"ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ" Итоговое занятие-викторина по сказкам Александра Сергеевича Пушкина.

Конспект занятия «Что за прелесть,   эти сказки!»

 

Задачи:

·                    Обобщить знания детей, полученные на предыдущих занятиях об А.С. Пушкине и  его сказках: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его                                Балде»;

·                    Дать детям новые знания о детстве А.С.Пушкина и о няне его Арине Родионовне;

·                    Расширить кругозор детей, пополнять активный и пассивный словарь детей через чтение стихов и слушание сказок;

·                   Активизация мыслительных процессов через участие в интеллектуальных конкурсах; Формирование понятия "Викторина" 

·                    Упражнять детей в рассказывании наизусь отрывков из произведений А.С. Пушкина. Отрабатывать выразительность речи, звукопроизношение, умение выступать публично.

·                   Вызвать у детей  эмоциональный отклик на сказки А.С. Пушкина, желание читать их. Воспитывать любовь и уважение к книге.

 

Материал:

-   рисунки детей на тему сказок А.С.Пушкина

-   музыкальное сопровождение (аудио)

-   дидактический: дуб с листочками;

-   дети – артисты: кот Баюн;

-   медали для награждения победителей викторины

-   демонстрационный материал: белка, шмель, золотая рыбка, перо и чернильница                           

 

 

Ход занятия:

I. Вводная часть

       - Приветствие

       - О детстве А.С. Пушкина, о няне Арине Родионовне;

       - Разминка;

2. Основная часть.

2.1.  Эпизод  «КОТ БАЮН»

        - Медитативное упражнение «Путешествие в сказку;

        - Музыкальные загадки кота Баюна;

2.2.  Эпизод «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

         - Медитативное упражнение «Путешествие в сказку»

         - Загадки золотых рыбок

2.3.   Эпизод «В КРАЮ. ГДЕ СОЧИНЯЮТСЯ СКАЗКИ»

         - конкурс  «Восстанови стихотворение»;

         - конкурс «Из одной ли мы сказки?»

         - конкурс  « Чьи вещи?»

         - Сочиняем сказку…

3.  Заключительная часть.

          - Подводим итоги путешествия и прощаемся с гостями.        

 

 

Конспект занятия

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ»

 

Под песню «Приходите в гости к нам» в исполнении детского хора

 детей заводят, завозят на колясках, заносят на руках в класс.

 Дети рассаживаются в креслах.

 

Ведущая: Добрый день! Сегодня мы будем говорить о волшебных сказках замечательного русского поэта А.С.Пушкина, которые вы все хорошо знаете и любите. Любите сказки Пушкина?  ( Ответ детей) А  знаете ли вы, что  Александр Сергеевич Пушкин тоже когда-то был маленьким, и звали его тогда совсем не Александр Сергеевич, а просто Саша…

Эльмира:  Это было очень давно. В те времена  не было ещё ни телевидения, ни машин, ни поездов, ни телефонов. Зато у  маленького Саши были мама с папой,  сестра Оля, с которой он играл, и брат Лёвушка. А ещё Саша очень любил свою бабушку Марию Алексеевну.

Никита:   И была у него ещё няня. Звали её Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми и очень сильно любила Сашу. Няня Арина Родионовна  знала множество народных сказок и прекрасно умела рассказывать их. И поэтому маленький Саша очень часто бегал к ней во флигелёк: и долгими вечерами Арина Родионовна ему рассказывала сказки.

Ведущая:   Когда Саша вырос, он пересказал некоторые нянюшкины сказки стихами. Вспомним сказки Пушкина, которые вы уже знаете?

Разминка

·         Дети играют в игру «Назови сказку!». Воспитатель бросает мячик, кто ловит его, должен назвать сказку, которую он знает. Повторяться нельзя.

·         А теперь, «Назови героя». Назовите героев известных вам пушкинских сказок.

·         Воспитатель оценивает детей, отмечает отличившихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Ведущая:  А сейчас я  приглашаю вас   в путешествие по сказкам     Александра Сергеевича Пушкина.

Итак… рассаживайтесь поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь.

(звучит тихая музыка)

Представьте, что вы, словно кораблик, плывёте по морю, прямо в сказку. Представили?

Витя:                             «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

 Почувствуйте дуновение ветра, дующего в паруса, лёгкий бриз. Вам уютно и спокойно. Вы путешествуете в мир сказок…

                                       У лукоморья дуб зелёный;

                                      Златая цепь на дубе том…

 Откройте глаза и угадайте, куда мы попали?

(Ответы детей)                 

Мы с вами, ребята, оказались в сказочном Лукоморье (обращает внимание на картинку, где нарисован дуб, на дубе листья и жёлуди с вопросами). А живёт в Лукоморье, у самого дуба сказочный кот.

 

Кот (из-за декорации): Мурр-мяу! (Появляясь.)  Здравствуйте, здравствуйте ребята!  Добро пожаловать к нам в Лукоморье! Давайте знакомиться: я – кот Баюн, и пришёл я сюда из русских народных сказок. Хожу себе кругом, налево-направо… То сказки сказываю, то  песни пою.

 

Кот: Мурр-мяу! Ребята, вот и сейчас не терпится мне пойти направо, только что я при этом должен делать? ("Идет направо - песнь заводит".) Правильно! Давайте отгадывать музыкальные загадки. Ведь по сказкам Пушкина написаны оперы. Может, кто-то уже слушал их целиком, а кто-то знаком с ними по фрагментам с уроков музыки. Внимание! Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте угадать сказку.

 

Звучит фрагмент из оперы  Римского-Корсакова оперы "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" "Полет шмеля".

 

Дети узнают  мелодию.

 

 

 

Кот: Мурр-мяу! Молодцы, верно угадали. (Достает из корзины шмеля.)

Никита:                    «Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму - и в щель забился.»

 

А вот у меня есть ещё одна музыкальная загадка. Попробуете отгадать?

Звучит фрагмент из  той же оперы  - тема "Три чуда". Дети читают во время звучания  музыкальных фрагментов  стихи "О белке", "О 33 богатырях", "О царевне лебеди"

 

Кот: Мурр-мяу! Молодцы, правильно угадали. Это музыка Римского-Корсакова к  «Сказке о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Тема эта называется «Три чуда» И какие три чуда вы знаете?

 

(Дети называют: БЕЛКА,   33 БОГАТЫРЯ; ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ)

 

Кот:  Молодцы, ребята… А самая любимая вами тема, это тема БЕЛКИ)))

 (Достает из приготовленной корзины игрушечную белку.)

Кот Баюн:    Я знаю, что любите очень Белочку из этой пушкинской сказки. Слышал, что и в репертуаре вашего шумового оркестра есть песенка Белочки!

(Дети играют 2 куплета песни составом шумового оркестра)

Кот Баюн:    Ну молодцы! Ой, молодцы! Порадовали, порадовали! Но мне пора в своём хозяйстве порядок наводить. Задержался я у вас!  До свидания!

Кот Баюн прощается и уходит. Дети благодарят кота, что он появился у нас.

Ведущий:    А наше путешествие по сказкам продолжается.

 В одной сказке мы побывали, а теперь снова в путь!

 (Вновь звучит тихая музыка).

Закройте глазки! Представьте, что вы снова, словно кораблик, плывёте по морю, прямо в сказку. Представили? 

Витя:                             «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

 Почувствуйте дуновение ветра, дующего в паруса, лёгкий бриз. Вам уютно и спокойно. Вы путешествуете в мир сказок… Откройте глаза и попробуйте отгадать, в какую сказку мы попали сейчас? Только не торопитесь выкрикивать, а дождитесь, пока стихотворение дочитаем…

    Жил старик со своею старухой

   У самого синего моря;

   Они жили в ветхой землянке

   Ровно 30 лет и 3 года.

   Старик ловил неводом рыбу,

   Старуха пряла свою пряжу.

   Раз он в море закинул невод, -

   Пришёл невод с одною тиной.

   Он в другой раз закинул невод, -

   Пришёл невод с травою морскою.

   В третий раз он закинул невод, -

   Пришёл невод с одною рыбкой,

   С непростою рыбкой, - золотою…

 

Дети отгадывают: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Дети ловят удочками магнитных рыбок, складывают их в ведёрко.

Ведущий: Смотрите, ребята, каких рыбок наловили наши рыбаки! И у каждой из этих рыбок есть к вам вопросы, разумеется по сказке А.С.Пушкина « О рыбаке и рыбке»! Попробуете отгадать?

 

Ведущий задаёт детям вопросы:

•          Как называется жилище старика со старухой? (землянка)

•          Сколько раз закидывал старик невод в море? (три)

•          Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)

•          Кто исполнял все желания старухи? (золотая рыбка)

 

Ведущий:  Молодцы! Порадовали рыбок! А рыки порадовались рыбка за детей, а затем хвостом махнули и  уплыли в открытое море    ( звучит тихая музыка)

 А наше путешествие продолжается. Закрываем снова  глазки! И, словно кораблик, плывём по морю, прямо в сказку.

Витя:                                  «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

 Бьётся вода о борт корабля. И мы причаливаем к берегу…Открываем глаза!  О чудо! Перед нами перо, которым писал свои стихи сам А.С.Пушкин!  Это значит, что мы попали в страну сказочников.  И это значит, что мы не только будем слушать сказки, но и пробовать сочинять их.   Хотите попробовать?

(Ответ детей)

 

 

 ВОССТАНОВИ СТИХОТВОРЕНИЕ

 

Ведущий. А сейчас  предлагаю вам очень поэтическое задание.  В сказках случился переполох и все слова перемешались. Весь смысл потерялся и  красивые стихи превратились в бессмысленный набор слов. Ребята, поможете восстановить  стихотворный строй сказок?  Для этого нужно из оставшихся слов восстановить стихотворения целиком.  (предлагает поочередно командам задания).

 

1) толоконный , по базару, посмотреть

Жил-был поп, толоконный лоб,

Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого   товару.

2) приплыла, чего, старче

                                          Приплыла к нему рыбка, спросила:

                                         Чего тебе надобно, старче?

3)  Под   окном, вечерком, пряли

                                         Три девицы под окном

                                         Пряли поздно вечерком.

4)  Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

                                         Ветер по морю гуляет

                                         И кораблик подгоняет,

                                         Он бежит себе в волнах

                                         На раздутых парусах.

 

              КОНКУРС "ИЗ ОДНОЙ ЛИ МЫ СКАЗКИ?"

 

Предлагается ответить за одну минуту на шесть вопросов. Каждые десять секунд Кот называет вопрос, участники записывают ответы индивидуально на листок бумаги (да - нет).

Царевна Лебедь и Балда? (Нет) 

Князь Гвидон и Царевна Лебедь?  (Да)

Попадья и золотая рыбка? (Нет)

Поп и Балда? (Да)

Старик и белка? (Нет)

Сватья баба Бабариха и бесёнок? (нет)

Старик и золотая рыбка?(ДА)

Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)  

 

По окончании конкурса Кот подсчитывает количество правильных ответов, разъясняет ошибки.

 

 

КОНКУРС "ЧЬИ ВЕЩИ?"

 

Ученый Кот поочередно задает вопросы участникам заключительного этапа викторины, на ответ дается не более пяти секунд, при неправильном ответе одного из участников право ответа на этот вопрос переходит к следующему.

Разбитое корыто? (Старуха)

Невод? (Старик)

Дубовый лук? (Князь Гвидон)

Прялка? (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке",         три девицы из "Сказки о царе Салтане")

Орешки золотые (Белка)

Кораблик, тот что по морю гуляет  (Купцам)

Бочка ( Гвидон и его мама царица)

Заяц – меньшой брат?  (Балда)

 

СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ

Группа, управляемая воспитателем, сочиняет свою сказку. Зачитываем, после чего запечатываем в конверт и отправляем А.С.Пушкину

 

 

Ведущий:  Вот и сказке конец! А кто слушал, молодец! Пора возвращаться из нашего сказочного путешествия.  

Хочу отметить, что команда у нас была просто замечательная,  а особенно отличились …  Подводятся итоги викторины. Подсчёт призов. Выявление пободителей. Каждому ребёнку вручается рисунок с рамкой на темы сказок А.С.Пушкина для последующего закрепления их над кроватками детей. Под музыку «В гостях у сказки»