Для родителей

Белоус Галина Леонидовна

На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей — важная и большая проблема. К процессу обучения в школе должны быть готовы как первоклассники, так и их родители. Главная забота родителей — поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний.

Что же могут делать родители, чтобы первоклассник успешно адаптировался к ситуации обучения? Во-первых, необходимо учитывать все те факторы, которые вы учитывали, выбирая школу для своего ребенка.

Во-вторых, это определенные навыки родителей, ребенок которых уже посещает школу. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего интересного», — отвечает.

«Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене. Есть и другой способ узнать, что было в школе. К примеру, встретив ребёнка после уроков и увидев, что он расстроен, можно не задавать ему вопросов, а просто отразить в своих словах то, что вы видите его состояние и предположить (тут уж можно проявить свою фантазию в полной мере), что могло так расстроить вашего ребенка. Ваша фраза могла бы звучать следующим образом: "Похоже, ты расстроен. Наверное, неудачно ответил на уроке." При этом ваша интонация не вопросительная, а повествовательная - вы утверждаете (предполагаете), но не спрашивайте. Этот способ дает ребенку возможность прислушаться к себе, вспомнить, что же его в действительности расстроило и, может быть не сразу, а через какое-то время, но поделиться с вами. Главное со стороны родителя - выдержка (не надо торопить ребенка и требовать от него ответа немедленно).

Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания. Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность. Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему время, может быть, даже пережить какую-либо ошибку.

С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.

Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: «А что Антон получил? Пятерку? Вот молодец! Он, по-моему, еще не получил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают...) Вместо этих высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь постараться. Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность. Важно дать ребёнку понять, что вы верите в его возможности - "я в тебя верю, ты справишься!". Итак, ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия. В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. А немалое число современных школьников имеют состояние, которое именуется "психический инфантилизм", что весьма затрудняет их успешную адаптацию к условиям школьного обучения.

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира. 

Правило 4. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя и в свой жизненный успех.

Несколько коротких правил

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. 

— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других. 

— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка. 

— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. 

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. 

— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку. 

— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно. 

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка. 

— Признавайте права ребенка на ошибки. 

— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. 

— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.



Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения

В современной школе данный вопрос стоит особенно остро.

Важно видеть две стороны этой проблемы. Для взрослых скорочтение необходимо, так как часто цель их чтения – просмотровая, ознакомительная. Для детей целью должно являться основательное усвоение знаний, понимание прочитанного, проникновение в его главную мысль, поэтому темп чтения не может быть искусственно завышен.

Работа над совершенствованием навыка чтения в современной школе является составной частью работы с текстом. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской и другими методистами велись поиски совершенствования навыка чтения учащихся. Ими была разработана система упражнений, куда входили 4 вида упражнений, совершенствующих зрительное восприятие слова, произношение (т. к. у детей 1 – 3 классов при чтении имеются речедвигательные ошибки), а также упражнения, направленные на синтез восприятия слова и его понимание, и упражнения в чтении «про себя».

Упражнения в произношении проводились в самом начале урока на материале знакомых слов, использовались поговорки, пословицы, скороговорки и четверостишия. В эту группу входили также упражнения в орфоэпическом произношении слов.

Упражнения, ориентирующие в зрительном восприятии слов и сочетаний слов, проводились непосредственно перед самостоятельным чтением текста учащимися. Они были направлены на различение графических элементов в слове: упражнения в чтении слов, различающихся 1 – 2 буквами, слов с одинаковой приставкой, корнем или окончанием; на увеличение единиц восприятия (дети читали с доски или плакатов отдельные или односложные слова, затем переходили к чтению двух-трёхсложных слов, простых по смыслу, читали 2 – 3 слова). Эти упражнения подготавливали детей к чтению текста, вырабатывали зоркость к зрительному образу слова, расширяли возможности восприятия.

Для синтеза восприятия слова и его понимания на ступени овладения слоговым чтением и чтением целыми словами использовались логические упражнения, где необходимо было одновременно и прочитать и решить определённую умственную задачу, связанную с содержанием прочитанного. Для регулирования темпа проводилось чтение отрывков текста с разной скоростью в зависимости от содержания текста, чтение отрывков на время с последующим воспроизведением прочитанного.

Упражнения, способствующие сокращению, свёртыванию процесса чтения и постепенному переводу его во внутренний план, начинались в первом классе с мгновенного восприятия знакомых слов, словосочетаний, предложений. Затем шли упражнения в шепотном чтении уже знакомых отрывков с постепенным переходом к самостоятельному чтению «про себя» целых текстов.

Анализ результатов после использования этих упражнений показал, что навык чтения в контрольных классах качественно изменился.

В методике широкое распространение приобрело первичное чтение текста учителем. Фактически учащиеся всегда читают знакомый текст, понимание его определяется чтением учителя. Этот приём должен использоваться в обучении, но не становиться универсальным. Основой обучения должно быть первичное чтение произведения детьми.

Для первичного самостоятельного чтения после обучения по азбуке учащимся не могут быть рекомендованы тексты объёмом более 50 – 60 слов (речь идёт о детях, читающих слогами).

Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. М., 1977.

Банк заданий к урокам чтения

Упражнения, направленные на формирование навыков чтения, разделены на три группы (деление условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.

Упражнения для  развития техники чтения.

  1.  Чтение вслух.
  2.  Чтение про себя.
  3.  Чтение жужжащее
  4.  Чтение хором.
  5.  Чтение в темпе скороговорки
  6.  Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
  7.  Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
  8.  Бинарное чтение Один текст читают два ученика одновременно

9. «Очередь».  Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

  1.  «Прыжки». Чтение через слово.
  1.  «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети
    быстро его  находят  и дочитывают  все вместе.
  1. . «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
    последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
  2. . «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается
    на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
  1.  Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
  2.  «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты
    По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
  1. «Фотоглаз»:

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти  называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к
кадру.

19. «Угадай»:

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решетку.

20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

  1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
  2. Чтение труднопроизносимых  слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
  1.  Чтение скороговорок.
  2.  «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
  3.  Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
  4. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала
    до конца.
  5.  Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
  6.  Чтение одного предложения с разной интонацией.
  7.  «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с
    той же интонацией.
  8.  «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
  9.  Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

«Папа Карло: - А я-то думал, | мы тут, по крайней мере, | найдем кучу золота и серебра, а нашли всего-навсего старую игрушку».

  1.  Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3 – 4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.
  2.  Чтение-пение.  Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
  3.  Словарь настроений (см.: Начальная школа. 1997. № 2. С. 37). Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение, прочитать еще раз, пытаясь это настроение передать.
  4.  Чтение с настроением Один ученик читает текст, другие должны угадать его
    настроение.
  5.  «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
  6.  «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом
    мышки).
  7.  Чтение по ролям.
  8.  Чтение по ролям без слов автора.
  9.  Инсценирование.
  10.  Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
  11.  Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Упражнения для понимания смысла текста.

  1. Словарная работа.  Чтение слов и объяснение их лексического значения.
  1. . Озаглавливание текста.
  1. . Деление текста на части, составление плана.
  1. Определение темы текста, главной мысли.
  2.  Определение типа текста.
  3.  Подбор иллюстрации к тексту.
  4.  По иллюстрации определить содержание текста.
  5.  Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
  6.  Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
  7.  Работа по вопросам учителя, учебника пли ученика.
  8.  Чтение для подготовки к пересказу.
  9.  «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны  вставить слово,  подходящее  по смыслу.
  10.  Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов,
    газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
  11.  Восстановление текста Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
  12.  Распространение предложений. В I-II классах по вопросам учителя, в III-IV - самостоятельно.
  13.  Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом.

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой,  время  года,  место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те
же)  Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

17. Составление кроссвордов по тексту.

18. Викторины  по  одному  большому произведению или нескольким маленьким.

19. Мини-сочинения  с целью анализа характера или поступка героя.

20. Подбор загадок к словам из текста.

21. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

22. Составление ребусов к словам из текста.

При подготовке к уроку выбираются из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаются в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать

На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.

Для работы над техникой чтения одно упражнение используется несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, выбирается новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1 2 месяцев.

Айгишева А. В. Банк заданий к урокам чтения. // Начальная школа. 2004. № 12. С. 80 – 82.

«Как я работаю над техникой чтения своих учеников»

Бессчастная Е. И. // Начальная школа. № 9 – 2000, с. 76 – 80.

Во-первых, в тексте тщательно отбираются слова, которые требуют пояснения. Если не знакомых слов много, то они обязательно включаются в беседу, подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились его целостность, эмоциональность и художественность. Если дети не знают значение слов, то и текст им не понятен. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, к сожалению, приходится проводить почти к каждой статье: словарь детей оскудел, так как изменился быт людей. А сколько слов надо усвоить, чтобы потом употреблять их в своей речи! Как отрабатывается техника чтения в первом полугодии I класса, т.е. в добукварный и букварный периоды?

С учениками читать хором, как бы пропевая, т.е. сливая слоги. Читать по нескольку раз страничку букваря. Сначала очень медленно (с..с..с..а..ш..ша), где-то 3 – 4 раза. Потом чуть-чуть побыстрее, но все равно медленно (с.са.ша), а после еще быстрее. Чтение текста упреждается 25-минутными фонетическими зарядками, которые включают прочтение всех слогов в каждом тексте, поэтому в букваре учащиеся читают хорошо. Когда же происходит чтение, так сказать, в чистом виде, то оно идет в темпе медленной устной речи. Торопить детей при чтении ни в коем случае нельзя. Дети очень любят фонетические зарядки. Отработав правильность произношения, четкость, силу голоса, можно избежать затруднений детей при чтении по букварю. Если каждый день на уроке заниматься по 25 мин только чтением, то задача достижения хорошего уровня чтения успешно решается.

После того как проходит букварный период и начинаются занятия по книгам для чтения, несколько видоизменяется работа над техникой чтения. Ученики читают почти весь урок (25-30 мин) хором с учителем, по колонкам. К столу учителя дети не вызываются. Когда они читают вслух, учитель всё время ходит около парт и смотрит, все ли следят пальчиком при чтении, наклоняется и прислушивается к чтению нужного ему ученика. Учитель ни на секунду не ослабляет своё внимание. Все читают в унисон, если кто-то сфальшивил, просит вновь прочесть то место, где была допущена ошибка. Когда отработано чтение, просит, чтобы читал кто-нибудь один, причем он сидит на своем месте и читает, а все следят пальчиком. Если ученик ошибся, то исправляют сразу же все хором. Нельзя спрашивать с ученика чтения, если статья слабо отработана. Цель - не отбить желание читать. Постоянно подхваливать детей, но не мимоходом, а аргументированно и чаще хвалить слабеньких.

Чтение рассказов, сказок подготавливается дома, продумывая, как оживить рассказ, прочитать его так интересно, чтобы ученик захотел непременно сам еще раз так его прочитать. Теперь работа ведётся не только над правильностью и темпом чтения, но и отрабатывается эмоциональность чтения, соблюдение паузы при знаках препинания. Чтобы в голосе был слышен вопрос, приказ, испуг, радость... Учитель сидит с детьми над одним предложением порой 1 мин, 3 мин, пока не добьётся нужной интонации. Никогда ничем не заменяется внеклассное чтение. Много читает детям сама. Вот где можно разгуляться! Глаза ребят горят или наполняются слезами. Вздыхают, хохочут, сердятся, ласково улыбаются. И всегда говорит говорю: «Скоро и вы будете так же интересно читать, как артисты. Я вас научу». А детям даётся задание рассказать так же интересно маме, папе, бабушке, дедушке, как им прочитала учительница.

Бывает, один рассказ (маленький) читается 3-4 дня, пока не отработается его интонация. Диктанты тоже читаются выразительно, эмоционально. Над чем бы ни работали: упражнение, задача, текст учебника по природоведению, - читается все вместе, и печатный текст, и письменный. Благодаря такому подходу дети почти не делают ошибок и в письменных работах.

Чтение про себя даётся очень редко, да и то с каким-нибудь заданием: что-то найти или подобрать пример на правило правописания, или найти в тексте какой-то отрывок, или подумать, какую картинку можно было бы нарисовать по данному вопросу.

Уроки внеклассного чтения проводятся по разным книгам разных авторов, но тематика одна. Тогда возникает очень широкий круг обсуждения, которое заинтересовывает детей, и они, по желанию, обмениваются книгами друг с другом. Кроме того с первого же дня занятий установлены дружеские отношения с библиотекарем. Каждую пятницу у нас проходят конкурсы на лучшего чтеца, рассказчика. Как ревностно следят судьи - все ученики класса - за чтением каждого из участников!

Bo II классе чтение тоже проводится преимущественно вслух по 20-25 мин. В качестве речевых зарядок выступают полюбившиеся детям стихотворения. Статьи, рассказы в III четверти разбиваются на абзацы и пишется план в вопросительной форме.

В III классе дети самостоятельно составляют план пересказа в утвердительной форме. И каждый пересказывает по своему плану.

С I класса 5 раз в неделю идут уроки развития речи. Во II классе они ведутся до второго полугодия, преимущественно с устными видами работы. Дети приносят книжечки, а потом сами делают книжки-малютки со своими рисунками и небольшими текстами (1-2 предложения) под рисунком. Читают очень много. Вслух учитель учит читать грамотно, эмоционально, т.е. так, как того требует текст. Возможно, при этом будет всего 40-60 слов в минуту, а может, и 30 слов, но глазами, про себя, некоторые читают в минуту даже 360 слов, а большинство - 200-240 слов в минуту, самые слабые по 180-200 слов в минуту. Я проверяю осознанность прочитанного постоянно, главным образом, через вопросы, пересказы, выборочное чтение, составление «своих» предложений с отдельными словами и т.д.

Автор статьи утверждает на основе своего многолетнего и выстраданного опыта, что в I классе и в первом полугодии II класса детей не надо торопить при чтении. Торопливое чтение, как правило, - неосознанное чтение, бездушное, чтение не для себя, а для учителя. Пользы от такого чтения не будет никогда! Надо чаще читать хором! Читать весь урок! Пусть дети следят пальчиком: через пальчик, выражаясь фигурально, передается грамота.

Соблюдение правил орфоэпии при чтении вводится постепенно и только со второго полугодия II класса. Лишь в стихах, которые выучиваются в классе, а дома закрепляются, учитель напоминает некоторые правила орфоэпии, так как дети учат стихи с голоса учителя. Для того чтобы письмо было грамотным, нельзя спешить с правилами орфоэпии.

Грубой родительской ошибкой считается когда детей до школы учат читать и даже писать.

Подводя итог своему рассказу автор перечисляет правила:

1). в детях надо пробуждать любовь к чтению;

2) следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать;

3) первый раз читать тексты должен только учитель: он передает текст грамотно, эмоционально (не надо поручать первоначальное чтение ученику, как бы хорошо он ни читал);

4) на уроке нужно заниматься собственно чтением не менее 25 минут, включая фонетические зарядки в I классе;

5) не надо торопить детей при чтении, нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика;

6) в I классе не следует опрашивать ученика путем индивидуального чтения перед всем классом;

7) домашних заданий в 1 и II классах, кроме чтения, не должно быть;

8) домашнее задание по чтению должно быть с творческим уклоном: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу, сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорку, среди своих книг найти книгу по теме урока;

9) важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Скребицкого, Сладкова, Чарушина, Екимушкина), причем предупредить их, чтобы читали по одному рассказу, каким бы маленьким он ни был. Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать признаки   предметов (животных), составлять задачи по математике и т.д. Кроме того, ребенок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Это заинтересовывает и других учеников, они хотят узнать что-то интересное, чем и они могут поделиться с друзьями, родителями. А наилучшее из того, что понравилось ученикам, учитель прочтёт классу сам. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения;

  1.  нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам;
  2.  на уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы;
  3.  начиная со второго полугодия 1 класса, урок начинается со свободного чтения (15-20 мин); дети берут книги из классной библиотеки и читают, могут читать парами, учитель негласно наблюдает за ними; во II и III классах они читают свои книги;
  4.  каждый месяц учитель проводит своеобразный педпрактикум с родителями. За парту садятся мама и ее ребенок. Учитель объясняет, как дети должны читать по букварю: слогами, «растягивая» слова и следя пальчиком, не торопясь; просит, чтобы родители не требовали от детей быстрого чтения, чтобы не истязали детей, тогда ребенок не будет бояться ни школы, ни родителей, не будет бояться ученик и чтения; предупреждает, чтобы детей не заставляли ничего писать дома: каллиграфии и грамотности, правильной посадке при письме и т.п. учитель научит сам;
  5.  во II и III классах учитель просит, чтобы родители читали детям книги или статьи из журналов, газет, энциклопедий где-то по 20-30 мин каждый день (найти столько времени всегда можно); где найти литературу для чтения и какую, рекомендует. Если это входит в систему, то интерес к чтению возрастает; кроме того, важно, чтобы дети
    тоже читали родителям то, что они сами хотят;
  6.  нельзя задавать на дом большие тексты, дома надо читать то, что было отработано на уроках; нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов, полная работа над которыми (чтение по главам или частям) требует
    больших затрат времени (3-4 часа);
  7.  всегда работайте творчески: пусть дети высказывают свое мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами;
  8.  чаще надо проводить выборочное чтение;
  9.  даже в III классе не надо порывать с чтением хором; читать надо всем классом, колонками, рядами, парами, по одному;
  10.  в III классе опрос по чтению лучше проводить после того, как что-то прочитано хором всем классом. Если надо проверить стихотворение, то сначала ученики читают его хором 2-3 раза, а затем учитель приступает к опросу. Почему? Цель - привить
    любовь к книге, к чтению, чтобы ребята не боялись даже случающейся плохой оценки (не у всех учеников одинаковая память, и хотя все предпринимается для того, чтобы именно на уроке стихотворение было выучено, бывает, даже повторив его несколько раз дома, ученик после ночи забывает весь текст или часть его. А если в классе повторить стихотворение, то ребенок вспомнит заученное и ответит. Каждое из стихотворений, заданное для заучивания наизусть, повторяется в течение всего года;
  11.  каждую пятницу проводятся конкурсы чтецов  или литературные викторины, что очень любят дети;
  12.  начиная с I класса, проводятся выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему;
  13.  даже в III классе на уроке чтения лежат книги, прочитанные в I и II классах (по внеклассному чтению). Проходим, например, тему «Осень» - читаем  произведения по книгам I и II классов, вспоминаем стихи и рассказы об
    осени,  а  потом  читаем  стихи  по учебнику II класса, сравниваем произведения и находим, какие авторы пишут, например, в песенном стиле (Есенин, Кольцов, Некрасов) и т.д. Заучиваем 2-3 стихотворения по выбору детей; учитель знакомит детей с писателями, их творчеством и предлагает найти в книгах их
    произведения на данную тему;
  14.          делаются плакаты или альбомы по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», куда помещаются стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки, аппликации по произведениям. Очень любят дети групповые рисунки (8-10 человек в группе), аппликации по темам. Проводятся конкурсы чтецов (стихи и
    проза), конкурсы рисунков-плакатов, сочинений по темам (групповые), инсценирование стихов, рассказов (Драгунского, Чуковского и др.);
  15.  проводятся костюмированные музыкально-литературные  вечера-азвлечения  по темам; на них приглашаем родителей;
  16.  на родительских собраниях присутствуют и дети –вместе показывают родителям тетради, альбомы,  газеты,  музыкальные игры, читают стихи и прозу, поют; у учителя нет секретов от учеников и их родителей; вопрос о поведении учеников не стоит; конфликтов ни с учениками, ни с родителями нет. Когда родители видят, чему научились дети, как они живут в школе, понимают, что дети не перегружены, а знания их хорошие и читают они прекрасно, то какие могут быть конфликты.

Итак, чтение не ограничивается только учебным материалом. Учитель старается читать своим ученикам больше книг, сеящих доброе: произведения классиков, устного народного творчества – былины, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Они инсценируются, оформляются общие тетради (дети по очереди записывают пословицы, загадки, считалки, потешки и т.д., разрисовывают и подписывают каждый свою страничку).

Итогом бывают музыкалько-литературные концерты для учеников школы.

Формирование навыка чтения при изучении

произведений С. В. Михалкова

Фролова Л. А. // Начальная школа. № 3 – 2003, с. 18 – 22.

Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно или под руководством учителя и родителей.

Мой секрет

  1. Научись читать трудные слова.
    ра    тра  стра  страна

во   тво  ство  детство

ро  кро  от  крою  открою

ра  бра  со  бра  собрать

2.        Восстанови слова.
с.кр.т               е е

пр.ст.л.сь        о и и

п.пр.б.й             о о у

к.р.нд.ш            а а а

3.        Доскажи словечко.

Все те, кто рос тогда со мной

И набирал года.

Однажды с этою страной

Простились ... (навсегда)

Мне стоит лишь собрать багаж!

 А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш

И общую ... (тетрадь)?

Мой щенок

1. Научись читать скороговорку: с удивлением, восторженно, сердито.

Два щенка, щека к щеке, грызли щётку в уголке.

2. Прочти, спроси, ответь!

Вдруг

Какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь ...

Кто..? Как..? Что..? Что делает..? Какой..?

3.        Прочитай предложения, вставляя гласные буквы. Из какого стихотворения эти строки?

Дв. Ч.с. я г.р.в.л.,

Кн..ж.к. в р.к. н. бр.л.,

Н.ч.г. н. р.с.в.л.,

Вс. С.д.л. и жд.л.

4.        Как говорят? Соедини слова из левого столбика со словами из правого  столбика.

Голодный, как        ... .           друг

... друг человека.       волк

Закадычный ... .         собака

5. Составь пословицу.

Корнями, держится, человек, а, друзьями, дерево.

(Дерево держится корнями, а чеювек друзьями )

Чистописание

  1.  Научись читать слова.
    ра-тра-стра-странииа-страничка
    до-здо-вздо-вздохнём
    ры-кры-скры-скрылись
  2. Какие слова спрятались в словах?
    Молоко   (око),   бумага  (маг),   наоборот (бор. рот)

3.        Выбери слова из стихотворения:

1) лошадь, 2) корова; 3) кубики; 4) мяч; 5) собака; 6) тетрадь; 7) учебник;

8)  комар, 9) жук; 10) сметана.

4. Восстанови последовательность строк в стихотворении.

  1.  Да! Стать ученым не легко!
  2.  Писать красиво не легко...
  3.  Вздохнём сначала глубоко...
  4.  За буквой букву вывожу...
    (Ответ: 2,3,4, I.)

Если

1. Расшифруй слово и узнаешь название стихотворения

         

         с          л         и          е

2.  Выбери слова из текста стихотворения.

1) тучи; 2) облака; 3) река; 4) озеро; 5) море; 6) лужа; 7) снег; 8) град; 9) дом;

10) двор

3.        Укажи правильные ответы:
1) «Лужа ... не хуже моря...»
   
Красного

    Белого

    Черного

2) «Из тучи — дождик..»
   
в Орле

    в Москве

    в Костроме

3) «Из тучи – снег...»

в Чите

в Барнауле

в Иркутске.

 4.Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова.

1) Кто всю ночь по крыше бьёт

    Да  постукивает.

И бормочвт, и поет,

Убаюкивает?

Его просят, его ждут,

А как придёт, прятаться начнут.

(Дождь – дождик, дождевые, дождинки, дождевик)

2) Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось.

(Снег – снежок, снежинки, снеговик, снеговая, снежный, Снегурочка, снегирь).

Лифт и Карандаш

I.  Найди правильные ответы и отметь их.

1. На какой этаж ехал Саша?

1) одиннадцатый; 2) двенадцатый; 3) тринадцатый.

2        . Какой был карандаш?

1) красный, 2) синий: 3) зелёный.

3. Саша вызвал лифт после того, как:

1) позавтракал; 2) пообедал; 3) поужинал.

II. Верно или неверно?

1. В новом лифте ехал Паша   (Саша)

2. Опускается кабина на тринадцатый этаж    (поднимается)

 3. Нажимал на скрепки Саша    (кнопки)

 4. ... Лифтёр явился..,

Из кабины

Сашу он освободил.

 5. К счастью, есть не мало

Всяких Шуриков и Саш... (к сожаленью)

(Ответ- да — 4. нет  - 1,2. 3, 5)

III. Составь слова.

но   - оста  - вился      (остановился)
зал -  ся - ока        (оказался)

та - пы  - ется        (пытается)

IV. Дана первая часть пословицы, отыщи вторую.

Все хорошо...

Добра желаешь...

Совет хорош...

Слова для  справок: добро и делай; а дело лучше;  что хорошо кончается.

Зяблик

1.         Научись читать скороговорку.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои

2.        В каждом из этих слов спряталось ещё одно слово. Отыщи его.

Зяблик (блик)  купил (пил, ил), хотелось (ел, лось), кормушка (мушка).

3.        Какая буква сломалась в пишущей машинке?

Сид.л мой Зяблик в кл.тк.

И зёрнышки кл.вал,

И, как в л.су, на в.тк.,

Свё п.л и расп.вал.

(Буква е.)

4.        На какой вопрос есть ответ в стихотворении?

  1. Что клевал Зяблик?
  2. В каком лесу распевал Зяблик?
  3. Как жилось Зяблику?

5. Восстанови последовательность строк.

  1.  Я с Зябликом возился...
  2.  Хотел иметь я птичку...
  3. Хотят ко дню рожденья...

  4) Когда же из деревни...

(2, 1, 4, 3).

6. Разгадай кроссворд.

По  горизонтали.

1. Жанр произведения С. Михалкова «Мой щенок» (Стихотворение)

2. Название стихотворения С Михалкова. {Чистописание)

По вертикали.

  1. Что с «конца пера сползает»? (Клякса)
  2. Что порвал щенок? (Стихи )

5.        Как автор  называет страну  детства? (Держава )

6  Что увидел автор в «той удивительной стране»? (Свет)

7. К каждому произведению С. Михалкова подбери пословицу.

I) «Чистописание». 2) «Мой щенок».

  1. Жить дана на добрые дела.
  2. Недаром говорится, что бело мастера боится.

(Ответы: 1 — 2; 2 — 1.)

Событие

1.         Научись читать скороговорку: с вопросительной интонацией; с разным логическим ударением.

У ёлки иголки колки.

2.         Научись читать трудные слова:
ру  -   кру   -   окру  -    окружена

во  -   тво  -  ство -  чувство - чувствует

ра -  три  -   стра -  странное

ра - тра - страх

ра  -  кра  -   укра  -   украшения

ре - кре  -   крепка

  1.  Укажи правильные ответы.

1)         Какая была чёлочка у ёлочки?
- пушистая;

-         серебристая;

-        зелёненькая.

2) Какого размера была ёлочка?

- метровая;

- двухметровая;

-        полутораметровая.

3) Когда ёлочка «пришла в себя»?

-        рано утром.

- поздно вечером.

- в полдень;

- в полночь.

4) Какой вид был у ёлочки?

- прекрасный.

- нарядный.

- блестящий.

4. Разгадай кроссворд.

По вертикали:

  1.  Кто герой стихотворения? (Лесник.)
  1. «Горят в её ветвях...» (Фонарики.)
  2. «Сверкают...» (Украшения.)
    По горизонтали:

4.  Кто спас ёлочку? (Сынишка)

А что у вас?

1. Отгадай загадки.

1. Встаём мы очень рано.
Ведь наша забота

Всех отвозить по утрам на работу.

2. Кто в дни болезней
Всех полезней

И лечит нас от всех

 Болезней?

3. Наведет стеклянный глаз.
Щёлкнет раз и помним вас.

4. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные.

Пахучие котлеты.

Все завтраки, обеды?

2.        Исправь ошибки.
Повар водит самолёты

Это очень хорошо
Доктор делает компоты

Это тоже хорошо
Учитель лечит нас от кори.
Есть три лётчицы в школе.

3.        Кто чем занимался? (Соедини стрелками.)

Толя        ногой качал

Борис        забрался на чердак

Николаи        пел

Вова        с лесенки ответил

Наша        сказана

Нина        села на забор

Галка        молчал

Кот        тихо спросила

4.        Продолжи пословицу.
Какие труды, такие ... .
Сказано
— ... .

Старый друг лучше... .

 Хлеб... .

 Поспешишь -  ... .

5.        Восстанови строчки.
А у нас сегодня кошка ... .
Котята выросли немножко ... .
А из нашего окна ... .

... , делать было нечего.

 Слова для   справок: дело было вечером, родила вчера котят, площадь Красная видна, а есть из блюдца не хотят.

6.        Найди правильный ответ.

1.         А у Лёвы мама — ... .

Слова для  справок: а) пилот, б) повар, в) портной.

2.        Что делал Борис?

Слова для справок: г) молчат, б) пел. в) ногой качал.

3.        Где села галка?

Слова для  справок: а) крыша, б) забор, в) скамейка.

4.        Кто трусы ребятам шьёт?

Слова для справок : а) пилот, б) портниха, в) повар, инженер.

Условия проверки навыка чтения в начальных классах

Одной из актуальных проблем развития навыка чтения младших школьников является проблема контроля и оценки уровня сформированности всех параметров чтения. Результаты проверки часто зависят от ряда объективных факторов: кто, где, когда и как осуществляет контроль, какого уровня сложности текст, какого отношение ребёнка к чтению в целом и к проверке навыка в частности. Есть дети, которые при замере скорости чтения испытывают состояние психологического стресса и показывают результаты ниже, чем при обычном чтении в классе.

Каковы же должны быть условия проверки навыка чтения в начальных классах?

  1. Чтение должно осуществляться  в спокойной и привычной для ребенка обстановке, а
    не в кабинете завуча или директора школы.
  2. Читать текст ребенок должен по отдельной книге, сидя за отдельной партой, на рас
    стоянии не менее 1-1,5 м от проверяющего.

3.        Ученику  должна  быть   предоставлена возможность «вчитаться» в текст: первые 2- 3 предложения  или 3-4 строчки он читает без учета времени.

4.        Текст для чтения должен соответствовать ряду требований: его содержание должно быть доступно ученику, все слова понятны, шрифт должен   соответствовать   шрифту   учебника. Психолог Т. Г. Егоров придает существенное значение и таким особенностям текста, как доступность  синтаксических   конструкций  для младших   школьников (порядок  слов,  объем предложений),   отсутствие   трудночитаемых слов, состоящих из  6-7 и более слогов (особенно для первоклассников).

  1.  При определении количества слов, прочитанных за одну минуту, считаются за «отдельные слова» предлоги и союзы, части слова, переносимые со строки на строку, части слова, написанные через дефис, имеющие в составе более 3-4 букв.  Например, диван-кровать следует считать как два слова, а кто-нибудь за одно, так как в первой части этого слова только три буквы.
  2.  Проверка осознанности чтения должна проводиться по 2-3 вопросам, а не  осуществлением пересказа прочитанного, так как пересказ является показателем развития устной связной речи ребенка, а не навыка чтения. Для выявления уровня понимания содержания мы предлагаем использовать вопросы:
  • на общую ориентировку в тексте (в l-II классах с вариантами ответов). Например, где происходят события: в городе, в лесу, на реке?
  • на выявление предметного содержания. Например, что искали мальчики?
  • на понимание обобщенного смысла. Например, как ты думаешь, для чего дети искали глину?

Тогда уровень осознанности чтения можно определить по таблице:

Уровни

Первый

вопрос

Второй

вопрос

Третий

вопрос

Низкий

+

-

-

+

-

-

Средний

+

+

-

+

-

+

-

+

+

Высокий

+

+

+

Начальная школа. № 11 – 2000, с. 16.



Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к школе

Конец формы

Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение «всего необходимого». Однако просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уже недостаточно - для успешного начала школьной жизни любому ребенку необходима психологическая подготовка.

Как подготовить ребенка к школе

Для 7-летнего ребенка школа - это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть в куклы-машинки и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть мультфильмы. Он - первоклассник, и родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. Один из аспектов подготовки ребенка к школе - психологический.

Психологическая готовность

Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Она формируется у детей к семи годам путем специальных занятий. Психологи выделяют 2 аспекта психологической готовности ребенка к школе: личностная (мотивационная) и интеллектуальная. В интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это не означает, что он желает учиться. Ходить в школу и учиться - две большие разницы. Как пишет детский психолог Л.А. Венгер "Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".

Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение).

Личностная готовность

Это потребность общаться со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть подготовлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Часто ли вы говорите: "Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет"? Или: "Опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе два по поведению, а с двоечниками никто не дружит". Если да, то избегайте таких фраз и создавайте у ребенка положительный образ школы. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.

Кроме того, врачи-неврологи советуют обратить пристальное внимание на общее состояние ребенка. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно для детей, которые не ходят по какой-либо причине в садик. Пусть ребенок летом, перед тем как пойти в первый класс, встает в 7 или 8 часов утра и обязательно чередует отдых с занятиями. Соблюдение режима позволит первокласснику плавно войти в режим учебы, и на один стрессовый фактор у ребенка станет меньше. После школы ему нужно обедать, отдыхать, гулять и только потом садиться за уроки.

Простые рекомендации для родителей :

1. Не будет лишним перед школой обратиться к специалистам, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у педиатра получить рекомендации по оздоровлению ребенка, а также пройти курс витаминотерапии, физкультуры для детей и курс по укреплению иммунной системы, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.

2. Нужно понаблюдать за ребенком в первые месяцы его школьной жизни. Возможно, он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод задуматься о том, какие проблемы возникли у вашего первоклашки. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то поможет психолог. Если же это касается того, что ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, тогда необходимо обратиться к неврологу. А если ваш ребенок соматически ослаблен, физически не переносит существующие нагрузки, устает или мучается головной болью, то стоит подумать о щадящем режиме обучения, например, на дому.

3. Незадолго до 1 сентября следуйте простым рекомендациям. Познакомьте ребенка с его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Расскажите ребенку о расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед. Спросите ребенка о его чувствах и впечатлениях от первого дня в школе. Успокойте его волнение и скажите, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Таким образом, соблюдение режима, психологический настрой ребенка, забота о его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребенку, когда он пойдет учиться в первый класс.

Ученики и ученицы

Итак, ребенок пошел в школу. И не просто ребенок, а мальчик или девочка, первоклассник и первоклассница, со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с особой организацией мозга, с разными установками, типами характера и поведения, разные по своему биологическому возрасту.

Очень это трудное дело - начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому укладу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией, и у одних детей протекает легко и быстро, а у других - труднее и долго. Кто же труднее адаптируется к новой ситуации? Обычно это мальчики. Девочки более общительны, контактны, легче перестраивают свои отношения, подстраиваются под ситуацию. Мальчики при любом изменении привычной жизни страдают больше. Но вот парадокс: сами мальчики значительно чаще, чем девочки, стремятся к новому, к изменениям в жизни, сами изменяют ситуацию. Это они идут в походы и за отсутствием непроходимых джунглей лезут в неизведанные дебри строек, чердаков и подвалов.

Разные способности

Мальчики и девочки 6 - 7 лет готовы к школьному обучению весьма неодинаково. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная успешность мальчиков и девочек в первом классе также различается. В частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным предметам равняется 3,9 баллам (по традиционной 5-балльной шкале), а у девочек - 4,3 балла. Естественно, что не в пользу мальчиков различается и физиологическая "цена", которую "платит" организм ребенка за процесс обучения. Так, к концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.

Школьная успешность мальчиков и девочек во многом зависит от врожденных особенностей функциональной организации мозга. Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек - правое. Девочки в целом считаются более "речевыми", они раньше начинают говорить, а значит, и все психические функции, которые появляются после возникновения речи, развиваются уже на этом фоне. Им обычно легче учиться в школе, по крайней мере, в начальной и средней. Мальчики зачастую начинают говорить несколько позже, и до определенного возраста их психическое развитие проходит без прессинга собственной речи. Зато у них раньше формируется специализация правого полушария мозга по пространственно-временной ориентации.

Обращает на себя внимание еще и то обстоятельство, что у девочек отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на 1 балл. У мальчиков ведомости чаще пестрят полным набором из "троек", "четверок" и "пятерок". Возможно, это связано с тем, что мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы мышления, в зависимости от предмета. А вот девочки с успехом применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала.

Многое зависит от темперамента

Весьма значительный вклад в школьную успешность первоклассников привносят индивидуально-типологические особенности, в частности, всем хорошо известные типы темперамента. Напомним, что их всего четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Так вот, больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. По всей вероятности, затруднения в получении высоких оценок у детей с данными типами темперамента во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о мужественности и женственности, которых придерживается подавляющее большинство людей, в том числе и учителя. Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач они могут и всплакнуть. Разумеется, такое поведение расценивается как не совсем мальчишеское и частенько осуждается не только сверстниками, но и самим учителем.

Девочки-холерики, наоборот, слишком активны, самостоятельны, бойки, вспыльчивы, беспокойны и непоседливы. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства, что совсем не радует окружающих. Да и высидеть в течение 40 минут на одном месте для такой девочки проблематично.

Наиболее "удачным" с точки зрения обучения в начальной школе является сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков. Дети данного типа в меру активные и живые, они весьма общительны, позитивны, умеренно агрессивны и тревожны. Именно сангвиники доставляют учителю начальных классов меньше всего проблем. Однако надо заметить, что, начиная приблизительно со средней школы, тип темперамента ребенка перестает быть одним из определяющих факторов достижения высоких оценок, и подчас "неудобный" холерик оказывается в числе сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников.

Тревожность


Немалый интерес представляет и вклад в школьную успеваемость такой психологической составляющей, как личностная тревожность ребенка. В частности, у мальчиков средне-высокие и несколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на школьную успешность. Естественно, что если личностная тревожность слишком сильно выражена, то хорошо учиться такой мальчик не сможет. Как говорится, все хорошо в меру. А вот у девочек наблюдается диаметрально противоположная картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности. Повышенные же значения выраженности данной психологической характеристики приводят к формированию боязни школы и школьной неуспешности. Объясняются такие различия тем, что повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет, прежде всего, на мотивационный компонент учебной деятельности. Так, оказалось, что повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и получаемыми оценками, и собственным соответствием статусу школьника - практически взрослого самостоятельного человека. Естественно, что подобные заботы весьма позитивно сказываются на качестве работы ребенка с учебным материалом. Повышенная же тревожность у девочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает серьезную обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Вот и получается, что повышенное внимание таких девочек к их межличностным взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной деятельности и приводит, в конечном итоге, к снижению школьной успешности.

Учеба и агрессивность

Рассмотрим вклад в школьную успешность еще одной весьма интересной личностной характеристики ребенка - агрессивности. Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению школьной успешности, прежде всего у девочек. По всей вероятности, данное явление связано с рассогласованием высокой агрессивности, находящей свое соответствующее выражение в поведении такого ребенка со сложившимися в обществе стереотипами женственности. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за все разумные диапазоны. Интересно также отметить, что практическое отсутствие агрессивности в структуре формирующейся личности ребенка также приводит к снижению школьной успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетических ресурсов организма таких детей.

Вот оказывается, какие они разные, мальчики и девочки, первоклассники и первоклассницы. Как же им трудно, когда учитель в школе и родители дома предлагают им одинаковые пути к знанию. А сами они еще слишком малы и слишком плохо знают самих себя, чтобы выбирать и протаптывать собственные тропинки, познавать мир другим способом, мыслить иначе, чем предлагает учитель.

На заметку родителям:

— Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

— Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

— Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

— Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

— С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

— Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

Дома полезно для всех:

  • развивать мелкую моторику: много лепить, рисовать, вырезать и клеить аппликации, штриховать картинки в книжках-раскрасках, не заходя за контур, собирать конструкции из мелких деталей конструктора;
  • развивать познавательные способности (память, внимание, восприятие, мышление);
  • выучить с ребенком ответы на стандартные вопросы: имена родителей, домашний адрес, телефон, признаки времен года, названия месяцев. 

Мы предлагаем Вам небольшой тест…

Готов ли ребенок к школе?

  • Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  • Может ли он самостоятельно заниматься каким-то делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор, пазлы)?
  • Стесняется ли Ваш ребенок в присутствии посторонних.
  • Умеет ли ваш ребенок составить рассказ по картинке, не меньше, чем из 5 предложений?
  • Может ли он рассказать наизусть несколько стихов?
  • Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
  • Умеет ли посчитать до 10 и обратно?
  • Может ли решать простые задачи на сложение и вычитание?
  • Любит ли Ваш ребенок рисовать и раскрашивать рисунки?
  • Умеет ли ребенок пользоваться ножницами и клеем?
  • Может ли ребенок собрать пазлы из 5 частей за минуту?
  • Знает ли ребенок названия домашних животных?
  • Может ли обобщать понятия (назвать одним словом помидоры, морковь, лук)?
  • Любит ли ребенок самостоятельно работать – рисовать, собирать мозаику и т.п.?Может ли ребенок понять и точно выполнить словесную инструкцию?

Ответы «нет» могут указывать на возможные трудности Ваши и Вашего ребенка с началом обучения в школе.

12 советов родителям будущих первоклассников

Скоро в школу... Через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

  • Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

  • Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

  • Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

  • Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

  • Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

  • Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

  • Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

  • Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

  • Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

  • Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

  • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

  • Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Учите ребенка чувствовать.

Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Для полноценного и гармоничного развития полезно читать детям вслух – так ребенок не только слышит правильную грамотную художественную речь, но и приобщается к культуре, развивается интерес к чтению

Рекомендуемые произведения для чтения  первоклассников

№ п/п

Автор

Произведение

Здравствуй школа!

1

С.Маршак

Первый день календаря.

2

А. Барто

В школу.

О Родине

1

С. Михалков

Кремлевский звезды.

2

Е. Трутнева

За мир, за детей.

3

П. Воронько

Лучше нет родного края.

4

В. Лебедев - Кумач

Москва

О героизме и трусости

1

Е. Пермяк

Самое страшное.

2

Е. Пермяк

Пичугин мост.

3

Е. Пермяк

Смородинка.

4

С. Маршак

Пожар.

5

С. Маршак

Рассказ о неизвестном герое.

6

Л. Пантелеев

Трус.

7

Б. Житков

Помощь идет.

О ребятах - сверстниках

1

А. Барто

Любочка.

2

С.Михалков

Про мимозу.

3

С.Михалков

Хрустальная ваза.

4

С.Маршак

Кот и лодыри.

5

 С. Маршак

Двенадцать месяцев.

6

Е. Благинина

Вот какая мама.

7

Н. Артюхова

Трудный вечер.

8

С.Маршак

Усатый – полосатый.

9

Н.Носов

Мишкина каша.

Умел ошибиться – умей и поправиться

1

Е.Пермяк

Торопливый ножик

2

Л.Толстой

Косточка