Мои публикации

Аюпова Сажида Аптулсакировна

1. Публикация инновационного педагогического опыта "Инновационная система оценивания обучающихся на уроках технологии "Портфолио практического обучения" в условиях ФГОС"                                      http://moodle.edu-nv.ru/mod/data/view.php?d=15&advanced=0&paging&page=3

2. Электронное портфолио педагога на https://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=2736

3  Публикация инновационного педагогического опыта "Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения" http://moodle.edu-nv.ru/mod/data/view.php?d=15&advanced=0&paging&page=1

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов"

Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения

Аюпова Сажида Аптулсакировна,

учитель технологии

г. Нижневартовск

2018 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Часть 1. Технологии организации процесса обучения школьников в актированные дни ……………………………………………………………….. 4

  1. Технология смешанного обучения «Перевернутый класс» …….. 4
  2. Возможности применения облачных технологий и неспециализированных социальных сетей в образовательном процессе .. 6

Часть 2. Методические рекомендации разработки перевернутого класса

для использования в актированные дни ……………………………….8

Заключение……………………………………………………………………….9

Список использованных источников ………………………………………… 10

Приложения ……………………………………………………………………. 11

Введение

Города Крайнего Севера, в то числе Нижневартовск ежегодно зимой сталкиваются с проблемой актированных дней, когда дети не посещают учебные занятия в школе из-за низкой температуры воздуха. В связи с этим появляется актуальная потребность в использовании современных телекоммуникационных технологий по организации учебных занятий дистанционно.

На помощь учителю в данной ситуации приходят современные телекоммуникационные технологии, такие как облачные технологии,  неспециализированные социальные сети, используемые в обучении, а также инновационные образовательные технологии, например, смешанного обучения.

Смешанное обучение – это сочетание очной формы обучения и формы электронной, то есть это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.

Цель данной работы – показать организацию учебных занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной модели обучения – перевернутого класса.

Задачи:

  1. рассмотреть технологию смешанного обучения «Перевернутый класс»;
  2. рассмотреть современные телекоммуникационные технологии, применяемые для обучения школьников в контексте технологии смешанного обучения;
  3. представить материал из опыта работы на примере подготовки занятий с обучающимися в актированные дни.

Часть 1. Технологии организации процесса обучения школьников в актированные дни

Особенность актированных дней заключается в том, что дети находятся дома из-за низкой температуры воздуха и должны на основе выложенного в интернете домашнего задания заниматься самостоятельно дома. Выполнение традиционного домашнего задания складывается в основном из прочитанного материала учебника и списывание из Интернета готовых ответов.

Необходимо повысить уровень мотивации обучающихся, превратить их в активных участников учебного процесса.

Сегодня существует смешанная педагогическая технология"Перевернутый класс", которая применяется во всем мире и считается одной из самых перспективных новаций в области образования. Сетевое сообщество «перевернутых педагогов» насчитывает около 16 000 членов. В конце 2013 года эксперимент с проведением «перевернутых уроков» был проведен сразу в нескольких московских  школах. «Этот эксперимент был признан крайне удачным, он показал, что так материал усваивается лучше, к тому же дает детям навыки самостоятельной работы, — рассказала директор лицея НИУ ВШЭ Наталья Любомирская. Ребенок может посмотреть запись два-три раза, если что-то недопонял, то легко может отправить вопросы учителю».[1]

  1. Технология смешанного обучения «Перевернутый класс»

Под смешанным обучением понимается образовательная технология, реализуемая в условиях сочетания очной формы обучения и электронного обучения. Это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.

Наибольшую популярность приобретает форма смешанного обучения – перевернутый класс. Перевернутым становится сам процесс обучения. Авторами технологии обучения "Перевернутый класс" считаются учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн. В 2008 году они стали записывать видеоролики из своих лекций, и превращать их в домашние задания для своих учеников.

«Перевернутый класс» - это модель обучения, когда теоретический материал изучается посредством информационных и коммуникационных технологий самостоятельно (видеолекции, аудиолекции, интерактивные материалы и т.п.), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество и взаимодействие с учениками.

Эта модель возлагает большую ответственность за обучение на плечи самих обучающихся.

Сравним между собой традиционный и перевернутый урок.

Отличия «перевернутого класса» от традиционного:

1. Вовлеченность ученика в процесс обучения.

Для осмысленного обучения необходима активная позиция обучаемого, что предполагает изменение роли ученика в учебном процессе. Перевернутая модель возлагает большую ответственность на самих обучающихся.В ходе свободной, творческой, самостоятельной, познавательной деятельности обучающиеся приобретают знания самостоятельно,  не заучивая из учебника, а присваивая на основании собственного пережитого опыта.

2. Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли ученика, но и роли учителя. Задача учителя как организатора учебного процесса не в том, чтобы провести урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся.

3. Содержание урока. Благодаря современным технологиям лекции, тесты для проверки знаний доступны каждому в Интернете. Учителя перестали быть единственным источником знаний.

Перевернутый класс переворачивает традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок.

Как это выглядит в учебном процессе?

1. Учителя готовят несколько видеолекций в неделю, но это могут быть и готовые материалы из сети Интернет.

2. Учащиеся смотрят дома видео лекцию, подготовленную учителем. Особенности просмотра видео лекции:

- ученик осваивает материал в своем темпе;

- отсутствуют временные ограничения урока – возможность общаться со сверстниками и учителем, используя систему онлайновых дискуссий.

3. Урочное время используется для выполнения лабораторных работ или другой учебной деятельности.

Преимущества и недостатки перевернутого класса:

Обучающиеся

Учителя

Преимущества

• качественный электронный образовательный ресурс,

• повышение мотивации к обучению;

• повышение увлеченности работы на уроке;

• работают в своем темпе;

• материалы урока доступны всем, в любое время;

• понимание важности командной работы;

• обучение вне аудитории в удобное время;

• ответственности за свое обучение

• выступает в роли координатора;

• индивидуальный подход в обучении;

• по-другому организовывает учебную деятельность;

• ученики активно работают над заданием;

• легкий способ диагностики качества знаний;

• возможность вовлечения родителей в учебный процесс.

http://metodbank.cpi-kiz.ru/

• помогают друг другу в учебе;

• критически оценивать источники информации

Недостатки, риски

• больше времени проводят перед компьютером;

• неравные возможности доступа в Интернет;

• трудно привыкнуть к такому построению урока;

• находить и критически оценивать источники информации;

• домашнее задание - обязательная часть урока

• ложится большая первичная нагрузка;

• нужно хорошо владеть ИКТ технологиями;

• нужно владеть технологиями групповой работы;

• иметь группу поддержки в своем ОУ;

• объяснять родителям достоинства методики

Советы по организации модели “Перевёрнутый класс”:

  1. Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.
  2. Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.
  3. Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
  1. Возможности применения облачных технологий и неспециализированных социальных сетей в образовательном процессе

Применение облачных технологий

Применение облачных сервисов является неотъемлемой составляющей современного дистанционного образования и способствует динамичному переходу к инновациям по внедрению виртуальных дистанционных образовательных технологий как новых форм сетевых образовательных сред.

Облачные технологии - это новая парадигма, предполагающая распределенную и удаленную обработку и хранение данных.

Удаленный доступ к данным в облаке — работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет.

Наиболее популярные облачные хранилища — это Яндекс. Диск и Диск Google.Облачный сервис от Google называется Диск Google (от Яндекс —

Яндекс. Диск), который включает в себя возможности создания документов (Документы Google/Яндекс) и облачного хранения данных.[2]

Применение функций Яндекс. Диска в образовательных целях

  • Совместная работа с обучающимися – дает возможность просмотра, редактирования, переименования файлов любым человеком, у которого имеются на это соответствующие права. Они настраиваются владельцем папки на Яндекс дискеhttp://web-komfort.ru/sovmestnaya-rabota-na-yandeks-diske/.
  • Компания «Яндекс» анонсировала редактор документов веб-версии облачного сервиса «Яндекс. Диск». Теперь пользователи могут создавать и редактировать текстовые файлы, таблицы и презентации. Редактор работает на основе офисного пакета Microsoft. Можно создавать и изменять документы, таблицы и презентации прямо на сайте «Диска», без установки дополнительных программ, можно это делать совместно в общей папке с настроенным доступом. Изменения сохраняются автоматически, что предотвращает потерю данныхhttps://lifehacker.ru.

Применение неспециализированных социальных сетей в образовательных целях

Неспециализированные социальные сети –«сети общего профиля» —это сообщества в интернете (Мой мир, ВКонтакте и др.).

Использование социальных сетей в образовательной деятельности поможет учителю найти взаимопониманиесо своими цифровыми учениками, оказываясь на их территории. Уроки начинают приобретать новую тональность – вместо конфликта (убрать телефоны), звучит (включить телефоны, настроить Интернет).

Был проведен опрос, о котором рассказал на Всероссийской конференции, посвящённой качеству образования, Сергей Степанченко, возглавляющий проект Национальных исследований качества образования. По данным опроса — только 2% опрошенных школьников сообщили о том, что они не используют мобильные телефоны и компьютеры, а еще не пользуются Интернетом.

Степанченко поведал, что проведенное в рамках исследования анкетирование показало, что большинство школьников (95% в 8 и 96% в 9 классах) зарегистрированы в одной либо нескольких социальных сетях.

Исследования проводились в целях развития цельного образовательного пространства в РФ, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования.

Сейчас дети в пространстве социальных сетей находятся без «присмотра взрослых» и могут подвергаться различным негативным влияниям.

Подавляющее большинство школьников социальные сети используют для общения, хотя образовательный потенциал, например, у сети ВКонтакте достаточно большой. Учитель, создав свою страницу в этой сети, может выкладывать учебные видео, фотоматериалы, очень просто добавлять  файлы с текстами, презентации, можно создавать общие беседы с группой детей, а также общаться индивидуально. Будучи в друзьях у своих учеников учитель «приглядывает» за ними в данной социальной сети.

Часть 2. Организация перевернутого класса с использованием современных телекоммуникационных технологий для актированных дней

Технологию перевернутого класса рассмотрим на примере фрагмента урока в 5 классе (см. прил.1), учебный предмет технологии, направление «Технология ведения дома», раздел «Создание изделий из текстильных материалов», тема «Швейные ручные работы», дата 24.01.2018 (актированный день с 1 по 11 класс).

В своей работе технологию перевернутого класса я использую третий год, причем не только в актированные дни, но и для того чтобы отработать практические навыки в процессе изготовления изделий (шитье, вязании и др.), так как у каждого ребенка разные уровни усвоения и некоторым из них необходимо дополнительное время для отработки навыков.

Специфика уроков технологии в том, что более 70% от всех уроков программы являются практическими работами. Поэтому материал для самостоятельной подготовки должен быть составлен подробно, с возможностью индивидуальных консультацийс учителем, используя те или иные средства телекоммуникации.

Совместно с детьми в начале года была выбрана социальная сеть ВКонтакте для обмена информацией по урокам, так как 95% обучающихся там зарегистрированы.Этот ресурс мы используем для перевернутых уроков,консультаций, в том числе и в актированные дни. Яндекс. Диск используется более старшими обучающимися, в виду, того что младшие теряют адрес входа в диск.

Пояснение к составлению перевернутого урока:

  1. Практическую работу обучающиеся  выполняют дома самостоятельно по подробной инструкции со ссылками на видео (прил. 2). Также дома они выполняют анализ выполненной работы по критериям (прил. 3) и закрепляют материал в виде творческого задания, результат которого представляют в школе.
  2. Видео обучающее можно просмотреть в социальной сети Вконтакте в видеозаписях или на стене, либо на YouTube по ссылке, которая будет отправлена детям сообщением, выложена на стене или на Яндекс. Диске. Важно! – все видео в ВКонтакте доступны только друзьям, для просмотра нужно добавиться в друзья!
  3. Для работы в классе составляется вторая часть урока – это защита творческой части домашнего задания и применение результатов домашней работы (образцов швов) для изготовления изделия (подготовка изделия к первой примерке).

Как учитель технологии я столкнулась с проблемой того, что недостаточно учебных видео по интересуемым темам и поэтому приходится  снимать и обрабатывать некоторые видео самостоятельно.

В помощь коллегам были составлены общие рекомендации (прил.4), по подготовке учебного видео для урока. Привлечение обучающихся во внеурочное время к сьемкам учебных видео очень сильно мотивирует детей.

Заключение

Новые технологии требуют от учителя мобильности, непрекращающегося темпа самообразования. Для того чтобы быть со своими учениками в одном строю необходимо знать ту среду, в которой они чувствуют себя комфортно.

Социальные сети, облачные технологии – эти понятия все плотнее входят в профессиональную жизнь и формируют новое пространство, в котором можно не менее эффективно организовывать учебный процесс, чем в классе школы.

Технология перевернутого класса позволяет организовать интересные, увлекательные уроки во время актированных дней и не только, современные телекоммуникационные технологии позволяют обучающимся усваивать учебный материал на «своей территории» - цифровом пространстве.

Дети с большим удовольствием выполняют задания по видео, задают вопросы, так как многие стесняются это делать в классе при одноклассниках, у многих разный темп практического выполнения работ.

Еще с большим удовольствием дети помогают создавать видео, начиная от написания сценария и до монтирования видео фильма. А это применение творческого потенциала обучающихся.

Немаловажно и то, что дети социальные сети используют в основном для общения, в то время как социальная сеть ВКонтакте обладает высоким образовательным потенциалом. Задача учителя развивать у детей коммуникативную способность ориентации в информационном пространстве для самообразования и саморазвития, формировать навыки безопасного пребывания в Интернете  и социальных сетях.

Список использованных источников

  1. Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 907-909.http://moluch.ru/archive/62/9448/
  2. Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Педагогическая технология и мастерство учителя», январь 2014г.
  3. Марина Куртвис «Модель «Перевернутый класс», управление школой, №5-6,6-http://metodbank.cpi-kiz.ru
  4. Nikel-blog.ru » Все для вебмастера » MicrosoftOneNote – как пользоваться программой, ее возможности. http://nikel-blog.ru/vse-dlya-vebmastera/microsoft-onenote-kak-polzovatsya-programmoj-ee-vozmozhnosti.html
  5. Синица Н.В. Технология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, П.С. Самородский. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  6. Совместная работа на Яндекс диске. http://web-komfort.ru/sovmestnaya-rabota-na-yandeks-diske/
  7. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможностиБондаренко Екатерина, редактор Trainings.ru24 марта 2008 г.http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067
  8. Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 класс/А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана—Граф, 2015.
  9. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: методическое пособие/Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  10. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/  Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Приложения

Приложение 1.

Технологическая карта урока (фрагмент)

Примечания

Учитель

Аюпова С.А.

Дата

24.01.2018

Актированный день

Предмет

Технология (технологии ведения дома)

Класс

5

Тема урока

Швейные ручные работы

Тип урока

Перевернутый класс

Цель урока

Изготовить образцы ручных швов для дальнейшей поузловой обработки  изделия

Ожидаемый учебный результат

  1. Научиться выполнять ручные швы.
  2. Оценивать качество выполненных швов.
  3. Понимать в каком технологическом узле изделия различные виды швов применяются.
  4. Знать роль применения ручных швов.

Дидактические средства обучения

Учебник – Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013 (§18), ткань для образцов, инструменты для ручных швейных работ.

- Файл «Инструкция к выполнению домашнего заданияпо теме «Швейные ручные работы».

- Файл «Лист самоанализа практической работы «Швейные ручные работы».

- Видео мастер-классов (можно посмотреть ВКонтактеSvetlanaAjupova)

- Портфолио практических работ с образцами работ, выполненных ранее.

Методы обучения

Самостоятельная работа с учебником, просмотр видео, практическая работа, самостоятельная работа на закрепление нового материала, Интернет консультации в сети Вконтакте или Яндекс.Диске.

Консультации также возможны через смс по номеру телефона и через электронную почту

Формы обучения

Создание проблемной ситуациидля познавательно-исследовательской деятельности учащихся, просмотрвидео мастер-классов, дистанционные консультации.

Основные понятия и термины

Ручные швейные работы, временные строчки, постоянные ручные стежки, ниточное соединение деталей, стежок, строчка, шов; копирование линий выкройки, обметывание, сметывние, заметывание с открытым срезом, заметывание с закрытым срезом.

Оборудование

Компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, айфон (на выбор).

Швейные инструменты и приспособления для ручных работ.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения:изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных работ образцы ручных швов.

Метапредметные УУД:

познавательные– умение определять нужные понятия, классифицировать; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

регулятивные– научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать свои действия;

коммуникативные– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

•        Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Личностные: проявление познавательного интереса и активности;самоопределение в потенциальной сфере будущей профессиональной деятельности; смыслообразование (установление связи между мотивом и целью УД); самооценка умственных и физических действий; развитие готовности к самостоятельным действиям;)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Сообщает в ВК на стене или личным сообщением менеджерам подгрупп о начале занятия.

Менеджеры подгрупп, получив информацию от учителя, создают беседу в ВК и выкладывают ее в беседе.

Выкладывает учебное видео на своей странице или ссылки на него.

Отправляет в общую беседу файлы с инструкцией  практической работы и самоанализа с критериями.

Просматривают видео столько раз, сколько нужно для выполнения качественной практической работы. Задают вопросы, если что-то непонятно.

Формулировка проблемы, постановка цели, определение задач и путей решения проблемы

На стене в ВК выкладывает информацию об этапах изготовления швейных изделий и о необходимости первоначального этапа ручной сборки и подготовки изделия к первой примерке. Важность первой примерки.

Осознают проблему, изучают информацию в учебнике, читают инструкцию к самостоятельной работе, знакомятся с критериями оценки практической работы.

Технологический (практический этап) урока

Консультирует по запросу детей

Смотрят видео, выполняют самостоятельно образцы ручных швов по видео. Задают  возникающие вопросы.

Анализ проделанной работы, самооценка

Консультирует по запросу детей

Анализируют выполненную работу, оценивают в баллах каждый образец, заносят баллы в таблицу, выставляют себе оценку.

Представлен фрагмент технологической карты урока.

Приложение 2.

Инструкция к выполнению практического задания по теме «Швейные ручные работы», 5 класс

№ п/п

Описание работы

Примечания, ссылки

1

Внимательно прочитать § 18, разобрать практическую работу № 11.

Стр.112-119

Знать терминологию ручных работ

http://fusion-of-styles.ru/terminologiya-shvejnyx-ruchnyx-rabot/

2

Подготовить необходимые материалы и инструменты.

Стр. 118

3

Повторить выполнение ручного шва «вперед иголка»

По образцам в портфолио практических работ (выполнены ранее)

4

Подготовить детали кроя для образцов:

  1. «Образец обметывания петельным швом», 1 деталь 6*15 см

youtube.com или страница учителя в ВК

Петельный шов (Ручные швы)

  1. «Образец шва вподгибку с открытым срезом»,1 деталь 15*15 см

youtube.com или страница учителя в ВК

Машинные швы_шоввподгибку с открытым срезом_5 кл (смотрим и выполняем до 1мин 38 сек)

  1. «Образец шва вподгибку с закрытым срезом»,1 деталь 15*15 см

youtube.com или страница учителя в ВК

Шов вподгибку с закрытым срезом (смотрим до 3 мин 38 сек., далее заметать ручным швом «вперед иголка»

  1. «Образец сметочного шва», 2 детали 10*15 см

youtube.com или страница учителя в ВК

Ручные швы: сметочный шов

5

Выполненные образцы подвергнуть влажно-тепловой обработке, подписать и поместить в портфолио практических работ

Приложение 3.

Лист самоанализа практической работы «Швейные ручные работы»,

5 класс

ФИ _________________________________________________________

Класс __________________________

Образец шва

Критерии

Ручная строчка ровная

Стежки одинаковые по размеру

Закрепки выполнены на изнаночной стороне

Закрепки в виде обратных стежков

«Образец обметывания петельным швом»

«Образец шва вподгибку с открытым срезом»

«Образец шва вподгибку с закрытым срезом»

4.        «Образец сметочного шва»

Каждый критерий – 1 балл

Ключ:

16-14 баллов – «5»

13-10 баллов – «4»

9-7 баллов – «3»

6 баллов и менее – «2»

Приложение4.

Общие  рекомендации по подготовке учебного видео для урока

  • Для съемки необходима цифровая камера (у меня CanonEOS 550D) или айфон (смартфон).
  • *Удобство айфона и смартфона в том, что сразу пишешь видео и в специальных программах обрабатываешь прямо на нем (программы для айфона InShot - видео редактор и фото, VideoShow - видео редактор.
  • Программа для обработки и монтажа видеоролика (с помощью цифровой видеокамеры) (в моем случае FreemakeVideoConverter), компьютер, ноутбук, планшет, айфон или смартфон (на выбор), где вы будете работать с видео.
  • Написать сценарий видео урока.
  • Написать текст, который будете говорить за кадром, особенно, если он записывается одновременно со сьемкой.
  • Подготовить все необходимое, чтобы не отвлекаться во время сьемки.
  • Не снимать слишком длительные видео.
  • Прорепетировать несколько раз и даже записать пробное видео.
  • Снимать с помощником, а лучше с двумя.
  • Очень часто работе с гаджетами нужно учиться у детей, так как они принадлежат к поколению «цифровых аборигенов» и с цифровой техникой на ты.


[1]Семенова А., Шаталова М. Московские школы проведут «перевернутые уроки». http://izvestia.ru/news/561316

[2]Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 907-909.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрено педагогическим советом

Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.

logo

Утверждаю

Директор школы ________Туценко З.Н.

Приказ №350 «31» августа от 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по     элективному курсу «Бизнес, первые шаги»

основное общее образование

9     класс

2023-2024 учебный год

 

Составитель: Аюпова Сажида Аптулсакировна

 учитель высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета ...………….... 5
  2. Содержание учебного предмета ……………………………………....... 8
  3. Календарно-тематическое планирование …………………………….. 16

I. Планируемые результаты освоения учебного курса

Программа по элективному курсу «Бизнес, первые шаги» для 9 классов составлена согласно требованиям к предпрофильной подготовке обучающихся основной общей школы.

Программа элективного курса «Бизнес, первые шаги» для 9 классов составлена на основе пособий: Липсиц И.В. Бизнес и экономика: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 кл. общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 64 с. Розанова Н.М. Моя фирма: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 кл. общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 96 с.

Количество часов по учебному плану – 34 часа в год, по программе – 34 часа.

Основная цель – формирование первоначальных представлений о бизнесе как о профессии, а также о профессиях в области ресторанного бизнеса.

Цели и задачи педагога в рамках преподавания элективного курса «Бизнес, первые шаги» для 9 классов:

  • вызвать интерес к профессиям в сфере экономики и бизнеса;
  • увеличить долю учащихся, выбравших экономико-технологический профиль на 5%;
  • обеспечить долю учащихся, вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность – 10%;
  • активно внедрять информационно - коммуникационные технологии в образовательный процесс;
  • способствовать профессиональной ориентации учащихся;
  • формировать компетентность получения информации из различных источников;
  • использовать развивающие педагогические технологии (технологию проектной деятельности, технологию творческого мышления, использовать проблемный метод, деловые игры);
  • активно использовать в 2020-2021 учебном году технологию накопительной оценки достижений учащихся старших классов – портфолио, как одного из эффективных методов мониторинга результатов учащихся.

Цели и задачи элективного курса «Бизнес, первые шаги»:

  • формирование общих представлений об экономике и бизнесе;
  • усвоение учащимися основных положений о потребностях человека и общества;
  • развитие экономического мышления учащихся;
  • формирование умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания в сфере современного бизнеса, в том числе ресторанного;
  • предоставление учащимся возможности осознанного выбора профессии и сферы деятельности, связанных с бизнесом.

В результате изучения элективного курса «Бизнес, первые шаги» учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины (экономика, бизнес, рынок, маркетинг, менеджмент; логистика, фирма, бюджет, фирма, кредит, деньги, банки, активы, пассивы, реклама, бизнес-план, бухгалтер, карьера и др.)
  • роль потребностей человека в экономике и бизнесе;
  • принципы руководства фирмой, бизнесом;
  • объект предпринимательской деятельности;
  • основы бухгалтерских задач;
  • основы банковской деятельности.

В результате изучения элективного курса «Бизнес, первые шаги» учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в основных экономических понятиях;
  • составлять простой бизнес-план;
  • анализировать потребности людей на потребительском рынке для генерации предпринимательских идей;
  • получать информацию из различных источников о бизнесе, специалистах в сфере бизнеса;
  • ориентироваться в учебных профессиональных заведениях, в которых можно получить экономические профессии.

В программе элективного курса «Бизнес, первые шаги» предусмотрено выполнение творческих или проектно-исследовательских работ.

Основным дидактическим средством обучения элективного курса «Бизнес, первые шаги» является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетные методы обучения технологии:

  • деловые игры;
  • практические работы,
  • выполнение проектов.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности:

• урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей, урок – рассказ о любимой профессии и др.

• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Личностные результаты.

Важные личностные характеристики и установки выпускника:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, выработке собственной позиции;
  • гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
  • готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, правовая грамотность;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие традиционных ценностей семьи, формирование ответственного отношения к своей семье;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности;
  • осознанный выбор предпринимательства как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • потребность трудиться, уважение к труду, добросовестное, ответственное и творческое отношение к трудовой деятельности.

Метапредметные результаты.

       Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • самостоятельно определять цели и оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью.

      Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • различать возможные варианты организации продаж;
  • объяснять, что такое дифференциация продукта;
  • отличать бренд от обычного наименования продукта;
  • определять необходимые ресурсы для создания бизнеса;
  • различать потенциальные источники финансирования на этапе создания бизнеса;
  • различать организационно-правовые формы предприятия с
  • точки зрения их преимуществ и недостатков для ведения бизнеса;
  • рассчитывать выручку от продаж и издержки производства;
  • различать постоянные и переменные издержки;
  • рассчитывать прибыль и налог на прибыль:
  • различать варианты использования прибыли;
  • оценивать предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения бизнеса;
  • рассчитывать точку безубыточности предприятия;
  • анализировать простейшие финансовые показатели деятельности фирмы;
  • объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • понимать необходимость соблюдения обязанности по уплате налогов;
  • анализировать информацию о бизнесе из адаптированных источников различного типа.
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

      Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, исполнитель, выступающий ит. д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты.

       Выпускник на базовом уровне научится:

  • отличать предпринимательскую деятельность от работы по
  • найму;
  • развивать в себе необходимые качества для предпринимательской деятельности и приобретать недостающие навыки;
  • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
  • находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса;
  • находить идеи для собственного дела;

       Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • проводить анализ преимуществ и недостатков предпринимательской деятельности;
  • формулировать бизнес-идею;
  • оценивать спрос на новый продукт (размер рынка);
  • анализировать конкурентную среду;
  • использовать в повседневной жизни приобретённые ключевые компетенции при выполнении учебно-групповых проектов;
  • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
  • применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои денежные средства;
  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных действий в качестве предпринимателя, члена семьи и гражданина;
  • объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
  • использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с ведением бизнеса:
  • использовать знания о маркетинговых коммуникациях в реальной жизни;
  • выявлять профиль потенциального клиента;
  • применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования социально-экономической роли предпринимателя.

II. Содержание учебного предмета

п/п

Разделы программы

Количество часов

всего

теория

практ.

1.

Как устроена жизнь? Хочу и могу.

2

1

1

2.

Что хочет потребитель?

2

1

1

3.

Как создать сильную фирму?

2

1

1

4.

Генерал от бизнеса.

2

1

1

5.

Финансы не поют романсы!

2

1

1

6.

Зачем бизнесмену математика?

2

1

1

7.

Где взять деньги на бизнес?

2

1

1

8.

Чай, кофе, потанцуем! Предпринимательская идея.

3

1

2

9.

Есть ли у Вас план? Пишем бизнес-план!

3

1

2

10.

Проект. Организационная часть.

2

1

1

11.

Проект. Технологическая часть. Оформление паспорта проекта.

2

1

1

12.

Проект. Технологическая часть. Организация приема

7

1

6

13.

Проект. Технологическая часть. Прием гостей.

2

-

2

14.

Презентация проекта

1

-

1

Всего за год

34

12

22

III. Календарно – тематическое планирование по элективному курсу «Бизнес, первые шаги» 9 класс

Колич. часов

Дата проведения

Раздел, тема

Практические задания

Межпредметные связи:

ИЗО; технология; черчение; обществознание

план

факт

О бизнесе (9 часов)

2

Как устроена жизнь?

Проанализировать свои потребности и возможности и соотнести их с производством благ.

Выделить основные составные части экономики: торговля, производство, услуги, денежная система

2

Что хочет потребитель?

Проанализировать потребительский рынок города Нижневартовска с целью выявления недостающих услуг

2

Как создать сильную фирму?

Просмотр фильма о менеджменте

2

Генерал от бизнеса.

Тест на лидерские качества

2

Финансы не поют романсы!

Составляем финансовый портрет фирмы: активы и пассивы

2

Зачем бизнесмену математика?

Разбираем три главные задачи бухгалтера: анализ, учет и оценка.

2

Где взять деньги на бизнес?

Рисуем схему «Роль банкира в бизнесе»

3

Чай, кофе, потанцуем! Предпринимательская идея

Выдвигаем идеи и выбираем лучшую

3

Есть ли у Вас план? Пишем бизнес-план!

Составляем бизнес-план

Проектная деятельность (8ч)

2

Проект. Организационная часть

Определение темы, сбор информации

2

Проект. Технологическая часть. Оформление паспорта проекта

Оформление паспорта проекта

7

Проект. Технологическая часть. Организация приема

Работа над проектом

2

Проект. Технологическая часть. Подготовка и прием гостей

Прием гостей

1

Презентация проекта

Защита

34

Всего за год