Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Гузова Тамара Ивановна

Всех приветствую на своей странице. В современных реалиях портфолио учителя является инструментом мониторинга профессиональной  деятельности  педагога. Это продолжение  моего портфолио,  межаттестационный период  2016-2022гг

                                             

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение качества образования учащихся на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, интернет технологий  как основы и гарантии   социальной значимости личности. 

В связи с поставленной целью мною были определены следующие задачи:

·   вовлечение каждого учащегося в про­цесс активного учения.

·   овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

·     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

·    включение  учащихся в проектно-исследовательскую работу в урочной и внеурочной деятельности;

·    воспитание  качеств гражданина, патриота; формирование   потребности самовыражения, самоопределения, самореализации;

·   создание здоровьесберегающего  образовательного  пространства.

Поставленные цели и задачи реализую путём оптимизации  образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: модульной технологии, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов. Их сочетание и системное применение позволяют формировать  следующие компетенции: информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией); коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым); социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей); предметную (способность применять полученные знания на практике).

Материал курса последовательно располагаю  по модулям, а  его   разбиваю на учебные элементы. Каждый учащийся получает индивидуальный модуль (технологическую карту) деятельности, и самостоятельно  работает по УЭ (учебным элементам) на основе постоянного диалога учителя и учеников. Учитель выступает в роли консультанта. Структуру занятий я выстраиваю поэтапно:

1. Вводный инструктаж, на котором подвожу к  постановке целей и задач   урока,представляю группе учебный элемент, который осваивается на занятии, совместно с учениками устанавливаем  связь этого элемента с предыдущими и                          последующими учебными темами, разбираем структуру  данного УЭ, знакомимся  с условиями проверки достижений.

2. На следующем этапе организую, выполнение учебного элемента: осваиваем  его содержание,  выполняем  упражнения, задания и  практические работы. Вовлекаю  каждого участника учебно-воспитательного процесса в деятельность по овладению новых знаний, что способствует развитию навыков владения  у  учащихся операциями: анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять главное,  доказывать,  находить причинно-следственные связи, и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                               

3. Для  определения  степени достижения целей учебного элемента подготавливаю дифференцированные  тестовые задания, творческие работы. Ученики приобретают навыки самоконтроля и самооценки.

4. Совместно с детьми провожу рефлексию урока. Самокоррекция, самоанализ своей деятельности позволяет  учащимся оценить себя на данном этапе и наметить дальнейший ход работы.

Блочно-модульное обучение позволяет мне   включить каждого ученика в образовательный процесс, сделать уроки интересными, осуществить индивидуальный подход и опережающее обучение.

В центре внимания находиться личность, ее индивидуальность и неповторимость.

В рамках  модульного обучения  мною разработаны  методические инструкции, пошаговый план подачи учебного материала. Такие инструкции сформированы в учебно-методические комплекты по всем программным разделам информатики, программированию и информационным технологиям. В него входят рабочие программы и тематические планы, учебные пособия, задания практического плана, контролирующие материалы, электронные обучающие средства, положения и инструкции  для проектных работ. А также я постоянно совместно  с учащимися разрабатываю медиа- и мультимедиа ресурсы для своих уроков.

Модульная  технология  хорошо сочетается  и интегрируется с другими  технологиями – это   проблемное обучение; разноуровневое обучение, коллективная система обучения (КСО), здоровьесберегающие технологии, проектный метод обучения, которые я успешно применяю на своих занятиях.

Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.

Мною наработана  методика творческих проектов. Хорошо продумываю  структуру  осуществляемых проектов. Свою работу  выстраиваю в  определенную последовательность действий:

1.     Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;    

2.     Выдвижение гипотез их решения;

3.     Обсуждение методов исследования;

4.     Обсуждение способов оформление конечных результатов;

5.     Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

6.     Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

В моей практике наработаны различные виды творческих, проектных работ: учебные проекты; по окончанию изучения  темы, раздела, программного приложения; защита проекта как форма зачёта; исследовательские проекты; итоговый проект элективного курса. Критериями оценки результатов работы учеников является  владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Ученик становится самостоятельным, смелым, активным участником в образовательном процессе. Так же принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. С помощью метода проектов достигается интеграция с другими предметами учебного цикла, вызывается устойчивый интерес учащихся к углублению знаний.

Я создала банк творческих проектов учащихся    и постоянно его пополняю.

Успешно  и  эффективно использую  на своих уроках  форму деловой  игры, моделирование практических жизненных ситуаций.

Наработан опыт по индивидуальным программам «Метод проектов как средство формирования познавательных УУД на уроках информатики», «Конструирование урока с использованием  современных цифровых образовательных ресурсов»,  «Использование интерактивных технологий для достижения метапредметных результатов», «Использование сервиса  LearningApps для создания интерактивных заданий», «Применение сервисов Google  в образовательном процессе».

Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Уровень освоения государственного образовательного  стандарта за последние  3 года  составляет 100%;   качество знаний  -  от  55 до 88 %,  динамика положительная. Ежегодно мои ученики сдают ОГЭ по информатике.  В 2017-2018  г из 20 человек  100%  сдали, а средний балл 14,8 баллов.

Деятельность в области здоровьесбережения выстраиваю  через эффективное использование различных  форм, методов и  приемов, во время урока. Таких как учет периодов работоспособности детей на уроках; учет возрастных и физиологических особенностей детей на занятиях; наличие эмоциональных разрядок на уроках; чередование позы с учетом видов деятельности; использование физкультурных пауз на уроках; использование специальных упражнений  для глаз. Одним из важнейших аспектов считаю создание психологического комфорта школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, моя позитивная реакция  на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым я располагаю.           

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: