интернетом.
Степанченко поведал, что проведенное в рамках исследования анкетирование показало, что большинство школьников (95% в 8 и 96% в 9 классах) зарегистрированы в одной либо нескольких социальных сетях.
Исследования проводились в целях развития цельного образовательного пространства в РФ, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования.
Сейчас дети в пространстве социальных сетей находятся без «присмотра взрослых» и могут подвергаться различным негативным влияниям.
Подавляющее большинство школьников социальные сети используют для общения, хотя образовательный потенциал, например, у сети ВКонтакте достаточно большой. Учитель, создав свою страницу в этой сети, может выкладывать учебные видео, фотоматериалы, очень просто добавлять файлы с текстами, презентации, можно создавать общие беседы с группой детей, а также общаться индивидуально. Будучи в друзьях у своих учеников учитель «приглядывает» за ними в данной социальной сети.
Часть 2. Организация перевернутого класса с использованием современных телекоммуникационных технологий для актированных дней
Технологию перевернутого класса рассмотрим на примере фрагмента урока в 5 классе (см. прил.1), учебный предмет технологии, направление «Технология ведения дома», раздел «Создание изделий из текстильных материалов», тема «Швейные ручные работы», дата 24.01.2018 (актированный день с 1 по 11 класс).
В своей работе технологию перевернутого класса я использую третий год, причем не только в актированные дни, но и для того чтобы отработать практические навыки в процессе изготовления изделий (шитье, вязании и др.), так как у каждого ребенка разные уровни усвоения и некоторым из них необходимо дополнительное время для отработки навыков.
Специфика уроков технологии в том, что более 70% от всех уроков программы являются практическими работами. Поэтому материал для самостоятельной подготовки должен быть составлен подробно, с возможностью индивидуальных консультацийс учителем, используя те или иные средства телекоммуникации.
Совместно с детьми в начале года была выбрана социальная сеть ВКонтакте для обмена информацией по урокам, так как 95% обучающихся там зарегистрированы.Этот ресурс мы используем для перевернутых уроков,консультаций, в том числе и в актированные дни. Яндекс. Диск используется более старшими обучающимися, в виду, того что младшие теряют адрес входа в диск.
Пояснение к составлению перевернутого урока:
- Практическую работу обучающиеся выполняют дома самостоятельно по подробной инструкции со ссылками на видео (прил. 2). Также дома они выполняют анализ выполненной работы по критериям (прил. 3) и закрепляют материал в виде творческого задания, результат которого представляют в школе.
- Видео обучающее можно просмотреть в социальной сети Вконтакте в видеозаписях или на стене, либо на YouTube по ссылке, которая будет отправлена детям сообщением, выложена на стене или на Яндекс. Диске. Важно! – все видео в ВКонтакте доступны только друзьям, для просмотра нужно добавиться в друзья!
- Для работы в классе составляется вторая часть урока – это защита творческой части домашнего задания и применение результатов домашней работы (образцов швов) для изготовления изделия (подготовка изделия к первой примерке).
Как учитель технологии я столкнулась с проблемой того, что недостаточно учебных видео по интересуемым темам и поэтому приходится снимать и обрабатывать некоторые видео самостоятельно.
В помощь коллегам были составлены общие рекомендации (прил.4), по подготовке учебного видео для урока. Привлечение обучающихся во внеурочное время к сьемкам учебных видео очень сильно мотивирует детей.
Заключение
Новые технологии требуют от учителя мобильности, непрекращающегося темпа самообразования. Для того чтобы быть со своими учениками в одном строю необходимо знать ту среду, в которой они чувствуют себя комфортно.
Социальные сети, облачные технологии – эти понятия все плотнее входят в профессиональную жизнь и формируют новое пространство, в котором можно не менее эффективно организовывать учебный процесс, чем в классе школы.
Технология перевернутого класса позволяет организовать интересные, увлекательные уроки во время актированных дней и не только, современные телекоммуникационные технологии позволяют обучающимся усваивать учебный материал на «своей территории» - цифровом пространстве.
Дети с большим удовольствием выполняют задания по видео, задают вопросы, так как многие стесняются это делать в классе при одноклассниках, у многих разный темп практического выполнения работ.
Еще с большим удовольствием дети помогают создавать видео, начиная от написания сценария и до монтирования видео фильма. А это применение творческого потенциала обучающихся.
Немаловажно и то, что дети социальные сети используют в основном для общения, в то время как социальная сеть ВКонтакте обладает высоким образовательным потенциалом. Задача учителя развивать у детей коммуникативную способность ориентации в информационном пространстве для самообразования и саморазвития, формировать навыки безопасного пребывания в Интернете и социальных сетях.
Список использованных источников
- Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 907-909.http://moluch.ru/archive/62/9448/
- Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Педагогическая технология и мастерство учителя», январь 2014г.
- Марина Куртвис «Модель «Перевернутый класс», управление школой, №5-6,6-http://metodbank.cpi-kiz.ru
- Nikel-blog.ru » Все для вебмастера » MicrosoftOneNote – как пользоваться программой, ее возможности. http://nikel-blog.ru/vse-dlya-vebmastera/microsoft-onenote-kak-polzovatsya-programmoj-ee-vozmozhnosti.html
- Синица Н.В. Технология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, П.С. Самородский. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Совместная работа на Яндекс диске. http://web-komfort.ru/sovmestnaya-rabota-na-yandeks-diske/
- Социальные сети как инструмент развития: виды и возможностиБондаренко Екатерина, редактор Trainings.ru24 марта 2008 г.http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067
- Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 класс/А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана—Граф, 2015.
- Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: методическое пособие/Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Приложения
Приложение 1.
Технологическая карта урока (фрагмент) | Примечания | ||
Учитель | Аюпова С.А. | ||
Дата | 24.01.2018 | Актированный день | |
Предмет | Технология (технологии ведения дома) | ||
Класс | 5 | ||
Тема урока | Швейные ручные работы | ||
Тип урока | Перевернутый класс | ||
Цель урока | Изготовить образцы ручных швов для дальнейшей поузловой обработки изделия | ||
Ожидаемый учебный результат |
| ||
Дидактические средства обучения | Учебник – Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013 (§18), ткань для образцов, инструменты для ручных швейных работ. - Файл «Инструкция к выполнению домашнего заданияпо теме «Швейные ручные работы». - Файл «Лист самоанализа практической работы «Швейные ручные работы». - Видео мастер-классов (можно посмотреть ВКонтактеSvetlanaAjupova) - Портфолио практических работ с образцами работ, выполненных ранее. | ||
Методы обучения | Самостоятельная работа с учебником, просмотр видео, практическая работа, самостоятельная работа на закрепление нового материала, Интернет консультации в сети Вконтакте или Яндекс.Диске. | Консультации также возможны через смс по номеру телефона и через электронную почту | |
Формы обучения | Создание проблемной ситуациидля познавательно-исследовательской деятельности учащихся, просмотрвидео мастер-классов, дистанционные консультации. | ||
Основные понятия и термины | Ручные швейные работы, временные строчки, постоянные ручные стежки, ниточное соединение деталей, стежок, строчка, шов; копирование линий выкройки, обметывание, сметывние, заметывание с открытым срезом, заметывание с закрытым срезом. | ||
Оборудование | Компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, айфон (на выбор). Швейные инструменты и приспособления для ручных работ. | ||
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения:изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных работ образцы ручных швов. Метапредметные УУД: познавательные– умение определять нужные понятия, классифицировать; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем; регулятивные– научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать свои действия; коммуникативные– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Личностные: проявление познавательного интереса и активности;самоопределение в потенциальной сфере будущей профессиональной деятельности; смыслообразование (установление связи между мотивом и целью УД); самооценка умственных и физических действий; развитие готовности к самостоятельным действиям;) | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный | Сообщает в ВК на стене или личным сообщением менеджерам подгрупп о начале занятия. | Менеджеры подгрупп, получив информацию от учителя, создают беседу в ВК и выкладывают ее в беседе. | |
Выкладывает учебное видео на своей странице или ссылки на него. Отправляет в общую беседу файлы с инструкцией практической работы и самоанализа с критериями. | Просматривают видео столько раз, сколько нужно для выполнения качественной практической работы. Задают вопросы, если что-то непонятно. | ||
Формулировка проблемы, постановка цели, определение задач и путей решения проблемы | На стене в ВК выкладывает информацию об этапах изготовления швейных изделий и о необходимости первоначального этапа ручной сборки и подготовки изделия к первой примерке. Важность первой примерки. | Осознают проблему, изучают информацию в учебнике, читают инструкцию к самостоятельной работе, знакомятся с критериями оценки практической работы. | |
Технологический (практический этап) урока | Консультирует по запросу детей | Смотрят видео, выполняют самостоятельно образцы ручных швов по видео. Задают возникающие вопросы. | |
Анализ проделанной работы, самооценка | Консультирует по запросу детей | Анализируют выполненную работу, оценивают в баллах каждый образец, заносят баллы в таблицу, выставляют себе оценку. | |
Представлен фрагмент технологической карты урока.
Приложение 2.
Инструкция к выполнению практического задания по теме «Швейные ручные работы», 5 класс
№ п/п | Описание работы | Примечания, ссылки |
1 | Внимательно прочитать § 18, разобрать практическую работу № 11. | Стр.112-119 |
Знать терминологию ручных работ | http://fusion-of-styles.ru/terminologiya-shvejnyx-ruchnyx-rabot/ | |
2 | Подготовить необходимые материалы и инструменты. | Стр. 118 |
3 | Повторить выполнение ручного шва «вперед иголка» | По образцам в портфолио практических работ (выполнены ранее) |
4 | Подготовить детали кроя для образцов:
| youtube.com или страница учителя в ВК Петельный шов (Ручные швы) |
| youtube.com или страница учителя в ВК Машинные швы_шоввподгибку с открытым срезом_5 кл (смотрим и выполняем до 1мин 38 сек) | |
| youtube.com или страница учителя в ВК Шов вподгибку с закрытым срезом (смотрим до 3 мин 38 сек., далее заметать ручным швом «вперед иголка» | |
| youtube.com или страница учителя в ВК Ручные швы: сметочный шов | |
5 | Выполненные образцы подвергнуть влажно-тепловой обработке, подписать и поместить в портфолио практических работ |
Приложение 3.
Лист самоанализа практической работы «Швейные ручные работы»,
5 класс
ФИ _________________________________________________________
Класс __________________________
Образец шва | Критерии | |||
Ручная строчка ровная | Стежки одинаковые по размеру | Закрепки выполнены на изнаночной стороне | Закрепки в виде обратных стежков | |
«Образец обметывания петельным швом» | ||||
«Образец шва вподгибку с открытым срезом» | ||||
«Образец шва вподгибку с закрытым срезом» | ||||
4. «Образец сметочного шва» | ||||
Каждый критерий – 1 балл
Ключ:
16-14 баллов – «5»
13-10 баллов – «4»
9-7 баллов – «3»
6 баллов и менее – «2»
Приложение4.
Общие рекомендации по подготовке учебного видео для урока
- Для съемки необходима цифровая камера (у меня CanonEOS 550D) или айфон (смартфон).
- *Удобство айфона и смартфона в том, что сразу пишешь видео и в специальных программах обрабатываешь прямо на нем (программы для айфона InShot - видео редактор и фото, VideoShow - видео редактор.
- Программа для обработки и монтажа видеоролика (с помощью цифровой видеокамеры) (в моем случае FreemakeVideoConverter), компьютер, ноутбук, планшет, айфон или смартфон (на выбор), где вы будете работать с видео.
- Написать сценарий видео урока.
- Написать текст, который будете говорить за кадром, особенно, если он записывается одновременно со сьемкой.
- Подготовить все необходимое, чтобы не отвлекаться во время сьемки.
- Не снимать слишком длительные видео.
- Прорепетировать несколько раз и даже записать пробное видео.
- Снимать с помощником, а лучше с двумя.
- Очень часто работе с гаджетами нужно учиться у детей, так как они принадлежат к поколению «цифровых аборигенов» и с цифровой техникой на ты.
[1]Семенова А., Шаталова М. Московские школы проведут «перевернутые уроки». http://izvestia.ru/news/561316
[2]Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 907-909.




Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено педагогическим советом Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. | Утверждаю Директор школы ________Туценко З.Н. Приказ №350 «31» августа от 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Бизнес, первые шаги»
основное общее образование
9 класс
2023-2024 учебный год
Составитель: Аюпова Сажида Аптулсакировна
учитель высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск, 2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Планируемые результаты изучения учебного предмета ...………….... 5
- Содержание учебного предмета ……………………………………....... 8
- Календарно-тематическое планирование …………………………….. 16
I. Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа по элективному курсу «Бизнес, первые шаги» для 9 классов составлена согласно требованиям к предпрофильной подготовке обучающихся основной общей школы.
Программа элективного курса «Бизнес, первые шаги» для 9 классов составлена на основе пособий: Липсиц И.В. Бизнес и экономика: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 кл. общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 64 с. Розанова Н.М. Моя фирма: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 кл. общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 96 с.
Количество часов по учебному плану – 34 часа в год, по программе – 34 часа.
Основная цель – формирование первоначальных представлений о бизнесе как о профессии, а также о профессиях в области ресторанного бизнеса.
Цели и задачи педагога в рамках преподавания элективного курса «Бизнес, первые шаги» для 9 классов:
- вызвать интерес к профессиям в сфере экономики и бизнеса;
- увеличить долю учащихся, выбравших экономико-технологический профиль на 5%;
- обеспечить долю учащихся, вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность – 10%;
- активно внедрять информационно - коммуникационные технологии в образовательный процесс;
- способствовать профессиональной ориентации учащихся;
- формировать компетентность получения информации из различных источников;
- использовать развивающие педагогические технологии (технологию проектной деятельности, технологию творческого мышления, использовать проблемный метод, деловые игры);
- активно использовать в 2020-2021 учебном году технологию накопительной оценки достижений учащихся старших классов – портфолио, как одного из эффективных методов мониторинга результатов учащихся.
Цели и задачи элективного курса «Бизнес, первые шаги»:
- формирование общих представлений об экономике и бизнесе;
- усвоение учащимися основных положений о потребностях человека и общества;
- развитие экономического мышления учащихся;
- формирование умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания в сфере современного бизнеса, в том числе ресторанного;
- предоставление учащимся возможности осознанного выбора профессии и сферы деятельности, связанных с бизнесом.
В результате изучения элективного курса «Бизнес, первые шаги» учащиеся должны знать:
- основные понятия и термины (экономика, бизнес, рынок, маркетинг, менеджмент; логистика, фирма, бюджет, фирма, кредит, деньги, банки, активы, пассивы, реклама, бизнес-план, бухгалтер, карьера и др.)
- роль потребностей человека в экономике и бизнесе;
- принципы руководства фирмой, бизнесом;
- объект предпринимательской деятельности;
- основы бухгалтерских задач;
- основы банковской деятельности.
В результате изучения элективного курса «Бизнес, первые шаги» учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в основных экономических понятиях;
- составлять простой бизнес-план;
- анализировать потребности людей на потребительском рынке для генерации предпринимательских идей;
- получать информацию из различных источников о бизнесе, специалистах в сфере бизнеса;
- ориентироваться в учебных профессиональных заведениях, в которых можно получить экономические профессии.
В программе элективного курса «Бизнес, первые шаги» предусмотрено выполнение творческих или проектно-исследовательских работ.
Основным дидактическим средством обучения элективного курса «Бизнес, первые шаги» является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетные методы обучения технологии:
- деловые игры;
- практические работы,
- выполнение проектов.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей, урок – рассказ о любимой профессии и др.
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Личностные результаты.
Важные личностные характеристики и установки выпускника:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, выработке собственной позиции;
- гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
- готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, правовая грамотность;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие традиционных ценностей семьи, формирование ответственного отношения к своей семье;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности;
- осознанный выбор предпринимательства как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- потребность трудиться, уважение к труду, добросовестное, ответственное и творческое отношение к трудовой деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно определять цели и оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- различать возможные варианты организации продаж;
- объяснять, что такое дифференциация продукта;
- отличать бренд от обычного наименования продукта;
- определять необходимые ресурсы для создания бизнеса;
- различать потенциальные источники финансирования на этапе создания бизнеса;
- различать организационно-правовые формы предприятия с
- точки зрения их преимуществ и недостатков для ведения бизнеса;
- рассчитывать выручку от продаж и издержки производства;
- различать постоянные и переменные издержки;
- рассчитывать прибыль и налог на прибыль:
- различать варианты использования прибыли;
- оценивать предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения бизнеса;
- рассчитывать точку безубыточности предприятия;
- анализировать простейшие финансовые показатели деятельности фирмы;
- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- понимать необходимость соблюдения обязанности по уплате налогов;
- анализировать информацию о бизнесе из адаптированных источников различного типа.
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, исполнитель, выступающий ит. д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты.
Выпускник на базовом уровне научится:
- отличать предпринимательскую деятельность от работы по
- найму;
- развивать в себе необходимые качества для предпринимательской деятельности и приобретать недостающие навыки;
- выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
- находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса;
- находить идеи для собственного дела;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- проводить анализ преимуществ и недостатков предпринимательской деятельности;
- формулировать бизнес-идею;
- оценивать спрос на новый продукт (размер рынка);
- анализировать конкурентную среду;
- использовать в повседневной жизни приобретённые ключевые компетенции при выполнении учебно-групповых проектов;
- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои денежные средства;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных действий в качестве предпринимателя, члена семьи и гражданина;
- объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
- использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с ведением бизнеса:
- использовать знания о маркетинговых коммуникациях в реальной жизни;
- выявлять профиль потенциального клиента;
- применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования социально-экономической роли предпринимателя.
II. Содержание учебного предмета
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
всего | теория | практ. | ||
1. | Как устроена жизнь? Хочу и могу. | 2 | 1 | 1 |
2. | Что хочет потребитель? | 2 | 1 | 1 |
3. | Как создать сильную фирму? | 2 | 1 | 1 |
4. | Генерал от бизнеса. | 2 | 1 | 1 |
5. | Финансы не поют романсы! | 2 | 1 | 1 |
6. | Зачем бизнесмену математика? | 2 | 1 | 1 |
7. | Где взять деньги на бизнес? | 2 | 1 | 1 |
8. | Чай, кофе, потанцуем! Предпринимательская идея. | 3 | 1 | 2 |
9. | Есть ли у Вас план? Пишем бизнес-план! | 3 | 1 | 2 |
10. | Проект. Организационная часть. | 2 | 1 | 1 |
11. | Проект. Технологическая часть. Оформление паспорта проекта. | 2 | 1 | 1 |
12. | Проект. Технологическая часть. Организация приема | 7 | 1 | 6 |
13. | Проект. Технологическая часть. Прием гостей. | 2 | - | 2 |
14. | Презентация проекта | 1 | - | 1 |
Всего за год | 34 | 12 | 22 | |
III. Календарно – тематическое планирование по элективному курсу «Бизнес, первые шаги» 9 класс
Колич. часов | Дата проведения | Раздел, тема | Практические задания | Межпредметные связи: ИЗО; технология; черчение; обществознание | |
план | факт | ||||
О бизнесе (9 часов) | |||||
2 | Как устроена жизнь? | Проанализировать свои потребности и возможности и соотнести их с производством благ. Выделить основные составные части экономики: торговля, производство, услуги, денежная система | |||
2 | Что хочет потребитель? | Проанализировать потребительский рынок города Нижневартовска с целью выявления недостающих услуг | |||
2 | Как создать сильную фирму? | Просмотр фильма о менеджменте | |||
2 | Генерал от бизнеса. | Тест на лидерские качества | |||
2 | Финансы не поют романсы! | Составляем финансовый портрет фирмы: активы и пассивы | |||
2 | Зачем бизнесмену математика? | Разбираем три главные задачи бухгалтера: анализ, учет и оценка. | |||
2 | Где взять деньги на бизнес? | Рисуем схему «Роль банкира в бизнесе» | |||
3 | Чай, кофе, потанцуем! Предпринимательская идея | Выдвигаем идеи и выбираем лучшую | |||
3 | Есть ли у Вас план? Пишем бизнес-план! | Составляем бизнес-план | |||
Проектная деятельность (8ч) | |||||
2 | Проект. Организационная часть | Определение темы, сбор информации | |||
2 | Проект. Технологическая часть. Оформление паспорта проекта | Оформление паспорта проекта | |||
7 | Проект. Технологическая часть. Организация приема | Работа над проектом | |||
2 | Проект. Технологическая часть. Подготовка и прием гостей | Прием гостей | |||
1 | Презентация проекта | Защита | |||
34 | Всего за год | ||||




