Материалы для уроков физики

Федоров Александр  Михайлович

1. Презентации к урокам  физики 9 класса: "Движение тел.Материальная точка", "Положение тела в пространстве","Графическое представление движения" и т.д.

2. ВИДЕОУРОКИ по механике для 9 и 10 классов. В архиве 6 уроков. Ссылка в ЯндексДиске: http://yadi.sk/d/m5o3zI_F2W_sS

3. Задания для внутришкольной олимпиады по физике для 8 класса(1-е полугодие): http://yadi.sk/d/i8XVeuUlEPBaY

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как определить положение тела ? ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ. Система отсчета Учитель физики Федоров Александр Михайлович МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Республика Саха

Слайд 2

Координаты Положение тела или точки можно задать только относительно какого-нибудь другого тела, которое называют телом отсчета. Тело отсчета можно выбрать произвольно. Им может быть дом , вагон поезда, в котором мы едем, автомобиль Телами отсчета могут быть Земля, Солнце, звезды.

Слайд 3

После того, как тело отсчета выбрано, через какую-нибудь е го точку проводят оси координат, и положение любой точки в пространстве описывают ее координатами. Т.О 150 м 100 м Т.О – начало отчета , обычно обозначают точкой О. Координата авто- 150 м Координата зайца - -100 м., т. к. отсчитывается влево от точки О. Положение точки на прямой определяется одной координатой Х

Слайд 4

Если тело движется в пределах некоторой плоскости, например, лодка на озере. Из начала координат проводят две взаимно перпендикулярные оси ОХ и ОУ. Y Х O Положение точки определяют двумя координатами х= ? и у= ?. 125 60 5 0

Слайд 5

Если тело движется в пространстве( например, самолет в воздухе), то через выбранную ТО проводят три взаимно перпендикулярные оси координат : OX, OY, OZ. X Y Z O Y X Z Пространство, в котором мы живем, трехмерное. Тело отсчета, система координат и прибор для измерения времени образуют систему отсчета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ t, c 0 X, м Учитель физики Федоров Александр Михайлович МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Республика С аха

Слайд 2

Формула X = X 0 + V x * t показывает, как с течением времени изменяется координата тела(точки) при прямолинейном равномерном движении. Она описывает движение. Х,м t , c 0 10 2 0 3 0 -10 -20 1 -30 2 3 A График движения тела

Слайд 3

Х,м t , c 0 10 2 0 3 0 -10 -20 1 -30 2 3 A По виду графиков движения можно судить не только о координате тела, но и о его скорости. Чем круче график движения , т. е. чем больше угол между ним и осью абсцисс, тем больше скорость движения. 1 2 3

Слайд 4

ГРАФИК СКОРОСТИ Наряду с графиками движения часто пользуются графиками скорости. Их получают, откладывая по оси абсцисс время, а по оси ординат – проекции скорости тела. t , c V x , м /c 1 2 0

Слайд 5

V x , м /c 1 0 t ,c t 1 V 1 V 1 t 1 = площади заштрихованного прямоугольника

Слайд 6

Итак, мы разобрали два графических представления движения : График движения – зависимость X(t) График скорости – зависимость V(t) , еще по графику скорости можно вычислить перемещение тела за данный промежуток времени.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ Что такое перемещение ? Учитель физики Федоров Александр М ихайлович МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Республика Саха

Слайд 2

Движущееся тело не просто движется. Оно всегда движется куда-то в каком –то направлении. М1 S S S S S Чтобы найти новое положение тела, нужно знать направление отрезка прямой, соединяющего начальное и конечное положения тела. Этот направленный отрезок прямой и представляет собой перемещение тела.

Слайд 3

S M 1 M 2 S Перемещением тела называется направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

Слайд 4

Перемещение тела надо отличать от его траектории(линии, по которой происходит движение тела). Траектория М1 М2 Перемещение

Слайд 5

Величина “ перемещение ” отличается от других физических величин тем, что о ней, кроме числового значения, надо знать еще, как она направлена. Такие величины называются векторными. Векторную величину изображают в виде отрезка, который начинается в некоторой точке и заканчивается острием, указывающим направление. S Модуль вектора будем обозначать такой же буквой, но без стрелки. Величины, которые задаются только числом, называются скалярами.

Слайд 6

Итак, мы узнали что такое перемещение. 1.Перемещением тела называется направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. 2. Что такое вектор. Отрезок-стрелка. 3. Что такое скаляр . Величины, которые задаются только числом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ.Скорость Учитель физики Федоров Александр Михайлович МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Республика С аха Федоров А.М . МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Респ. Саха

Слайд 2

Прямолинейное движение – это движение. При котором траектория тела(точки) – прямая линия. Прямолинейным равномерным движением называют такое движение, при котором тело(точка) за любые равные промежутки времени с овершает одинаковые перемещения. Федоров А.М . МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Респ. Саха Х О А Х 0 Х 1 Х 2 Х 3 Х 4 Х 5

Слайд 3

Перемещение, совершаемое за единицу времени, называют скоростью движения тела и обозначают буквой v . Узнать скорость можно, измерив любой участок пути, даже самый малый, и промежуток времени, в течение которого этот участок был пройден. Скоростью равномерного прямолинейного движения называют постоянную величину, равную отношению перемещения тела за любой промежуток времени к значению этого промежутка. V =S/t. Если скорость V известна, то перемещение S за время t выражается равенством : S = V*t Федоров А.М . МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Респ. Саха

Слайд 4

V x >0 V x <0 Х При вычислениях пользуются формулами, в которые входят не векторы, а их проекции на оси координат, т.к. над проекциями можно производить алгебраические действия. Федоров А.М . МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Респ. Саха

Слайд 5

Так как векторы s и v * t равны, то равны и их проекции на ось Х, т. е. S x = v x t . Теперь можно получить формулу для вычисления координаты х в любой момент времени. X = X 0 + S x , следовательно, X = X 0 + V x t . * X X O O v v V x >0 V x <0 Федоров А.М . МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Респ. Саха Проекция вектора скорости может быть как положительной, так и отрицательной! Используя формулу * можно вычислить проекцию скорости на ось Х :

Слайд 6

Прибор для измерения скорости – спидометр показывает модуль скорости, а не вектор. Федоров А.М . МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Респ . Саха V x = (X – X 0 )/t. Проекция скорости на координатную ось равна изменению координаты в единицу времени, т. е. скорость показывает, как быстро изменяются при движении координаты тела.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Равноускоренное движение. Ускорение. Что такое ускорение ? Учитель физики Федоров Александр Михайлович МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Республика С аха

Слайд 2

При неравномерном движении определять перемещение тела по формуле уже нельзя потому что скорость в разных местах траектории и в разные моменты времени различна. Как же определить перемещение тела, а значит, и его координаты при неравномерном движении ? Будем пользоваться понятием “ мгновенная скорость ” . Мгновенная скорость тела – это скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории. Для простоты будем рассматривать такое неравномерное движение, при котором скорость тела за каждую единицу времени изменяется одинаково, т. е. равноускоренное движение. Для характеристики быстроты изменения скорости вводится физическая величина – ускорение. Обозначается буквой а. S = V*t

Слайд 3

Если в начальный момент времени тело уже имело некоторую скорость V 0 , то изменение скорости V - V 0 , а для ускорения получается формула : a = (v – v 0 )/t. Ускорением тела при его равноускоренном движении называют величину, равную отношению изменения скорости к промежутку времени, за который произошло это изменение. Ускорение – векторная величина. Она имеет такое же направление, как и изменение скорости. За единицу ускорения в Международной системе единиц принимают такое ускорение прямолинейно и равноускоренно движущейся точки, при котором за 1 с ее скорость изменяется на 1 м /c. Эту единицу ускорения записывают так : 1 м /c 2

Слайд 4

Равноускоренное движение - это движение с постоянным ускорением. Скорость при РУД : по определению a = (v – v 0 )/t. Откуда получается, что : v = v 0 + a ·t Полученное выражение называют уравнением скорости РУД. Если v 0 = 0 , то формула принимает вид : v = a ·t Запишем уравнения для проекций векторов на ось координат : v x = v 0x + a x ·t , v x = a x ·t ,

Слайд 5

При движении с возрастающей скоростью векторы v, v 0 и a сонаправлены

Слайд 6

При торможении вектор а направлен противоположно векторам v и v 0

Слайд 7

Графическое изображение скорости v x 0 t v x 0 t v x 0 t 1 2 3 1 – для случая v 0 =0, 2 - v 0 >0 тело движется с возрастающей скоростью, 3 – движение замедляется вплоть до остановки.

Слайд 8

Итак, мы изучили что такое РУД - движение, при котором скорость тела за каждую единицу времени изменяется одинаково. Что такое ускорение - a = (v – v 0 )/t. Ускорением тела при его равноускоренном движении называют величину, равную отношению изменения скорости к промежутку времени, за который произошло это изменение. Вывели уравнение скорости РУД : v = v 0 + a ·t


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Движение по окружности Учитель физики Федоров Александр Михайлович МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Республика Саха

Слайд 2

В окружающей нас жизни мы встречаемся с движением по окружности довольно часто. Так движутся стрелки часов и зубчатые колеса их механизмов ; так движутся автомобили по выпуклым мостам и на закругленных участках дорог ; по круговым орбитам движутся искусственные спутники Земли.

Слайд 3

Мгновенная скорость тела, движущейся по окружности, направлена по касательной к ней в этой точке. Это нетрудно наблюдать.

Слайд 4

Мы будем изучать движение точки по окружности с постоянной по модулю скоростью. Его называют равномерным движением по окружности. Скорость точки, движущейся по окружности, часто называют линейной скоростью. Если точка движется по окружности равномерно и за время t проходит путь L, равный длине дуги АВ, то линейная скорость (ее модуль) равна V = L/t A B

Слайд 5

Равномерное движение по окружности – это движение с ускорением, хотя модуль скорости не меняется. Но направление непрерывно изменяется. Следовательно, в этом случае ускорение а должно характеризовать изменение скорости по направлению. О v a Вектор ускорения а при равномерном движении точки по окружности направлен по радиусу к центру окружности, поэтому его называют центростремительным. Модуль ускорения определяется по формуле : a = v 2 /R, Где v – модуль скорости движения точки, R – радиус окружности.

Слайд 6

ПЕРИОД ОБРАЩЕНИЯ Движение тела по окружности часто характеризуют не скоростью движения v, а промежутком времени, за который тело совершает один полный оборот. Эта величина называется периодом обращения. Обозначают ее буквой Т. При расчетах Т выражают в секундах. За время t, равное периоду Т, тело проходит путь, равный длине окружности : L = 2 R. Следовательно, v = L/T=2 R/T. Подставив это выражение в формулу для ускорения получим для него другое выражение : a= v 2 /R = 4 2 R/T 2 .

Слайд 7

Частота обращения Движение тела по окружности можно характеризовать еще одной величиной – числом оборотов по окружности в единицу времени. Ее называют частотой обращения и обозначают греческой буквой  (ню). Частота обращения и период связаны следующим соотношением : = 1/T Единица частоты – это 1 /c или Гц. Используя понятие частоты, получим формулы для скорости и ускорения : v = 2R/T = 2R; a = 4 2 R/T 2 = 4 2  2 R.

Слайд 8

Итак, мы изучили движение по окружности : Равномерное движение по окружности – это движение с ускорением a = v 2 /R . Период обращения - промежуток времени, за который тело совершает один полный оборот. Обозначают ее буквой Т. Частота обращения - число оборотов по окружности в единицу времени. Ее обозначают греческой буквой  (ню). Частота обращения и период связаны следующим соотношением :  = 1/T Формулы для скорости и ускорения : v = 2R/T = 2R; a = 4 2 R/T 2 = 4 2  2 R.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Законы движения Первый закон Ньютона – закон инерции Учитель физики Федоров Александр Михайлович МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Республика Саха

Слайд 2

Впервые вопросы о покое и движении тел проанализировал Г. Галилей. Явление сохранения скорости тела постоянной( в частности, скорости, равной нулю) называют инерцией. А движение такого “ свободного ” тела называют движением по инерции. Г. Галилей пришел к выводу, что в том случае, когда на тело не действуют другие тела, оно либо находится в покое, либо движется прямолинейно и равномерно. Ньютон был убежден в правоте Галилея и включил его выводы в систему законов движения, сформулировав этот закон следующим образом : Всякое тело сохраняет свое первоначальное состояние относительного покоя или прямолинейного равномерного движения, пока на него не подействуют другие тела и не изменят это состояние.

Слайд 3

Таким образом, тела могут находиться в относительном покое или двигаться прямолинейно и равномерно и в том случае, когда в направлении движения действие на них других тел уравновешено.

Слайд 4

Второй закон Ньютона Если на тела разных масс действует одна и та же сила, то величина, равная произведению массы на его ускорение, остается одной и той же. Ньютон сформулировал важный закон движения : Сила, действующая на тело, равна произведению массы на сообщаемое этой силой ускорение. В математической форме второй закон Ньютона записывается так : F = ma. Сила и ускорение - векторные величины, поэтому эта формулу следует записать в векторной форме : F = ma. Ускорение, которое сила сообщает телу, определяется формулой : a = F/m

Слайд 5

На основе второго закона Ньютона F = ma устанавливается единица силы. За единицу силы в Международной системе единиц принимается сила, сообщающая телу массой 1 кг ускорение 1 м /c 2 . Эта единица в честь Ньютона названа ньютоном (сокращенно Н) : 1H = 1 кг · м /c 2 . Силы, с которыми динамометры действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению : F 1 = - F 2

Слайд 6

Это равенство выражает третий закон Ньютона : Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению. Так как мы считаем тела точками, то в формулировке третьего закона следует добавить, что силы направлены вдоль прямой, соединяющей эти точки. Этот закон отражает тот факт, что в природе нет и не может быть одностороннего действия одного тела на другое, а существует лишь взаимодействие.

Слайд 7

Законы Ньютона взаимосвязаны. Первый закон отвечает на вопрос : как будет двигаться тело, на которое не действуют силы или действия этих сил взаимно компенсируют друг друга. Второй закон развивает сказанное в первом законе, отвечая на вопрос как будет двигаться тело, к которому приложена сила, действие которой не скомпенсировано. Третий закон гласит : силы действия и противодействия появляются одновременно парами. Нет действия без противодействия. Третий закон также позволяет определить, сколько сил действует на тело. Число этих сил всегда равно числу тел, с которыми взаимодействует данное тело.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закон сохранения механической энергии Учитель физики Федоров Александр Михайлович МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Республика Саха

Слайд 2

Механическая энергия H h v 0 v ( E к ) max ( E p ) max ( E к ) max = m(v 0 ) 2 /2 ( E p ) max = mgh E = E k + E p

Слайд 3

Полная механическая энергия свободно поднимающегося или свободно падающего тела в любой точке траектории одинакова и равна его кинетической энергии в нижней точке или потенциальной энергии в верхней точке траектории. Допустим, что в замкнутой системе тел, в которой не действуют силы трения и нет неупругих деформаций, внутренние силы в процессе взаимодействия тел совершили работу А. Эта работа приведет к изменению потенциальной и кинетической энергии системы. Выразим работу внутренних сил системы через изменения ее кинетической и потенциальной энергии : A=E k2 – E k1 и A= -( E p2 – E p1 ). Сгруппировав члены, относящиеся к одному и тому же состоянию системы, получим E k1 + E p1 = E k2 + E p2

Слайд 4

В замкнутой системе, в которой действуют только консервативные силы, полная механическая энергия тел сохраняется. E = E k + E p = const. Консервативные силы – силы тяготения и силы упругости. Энергия не создается и не уничтожается, а только превращается из одного вида в другой : из кинетической в потенциальную или наоборот.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Импульс. Закон сохранения импульса Что такое импульс ? Учитель физики Федоров Александр Михайлович МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Республика Саха

Слайд 2

Слово “ импульс ”( impulsus ) в переводе с латинского означает “ толчок ”. Импульс силы : I = Ft Импульс силы векторная величина. Единица импульса силы в СИ – 1 Н·с(ньютон-секунда) Импульс тела – величина, равная произведению массы тела на его скорость : p= mv Единица импульса тела – 1 кг·м /c (килограмм-метр в секунду)

Слайд 3

Тело массой m двигалось со скоростью v 0 . Затем на это тело в течение времени t действовала сила F. Во время действия силы тело имело ускорение a = (v- v 0 )/t, где v – конечная скорость тела. По второму закону Ньютона a = F/m. Следовательно, (v- v 0 )/t = F/m или mv – mv 0 = Ft В левой части равенства стоит изменение импульса тела, а в правой – импульс силы. Т. о. , изменение импульса тела равно импульсу внешней силы. Именно в таком виде Ньютон сформулировал свой второй закон. Полученное соотношение показывает, что одинаковые изменения импульса тела могут быть получены в результате действия большой силы в течение малого интервала времени или малой силы за большой интервал времени.

Слайд 4

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА Рассмотрим замкнутую систему тел(изолированную) При взаимодействии тележек сумма импульсов тележек осталась равной нулю, как говорят, она сохранилась. Полный импульс замкнутой системы сохраняется в любом случае.

Слайд 5

Запишем для каждого тела второй закон Ньютона : Для первого тела : F 1 t = m 1 v 1 - m 1 v 01 ; Для второго тела : F 2 t = m 2 v 2 – m 2 v 02 ; Так как F 1 = - F 2 , то m 1 v 1 - m 1 v 01 = - ( m 2 v 2 – m 2 v 02 ) или m 1 v 1 - m 1 v 01 = m 2 v 02 – m 2 v 2 . Перенеся импульсы тел до взаимодействия в одну сторону равенства, а после в другую , получим : m 1 v 01 + m 2 v 02 = m 1 v 1 + m 2 v 2 Обозначив каждый импульс одной буквой p , перепишем в виде : p 01 + p 02 = p 1 + p 2 .

Слайд 6

Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы. Это фундаментальный, самостоятельный закон природы, не знающий никаких исключений. Этот закон абсолютно точно соблюдается и в макромире, и в микромире.

Слайд 7

Итак, сегодня мы изучили следующие понятия : Слово “ импульс ”( impulsus ) в переводе с латинского означает “ толчок ”. Импульс силы : I = Ft 3. Импульс тела – величина, равная произведению массы тела на его скорость : p= mv 4. Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы интегральных схем Дополнительный материал по теме : “ Полупроводники ” Учитель физики Кюкяйской СОШ Сунтарского улуса Республики Саха Федоров А . М .

Слайд 2

p-n переход Полупроводники , из которых изготовляют транзисторы и диоды , разделяются на полупроводники с электронной - n( negative - отрицательный) и дырочной – p (positive – положительный) проводимостью . Принцип действия полупроводниковых диодов основан на свойствах p-n перехода , когда в контакте находятся два полупроводника p и n типа . В месте контакта происходит диффузия положительных зарядов (дырок) из области p в область n, а электронов обратно , из n в p. Однако без внешнего воздействия процесс стабилизируется , потому что образуется так называемый запирающий слой . __ __ __ __ __ __ __ __ n p + + + + + + _ _ _ _ _ _ + + + + + + + + + + + + + +

Слайд 3

Полупроводниковые диоды При подключении к области p “ плюса “ источника электрического тока , а к n “ минуса ”, запирающий слой разрушится , такой диод будет проводить ток . Если осуществить подключение источника питания наоборот , т . е . к p – “ минус ”, а к n – “ плюс ”, то ток будет фактически равен нулю . Это основное свойство полупроводниковых диодов позволяет применять их в качестве выпрямителей тока . Большинство полупроводников делается из кремния и германия с различными добавками , из оксидов некоторых металлов . В зависимости от добавок они имеют n- или p- тип . А К прямое вкл обратное вкл

Слайд 4

Транзистор Транзистор представляет собой трехслойную структуру из таких же полупроводниковых материалов , однако в основе его работы лежит не один , а два p-n перехода . Внешние слои называют эмиттером и коллектором , а средний (обычно очень тонкий , порядка нескольких микрон) слой – базой .

Слайд 5

Биполярный транзистор Тип n – p – n Тип p – n – p n p n p n p Э Б К Основной недостаток биполярного транзистора – большое потребление энергии и выделение тепла .

Слайд 6

Полевой транзистор В качестве альтернативы был разработан полевой транзистор . Он представляет собой однополярный полупроводниковый прибор , выводы которого называются и ст ок , сток , затво р . При подаче напряжения на затвор и сток( или соответственно исток) носители заряда , электроны в областях с проводимостью n- типа (или дырки в областях с проводимостью p- типа) , проходят через возникающий под затвором тонкий проводящий канал .

Слайд 7

МОП - транзисторы Полевые транзисторы с изолированным затвором – МДМ(металл – диэлектрик – полупроводник) . МОП- транзисторы более экономичны . Транзистор , изобретенный в 1948 г ., лежит в основе всех современных микросхем и микропроцессоров . Его авторы- Уильям Шокли , Уолтер Браттейн , Джон Бардин получили Нобелевскую премию по физике в 1956 г .

Слайд 8

Применение транзисторов в вычислительной технике Состояние транзистора , когда через коллектор течет большой ток , можно условно принять за 1 , а малый – за 0 . Вначале транзисторы изготовлялись как отдельные элементы и представляли собой цилиндры диаметром в десяток миллиметров с несколькими проволочными выводами .

Слайд 9

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ Полупроводниковая микросхема — все элементы и межэлементные соединения выполнены на одном полупроводниковом кристалле (например, кремния , германия , арсенида галлия ). Плёночная микросхема — все элементы и межэлементные соединения выполнены в виде плёнок: толстоплёночная интегральная схема; тонкоплёночная интегральная схема. Гибридная микросхема — кроме полупроводникового кристалла содержит несколько бескорпусных диодов, транзисторов и(или) других электронных компонентов, помещённых в один корпус.

Слайд 10

Классификация микросхем В СССР были предложены следующие названия микросхем в зависимости от степени интеграции (указано количество элементов для цифровых схем): Малая интегральная схема (МИС) — до 100 элементов в кристалле. Средняя интегральная схема (СИС) — до 1000 элементов в кристалле. Большая интегральная схема (БИС) — до 10000 элементов в кристалле. Сверхбольшая интегральная схема (СБИС) — до 1 миллиона элементов в кристалле. Ультрабольшая интегральная схема (УБИС) — до 1 миллиарда элементов в кристалле. Гигабольшая интегральная схема (ГБИС) — более 1 миллиарда элементов в кристалле. В настоящее время название ГБИС практически не используется (например, последние версии процессоров Pentium 4 содержат пока несколько сотен миллионов транзисторов), и все схемы с числом элементов, превышающим 10 000, относят к классу СБИС, считая УБИС его подклассом. Интегральная микросхема может обладать законченным, сколь угодно сложным, функционалом — вплоть до целого микрокомпьютера ( однокристальный микрокомпьютер ).

Слайд 11

Корпуса микросхем Микросхемы выпускаются в двух конструктивных вариантах — корпусном и бескорпусном. Бескорпусная микросхема — это полупроводниковый кристалл, предназначенный для монтажа в гибридную микросхему или микросборку. Корпус — это часть конструкции микросхемы, предназначенная для защиты от внешних воздействий и для соединения с внешними электрическими цепями посредством выводов. Корпуса стандартизованы для упрощения технологического процесса изготовления изделий из разных микросхем. Число стандартных корпусов исчисляется сотнями. В российских корпусах расстояние между выводами измеряется в миллиметрах и наиболее часто это 2,5 мм или 1,25 мм. У импортных микросхем расстояние измеряют в дюймах, используя величину 1/10 или 1/20 дюйма, что соответствует 2,54 и 1,28 мм. В корпусах до 16 выводов эта разница не значительна, а при больших размерах идентичные корпуса уже несовместимы. В современных импортных корпусах для поверхностного монтажа применяют и метрические размеры: 0,8 мм; 0,65 мм и другие.

Слайд 12

Вид обрабатываемого сигнала Все микросхемы подразделяют на две группы - аналоговые и цифровые. Аналоговые микросхемы предназначены для работы с непрерывными во времени сигналами. К их числу можно отнести усилители радио-, звуковой и промежуточной частот, операционные усилители, стабилизаторы напряжения и др. Для аналоговых микросхем характерно то, что входная и выходная электрические величины могут иметь любые значения в заданном диапазоне. В цифровых же микросхемах входные и выходные сигналы могут иметь один из двух уровней напряжения: высокий или низкий. В первом случае говорят, что мы имеем дело с высоким логическим уровнем, или логической 1, а во втором - с низким логическим уровнем, или логическим 0. В основу работы цифровых микросхем положена двоичная система счисления. В этой системе используются две цифры: 0 и 1. Цифра 0 соответствует отсутствию напряжения на выходе логического устройства, 1 - наличию напряжения. С помощью нулей и единиц двоичной системы можно записать (закодировать) любое десятичное число. Так, для записи одноразрядного десятичного числа требуются четыре двоичных разряда. Сказанное поясняется табл. 1.

Слайд 13

В первом столбце таблицы (ее называют таблицей истинности) записаны десятичные числа от 0 до 9, а в последующих четырех столбцах - разряды двоичного числа. Видно, что число в последующей строке получается в результате прибавления 1 к первому разряду двоичного числа. С помощью четырех разрядов можно записать числа от 0000 до 1111, что соответствует диапазону чисел от 0 до 15 в десятичной системе. Таким образом, если двоичное число содержит N разрядов, то с его помощью можно записать максимальное десятичное число, равное 2^(N-1). По таблице также несложно заметить, как можно перевести число из двоичной системы в десятичную. Для этого достаточно сложить степени числа 2, соответствующие тем разрядам, в которых записаны логические 1. Так, двоичное число 1001 соответствует десятичному числу 9 (2^3 + 2^0). Двоичную систему счисления используют в большинстве современных цифровых вычислительных машин.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

8 класс

  1. Почему чайник с небольшим количеством воды остывает быстрее, чем наполненный доверху?
  2. Воду массой 500 г. и температурой 50ْ  С нагрели до кипения и превратили в пар. Какое количество теплоты для этого потребовалось?( удельная теплоемкость воды составляет 4200 Дж/кг*C; удельная теплота парообразования   2,3*105 Дж/кг).
  3. Можно ли вскипятить воду в кастрюле, плавающей в кипящем спирте; в кипящей ртути? Ответ поясните. (Температура кипения спирта 78 ْ С, ртути  357 ْ С.)
  4. Возможно ли такое физическое явление: тело отдает некоторое количество теплоты окружающим телам, но при этом не охлаждается?
  5. В термос с 400 г. воды при 20 ْ С поместили 100 г. льда при температуре -8 ْ С. Какая установится общая температура?

8 класс

  1. Почему чайник с небольшим количеством воды остывает быстрее, чем наполненный доверху?
  2. Воду массой 500 г. и температурой 50ْ  С нагрели до кипения и превратили в пар. Какое количество теплоты для этого потребовалось?( удельная теплоемкость воды составляет 4200 Дж/кг*C; удельная теплота парообразования   2,3*105 Дж/кг).
  3. Можно ли вскипятить воду в кастрюле, плавающей в кипящем спирте; в кипящей ртути? Ответ поясните. (Температура кипения спирта 78 ْ С, ртути  357 ْ С.)
  4. Возможно ли такое физическое явление: тело отдает некоторое количество теплоты окружающим телам, но при этом не охлаждается?
  5. В термос с 400 г. воды при 20 ْ С поместили 100 г. льда при температуре -8 ْ С. Какая установится общая температура?

8 класс

  1. Почему чайник с небольшим количеством воды остывает быстрее, чем наполненный доверху?
  2. Воду массой 500 г. и температурой 50ْ  С нагрели до кипения и превратили в пар. Какое количество теплоты для этого потребовалось?( удельная теплоемкость воды составляет 4200 Дж/кг*C; удельная теплота парообразования   2,3*105 Дж/кг).
  3. Можно ли вскипятить воду в кастрюле, плавающей в кипящем спирте; в кипящей ртути? Ответ поясните. (Температура кипения спирта 78 ْ С, ртути  357 ْ С.)
  4. Возможно ли такое физическое явление: тело отдает некоторое количество теплоты окружающим телам, но при этом не охлаждается?
  5. В термос с 400 г. воды при 20 ْ С поместили 100 г. льда при температуре -8 ْ С. Какая установится общая температура?

Ответы:  

  1. Должна быть приведена формула Q = c*m*(t2 – t1 ), должна быть показана зависимость от массы. Чем > m, тем большее количество энергии расходуется на нагревание и соответственно требуется большее время  для остывания.
  2. 220 кДж или 2,2*105 Дж.
  3. В ртути можно.
  4. При кристаллизации.
  5. 0 ْ  С.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вынужденные колебания Учитель физики и информатики Кюкяйской СОШ Сунтарского улуса Республики Саха Федоров Александр Михайлович

Слайд 2

До сих пор мы рассматривали идеализированный случай колебания тел, пренебрегая силами трения. При учете этих сил механическая энергия системы уменьшается, а колебания постепенно ослабевают. Амплитуда колебаний с каждым периодом уменьшается. Т

Слайд 3

В технике используются незатухающие колебания, которые могут длиться сколь угодно долго. Такие колебания получаются, если на систему действует внешняя периодическая сила. Колебания называются вынужденными. Пример : качели

Слайд 4

Вынужденные колебания совершает пила электролобзика, игла швейной машины, поршень внутри цилиндра и т.д. Вынужденные колебания совершает корабль, плывя по волнам, поезд, раскачиваясь по рельсам.

Слайд 5

Амплитуда колебаний зависит не только от величины вынуждающей силы, но и от её частоты. С увеличением частоты действующей силы амплитуда колебаний растет и достигает максимума, когда частота вынуждающей силы совпадает с частотой собственных колебаний. При равенстве и происходит резонанс А

Слайд 6

Амплитуда вынужденных колебаний зависит еще и от силы трения. Чем меньше сила трения, тем больше амплитуда установившихся колебаний. f тр1 f тр 1 < f тр2 < f тр3 f тр2 f тр3 А

Слайд 7

Явление резонанса может быть причиной разрушения машин, зданий, мостов и других сооружений, если собственные частоты их колебаний совпадут с частотой периодической силы. Поэтому, например, двигатели в автомобилях устанавливаются на специальных амортизаторах, а воинским подразделениям при движении по мосту запрещается идти в «ногу » .

Слайд 8

Случается, что частота ударов колес на стыках рельсов совпадает с частотой колебаний вагонов на рессорах, и вагон тогда очень сильно раскачивается. Корабль также имеет свой период качаний на воде. Для того, чтобы с помощью наименьшей периодической силы получить определенный размах вынужденных колебаний, нужно действовать в резонанс. Тяжелый язык большого колокола может раскачать даже ребенок, если он будет натягивать веревку с периодом собственных колебаний языка.

Слайд 9

Особенно широко используется явление резонанса в радиотехнике : настройка радиоприемника на волну определенной радиостанции осуществляется с помощью резонанса . Действие оптических квантовых генераторов – лазеров - было бы невозможно без использования явления резонанса.

Слайд 10

Известно, что первые реактивные самолеты, набирая скорость, близкую к скорости звука(1200 км/ч), разрушались из-за резонансного возрастания амплитуды колебаний крыльев под действием воздушного потока. Это явление было устранено, когда конструкторы предложили поместить в крыло дополнительный груз, что привело к изменению собственной частоты колебаний крыльев.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!